Что изображено на царь колоколе. Молчащий гигант

Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве , но и в Петербурге , Киеве и других русских городах.

Из истории Царь-колокола в Москве

Первый Царь-колокол в Москве весом около 40 тонн был отлит ещё в 1600 году. Во время пожара в середине 17 века он упал с колокольни и разбился. Было решено выплавить новый, более мощный. И новый «великан», установленный на звоннице рядом с колокольней Ивана Великого , был весом 130 тонн. В 1654 году, когда отмечали рождество и били во все колокола, он разбился. Заново отлитый Царь-колокол весил уже более 160 тонн. Отлит он был мастером А. Григорьевым. Сильный пожар 19 июня 1701 года опять не пощадил «Царя»: он упал и тоже разбился. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать проект нового колокола. 4 года шли подготовительные работы. На Ивановской площади, рядом с колокольней, была сооружена форма в яме глубиной 10 метров. Ее стены укрепили при помощи кирпичей и дуба. Дно выложили дубовыми сваями, на которые положили железную решетку. На ней были установлены форма и кожух для отливки великана. Для плавки были построены четыре плавильные печи. Использовался металл старого колокола с добавлением меди. Работа по отливке была поручена Ивану Моторину. К ноябрю 1734 года все подготовительные работы завершились. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но отливка не началась, поскольку в двух печах случилась авария и медь вытекла под печи. В результате начался пожар. Начались восстановительные работы. А вскоре в августе 1735 года Иван Моторин умер. Работу продолжил его сын Михаил. 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол был отлит. После того, как он остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Прибежавшие люди хотели потушить загоревшиеся деревянные доски и бревна над ямой, в которой находился колокол, поскольку от высокой температуры он мог расплавиться. Его стали поливать водой. От резкого перепада температур раскаленный металл начал трескаться, и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Так, почти 100 лет (с 1735 по 1836 год) пролежал он в литейной яме. После Отечественной войны с французами, когда восстанавливали Кремль , Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого как образец русского литейного искусства.

Описание Царь-колокола

Царь-колокола в Москве - самый большой металлический колокол в мире. Его высота – 6,24 метра. Диаметр – 6.6 метра, масса - почти 200 тонн. На нем можно видеть надпись, что отлит он был в 1733 году Иваном Моториным с сыном своим Михаилом. В действительности же он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. Неточность надписи говорит о том, что «великан» был отлит по форме, изготовленной первоначально. Поднимали его под руководством Августа Монферанна, архитектора знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге , имеющего опыт работы с тяжелыми конструкциями. Народ был изумлен мощью и красотой поднятого великана. После того, как его очистили, позолотили верхнюю часть, можно было видеть серебристо-серую поверхность. Газеты писали: «…изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны».

Постамент, на котором был установлен «великан», был создан по проекту А. Монферрана. Медная держава с позолоченным крестом наверху – также выполнена по его проекту. Изображение царя Алексея Михайловича во весь рост в парадном платье с державой и скипетром в руках напоминает нам о том, что при нем, в 17 веке, был вылит Царь-колокол – его предшественник.

Императрица Анна Ивановна изображена в коронационном платье. Именно она издала указ об отливке нового колокола. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Можно видеть Христоса и Богоматерь, Иоанна Предтечи и Святую Анну, а также апостола Петра.

Между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича изображены два красивых фигурных картуша, внутри которых расположены надписи об истории создания колокола. К сожалению, пожар 1737 года помешал полностью воплотить намеченные планы. Некоторые работы по чеканке остались невыполненными. Недавно архивы помогли восстановить забытое имя скульптора, автора декора. Это был Федор Медведев.

Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей

Царь-колокол (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Что такое Царь-колокол и где его можно увидеть, знают практически все. Однако мало кому известна история этой интереснейшей московской достопримечательности. Сегодня Царь-колокол находится на территории Кремля - прикоснуться к нему и сфотографироваться на память может любой турист. А началась история создания этого огромного колокола с царя Ивана III. В то время правители России негласно соревновались между собой в том, кто сделает самый большой колокол, превосходящий все предыдущие по весу, размеру и силе звучания. При Иване III был отлит колокол весом 8 тонн. При его сыне Василии III сделали 16-тонный колокол.

Известный французский механик короля Жермень отказался от предложения изготовить Царь-колокол. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно сделать колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.

Иван Грозный пошел дальше и повелел отлить колокол в 35 тонн. Рекордным для того времени стал колокол весом 128 тонн, изготовленный в 1654 году по указу царя Алексея Михайловича. Он стал украшением храма Ивана Великого в Кремле. Однако вскоре тяжелый колокол упал и разбился. Позже был сделан Большой успенский колокол, который тоже затем разбился.

В 1730 году императрица Анна Иоановна решила во что бы то ни стало сделать самый большой колокол и оставить тем самым память о своем правлении. Она приказала переделать уже имеющийся Большой успенский колокол таким образом, чтобы его вес был 160 тонн. Стоит отметить, что на такую работу соглашались далеко не все мастера. Так, известный французский механик короля Жермень отказался от предложения. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно изготовить колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.

Сначала он сделал небольшую пробную модель весом 12 пудов и отправил все свои чертежи и схему подъема на утверждение в Санкт-Петербург. На подготовку к изготовлению Царь-колокола ушло более полутора лет. Сам же колокол отлили 25 ноября 1735 года. Размеры Царь-колокола были поистине огромны: высота 6,14 метра, нижний диаметр - 6,6 метра. Мастер Иван Моторин не дожил до завершения работы, поэтому его дело продолжил сын Михаил. Кстати, в общей сложности над созданием Царь-колокола трудились около 200 человек: кузнецы, слесари, столяры, скульпторы, резчики и многие другие.

Увы, поднять колокол не смогли - он так и остался в литейной яме. Через два года случился пожар, и Царь-колокол пришлось спасать. Чтобы уникальное изделие не расплавилось, его поливали водой. Но в итоге металл дал 11 трещин, от Царь-колокола отвалился внушительный кусок весом более 11 тонн.

Целый век колокол находился в яме, поскольку никто не решался поднять такую махину. Только в 1834 году создатель петербургских достопримечательностей: Александровской колонны и Исаакиевского собора - Огюст Монферран с помощью сложных приспособлений смог вытащить этот памятник русского литейного искусства и установить его на постамент. Интересно, что внутри постамента сохранен язык от неизвестного колокола. На сегодняшний день Царь-колокол - уникальное произведение искусства. Ему нет равных во всем мире - это самый большой колокол по весу и размерам.

Литейщик Иван Моторин был настоящим профессионалом. Он отлил многие колокола, находящиеся в Кремле, в том числе Набатный. Для Царь-колокола он придумал очень красивый орнамент и скульптурные украшения.

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.


Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.


Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.


Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».


Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII - начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.


Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Посещение Царь-колокола


Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья - Царь-колокол.

Знаменитый Царь-коло­кол предназначался для Ивановской звонницы. История его начинается со времен Бориса Годунова, повелевшего отлить колокол весом более чем в тысячу пудов и повесить на деревянном срубе. Однако в один из кремлевских пожаров деревянная звонница сго­рела, колокол упал и разбился. Алексей Михайлович приказал пере­лить его с большой добавкой металла, доведя вес до 8000 пудов, и поме­стить на Филаретову пристройку. Но царский благовестник повторил судьбу предшественника, разбившись при пожаре 1701 г.

В 1730 г. только что взошедшая на престол императрица Анна Иоанновна пожелала еще раз перелить обломки. Новый колокол должен был весить 13000 пудов (более 200 тонн). Отливка колокола та­кого размера представляла чрезвычайно сложную техническую зада­чу. Разрешить ее взялся мастер Иван Моторин. Прямо на площади ле­том 1734 г. начали устраивать печи. Первая отливка оказалась неудач­ной: печи прорвало, и металл ушел в землю, к тому же чуть было не начался пожар. Моторин начал подготовку ко второй отливке, но не успел завершить работу. Дело успешно продолжил его сын Михаил. Когда все сно­ва было готово к отливке, на площадь на всякий случай собрали 400 пожарных, и коломенский архиепископ Вениамин после молебна собст­венноручно затопил первую печь. 25 ноября 1735 г. литье было благо­получно закончено.

В целом декоративное убранство Царь-колокола - образец искусства барокко, в котором нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора. Скульп­тор Ф. Медведев, некогда посланный Петром I для обучения в Вене­цию, украсил литейную форму множеством орнаментов, надписей и рельефными фигурами Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, ко­торые надо было очистить и прочеканить. Поэтому колокол так и оста­вался в яме, на решетчатом помосте, до 1737 г., когда в Кремле в оче­редной раз разбушевалась огненная стихия. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, а при тушении огня водой колокол не­равномерно охладился и треснул. Вначале его думали перелить, но по составленной смете расходы оказались больше, чем затратили на пер­воначальную отливку. Затем возник проект (правда, вряд ли осущест­вимый) припаять отколовшийся край, однако автор проекта, архитек­тор Форстенберг, умер от чумы 1770 г. Тем временем колокол продол­жал оставаться в яме. В 1821 г. по повеле­нию Александра I яму расчистили и спустили в нее лестницу для удоб­ства любителей достопримечательностей. На поверхность земли Царь-колокол извлекли только в 1836 г., водрузили на постамент и приварили сверху проушины-кронштейны, несущие державу с крес­том; механизмы для подъема колокола сконструировал строитель Исаакиевского собора в Петербурге, архитектор и инженер О. Монферран.

"Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее - о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела." И.Д. Костина. Колокола Московского Кремля. Москва, 2007

Знаменитому московскому колоколу, который по праву считается одним из самых больших в мире, исполнилось 282 года. Царь-колокол также известен тем, что ни разу не позвонил. Впрочем, не лишним будет отметить, что его создатели планировали использовать колокол по его прямому назначению, а это молчание явилось лишь результатом стечения обстоятельств. Этот молчаливый гигант является уникальным памятником литейного искусства 18-го века. Героя нашего повествования можно смело называть настоящим долгожителем, с незавидной и драматической судьбой.

Масса Царь-Колокола – 203 тонны. Сегодня считается, что кремлёвский великан, по своему весу и размерам, уступает только Великому колоколу Дхаммазеди в Бирме, который весит на 94 тонны больше. Однако самый большой и знаменитый русский колокол расположился на постаменте в самом центре столицы – Московском Кремле, а вот рекордсмена из Бирмы уже давно никто не видел. С течением времени, история о Шведагоне всё больше становится похожей на легенду.

Дело в том, что в начале 17-го века, во времена междоусобных войн в Бирме, некий португальский авантюрист по имени Фелиппе де Брито-Никоте захватил местность, где располагался Шведагон. Никоте решил переплавить этот памятник культуры на пушки и даже успел погрузить его на плоты, для перевозки. Однако плавучие сооружения не выдержали груза и перевернулись. Он далее находится на том месте, на котором затонул. Попытки подъема на поверхность закончились неудачно.

История нашего Царь-колокола более продолжительна и не менее драматична. Своим солидным размером он обязан императрице Анне Иоанновне, которая приказала отлить нового исполина из кусков старого, разбившегося колокола. Так уж вышло, что наш рекордсмен из московского Кремля имеет внушительную историю с тяжелой судьбой.

Родословная нашего самого известного колокола берет свое начало с XVII века, когда Борис Годунов приказал отлить самый большой колокол, который и получил название «Царь-колокол». Он весил 35 тонн, но однажды колокол настиг пожар во время которого он сорвался и был разрушен при падении. Из его осколков, уже по приказу государя Алексея Михайловича был отлит новый колокол, который, однако, успел прозвонить всего несколько раз и тоже разбился.

В 1654 году, из остатков былого колокола родился очередной, весивший уже 128 тонн, Большой Успенский царь-колокол. Но, данное произведение искусства, повторив судьбу своих предшественников, упал и разбился, это случилось после пожара в Кремле. Таким образом, мы подошли к тому времени, которое считается датой рождения современного Царь-колокола. Его, уже по грустной традиции, отлили в 1730 году из того, что осталось от прежнего колокола.

Что касается точных размеров, то высота Царь-колокола составляет 6 метров 24 сантиметра, а в диаметре – 6 метров 60 сантиметров.
Во время Троицкого пожара в Москве 20 мая 1737 года огонь проник в деревянное сооружение над ямой, в которой находился колокол. Местные жители, чтобы колокол не расплавился от огня, стали поливать водой раскаленный колокольный сплав. Такой резкий перепад температур не мог не сказаться на целостности данного громоздкого, но в то же время хрупкого музыкального инструмента. В результате образовалось десять сквозных трещин, вследствие чего колокол лишился внушительного фрагмента – откололся фрагмент весом 11,5 тонны.

Колокол был поврежден настолько, что его решили оставить в литейной яме, где он и оставался на протяжении почти сотни лет. Все работы по отделки были прекращены. Лишь в 1836 году колокол был поднят, его установили у подножия колокольни «Иван Великий».

Любопытная информация

Интересные факты о царь колоколе:

  1. Царь-колокол ни разу не звонил. Стоит отметить, что для него даже был отлит язык. Хотя тот, что находится на постаменте, принадлежал другому колоколу.
  2. Аналогичное название имеет самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры. Отлитый в 1748 году он весил 64 тонны, но был уничтожен в 1930 году. Вначале 2000-х на колокольню лавры установили новый «Царь-колокол» весом 72 тонны.
  3. В начале Великой отечественной войны в Царь-колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Сам он был перекрашен и замаскирован от авиа ударов.
  4. Генерал Деникин, во время Гражданской войны выпускал тысячерублевые купюры, на которых был изображен Царь-колокол. Обесценившиеся деньги Крымчане прозвали «колокольчиками».
  5. Согласно химическому анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 525 килограмов серебра и 72 килограма золота.

Дважды делались попытки восстановить Царь-колокол, однако, в итоге решили отказаться от этой затеи, предположив, что после процесса спайки звучание колокола будет не достаточно хорошим. В 1936 году этот образец достижений литейного искусства России становится самостоятельным памятником, который расположился на постаменте в московском Кремле. Эта легендарная достопримечательность и по сей день находиться там же.