Что предшествует составлению педагогической характеристики ребенка. Методика “Исключение лишнего”

Приложение 1.

Методика

«Методика определения мотивов учения

М.Р. Гинзбурга»

Цель: определение доминирующих мотивов учения.

Время проведения: 2 – я четверть

Контингент: 1 класс.

Регистрация данных: проводится индивидуально с каждым ребенком.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка, набор из 6 проективных картинок.

Процедура проведения: в основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию, рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция. Сейчас я прочитаю тебе рассказ.. Мальчики (или девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На столе перед ребенком выкладывается карточка, которая символизирует внешний мотив. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого учебный мотив. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого игровой мотив. Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого позиционный мотив. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А выучишься – можешь стать, кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого социальный мотив. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого мотив получения отметки.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: «Кто, по – твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему». Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.

Критерии оценивания: оценивается вывод ребенка.

Вывод: на основе выбора ребенка делаются выводы о характерном для него мотиве учения. Если в каждом выборе ребенок выбирает разные картинки, что говорит о разной мотивации, то экспериментатор уточняет у ребенка, какая же из них для него более предпочтительна. Если у ребенка преобладает учебный мотив – это говорит о наличии у него собственно учебно–познавательного мотива учения, восходящего к познавательной потребности. Социальный мотив характеризует наличие широких социальных мотивов, основанных на понимании общественной необходимости учения. Позиционный мотив показывает стремление ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими. Игровой говорит о недостаточности понимания ребенком своего нового положения, о неадекватности восприятия им школьного статуса. Мотив получения отметки показывает значимость для ребенка получения высокой отметки.

Приложение 2

Опросник (для родителей)

«Особенности поведенческих проявлений у детей

В период адаптации к 1-му классу»

Цель : изучить характер поведения ребенка в период его адаптации к школе и школьному режиму.

Время проведения: конец первой четверти – начало второй четверти.

Контингент: 1 – класс.

Регистрация данных: индивидуальный опросник заполняется родителями.

Необходимые материалы: опросник, ручка.

Критерии оценивания: родитель читает вопрос и выбирает тот ответ, который кажется ему наиболее верным относительно его ребенка.

Обработка: каждый ответ анализируется качественно.

Вывод: на основании полученных результатов мы можем сделать вывод о степени и характере адаптации ребенка к школе. В случае, если практически на все вопросы даны положительные ответы, мы можем говорить об успешности приспособления ребенка к новой для его среде, если нет – то это указывает на некоторые затруднения в адаптации, требующие дальнейшей психологической работы с таким ребенком.

Инструкция : Прочитайте внимательно вопросы и подчеркните тот вариант, который кажется вам наиболее подходящим для вашего ребенка.

Дата __________ Ф.И.ребенка _________________________ Класс________

Кем заполняется анкета (мама, папа)_______________________________

1.Охотно ли ребенок идет в школу

Неохотно

Без особой охоты

Охотно, с радостью

Затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособлен ребенок к школьному режиму? Принимает ли он новый распорядок?

Пока нет

Не совсем

В основном да

Затрудняюсь ответить

3.Переживает ли ребенок свои успехи и неуспехи?

Скорее нет, чем да

Не вполне

В основном да

Затрудняюсь ответить

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

В основном отрицательные впечатления

Положительных и отрицательных впечатлений примерно поровну

В основном положительные впечатления

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий, если он делает их дома?

Просьба указать конкретную дату ____________

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении школьных заданий?

Довольно часто

Иногда

Не нуждается в помощи

Затрудняюсь ответить

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует

Обращается за помощью

Старается преодолеть сам, но может отступить

Настойчив в преодолении трудностей

Затрудняюсь ответить

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Сам этого сделать не может

Иногда может

Может, если его побудить к этому

Как правило, может

Затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

Довольно часто

Бывает, но редко

Такого почти не бывает

Затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Приложение 3

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено

Цель: диагностика межличностных отношений в группе.

Участникам исследования описывались три ситуации. Учащиеся должны назвать трех одноклассников при ответе на каждый вопрос. Перечень вопросов следующий:

    Ты сегодня пришел в школу, и учительница разрешила сесть в пару за партой с любым человеком, с которым ты пожелаешь. Напиши имя того человека, с которым ты предпочел бы сидеть. А теперь представь, что этот человек, по каким-то причинам не пришел на учебу, кого теперь ты выберешь? А на следующий день и второго человека нет, выбери другого участника, с которым ты сядешь за парту.

    У тебя сегодня День рождения. Кого бы ты пригласил на свой праздник в первую очередь, во вторую очередь и в третью очередь.

    Представь, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят мог бы быть с тобой рядом в корабле.

По анализу сделанных выборов формируются сводные таблицы. На основе показателей таблицы строиться социограмма взаимоотношений и определяются статусы детей в коллективе.

Приложение 4

Методика «Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»»

Цель: исследование самооценки ребёнка.

Время проведения: 2-я и 4-я четверти.

Контингент: 1-й класс

Регистрация данных: проводится индивидуально с каждым ребёнком.

Необходимые материалы : регистрационный бланк с рисунком лесенки, ручка.

Процедура проведения : ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с 7 ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция. «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на 3 ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на 3 нижних ступеньках окажутся самые плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети ни плохие, ни хорошие. Покажи на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Ребёнок также может нарисовать себя на лесенке. После этого его спрашивают: «Ты на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким бы ты хотел быть». Ребёнок в качестве идеального образца может снова нарисовать себя и рядом поставить цифру «два». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)». Ставится галочка или крестик.

В методике используется стандартный набор характеристик: хороший – плохой; добрый – злой; умный – глупый; сильный – слабый; смелый – трусливый; самый старательный – самый небрежный и др. Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание, испытывает ли колебания, раздумывает, аргументирует ли свой выбор. Если ребёнок не даёт никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Критерии оценивания: оценивается местоположение на лесенке, куда ребёнок себя «поставил».

Вывод: важно учитывать тот факт, что, если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают это задание. Как мы полагаем, вывод о характере самооценки можно сделать по количеству попыток отнести себя на верхние, нижние или среднюю ступени. Где больше этих отнесений, там и маркируется самооценка ребёнка.

Характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой

Завышенная самооценка

    Обдумав задание, ставит себя на 3 – ю или 4- ю ступень. Объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Считает, что оценка взрослого такая же лишь несколько выше.

Адекватная самооценка

    Ставит себя на нижние ступеньки. Свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: Мама так сказала»

Заниженная самооценка

Инструкция психологу. «Отметьте крестиком ту графу, куда ставит себя ребёнок при ответе на ваши вопросы».

Регистрационный бланк

Дата __________Класс_________Ф.И. ребёнка________________

Приложение 5

Модифицированная методика для родителей «Я и ценности моей жизни» Е.Степанова

Уважаемые родители! Предлагаем вам поразмышлять о ценности жизни вашего ребенка. Выполните, пожалуйста следующие задания:

Продолжите предложения:

    Хороший ученик – это…

    Счастливый ученик – это…

    Больше всего я ценю в своем ребенке…

    Цель школы заключается…

Назовите три заветные желания относительно обучения и воспитания вашего ребенка в школе:

    Первое желание…

    Второе желание…

    Третье желание…

Ответьте на вопросы:

    Где ваш ребенок в наибольшей степени может проявить себя и свои способности (отметьте перечисленные ниже ответы, которые соответствуют вашему мнению):

На уроке

В общественных делах

На занятиях кружка, секции, в клубах

При проведении досуга

Нигде

    Где, как вы думаете, вашего ребенка больше ценят и понимают (отметьте перечисленные ниже ответы, которые соответствуют вашему мнению):

В классе

В кружке, секции

В компании друзей

Нигде

Где-то еще (допишите свой вариант)

Приложение 6

Модифицированная методика М. Рожкова «Самоуправление»

Методика М .И. Рожкова предназначена для определения уровня развития самоуправления в коллективе учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Цель: определить уровень развития само­управления в коллективе учащихся.

Ход проведения . Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

Смысловое значение цифровых кодов: 4 -«Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная сис­тематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

    включенность учащихся в самоуправленческую дея­тельность (предложения 1-4);

    организованность коллектива (5-8);

    ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

    включенность группы в дела коллек­тива (13-16);

    отношения группы с другими ученическими общно­стями (17-20);

    ответственность учащихся группы за дела коллектива (21-24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выстав­ленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное коли­чество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива группы, объедине­ния определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в группе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний; если больше 0,8 - высокий.

Приложение 7

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Уважаемые родители, обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:

4
– совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0

Я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1

Приложение 8

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Цель : выявить нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения . Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком * .

    На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

    • а) обойду, не потревожив;

      б) отодвину и пройду;

      в) смотря какое будет настроение.

    Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

    • а) ничего, какое мое дело;

      б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

      в) подойду и непременно заговорю.

    Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

    • а) тороплюсь в школу;

      б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

      в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

    Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

    • а) предложу свою помощь;

      б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

      в) если попросят, я, конечно, помогу.

    Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

    • а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

      б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

      в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

    Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

    • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

      б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

      в) вступаюсь за обиженного.

    Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

    • а) они мои, раз я их нашел;

      б) завтра спрошу, кто их потерял;

      в) может быть, возьму себе.

    Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

    • а) на шпаргалки, конечно: экзамен - это лотерея;

      б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

      в) на свои знания.

    Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

    • а) найду что-нибудь рядом с домом;

      б) поищу высокооплачиваемую работу;

      в) хочу создавать нечто ценное на земле.

    Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

    • а) по России;

      б) по экзотическим странам;

      в) по одной из ведущих развитых стран.

    Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

    • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

      б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

      в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

    Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

    • а) соглашусь с благодарностью;

      б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

      в) отказываюсь решительно.

    Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

    • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

      б) выполняю, конечно;

      в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

    Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

    • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

      б) не знаю, как придется;

      в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

    Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?

    • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

      б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

      в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

    Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

    • а) еду на дачу согласно плану;

      б) не еду, остаюсь, конечно;

      в) жду, что скажет мой товарищ.

    Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

    • а) бездомный щенок;

      б) взрослый пес с известным Вам нравом;

      в) дорогой щенок редкой породы.

    Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

    • а) напомню о праве на отдых;

      б) делаю, раз надо;

      в) посмотрю, что скажут остальные.

    С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

    • а) отвечаю тем же;

      б) не замечаю, это не имеет значения;

      в) разрываю связь.

    Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

    • а) играю, конечно;

      б) разумеется, не играю;

      в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

    Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

    • а) самому (самой) приготовить все блюда;

      б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

      в) пригласить гостей на кофе.

    Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

    • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

      б) обеспокоен, строю планы самообразования;

      в) буду ожидать новых сообщений.

    Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

    • а) ужасно завидую, мне неудобно;

      б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

      в) я, как все, аплодирую.

    Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

    • а) отдаю – здоровье дороже;

      б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

      в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

    Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

    • а) о новогодних подарках;

      б) о каникулах и свободе;

      в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

    Какова роль музыки в Вашей жизни?

    • а) она мне нужна для танцев;

      б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

      в) она мне просто не нужна.

    Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

    • а) снятся родные места;

      б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

      в) не замечал (не замечала).

    При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

    • а) нет, если мои дела идут хорошо;

      б) да, в настоящее время довольно часто;

      в) не замечал (не замечала).

    Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

    • а) отбираю интересное и приношу;

      б) ненужных мне книг у меня нет;

      в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

    Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

    • а) да, безусловно, могу;

      б) нет, на свете много интересного;

      в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

    Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

    • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

      б) человеку просто повезло прославиться;

      в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных . Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 8

Социальный паспорт

    Всего учащихся в классе

    Учащиеся из малообеспеченных семей, стоящие на учёте в органах соцзащиты:

    Учащиеся из многодетных семей:

    Учащиеся из семей, где есть родители-инвалиды:

    Учащиеся – инвалиды:

    Дети с особыми образовательными способностями:

    Опекаемые (подопечные) дети:

    Из них круглые сироты:

    Учащиеся, стоящие на внутришкольном учёте в «группе риска»:

    Неблагополучные семьи:

    Вынужденные переселенцы:

    Беженцы (со статусом или без него):

    Родители – чернобыльцы:

    Неполные семьи:

Материальное благосостояние семей

    Ниже прожиточного минимума

    Низкий доход

    Средний доход

    Выше среднего

Возрастной состав:

    25-30 лет

    30-40 лет

    Свыше 40 лет

Образовательный уровень родителей

    Неполное среднее

    Среднее

    Среднее специальное

    Высшее

Профессии родителей

    Образование

    Работники по найму в частных структурах (продавцы, водители, техперсонал)

    Частные предприниматели

    Военнослужащие и работники силовых структур

    Неработающие

    Пенсионеры

    Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за учащимся в различных сферах его жизни – обучении, общении, социальном поведении.

    Психолого-педагогическая характеристика на учащегося составляется с разными целями, исходя из которых, её содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения ученика в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется.

    Подробные, развёрнутые характеристики требуются при переводе учащегося из одной школы в другую, при необходимости дополнительного обследования на ПМПК, для уточнения или изменения образовательного маршрута.

    Составлению характеристики предшествует важный период – наблюдение за учащимся и изучение его познавательной деятельности, личностных качеств, индивидуально-психологических особенностей. Кроме этого, изучается характер усвоения знаний по предметам, причины затруднений в усвоении знаний, особенности отношения учащегося к разным предметам, особенности индивидуального подхода в ходу учебного процесса. За данный раздел ответственным является классный руководитель, однако для наиболее объективной и полной характеристики желательно участие других специалистов, работающих непосредственно с учащимся: воспитателя, учителей-предметников, логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Особенности речевых нарушений даёт логопед.

    Участие учителей-предметников в составлении психолого-педагогической характеристики позволяет раскрыть особенности познавательной деятельности.

    Воспитатель проводит изучение ученика со стороны его личностных качеств, поведения, отношений в коллективе. Вместе с тем воспитатель собирает материал по отношению учащегося к выполнению домашнего задания, фиксирует встречающиеся трудности при их выполнении.

    Значительная роль в составлении психолого-педагогической характеристики отводится психологу и социальному педагогу. Психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, даёт описание эмоционально-волевой сферы ученика. Социальный педагог описывает условия, в которых воспитывается ребёнок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения ученика, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, учётов в органах профилактики.

    Таким образом, в сборе материала для психолого-педагогической характеристики участвуют все специалисты школы.

    Все данные об ученике в течение учебного года фиксируются в дневнике наблюдений, который является основным опорным документом, содержащим данные о конкретном ученике. Кроме дневника наблюдений при составлении характеристики ученика используется его личное дело, где особое внимание уделяется заключению ПМПК, классный журнал, продукты деятельности учащегося – тетради, рисунки и т.п.

    Изучение ученика начинается со знакомства с его личным делом: с данными ПМПК, характеристика за прошлые годы обучения, данные об успеваемости.

    При изучении ученика коррекционной школы перед педагогом стоят следующие задачи:

    1. Установление склада умственного развития с определением диагноза (лёгкая, средняя или тяжёлая умственная отсталость). Однако необходимо помнить, что обозначение диагноза ребёнка в характеристике является грубейшим нарушением его прав. Таким образом, педагог даёт характеристику интеллектуальному развитию ребёнка без обозначения диагноза.
    2. Определить структуру дефекта (нарушение нейродинамики, патология анализаторов, нарушение личности).
    3. Определение особенностей развития познавательной деятельности и личностных качеств.
    4. Различное отношение к нормам поведения, различия в отношениях со сверстниками и взрослыми.
    5. Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий более успешной социально-трудовой адаптации.

    При изучении ученика должны соблюдаться следующие принципы: комплексность, объективность, всесторонность, принципы индивидуального и динамического подхода.

    Психолого-педагогическая характеристика должна отвечать следующим требованиям:

    1. Быть развёрнутой, полной и подробной.
    2. Содержать анализ полученных данных, выводов, подтверждённых фактами и примерами.
    3. В характеристике должны быть указаны не только отрицательные, но и положительные черты личности ученика и его познавательной деятельности.

    План-характеристика ученика коррекционной школы

    ХАРАКТЕРИСТИКА
    учащегося …. класса
    название учреждения
    ………………….(ФИО) (год рождения)

    I. Общие сведения об ученике и его семье

    Указывается год поступления в школу. Откуда поступил ученик в коррекционную школу (их какого типа учреждения или семьи). Сколько лет и в каких классах обучался до этого. Состав семьи, материальное положение семьи, социальный статус семьи, культурный уровень семьи, наличие асоциальных и факторов и вредных привычек у родителей. Кто осуществляет воспитание в семье, имеется ли единство требований в воспитании. Поведение школьника дома, его режим дня, трудовые обязанности по дому. В какой форме осуществляется контакт между школой и семьёй.

    II. Данные медицинского обследования

    В связи с охраной прав ребёнка диагноз ПМПК, а также особенности анамнеза в характеристике не указываются. Если есть необходимость и факты, то в редких случаях допустимо употреблять следующую трактовку “поступил в коррекционную школу по рекомендации ПМПК, за годы обучения в коррекционной школе диагноз ПМПК подтвердился”.

    В характеристике необходимо отразить общее физическое развитие ученика, имеющиеся нарушения. Далее раскрываются особенности высшей нервной деятельности и характер поражений центральной нервной системы. Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторная скованность, расторможенность, нарушение координации движений, состояние мелкой моторики), наличие сложного дефекта. Также необходимо указать средства укрепления здоровья и методы коррекционной работы.

    III. Успеваемость

    В данном разделе необходимо отразить успеваемость ученика по предметам. Желательно, чтобы учителя, обучающие данного ученика дали подробную характеристику познавательной активности ребёнка на каждом уроке, а также отношение к учебному предмету, дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашнего задания.

    Как в ходе обучения и подготовки домашнего задания учитываются психофизические особенности ученика, трактуется общая система работы по повышению успеваемости данного ученика.

    IV. Особенности внимания и познавательной деятельности

    Особенности внимания и познавательной деятельности раскрываются на основе наблюдений за учеником, анализа учебного процесса, бесед с учеником, педагогами, изучения продуктов деятельности и результатов учебного труда.

    1. Особенности внимания, в особенности произвольного, его объём. Легко ли привлекается внимание на уроке и при подготовке домашнего задания. Устойчивость, распределение, переключаемость внимания, отвлекаемость, рассеянность и их причины. Какие средства привлечения внимания наиболее эффективны для данного ученика.
    2. Особенности ощущения и восприятия. Темп, полнота, правильность восприятия, узнавание объектов и явлений. Восприятие времени: знание и понимание мер времени, последовательности событий, их отдалённости или близости. Восприятие формы, величины, положения в пространстве.
    3. Представления: полнота, фрагментарность, искаженность и уподобляемость.
    4. Особенности памяти: запоминание (темп, объём, осознанность, точность). Характер запоминания информации (произвольность и продуктивность). Сохранение материала в памяти. Узнавание известного в новом материале. Характер воспроизведения: полнота, логичность, последовательность, характер ошибок при воспроизведении (повторяемость, привнесения, искажённость и др.). Уровень развития памяти: преобладание механической или словесно-логической памяти. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала.
    5. Особенности мышления. Активность или пассивность мышления, стереотипность, тугоподвижность, последовательность рассуждений, критичность. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Выполнение анализа, синтеза, сравнения, обобщений. Особенности усвоения понятий: умение выделить существенные признаки, дать определение. Какой вид мыслительной деятельности развит у ученика (наглядно-образный, понятийный).
    6. Речь: степень развитости речи, способность понимания обращаемой речи. Характеристика словаря: объём словаря, особенности грамматического строя. Темп, выразительность и активность речи. Характер монологической речи: логичность, связность, завершённость. Характер диалогической речи: умение поддержать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопросы, характер формулирования ответов. Особенности письменной речи: понимание текста, характер ошибок при письме, умение выразить мысль письменно, точность употребления слов и характер предложений. Затруднения в выполнении письменных работ: при списывании, письме под диктовку, самостоятельной работе. Соотношение устной и письменной речи. Наличие дефектов речи и их характер. Коррекционная работа логопеда.

    V. Личность и поведение

    1. Нравственные качества ученика.
    2. Отношение к труду и учёбе: положительное, индифферентное, отрицательное. Заинтересованность, трудолюбие, отношение к педагогам и воспитателям.
    3. Дисциплинированность, отношение к правилам и требованиям, поведение на уроках, при подготовке домашних заданий, в ходе мероприятий, в группе, в свободное время, в общественных местах. Уровень сформированности общественных норм. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности.
    4. Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др. Уровень сформированности мотивов и потребностей, наличие дефектов правосознания и ценностно-нормативных ориентаций. Соотношение побудительной и смыслообразующей функции мотивов, уровень опосредованности мотивов.
    5. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков.
    6. Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, направленность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые педагогом для поддержания интересов и их развития у данного ребёнка.
    7. Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др.
    8. Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др. Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других, прогнозирование собственного будущего.
    9. Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей.
    10. Система взглядов, интерес к общественным событиям нашей страны. Стремление быть полезным коллективу и обществу.
    11. Наличие вредных привычек, учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике.

    VI. Заключение

    В качестве заключения психолого-педагогической характеристики необходимо отразить общее мнение об учащемся, сделать выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Определить в чём проявляется апатичность развития личности и основной недостаток. Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность.

    В конце характеристики необходимо указать дату её составления, а также специалистов, участвовавших в её составлении. Например, “характеристика составлена по материалам классного руководителя…” с указанием ФИО и должности специалиста. Характеристика заверяется подписью руководителя учреждения. При необходимости с характеристикой знакомят родителей или законных представителей несовершеннолетнего под роспись с датой.

    Список использованной литературы:

    1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск, 2001.
    2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1981.
    3. Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательную школу. – М., 1973.
    4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
    5. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М., 2003.
    6. Основы специальной психологии./Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
    7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2002.

    Елена Низова
    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написание психолого - педагогической характеристики на воспитанников в период выпуска в школу, переходом в другое ДОУ, а особенно на детей логопедических групп. Поэтому предлагаю вашему вниманию пример психолого-педагогической характеристики на ребенка старшего дошкольного возраста .

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста , направляемого на ПМПК .

    Ф. И. О. Родился. г.

    Ребенок посещает старшую логопедическую группу МБДОУ №….

    Состав семьи : семья полная, мать – Ф. И. О., образование - высшее, м. работы – ….», должность – ….; старший ребенок – сын : Ф. И. О., …. г. р., ученик … класса МБОУ средней общеобразовательной школы № …города….

    Семья социально благополучная, моральная обстановка удовлетворительная. Стиль семейного воспитания – демократический (строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы ребенка ). Для успешного развития ребенка созданы благоприятные условия для игр и занятий.

    Мальчик испытывает небольшие затруднения в речевом развитии (произношении некоторых звуков – изолированно произносит все звуки правильно). Трудности носят временный характер . Ребенку присущи следующие уровни развития :

    Художественно – эстетическое развитие (средний уровень)

    сформированы : - навык и интерес к слушанию художественных произведений (выразительно читает стихи, участвует в инсценировках) ; - изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы окружающей действительности на основе собственных наблюдений, - недостаточно сформированы : навыки работы с ножницами; - не всегда ритмично двигается в соответствии с характером музыки .

    Физическое развитие (высокий уровень) – соответствует возрастной норме . Егор участвует в играх – соревнованиях и играх – эстафетах.

    Познавательно – речевое развитие (средний уровень)

    Ребенок имеет достаточный запас словарных образов, использует в речи слова синонимы и антонимы, владеет формами словоизменения. Мальчик хорошо составляет простые предложения и распространяет их однородными членами. Темп речи : умеренный, речь – интонационно-выразительная. Звуки сформированы, но произношение в игровой и свободной речевой деятельности еще не закреплено. Егор знаком с буквами и сформирован навык чтения слогов с пройденными буквами; умеет сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам; сформированы навыки о времени года, смене частей суток, очередности дней недели и др.

    Социально – личностное развитие (высокий уровень)

    У дошкольника хорошо развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, подражательность. Он хорошо знаком с правилами поведения, формами общения, отзывчив, способен сочувствовать и заботиться о других. С удовольствием выполняет трудовые поручения, умеет доводить дело до конца, владеет навыками самообслуживания.

    Мальчик проявляет следующие умения в продуктивных видах деятельности : - владеет разными способами лепки (умеет лепить животных, птиц, разные предметы) ; - создает композиции в технике аппликации; - умеет рисовать разными материалами по представлению и с натуры. Не всегда удается изображать предметы и явления в движении, симметричное вырезывание.

    Реакция на неудачи - адекватная : проявляет усилия для преодоления трудностей. В работе с ребенком воспитатели , логопед используют индивидуальный, дифференцированный подход, а также работу с родителями для преодоления речевых трудностей в развитии ребенка .

    Егор умеет управлять своим поведением, охотно реагирует на требования и замечания; может обратиться за помощью, ориентируется в окружающей обстановке. Характер деятельности устойчивый, работает с интересом.

    Состояние познавательных процессов :

    Восприятие соответствует возрасту . Зрительное и слуховое восприятие не нарушено; в восприятии пространственных отношений ориентируется; целостный образ предмета сформирован – разрезные картинки собирает самостоятельно; во временных представлениях ориентируется хорошо.

    Память преобладает : зрительная, слуховая, моторная. Произвольное и непроизвольное запоминание развито хорошо.

    Словесно-логическое мышление формируется и соответствует возрасту . Наглядно – действенное мышление соотносится с наглядно – образным.

    Познавательное воображение сформировано, ребенок строит образ путем дополнения действий разнообразными деталями. Творческое воображение проявляется в сюжетно – ролевых играх. Внимание устойчивое.

    Речевое развитие : словарный запас соответствует норме, грамматический строй речи сформирован, связная речь логична и последовательна, фонематический слух, звуковой и слоговой анализ соответствуют норме; звукопроизношение сформировано, но не закреплено.

    Мальчик спокойный, уравновешенный, неконфликтный, активный, самостоятельный, добрый, ласковый, аккуратный и бережливый; в незнакомой обстановке проявляется робость. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко и быстро.

    Обучаемость, программный материал и интерес ребенка к получению знаний на высоком и среднем уровне. Психолого – педагогические показатели соответствуют возрасту .

    Заведующий ___

    Воспитатель ___

    Публикации по теме:

    Диагностика культуры поведения ребенка старшего дошкольного возраста Программа наблюдения за культурой поведения ребенка 1. Умение здороваться а) здоровается громко со всеми 3 б) обращается только к воспитателю.

    Конспект занятия «Гармонизация эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста» Ход: Ритуал приветствия. По очереди друг другу положили ладошки на ладошки: «Доброго дня» Я расскажу тебе одну историю. В одной стране,.

    Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического.

    Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Представляю примерный образец написания характеристики на ребенка дошкольного возраста для ЦПМПК. Психолого-педагогическая характеристика.

    Педагогическая характеристика дошкольника для прохождения медосмотра перед поступлением в школу Педагогическая характеристика дошкольника для прохождение медосмотра перед поступлением в школу (ФИО) с *** года рождения, проживающего.

    Цель: изучить психологические особенности сознания и личности учащегося и составить психолого-педагогическую характеристику.

    Педагогу необходимо уметь ориентироваться в учебно-воспитательном процессе на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. Это предполагает не только умение выделить отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность, выступающую в качестве активного субъекта собственной жизнедеятельности и всех тех социальных контактов, в которые он включён. Поэтому психолого-педагогическая характеристика является средством для целостного восприятия педагогом личности учащегося.

    Этапы выполнения задания

    1. Выбрать двух учащихся с различным уровнем успеваемости для изучения и последующего написания психолого-педагогической характеристики, установить с ними личный контакт.

    2. Изучить схему психолого-педагогической характеристики и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии схемы наблюдений, планы бесед и экспериментальные методики.

    3. В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления психолого-педагогической характеристики двух учащихся. На следующем этапе следует проанализировать данные, полученные в ходе изучения учащихся, обобщить их и составить психолого-педагогические характеристики.

    СХЕМА

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

    1.Общие сведения об ученике. Фамилия, имя и отчество ученика. Возраст. Физическое развитие. Состояние здоровья (в том числе нервно-психического). Состав семьи и её социально-культурный уровень.

    2.Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося. Преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает), склонность к одним предметам и затруднения в других. Психологическая характеристика учебной деятельности.



    Мотивы учебной деятельности. Состояние дисциплины и ответственности, особенности переживания успехов и неудач, отношение к похвале и порицаниям учителя, относящиеся к учебной деятельности.

    Умение учиться : умение принимать учебную задачу, умение выделять и осуществлять учебные действия и действия контроля, умение самостоятельно работать с учебником, составлять планы-конспекты, умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности. Отношение к отметкам. Умение организовать самостоятельную учебную деятельность: систематически готовить домашние задания, находить дополнительную информацию, готовить рефераты и сообщения и т.п.

    Активность на уроках . Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Преобладающий вид внимания на уроке. Сформированность произвольного внимания, распределения, переключения и устойчивости внимания.

    Особенности памяти. Преобладающий тип памяти учащегося (зрительный, слуховой, моторный). Доминирующие способы заучивания материала (механический или осмысленный), владение приемами рационального запоминания.

    Особенности мышления . Сформированность умственных действий. Умение анализировать учебный материал, обобщать прочитанное, делать самостоятельно выводы. Гибкость ума.

    Особенности речи. Умение выражать мысли в устной и письменной форме (понятность, логичность, образность, оригинальность речи, запас слов учащегося).

    Характеристика способностей. Наличие специальных способностей (к литературе, музыке, рисованию, математике и т.д.). Уровень развития общих способностей: способностей к овладению знаниями, умениями, навыками (способности к учению).

    3. Психологические особенности общения и личности учащегося. Состав класса, уровень успеваемости и дисциплина в нем. Место ученика в системе межличностных отношений (наличие или отсутствие друзей, конфликтов в общении с одноклассниками). Сформированность навыков общения. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен, организатор или исполнитель).

    Черты характера, проявляющиеся в отношении к коллективу и сверстникам: положительные (гуманность, доброта, терпимость, искренность, ответственность, справедливость, проявления дружбы и товарищества и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).

    Отношение к общественным поручениям и совместным с одноклассниками видам деятельности, качество их выполнения.

    Отношения с родителями : уважение и любовь, признание, их влияния или равнодушие, отчужденность. Отношение к педагогам, их авторитетность для ученика.

    Потребностно-мотивационная сфера учащегося. Основные мотивы поведения и цели, к которым стремится ученик. Место нравственных мотивов в общей иерархической структуре. Ценностные ориентации учащегося. Интересы ученика, их направленность (литература, музыка, спорт, техника, политика и т.д.), широта, устойчивость, связь с интересами класса. Профессиональные интересы и намерения. Предпочитаемые виды труда. Отношение к процессу и результату труда. Наличие трудовых навыков.

    Особенности самосознания . Содержание образа Я, различия между Я-реальным и Я-идеальным. Особенности самооценки.

    Эмоционально-волевая сфера . Преобладающие эмоции. Особенности эмоциональных состояний (склонность к аффективным реакциям). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Актив­ность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и сте­пень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Не­достатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).

    4. Общие психолого-педагогические выводы. Основные достижения и проблемы личности учащегося и их возможные причины (внешние и внутренние). Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.

    Критерии (шаблон) написания психолого-педагогической характеристики обучающихся.

    Это шаблон помогает быстро и без особого труда составить характеристику учащегося.

    Достаточно выбрать подходящую фразу для конкретного ученика.

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося

    Раздел 1. Общие сведения о ребёнке

    1. Анкетные данные

    1.Фамилия, имя

    2. Дата рождения

    3.Школа, класс

    2. Сведения о состоянии здоровья

    1.Часто ли болеет /часто, редко, средне/

    2.Хронические заболевания /какие

    3.Особенности функционирования нервной системы:

    Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомимый.

    Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения.

    Преобладает возбуждение, возбуждение и торможение уравновешены, преобладает торможение.

    3. Успеваемость

    Отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.

    4. Внешкольные занятия (указываются только систематические)

    1. Занятия общественно-полезным трудом (каким)

    2. Занятия художественной самодеятельностью (какой)

    3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких)

    4. Занятия спортом (каким)

    5. Занятия организационной работой (какой)

    Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребёнка

    А. Направленность интересов:

    1. На учебную деятельность 4. на достижения в спорте, туризме

    2. на трудовую деятельность 5. на отношения между людьми

    3. на художественно-эстетическую деятельность

    Б. Отношение к делу

    1.Общественная активность

    1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

    2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени.

    3.Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

    4. Редко принимает участие в общественных делах.

    5. Отказывается участвовать в общественных делах.

    2.Трудолюбие

    1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

    2. Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо. Случаи противоположного характера редки.

    3. Редко охотно берётся за работу.

    4. Чаще всего старается уклониться от любой работы.

    5. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

    3. Ответственность

    1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

    2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

    3. Часто не выполняет в срок или выполняет плохо порученное ему дело

    4. Очень редко выполняет порученное ему дело.

    5. Никогда не доводит до конца порученное ему дело.

    4. Инициативность

    1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

    2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

    3. Редко сам начинает новое дело.

    4. Почти никогда сам не начинает новое дело.

    5. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела

    5. Организованность

    1. Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

    2. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

    3. Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.

    4. Чаще не умеет распределить свою работу по времени.

    5. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

    6. Любознательность

    1. Постоянно активно узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры.

    2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

    3. Редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

    4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

    5. Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

    7. Аккуратность

    1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут – и за партой, и у доски. Бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

    2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

    3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

    4. Часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его.

    5. Совершенно не заботится о том, что бы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случаи не задумываясь, портит общественное имущество.

    В. Отношение к людям

    8. Коллективизм

    1. Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

    2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

    3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

    4. Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

    5. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом «Не лезь не в своё дело».

    9. Честность, правдивость

    1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему невыгодно.

    2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

    3. Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

    4. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

    5. Склонен всегда говорить неправду.

    10. Справедливость

    1. Активно борется с тем, что считает несправедливым.

    2. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

    3. Редко выступает против того, что считает несправедливым.

    4. Не добивается справедливости.

    5. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

    11. Бескорыстие

    1. В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

    2. Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

    3. Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.

    4. В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

    5. В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

    12. Общительность

    1. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

    2. Как правило, с удовольствием общается с людьми.

    3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

    4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

    5. Замкнут, необщителен.

    13. Чувство товарищества

    1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни.

    2. Как правило, помогает товарищам.

    3. Помогает товарищам, когда его просят.

    4. Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

    5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

    14. Отзывчивость

    1. Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

    2. Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными думами.

    3. Поглощён собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

    4. Почти не умеет сочувствовать другим.

    5. Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

    15. Вежливость, тактичность

    1. Все его поступки и слова свидетельствует об уважении к другим людям.

    2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

    3. Часто бывает невежлив и нетактичен.

    4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

    5. Всегда резок, невыдержан, как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

    Г. Отношение к себе

    16. Скромность

    1. Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

    2. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

    3. Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

    4. Часто хвастается ещё не сделанным или тем, в чём он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

    5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

    17. Уверенность в себе

    1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

    2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

    3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

    4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

    5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

    18. Самокритичность

    1. Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

    2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

    3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

    4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

    5. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

    19. Умение рассчитывать свои силы

    1. Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» – не слишком лёгкие и не слишком трудные.

    2. Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

    3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

    4. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

    5. Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

    20. Стремление к успеху, первенству

    1. Всегда и во всём стремиться быть первым в учёбе, спорте и т.п., настойчиво этого добивается.

    2. Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

    3. Стремится в чём-то одном, особенное его интересующем, добиться признания, успеха.

    4. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

    5. Никогда не стремится в чём-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

    21. Самоконтроль

    1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

    2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

    3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

    4. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно контролирует себя.

    5. Постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».

    Д. Волевые качества личности.

    22. Смелость

    1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

    4. В большинстве случаев отступает перед силой.

    5. Всегда отступает перед силой, трусит.

    23. Решительность

    1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

    2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

    3. Иногда колеблется перед ответственным решением.

    4. Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

    5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

    24. Настойчивость

    1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

    2. Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

    3. Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

    4. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

    5. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

    25. Самообладание

    1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

    2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

    3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

    4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.

    5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

    Е. Положение ребёнка в детском коллективе.

    27. Симпатия

    1. Является любимцев класса, ему прощаются отдельные недостатки.

    2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.

    3. Пользуется симпатией только у части одноклассников.

    4. Пользуется симпатией у отдельных ребят.

    5. В классе его не любят.

    4. Является членом какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музыкальная школа, клуб, дворовая компания), но авторитетом там не пользуется.

    5. Не является членом какого-либо внешкольного объединения.

    Раздел III. Особенности психических процессов и эмоций.

    1. Внимание

    1. Всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

    2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

    3. Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

    4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

    5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянного отвлекания. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

    2. Память

    1. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

    2. При заучивании может запомнить лишь то, в чём предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом.

    3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

    4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

    5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

    3. Мышление

    1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

    2. Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

    3. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

    4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

    5. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

    4. Эмоциональная реактивность

    1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слёз, взволновать рассказ, кинофильм.

    2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

    3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

    4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

    5. Общий эмоциональный тонус

    1. Постоянно оживлён, очень активен во всех сферах школьной жизни, во всё вмешивается, берётся за все дела.

    2. Оживлён, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

    3. Оживлён, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

    4. В сравнении с товарищами, менее активен и оживлён.

    5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, не смотря на то, что здоров.

    6. Эмоциональная уравновешенность

    1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

    2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

    3. Эмоционально уравновешен.

    4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

    5. Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу