Cколько дивизий у Ватикана? Интерфакс-религия.

Достаточно широко известна фраза тов. Сталина, сказанная министру иностранных дел Франции Пьеру Лавалю (1883-1945) о Папе римском. Вероятно, в русскую историографию она вошла из воспоминаний Уинстона Черчилля. Вот весь фрагмент:


Сталин образца 1935 г.

«Чтобы добиться осязаемых политических результатов в стране, Лаваль нанес трехдневный визит в Москву, где был радушно принят Сталиным. Они вели долгие переговоры, из которых можно здесь воспроизвести один отрывок, нигде до сих пор не опубликованный. Сталин и Молотов, конечно, стремились прежде всего выяснить, какова будет численность французской армии на Западном фронте, сколько дивизий, каков срок службы. После того как с вопросами такого характера было покончено, Лаваль спросил:

«Не можете ли вы сделать что-нибудь для поощрения религии и католиков в России? Это бы так помогло мне в делах с папой».

«Ого! — воскликнул Сталин. — Папа! А у него сколько дивизий? »

Мне не передавали, что ответил на это Лаваль, но он мог бы, конечно, упомянуть о тех легионах, которые не всегда можно узреть на парадах. Лаваль отнюдь не собирался связать Францию какими-либо точно сформулированными обязательствами, на которых Советы имеют обыкновение настаивать» [Черчилль У. Вторая мировая война — М., 1948-1955 — Т. 1. — гл. 8.]. Но довольно часто приводится фраза - якобы ответ Папы (Пия XI): «Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах ». Пару дней гуглил, так и не смог найти источник. При чём, источник как таковой, то есть любую ссылку на что угодно. Выходит, и эта фраза из той же оперы, что и «принял Россию с сохой и оставил ее с атомным оружием » (как известно, Черчилль, да и вообще кто бы то ни было из лидеров других стран этой фразы о Сталине не произносил).

Папа Пий XI (понтификат 1922-1939)

P.S. В литературе, СМИ (даже Интерфакс) и конечно блогосфере частенько пишут о Пие XII, что ярко свидетельствует о полном отрыве реальной исторической фразы диктатора Джугашвили (Сталина) от реальности. Мемуары Черчилля переводились ещё в СССР, поэтому нет ничего странного в т.ч. эта сталинская фраза уже давно, несколько десятилетий ходит в обиходе. Черчиллю можно верить. Однако, у хитрожопого сэра Уинстона она была произнесена в 1935 году, а понтификат Папы Пия XI завершился с его смертью в 1939-м, и врядли французские дипломатические круги ждали четыре года, чтобы донести фразу Сталина до нового понтифика. Стало быть, кроме сталинской фразы мы ничего точного о «папских дивизиях» не имеем, и ответа Папы не знаем.

«Подумаешь, папа! А сколько у него дивизий?» – примерно так пренебрежительно говорил об одном из предшественников Иоанна Павла II генералиссимус Сталин премьер-министру Черчиллю. Если бы он только знал, что созданная им восточноевропейская империя рухнет менее через полвека после произнесения этих слов. И что одну из ведущих ролей в ее падении сыграет поляк Кароль Войтыла, который стал священником в 1946 году, когда Европа уже раскололась на два непримиримых лагеря, поляк, в руках которого как раз и окажется сила, не снившаяся ни одному коммунистическому вождю, в том числе и самому товарищу Сталину.

Его роль в борьбе против коммунизма была скорее символическая. И моральная. ВСЕГО ЛИШЬ. И мораль, сила духа оказались могущественнее всех дивизий.
В оккупированной немцами Польше он не участвовал в партизанском движении и вообще не брал в руки оружие. Всего лишь играл в самодеятельном театре. Всего лишь писал стихи и учился в подпольной семинарии. Хотя как-то раз едва избежал ареста.

У новых коммунистических польских властей он не вызвал никаких подозрений в недостаточной благонадежности. «Кураторы» из Польской объединенной рабочей партии ничуть не насторожились, когда Войтыла стал архиепископом Кракова в 1963-м. Его считали ВСЕГО ЛИШЬ аполитичным мечтателем и поэтом. Он писал книги и пьесы – но не о политике, а о любви и становлении человеческой личности. Это – как же все-таки недальновидно это было с их стороны! — сочли не опасным.

Не сильно всполошились по эту сторону железного занавеса и в 1978-м, когда впервые за более чем 450 лет папой римским стал не итальянец. Более того, славянин. И даже когда через год после своего избрания Иоанн Павел II приезжал в Польшу, тот визит власти не сочли чем-то смертельно для себя страшным.

И действительно, ну и что с того, что люди за сутки занимали места на главной площади Варшавы, где должен был служить мессу папа. Что несли туда цветы. Что вдруг почувствовали свое некое внутренне единство. И – ВСЕГО ЛИШЬ! – некую внутреннюю моральную солидарность друг с другом.

А когда он закончил мессу словами молитвы «за преображение лика Земли», по толпе пронесся не то крик, не то многотысячный стон, не то какой-то энергетический разряд.

И уже через год в Польше была «Солидарность». На улицы вышли миллионы людей, которые сказали правителям: «Вы нас достали!» И те уже не стали – потому что уже не могли – стрелять в ответ, как это было в Лодзи в начале 70-х.

И стало понятно, что именно он имел в виду под «преображением лика Земли».

И даже когда генерал Войцех Ярузельский в 81-м году ввел в стране военное положение, а папа римский в ответ на это открыто вовсе не призывал поляков к восстанию (он, по сути, призвал их ВСЕГО ЛИШЬ к мирному «несотрудничеству с режимом»), даже тогда было ясно, что уже происходит что-то не то. Что дивизии не помогают. И не помогут. И что режим вскоре падет. И что падет он более или менее мирно. ВСЕГО ЛИШЬ потому, что потерпел моральное поражение, потому что морально разложился, потому что его противники были морально сильнее.

Ровно так же все потом произошло во всех без исключения соцстранах. Разве что в Румынии нашелся отмороженный спецназ. Но и там сопротивление длилось даже не дни – часы.

Возможно, самые проницательные апологеты коммунизма все же спохватились: говорят, за покушением турецкого террориста на папу стояли болгарские спецслужбы, а за теми… Впрочем, случай распорядился иначе. Или, быть может, уже было все равно поздно.

Он объездил 129 стран, став самым «путешествующим» папой в истории. Его публичные мессы становились своеобразным «религиозным хеппенингом», собирая десятки, сотни тысяч людей и подчас ставя местных правителей в неловкое положение – ВСЕГО ЛИШЬ скрытых в его тени муляжей-декораций. Они в этой тени как-то съеживались под давлением поднимавшегося людского осознания того, что высший суд все равно останется высшим. И судить там будут совсем не по тем законам, по которым принято судить грешных людей грешными же их правителями. И сила их, мирских правителей, власти сгибалась и меркла перед силой его, проповедника, духа.

На его еженедельные мессы на площади Святого Петра в Риме паломники ехали со всего света. Всегда какие-нибудь делегации удостаивались чести постоять рядом с понтификом. Он обращался к ним на их родном языке (коих весьма прилично знал шесть, а на некоторых других мог прочесть молитву), а они ему дарили какие-то свои поделки либо что-то такое исполняли-пели-танцевали. Он объезжал площадь (после покушения – на специальном папамобиле), а люди целовали или просто пожимали ему руку. Часто просто фотографировали «в лицо». Он не обижался.

Ни один папа до него не исполнял своей роли столь харизматично, пытаясь соединить проповедь с популизмом, с тем, что обычно называется «выборные технологии». Он стал первым папой-шоуменом в истории, артистично использовавшим самые современные средства коммуникации. Поэтому он вполне мог появиться на футбольном матче, мог записать диск с рэпером, уже в зрелом возрасте встать на горные лыжи, а у себя в покоях позволять посетителям танцевать брейк-данс.

Он обращался к пастве с проповедями и воззваниями, отражавшими его мнение по поводу тех вопросов, которые человечество считало больными: в благополучных странах Запада он обращал внимание на опасности глобального неравенства Севера и Юга, на бездуховность чрезмерного потребительства, боролся за восстановление и чистоту семейных ценностей. Он выступал против американских войн в Ираке и всяких других войн тоже.

Иоанн Павел II стал первым папой, выступившим в протестантской церкви, первым папой, посетившим синагогу и мечеть, положив конец вековой традиции католического церковного антисемитизма (и покаявшись за это), стараясь наладить отношения с «бурлящим», пассионарным исламом. И при этом он отрицал возможность спасения человеческой души иначе, как посредством христианской церкви и никакой другой. И при этом канонизировал своего предшественника времен Второй мировой войны папу Пия XXII, который, считается, как минимум, безмолвствовал по поводу творившегося в Европе холокоста.

Став беспредельным, если судить по прежним католическим меркам, популистом по форме своего служения Богу и людям, и прежде всего именно таким образом «вталкивая» католическую церковь в современный, стремительно меняющийся мир, понтифик всегда оставался на крайне консервативных позициях. Его мораль никак было нельзя назвать моралью реформатора (церкви и общества). Его позиция относительно разводов, абортов, контрацепции, противостояние идее рукоположения женщин-священников есть самый что ни на есть консерватизм. На его фоне даже такие, как Буш, будут смотреться либералами. При нем католическая церковь энергично выступала против популяризации и распространения презервативов даже среди беднейших слоев населения пораженной СПИДом Африки, несмотря на то что папу за это обвинили в «предательстве интересов бедных», а сам он «противоестественные методы контрацепции» поставил в один ряд с геноцидом. Тем самым, считается, оттолкнув от себя многих верующих в развитых странах.

Его консерватизм в теологии и общественных взглядах, как ни парадоксально, ни один даже самый последовательный его критик не посмел назвать мракобесием. Наверное, главной причиной тому – его истовая искренность, самоотверженность и нацеленность непременно на светлое и жизнеутверждающее. Как он это понимал и старался искренне убедить в этом других. Он не был обличающим Савонаролой, раз и навсегда взяв на себя роль терпеливого и доброжелательно настроенного наставника, умевшего обаять подчас даже не стотысячные – миллионные толпы внимавших ему людей.

За свой консерватизм, в том числе и в теологии, он подвергался довольно сильной критике со стороны либерально настроенных слоев католических священнослужителей. Они считали Иоанна Павла II слишком «ортодоксальным», виновным в том, что католическая церковь не в полной мере отвечает на вызовы XXI века, что она не реформируется. Многие были недовольны также высокой централизацией власти внутрицерковной иерархии, недостатком автономии местных церквей.

Впрочем, у консерваторов, с другой стороны, вызывали критическое раздражение его нескончаемые тяжелейшие путешествия по миру, сделавшие его едва ли не самым узнаваемым лицом на планете и едва ли не самым большим моральным авторитетом. Но при этом исказившим созданный к XX веку образ «здоровой и богатой церкви», заменившим его (и как бы затмив институт самой церкви) культом папы как просто некоей «поп-знаменитости» на манер голливудских звезд.

…Иоанн Павел II очень хотел приехать в Россию. Но уже никогда не приедет. Его не раз приглашали власти светские (Горбачев, Ельцин и Путин), но не пустили иерархи Русской православной церкви. Церкви, которая в последнее время пользуется все более откровенной государственной поддержкой. И которая, даже несмотря на это (а может, как раз именно поэтому?), все никак не может восстановить свое былое моральное и духовное влияние в обществе, встроиться в современную жизнь и начать говорить с паствой на понятные ей темы и, главное, не на мертвом, а на понятном ей языке.

Наверное, именно в этом причины опасений, которые двигали теми, кто выступал против приезда папы в Россию: эти люди боялись, что сила его духа может подвергнуть сомнению силу их власти.

Они испугались ВСЕГО ЛИШЬ его cлова. Которое еще отзовется.

Источник: Россия

Если визит президента Медведева в Италию был, в общем-то, рутинным, хотя и весьма плодотворным, то посещение Ватикана и встреча с, как считают католики, 265-м по счету наместником Бога на земле Бенедиктом XVI открыли новую страницу в наших отношениях со Святым Престолом

Утверждают, что в мае 1935 года министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль попросил Сталина улучшить положение католиков в СССР, чтобы не ссориться с могущественным Папой Римским, на что Сталин со свойственным ему брутальным юмором поинтересовался: "Папа? А сколько у него дивизий?".

По другой версии, эта реплика была адресована Черчиллю. Вот как описывает эту сцену в своих воспоминаниях переводчик Сталина Валентин Бережков:

"В 1944 году в обстановке, когда СССР нес главное бремя борьбы против гитлеровской Германии, важно было убедить Сталина в том, что его приняли в компанию западных демократий.

– В будущем мире, ради которого наши солдаты проливают кровь на бесчисленных фронтах, – говорил британский премьер своим рассчитанным на историю высокопарным слогом, – наши три великие демократии продемонстрируют всему человечеству, что они как в военное, так и в мирное время останутся верны высоким принципам свободы, достоинства и счастья людей. Вот почему я придаю такое исключительное значение добрососедским отношениям между возрожденной Польшей и Советским Союзом. Из-за свободы и независимости Польши Британия вступила в эту войну. Англичане чувствуют моральную ответственность перед польским народом, его духовными ценностями. Важно и то, что Польша – католическая страна. Нельзя допустить, чтобы внутреннее развитие там осложнило наши отношения с Ватиканом...

– А сколько дивизий у Папы Римского? – внезапно прервал Сталин рассуждения Черчилля.

Британский премьер осекся. Он никак не ожидал такого вопроса. Ведь речь шла о моральном влиянии Папы, причем не только в Польше, но и на всем земном шаре. А Сталин, еще раз подтвердив, что уважает только силу, вернул Черчилля на землю из заоблачных далей".

Сталин любил повторять свои шутки. Но вряд ли ему посмели передать ответную остроту Пия ХII:

"Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах".

Однако и Сталин, и тем более Папа Римский прекрасно знали, что Ватикан силен и в миру. Недаром обращения понтификов в свое время начинались Urbi et Orbi – "К Городу и Миру". И даже если считать, что речь идет только о католическом мире (хотя, разумеется, амбиции Святого Престола им не ограничиваются), то это самая многочисленная из христианских церквей, насчитывающая более миллиарда человек. В то время как православных по разным подсчетам – 250-300 млн.

Католики могли бы быть и еще многочисленнее, если бы князь Владимир в 986 году в ходе знаменитого "испытания вер" не отверг западный вариант христианства из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке (тогда же, если верить летописям, Владимир Красное Солнышко произнес свою сакраментальную отповедь мусульманам, расхваливавшим преимущества ислама: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти...")

Креститель князь Владимир сделал выбор в пользу византийско-греческого обряда, но контакты с Римом находил полезными и важными. Небесным покровителем Руси был полумифический четвертый Папа Римский Климент, мученически погибший в Крыму. Его мощи, открытые в Херсонесе святым Кириллом, считались главной христианской святыней государства.

Отношения Руси и Рима необычайно оживились в 40-50-е годы XIII века в связи с татарским нашествием. Инициатором консолидации перед лицом общей угрозы под эгидой Святого Престола стал князь Даниил Галицкий. Он принял от Папы Иннокентия IV королевский титул и был коронован венцом, присланным из Рима. Состоял в дипломатических сношениях с папской курией и Александр Невский, желавший по примеру Даниила добиться от Папы запрета для крестоносцев на территориальную экспансию в северо-западных землях.

В 1438-1439 годах сначала в Ферраре, а затем во Флоренции прошел Вселенский собор, итогом которого стало подписанное Папой Евгением IV и восточными иерархами соглашение о церковной унии. На соборе присутствовала внушительная делегация Русской православной церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Руси Исидором. Возвращаясь из Италии, Исидор возвещал клиру и мирянам благую весть о воссоединении латинской и греческой церквей. Однако в Москве он встретил более чем холодный прием. На третий день после прибытия он был арестован по приказу великого князя Василия II, обвинен в ереси и сослан в монастырь, откуда впоследствии бежал в Литву.

В 1472 году в римском соборе Святого Петра состоялось бракосочетание по латинскому обряду греческой принцессы Софьи Палеолог с московским князем Иваном III, которого на церемонии представляло доверенное лицо (процедура, отсутствующая в православном каноне). Когда кортеж великой княгини приблизился к Москве, митрополит Филипп I заявил, что покинет город, если сопровождающий Софью папский легат явится на шествии с латинским крестом. А в 1523 году старец Псковского монастыря Филофей написал письмо Василию III, в котором выдвинул концепцию Третьего Рима – им стала Москва после завоевания Константинополя крестоносцами.

В "Православном противокатолическом катехизисе" (1916 год) так излагаются главные расхождения двух церквей: "католики учат, будто Римский Папа есть глава всей Церкви и наместник Бога на земле, утверждают, что Папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере, и потому называют его непогрешимым, веруют, будто Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, признают непорочное зачатие Пресвятой Богородицы".

Дипломатические отношения России с Ватиканом были установлены в 1816 году. После польского восстания 1863 года они были разорваны почти на 30 лет. Вторично их прервала Октябрьская революция.

Восстановление дипотношений было результатом личной договоренности Папы Иоанна Павла II и Горбачева 1 декабря 1989 года. Но на уровне представительств, а не посольств. И лишь нынешний визит президента Дмитрия Медведева открыл качественно новую страницу в долгой истории контактов самой большой в мире страны с самым маленьким по территории, но, быть может, самым влиятельным государством на Земле.

Это событие, естественно, усилило интерес к возможности встречи глав двух Церквей. Она возможна лишь при условии, если это мероприятие "будет хорошо подготовлено". С таким заявлением выступил "министр иностранных дел" РПЦ, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион.

Межцерковные проблемы, как напомнил архиепископ Илларион, нужно разрешать "иными средствами, которые не решатся просто путем установления дипломатических отношений". В первую очередь это проблема Западной Украины, где до сих пор существует напряженность во взаимоотношениях православной и униатской церквей.

"Мы ожидаем от Ватикана, от Римско-католической церкви конкретных шагов, которые показали бы, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены грекокатоликами, а православные верующие были оттуда изгнаны, – озвучил официальную точку зрения РПЦ владыка Илларион. – И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют".

Вместе с тем православные иерархи отмечают, что некоторые подвижки в отношениях Москвы и Ватикана все же налицо. Если о разрешении канонических споров на Украине говорить пока рано, то в самой России Ватикан приостановил свою "экспансию" – напомним, что в конце 90-х – начале 2000-х в России были учреждены епархии католической церкви без предварительного согласования с РПЦ. В таких условиях российская власть "поступала мудро, воздерживаясь от дипломатических отношений с Ватиканом", отметил замглавы ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Теперь же ситуация, "которая характеризовалась наличием католического прозелитизма, переломилась, и католические структуры на территории России открыты к взаимодействию с Русской православной церковью – с церковью большинства", констатировал отец Филипп. Он призвал не забывать и о том, что позиции двух церквей по общегуманитарным вопросам, будь то социальные проблемы или "общее понимание концепции образования в современном мире", зачастую совпадают. Не следует забывать и о том, что нынешние главы католической и православной церквей в отличие от их предшественников уже встречались, будучи "простыми" кардиналом и митрополитом.

Леонида Бершидского, в которой тот жаловался на попытки Владимира Путина изображать из себя юмориста, которые в последнее время якобы стали настолько безвкусными и несмешными, что быстро превращают страну в «государство-изгой». Честно говоря, я не уверен, что способен дать оценку сценическим качествам Путина, хотя, если судить по последнему опросу «Левада-центра», показавшему, что рейтинг российского президента составляет 63%, он явно не выглядит - по крайней мере, в глазах россиян - Дейном Куком (Dane Cook) мировой политики.

Я хотел бы поговорить о другом - о странной фиксации Бершидского на мнениях различных западных звезд. Возьмем, например, несколько отрывков из его колонки:

«Наступление на НКО, которое глава “Голоса” Григорий Мелконьянц назвал “политическим заказным убийством”, заставило поддерживающего Amnesty International основателя группы Dire Straits - стареющего рокера Марка Нопфлера (Mark Knopfler) - отменить намеченные концерты в Москве и Санкт-Петербурге.«Я всегда любил выступать в России и горячо люблю эту страну и ее народ. Надеюсь, что нынешний климат скоро сменится», - сообщил Нопфлер на своем сайте...

Но пока репрессивную политику Путина осуждают многочисленные знаменитости вроде Нопфлера и Мадонны, его собственные комические гастроли вряд ли помогут России улучшить собственную репутацию на мировой арене»

Если оглянуться на последние 20 лет и попытаться понять, как в западных столицах принимались наиболее значимые экономические и политические решения - решение воевать в Ираке, решения спасать крупные финансовые институты, решение продолжать войну с терроризмом, решение внедрять в Европе «экспансионистскую экономию», - одна из вещей, о которых даже не придет в голову спрашивать, это: «А что же думал о происходящем Марк Нопфлер?»

Западные знаменитости чуть не охрипли от крика, выступая против политики Джорджа Буша-младшего, но ничего не добились, потому что, как все понимают, у звезд нет политической власти. Они не способны оказывать значимое влияние на политиков и почти никогда не формируют общественное мнение. Если вы попробуете составить «список вещей, против которых выступали западные звезды и которые все равно произошли», это будет все равно, что составлять «список ошибок президентской кампании Ромни» - у вас просто получится «список всего».

Я уверен, что Марк Нопфлер - очень хороший и честный человек, который любит свою жену, заботится о своих детях и не обижает свою собаку (или кошку или кого он там держит дома). Но нужно понимать, что его мнение о Владимире Путине ни в коей мере не может сказаться на положении России в мировой системе и, уж тем более, оно само по себе не способно превратить Россию в «государство-изгой». Когда речь идет о политике - тем более о политике на международном уровне - знаменитости ничего не значат. Фактически, чтобы понять, насколько они ни при чем, достаточно слегка поинтересоваться новейшей историей на чуть более глубоком, чем поверхностный, уровне. Очень странно, что об этом приходится специально говорить, однако Бершидский - не первый и бесспорно не последний автор, готовый тратить кучу времени на то, чтобы писать о такой абсолютно неинтересной вещи, как мнения звезд. «[Впишите любую знаменитость] осуждает Путина!» - обычный заголовок для западной прессы примерно последних 13 лет, и он наверняка еще долго не утратит популярности.

Однако даже если бы знаменитости каким-то волшебным образом могли влиять на положение России в мировой системе, далеко не факт, что они влияли бы на него отрицательно. В конце концов, российские олигархи любят приглашать на свои частные вечеринки перворазрядных (да и второразрядных) голливудских звезд, и список актеров, музыкантов и шоуменов, с готовностью выступающих в России, - намного длиннее списка тех, кто не хочет этого делать. Не нужно этому удивляться, потому что в основе индустрии развлечений, в сущности, лежат деньги, а россияне их сейчас охотно тратят. Если человечество вдруг чудесным образом не изменится, знаменитостей, готовых слетать в Москву за пару миллионов долларов, всегда будет больше, чем тех, кто откажется от такого предложения.

Означает ли это, что путинское «комедиантство» заслуживает похвалы или что это хорошо, что он сумел разозлить несколько известных эстрадников? Разумеется, нет. Если кто-то хочет выступить против Путина или отменить концерт в России - милости просим. Единственное, что я пытаюсь доказать - что мнения таких людей, как Марк Нопфлер, просто не имеют значения. Если вы хотите что-то понять о вероятном будущем курсе России, вам стоит просто с ходу игнорировать любую статью, которая объясняет вам, почему именно позиция такой-то знаменитости обязательно станет последней соломинкой, которая сломает хребет Путину.