Диагностическая работа по биологии 7.

Биология 7 класс. Декабрь 2012 . 1 вариант .

Инструкция по выполнению работы

по биологии

7 класс

1 вариант

На выполнение диагностической работы по биологии даётся 2 часа(120мин ). Работа состоит из 3 частей , включающих в себя 23 задания

Часть 1 содержит 16 заданий (А1-А16). К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (В1-В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1-СЗ.)Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Школа__________________________________________________

Класс____________________________________________________

Фамилия ________________________________________________

Имя_____________________________________________________

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. В систематике животных классы объединяют в

  1. Типы
  2. Роды
  3. Семейства
  4. Отряды

А2 . К одноклеточным организмам относится:

  1. бактерии
  2. вирус оспы
  3. вольвокс
  4. гидра

А3. Сократимостью и возбудимостью обладает ткань :

  1. нервная
  2. покровная
  3. соединительная
  4. мышечная

А4. У кого из многоклеточных организмов появилась кишечная полость?

А5. Организм, изображенный на рисунке, относятся к типу:

  1. простейшие
  2. круглые черви
  3. кишечнополостные
  4. моллюски

А6 . Наиболее сложно организованными простейшими являются :

  1. инфузории
  2. споровики
  3. саркодовые
  4. жгутиковые

А7. К типу кишечнополостных относится:

  1. аурелия
  2. актиния
  3. обелия
  4. все перечисленные

А8. Регенерация у гидры осуществляется за счет следующих клеток эктодермы :

  1. кожно-мускульных
  2. стрекательных
  3. промежуточных
  4. чувствительных

А9. Медузоидное поколение преобладает в цикле развития:

  1. морских гидроидных полипов
  2. коралловых полипов
  3. сцифоидных медуз
  4. всех перечисленных

А10 . Цикл, развития какого организма показан на рисунке?

  1. бычий цепень
  2. аскарида
  3. печеночный сосальщик
  4. острица

А11. Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные?

  1. обитает в пресных водоемах
  2. по способу питания - гетеротрофный организм
  3. реагирует на изменения в окружающей среде
  4. содержит два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

А12 Животное у которого клетка выполняет функции организма, это -

  1. пресноводный полип гидра
  2. инфузория туфелька
  3. медуза аурелия
  4. белая планария

А13.Раковина в теле моллюска играет роль

  1. поглощения атмосферного кислорода
  2. специального органа чувств
  3. наружного скелета
  4. фильтрация воды

А14 Кровеносная система замкнутого типа впервые появилась:

  1. двустворчатый моллюск беззубка
  2. человеческая аскарида
  3. пресноводный полип гидра
  4. дождевой червь
  1. щукой и окунем
  2. раком-отшельником и актинией
  3. человеческой аскаридой и человеком
  4. елями и березами

А16 Примером действия, какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?

  1. биотического
  2. антропогенного
  3. абиотического
  4. сезонного

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В задании В1, В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. Для кишечнополостных характерно наличие

  1. анального отверстия
  2. диффузной нервной системы
  3. радиальной симметрии
  4. жабр
  5. вегетативное размножение
  6. гермафродитизм

Ответ_____________________________________

В3. Установите соответствие между функцией клеток гидры и их типом.

Запишите в таблицу соответствующие цифры .

В4. Установите соответствие между характеристикой среды и её факторами.

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

Часть 3 (С)

Для ответов на задания (С1-С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания(С1и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

  1. Тело бычьего цепня состоит из головки, члеников и хвоста. 2. На головке расположены усики и глазки. 3. Снаружи тело покрыто слоем хитина. 4. Живут в кишечнике организма-хозяина, где много питательных веществ. 5. Пищеварительная система отсутствует, питание происходит путем всасывания веществ всей поверхностью тела.

Прочитай текст и выполни задание С2

Попадая в воду, из яиц развиваются микроскопические личинки, снабженные ресничками. Они внедряются в тело моллюска малого прудовика, в котором растут, размножаются, появляются хвостовые личинки. Эти личинки покидают моллюска, активно плавают в воде, затем прикрепляются к растениям, отбрасывают хвост, покрываются толстой оболочкой — образуется циста. С травой или водой циста попадает в кишечник коровы, где из нее развивается взрослый червь. Человек может заразиться печеночным сосальщиком, если выпьет воду из грязного водоема.

С2. Используя содержание текста «Класс сосальщики» ответь на воросы:

  1. Какое вредное воздействие на организм человека оказывает печеночный сосальщик?
  2. Как может заразится печеночным сосальщиком человек?

С3. . На поверхности почвы иногда можно увидеь большое количество дождевых червей. Объясните при каких метерологических условиях это происходит и почему. Дайте развернутый ответ.

Лист ответа на задания части С

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1 вариант

А1. В систематике животных классы объединяют в

    Типы

    Роды

    Семейства

    Отряды

А2 . К одноклеточным организмам относится:

    бактерии

    вирус оспы

    вольвокс

    гидра

А3. Сократимостью и возбудимостью обладает ткань :

    нервная

    покровная

    соединительная

    мышечная

А4. У кого из многоклеточных организмов появилась кишечная полость?

А5. Организм, изображенный на рисунке, относятся к типу:

    простейшие

    круглые черви

    кишечнополостные

    моллюски

А6 . Наиболее сложно организованными простейшими являются :

    инфузории

    споровики

    саркодовые

    жгутиковые

А7. К типу кишечнополостных относится:

    аурелия

    актиния

    обелия

    все перечисленные

А8. Регенерация у гидры осуществляется за счет следующих клеток эктодермы :

    кожно-мускульных

    стрекательных

    промежуточных

    чувствительных

А9. Медузоидное поколение преобладает в цикле развития:

    морских гидроидных полипов

    коралловых полипов

    сцифоидных медуз

    всех перечисленных

А10 . Цикл, развития какого организма показан на рисунке?

    бычий цепень

    аскарида

    печеночный сосальщик

    острица

А11. Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные?

    обитает в пресных водоемах

А12 Животное у которого клетка выполняет функции организма, это –

    пресноводный полип гидра

    инфузория туфелька

    медуза аурелия

    белая планария

А13.Раковина в теле моллюска играет роль

    поглощения атмосферного кислорода

    специального органа чувств

    наружного скелета

    фильтрация воды

А14 Кровеносная система замкнутого типа впервые появилась:

    двустворчатый моллюск беззубка

    человеческая аскарида

    пресноводный полип гидра

    дождевой червь

    щукой и окунем

    раком-отшельником и актинией

    человеческой аскаридой и человеком

    елями и березами

А16 Примером действия, какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?

    биотического

    антропогенного

    абиотического

    сезонного

А17 .Для кишечнополостных характерно наличие

1.анального отверстия

2.диффузной нервной системы

3.радиальной симметрии

4.жабр

5.вегетативное размножение

6.гермафродитизм

1.отсутствие кровеносной системы

2.раздельнополость

3.высокая плодовитость

4.развитие с промежуточным хозяином

5.способность к бескислородному дыханию

6.членистость тела

А19 Установите соответствие между функцией клеток гидры и их типом.

Функции клеток

А) поражение жертвы

В) ответ организма на раздражение

Г) образование покрова

Д) передвижение

Тип клеток

    кожно-мускульные

    нервные

    стрекательные

Запишите в таблицу соответствующие цифры .

А20 Установите соответствие между характеристикой среды и её факторами.

Характеристика

Факторы среды

А) Постоянство газового состава атмосферы.

1) биотические

Б) Изменение толщины озонового экрана.

2) абиотические

В) Изменение влажности воздуха.

Для ответов на задания (С1-С4) используйте отдельный лист

    Тело бычьего цепня состоит из головки, члеников и хвоста. 2. На головке расположены усики и глазки. 3. Снаружи тело покрыто слоем хитина. 4. Живут в кишечнике организма-хозяина, где много питательных веществ. 5. Пищеварительная система отсутствует, питание происходит путем всасывания веществ всей поверхностью тела.

Попадая в воду, из яиц развиваются микроскопические личинки, снабженные ресничками. Они внедряются в тело моллюска малого прудовика, в котором растут, размножаются, появляются хвостовые личинки. Эти личинки покидают моллюска, активно плавают в воде, затем прикрепляются к растениям, отбрасывают хвост, покрываются толстой оболочкой - образуется циста. С травой или водой циста попадает в кишечник коровы, где из нее развивается взрослый червь. Человек может заразиться печеночным сосальщиком, если выпьет воду из грязного водоема.

    Какое вредное воздействие на организм человека оказывает печеночный сосальщик?

    Как может заразится печеночным сосальщиком человек?

С3. . На поверхности почвы иногда можно увидеь большое количество дождевых червей. Объясните при каких метерологических условиях это происходит и почему. Дайте развернутый ответ.

Вариант 2

А1. В систематике животных семейства объединяют в

    Типы

    Роды

    Семейства

    Отряды

А2. К кишечнополостным относят:

    актиния

    вольвокс

    амеба

    аскарида

А3. Покровы тела образует ткань:

    соединительная

    эпителиальная

    мышечная

    нервная

А4. Под цифрой 8 на рисунке показано:

    ядро

    сократительная вакуоль

    порошица

    стигма

А5.К какому типу относятся животные изображенные на рисунке?

    Моллюски

    Кишечнополостные

    Кольчатые черви

    Простейшие

А6. Какие классы животных выделяют в типе моллюски:

    брюхоногие, головоногие, двустворчатые

    саркодовые, головоногие, двустворчатые

    брюхоногие, нематоды, двустворчатые

    брюхоногие, головоногие, сцифоидные

А7. К типу Моллюски относится:

    мидия

    актиния

    аурелия

    все перечисленные

А8. В эктодерму тела гидры не входят:

    стрекательные клетки

    эпителиально-мускульные клетки

    железистые клетки

    нервные клетки

А9. В половом процессе инфузорий основную роль играет:

    малое ядро

    большое ядро

    оба ядра

    цитоплазма

А10.Цикл развития, какого организма показан на рисунке?

    бычий цепень

    круглых червей

    печеночный сосальщик

    аскарида

А11. Виноградную улитку относят к типу Моллюски так как она?

    несегментированное вторичнополостное животное, тело состоит из головы, туловища и ноги, образуется манитийная полость.

    по способу питания - гетеротрофный организм

    реагирует на изменения в окружающей среде

    содержит два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

А12. Животное у которого клетка выполняет функции организма, это –

    пресноводный полип гидра

    эвглена зеленая

    медуза аурелия

    белая планария

А13. У моллюсков функцию выделения выполняют:

    мальпигиевые сосуды

    зеленые железы

    почки

    всей поверхностью тела.

А14. Газообмен – процесс, в результате которого:

    в организм поступает атмосферный кислород

    в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды, и выделяется в окружающую среду углекислый газ

    в организм или клетки поступает углекислый газ из окружающей среды, и выделяется в окружающую среду кислород

    удаляется из организма углекислый газ.

    щукой и окунем

    раком-отшельником и актинией

    печеночный сосальщик и человеком

    березами и подберезовиками

А16. Примером действия, какого фактора является затопление нор животных во время весеннего паводка?

    биотического 2) абиотического 3)антропогенного

В задании 17,18 выберите три верных ответа из шести.

Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

А17. Для моллюсков характерно наличие:

1.двусторонне-симметричные животные, часть имеют ассиметричную симметрию

2.диффузной нервной системы

3.минеральная раковина

4.замкнутая кровеносная система

5.вегетативное размножение

6.мантийная полость

А18 .Для плоских червей характерно наличие:

1.паренхима

2.радиальной симметрии

3.легких

4.жабр

5.двух нервных стволов, соединенных перемычками

6.гермафродитизм

А19. Установите соответствие между функцией клеток гидры и их типом.

Функции клеток

А) передвижение

Б) защита организма от врагов

В) регенерация

Г) образование покрова

Д) поражение жертвы

Тип клеток

    кожно-мускульные

    промежуточные

    стрекательные

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А20. Установите соответствие между характеристикой среды и её факторами.

Характеристика

Факторы среды

А) Внесение удобрений

1) биотические

Б) Вырубка леса.

2) антропогенные

В) Перенос пыльцы пчелами

Г) Изменение численности консументов.

Для ответов на задания (С1-С4) используйте отдельный лист. Запишите

С1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Прочитай текст и выполни задание С2.

Дождевые черви
Семейство дождевых червей (Lumbricidae) из класса малощетинковых (Oligochaeta) состоит почти из 170 видов, и относится к типу кольчатых червей – Annelides ( ).
Впервые на важнейшее значение дождевых червей при образовании почвы указал Ч. Дарвин в своем классическом труде «Образование растительного слоя Земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни».
Дарвин первый установил биогенный характер почв и впервые показал значительную роль в процессе образования почв животных организмов и в первую очередь дождевых червей. Он также впервые на примере работы дождевых червей показал, какое огромное значение в процессах почвообразования играют обычные и мало заметные явления, насколько громадна работа, производимая в природе ничтожными организмами, если эта работа осуществляется ими изо дня в день на протяжении веков и тысячелетий.
Дождевые черви составляют от половины до трех четвертей всей биомассы почвенных беспозвоночных и проделывают колоссальную работу по оздоровлению и улучшению плодородия почвы. Дождевые черви пропускают через свой кишечник большую массу отмерших растительных остатков, в котором растительные ткани окончательно разрушаются, перевариваются и затем перемешиваются с землей. Благодаря деятельности дождевых червей быстрее "зреет" компост, превращаясь после их переработки в сыпучее, рыхлое, состоящее почти исключительно из гранулированных экскрементов червей, экологически чистое и чрезвычайно полезное вещество (гумус), которое легко усваивается растениями.

С2. Используя содержание текста «Класс сосальщики» ответь на воросы:

    Какое значение имеют дождевые черви?

    Каким образом дождевые черви улучшают плодородие почвы?

С3. Охарактеризуйте значение двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека?Дайте развернутый ответ.

Диагностическая контрольная работа

по биологии 7 класс.

ОТВЕТЫ

За каждый правильный ответ в части А - 1балл

части В -2балла

С1 -максимальное количество-3 балла

С2 и С3 – по 2 балла.

Шкала оценивания

Количество баллов

Отметка

0-15 б

16-21 б

22-27б

28-31 б

ОТВЕТЫ

Часть «А»

Вариант 1

Вариант 2

А1

А1

А2

А2

А3

А3

А4

А4

А5

А5

А6

А6

А7

А7

А8

А8

А9

А9

А10

А10

А11

А11

А12

А12

А13

А13

А14

А14

А15

А15

А16

А16

Часть «В»

Вариант 1

Вариант 2

В1

235

В1

136

В2

1345

В2

156

В3

33211

В3

13213

В4

22211

В4

22111

Часть «С»

Вариант 1

Вариант 2

С1

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях: 1,2,3.

    Тело бычьего цепня состоит из головки, шейки и члеников

    На голове расположены присоски и крючки.

    Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.

3балла

С1

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях: 1,4,5.

    Эвглена зеленая ведет свободноживущий образ жизни.

    Миксотроф (способна к гетеротрофному и автотрофному питанию).

    Размножается продольным делением надвое.

3балла

С2

Элементы ответа:

2 вопрос: Человек может заразиться печеночным сосальщиком, если выпьет воду из грязного водоема.

2 балла

С2

Элементы ответа:

1вопрос : Участвуют в процессах почвообразования, оздоровлении и улучшении плодородия почвы.

2 вопрос. Дождевые черви пропускают через свой кишечник большую массу отмерших растительных остатков, в котором растительные ткани окончательно разрушаются, перевариваются и затем перемешиваются с землей, образуется полезное вещество (гумус), которое легко усваивается растениями.

2 балла

С3

Элементы ответа:

    Массовое выползание дождевых червей на поверхность почвы наблюдается после сильного дождя, при этом ходы дождевых червей заполняются водой.

    Содержание кислорода уменьшается, дыхание червей в почве затрудняется и они мигрируют.

2 балла

С3

Элементы ответа:

    Двустворчатые моллюски отфильтровывают воду, беззубками питаются некоторые водные животные.

    Человек употребляет моллюсков в пищу, добывает из них жемчуг и перламутр.

2 балла

План


Приложение1


Приложение 2


диагностической работы по биологии для учащихся 7 классов

Используются следующие условные обозначения:

Тип задания: ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом.

№ зада- ния Проверяемыеэлементысодержания Типзадания Макс. балл
Биология в современной естественнонаучной картине мира и в практической деятельности людей ВО
Методыизучениярастений ВО
Методыизученияживотных ВО
Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки ВО
Общиепризнакиорганизмов ВО
Многообразиеорганизмов ВО
Содержательная связь между биологическими понятиями (на примере растений и животных) ВО
Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки КО
Общиепризнакиорганизмов КО
Многообразиеорганизмов КО
Работа с текстом биологического содержания КО
Жизнедеятельностьрастений КО
Уход за растениями, приёмы их выращивания и размножения КО
Общиесведения о животных КО
Общиесведения о животных КО
Приспособление организмов к различным экологическим факторам КО
КО
Грамотное использование специальных терминов в письменной речи (в контексте) КО

Демонстрационный вариант диагностической работы по БИОЛОГИИ для 7 класса

Сравнениемявляется

1) изучение строения листа одуванчика с помощьюлупы

2) выяснениеразмеровсоцветияодуванчика

3) сопоставление размеров листьев на одномрастении

4) выяснение влияния режима полива на ростодуванчика

Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено ядро. Какиеутвержденияверны?

А. Животные организмы не способны к созданию органических веществ из неорганических.

Б. Одноклеточные животные имеют плотную клеточную стенку.

1) толькоА 2) толькоБ 3) и А,иБ 4) ни А, ниБ

Ведутприкреплённыйобразжизни.

2) Имеют органы передвижения, включаякрылья.

3) Приразмноженииоткладываютяйца.

4) Размножаются с помощьюспор.

5) Характеренфотосинтез.

6) Способны перемещаться в поискахпищи.

Ответ:
Во время экскурсии «Покровы животных» в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева учащиеся узнали, что основнойпроблемойтеплокровныхживотных–птицимлекопитающих– является не только сохранение тепла, но и борьба с перегревом. Установите соответствие между приспособлением млекопитающего и тем, для чего оно предназначено: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ФУНКЦИЯ ЧАСТИКЛЕТКИ

А) запасаютводу 1) вакуоли


ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ


ХАРАКТЕР ПРИСПОСОБЛЕНИЯ


Г) создают органические вещества

Д) выделяют кислород при фотосинтезе

Запишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ: Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности. Ответ: Номера действий в правильном порядке запишите в таблицу. Ответ:

Выберите животных, имеющих радиальную (лучевую) симметрию тела. Укажите три элемента верного ответа.

насекомыеОтвет: челюстиОтвет: Запишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
(возможно изменение окончаний этих слов).

По способу питания все грибы разделяют на(А), потребляющие органические остатки либо выделения другихорганизмов, и(Б), использующие органические вещества живых организмов. А вот автотрофов, то есть организмов, способных синтезировать органические вещества из неорганических, среди грибов нет. Все грибы –(В), выполняющие в экосистемероль


после цветения начинают распускаться(Г) на кустах (Г) – разлагателей органических веществ до


орешника. Из пестичных опыленных цветков образуются орехи, а окружающие завязь прицветники разрастаются в зелёную плюску, прикрывающую орех.

Словадлявыбора:

1. однодомное

2. двудомное

6. тычиночный

Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Ответ: