Divinity original sin 2 установка патча.

СОВМЕСТИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ИГРЫ

Эта новая версия не совместима со старыми сохранениями. Однако, если вы хотите продолжить свои старые сохраненные игры, мы сделали старые версии доступны на различных ветвях Steam:

ea_version_1 для сохранений, сделанных в версии 2.0.165.341

ea_version_2 для сохранений, сделанных в версии 3.0.5.530

ea_version_3 для сохранений, сделанных в версии 3.0.15.252

ea_version_4 для сохранений, сделанных в версии 3.0.33.118

Для того, чтобы перейти к предыдущей сборке, выполните следующие действия:
1. В вашей библиотеке Steam, щелкните правой кнопкой мыши на игру Divinity: Original Sin 2 и выберите Свойства
2. В окне Свойства щелкните на вкладке Betas
3. В Betas, нажмите стрелку, чтобы открыть выпадающее меню
4. Из выпадающего списка выберите старую «ea_version_» ветвь, а затем нажмите кнопку Закрыть

ДОПОЛНЕНИЯ

Добавлено боеспособность: вызов начинает с 10% увеличением Vitality, Damage, Magic Armour и Physical Armour на Ability Point.

Добавлены навыки.

Conjure Incarnate - Заклинание личного элементаля, который соответствует поверхности земли.

Elemental Totem - появляется на поверхности земли и заклинает тотем соответствующего элемента. Каждый ход, этот тотем будет стрелять снарядом на врага в поле зрения.

Dimensional Bolt - Стреляет летучим болтом, который наносит повреждения случайного типа, а затем создает соответствующую поверхность.

Farsight Infusion - Разблокировка дальней атаки для вашего воплощенного.

Power Infusion - Разблокировка атаки Вихря и Rush для воплощенного

Rallying Cry - Целевой персонаж восстанавливает Vitality и Magic Armour в соответствии с количеством смежных персонажей и тотемы в их окрестностях.

Supercharger – его цель это вызвать увеличение повреждения во время своего следующующего поворота, а затем взрывается.

Добавлено полиморфная боеспособность: получить один бесплатное очко Attribute для каждого Ability Point.

Добавлены Полиморфные навыки.

Bull Horns - Великолепные рога прорастают из вашего лба. Вы можете броситься на врагов ваших и окунуть их в крови.

Tentacle Lash - щупальцы набросываются на противника и обезвреживают их.

Chicken Claw – Превратите врага в курицу. Squawk!

Heart of Steel - Ваша кожа превращается в сталь, увеличивая физическую броню и регенерирует часть этого каждый ход.

Chameleon Cloak - стать единым с тенями, так что вы невидимы для ваших противников.

Spread Your Wings - Grow крылья, которые разблокировывают мастерство Flight. Вы игнорируете шлифованные поверхности до тех пор, пока идете.

Skin Graft - Сбросить все кулдауны, но также убирает всю физическую и магическую броню. Убирает Burning, Poisoned, Bleeding

Добавлены новые пресеты класса.

Conjurer - Создает надежный личный демон и элементные тотемы, чтобы помочь в бою.

Metamorph - приспосабливается к опасным ситуациям и преобразуя фокусы природы.

Добавлены новые визуальные эффекты и звуки для всех навыков Призыва и полиморфии.

Добавлена ​​поддержка PVP. Это позволяет вам играть в игру в мультиплеере и выбрать, будет ли играть ИИ против ваших друзей. Вы можете начать как союзниками, так и соперниками (или наоборот), сделав войну или мир с другими сторонами.

Добавленны новые скрипты Происхождении Истории.

Сделано несколько изменений и дополнений происхождения историй (Ifan, Lohse, Sebille, and Red Prince).

Члены партии теперь будут взаимодействовать с NPC, чтобы играть моменты, характерные для их собственных фоновых историй - если игрок позволяет им делать это.

Добавлен учебник сообщений войти журнал.

Добавлен новый уровень Arena level: Castle Outskirts

Добавлены и обновлены несколько звуковых эффектов для навыков.

Добавлена ​​проверка на преступления Lockpicking предметов, которые имеют владельцы.

УЛУЧШЕНИЯ

Улучшенная система анимации лестницы.

Рассматриваемый характер теперь использует самый высокий уровень в вашей Хранители мудрости.

Некоторые AI улучшения 2.0 решения добавлены (относительно микстур, невидимости, статус «сон», поверхность преобразования Полиморфа, призыв...).

AI теперь поддерживает больше навыков и статусы.

Повышение производительности при ориентации врагов с оружием дальнего боя.

Улучшение обратной связи для персонажей внутри тумана (ориентируется).

Улучшение ориентации от высокой к низкой земле с навыками, которые используют телепорт (Self).

Обновлено несколько навыков и атака анимации.

Обновлены несколько эффектов для навыков.

Спутник запрограммированного выбора теперь встроен в диалогах набора.

БАЛАНСИРОВКА И КОНСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Некоторые изменения были внесены в поединках вокруг Fort Joy:

Early-игра Voidwoken больше не кровоточат проклятой кровью.

Похороненный Труп больше не имеет броню.

Оптимальной дизайн уровней Источника питомника Hound. Bark, bark.

Оптимальная дизайн уровней Houndmaster .

подправили дизайн уровней Teleporting Crocodiles.

Переработанн ряд боев в Fort Joy, чтобы обеспечить согласованность в распределении заклинания и гладкости нашего кривого обучения.

Персонажи, которые заживают из-за высокого сопротивления должны быть повреждены, если они Нежить.

Теперь вы можете использовать Sucker Punch, когда орудует только одна палочка.

Применение Bless к элементу на поверхности в настоящее время благословляет эту поверхность.

Снижение требований по броне, оружия и щитов.

Карманнику снизали уровень НПЦ путем изменения механики воровства.

Персонажи больше не будут поглощать источник поверхности, когда они уже имеют их максимальное количество очков.

Поверхности, созданные навыками, как Fireball больше не создают поверхности через стену.

Отправка элемента из контейнера в другой теперь стоит 1 AP.

Mark теперь предотвращает персонажей, когда они невидимы.

Увеличение статы Hammer Dallis" и переименовали его в „The Reckoning“.

Теперь вы можете бросить Blood Sucker на других персонажей. Попробуйте соединить его с затухающей Touch.

Электрификация и лед должны уйти после того как пройдет 3 хода.

Изменены Magic Pockets, работают для мультиплеера при наличии отдельных активных партий (для системы PvP).

монахи Kniles" больше не связаны с другими монахами в подземелье.

Blessed smoke теперь снимает Silence.

Отказ от помощи Withermoore причиняет ему больше вреда.

Повышение стоимости AP Enrage до двух; могут предназначаться только для союзников.

Изменена системы убеждения: Теперь нужно больше очков в убеждении, чтобы иметь влияние на более высокий уровень НПС. Статистики оказывают меньшее влияние.

Новый статус: Disarmed. Предотвращает нападения с оружием и использование навыков, которые основаны на них (например, Рикошет, Вихрь).

Оглушение не должно мешать персонажам использование навыков владения оружием.

Наиболее часто используемые общие таблицы сокровища были полностью переработаны. Теперь они генерируют больше, чем значение по категориям.

Когда контейнер открыт, и он генерирует элементы, порядок, в котором они появляются рандомизированы.

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК

Divinity: Original Sin 2 – это продолжение успешной RPG, в которой больший упор сделан на кооперативную игру. Игра рассчитана до 4 игроков, при этом, игроки не обязательно должны помогать друг другу, любой игрок волен действовать как он хочет, он даже может строить коварные планы против других, чтобы получить свою выгоду. Во второй части NPC стали куда умнее и по-разному реагируют на каждого игрока. Также была улучшена система умений, теперь игрок может создавать свои умения, соединяя различные возможности. В целом, разработчики постарались сохранить все плюсы успешной первой части, и при этом добавить полезные возможности, сделав, тем самым, игру гораздо лучше. Получилось у них или нет - вы можете сами сыграть и сделать выводы.

Системные требования:
✔ Операционная система: Windows 7, 8, 10 - только для 64 бит!
✔ Процессор: Intel Core i5
✔ Оперативная память: 4 GB ОЗУ
✔ Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 550 or ATI Radeon HD 6XXX
✔ Место на диске: 25 Гб

Итак, очередной патч. Нет, нам пока не дают перебраться на следующий остров; и по-русски – увы! – герои ещё не заговорили. Зато внесено множество мелких изменений - в частности, лица отдельных героев стали другими – и появились два новых класса: Полиморф и Призыватель, вот с них и начнём.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Себилла "поменяла" лицо... Но лучше бы не меняла!

Конечно же, играть героем нового класса, не зная всех его возможностей, было бы слишком опрометчиво: кто знает, каков он в ближнем бою, и что представляют собой заклинания? Поэтому я, как и во всех случаях до этого, выбрал мультиклассового героя, взяв за основу вора. «Удар в спину» и «Адреналин» - вне конкуренции, но что взять у Полиморфа?

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Хм, тенктакль… Забавно, но урон одноразовый, не особенно впечатляющий; не стоит тратить на него драгоценную ячейку (по крайней мере – сразу); лучше использовать что-то другое.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Да уж… От рогатой героини все враги должны кинуться врассыпную, панически вопя при этом. А надо ещё подбежать к ним вплотную и как ударить - пока рога не отвалились… Правда, у врага будет кровотечение - на один раунд.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Что-что? «Невидимость»!? Обалдеть! Беру не глядя!

Это интересно!

Я оказался прав, взяв этот навык: «Невидимость» позволяла исчезнуть из поля зрения врага прямо во время боя, на целых три раунда. За это время герой накапливал очки действия, восстанавливал «Удар в спину» - остальное не трудно представить. Увы, «Невидимость» не позволяла безнаказанно обчищать чужие карманы…

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

"Невидима, невидима!"

Вот и первая, несомненная польза Полиморфа! (Пишу эти строки и думаю – вот прочтут геймдизайнеры и обрежут же! Надеюсь только, что пронесёт…) Узнать об остальных его заклинаниях пока нет никакой возможности: свободных слотов мало, все действия и необходимые заклинания жёстко расписаны во время предыдущих прохождений; вплоть до того, какие и после какого уровня необходимо брать. Ничего, герой выйдет из цитадели (уничтожив группу на воротах, а как же!), приобретёт лучшее снаряжение, и можно будет узнать об остальных способностях новых классов.

Это… интересно?

Для чего-то изменили внешний вид книг разных школ… Прежде можно было легко узнать по картинкам на обложках, к какому классу относится библиотека. А после патча они стали более пёстрыми, рисунки на обложках уменьшились в размерах, приходится читать названия, чтобы понять, с чем имеешь дело. Неудобно и непонятен смысл изменения.

Как обычно, не хватает золота: после каждого повышения уровня героини (а иногда и чаще) у торговцев обновляется ассортимент, на какие средства приобретать? Вор, конечно, может освободить окружающих от всего ценного, но только если его не заметят. И вот тут возникает проблема: развиваешь незаметность – не хватает умения для краж; тренируешь способность воровства – все замечают воришку, иногда ещё до процесса добычи ценностей.

Одна надежда – что у продавцов, если повезёт, окажутся предметы, повышающие тот или иной навык. Можно попытаться «собрать» полезные предметы у Гриффа – хотя бы небольшая прибыль. К сожалению, вокруг слишком много зрителей, расхаживающих туда- сюда и бросающих по сторонам чересчур внимательные взгляды. Однако с этим неудобством можно бороться при помощи ящиков: и торговец на месте, и вору мешать прекращает.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Что изменилось в городе? У продавщицы рядом с воротами появилась целая мастерская: наковальня, верстаки - возле которой можно подобрать металлические детали; но использовать их не удаётся.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Стоявший неподалёку «треугольник» превратился в «квартет», теперь спор решается при помощи тыка в диалоги, а не острой сталью в оппонента.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

В карманах детей появились деревянные кубики и игрушки – пока не понятно, что с ними делать.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Молот воина-дракона наконец перестал проваливаться сквозь землю.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Сундуки в тюрьме опустели, поменяли места расположения и стали неподъёмными. В остальном – ничего нового. Понемногу зачищается территория, приобретается лучшая экипировка и накапливается золото, необходимое для приобретения книг в будущем.

Это интересно!

Я уже сообщал, что всё находящаяся в карманах стражника исчезает после его гибели. Но если выкупить его снаряжение при помощи натурального обмена, то ваши предметы останутся целы и после гибели врага. Вот только не стоит менять снаряжение потенциальной жертвы за еду: она запросто «перекусит» во время боя и восстановит здоровье.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Ну ты и обжора!

Кстати, позже произошёл забавный случай: спас паладина Гарета от первой четвёрки врагов, поговорил и поторговал с ним. Во время боя со второй четвёркой паладин получил ранение и через минуту едва стоял на ногах: в качестве натурального обмена я предложил ему пиво и вино, а он «полечился» этим от ран! Едва спас алкоголика!

Поединки стали проходить гораздо легче, главным образом благодаря возможности исчезнуть и нанести коварный удар или даже на время покинуть поле боя. Правда, спасать бестолковых паладинов по-прежнему тяжело: из-за их хаотичных действий во время сражения.

Обнаружилась пара новых нефатальных багов: героиня столкнулась со «стоящими» мертвецами и не смогла забрать клад, похороненный тушей мёртвой черепахи.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Коварные геймдизайнеры нашли и убрали полезнейший для геймеров баг, чрезвычайно помогавший при одиночном прохождении. (Нет, его отыскали не благодаря мне: я не описывал его ни в одной статье, понимая, что тотчас уберут под дружные вопли: «Баланс, баланс!». Быть может, неосторожно и напрасно похвастался кто-то из геймеров, либо обнаружил проницательный бета-тестер компании. Что делать…)

В общем, глобальных изменений нет; так же точно зачистил всё, дошёл до лодок и убедился, что на следующую локацию пока что не пускают. Поскольку был получен восьмой уровень (для чего пришлось истребить почти всё живое - доброе и недоброе), решил подробно разобрать, что представляют собой Метаморф и Призыватель: каждому доступно по семь заклинаний. Начну с Метаморфа.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Куриный коготь» (не поручусь за точность перевода, простите!) – превращает врага в цыплёнка. Одного, на время и в том случае, если у него нет магической защиты. Так что если ваш герой сумеет вначале снять с противника магическую защиту, затем превратить его и добить – ваш выбор. Но слишком уж много действий!

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Тентакль» - наносит урон на приличном расстоянии и на пару ходов выбивает у врага оружие (последнее, к сожалению, не падает на землю – вот так всегда!). При поединке один на один можно использовать.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Щупальца у нас длинные!

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Плащ хамелеона» - на три раунда герой исчезает из поля зрения врагов. При условии, что он не горит, не отравлен, и нет кровотечения. Также невидимость исчезнет, если забежать в воду.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Рога быка» - на несколько раундов герой получает возможность «бодать» врагов, с неплохого расстояния; причём, если враги неосторожно стоят рядом друг с другом – урон получат оба. Если враг не относится к представителям нежити, то в течение одного раунда будет истекать кровью.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Но – опять два действия! – вначале вызываем рога, затем используем спецатаку, просто бежать и «бодать» не получится.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Расправь крылья» : «Ух ты!» - подумал я, увидев это заклинание. В мыслях сразу замелькали радужные перспективы пробраться туда, куда другим не удаётся. Которые моментально разрушились: Авариэль перемещается ничуть не дальше, чем прыгают лучник, вор и воин. Правда, происходит перемещение гораздо красивее, чем у последних. И снова два действия! Причём, если первая линейка заполнена предметами и навыками, вы можете просто не заметить "иконку" полёта.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Полёт мог бы быть более дальним! Впрочем, о чём это я? «Баланс» же! Чего доброго, герой где угодно станет перелетать стены и горы, получит преимущество над врагами…

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Стальное сердце» - увеличивает физическую защиту героя на четыре раунда: достойный ответ щитоносцам!

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Пересадка кожи» - с этим заклинанием надо быть крайне осторожным! Оно снимает массу негативных эффектов и мгновенно восстанавливает все ранее использованные заклинания. А взамен полностью лишает героя физической и магической защиты. (Не успел проверить, сработает ли, если у героя не осталось никакой защиты – старался не попадать в такие ситуации.)

Призыватель меня откровенно разочаровал, как не подходящий класс для героя - одиночки: он «заточен» под помощь спутникам. (Возможно, я просто не сумел оценить всех его преимуществ, и сторонникам группового прохождения он покажется полезным.)

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Настой силы» и «Настой ясновиденья» - если я правильно понял, увеличивают элементалю атаки ближнего и дальнего боя. То есть, вначале вызываем элементаля, затем усиливаем его – и до следующего раунда стоим под ударами врагов: очки действия закончились.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Призывный клич» - увеличивает количество единиц жизненной силы и магическую защиту. (А лучше бы – физическую и магическую защиты!)

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Тотем элементалей» - так и не понял его функции: враги первым делом уничтожали как раз тотем.

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

«Какой-то болт» (точнее перевести не смог) – ну наконец-то прямой урон врагу!

Вот пока и всё. Честно говоря, я не вполне понимаю действий геймдизайнеров… Господа, мы уже полгода обследуем первый остров, а вы заняты лишь мелкими изменениями. Новые классы - это здорово, но мы ждём новой локации! А вносить мелкие дополнения – полагаю, геймеры со мной согласятся - можно и позже… Удачи всем вам!

«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: И ЕЩЁ ОДИН ПАТЧ...

Так надоело это сообщение...

Ну что же, вот и долгожданное обновление! Посмотрим, посмотрим… Заставка красивая, гном и эльфийка выглядят на ней симпатичнее, чем в игре. (Но я успел привыкнуть к предыдущей!)

Появилась возможность играть за гномов.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Правда, с моей точки зрения, их женщин можно было бы сделать покрасивее. Например, как Эйтери у Перумова.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Или даже вот такими.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Впрочем, ладно – я всё равно предпочитаю играть за людей.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Геймдизайнеры, вы всерьёз полагаете, что вор заменит удар в спину на что-то другое?

А вот зачем было изменять страничку выбора навыков, умений, и прочего? По-моему, предыдущая была лучше. Ничего, переживём и это.

Ух ты, новая локация! Начало – соответствующее: вот как героиня оказался в ошейнике.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Кстати, её угнетатели явно беспечны: оружие стоило бы отбирать, мало ли что. Освобождаемся и ходим повсюду, как вдруг…

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Бегите, идиоты - она уже сбросила ошейник!

Ну я же предупреждал, что беспечность до добра не доведёт! Всё в огне, да ещё и твари какие-то напали.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Помогаем будущим потенциальным спутникам (только не моим!), в благодарность за что они бросают героиню на корабле.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Очнётся она на берегу, на том самом месте, где и всегда. Зато в этот раз в заплечном мешке полно разной полезной мелочи: как же было не обшарить корабль? Ещё одно отличие – неизвестно куда подевалась пара стражников, ранее встречающая героиню прямо на берегу. Исчезли, и всё. Интересно, кому они помешали? Неужели в целях сохранения баланса («лишний» опыт, как же!)?

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

(Чуть позже оказалось, что взрывающиеся стрелы теперь невозможно сделать самому! Что за…?)

Вот кстати, о стрелах и прочем: нам обещали, что наконец-то появится возможность изготавливать предметы. Проверим! Так, стрелы: нельзя сделать взрывающиеся и огненные, изменилась технология изготовления отравленных, зато можно изготовить сбивающие с ног (действуют только при снятой физической защите!), найти бы древки и наконечники.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Последние - проблема в начале игры. Быть может, удастся сделать древки из чурбаков, ведь готовые наконечники иногда продаются? Попытался и пришёл в изумление: вот почему на острове нет высоких деревьев с прямыми стволами! Все они были спилены для изготовления нескольких десятков стрел!

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

И долго он строгал ножом чурбак - не получился Буратино.

(Правда, я не помню, сколько стрел из одного чурбака можно было сделать в предыдущей части, но точно не одну. Да и ветки попадались; из них при помощи ножа изготавливались стрелы.)

Это важно!

Возможно, я поймал единичный баг. Сейчас перепрохожу игру - из одного чурбака получается ЧЕТЫРЕ древка для стрел.

Если до патча книги с рецептами были бесполезны, то теперь они приобрели небывалую ценность: рецепты позволяют что-то изготовить. По крайней мере, большинство из них.

Нитки с иголкой помогают пошить кожаную броню; причём, чем выше уровень героя, тем она лучше.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Но денег таким способом не заработать: не важно, насколько мощный доспех изготовит герой, торговец всё равно предложит за него одинаково смешную цену. Наверное, с точки зрения геймдизайнеров это правильно…

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Что первый, что восьмой - двадцать пять золота и не больше!

Да, кстати: улучшить кожаный доспех вывариванием в котле невозможно, и не надейтесь (может, позже добавят возможность?), как невозможно сделать что-либо из металла: ни выковать сапоги, ни усилить броню, ни перековать нож в более лучший.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Сайсил - что получалось из металлолома.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Вновь Сайсил - улучшение клинка. (Обратите внимание на количество очков действия. ЭХ!)

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Появились рецепты отдельных магических свитков.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

И оказалось, что не все из них можно воплотить: например, свиток телепортации изготовить не удалось, несмотря на наличие всех компонентов: игра упорно сообщала, что не хватает чистой бумаги.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

А бумага-то есть!

Кстати, в предыдущей части игры для изготовления свитка годились и исписанные бумажные листы, и игральные карты.

Что необыкновенно порадовало – так это возможность подковать сапоги гвоздями; невероятно раздражали падения героини на скользком льду.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

С приготовлением пищи также не всё ладно: большинство способов приготовления, знакомых по предыдущей части, не активируются. (Я не пойму – зачем менять «кухню», если всё уже было сделано? Или адаптировать код из предыдущей части настолько сложно?)

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Сайсил - кухонные секреты.

По-прежнему невозможно ничего испечь на первой локации, такая возможность появляется гораздо позже; с обретением плиты (а как здорово было готовить пиццу в доменной печи!).

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Что ещё нового? Изменился внешний вид отдельных героев,

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Раньше он носил плащ...

по-другому прикован дракон,

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

исчез один из торговцев. Та самая дама, встречавшая нас на побережье в сопровождении крысы, теперь не желает торговать, а при любом варианте разговора нападает.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Это… интересно?

Сначала я не мог понять, в чём дело; решил даже, что что-то сделал не так. И лишь потом увидел: да это же она привела к гибели корабль в начале игры! Вот такой неприятный сюрприз – удаление торговца – от дизайнеров…

По-другому стали выглядеть некоторые места с пролитой кровью. Настолько мерзко и отвратительно, что даже наступать туда не хочется.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Не так просто создать такое! Плюс один геймдизайнерам!

Если я не ошибаюсь, в ключевых моментах игры герой больше не может ходить первым, какая бы высокая инициатива у него не была.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Не очень-то приятное новшество, возможность первого удара дорого стоила!

Изменили свиту некромантки, пленившей дракона – она (свита) не стала сильнее – и убрали полезный для геймеров баг.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Ранее во время разговора эта тварь отравляла героя: достаточно было не выбирать следующую фразу, немного подождать – и отравление исчезало. Теперь оно сохраняется до конца разговора.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Это… интересно?

Ну и чего вы этим добились, господа геймдизайнеры? Я просто выведу героиню из боя и подожду, пока отравление спадёт. Вот уж важнейший баг ликвидировали! А отдельные предметы как проваливались сквозь землю, так и продолжают это делать. Эльфийка, сидящая в убежище над черепахами, будучи телепортированной за обрыв, тут же возникает на прежнем месте; маг, спящий за решёткой на корабле (вы понимаете, о чём я), спокойно проходит сквозь неё; бочки, преграждающие путь врагу, являются «бесплотными» для него; воин, из рюкзака которого украли продукты, всё равно пользуется ими во время боя, восстанавливая здоровье.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Эти баги вас не волнуют, да? Лишь бы геймер не получал преимущества?

Кстати, теперь у некромантки нельзя купить или украсть книги – важнейшее новшество, верно?

Ещё более меня поразил бой за пристань. Во-первых, теперь червь вновь появляется в его середине и выступает на стороне героя, нападая на охрану. Во-вторых, он стал гораздо слабее: несколько раз охрана приканчивала его и атаковала героиню. В-третьих, едва был убит последний враг, как на лодке приплыла эльфийка, поговорила с героиней и увезла её на корабль! А всё снаряжение осталось на трупах охранников!

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

(Возможно, в разговоре – на неизвестном мне языке – можно было попросить её подождать, пока будут собраны трофеи. Хорошо, если так…)

Загрузил игру, уничтожил всех, кроме голема – у него почти никогда ничего не бывает – собрал снаряжение и добил врагов.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Это интересно!

Господа геймдизайнеры, я против ослабления - редчайший случай! – сложности боя за пристань! В самом деле, червь является могучим врагом, его непросто победить, но тем интереснее. А теперь его забивают без участия героини (ну и что, что ей достаётся опыт?!). Верните, пожалуйста, предыдущий вариант: подземный дракон должен появляться, как оружие последнего удара, после победы над остальной охраной.

Удалось выполнить новый для меня квест – если только подобный исход можно назвать «выполнением». В крепости обитает маг, иногда заговаривающий с героиней. Я знал, что он предлагает побег, но никогда не соглашался с ним. В это раз – после уничтожения охраны – согласился.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Телепортированный маг бросился бежать прочь, через ущелье, мимо скелетов. Загрузил игру, уничтожил всю нежить и вновь повторил ситуацию, сопровождая беглеца.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Увы, раз за разом он погибал без видимых причин в одной и той же точке…

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Господа геймдизайнеры, так и должно быть?

Однако вернёмся к очередной дополнительной локации: новому кораблю, на котором предстоит бежать (наконец-то!) с острова.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Это важно!

На нём есть торговцы, но у них далеко не все книги с умениями и заклинаниями; хорошенько продумайте, что может пригодиться, и закупитесь на берегу.

Обследуем всё и собираем – тоже всё. Ох уж эти магические двери!

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Как понять, что она говорит, не зная её языка? Методом тыка удалось выяснить, что надо пообщаться с её соседкой (если я правильно понял) и узнать пароль; вдобавок нужен камень дважды убитого (опять жив, гад!) Бишопа Александра (клептоманка его попросту украла).

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Но бой заставляет в очередной раз ОЧЕНЬ ПЛОХО подумать о геймдизайнерах…

Враги опять – в который раз! – ходят первыми; направляя все свои силы на атаку эльфийки.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

И, когда большинство из них было уничтожено, эта ушастая особа, вообще не пострадавшая в бою (героиня никого к ней не подпустила), телепортировала корабль неизвестно куда.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Промежуток? Сумрак? Древние дороги?

Разумеется, все следы битвы исчезли вместе с трофеями! Ну, нельзя же так! Мне вполне по силам было справиться с двумя из четырёх оставшихся врагов, после чего крайне интересно было бы проверить на прочность их предводителей.

«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...


«Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Вот чего она испугалась? Был реальный шанс победить всех, кроме, может быть, главарей.

Нет, я не против бегства в другое измерение, но его можно было обставить по-другому! Скажем, из-за угрозы затопления корабля и невозможности победить главарей. И уж трофеи просто обязаны остаться на палубе!

Это интересно!

Господа геймдизайнеры, а среди оружия появился малоэффективный предмет. Речь идёт о грантах с гвоздями: при существующем уровне физической защиты врагов понадобится вагон этих гранат, чтобы нанести хоть какой-то урон. Быть может, стоит повышать их эффективность по мере роста опыта героя? (О чём это я? «Баланс» же!) И куда, кстати, исчезли гранаты, уничтожающие броню? «Divinity: Original Sin 2»: НОВЫЙ ПАТЧ...

Быть может, мы узнаем об этом после следующего патча? Скорее бы… Мне начинает казаться, что в этом году игра так и не будет завершена… Но – вдруг чудо? Будем надеяться! Удачи всем вам!

Divinity: Original Sin 2 – это продолжение успешной RPG, в которой больший упор сделан на кооперативную игру. Игра рассчитана до 4 игроков, при этом, игроки не обязательно должны помогать друг другу, любой игрок волен действовать как он хочет, он даже может строить коварные планы против других, чтобы получить свою выгоду. Во второй части NPC стали куда умнее и по-разному реагируют на каждого игрока. Также была улучшена система умений, теперь игрок может создавать свои умения, соединяя различные возможности. В целом, разработчики постарались сохранить все плюсы успешной первой части, и при этом добавить полезные возможности, сделав, тем самым, игру гораздо лучше. Получилось у них или нет - вы можете сами сыграть и сделать выводы.

Системные требования:
✔ Операционная система: Windows 7, 8, 10 - только для 64 бит!
✔ Процессор: Intel Core i5
✔ Оперативная память: 4 GB ОЗУ
✔ Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 550 or ATI Radeon HD 6XXX
✔ Место на диске: 25 Гб