Доу обучение рассказыванию. Обучение рассказыванию

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются такие приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).
Разберем основные приемы.
Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.
Нужно отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.
Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.
Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь не умеющим рассказывать.
Образец рассказа педагога могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности.
Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.
Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования.
Весь рассказ целиком или часть его воспитатель может повторить по мере надобности и по ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа (в средней группе это можно сделать в игровой форме - от имени описываемой игрушки: «Как Наташа точно рассказала про мои волосы - белые, мягкие, заплетены в толстые косы»).
Как уже отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли. Так, можно предложить детям второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.
Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания. Он широко описан в методической литературе.
План рассказа - это 2-3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения. (Иногда план - в виде свободных поясняющих указаний - может предшествовать образцу, в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания.)
С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а также их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или сочинять «не по правде» - придумывать рассказ или сказку и т. п.).
Для того чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее подготовить дополнительные, новые пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует внимание детей, кроме того, это средство индивидуализации заданий.
Например, при описании детьми подготовительной к школе группы своих комнат может быть предложен такой примерный план: 1. На каком этаже комната? 2. Какая она? 3. Что находится в комнате?
Видя, что дети уверенно справляются с данным содержанием, можно предложить новые, дополнительные вопросы (на этом же ванятии, после двух-трех ответов): 1. Кто поддерживает в комнате чистоту? 2. Как ты помогаешь в уборке?
Надо ли добиваться строгого следования плану? В средней группе на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Однако впоследствии нужно постепенно начинать указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа, привлекать их к дополнению ответов друг друга.
При этом педагог не только сам отмечает отступление рассказчика от темы или плана, но и привлекает детей к контролю за рассказом товарища (О чем нужно сейчас рассказывать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?).
В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием, как воспроизведение плана детьми (педагог, не употребляя термин «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова в фразах.
Приведем пример плана творческого рассказа на тему «Сережа вывел на прогулку своего щенка»: «Послушайте, о чем нужно говорить в начале рассказа, в середине и в конце. Вначале надо подробно рассказать, какой щенок был у Сережи, затем - что интересного было на прогулке, когда мальчик гулял со своим щенком, и в конце рассказать, чем закончилась Сережина прогулка».
В подготовительной к школе группе наряду с готовым планом, предлагаемым педагогом, можно подводить детей к самостоятельному обдумыванию и выбору плана будущего повествования.
Образец рассказа - самый легкий прием обучения, план рассказа более трудный. Это распространенный и важный прием, он используется в большинстве занятий по рассказыванию.
Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану и заранее обогатить содержание их высказываний, используется коллективный разбор плана. Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов (придумывание по картине или на заданную тему).
В чем сущность данного приема? До начала выполнения задания воспитатель обсуждает с детьми некоторые вопросы плана, показывая возможное разнообразие содержания их будущих рассказов. На один и тот же пункт плана, например «Какого щенка нашел мальчик?», педагог предлагает нескольким детям ответить с места, побуждая каждого по-своему описать щенка, вспомнить, какие бывают собаки. Этот прием помогает оживить инициативу детей, заранее активизировать необходимый словарь, т. е. учит дошкольников сложному процессу самостоятельного создания рассказа.
Готовясь к занятию, воспитатель должен продумать план рассказа, отобрать для коллективного разбора с детьми те его пункты, которые могут оказаться трудными, а также те, которые важны в воспитательном отношении.
Коллективное составление рассказа - своеобразный прием, используемый в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Последовательно разбирая намеченный заранее план рассказа, воспитатель и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.
Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у данного приема есть и недостаток: речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи. Поэтому употребление вышеозначенного приема ограничено.
На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее количество детей.
По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла, например «Куры» (из серии «Домашние животные». Автор С. А. Веретенникова), «Праздник 1 Мая в детском саду» (из серии «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни». Авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.
Целесообразно, опираясь на имеющийся у детей опыт, поделить тему рассказа на подтемы, а затем предложить детям конкретные планы к каждой подтеме. Например, педагог говорит: «Будем рассказывать о нашем еже, но не обо всем сразу, а по порядку, чтобы все-все подробно припомнить. Сначала вспомните, чем покрыт еж, какая у него мордочка, как он передвигается». После того как будет составлено описание внешнего вида животного, описываются его повадки, пища, клетка.
В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои, и др. Указания могут быть адресованы всем детям или одному ребенку.
При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем (по предложенному плану, а затем и без него).
Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия и т. п.). Воспитатель прибегает к этому приему, встречая однообразие, бедность детских ответов.
Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.
Оценка также обучающий прием . Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов; следует также учитывать, что к концу занятия они утомлены и не могут воспринимать указания воспитателя.
Применять в качестве приема обучения развернутую оценку каждого рассказа не обязательно, но все же в некоторых рассказах непременно надо выделить какие-то достоинства. Так, можно отметить что-то новое или особо ценное в содержании, в форме, в манере изложения (словарь, сила голоса, поза и т. д.). Оценка бывает и косвенной - в виде сравнения рассказа ребенка с образцом, с хорошим ответом товарища.
Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей. Этот прием используется в подготовительной к школе группе, так как ребенок шести лет уже способен отметить полноту, выразительность и другие качества рассказа.
Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Воспитатель-методист помогает воспитателям выбрать для конкретного занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем умений детей, новизной и трудностью учебных задач.
При обучении отдельным видам рассказов используются и другие специфичные, дополнительные приемы, о которых будет сказано в соответствующих разделах.

Игровая терапия как эффективнвй метод развития связной речи у детей

Литература:

А.М.Бородич Методика Развития речи дтей. М.1981.

Муниципальное бюджетное учреждение

Управление дошкольного образования”

Выступление

по теме: «Обучение детей рассказыванию »

для воспитателей

на педагогическом совете

Составил воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №38»

Г.Ш.Уразбаева

г.Нижнекамск

Республика Татарстан

2015г.

Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.

Приемы обучения детей рассказыванию :

1.образец речи (рассказа) педагога;

2.план рассказа;

3.коллективное составление рассказа;

4.составление рассказа по частям;

5.вопросы, элементарные указания, упражнения;

6.демонстрация наглядного материала;

7.оценка рассказа детей.

1. Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

Рассказ педагога служит образцом для детей. Он должен иметь следующие качества: связанность, содержательность, последовательность. Это коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без лишних украшательств.

Дети 2-3 лет – 5 предложений;

Дети 3-5 лет – 6-7 предложений;

Дети 5-7 лет – 12 предложений.

Нужно отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также при выполнении нового задания, чтобы помочь не умеющим рассказывать.

Образец рассказа педагога могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности.

Прием- образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования.

Весь рассказ целиком или часть его, воспитатель может повторить по мере надобности и по ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа. Например, в средней группе это можно сделать в игровой форме - от имени описываемой игрушки: «Как Наташа точно рассказала про мои волосы - белые, мягкие, заплетены в толстые косы»).

Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают копирования и ведут к самостоятельной творческой работе.

Можно предложить детям второй вариант рассказа - дублер образца , при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

2. План рассказа - это 2-3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения.

Образец рассказа - самый легкий прием обучения, план рассказа более трудный . Это важный прием, он используется чаще на занятиях по рассказыванию.

Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Воспитатель знакомит детей с планом после сообщения общей темы рассказов, а также их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или сочинять «не по правде» - придумывать рассказ или сказку и т. п.).

Чтобы детские рассказы были разнообразными, педагогу надо заранее подготовить дополнительные пункты плана. Например, при описании детьми подготовительной к школе группы своих комнат может быть предложен такой примерный план: 1. На каком этаже комната? 2. Какая она? 3. Что находится в комнате?

Если дети уверенно справляются с данным содержанием, можно предложить новые, дополнительные вопросы на этом же занятии, после двух-трех ответов: 1. Кто поддерживает в комнате чистоту? 2. Как ты помогаешь в уборке?

Надо ли добиваться строгого следования плану? В средней группе на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Однако постепенно нужно начинать указывать детям на неполноту рассказа, привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог привлекает детей к контролю за рассказом товарища: О чем нужно сейчас рассказывать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?

Примерный план творческого рассказа на тему «Коля вывел на прогулку своего котенка»: «Вначале надо подробно рассказать, какой котенок был у Коли, затем - что интересного было на прогулке, когда мальчик гулял со своим котенком, и в конце рассказать, чем закончилась прогулка Коли».

В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием, как воспроизведение плана детьми: педагог, не употребляя термин «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя паузами один пункт от другого.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану используется коллективный разбор плана . Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов по картине или на заданную тему.

В чем сущность данного приема? До начала выполнения задания воспитатель обсуждает с детьми некоторые вопросы плана, показывая возможное разнообразие содержания их будущих рассказов. На один и тот же пункт плана, например «Какого котенка нашел мальчик?», педагог предлагает нескольким детям ответить, побуждая каждого описать котенка по-своему, вспомнить, какие бывают кошки. Этот прием учит детей сложному процессу самостоятельного создания рассказа.

3. Коллективное составление рассказа - этот прием, используется в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети последовательно разбирают намеченный заранее план рассказа, выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их, как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.

Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети . В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у данного приема есть и недостаток : речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи. Поэтому употребление вышеозначенного приема ограничено .

4. На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям . Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее количество детей.

По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла, например «Куры» (из серии «Домашние животные». Автор С. А. Веретенникова), (из серии «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни». Авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Целесообразно , опираясь на имеющийся у детей опыт, поделить тему рассказа на подтемы , а затем предложить детям конкретные планы к каждой подтеме. Например, педагог говорит: «Будем рассказывать о нашем еже, но не обо всем сразу, а по порядку, чтобы все-все подробно припомнить. Сначала вспомните, чем покрыт еж, какая у него мордочка, как он передвигается». После того как будет составлено описание внешнего вида животного, описываются его повадки, пища, клетка.

5. Существенное место занимает прием - указания . Указания могут быть адресованы всем детям или одному ребенку.

Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

Примеры указаний воспитателя детям:

«Расскажите, как вы провели праздник 1 Мая: куда вы ходили, с кем, что вам больше всего понравилось».

«Дети, летом мы с вами часто ходили в лес. Вспомните интересный случай во время таких прогулок и расскажите».

Рассказывание по указаниям практикуется главным образом в старшей и подготовительной группах при рассказывании детей о том, что они видели или делали, а также при отсутствии образца рассказа по картинке или на предложенную, тему.

6. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем по предложенному плану, а затем и без него.

7. Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов сюжета, обстоятельств действия и т. п.. Воспитатель прибегает к этому приему, встречая однообразие, бедность детских ответов.

8. Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль . Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

9.Оценка также обучающий прием . Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов; следует также учитывать, что к концу занятия они утомлены и не могут воспринимать указания воспитателя.

Применять в качестве приема обучения развернутую оценку каждого рассказа не обязательно, но все же в некоторых рассказах непременно надо выделить какие-то достоинства. Так, можно отметить что-то новое или особо ценное в содержании, в форме, в манере изложения (словарь, сила голоса, поза и т. д.). Оценка бывает и косвенной - в виде сравнения рассказа ребенка с образцом, с хорошим ответом товарища.

10. Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей . Этот прием используется в подготовительной к школе группе , так как ребенок шести лет уже способен отметить полноту, выразительность и другие качества рассказа.

Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Воспитатель-методист помогает воспитателям выбрать для конкретного занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем умений детей, новизной и трудностью учебных задач.

При обучении отдельным видам рассказов используются и другие специфичные, дополнительные приемы.

Схема обучения детей рассказыванию.

Описательные рассказы

Рассказ по картине

Пересказ

Рассказывание на темы из личного опыта

Вторая группа раннего возраста(I младшая группа 2-3 года)

Кто? Что? Что делает? Какой?

более сложные: Во что одет?, Что везет?, Кому? Где? Когда? Куда?

По вопросам

II младшая группа

Образец взрослого. Дети рассказывают об игрушке

По вопросам

В форме ответов на вопросы. Совместный пересказ с педагогом.

Средняя группа

Задача взрослого- подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов

У детей формируются навыки самостоятельного описания картины

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок

Старшая группа

Объединять предметы по группе признаков, употреблять однокоренные слова

Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Коллективный рассказ. Составление содержательных рассказов. Вслушиваться в речь товарищей и предлагать детям самим задавать вопросы

Могут использовать собственные (удачно подобранные)выражения. Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам.

О себе, о дружбе, об интересных прогулках, играх…

Могут использоваться вопросы, указания воспитателем.

Подготовительная к школе группа

подробное описание предметов, дополнять рассказы сверстников, описывать группу предметов (из чего они сделаны)

Точность описания, выразительность речи, поощряется оценочный анализ рассказов сверстников. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Учатся пересказывать без помощи взрослого

Ребенок сам, без вопросов и указаний взрослого поясняет события, о которых рассказывает. Развивать умение сочинять короткие сказки на заданную тему

Литература: Программа «От рождения до школы» по ФГОС Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию »

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему : «Методика рассказывания по картине » .

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства . ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям : формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине .

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных , их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины . 3. Рассказ картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ . 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду . Ему требуется не только осмыслить содержание картины , передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И . Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет : «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия :

1. Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы .

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка.

Методические приемы :

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы . Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине . Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему : 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов ) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом ) .

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине . Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных) . Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например : «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» - после картины «Кошка с котятами» ).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст .

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину .

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите , как я» , «Молодец, запомнил, как я рассказывала » ,- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов , можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин . С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии .

Старший дошкольный возраст .

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам .

Содержание, тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины , ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия : «Картина называется «Зимние забавы» . Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава» ?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения . - «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом , чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению .

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины . На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам , повествовательный рассказ , описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту .

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов . Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках : «Вот так покатался!» , «Где пропадали?» , «Подарки маме к 8 Марта» , «Шар улетел» , «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине , но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине .

Оценка рассказов .

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей , подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа . К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание : «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей . Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А. Смирновой, которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало и конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картине, или, что могло бы следовать за изображенными событиями.
Детские сочинения можно квалифицировать так:
1. творческое сочинение по картине.
2. контаминация на темы художественных произведений.
3. свободное сочинение:
а) сказок
б) рассказов

Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной к школе группе. Воспитатель ставит картинку, например, «В лес за грибами», изображающую опушку леса, девочек и мальчиков, входящих в него с кузовками, с ними бежит собака. После рассматривания картины воспитатель предлагает детям придумать рассказ о том, что было с мальчиком до того, как он пошел в лес с ребятами. Воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами: «Как его зовут?»,
«Когда его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме, и что она ему ответила?», «Что мама дала ему на дорогу?». Попытайтесь себе все это представить и рассказать. Можно предложить придумать рассказ о любом из персонажей этой картины, а также о собаке. Рассказ может быть о любом предмете, изображенном на картине: о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному герою), о деревце по дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах его посадил). Можно придумать, кто встретится детям в лесу (звери, люди) и как они поведут себя при встрече, чем кончится поход в лес, как их встретят дома.
Контаминация на темы художественных произведений.
Дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают их действия себе, рассказывая, поправляют авторов, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героя в определенных ситуациях. (А я бы …)
Методика обучения сочинению – контаминации проста – ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением « сочинения», делает вид, что верит каждому слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
В детском речевом творчестве большое место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх и т.д.
Е.И. Тихеева отмечала, что рассказать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего, и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.д. Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Необходимо ребенку давать советы:
«Обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни, что, где, когда было. И если рассказ подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше не могли связать двух слов.
Важным вопросом в методике является выбор темы.
В старшей группе могут быть рекомендованы темы:
«Моя любимая игрушка»,
«Наши игры с куклами»,
«На прогулке»,
«Наши зимние забавы»,
«Про котенка» и др.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта («Наши игры с куклами», «Как мы гуляли на прогулке»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю маме дома»). В начале года может быть предложена тема: «Моя любимая игрушка». Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти.
В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Воспитатель даст свой образец – рассказ: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро – быстро клевать: тук – тук и перебегать с места на месть. Мне было весело». Закончив описание, педагог объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «Вначале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой»
Доля лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому – то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке - заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям:
«Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом сказать, как вы с ней играете.
Рассказы детей педагог слушает с интересом, выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы. В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, т. к. он может перейти с рассказа на вопросо – ответные формы общения. Выслушав рассказ ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании из личного опыта. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Детям шести – семи лет могут быть предложены следующие темы:
«Как мы отдыхали летом»,
«Наши новые игрушки»,
«Как мы играем с мячом» и др.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный эта работы по формированию связной монологической речи.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов … Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку, с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует выражение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжет для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например:
«Сереже подарили новую игрушку»,
«Галя учится кататься на коньках»,
«Юра и Маша пускают весной кораблики» и др.
Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животным:
«Забавные приключения рыжего котенка»,
«Сережа вывел на прогулку своего щенка» и др.

Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события и действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами.
В самом начале обучения целесообразно применять речевой образец, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.
В начальный период обучения рассказыванию используется совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают.
Приём совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания. Педагог доводит рассказ до завязки действия, дошкольники продолжают и развивают сюжет до завязки. Рассказ педагога служит для них речевым образцом, которого они придерживаются в процессе всей работы.
Прием совместных действий на занятиях по творческому рассказыванию следует сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и др. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом « Как Надя потеряла и нашла свою варежку» педагог может начать рассказ следующим образом: «Бабушка связала Наде варежки синие с белыми полосками. Примерила их Надя, они ей как раз впору пришлись. Спасибо, бабушка», - сказала Надя. Собралась Надя гулять, надела новые варежки. А что было дальше, вы расскажите сами. Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться: «Чем на прогулке была занята Надя?», «Как случилось, что она потеряла варежку?», «Как она искала её?», «Кто ей помог найти варежку?». Дети придумывают различные варианты дальнейших событий. В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать.
На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. С планом педагог знакомит детей после того, как им становится известнее сюжет и тема рассказа. Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому – либо из детей повторить основные моменты.
В подготовительной к школе группе дети могут также создавать свои рассказы при опоре на образ главного героя. (Вера – заботливая внучка. Она часто навещает бабушку. Вера часто помогает маме…)
Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказ однообразно, копируя друг друга. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. После этого как дети познакомятся с сюжетом и планом рассказа, воспитатель побуждает их к обдумыванию начала повествования. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.
На занятиях в подготовительной группе дети вместе с воспитателем составляют цикл коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, цикл рассказов о встрече новенькой в детском саду может состоять из четырех частей. Первый рассказ – «Лена приходит в детский сад», - Воспитатель начинает, а дети продолжают. «В детский сад Лена шла с мамой быстро. Девочке хотелось поскорее прийти туда, ведь она в первый раз шла в детский сад. Лену приветливо встретила воспитательница. Вместе с ней Лена вошла в групповую комнату, и тогда ребята увидели новенькую.
«Расскажите, что за девочку увидели ребята, как она выглядела. Затем воспитатель предлагает послушать начало второго рассказа: «Ребята поздоровались с новенькой, спросили, как её зовут. Они стали показывать ей игрушки. Какая игрушка больше всего понравилась Лене. Придумайте и расскажите об этом. Третий рассказ: « Дети показали Лене свои рисунки. На них была изображена осень. Что могла увидеть на рисунках Лена. Расскажите об этом».
Задача педагога – учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы.Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог одновременно уделяет внимание тем, кто говорит и тем, кто слушает. Приходит на помощь, если ребенок в чем – то затрудняется.
Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты этих рассказов можно проиллюстрировать рисунками самих детей.
На занятиях по творческому рассказыванию дети 6 – 7 лет учатся также придумывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что – то свое новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Доступным и интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках – куклах, игрушечных медвежатах, лисятах и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие темы сказочного характера: «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Дюймовочка в гостях у куклы» и т.д.
На занятиях педагог знакомит детей с темой – придумать сказку о кукле, которая захотела пойти в лес за грибами. На столе воспитатель ставит деревья (лес). «Вам интересно будет узнать, в какой лес она пошла за грибами, какие грибы собирала, кого встретила в лесу, кто помог ей насобирать много грибов. Потом рядом с грибом появляется белка, и дети догадываются, что именно она поможет кукле. С помощью вопросов педагог побуждает детей подробнее рассказать о деревьях в лесу, о грибах …
В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нем растут? Чему обрадуется кукла? Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ сказочного героя. Педагог, представляя детям игрушку, помогает подметить особенность её внешнего вида, черты характера (проворная, веселая белочка, трусливый заяц). Воспитатель учит детей придумывать и передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты.
Занятие начинается вступительным словом воспитателя, подготавливающим детей к предстоящей речевой творческой деятельности:
«Вы знаете много сказок, любите их слушать, сегодня вы сами попробуете придумать сказку о веселых игрушечных зверушках. Педагог выставляет на стол медвежонка и белку, рассказывает о них сказку. «А теперь придумайте веселую сказку о том, какие игры затевали медвежонок и зайчишка».
Занятия с опорой на игрушки сочетаются с занятиями, на которых придумывание сказок идет по сюжетам. «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Как ежик нашел дорогу домой». Воспитатель знакомит детей с сюжетом будущей сказки, собирает план её изложения, активизирует словарь. Воспитатель применяет прием совместных действий – педагог начинает сказку, а дети продолжают её.
Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и дети имеют определенный уровень художественного развития.

Средством обучения связной монологической высказывания является рассказывание детей. Приемы обучения рассказывания в общей педагогике выделены в трудах Е. И. Тихеевои, Е. А. Фльоринои, А. И. Соловьевой, Μ. М. Кониной, А. М. Бородич, Е. П. Коротковой, А. С. Ушаковой, Е. М. Лещенко, Н. А. Орланова, А. М. Богуш, А. П. Иваненко и других и апробированы в многолетней практике. В специальной педагогике своеобразие использования приемов обучения различным видам монологической речи раскрыта в работах В. П. Глухова, С. А. Мироновой, А. М. Курицын, К. В. Аниканов, И. С. Марченко и другие.

Совместное рассказывание. Этот прием предполагает совмещенную построение коротких высказываний, когда логопед начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он используется на начальных этапах работы с детьми со II уровнем речевого недоразвития сначала на индивидуальных занятиях, а потом со всеми детьми. Логопед выполняет сложную функцию - планирует высказывания, задает его схему, называет начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи ("Жили были дед и баба. И была у них... Однажды... И было то яичко... »). На следующих этапах обучения такое рассказывания сочетается с драматизацией различных сюжетов.

Образец рассказа - это короткий живое описание предмета или изложение любого события, которые доступны детям для подражания и заимствования. Он также используется на первых этапах обучения монологической речи. Образец подсказывает ребенку ориентировочный содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовых связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. А значит, высказывания логопеда должно быть простым, доступным для понимания его детьми, интересным по содержанию и форме. Прежде всего необходимо, чтобы в речи логопеда присутствовали слова, которые подлежат усвоению на данном занятии. В то же время речи логопеда не должно быть упрощенным: в него нужно включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, то есть она их понимает (пассивное речи), но не использует при построении высказываний. Образец говорят четко, в умеренном темпе, достаточно громко и отчетливо.

Образец относится к прямым формам обучения и используется в начале занятия и за его ходом для коррекции детских рассказов. Логопед поощряет элементы самостоятельного речи детей и на первых этапах допускает буквальное подражание образца.

Как разновидность образца рассказы используют частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. Используется он при закреплении умений рассказывать или для демонстрации детям образцов творческого решения задачи.

Анализ образца рассказы логопеда обращает внимание детей на ее последовательность и структуру. Логопед объясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и которая концовка. Постепенно к этому привлекаются дети. Этот прием подсказывает детям план будущих рассказов.

План рассказа - это 2-3 вопроса, которые определяют ее содержание и последовательность. Сначала он используется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. На начальных этапах проводится коллективное, вместе с логопедом, составление плана предстоящего рассказа. Детям предоставляются вспомогательные вопрос: "О чем будем говорить сначала?", "О чем нужно говорить дальше?", "Чем мы закончим рассказ?" И т.д. с четким указанием на соответствующие фрагменты картины, или художественного произведения. Затем логопед на основе высказываний детей составляет единый план. В дальнейшем составлении плана дети участвуют поочередно под руководством логопеда. При этом учитываются их индивидуальные речевые возможности.

Коллективное обсуждение плана крайне необходимо в творческом рассказывании. Оно помогает разнообразить и обобщить содержание монологов, закрепить представление об их структуре, выбрать наиболее удачные языковые средства.

Коллективное составление рассказа основном используется на начальных этапах работы над связным монологической речью. Дети продолжают предложение, начатые логопедом, или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с логопедом отбирают наиболее содержательные и грамматически правильно оформленные высказывания и объединяют их в целостную рассказ. Сначала логопед может повторить рассказ, добавляя что-то свое, затем повторяют дети. Ценность этого приема заключается в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм складывания связного текста, активизировать речь всех детей.

Составление рассказа по частям является разновидностью коллективного рассказывания. Каждый из рассказчиков образует часть текста, а затем различные части с помощью логопеда объединяются в единое целое. Этот прием уместно использовать при составлении рассказа по багатофактурнимы картинами, по серии сюжетных картинок, при переводе литературных произведений, в рассказывании по коллективному опыту, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Моделирование (схематическое, или предметное обозначение) используют как дополнительный наглядный прием планирования рассказа. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в рассказывании), средства внутритекстовых связи.

Используют различные виды моделей. Так, для обозначения начала, середины, конца рассказа используют различные геометрические формы, круг, разделено на три неравные подвижные части и тому подобное.

Ориентиром для последовательного, логического описания предметов, игрушек, времен года используют схемы, отражающие с помощью определенной символики основные микротемы описания. (Так, лист бумаги делится по количеству признаков предмета, о которых нужно будет рассказать, или используют отдельные карточки. На каждой изображены символы подсказывают детям постепенность изложения повествования, например: 1) цвет; 2) форма; 3) величина, размер; 4) дополнительные свойства в зависимости от предмета; 5) части; 6) действия с предметом; 7) классовая принадлежность; 8) отношение ребенка к предмету, явления).

Сначала модель используют как изображение структуры текста, который воспринимается, а затем в качестве ориентира для самостоятельного составления рассказа.

Широко известны работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Этот прием активно используется и в логопедии. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и действий, которые они выполняют. Сначала образуется картинно-схематический план смысловой последовательности частей текста художественного произведения, прослушан. Далее осуществляется обучение умением строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые связаны между собой стрелочками. Дети составляют рассказы, придумывают сказки по предложенной моделью. В качестве символов можно применять и разнообразный природный материал (по аналогии капитан в кожуре - ежик, комочек ваты - зайчик, перышко - птичка, камень - медведь и т.д.). Постепенно у детей формируются обобщенные представления о логическую последовательность текста, на которую они ориентируются при самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, ее последовательности, связности, выразительности. Оценка имеет обучающий характер. Сначала логопед подчеркивает все положительное в рассказе, чтобы дети могли на этих образцах учиться, показывает речевые достижения ребенка. Оценка должна, прежде всего, поощрительную цель. Но дальше нужно тактично указать и на недостатки, чтобы ребенок знал, чего она должна еще научиться. К анализу ответов в старших группах привлекаются и дети.

В процессе обучения связной монологической речи используют и другие приемы обучения вспомогательные вопросы, указания, объяснения, исправления ошибок, подсказка необходимых слов, многократное повторение речевого материала, прослушивания рассказов детей, записанных на магнитофон, и тому подобное.

В обучении детей с ПМР большое значение приобретает обогащение мотивов речевой деятельности. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, повышают активность детей, их желание рассказывать, улучшают качество рассказов. Мотивационная деятельность обеспечивается созданием проблемных ситуаций, особым подбором речевого материала. Детям младшего и среднего возраста предлагают в основном игровые мотивы, для детей старшего возраста используют и социальные мотивы (например, составим сказку для младшей сестренки, братика).

Таким образом, приемы обучения связной рассказывания достаточно разнообразны. Они используются в зависимости от этапа обучения, вида рассказы и задач, уровня речевых умений и навыков детей, их активности и самостоятельности.