Дубина народной войны как понять. Дубина народной войны по роману Л.Н

(Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

Л. Толстой одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизан­ской войны и сумел раскрыть ее истинный смысл и значение. С исторической достоверностью и прав­дивостью великий русский писатель показал, как «дубина народной войны», которая действовала с «простотой и целесообразностью», привела к победе над завоевателями. В действиях партизанских отря­дов 1812 года он увидел ту высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила самое представление о войне. Л. Толстой отмечает, что «со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние представления войн. Сожжения городов и деревень, отступление по­сле сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспор­тов, партизанская война — все это были отступления от правил».

Л. Толстой говорит, что Наполеон, который впер­вые в своей военной практике столкнулся с подобным явлением, «не переставал жаловаться Кутузову и им­ператору Александру на то, что война велась против­но всем правилам». Попутно автор замечает: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей».

Перед началом Бородинской битвы во время свида­ния с Пьером князь Андрей говорит, что когда под Смоленском «мы в первый раз дрались… за русскую землю», то «в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы».

К Бородинской битве готовилась не только регу­лярная армия, но и ополченцы. Один из раненых сол­дат в обозе, встреченном Пьером по пути в Бородино, говорит: «Нынче не то что солдат, а и мужичков ви­дал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово — Моск­ва. Один конец сделать хотят». Но Пьер понял смысл услышанного только тогда, когда «увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хо­хотом, оживленные и потные, что-то работали напра­во от дороги».

Скрытая «теплота патриотизма» завладевает Куту­зовым, которому докладывают, что мужики-ополченцы надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти». Он с умилением и восторгом отвечает на это: «Чудесный, бесподобный народ!» С той же серьез­ностью и основательностью готовятся к важному реша­ющему событию — Бородинской битве — солдаты и офицеры русской армии. Капитан Тимохин говорит Пьеру и князю Андрею: «Что себя жалеть теперь! Сол­даты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».

После Бородинской битвы все население, как один человек, бросая свое имущество, «потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Но и те простые люди — ремесленники и фабричные, что оставались в городе, готовы были встать под знамена защитников родины. Л. Толстой говорит, что «понимание народа было настроено на высокий лад». Люди «не щадя жи­вота, желали послужить» отечеству. Однако ни губер­натор, ни полицмейстер, ни другие высшие чиновники Москвы не имели того же настроения и больше заботи­лись о собственной безопасности.

Несмотря на отсутствие общей команды, после прихода французов Москва была похожа на покину­тый улей. Улицы были пусты, никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов». Народ самостоятельно позаботился о том, чтобы захватчики чувствовали себя как на пороховой бочке. Под ними в прямом смысле горела земля. Мужики Карп и Влас и «все бесчисленное количество таких мужиков» не только не везли сена в Москву за большие деньги, но и жгли его. Они жгли все, что осталось от населения и могло пригодиться французам.

Действенную помощь своей армии оказывал народ, уходивший в партизанские отряды. Их тогда были сот­ни — крупных и мелких, пеших и конных, с артилле­рией и просто с рогатинами. «Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

Партизанское движение занимает особое место в истории Отечественной войны 1812 года. Сила парти­занских отрядов состояла во внезапности нападения, неуловимости для регулярных войск. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево». И сколько ни жаловались Наполе­он и его маршалы на то, что русские ведут войну «не по правилам», как ни стеснялись при дворе императо­ра Александра говорить о партизанах, «дубина народ­ной войны поднялась со всей своей грозной и величест­венной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и пра­вил… поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Партизанское движение – «дубина народной войны»

«… дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»
. Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Отечественная война 1812 года осталась в памяти всех русских людей как война народная.

Не замай! Дай подойти! Худ. В.В.Верещагин, 1887-1895

Это определение не случайно прочно закрепилось за ней. Не только регулярная армия участвовала в ней - впервые в истории Российского государства весь русский народ встал на защиту своей родины. Формировались различные добровольческие отряды, принимавшие участие во многих крупных сражениях. Главнокомандующий М.И. Кутузов призывал русские ополчения оказать помощь действующей армии. Большое развитие получило партизанское движение, развернувшееся на всей территории России, где находились французы.

Пассивное сопротивление
Население России стало сопротивляться вторжению французов с первых же дней войны. Получило огромное распространение т. н. пассивное сопротивление. Русский народ оставлял свои дома, деревни, целые города. При этом нередко люди опустошали все склады, все запасы пропитания, уничтожали свои хозяйства - они были твердо убеждены: ничто не должно было попасть в руки к врагу.

А.П. Бутенев вспоминал о том, как русские крестьяне боролись с французами: «Чем дальше шла армия в глубь страны, тем безлюднее были встречавшиеся селения, и особенно после Смоленска. Крестьяне отсылали в соседние леса своих баб и детей, пожитки и скотину; сами же, за исключением лишь дряхлых стариков, вооружались косами и топорами, а потом стали сжигать свои избы, устраивали засады и нападали на отсталых и бродячих неприятельских солдат. В небольших городах, которыми мы проходили, почти никого не встречалось на улицах: оставались только местные власти, которые по большей части уходили с нами, предварительно предав огню запасы и магазины, где к тому представлялась возможность и дозволяло время…»

«Карают злодеев без всякой пощады»
Постепенно крестьянское сопротивление приобретало другие формы. Некоторые организовывали группы из нескольких человек, вылавливали солдат Великой армии и убивали их. Естественно, они не могли действовать против большого количества французов одновременно. Но этого было вполне достаточно, чтобы вселить ужас в ряды вражеской армии. В результате солдаты старались не ходить поодиночке, чтобы не попасть в руки «русских партизан».


С оружием в руках - расстрелять! Худ. В.В.Верещагин, 1887-1895

В некоторых губерниях, оставленных русской армией, формировались первые организованные партизанские отряды. Один из таких отрядов действовал в Сычевской губернии. Возглавлял его майор Емельянов, который первый начал возбуждать народ к принятию оружия: «Многие стали к нему приставать, со дня на день число сообщников умножалось, и потом вооружась чем было можно, избрали храброго Емельянова над собою начальником, дав присягу не щадить живота за веру, царя и землю русскую и во всем ему повиноваться… Тогда Емельянов ввел между воинами-поселянами удивительный порядок и устройство. По одному знаку, когда неприятель шел в превосходных силах, деревни становились пусты, по другому опять собирались в домы. Иногда отличный маяк и колокольный звон возвещали, когда итти конными или пешими на бой. Сам же, как начальник, поощряя примером своим, был всегда с ними во всех опасностях и всюду преследовал злочестивых врагов, многих побил, а более брал в плен, и, наконец, в одной жаркой перестрелке в самом блеске воинских действий крестьян жизнью запечатлел любовь свою к отечеству…»

Таких примеров было немало, и они не могли ускользнуть от внимания руководителей русской армии. М.Б. Барклай-де-Толли в августе 1812 года обратился с призывом к жителям Псковской, Смоленской и Калужской губерний: «…но многие из жителей губернии Смоленской пробудились уже от страха своего. Они, вооружась в домах своих, с мужеством, достойным имени русского, карают злодеев без всякой пощады. Подражайте им все любящие себя, отечество и государя. Воинство ваше не выйдет из пределов ваших, доколе не изгонит или не истребит сил вражеских. Оно до самой крайности решилось бороться с ними, и вам останется подкреплять его одною защитою собственных домов ваших от набегов более дерзких, нежели страшных».

Широкий размах «малой войны»
Оставляя Москву, главнокомандующий Кутузов предполагал вести «малую войну», чтобы создавать противнику постоянную угрозу окружения его в Москве. Эту задачу должны были решать отряды войсковых партизан и народные ополчения.

Находясь на Тарутинской позиции, Кутузов взял деятельность партизан под свой контроль: «…поставил я десять партизанов на ту ногу, чтобы быть в состоянии отнять все способы у неприятеля, мыслящего в Москве найти в изобилии всякого рода довольствие. В течение шестинедельного отдыха Главной армии при Тарутине, партизаны наводили страх и ужас неприятелю, отняв все способы продовольствия…».


Давыдов Денис Васильевич. Гравюра А.Афанасьева
с оригинала В. Лангера. 1820-е годы.

Для таких действий нужны были смелые и решительные командиры и войска, способные действовать в любых условиях. Первым отрядом, который был создан Кутузовым для ведения малой войны, был отряд подполковника Д.В. Давыдова , сформированный в конце августа в составе 130 человек. С этим отрядом Давыдов выступил через Егорьевское, Медынь к селу Скугарево, которое было превращено в одну из баз партизанской борьбы. Он действовал совместно с различными вооруженными крестьянскими отрядами.

Денис Давыдов не просто выполнял свой боевой долг. Он пытался понять русского крестьянина, ведь он представлял его интересы и действовал от его лица: «Тогда я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней, к ее обычаям и ее одежде. Я надел мужичий кафтан, стал опускать бороду, вместо ордена Св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил языком вполне народным…».

У Можайской дороги был сконцентрирован еще один партизанский отряд, возглавляемый генерал-майором И.С. Дороховым. Кутузов писал Дорохову о методах партизанской борьбы. И когда в штабе армии были получены сведения о том, что отряд Дорохова попал в окружение, Кутузов сообщал: «Партизан никогда в сие положение притти не может, ибо обязанность его есть столько времени на одном месте оставаться, сколько ему нужно для накормления людей и лошадей. Марши должен летучий отряд партизан делать скрытные, по малым дорогам…Днем скрываться в лесах и низменных местах. Словом сказать, партизан должен быть решителен, быстр и неутомим».


Фигнер Александр Самойлович. Гравюра Г.И. Грачёва с литографии из собрания П.А. Ерофеева, 1889.

В конце августа 1812 года был также сформирован отряд Винценгероде, состоящий из 3200 человек. Первоначально в его задачи входило наблюдение за корпусом вице-короля Евгения Богарне.

Отведя армию на Тарутинскую позицию, Кутузов сформировал еще несколько партизанских отрядов: отряды А.С. Фигнера, И.М. Вадбольского, Н.Д. Кудашева и А.Н. Сеславина.

Всего в сентябре в составе летучих отрядов действовало 36 казачьих полков и одна команда, 7 кавалерийских полков, 5 эскадронов и одна команда легкой конной артиллерии, 5 полков пехоты, 3 батальона егерей и 22 полковых орудия. Кутузову удалось придать партизанской войне широкий размах. Он возлагал на них задачи наблюдения за противником и нанесения непрерывных ударов по его войскам.


Карикатура 1912 года.

Именно благодаря действиям партизан Кутузов обладал полной информацией о передвижениях французских войск, на основании которых можно было делать выводы о намерениях Наполеона.

Из-за непрерывных ударов летучих партизанских отрядов французам приходилось всегда держать часть войск наготове. По данным журнала военных действий, с 14 сентября по 13 октября 1812 года противник потерял только убитыми около 2,5 тысяч человек, около 6,5 тысяч французов было взято в плен.

Крестьянские партизанские отряды
Деятельность войсковых партизанских отрядов не была бы столь успешной без участия крестьянских партизанских отрядов, действовавших повсеместно еще с июля 1812 года.

Имена их «вожаков» надолго останутся в памяти русского народа: Г. Курин, Самусь, Четвертаков и многие другие.


Курин Герасим Матвеевич
Худ. А.Смирнов


Портрет партизана Егора Стулова. Худ. Теребенев И.И., 1813

Отряд Самуся действовал около Москвы. Ему удалось истребить более трех тысяч французов: «Самусь ввел удивительный во всех подчиненных ему деревнях порядок. У него все исполнялось по знакам, которые подавались посредством колокольного звона и других условных примет».

Большую известность получили подвиги Василисы Кожиной, которая возглавляла отряд в Сычевском уезде и боролась с французскими мародерами.


Василиса Кожина. Худ. А.Смирнов, 1813 г.

О патриотизме русских крестьян писал М.И. Кутузов донесении Александру I от 24 октября 1812 года о патриотизме русских крестьян: «С мученическою твердостию переносили они все удары, сопряженные с нашествием неприятеля, скрывали в леса свои семейства и малолетных детей, а сами вооруженные искали поражения в мирных жилищах своих появляющимся хищникам. Нередко самые женщины хитрым образом уловляли сих злодеев и наказывали смертью их покушения, и нередко вооруженные селяне, присоединяясь к нашим партизанам, весьма им способствовали в истреблении врага, и можно без преувеличения сказать, что многие тысячи неприятеля истреблены крестьянами. Подвиги сии столь многочисленны и восхитительны духу россиянина…».

Самым великим произведением Л.Н. Толстого по праву является роман-эпопея «Война и мир». Уже по названию понятна одна из тем романа – военная. Толстой всегда считал, что война – это «страшное дело», а участие в этом деле одновременно и великое преступление, и вынужденная самозащита. Самозащитой стала для России и Отечественная война 1812 года. Однако интересен сам характер этой войны – она была народной. В ней принимали участие не только войска, но весь народ.

Крестьяне наряду с дворянами несли военную службу, часть своих доходов отдавали на нужды армии купцы, большая часть крестьян уходила в партизаны. При этом роль партизанского движения была поистине масштабной.

Крестьянские отряды объединялись с благородной целью – для защиты своей Родины. Прототипами руководителей крестьянского движения стали партизанка Василиса Кожина – в романе старостиха Василиса, генерал-лейтенант Денис Давыдов. Помимо вышеотмеченных героев в романе присутствуют другие лица, прототипами которых являются реальные исторические личности. Самым колоритным персонажем среди партизан является, без сомнения, Тихон Щербатый. Он проявил себя необычайно смелым разведчиком, но в нем нет никакого показного героизма. Он активен, весел и готов на любой подвиг, не считая его при этом подвигом, а лишь исполнением долга. Он является собирательным образом всего русского народа.

Таких людей было очень много и в других отрядах.

Другим народным героем, противоположным активному, находящемуся в постоянном движении Тихону Щербатому является Платон Каратаев. В образе этого героя нет ничего воинственного, его облик настолько мирный, что подчеркивается автором в его «круглости». У него простой и добрый характер, он ни к кому не испытывает ненависти, даже к французам. Но сколько народной мудрости мы слышим из его уст!

Оба персонажа – Тихон Щербатый и Платон Каратаев – изображены схематично. Они показывают разные ипостаси русского народа, но, тем не менее, оба эти образа символичны. Они не созданы для войны, как не создан для нее и любой русский человек. Но уж коль Родине угрожает опасность, они оба готовы ринуться на ее защиту.

Главным руководителем народной войны, под предводительством которого давался отпор французским войскам, был уже не молодой умудренный опытом полководец М.И. Кутузов. Он по воле народа занял свою должность и сам был близок к народу.

Изображая народную войну, автор проводит антитезу между офицерами, выражающими заботу о солдате, берегущими и ценящими его жизнь, и офицерами, которых интересует только собственная безопасность и продвижение по службе. К первому типу офицеров, несомненно, относится Тушин, оставшийся с малочисленным отрядом и всего парой пушек отстреливаться от наступающего неприятеля, в то время, как струсивший Жерков не довез до капитана приказ об отступлении.

Автор изображает русский народ, готовый защищать свою родную землю от захватчиков любой ценой. Достаточно вспомнить купца Ферапонтова, который поджег свои амбары, только бы его добро не досталось врагу. Народ идет на неприятеля с простым оружием – дубиной. И эта дубина становится настоящим символом народного освободительного движения против наполеоновской армии. «…Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Наполеон со своей армией оказался слишком слаб рядом с могучим духом обычных русских людей, которые боролись за освобождение своего великого Отечества.

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

«Дубина народной войны» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

«Война и мир» - это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в них. Неправильно было бы попытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских полководцев, даже главнокомандующего Кутузова, или роковыми просчетами Наполеона. Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова, Тимохина и... Да и перечислишь ли всех? Толстой-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего дубину освободительной войны против захватчиков.

Действия защитников родины бессознательны, но целесообразны. Не какие-то логические выкладки или правила заставляют людей участвовать в борьбе с врагом. Может быть, сказывается та самая «сила бессознательного добра», о которой писал позднее в своем романе «Жизнь и судьба» один из крупнейших художников ХХ в. Василий Гроссман. Во всяком случае, народный дух в полной мере проявляет себя и в Бородинском сражении, и в других важных эпизодах кампании 1812 г.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. Вот Денисов, «покраснев, как девушка», излагает Кутузову план «разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой». И «странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице». Но Денисов искренен и естественен. Вскоре мы видим его в рядах партизан. «22 сентября Денисов, бывший одним из партизан, находился со своей партиею в самом разгаре партизанской страсти». Совместно с Долоховым он готовит захват французского транспорта. Не смущает их численное превосходство деморализованного врага. Главное - узнать, какие войска сопровождают обоз. Мужику-партизану Тихону Щербатому дано задание «взять языка». «Пластун» проявляет незаурядное мужество, энергию и ловкость. Будучи замечен французами, Тихон, «подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели и, скрывшись на мгновение, выбрался на поверхность, весь черный от воды, и побежал дальше».

Можно ли удивляться тому, что «Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов...» Однако рассказ Щербатого об убийстве пленного француза не вызывает у нас мыслей о какой-то особой жестокости и мстительности мужика из Покровского.

Нельзя назвать жестоким и Денисова. Командир партизанского отряда заботится о пленных французах, по-своему жалеет их. Поведение же карьериста Долохова - скорее исключение из правила, чем правило. Вспомним, что Толстой пишет не только о смелости этого человека, но и о его безжалостности. Он безразличен к смерти Пети, происшедшей во время атаки на французский транспорт. Он жаждет крови разбитого врага. Возьмем характерный эпизод. Долохов подходит к «неподвижному, с раскинутыми руками лежавшему Пете... - Готов, - повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. - Брать не будем! - крикнул он Денисову».

Но эта сцена, повторяю еще раз, исключение. Война выиграна не Долоховым и ему подобными, а бесчисленной массой простых людей. И этим людям прекрасно знакомо милосердие, ведомы сострадание и печаль. Неподдельно горе Денисова после смерти Пети Ростова, но он не пытается выместить свои страдания на пленных французах…

Мне кажется, что очень важна в романе мысль Толстого о том, что народ не жаждет крови врага. Не об этом ли качестве победителей говорит Кутузов сразу же после Красненского боя?

Пленные французы вызывают сострадание главнокомандующего и всей русской армии: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди». Таким образом, история обретает нравственный смысл. «Дубина народной войны» - это не столько военное, сколько нравственное возмездие захватчикам и их самолюбивому императору. Это проявление той высшей справедливости, которая, по мысли Толстого, рано или поздно побеждает в жизни человеческого общества.