Египетские рабы. Рабы - это кто такие? Правовое положение рабов в Древнем Риме и Египте

Египетское рабство - годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова - евреи - со временем стали рабами фараона . Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше) . В память этого события установлен еврейский праздник Песах .

Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов

Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми - на лучшие земли, в область Гошен . В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.

Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.

В трактате Недарим (32а ) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.

Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы . С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот » , это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.

Маарал ь и Рамхал ь показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.

Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.

Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто - ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни - иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец : существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.

Относительно Р. у древних египтян материал ещё не вполне разработан. Землевладение, строительная деятельность фараонов и феодальный строй в среднем царстве покоились на крепостных рабочих и крестьянах; во время завоевательных войн сюда ещё присоединились толпы военнопленных. Последние в массе также отдавались рабами в храмы или жаловались участникам войны за отличие, о чём повествуют автобиографии последних. Тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей ярко обрисовано и в Библии, и в египетских текстах, хотя вообще отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем. О числе рабов в отдельных хозяйствах у частных лиц трудно сказать что-либо; известно только, что во время Среднего царства люди среднего достатка находили возможным дарить друг другу сразу по 4 раба. Что же касается рабов храмовых, то в завещании Рамзеса III приведены громадные их цифры; это понятно, так как войны этого царя наполнили Египет пленными. Одни фиванские храмы получили 3724 человека.

С другой стороны, ряд авторитетных историковкто считают что роль рабов в Египте как минимум сильно преувеличена. Связано это с особенностями религиозного мировоззрения - например считалось что настроение (ментальная душа) строителя передается в материалы и сооружения, которые он создает. Боль и страдания раба будут присутствовать в камне гробницы или дома и испортят экологию и окружение заказчика. Поэтому для ответственных строек применялся только наемный труд свободных крестьян, особенно в период июля по ноябрь заниматься сельским хозяйством было невозможно из-за разлива Нила и они нуждались в оплачиваемой работе. Применять насилие при наеме крестьян не было необходимости.

В различные периоды Египта менялось и отношение к рабам - в раннем Египте пленных не брали вообще - их убивали, так как ограничения в производительности с/х труда и плодородности почвы не позволяли кормить большое количество «чужаков». Затем пленных не стали убивать - их называли «мертвый член семьи», но отношение к рабам было определено законами фараонов - охранялась его жизнь, гарантировалось питание, вводилась оплата за использование его услуг. Исторически имелись примеры когда раб мог накопить вполне приличное состояние. Рабство носило более сервильный характер - то есть в рабство (серв) уходили добровольно (из-за долгов), или по решению общества из-за преступлений, из-за несовместимых с семейным укладом антиобщественных поступков (прелюбодеяние или кровосмешение и т. п.). Усыновление преступников или пленных в качестве сервов позволяло втянуть их в социальную структуру таким образом, что они оказывались под воздействием общественных и ритуальных санкций и были обязаны соблюдать принятые правила поведения. Благодаря усыновлению преступники и пленные приобретали полный статус членов семьи с обязанностью соблюдать некоторые табу и ритуалы, выполнять иные обязательства. С течением времени они могли обрести полную свободу, но ее нельзя было получить с помощью выкупа, который платили, скажем, чтобы освободиться от долгов. Свободу можно было получить только в результате полной интеграции, а этого достигало обычно лишь второе поколение. Как член семьи, серв женился и растил детей согласно той системе, которая соблюдалась в семье, и только тогда интеграция считалась завершенной.

Поздний Египет и во времена новой истории (исламский период) также применял рабский труд ограниченно. Коран, например, поощряет предоставление свободы рабам и предусматривает специальные молитвы за тех, кто находится в рабстве. Ребенок рабыни от хозяина рождается свободным, и свобода должна быть предоставлена и матери. Ребенок рабов, живущих в семье, считается членом семьи и его нельзя продать, если только он не совершил преступления. По религиозным соображениям хозяева были обязаны заботиться о больных и старых рабах, содержать их жен и детей, их порицали, если они мешали рабу внести выкуп за освобождение от рабства.

В Российской истории тема рабства в Египте стала приобретать гипертрофированный характер в 1938-м году, после выхода книги «Краткий курс истории ВКП(б)» под ред. И. В. Сталина, который вводил жесткое классовое разделение и относил Египет к рабовладельческим государствам. Однако в настоящий момент отсутствуют достоверные документальные источники, показывающие что труд рабов в древнем Египте применялся где кроме личного хозяйства.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

«Баку» (раб, собственность владельца, в отличие от ). Низший слой населения в . Изначально рабы были пленниками, захваченными египтянами во время военных походов. Предположительно, рабами в египетских хозяйствах были и потомки тех древнейших жителей долины Нила, чьи земли захватывались более решительными переселенцами.

Рабы-«баку» принадлежали своему хозяину, как вещь. Их дети тоже становились рабами, которых хозяин мог свободно продать. Большинство работ в государстве производили царские хемуу, а вот рабы для этого не привлекались, а зачастую использовались как неквалифицированные рабочие, либо в качестве прислуги, что мы и видим на фресках в гробницах знатных египтян.

В эпоху Древнего царства рабский труд использовался мало, но уже во времена Нового царства, благодаря успешным войнами, рабский труд распространился повсеместно. И даже скромного положения человек мог позволить себе иметь рабов.

Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства (раб зачастую принадлежал именно общине), предусматривавшего интеграцию раба в общину.

Начиная с конца эпохи Древнего царства, в рабство начинают попадать и сами египтяне. К сожалению, невозможно установить, каким именно образом происходило порабощение египтян своими же согражданами. Скорее всего, широко распространенное во всем Древнем Мире рабство за долги в Египте вряд ли было возможно, с учетом особенностей натурального хозяйства «пер джет», где сколько-нибудь серьезный обмен товарами, как хозяйственный механизм, долгое время можно сказать отсутствовал. Официально порабощение сограждан также не поощрялось.

Нубийские рабы на египетском невольничьем рынке. XVIII династия. Хранится в Археологическом музее Болоньи, Италия.

Фигурка раба из гробницы периода Старого царства. Хранится в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.

March 7th, 2015

Таинственная цивилизация долины Нила восхищает людей уже не одно тысячелетие - первыми египтоманами стали ещё римляне. Египетские сюжеты и мотивы используются самыми разными культурами. И, конечно, выдумки художников и писателей чаще всего оказываются очень далеки от актуальных представлений учёных.

Давайте перечислим несколько самых устоявшихся заблуждений о древнем Египте и заодно о египтологах.

ВЕЛИКИЙ ИСХОД

Средний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. В частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами» (Исх. 1:13-14).

Изготовление кирпичей (сам процесс отрисован в левом нижнем углу). Гробница визиря Рехмира

Однако если почитать египетские источники, то становится совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой для изготовления кирпичей - самая лёгкая физическая работа, которую в принципе могли предложить человеку. Уж точно полегче обтёсывания гигантских каменных блоков, например. Неудобненько получается.

И вообще в древнеегипетских источниках нет абсолютно никаких упоминаний об исходе иудеев, т.н. «казнях египетских», наместнике царя Иосифе и т.д. Да, в этих сказаниях есть отдаленные отголоски того, что происходило на Ближнем Востоке в II-I тысячелетиях до н.э., но это искаженное, а порой и абсолютно неверное эхо. Его надо воспринимать критически, благо, что об этом довольно много писали и на русском языке в XX веке — тот же академик М.А. Коростовцев. Мода на религиозность (отличать от веры) в наши дни часто порождает чудовищное невежество, агрессивное и упертое.

МИФ ПЕРВЫЙ. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК

Его просто-напросто не существует. И никогда не существовало.

Нет, древние египтяне, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Но… когда? Первый известный нам текст, с которого отсчитывается история египетского государства, датируется XXXII веком до нашей эры. А прекращает своё существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвёртом веке нашей эры. А то и в седьмом, по мнению некоторых учёных. Итого имеем минимум три с половиной тысячи лет истории, за которые любой язык и даже письменность изменятся до полной неузнаваемости. Поэтому египтологи выделяют как минимум среднеегипетский язык, новоегипетский язык, позднеегипетский язык, а то и что-нибудь более узкое вроде языка Текстов Пирамид. Длительное изучение любого из этих языков вовсе не даёт гарантии понимания какого-либо другого.

Поэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. В том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мёртвых египетских языков. Любое «чтение» - это на самом деле кропотливая расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… Один-единственный текст можно изучать многие годы - и всё равно сомневаться в значении отдельных слов и даже предложений.

Обычно, чтобы оживить или, наоборот, упокоить мумию, нужно прочитать заклинание на древнеегипетском. Вслух. Тут любого реального египтолога ждала бы неудача, поскольку мы никакого представления не имеем о египетской фонетике. Приблизительное звучание некоторых фонем восстановлено по современным коптским словам (коптский - прямой потомок древних египетских языков), по греческим именам, записанным египетскими знаками (не будем о том, что фонетика древнегреческого тоже весьма условна), но… правда, всё это касается только согласных звуков, поскольку гласные в семитских языках, к которым относится и египетский, не пишутся. Для удобство между согласными вставляют звук «э» (так называемое «школьное чтение»), и к реальному звучанию всё это имеет очень мало отношения. Особенно мило получается, когда автор подчёркивает необходимость правильного произношения всех звуков, как, например, в очаровательной серии Робина Лафевера о девочке Теодосии.

А ещё следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог - это вообще разные профессии, из которых первая значительно более романтична и потому чаще встречается в литературе. Археолог уж точно не обязан свободно читать по-древнеегипетски.

Библиотекарша и полуграмотный искатель приключений с интересом читают иероглифы. Кадр из фильма «Мумия». 1999 год

МЕЛОЧИ

Лошади в Египте появились очень поздно, где-то в XVII веке до нашей эры. Верхом египтяне не ездили и даже, судя по всему, не воспринимали лошадь как отдельное живое существо - личное имя давали не лошади, а всей колесничной упряжке.

Слово «фараон», прижившееся в качестве обозначения египетского царя, никогда не было официальным титулом, а служило скорее эвфемизмом, причём вошло в обиход очень поздно, в середине первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому какой-нибудь «фараон Хеопс» - это грубый анахронизм.

В большинстве египетских текстов в качестве одного из главных продуктов питания упоминается пиво. Поэтому персонажи романов о древнем Египте постоянно пьют пиво, а компания Carlsberg даже выпустила эль «по древнеегипетскому рецепту». Если же взять настоящий древнеегипетский рецепт, оказывается, что словом «пиво» некогда перевели название чего-то вроде жидкой каши из крупномолотого зерна. Так что это «пиво» действительно ели, в том числе и дети. Хотя, конечно алкогольные напитки в древнем Египте существовали.

Погребальная маска Тутанхамона. Полосатый платок - головной убор, принадлежащий исключительно царю. И обряжать в него каждого героя не стоит

МИФ ВТОРОЙ. ПИРАМИДЫ ПОСТРОИЛИ РАБЫ

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был как утверждают в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был по личному приказу товарища Сталина в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях - и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

Постройка пирамиды. На первом плане надсмотрщик с кнутом (кстати, наряженный в царский головной убор)

На самом деле рабство в Египте, конечно, существовало. Но совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать. К примеру, в одной из надписей Тутмоса III упоминается, что он привёл с войны около трёх сотен рабов. Трёх сотен. А Тутмос III - один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. Если такое скромное количество обращённых в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тысячах и миллионах рабов можно говорить? Ещё один пример - вельможа, в хозяйстве которого работало несколько сотен «хему», хвалился тем, что купил одного раба. И это при том, что стоили рабы не так дорого - например, сохранился текст, в котором женщина по имени Ири-Нофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. Значит, рабство просто было очень мало распространено.

А через полторы тысячи лет, в эпоху Нового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в Египте. Они жили в особом посёлке неподалёку от царского некрополя и не стеснялись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. Согласитесь, от раба такого ждать странно.

МИФ ТРЕТИЙ. ПРОКЛЯТЬЕ ФАРАОНОВ

Борис Карлофф в роли первой ожившей мумии в истории

Абсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «Мумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «Пирамиды», сняты приблизительно по одному сценарию. Археологи приезжают на раскопки в Египет и случайно находят неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). В гробнице обязательно лежит жирненькая мумия, которая через некоторое время внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших её покой. Обычно в процессе ещё участвуют ловушки, которыми любая уважающая себя киногробница нашпигована доверху. В конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещё как-то уничтожают физически, либо выводят из строя древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто - до второй серии).

Надо заметить, что одна из мумий фараонов всё-таки ожила. Немножко. Дело было в тридцатых годах XX века, и была это мумия Рамсеса II, одного из самых известных египетских царей. Мумия экспонировалась в Каирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говорят, разбило стекло.

Этим всё и ограничилось.

По всей вероятности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатления все свидетели явно получили незабываемые.

А мумия до сих пор живёт с поднятой рукой.

Второй популярный мотив, касающийся вскрытых гробниц, - это «Проклятье фараонов», которое якобы постигает любого, кто нарушит покой мёртвого царя. Самый известный случай - проклятье Тутанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «Смерть лёгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». Проявилось проклятье в том, что в течение приблизительно полутора лет от якобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. Секретарь, например. Или египетский принц, присутствовавший на пресс-конференции в честь этого события. Говард Картер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещё шестнадцать лет, кстати. Но «известны» и другие случаи - например, в 1993 году была вскрыта царская гробница, в которой «нашли» надпись «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Вскоре после этого у руководителя раскопок случился сердечный приступ.

Основная проблема «проклятья фараонов» - кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, - в том, что в египетской магической и религиозной практике не было понятия «проклятье» как такового. Магические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обряд требовал физического контакта с человеком. А никакого магического «огня по площадям» египтяне вести не умели и смысла в том не видели. То же относится и к оживающим мумиям. Египтяне в принципе не понимали идеи оживления мёртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного бытия. Они никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мёртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминается там ни разу). И уж точно не стали бы накладывать на усопшего царя заклятие, обязывающее его встать через три тысячи лет и начать убивать.

Также стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещё самими египтянами. И если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то царям, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было.

А делалось это с самыми разными целями: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронения в соответствии с новыми религиозными тенденциями. Или проклятье фараонов на фараонов не распространяется?

ЦАРСКОЕ ИМЯ

Приблизительно одна пятая имени царицы Хатшепсут

В романах о древнем Египте, даже написанных профессиональными египтологами («Уарда» Георга Эберса, например), герои обычно зовут царя так, как мы привыкли по учебникам истории. Рамсес II, например, или Пепи I.
На самом деле это именование современное, введённое только для удобства учёных. Каждый царь носил в общей сложности пять имён - личное, тронное, хорово. золотое и «имя двух владычиц», то есть богинь Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, какого-нибудь Тутмоса III звали на самом деле Хор Канехет-хаиме-Уасет, Хор в Золоте Джосер-хау. Две владычицы Уахнесит, царь и государь Менхеперра, сын Ра Тутмос. А его подданные говорили о нём как о Его Величестве Менхеперра. И вот это тронное имя было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.

Что же касается ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийся потолок или обрушивающийся в пустоту пол (обычно для этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. Ещё встречаются плотоядные скарабеи, оживающие статуи и прочее. Даже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не едят свежее мясо, а в Сахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. За одним маленьким исключением - в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. Всегда в одном и том же месте. Возможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей.

Но обычно коридоры и проходы, ведущие к саркофагу, просто намертво замуровывали.

ДЕНЬГИ-ДЕНЬГИ-ДРЕБЕДЕНЬГИ

Денег в древнем Египте тоже не существовало. Точнее, египтяне додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. Существовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тысяч лет изменился от 13.5 граммов до примерно 90 граммов. Дебен условно делился на двенадцать «китов».

Договоры купли-продажи, сохранившиеся в изобилии, составлены примерно так: «Вот цена, которую я дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в пять китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, десять рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мёда ценой в пять китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». То есть фактически имел место натуральный обмен.

А монеты появились только в конце шестого века до нашей эры.

МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ. ДОСТАТОЧНО РАССМОТРЕТЬ ФРЕСКИ

Ужасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ну, например, все же знают, что древние египтяне ходили в белых набедренных повязках, правда?

Вот только девяносто процентов известных нам изображений - фрески из гробниц. Если с текстами всё гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и личная переписка, и хозяйственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло. Казалось бы, в гробницах изображена самая обычная жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Бери информацию да радуйся. Но если подумать (или хотя бы почитать специалистов, которые уже подумали), становится понятно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. Где всё будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.

Статуэтка в ритуальной белой одежде и статуэтка в одежде реальной, крашеной

В частности, на том свете совершенно иначе одеваются. В реальности ходить на экваторе в тряпочках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египтяне не были), а выходить в поле в белом ещё глупее. К тому же вся найденная при раскопках одежда - цветная.

Вообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относится с осторожностью. Например, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непонятного назначения. Знатоки-любители уверенно говорят, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку таяли и приятно пахли. Наука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего понятия, хотя такая версия и выдвигалась наравне со многими другими.

На самом деле рецепт создания плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем Египте прост. Да, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нём относится к категории «все знают». Древнеегипетская культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощается до невозможности, чтобы не сказать «делается примитивным». Поэтому не надо покупаться на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Брендана Фрейзера, лучше обратитесь к Джеймсу Фрезеру или кому-нибудь из его коллег - ведь научных и научно-популярных работ по Древнему Египту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.

МИФ ПЯТЫЙ. НОС У СФИНКСА УКРАЛ НАПОЛЕОН

Сфинкс (в переводе с греческого - «душитель») - мифологическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями птицы. Как вы, возможно, заметили, его гигантская 6500-летняя статуя возле египетских пирамид - безносая. На протяжении многих веков в том, что нос Сфинкса был намеренно отбит по каким-то особым соображениям, обвиняли разные армии и отдельных личностей - британцев, немцев, арабов. Однако в основном вину все же принято перекладывать на Наполеона.

Почти ни одно из этих обвинений не имеет под собой почвы. На самом деле единственным, про кого можно с уверенностью сказать, что он действительно нанес Сфинксу ущерб, был суфийский фанатик Мухаммед Саим аль-Дах, которого местные жители забили насмерть за вандализм в 1378 году.


Кликабельно 6000рх

… конец 1800-х

Британская и германская армии, побывавшие в Египте во время обеих мировых войн, не виноваты: есть фотографии Сфинкса без носа, датированные 1886 годом.

Что же касается Наполеона, то сохранились зарисовки с безносым Сфинксом, сделанные европейскими путешественниками в 1737 году - за тридцать два года до рождения будущего французского императора. Когда двадцатидевятилетний генерал впервые положил глаз на древнюю статую, носа у нее не было, скорее всего, уже сотни лет.

Поход Наполеона в Египет имел целью нарушить английские связи с Индией. Французская армия дала в этой стране два крупных сражения: битву у Пирамид (которая, кстати говоря, происходила вовсе не у Пирамид) и битву при Ниле (не имевшую к Нилу никакого отношения) . Вместе с 55-тысячной армией Наполеон привел 155 гражданских специалистов - так называемых savants (Ученые; крупные специалисты в какой-либо области (фр.)) . Это была первая профессиональная археологическая экспедиция в Египет.

Когда Нельсон потопил наполеоновский флот, император вернулся во Францию, бросив и армию, и «ученых» , которые продолжали работать без своего руководителя. В результате появился научный труд под названием «Description de I’Egypte»(«Описание Египта» (фр.)) - первая точная картина страны, дошедшая до Европы.

Тем не менее, несмотря на все эти факты, египетские экскурсоводы до сих пор рассказывают многочисленным толпам туристов о том, что нос у Сфинкса украл Наполеон и переправил в парижский Лувр.

Наиболее правдоподобная причина отсутствия у Сфинкса столь важного органа - это 6000 лет воздействия ветра и погодных условий на мягкий известняк.

МИФ ШЕСТОЙ. КЛЕОПАТРА

В современном мире Клеопатра воспринимается нами как прекрасная, соблазнительная женщина, чью красоту воспевали и будут воспевать. Начиная от Шекспира и заканчивая режиссёром Джозефом Л. Манкевичем, миф о магической привлекательности этой женщины всё больше стандартизировался в сознании общественных масс. Однако, если мы поглядим на римские монеты, изображающие последнего фараона Египта, Клеопатру VII, то увидим, что эта женщина обладала скорее мужскими чертами лица: выступающий подбородок, длинный нос, тонкие губы… Вряд ли это можно назвать идеалом красоты. Но с другой стороны это не мешало ей обладать острым умом и харизмой. Они в свою очередь рушат миф о трагической смерти Клеопатры, ведь на самом деле, прежде чем совершить самоубийство, она испытывала на заключённых множество различных ядов, чтобы умереть безболезненно и быстро.

МИФ СЕДЬМОЙ. ЗАТЕРЯННЫЕ В ПЕСКАХ ПИРАМИДЫ


Кликабельно 3200 рх

Это знакомый всем вид. Создается впечатление, что пирамиды стоят затерянные где-то далеко в пустыне занесенные песками, и чтобы до них добраться, нужно совершить длительный переход на верблюдах.

Давайте посмотрим, как обстоят дела на самом деле.




Кликабельно 4200 рх

Гиза – это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв. м.

Третье место по численности населения после Каира и Александрии занимает этот город, в котором проживают более 900 тысяч жителей. Фактически Гиза сливается с Каиром. Здесь расположены знаменитые египетские пирамиды: Хеопса, Хефрена, Микерена и Большой Сфинкс.


Кликабельно 1800 рх

Еще совсем недавно – чуть более столетия назад – захолустную дорогу к пирамидам знали только жители окрестных деревушек, возделывающие ирригационные поля. Сегодня же пирамиды Гизы являются центром притяжения для туристов, количество которых с каждым годом все возрастает. Поля вокруг древних ритуальных сооружений стали застраиваться магазинами, кафе, ресторанами и ночными клубами, однако местные власти не выказывают по этому поводу большого недовольства, ведь туризм составляет одну из важных статей бюджета Египта.

А вот так это место выглядело в 1904 году.

А , посетив виртуальный тур.

Еще мы с вами читали с вами Тутанхамона и спорили с теми, кто все же утверждает, что . Кстати, вы знали, что Проходила такая версия, что были А вот например мы пытались разобраться и нашли Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На протяжении всей истории человечества было зафиксировано множество случаев, когда в отношении некоторых категории людей применялись законы, приравнивающие их к объектам собственности. Например, известно, что такие мощнейшие государства, как Древний Египет и были построены именно на принципах рабовладения.

Кто такой раб

На протяжении тысячелетий лучшие умы человечества, вне зависимости от своей национальной и религиозной принадлежности, боролись за свободу каждого индивида и утверждали, что все люди должны быть равными в своих правах перед законом. К сожалению, понадобилось не одна тысяча лет, прежде чем эти требования нашли отражение в правовых нормах большинства стран мира, а до этого многие поколения людей испытали на себе, что значит быть приравненным к неодушевленным предметам и лишенным возможности распоряжаться своей жизнью. На вопрос: "Кто такой раб?" можно ответить, процитировав ООН. В частности, она гласит, что такое определение подходит для любого лица, которое не имеет возможности по своей воле отказаться от работы. Кроме того, словом “раб” принято также называть индивида, который находится в собственности у другого человека.

Как возникло рабовладение как массовое явление

Как бы странно это ни звучало, но историки считают, что предпосылкой к порабощению людей послужило развитие технологий. Дело в том, что до того, как индивид смог создавать своим трудом количество продукции большее, чем было необходимо ему самому для поддержания жизни, рабство было нецелесообразно экономически, поэтому тех, кто попадал в плен, просто убивали. Ситуация изменилась, когда благодаря появлению новых орудий труда земледелие стало более рентабельным. Первые упоминания о существование государств, где использовался труд рабов, относятся к началу III тыс. до н. э. Исследователи отмечают, что речь идет о небольших царствах в Месопотамии. Многочисленные упоминания о рабах встречаются и в Ветхом Завете. В частности, там указывается несколько причин, по которым люди переходили на низшую ступень социальной лестницы. Так, согласно этой Книге книг, рабы — это не только военнопленные, но и те, кто оказался не в состоянии уплатить долг, вступил в брак с рабом или воры, которые не смогли вернуть украденное или возместить нанесенный ущерб. Причем приобретение человеком такого статуса означало, что и его потомки также практически не имели никаких легальных шансов стать свободными.

Египетские рабы

На сегодняшний день историки пока не пришли к единому мнению по поводу статуса “несвободных” людей в Древнем царстве, управляемом фараонами. В любом случае известно, что рабы в Египте считались частью общества, и к ним относились довольно гуманно. Особенно много людей подневольного труда там было в эпоху Нового Царства, когда даже рядовые свободные египтяне могли иметь прислужников, которые принадлежали им по праву собственности. Однако, как правило, их не использовали в качестве производителей сельскохозяйственной продукции и разрешали создавать семьи. Что касается Эллинистического периода, то рабы в Египте при правлении Птолемеев жили так же, как и их товарищи по несчастью в других государствах, которые образовались после распада империи Александра Македонского. Таким образом, можно констатировать, что примерно до IV века экономика самой могущественной из стран, расположенных на севере африканского континента, была основана на производстве сельскохозяйственной продукции свободными крестьянами.

Рабы в Древней Греции

Современная европейская цивилизация, а еще раньше древнеримская возникли на основе древнегреческой. А она, в свою очередь, всеми своими достижениями, в том числе культурными, была обязана рабовладельческому способу производства. Как уже было сказано, статус свободного человека в древнем мире чаще всего терялся в результате пленения. А так как греческие полисы постоянно вели войны между собой, число рабов росло. Кроме того, такой статус присваивался несостоятельным должникам и мэтекам — иностранцам, которые скрывались от уплаты налогов в государственную казну. В числе занятий, которые чаще всего входили в обязанности рабов в Древней Греции, можно выделить ведение домашнего хозяйства, а также работу в рудниках, на флоте (гребцы) и даже службу в армии. Кстати, в последнем случае солдат, проявивших исключительную отвагу, отпускали на волю, а их хозяевам возмещали убыток, связанный с потерей раба, за счет государства. Таким образом, даже у тех, кто был рожден несвободным, был шанс изменить свой статус.

Римские рабы

Как свидетельствуют дошедшие до наших дней исторические документы, в Древней Греции большинство людей, лишенных права распоряжаться своей жизнью, являлись греками. Совсем по-иному обстояло дело в Древнем Риме. Ведь эта империя постоянно воевала со своими многочисленными соседями, именно поэтому римские рабы — это преимущественно иностранцы. Они в большинстве своем были рождены свободными и нередко пытались сбежать и вернуться на родину. Кроме того, согласно Законам двенадцати таблиц, которые являются совершенно варварскими в понимании современного человека, отец мог продавать в рабство своих детей. К счастью, последнее положение просуществовало лишь до принятия закона Петелия, по которому рабы в римском праве — это кто угодно, но не римляне. Иными словами, свободный человек, плебей и уж тем более патриций ни в коем случае не мог стать невольником. В то же время не всем людям данной категории жилось плохо. Например, в довольно привилегированном положении находились домашние рабы, которые нередко воспринимались хозяевами как члены семьи. Кроме того, их могли освободить по завещанию господина или за заслуги перед его семьей.

Самые известные восстания римских рабов

Стремление к свободе живет в любом человеке. Поэтому, хотя хозяева считали, что их рабы — это нечто среднее между неодушевленными орудиями труда и те нередко поднимали восстания. Эти случаи массового неповиновения обычно жестоко подавлялись властями. Самым знаменитым событием такого рода - из зафиксированных в исторических документах - считается восстание рабов под предводительством Спартака. Оно произошло в период с 74 по 71 годы нашей эры, и его организаторами стали гладиаторы. То, что восставшим удалось около трех лет держать в страхе римский сенат, историки связывают с тем, что на тот момент у властей не было возможности бросить против армии рабов обученные воинские формирования, так как практически все легионы воевали в Испании, в Малой Азии и во Фракии. Одержав несколько громких побед, войско Спартака, костяк которого составляли римские рабы, обученные боевым искусствам того времени, все же было разбито, а он сам погиб в схватке, предположительно от рук солдата по имени Феликс.

Восстания в Древнем Египте

Похожие события, но, конечно же, гораздо менее известные, произошли за много веков до основания Рима, на берегах Нила, в конце эпохи Они описаны, например, в “Поучении Ноферреху”— папирусе, который хранится в петербургском Эрмитаже. Правда, в этом документе отмечается, что восстание было поднято бедными крестьянами, и уже потом к ним примкнули и рабы, преимущественно выходцы из Примечательно, что сохранились свидетельства, указывающие, что участники смуты стремились, прежде всего, уничтожить документы, в которых были зафиксированы права и привилегии богачей. Это значит, что рабы считали, что в их бедственном положении виноваты несправедливые законы Египта, которые разделяли людей на свободных и невольников. Как и восстание Спартака, египетский мятеж также был подавлен, а большинство его участников - безжалостно уничтожены.

Древнеримские законы, касающиеся рабов

Как известно, современные законы многих стран основаны на Римском праве. Так вот, по нему все люди делились на две категории: свободные граждане (привилегированная часть общества) и рабы (это низшая, если можно так выразиться, каста). Согласно закону, несвободный человек не считался самостоятельным субъектом права и не обладал правоспособностью. В частности, в большинстве ситуаций - с юридической точки зрения - он выступал либо как объект правовых отношений, либо как “говорящее орудие”. При этом если раб женился на свободной женщине или рабыня выходила замуж за свободного человека, они не могли претендовать на освобождение. Кроме того, например, все невольники, которые жили с господином под одной крышей, должны были быть казнены, если их хозяина убивали в стенах дома. Справедливости ради нужно сказать, что в эпоху Римской империи, т. е. после 27 года до нашей эры, были введены наказания для господ за жестокое обращение с собственными невольниками.

Законы, касающиеся рабов в Древнем Египте

Отношение к невольникам в государстве, управляемом фараонами, также оформлялось юридически. В частности, существовали законы, которые запрещали убивать рабов, гарантировали им питание и даже требовали оплачивать некоторые виды рабского труда. Интересно, что в некоторых правовых актах невольников называли "мертвым членом семьи", что исследователи связывают с особенностями жителей Древнего Египта. В то же время дети свободного человека, рожденные рабыней, по желанию отца могли получить статус свободных и даже претендовать на долю наследства наравне с законными отпрысками.

Рабство с США: правовая сторона этого вопроса

Еще одним государством, экономическое процветание которого на раннем этапе развития было основано на использовании рабского труда, является США. Известно, что первые чернокожие невольники появились на территории этой страны в 1619 году. Негры-рабы завозились в Соединенные Штаты вплоть до середины 19 века, и по подсчетам ученых, в эту страну работорговцами было переправлено из Африки в общей сложности 645 000 человек. Интересно, что больше всего законов, касающихся таких “эмигрантов поневоле”, было принято в последние десятилетия перед принятием Тринадцатой поправки. Например, в 1850 году конгресс США издал акт, ухудшающий правовое положение рабов. По нему населению всех штатов, в том числе и тех, где на момент его принятия рабство уже отменили, было предписано принимать активное участие в поимке беглых невольников. Более того, данный закон даже предусматривал наказание для тех свободных граждан, которые помогали неграм, сбежавшим от своих хозяев. Как известно, несмотря на все попытки плантаторов из Южных Штатов сохранить рабство, оно все же было запрещено. Хотя еще около века в различных штатах США действовали унизительные для чернокожего населения сегрегационные законы, ущемляющие их права.

Рабство в современном мире

К сожалению, желание безвозмездно пользоваться плодами труда других людей не искоренено и по сей день. Поэтому ежедневно поступает информация о выявлении все новых случаев трафикинга — купли-продажи и эксплуатации людей. Причем современные работорговцы и рабовладельцы подчас оказываются гораздо более жестокими, чем, например, римские. Ведь тысячелетия назад правовое положение рабов было конкретизировано, и они зависели от воли своих господ лишь частично. Что же касается жертв трафикинга, то очень часто о них никто не знает, и несчастные люди являются игрушкой в руках своих “господ”.