Футуризм как "движение" в русской литературе начала ХХ века. Кубофутуризм

ФУТУРИЗМ - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее прояв­ление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные поло­жения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшеству­ющей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных эле­ментов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Кру­ченых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провоз­глашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);

2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она опреде­лила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «не­избежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Худо­жественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продол­жением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантас­тики и лирики.

Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

8. Жизнь и творчество м. Горького. Ранее романтические произведения.

М. Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, в семье столяра-краснодеревенщика. Рано потеряв родителей, Горький был взят на воспитание в дом своего деда - Василия Каширина. Дед воспитывал внука по церковным книгам, а бабушка Акулина Ивановна привила мальчику любовь к народной поэзии, песням и сказкам. Благодаря именно бабушке будущий писатель получил тот самый необходимый багаж знаний, который ему пригодится в последующей его творческой деятельности. Акулина Ивановна заменила ему мать и, как потом выразился сам М. Горький в своей трилогии «Детство», «насытила меня крепкой силой для трудной жизни». Уже в 10 лет М. Горький был вынужден выйти в люди и самостоятельно искать свое место в обществе. Но начало этого пути оказалось достаточно тяжелым: будущий писатель прислуживал у чертежника, был буфетным посудником на пароходе, пекарем. У М. Горького не было настоящего образования, он закончил лишь ремесленное училище. Стремление к знаниям привело писателя в казанский университет, однако попытка поступить туда окончилась неудачно. Несмотря на это, Горький нашел в себе силы продолжать обучение, но уже самостоятельно. В этот же период писатель знакомится с марксистской литературой, проводит пропагандистские работы среди крестьянства. Из-за чего в 1889 году он впервые подвергся аресту за связь с кружком Н. Е. Федосеева и потом еще долго находился под присмотром полиции. В 1891 году М. Горький отправляется в путешествие по стране, так он стремился познать как можно больше людей и саму жизнь. Писатель хотел разобраться в мучающих его вопросах действительности, узнать суть социального зла и найти пути достижения правды и справедливости. В 1892 году в газете «Кавказ» был впервые напечатан рассказ писателя «Макар Чудра». Именно тогда читатели впервые узнали имя (псевдоним) писателя - М. Горький. В дальнейшем он стал сотрудничать со многими другими печатными изданиями: «Волжский вестник», «Нижегородская листовка», «Самарская газета». В 1895 году былй напечатаны такие рассказы писателя, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Коновалов». В 1898 году в свет выходят два тома рассказов и очерков М. Горького (из них «Бывшие люди», «Мальва», «Супруги Орловы»), которые принесли писателю популярность и всероссийскую известность. Постепенно писатель от простых, коротких рассказов и очерков стал переходить к более крупным литературным произведениям. В 1899 году появляется поэма в прозе «Двадцать шесть и одна», а затем был написан первый большой роман Горького «Фома Гордеев». После этих произведений известность М. Горького быстро сравнялась с такими популярными писателями, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. В начале 1900-х годов Горький принимает участие в революционных событиях, пишет обращение, в котором призывает общественность к борьбе с самодержавием. Из-за него он был арестован в очередной раз и выслан из Нижнего Новгорода. В 1901 году была опубликована «Песня о Буревестнике». Это произведение, написанное ритмической прозой, получило огромную ответную реакцию в обществе и вошло в историю, как классическое произведение революционной поэзии. В тот период она стала предвестником революции, которая с каждым днем становилась все более очевидной. Именно в этой песне писатель на столько четко и точно уловил революционный настрой общества. В это же время писатель создает величайшие произведения драматургии (пьесы «Мещане» (1901 год), «На дне» (1902 год), «Дачники» (1904 год)), знакомится со многими известными литераторами Л. Н. Толстовым, А. П. Чеховым. В 1905 году Горький попытался предотвратить события Кровавого воскресенья (9 января). После всего произошедшего он написал гневное воззвание о событиях 9 января и призывал к свержению самодержавия. 12 января за свои действия был, арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Но уже через месяц власти были вынуждены освободить писателя, так как со стороны общественности последовало бурное возмущение и протест. В 1906 году М. Горький уезжает за границу в Западную Европу, а затем и в Америку. Там он создает ряд блестящих произведений: «Прекрасная Франция», «В Америке», пьесу «Враги», роман «Мать». Затем писатель на долгое время переехал на остров Капри, где прожил семь лет. Там он написал «Исповедь» (1908), в которой четко высказал свои расхождения с большевиками, здесь же впервые появляется тема богостроительства. Горький начинает редактировать ряд большевистских газет «Правда», «Звезда» и журнал «Просвящение». Столь же значимые произведения, которые были написаны писателем в этот период - это «Городок Окуров» (1909), «Сказки об Италии», первая часть автобиографической трилогии «Детство» (1913- 1914), повесть «В людях» (1915-1916), цикл рассказов «По Руси» (1912-1917). В 1913 году М. Горький приезжает обратно в Россию. На душевное состояние М. Горького очень сильно повлияла Первая мировая война. Писатель постоянно высказывался против войны, а главное стремился донести всем, что война - это коллективное безумие, которое приводит только к плохим результатам. В 1921 году М. Горький опять уезжает за границу в Италию (Сорренто). Вернувшись в Советский Союз писатель выпускает роман «Дело Артамоновых»(1925) и начинает писать еще один роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина»(1927 – 1928), который так и не был окончен. Эпопея охватывает сорокалетний период исторической действительности, демонстрирует крах народничества, буржуазный эгоизм и самолюбие. Этот роман очень ярко отразил ту действительность и несправедливость, которая окружала простого человека

Работоспособность Горького в последние годы была поразительна. Кроме многосторонней редакторской и общественной работы, он много времени отдает публицистике (за последние восемь лет жизни им опубликовано около 300 статей) и пишет новые художественные произведения. В 1930 г. Горький задумал драматическую трилогию о революции 1917 г. Закончить он успел только две пьесы: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Также неоконченным остался четвертый том «Самгина» (третий вышел в 1931 г.), над которым Горький работал в последние годы.

Горький был тяжело болен и многого из того, что творилось в стране, он не знал. Начиная с 1935 г. под предлогом болезни к Горькому не пускали неудобных людей, не передавали ему их письма, Горький тяготился этой опекой и говорил, что «его обложили», но ничего поделать уже не мог. Умер он 18 июня 1936 г.

М. Горький как писатель болел всей душой за судьбу русского человека. Он ворвался в русскую и мировую литературу, как буревестник народной революции.

Ранние романтические произведения

Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Это относится, прежде всего, к ранним романтическим произведениям Горького. В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвращение норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особенностью: здесь показан «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого».

В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького - «Макар Чудра». Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватывает чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цыган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов - все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призвании человека и его роли на земле. «Человек – раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», - рассуждает Макар. И противопоставляет этому свое: «Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так царями над всей землей». Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Рады, которые не стали рабами своего чувства. Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое солнце». Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Под стать и красавица Рада. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Гордая Рада долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникает романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье. В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь». Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Рады: воля дороже жизни, счастье - в свободе. Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...» В рассказе«Старуха Изергиль» - осознание личности человека На морском берегу под Аккерманом в Бессарабии слушает автор легенды старухи Изергиль. Здесь все полно атмосферной любви: мужчины «бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч», женщины, «веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Фантазия автора и ночь делают их неотразимо прекрасными. Природа гармонирует романтическому настроению автора: листва вздыхает и шепчется, ветер играет шелковистыми волосами женщин. По контрасту изображена старуха Изергиль: время согнуло ее пополам, костлявое тело, тусклые глаза, скрипучий голос. Безжалостное время уносит красоту и вместе с ней любовь. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, о своих возлюбленных: «Голос ее хрустел, точно старуха говорила костями». Горький подводит читателя к мысли, что любовь не вечна, как не вечен человек. Что же остается в жизни на века? Горький вложил в уста старухи Изергиль две легенды: о сыне орла Ларе, который считал себя первым на земле и хотел счастья лишь для себя, и о Данко, отдавшем свое сердце людям. Образы Лары и Данко резко контрастны, хотя оба они - смелые, сильные и гордые люди. Лара живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой. Горький развенчивает популярные в конце XIX в. идеи немецкого философа Ницше. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше доказывал, что люди делятся на сильных (орлов) и слабых (ягнят), которым суждено быть рабами. В легенде о Ларе Горький показывает, что ницшеанца, исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему - в нем самом», - говорит самый мудрый из людей после того, как Лара совершает преступление. И Лара, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами. Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда - жизнью». Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей. Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи - это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко: - «Что сделаю я для людей, - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его...» Как мы видели, поэтическая метафора - «отдать сердце любимому» возникала и в рассказе «Макар Чудра», и в сказке о маленькой фее. Но здесь она превращается в развернутый поэтический образ, трактуемый буквально. Горький вкладывает новый высокий смысл в стертую банальную фразу, которой веками сопровождалось объяснение в любви: «отдать руку и сердце». Живое человеческое сердце Данко стало факелом, освещающим человечеству путь к новой жизни. И хотя «осторожный человек» все-таки наступил на него ногой, голубые искры в степи вечно напоминают людям о подвиге Данко. Смысл рассказа «Старуха Изергиль» определяется фразой «В жизни всегда есть место подвигам». Смельчак Данко, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе», выражает сокровенную горьковскую мысль: счастье и воля одного человека немыслимы без счастья и освобождения народа.«Песнь о Соколе» - гимн действию во имя свободы, света «Безумство храбрых - вот мудрость жизни» - утверждает Горький в «Песне о Соколе». Основной прием, с помощью которого утверждается этот тезис, - диалог двух разных « правд», двух миросозерцании, двух контрастных образов - Сокола и Ужа. Тем же приемом пользовался писатель в других рассказах. Вольный чабан - антипод слепого Крота, эгоист Лара противопоставлен альтруисту Данко. В «Песне о Соколе» перед читателем выступают герой и мещанин. Самодовольный Уж убежден в незыблемости старого порядка. В темном ущелье ему прекрасно: «тепло и сыро». Небо для него - пустое место, а Сокол, мечтающий о полетах в небо, - настоящий безумец. С ядовитой иронией Уж утверждает, что прелесть полетов - в паденье. В душе Сокола живет безумная жажда свободы, света. Своей смертью он утверждает правоту подвига во имя свободы. Смерть Сокола - это одновременно и полное развенчание «мудрого» Ужа. В «Песне о Соколе» заметна прямая перекличка с легендой о Данко: голубые искры горящего сердца вспыхивают во тьме ночи, вечно напоминая людям о Данко. Смерть Сокола тоже приносит ему бессмертие: «И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». От произведения к произведению в раннем творчестве Горького нарастает и выкристаллизовывается тема подвига. Лойко Зобар, Рада, совершают безумства во имя любви. Их поступки неординарны, но это еще не подвиг. Смелость и дерзость Лары приводят к преступлению, ибо он «для себя лишь хочет воли». И только Данко и Сокол своей смертью утверждают бессмертие подвига. Так проблема воли и счастья отдельного человека отходит на второй план, сменяясь проблемой счастья для всего человечества. «Безумство храбрых» приносит моральное удовлетворение самим смельчакам: «Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня - моя награда!» - декларирует горьковский Человек.

Ранние романтические произведения Горького будили сознание неполноценности жизни, несправедливой и безобразной, рождали мечту о героях, восстающих против установленных веками порядков. Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького: патетический возвышенный стиль, романтическая фабула, жанр сказки, легенды, песни, аллегории, условно символический фон действия. В рассказах Горького легко обнаружить характерные для романтизма исключительность героев, обстановки действия, языка. Но вместе с тем в них наличествуют черты, свойственные лишь Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, Человека и раба. Действие произведения, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказа создает фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Иногда таким обрамлением служит пейзаж - романтическое описание моря, степи, грозы. Горький щедро пользуется фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые подслушал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горького цветист и узорен, напевно звучен. Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но они выбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени. Горький, открыто заявивший еще в конце XIX века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности, до сегодняшнего дня продолжает вызывать интерес у читателей.

Футуризм в литературе

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам , фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. «В них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста - «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» - словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»…

Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки…

Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы » провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».

«Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент - кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем - публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.

Футуризм в России

Учитывая общественно-политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву. Именно эта составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы. Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики. Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» - то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей.

Период расцвета авангарда, годы - это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов.

Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским«. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.

Это понимали и сами футуристы. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма - Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>

Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. Мозг буржуа мог вынести любую насмешку над Пушкиным, но вынести издевательство над покроем брюк , галстука или цветком в петличке - было свыше его сил…».

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало все большее внимание.

Основные признаки футуризма:

Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

Поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

Культ техники, индустриальных городов;

ТЕМА: Футуризм как литературное течение.

Цели урока: познакомить с историей возникновения футуризма; развивать навыки анализа поэтического произведения; прививать чувство прекрасного;

Оборудование:

отрывки из манифестов А.Е.Крученых, В.В.Хлебникова

Слово как таковое” (1913г.), Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова “Пощечина общественному вкусу” (1912г.), Репродукции картин П.Пикассо “Герника”, Т.Мунка “Крик”, К.Малевича “Черный квадрат”, романсы А.Вертинского.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний

Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

Перечислите наиболее значительные из них.

Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.

Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.

Футуризм – представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.

Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

3.Мотивация учебной деятельности

Задача сегодняшнего урока, исходя из темы, состоит в следующем: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

4.Работа по теме урока

Футуризм (лат. futurum - будущее) - одно из направлений искусства начала XX века. Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Отталкиваясь от его принципов, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали не "тайну", а "пользу", отказываясь от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.

Впервые термин "футуризм" был введён литератором ФилиппоМаринетти, который в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1909 года опубликовал "Манифест о футуризме". Это течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы отрицали связь с итальянским футуризмо Стремление изменить всё и "сбросить с парохода современности" всё традиционное заставило включиться и архитекторов, хотя, конечно, архитекторам было сложнее, чем художникам и поэтам. Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. В архитектуре футуристом считается Антонио Сант-Элиа (1880-1916). В 1912 г. в Милане он организовал группу художников "Новые стремления". В 1914 выступил с фантастическими проектами "города будущего", представлявшегося ему гигантской агломерацией многоэтажных и террасных зданий из стали и бетона с выдвинутыми лифтовыми башнями, а также улиц и путепроводов, размещенных на разных уровнях, движущихся лестниц.

Идеологически футуризм близок протестантизму в искусстве. Социальные корни художественной агрессивности футуристов - анархический бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в разрушении существующих порядков. Уже после революции и позднеерассматривалось политическое влияние футуризма на события в России и мире. В 1922 г. А. М. Эфрос писал: "Футуризм стал официальным искусством новой России... Левой государственности соответствует левое искусство... Футуризм есть художественный вид коммунизма. Коммунист в искусстве не может не быть футуристом". Но как бы ни относились к футуристам политики и эстеты, сторонники традиционного искусства, бесспорно одно: футуризм оказал огромное влияние на развитие авангардного искусства XXвека.

Манифест “Пощечина общественному вкусу”

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы – лицо нашего Времени, Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким Куприным, Блокам, Сологубам, Ремезовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. И проч. Нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

    На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).

    На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

    С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

    Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.

И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Москва. 1912. декабрь. Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов: "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодёжи". В той или иной мере поэты-футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью: художниками были и братья Бурлюки, и А. Кручёных, и В. Маяковский. И наоборот, добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский участвовали в футуристических альманахах и в качестве "речетворцев". В качестве эстетической программы футуризм выдвигал мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Потому художник В. Татлин конструирует крылья для человека, а К. Малевич разрабатывает проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

В формально-стилевом отношении поэтика футуризма - это поэтика "сдвига", канон "сдвинутой конструкции". Чтобы понять это, следует обратиться к кубофутуристической живописи. Живописные традиции прошлого основывались на той или иной композиционной точке отсчёта. Европейская "прямая перспектива" заканчивается так называемой точкой схода; иной принцип - принцип "обратной перспективы" - использовали создатели византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры; здесь роль композиционной опоры играет "точка исхода". Художники-кубофутуристы принципиально отказываются от каких-либо "точек": изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т.д. Например, итальянский художник Умберто Боччони использует для своих картин понятие "симультанно" (фр. simultaneодновременный / лат. simulв одно и то же время). В нём отразилось желание показать несколько действий, происходящих одновременно. Предметом изображения художников-футуристов становится техника ("Рациональный человек" итальянского художника Н. Дулгерофф), они стараются средствами живописи передать движение, скорость ("Динамизм велосипедиста" У.Боччони и "Аэроплан над городом" Н.Гончаровой). Примером футуристической живописи являются также картины М.Ф.Ларионова, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, а также картины классика кубизма П.Пикассо.

Казимир Малевич придумал название своего стиля: супрематизм (лат. supremus - наивысший). Комбинация разноцветных плоскостей, геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов - создают то ощущение неподвижности, то иллюзию движения (картины "Сюпрем" и "Динамическийсюпрематизм"). Части предметов и фигур нередко сдвинуты, перекошены, смещены, что помогает передать хаос разнородных ощущений, которые обрушивает на человека большой город, современные скорости. Подобно тому, как живописцы любили пользоваться частями предметов и тел, футуристы- поэтыприменяли разрубленные слова, полуслова в их причудливых сочетаниях, комбинациях, достигая иногда сильного художественного впечатления (В.Хлебников).

Рассматривание репродукций картин Пабло Пикассо “Герника” и Т.Мунка “Крик”.

Вопросы для обсуждения

1.Кого и почему отвергали футуристы?

2.В чем проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

3. Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?

4. Кому и за что была эта “пощечина”?

Слово учителя : русские футуристы имели четыре основные группировки:

кубофутуристы или “Гилея” (В.Хдебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых)
– эгофутуристы (И.Северянин)
– “Мезонин поэзии” (Шершеневич, Ивнев)
– “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев)

Манифест А.Крученых, В.Хлебникова “Слово как таковое”

Чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель, и заплат, занозистая поверхность сильно шероховатая)… У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел…

Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей расстроит желудок. Мы даем образец иного звуко– и словосочетания:

Дыр, бул, щыл
убещур
скум
вы со бу
р л зз.

(кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами, и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и именно этим отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудиться бездарности и ученики (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывающий и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…) Речетворцы должны писать на своих книгах:

ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!

    Принимаете или отвергаете этот манифест?

    Что в нем положительного?

    Найти слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу?

- Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

    МОГАТЫРЬ

    ЛГАВДА.

    БУДРЕЦЫ.

    БУДЕТЛЯНЕ.

    ТВОРЯНИН.

Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм. (Просмотр видео)

Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

Чтение стихотворения В.Хлебникова.

Вопросы для обсуждения:

1.Какие идеи манифеста воплотились в этом стихотворении?

2.Какую роль в нем играет словотворчество?

3.Какую роль новые слова играют в создании образа?

Слово учителя : С первых шагов футуризм развлекал только недальновидных. Сознающих он беспокоил как явное разрушение классики. Яростнее всех против футуризма выступали Е.Бальмонт и Н.Гумилев, но В.Брюсов видел в нем поиски новых форм, которые ломали прежнее.

В поэзии эгофутуристов важной фигурой является Игорь Северянин. Его называли “жеманным”, отмечали ложную красивость. Увлечение иностранными словами. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.

Чтение стихотворения И.Северянина “В блестящей тьме”.

Вопросы для обсуждения:

1. Выделите новые слова

2. Как противопоставляет лирический герой себя другим людям?

3. Какой смысл вкладывал поэт в сравнение “блесткий”?

Слово учителя : Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи, которые называл “поэзами”, женщины его забрасывали цветами. Сам он писал впоследствии: “Вечный праздник, беззакатное торжество. Цветы, слава, влюбленные женщины. И денег – золотой дождь”.

Чтение стихотворения “Кензель”

Вопросы для обсуждения:

1. О чем это стихотворение?

2. Выделите новые слова Северянина

3. Выпишите художественные сравнения.

Слово учителя : Поэзия Северянина очень музыкальна. Повторение звуков, музыкальность, игра цвета характерны и для песенного творчества А.Вертинского.

Прослушивание романса.

Вопросы для обсуждения:

Перекликается ли песня Вертинского со стихами Северянина?

В чем вы видите сходство этих разных произведений искусства?

Чаще всего русский футуризм связывают с творчеством В. Маяковского. Это поэт города.

Чтение стихотворения “А вы смогли бы?”

В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы – зов губ, водосточная труба – флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации.

Как понимать: “смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”?

Образ нового города, преодолевающего тяготение земли, можно обнаружить не только в поэзии, но и в опере М.В.Матюшина “Победа над солнцем”. Здесь представлена “музыка шумов”: гул работающей фабрики, стук машин.

Слово учителя . Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов xx века – “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты–футуристы были художниками. Вслед за художниками поэты экспериментируют, но только над словом. Поэтика футуристов – поэтика “сдвинутой конструкции”, поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственно авангардистского течения – суприматизма. “Черный квадрат” Малевича – это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого – черный туннель. Может быть, это пророчество тех испытаний, которые наступили для России после относительно спокойного 1913 года?

Чтение стихотворения В.Маяковского “Ночь”

Вопросы для обсуждения:

Какую роль в стихотворении играет цвет?

С помощью каких художественных средств передано движение, динамика, стремительность?

Приведите примеры новых слов и образов.

Вопросы для обсуждения:

    Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать представленные картины?

    Как думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

    Вспомните подписанный Маяковским манифест. Кому была дана “ пощечина” этим стихотворением?

Слово учителя. Русский футуризм был многолик. Он по-разному проявился в литературе, живописи, музыке. Но творчество футуристов шире манифестов. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогащали век xx, поэзию нашего времени.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: сформулировать основные черты футуризма как литературного течения

Футуризм это одно из течений в искусстве авангарда 20 века. Наиболее полно реализован в формалистических экспериментах художников и поэтов Италии и России (1909-21), хотя последователи футуризма были в Испании (с 1910), Франции (с 1912), Германии (с 1913), Великобритании (с 1914), Португалии (с 1915), в славянских странах; в Нью-Йорке в 1915 выходил экспериментальный журнал «291», в Токио - «Футуристическая школа Японии», в Аргентине и Чили существовали группы ультраистов (см. Ультраизм), в Мексике - эстридентистов. Футуризм провозгласил демонстративный разрыв с традициями: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом», - утверждал итальянский поэт Ф.Т.Маринетти (1876-1944) со страниц французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 (Манифесты итальянского футуризма. Перевод В.Шершеневича, 1914). Маринетти - признанный основатель футуризма. Он выводил футуризм за пределы собственно художественного творчества - в сферу социальной жизни (с 1919 как сподвижник Б.Муссолини он провозглашал родственность футуризма и фашизма; см. его «Futurismo е fascismo», 1924).

Футуризм в России

В России первый манифест итальянского футуризма был переведен и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909; благожелательный отклик появился в журнале «Вестник литературы» (1909. No 5). Эстетические идеи итальянских футуристов оказались созвучными поискам художников братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина, М.В.Матюшина и др., став в 1908-10 предысторией русского футуризма. Новый путь поэтического творчества был впервые указан в напечатанной в Петербурге в 1910 книжке «Садок Судей» (братья Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро). Осенью 1911 они вместе с В.Маяковским и Кручёных составили ядро литературного объединения «Гилея» (будущие кубофутуристы). Им принадлежит и самый хлесткий манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912): «Прошлое тесно: Академия и Пушкин непонятнее иероглифов», и потому следует «бросить» Пушкина, Достоевского, Толстого «с Парохода современности», а вслед за ними и К.Бальмонта, В.Брюсова, Л.Андреева, М.Горького, А.Куприна, А.Блока, И.Бунина. Будетляне (неологизм Хлебникова) «приказывали» чтить «права» поэтов «на увеличение словаря в его объеме производными и произвольными словами (Слово-новшество)»; они предсказывали «Новую Грядущую Красоту Самоценного (самовитного) Слова» (Русский футуризм, 41). История русского футуризма складывалась из взаимодействия и противоборства четырех основных группировок: 1) «Гилея» - с 1910 Московская школа «будетлян», или кубофутуристов (сборники «Дохлая луна», 1913; «Затычка», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», все 1914); 2) Петербургская группа эгофутуристов (1911-16) - И.Северянин, Г.В.Иванов, И.В.Игнатьев, Грааль-Арельский (С.С.Петров), К.К.Олимпов, В.И.Гнедов, П.Широков; 3) «Мезонин поэзии» (1913) - группа московских эгофутуристов «умеренного крыла»: B.Г.Шершеневич, Хрисанф (Л.Зак), К.А.Большаков, Р.Ивнев, Б.А.Лавренев (их сборники - «Верниссаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»); 4) «Центрифуга» (1913 - 16) (преемственная от петербургского эгофутуризма) - С.П.Бобров, И.А.Аксёнов, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, Божидар (Б.П.Гордеев); их сборники - «Руконог» (1914), «Второй сборник Центрифуги» (1916), «Лирень» (Харьков, 1914-20).

Термин футуризм (точнее - эгофутуризм) применительно к русской поэзии впервые появился в 1911 в брошюре Северянина «Ручьи в лилиях. Поэзы» и в названии его сборника «Пролог «Эгофутуризм». В январе 1912 в редакции ряда газет была разослана программа «Академия эгофутуризма», где в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм; в том же году вышла брошюра «Эпилог «Эгофутуризм», отметившая уход из объединения Северянина. Главой эгофутуризма стал Игнатьев. Он организовал «Интуитивную ассоциацию», напечатал девять альманахов и ряд книг эгофутуристов, а также выпустил четыре номера газеты «Петербургский глашатай» (1912) (см. сборники «Орлы над пропастью», 1912; «Засахаре Кры», «Всегдатай», «Развороченные черепа», все - 1913). В 1913-16 продолжали выходить альманахи издательства «Очарованный странник» (десять выпусков). Дольше всех приверженность идеям «интуитивного индивидуализма» демонстрировал Олимпов.

Против гладкой певучести шуршащих шелком «поэз» петербургских эгофутуристов восстали московские «будетляне» – речетворцы. В своих декларациях они провозглашали «новые пути слова», оправдывая затрудненность эстетического восприятия: «Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной»; поощрялось использование «полуслов и их причудливых хитрых сочетаний (заумный язык)» (Кручёных А., Хлебников В. Слово как таковое, 1913). Союзниками поэтов выступали художники-авангардисты («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»), да и сами поэты - Д.Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Гуро - были еще и художниками. Тяготение к кубизму было тесно связано с признанием канона «сдвинутой конструкции» (наложение объемов, кубов, треугольников друг на друга). Поэтика «сдвига» в литературном творчестве поощряла лексические, синтаксические, смысловые и звуковые «смещения», резко нарушавшие читательские ожидания (использование снижающих образов и даже вульгарных слов там, где традиция диктовала возвышенную лексику).

В подходе «буцетлян» к словотворчеству обнаружились две тенденции: одна вела к самым крайним формам экспериментаторства (Бурлюк, Кручёных), другая - к преодолению футуризма (Маяковский, Каменский, Гуро). Однако и те и другие опирались на Хлебникова, ведущего теоретика футуризма . Он отказался от силлабо-тонического стихосложения, пересмотрел и пересоздал поэтическую фонетику, лексику, словобразование, морфологию, синтаксис, способы организации текста. Хлебников поддерживал устремления «будетлян» к преобразованию мира средствами поэтического языка, участвовал в их сборниках, где публиковались его поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс» (1910, разговорный стих, оснащенный редкостными рифмами и словообразованиями) и др. В сборнике «Ряв!» (1914) и в «Изборнике стихов. 1907-1914» (1915) поэт наиболее близок к требованиям кубофутуристов - «подчеркнуть важное значение всех резкостей, несогласов (диссонансов) и чисто первобытной глупости», заменить сладкогласие горькогласием. В листовке «Декларация слова как такового» и в статье «Новые пути слова» (см. сборник трех поэтов - Кручёных, Хлебникова, Гуро «Трое», 1913). Кручёных вульгаризировал воспринятую у Хлебникова идею «заумного языка», истолковывая ее как индивидуальное творчество, лишенное общеобязательного смысла. В своих стихах он осуществил звуковую и графическую заумь. Поэтические откровения Хлебникова воспринял, откорректировал и приумножил Маяковский. Он широко вводил в поэзию язык улицы, различные звукоподражания, создавал с помощью приставок и суффиксов новые слова - понятные читателям и слушателям в отличие от «заумных» неологизмов Кручёных. В противоположность эстетизации Северянина, Маяковский, как и другие футуристы (Пастернак), добивался нужного ему эффекта - остранения изображаемого - путем деэстетизации («душу выржу»). В 1915 общим в критике стало мнение о конце футуризма. В декабре вышел альманах «Взял. Барабан футуристов» со статьей Маяковского «Капля дегтя»: «Первую часть программы разрушения мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если в наших руках увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего» (Поэзия русского футуризма). В октябрьской революции поэт увидел возможность осуществления своей главной задачи - с помощью стихов приближать будущее. Маяковский стал «комфутом» (коммунистом-футуристом); тем самым он резко разошелся с проектом жизнестроительного искусства, который обосновывал высокопочитаемый им Хлебников. К 1917 понимание искусства как программы жизни трансформировалось у Хлебникова в обобщенно-анархическую утопию мессианской роли поэтов: вместе с другими деятелями культуры они должны создать международное общество Председателей Земного Шара, призванных осуществить программу мировой гармонии в «надгосударстве звезды» («Воззвание Председателей Земного Шара», 1917). В период революционного переворота некоторые футуристы ощущали себя соучастниками событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и признанным».

После революции попытки продолжить футуризм были предприняты в Тифлисе : «заумь как обязательную форму воплощения искусства» утверждали члены группы «41°» - Кручёных, И.Зданевич, И.Терентьев. А на Дальнем Востоке вокруг журнала «Творчество» (Владивосток - Чита, 1920-21) объединились во главе с теоретиком Н.Чужаком - Д.Бурлюк, Асеев, С.Третьяков, П.Незнамов (П.В.Лежанкин), В.Силлов, С.Алымов, В.Март (В.Н.Матвеев). Они искали союза с революционной властью; вошли в .

Слово футуризм произошло от латинского fiiturum, что в переводе означает - будущее.

На рубеже XIX и XX веков мир слегка «потряхивало». Бурный рост промышленного производства, упрочнение капитализма с его жестким и прагматичным отношением к жизни, к человеку, переворачивали сознание людей, усиливали противоречия между привычными неспешными идеалами века уходящего и стихийным бурлением века грядущего. И как ни трудно было принять эти новые законы жизни, как ни сложно было расставаться с привычным и милым, перемены были неизбежны, и первый отклик на них возникал в умах творческих людей, как наиболее остро чувствовавших наступление

В 1909 году в Италии Томмазо Маринетти выпустил манифест футуристов - нового главной идеей которого стало полное отрицание всех устоявшихся принципов создания художественных произведений. И если любое авангардное течение в искусстве и литературе начиналось с отрицания канонов и традиций, то футуризм особенно преуспел в этом, так как отличался крайним экстремизмом. Маринетти главной задачей нового направления провозгласил ежедневное осквернение алтаря искусств и утверждал в качестве приоритетов силу, агрессию, движение и разрушение.

В России начала XX века разброд в умах был велик, художники искали новые формы выражения сложного времени, поэтому любое возникающие направление в искусстве тут же находило благодатный отклик, и футуризм не стал исключением. Даже напротив, футуризм в литературе и живописи получил в России широкое распространение. Многие известные писатели и поэты, позднее вошедшие в историю культуры (В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников, Б. Пастернак), начинали как члены многочисленных футуристических кружков, причем программные тезисы и многочисленные манифесты, провозглашавшие принципы нового направления в искусстве были для них намного важнее самого художественного творчества. Кубофутуристы, эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, а также всеки и ничевоки поражали воображение публики не только своими резкими высказываниями по поводу традиционного искусства, но и своим необычным творчеством, а также весьма эксцентричными выходками. Многие из них были очень неплохими «продюсерами» самих себя. Они не только творили но и очень успешно преподносили его публике, зарабатывая на этом неплохие деньги. Основными приемами для самопрезентации были публичные скандалы, вызывающий внешний вид и поведение. Эпатажем они привлекали к себе общественный интерес, публика весьма охотно приходила на выставки и литературные вечера, отдавая за входной билет немалые деньги.

В России новое авангардное течение нашло отражение главным образом в поэзии. Футуризм в литературе ярко проявился в новом словотворчестве, фонетике звука, необычных синтаксических конструкциях. Слово для новых поэтов утрачивало свое привычное семантическое и лексическое значение, оно превращалось в пластичный материал из звуков, с помощью которых можно было «вылепить» любую конструкцию, создать новые, совершенно необычные комбинации, где смысл был далеко не главное, а точнее, творились иные смыслы. Таким образом, футуризм в литературе пытался создать новый язык, демократичный и массовый, созвучный современным преобразованиям в обществе, понятный всем и принимаемый всеми.

Новое направление в искусстве не только стремилось осмыслить и передать сложные явления, происходящие вокруг, но и само преобразовывать мир, творить время. Футуризм в литературе отличался совершенно необычными экспериментами, связанными с цветовыми образами звуков и слов. Так, каждому звуку приписывалось определенное цветовое соответствие. Сочетая их в своих стихах, футуристы создавали с помощью слов образные цветовые полотна, стараясь тем самым передать определенное настроение.

Футуризм в литературе тесно сплетался с другими видами искусства. Это течение получило довольно широкое распространение и в живописи, причем, некоторые поэты-футуристы были весьма оригинальными живописцами, например В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский и др. Футуризм в живописи, как и в литературе, проявился в ярких экспериментах. Причем живописцам К. Малевичу, и др. с помощью кистей и красок удалось более действенно и наглядно выразить на холсте то, к чему стремились поэты в своем литературном творчестве.

Футуризм - это бунтарство, отрицание традиционного искусства и попытка создания нового, нацеленного на будущее. Это эксперименты со словом и звуком, поиск новых синтаксических и семантических конструкций, демократичных, понятных широким массам и способных выразить сложные преобразования в обществе начала двадцатого века.