Главные проблемы страны при николае 1. Характер и духовные качества

Конспект по истории России

Николай I (1825-1855 годы) , который занял престол под грохот пушек на Сенатской площади, либерализмом не отличался. Ему была присуща прямолинейная деспотичность. Напуганный восстанием декабристов, он повёл борьбу против революционного движения и тех явлений общественной и политической жизни, которые могли способствовать росту революционных масс. Царствование Николая I историки называют "апогеем самодержавия". Крайне военизированный по духу, Николай обожал военные парады и стремился всё подчинить армейской дисциплине. Большинство его министров были генералами. Даже церковное ведомство возглавлял гусарский полковник. Россия уподобилась военной казарме. Широчайшие полномочия получили тайная полиция и цензура. Подвергалась перлюстрации даже частная переписка.

Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

Новый самодержец усиливал карательный аппарат . В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.

Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию "официальной народности". Согласно этой теории, в основе жизни России лежит "триединая" формула: самодержавие, православие, народность.

Реакционной оставалась и политика в области просвещения . Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология "официальной народности".

В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.

Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами . Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.

Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение . Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

1. ВСТУПЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I НА ПРЕСТОЛ

Когда Александр в 1985 году умер, не оставив наследников, ближе всего к престолу стоял его брат, великий князь Константин. Но Константин не хотел быть царем. Он отказался от престола в пользу своего младшего брата Николая, которому было тогда двадцать девять лет. Николай не получил воспитания, приличествовавшего наследнику. Может быть, именно потому он стал сравнительно хорошим царем, с точки зрения царизма.

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА НИКОЛАЯ I. «ОХРАНИТЕЛЬНАЯ» ПОЛИТИКА И РЕФОРМАТОРСТВО

Во внутренней политике России первой половины XIX века было два важных рубежа: окончание отечественной войны 1812 года и 1825 год - смена царствования и восстание декабристов.

Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе. В царствование Николая I в числе первоочередных задач была поставлена кодификация законов. На отсутствие должного порядка в российском законодательстве как на главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации постоянно указывали в своих показаниях декабристы, к критике и предложениям которых Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский.

По плану Сперанского кодификация законов должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» Царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором - издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось составление и издание «Уложения» - нового систематического свода действующего законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства». При II отделении была собственная типография, в которой печатались подготовленные тома «Полного собрания законов Российской империи». В течение 1828--1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили «Первое собрание», в которое вошли 31 тыс. законодательных актов за 1649--1825 гг. Кроме того были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 гг., - этими томами начиналось «Второе собрание», включавшее законы, изданные в царствования Николая I и Александра II.

Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов Российской империи». При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей «Свода». При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификаций. Подготовленный «Свод законов» предварительно рассматривался в особой сенатской комиссии, затем его отдельные части рассылались по министерствам. В 1832 г. он был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским «Свод военных постановлений» (12 томов), «Свод законов Остзейских и Западных губерний» и «Свод законов Великого княжества Финляндского».

При Николае I были изданы также «Полное собрание духовных узаконении в России со времени учреждения Святейшего Синода», «Собрание морских узаконении от 1845 по 1851 гг. » и «Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири».

Кодификационный план Сперанского не был выполнен на завершающем и самом существенном его этапе - подготовки и издания «Уложения Российской империи». Николай I отверг третий этап кодификации, предусматривавший внесение «новшеств».

Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно, упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла политической и социальной структуры самодержавно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию, достигшие именно в николаевское царствование особого расцвета. Развитие бюрократии вело к бумажному делопроизводству, протекавшему бесконтрольно в канцелярской тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: за первую половину XIX в. численность чиновников увеличилась с 16 тыс. до 74,3 тыс. Николай I видел пороки бюрократии, сетовал на то, что «империей управляет столоначальник», однако устранить эти пороки в условиях абсолютистского режима было невозможно.

Важнейшим Николай I считал вопрос и о крепостном праве. Было облегчено положение помещичьих крестьян. Правительство издало ряд законов, которые подчеркивали, что «крепостной человек не простая собственность частного лица, а, прежде всего, подданный государства» (В.О. Ключевский).

Следует отметить, что в правлении Александра I и Николая I в дворянской среде все более усиливалась критика в адрес самодержцев, как охранителей крепостного права. Александр I в 1803 г. издал указ «О вольных хлебопашцах», Николай I в 1842 г. издал указ «Об обязанных крестьянах», которые позволяли помещику добровольно отпускать своих крестьян на волю. Но последствия этих указов были незначительны. С 1804 по 1855 гг. помещиками на волю было отпущено всего лишь 116 тыс. крепостных крестьян. Это свидетельствовало о том, что в сохранении крепостного права были заинтересованы, прежде всего, помещики.

Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами.

Под руководством П.Н. Киселева проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей.Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины.

Крестьянам было передано около 2,8 млн. десятин свободной земли; образованным сельским общинам было передано 3 млн. десятин леса.

Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1800 учащимися, а в 1866 г. в них имелось уже 110 школ, в которых училось 2550 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.

Реформирование государственной деревни под руководством графа П.Д. Киселева стали несомненным достижением николаевского времени. В результате предпринятых мер существенно улучшилось правовое и материальное положение государственных крестьян. Помещичьи крестьяне стали с завистью смотреть на государственных крестьян.

Политика в области просвещения становилась все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений.

Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий:

Сельские приходские училища - для крестьян;

Уездные училища - для городских обывателей;

Гимназии - для дворян.

С 1832 г. министром народного просвещения стал С.С. Уваров. Он стал автором знаменитой формулы «православие, самодержавие, народность», которая утверждала, что эти три силы являются основой русского государственного строя и обеспечивают порядок и гармонию в обществе. Уваровская триада была создана в противовес революционной Франции, в которой в основу государственного, общественного и даже семейного устройства пытались положить принципы свободы, равенства и братства. При министре просвещения С.С. Уварове образование и воспитание российского юношества основывалось на уважении к православию, самодержавию и народности. В 1835 г. вышел новый университетский устав, по которому автономия университетов резко сокращалась. Была проведена проверка деятельности Казанского, Петербургского, Московского университетов. Ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи, был отдан под суд. Была повышена плата за образование, сокращен набор студентов, пересматривались учебные программы. Устав 1835 г. упразднил в университетах кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время в 1835 г. было основано Императорское училище правоведения - элитарное учебное заведение для подготовки служащих министерства юстиции и Сената. За границу в целях повышения квалификации был отправлен в командировку ряд преподавателей.

Правление Николая I ознаменовались появлением в 1833 г. первого официального национального гимна «Боже, Царя храни». Слова английского гимна «Боже, храни короля» поэт В.А. Жуковский перевел на русский язык, а композитор А.Ф. Львов написал к ним мелодию.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти - сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства.

Печально знаменитую известность получила деятельность третьего отделения императорской канцелярии. Во главе III отделения был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф. Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III отделения и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончины (1844). Его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф. Орлов. Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации. Это был орган осведомления царя обо всех «происшествиях» в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

В сфере экономической политики самодержавие было более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сам процесс экономического развития страны заставлял покровительствовать промышленности, торговле и в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Царизм стремился использовать в своих интересах развивавшиеся в стране капиталистические отношения. Отсюда насаждение промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание специальных технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок и т. д.

Возглавлявший с 1824 по 1844 гг. Министерство финансов Е. Ф. Канкрин провел ряд мер по укреплению расстроенной в предыдущее царствование финансовой системы страны. Он добивался поддержания выгодного торгового баланса и увеличения доходных статей бюджета за счет повышения прямых и косвенных налогов, восстановления питейных откупов, девальвации упавших в цене ассигнаций.

Важной экономической мерой явилась проведенная Канкриным в 1839--1843 гг. денежная реформа. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный золотой и серебряной монетой. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено начало обмена всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. К 1851 г. обмен был завершен. Всего было обменено около 600 млн. ассигнационных рублей на 170 млн. кредитных.

Реформа 1839--1843 гг. Канкрина на время укрепила денежную систему. Однако выйти из финансового кризиса правительство так и не смогло: к концу царствования Николая I, особенно в связи с резко возросшими расходами в годы Крымской войны, кредитные билеты начали падать в цене, внутренний и внешний государственный долг значительно возрос; в 1855 г. он почти в два раза превысил доходную часть государственного бюджета.

3. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ «ВОСТОЧНОГО ВОПРОСА»

Большое влияние на мировоззрение и деятельность Николая оказывала общественно-политическая обстановка в Европе, бурлившей буржуазными революциями. Во второй четверти XIX века Россия была крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешнеполитические вопросы. В начале правления Николая I военно-техническое отставание России от Европы еще не было так заметно, как впоследствии. Русская армия была многочисленной и считалась одной из самых лучших в мире.

Основные направления внешней политики сохранились с конца XVIII века, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. Новый российский император поспешил заявить о продолжении внешнеполитического курса своего предшественника. Но в последствии он дал понять, что при проведении политики в Европе, Россия будет больше полагаться на собственные силы, чем на «федеративную солидарность». Николай I сохранил отношения с германскими государствами, в первую очередь с Пруссией, которая издавна занимала ведущее место в русско-германских торговых связей. Тогда же наметилась тенденция к сближению России с Англией и Францией. В период царствования Николая I центральное место во внешней политике занял восточный вопрос - взаимоотношения с Османской империей. Для России важной задачей было укрепление своих позиций на Черноморском побережье и защита границ на юге страны. Черное море приобрело огромное значение.

Важнейшей проблемой для внешней политики России было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию южных районов государства. Важным направлением политики России оставался Кавказ. Она пыталась расширить свои кавказские владения, сделать окончательно стабильными границами в Закавказье, обеспечить свободную и безопасную связь со вновь приобретенными территориями и прочно включить весь кавказский регион в состав Российской империи.

Соперником России в этом регионе был Иран. По мирному договору с Ираном Россия закрепила за собой значительные территории Восточного Закавказья и западное побережье Каспийского моря. В 20-е годы XIX века Персия (Иран) добивалась возвращения Талышского и Карабахского ханств. При шахском дворе сложилась сильная антирусская группировка. В июне 1826 года иранская армия вторглась в Карабах. Началась русско-персидская война. Иранский главнокомандующий намеревался одним ударом покончить с русским владением в Закавказье.

Русская армия в этом регионе была немногочисленной. Только необычайный героизм русских солдат позволил сдержать наступление. Русские войска активно поддерживали армянские и грузинские добровольческие отряды. Русские солдаты, завоевав важную крепость Эривань, овладели г. Тавризом и пошли на столицу Персии, Тегеран. Персия запросила мир. В феврале 1828 года был подписан Туркманчайский мирный договор. По этому договору ханства Эриванское и Нахичеванское полностью вошли в состав России. На территориях обоих ханств образовалась Армянская область.

Во взаимоотношениях с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя. Еще во время правления Александра I причиной обострения Восточного вопроса, переросшего в международный кризис, стало начало греческой революции. Россия, как и другие европейские страны не упустила момент использовать обострение ситуации в Османской империи в связи с освободительной борьбой греческого народа для реализации собственных планов на ближнем Востоке и Балканах.

В 20-е годы Восточный вопрос приобрел значение одной из крупнейших проблем международной политики. Император Николай I, вступая на престол, застал отношения России и Турции очень напряженными, но все-таки он не видел необходимости воевать с турками из-за греков. Первоначально Николай I совместно с Великобританией оказывал дипломатический нажим на Турцию.

Однако она была непреклонна и продолжала особо жестоко подавлять восстание греков. Европейские правительства, в том числе и русское, под влиянием тенденций «Священного союза» долго не решались заступиться за мятежных греков перед турецким султаном. Только в 1827 году стало ясно, что дипломатия бессильна. В связи с этим русская, английская и французская эскадры вошли в бухту, где находился турецкий флот, и в результате короткого сражения полностью его уничтожила. Русско-турецкие отношения резко обострились. В апреле 1828 года Россия объявила войну Османской империи. Военные действия разворачивалась в Закавказье и на Балканах. Упорное сопротивление османских войск на Балканах стало неожиданностью для русского верховного командования и самого царя.

Балканские народы стремились оказать помощь русским войскам, добиваясь официального разрешения от высшего командования на боевые совместные действия против турок. Военный комитет под предводительством царя отклонил возможность использования помощи сербов, но в 1829 году, когда предстояло перейти на Балканы, Россия все-таки воспользовалась помощью болгарских добровольцев.

В результате нанесения ряда военных поражений турецким войскам, русская армия взяла Андрианополь, что означало приближение конца войны. Также этому способствовали успехи русской армии на Кавказском фронте, благодаря высоким боевым качествам армии. Результатом наступления на Карском направлении было взятие мощной крепости турок в Западной Армении. Это стало большим событием военной кампании 1828 года. После этих событий в 1829 году был подписан мирный договор.

К России переходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции, на основе которой в 1830 году было провозглашено создание независимого греческого государства.

Таким образом, в результате русско-турецкой войны Россия выполнила свою историческую миссию по отношению к греческому народу. В результате подписания Адрианопольского мирного договора, Россия могла считать развязанными крупные конфликты, возникшие в российско- турецких отношениях во время Восточного кризиса 20-х годов: свобода торгового судоходства в проливах, права Дунайских княжеств и Сербии, автономия Греции. Таким образом, в силу условий Адрианопольского мира Россия получила право вмешательства во внутренние дела Турции как заступница и покровительница одноплеменных и единоверных ей подданных султана.

В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX века в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи.

Начало 30-х годов XIX века было насыщено событиями на обоих главных направлениях внешней политики России - европейской и ближневосточной. В 1830-31 по Европе прокатилась волна революций, которая коснулась и самой России. Едва закончились войны персидская и турецкая, как правительству Николая I пришлось вступить в вооруженный конфликт с Польшей. Французская и бельгийские революции дали толчок польскому восстанию и в конце 1830 года в Варшаве началось открытое восстание. Династия Романовых была объявлена лишенной польского престола, было образовано Временное правительство, формировалась повстанческая армия. Первоначально восставшим сопутствовал успех. Но силы были неравны, и восстание было

В конце 40-х годов поднялась новая, еще более грозная волна в Западной Европе. В феврале 1848 года вспыхнула революция во Франции, весной - в Германии, Австрии, Италии, Валахии и Молдавии. Все эти события Николай I рассматривал как непосредственную угрозу российскому самодержавию. Именно поэтому он принял активное участие в подавлении революционного движения.

В 1849 году Николай помог Австрии подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи. Также русские войска задушили революционные выступления в Молдове и Валахии. Николай, конечно, переживал тревогу во время революций 1848-1849 гг. в Европе. Он лично написал Манифест, в котором говорил о «новых смутах», взволновавших Западную Европу после «долголетнего мира», о «мятеже и безналичии», которые возникли во Франции, но охватывают и Германию, угрожают России.

Вмешательства России в европейские дела, ее защита старого порядка вызвали возмущение в либеральных кругах европейских стран. Николай заслужил себе звание «жандарм Европы». Таким образом, и правительства и народы Европы боялись и не любили Россию и ее реакционного и высокомерного царя и рады были воспользоваться первым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России в Европейских делах.

Когда отгремели европейские революции 1848-1849 гг., Николай I решил упрочить стратегическое положение своей империи. В первую очередь император хотел решить проблему черноморских проливов. По действовавшим тогда соглашением, русский военный флот мог проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Кроме того, Николай I стремился укрепить политическое влияние России на Балканском полуострове. Руками Турции Англия надеялась укрепить свое влияние в Малой Азии и на Кавказе, оттеснить Россию от морских путей. Французский император Наполеон III искал возможность показать себя на деле, утвердить авторитет своего трона.

Австрийская империя, обязанная России спокойствием после подавления венгерской революции, не могла не вмешаться в судьбу Балкан, на территорию который сама рассчитывала. Турция, опираясь на поддержку западноевропейских государств, вынашивала против России широкие захватнические планы. Престиж русского имени падал в Турции. Спор между Россией и Францией о правах католиков и православных в Иерусалиме, не мог скрыть политической подоплеки, которая заключалась в борьбе за влияние на Ближнем Востоке между европейскими государствами. Кроме того, Турция, в которой проживало достаточно много христиан, отказывалась обеспечить их равноправие с мусульманами. Таким образом, так как у России не было союзников, Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России, которой предстояла борьба с коалицией наиболее технически развитых государств. Для улаживания вопроса император Николай I в 1853 году отправил в Константинополь чрезвычайного посланника князя Меньшикова, который потребовал от Порты подтверждения протектората России над всеми православными в Турецкой империи, установленного прежними договорами. После почти 3-месячных переговоров князь Меньшиков, получив от Порты, поддерживавшейся Англией и Францией, решительный отказ в принятии представленной им ноты, 9 мая вернулся в Россию. Тогда император Николай I, не объявляя войны, ввел русские войска, под командованием князя Горчакова, в Дунайские княжества.

Собравшаяся в Вене конференция из представителей России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии для улаживания мирным путем возникших разногласий, цели не достигла. В конце сентября. Турция, под угрозой войны, потребовала очищения княжеств в двухнедельный срок, а 8 октября английские и французские флоты вошли в Босфор, нарушив этим конвенцию 1841 года, объявившую Босфор закрытым для военных судов всех держав. 23 октября султан объявил России войну. Крымская война началась как захватническая с обеих сторон. Если царизм стремился к захвату черноморских проливов и к расширению своего влияния на Балканах, то Англия и Франция стремились вытеснить Россию с берегов Черного моря и из пределов Закавказья. Османская империя также преследовала в этой войне свои, реваншистские цели. В ноябре 1953 г. русская черноморская эскадра (под командованием адмирала Нахимова) уничтожила турецкий флот в бухте г. Синопа, и скоро западные державы - Англия, Франция и Сардиния открыто выступили против России. Австрия, со своей стороны, ультимативно, потребовала от России очищения Молдавии и Валахии; Николай вынужден был подчиниться этому требованию, но ввиду угрожающего положения, занятого Австрией, он должен был оставить на австрийских границах большую армию, которая таким образом, не могла принимать участие в военных действиях против западных союзников. В сентябре 1954 г. союзники высадили значительное количество французских, английских и турецких войск в Крыму и скоро приступили к осаде Севастополя. Лишь в конце лета 1955 г. союзникам удалось овладеть южной стороной Севастополя и принудить русские войска отступить на север. Силы обеих сторон были истощены. В марте 1856 г. в Париже Англия, Франция и Россия подписали мирный договор.

Крымская война 1853-56 гг. продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда стала для него роковой. Николай умер в феврале 1855 года в самый разгар севастопольской кампании. Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.

Николай I был осторожным и расчетливым человеком, поэтому не проводил резких изменений во внутренней политике Российской империи. Одним из главных аспектов деятельности его правительства была кодификация российского законодательства, осуществленная впервые в российской истории М.М. Сперанским. Самой важной проблемой при Николае I оставался крестьянский вопрос, который так и не был решен окончательно при императоре. Были проведены некоторые реформы, сначала в отношении государственных крестьян, а потом и помещичьих, но комплексного решения проблемы добиться не удалось. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Взойдя на престол, Николай I понял, что Российской империи необходимы были реформы. Однако вместо резких изменений Николай, человек осторожный, предпочел сначала добиться стабильности в государстве и устойчивости российских законов.

Император прекрасно осознавал проблему крестьянского вопроса, но в свое правление он не нашел возможности разрешить этот вопрос до конца. Николай, в отличие от своего предшественника, пытался решить не только глобальные общегосударственные проблемы, но и вникал в проблемы ниже уровнем. Он желал контролировать все дела, происходившие в Российском государстве. Для этого монарх значительно расширил полномочия собственной Канцелярии. После этого Канцелярия стала контролировать деятельность министерств и других ведомств, фактически став важнейшим институтом в Российской империи.

В 1826 г. указом Николая I было создано Второе отделение Канцелярии. Его руководителем стал М.М. Сперанский (рис. 2), ссылка которого закончилась фактически в 1816 г., а в 1821 г. он вернулся в Санкт-Петербург. Задачей Второго отделения было кодификация, то есть упорядочение российского законодательства. Эта работа была очень необходимой, так как в российском законодательстве на момент правления Николая I имелось огромное количество законов, начиная с 1500-х гг. Какие из них действующие, а какие нет, было весьма важным вопросом на территориях частей Российской империи. Попытки кодифицировать российское законодательство предпринимались и ранее, но безуспешно. М.М. Сперанский же всего за 5 лет осуществил грандиозный проект - в 1832 г. было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи», а еще через год, в 1833 г., было опубликовано «Полное собрание действующих законов Российской империи».

Рис. 2. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Что касается крестьянского вопроса, то Николай I понимал необходимость отмены крепостного права. Но первые его шаги в крестьянской политике были направлены на улучшение положения не всех, а только государственных крестьян. Этим занялся сподвижник императора, член Государственного Совета и министр государственных имуществ П.Д. Киселев (рис. 3). Среди крестьянских реформ Киселева можно выделить следующие:

1. В государственных деревнях увеличилось строительство школ и больниц.

2. Были выделены специальные земли, которые использовались совместно членами крестьянской общины для предотвращения неурожая и голода. В основном вышеназванные земли с указания сверху засаживались картофелем. Народ был этим очень недоволен, поэтому крестьяне поднимали т. н. «картофельные бунты» (рис. 4): в 1834 г. был бунт удельных крестьян, а в 1840-1844 гг. - бунт государственных крестьян.

3. Была проведена попытка решить проблему малоземелья. В тех регионах России, где у крестьян не хватало земли, осуществлялись переводы государственных крестьян на свободные участки, в основном на восток. Позднее эта практика была существенно расширена.

Рис. 3. П.Д. Киселев - создатель и руководитель крестьянских реформ ()

Рис. 4. Картофельный бунт ()

Первые шаги, предпринятые правительством Николая I в отношении государственных крестьян, вызвали недовольство помещиков. Это происходило потому, что жизнь государственных крестьян в ходе реформ действительно улучшалась, а это вызывало ропот среди крепостных крестьян. Именно поэтому дальнейшего развития реформы П.Д. Киселева не получили.

Российское правительство не остановилось только на государственных крестьянах. Вскоре были изданы законы, касавшиеся крепостных крестьян. Они были следующими:

1. Закон о запрете розничной торговли крестьянами. Это означало то, что теперь помещик не имел права продавать крестьян по отдельности, отлучая от семьи, а мог продавать их только целиком семьями (рис. 5).

2. Разрешение помещикам отпускать крестьян без земли, а также разрешение помещикам отпускать крестьян с землей. Но за такое освобождение крестьяне должны были своему бывшему владельцу выплачивать определенные долги. Данный закон назывался указ «Об обязанных крестьянах» (1842).

3. Крестьяне получили право выкупать землю (и, соответственно, освобождаться) в том случае, если имение, в котором они проживали, будет продано за долги владельца.

4. Крестьяне получили право покупать собственность - незаселенные земли или строения.

Рис. 5. Крестьянская семья XIX в. ()

Все приведенные выше реформы были только первыми шагами в крестьянском вопросе, и как помещики, так и крестьяне активно новыми возможностями не пользовались. Однако стоит заметить, что крестьянские реформы Николая I были важным шагом на пути к отмене крепостного права.

Список литературы

1. Коркунов Н.М. Значение Свода законов // Журнал Министерства народного просвещения. - 1894. - № 9.

2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.

3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.

4. Николай Первый и его время / Сост., вступ. ст., коммент. Б. Н. Тарасова. - М., 2000.

5. Николай I: личность и эпоха: новые материалы / Отв. ред. А. Н. Цамутали; отв. сост. Т. В. Андреева и др. - РАН, С.-Петерб. ин-т истории. - СПб., 2007.

6. Труайя А. Николай I / Пер. c фр. Е. Сутоцкой. - М., 2007.

7. Юртаева Е. А. Исторический опыт создания Свода законов Российской империи // Журнал российского права. - 1998. - № 1.

4. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

Домашнее задание

1. Почему главным государственным органом при Николае I стала его собственная Канцелярия? Чем она занималась? Какие полномочия у нее были?

2. Что такое кодификация российского законодательства? Кем и каким образом она была проведена?

3. Перечислите реформы в отношении государственных крестьян. К чему они привели?

4. Перечислите реформы в отношении помещичьих крестьян. Какие последствия этого были?

Николай родился третьим сыном в семье императора Павла I. Его права на трон изначально были иллюзорны, поэтому в основу воспитания Великого Князя была положена военная дисциплина.

Великий Князь был женат на дочери прусского короля, крещенной Александрой Федоровной. В семье родилось 7 детей. Старший сын четы стал следующим императором.

После отречения от прав на престол брата Константина, Николай Павлович был провозглашён наследником своего старшего брата – бездетного императора Александра I. Изданный Александром I Манифест о престолонаследии некоторое время содержался в тайне, поэтому после внезапной кончины императора в стране возникло напряжение.

Вернувшееся с победой из Франции дворянство, уже созревшее для изменения внутренней политики России, готовило переворот. На 14 декабря 1825 года была назначена присяга Николаю Павловичу – недовольные дворяне, получившие в истории название «декабристы», запланировали на день присяги восстание. Целью их было свергнуть самодержавие.

Поскольку Николай знал о намерениях недовольных, присяга была перенесена на 13 декабря. Восстание удалось подавить.

Внутренняя политика Николая I

Понимая, что стране необходимы реформы, Николай I создал специальный Комитет, который занимался их подготовкой. Серьёзную роль в политике государства играла Канцелярия.

М. М. Сперанский и специальная Комиссия разработали Свод Законов Российской Империи. Была сделана кодификация законов, упорядочено законодательство, появилась юридическая практика. Но все это не принесло изменений в социальную политику России.

Николай I был против либеральных реформ и конституции. Он считал, что общество должно быть похожим по структуре на армию. Поэтому основной чертой его политического режима является военизация всего государственного аппарата под правлением самодержца.

Под строгую цензуру в то время попали:

  • литература,
  • искусство,
  • просвещение,
  • периодика.

В социальной сфере делался акцент на укрепление сословного строя: так, например, дворянство только наследовалось. «Указ о майоратах» запрещал делить имения при вступлении детей в наследство.

Для служащих были созданы новые сословия:

  • чиновные,
  • именитые,
  • почетные.

С. С. Уваров ввел «теорию официальной народности», которая провозглашала уникальность развития нашего государства, не нуждающегося «во влиянии Запада» .

В крепостном праве ничего не изменилось.

Внешняя политика Николая I

Николай считал, что Россия имеет уникальный путь развития и поэтому должна быть изолирована от Европы, во влиянии которой не нуждается. На Западе императора за глаза стали называть «жандармом Европы».

Во внешней политике Николай I придерживался двух постулатов:

  • принципа Священного союза – борьбы с революционными движениями Европы.
  • Восточный вопрос: Кавказская война (1817–1864 гг.), русско-персидская война (1826–1828 гг.), русско-турецкая война (1828–1829 гг.) – направленный на присоединение Армении, Кавказа и восточного берега Черного моря.

Царствование Николая I, начавшееся с трагических событий на Сенатской площади, прошло в перманентной борьбе со всяким инакомыслием, через ужесточение режима и установление твердого порядка. Внешнеполитические претензии монарха закономерно завершились Крымской войной - незавидным итогом правления реакционного императора.

На формирование уникальной политики Николая I повлияли:

  • трагические события 14 декабря 1825 года;
  • незавершенные преобразования предшественника;
  • крайне отрицательное отношение к любым проявлениям вольнодумства;
  • стремление сохранить незыблемость устоявшихся политических форм;
  • желание провести реформы, упорядочивавшие государственные институты и социальные отношения;
  • охотное принятие на себя роли «европейского жандарма».

Методом проведения своего политического курса, Николай I избрал жесткий авторитаризм и подчинение самодержавной монархии всех сфер жизнедеятельности Российского государства.

Принципы организации органов государственного управления

Политическая нестабильность начала царствования Николая I, обусловила характер деятельности главы государства. Любой социальный протест незамедлительно пресекался в самой жестокой форме. Дворянство, скомпрометированное «декабристами» принципиально, перестало быть главным инструментом управления страной для императора, эту роль он перекладывал на чиновничество.

Государственное управление развернулось в сторону:

  1. Усиления централизации.
  2. Уменьшения роли региональных администраций.

Здесь должна была соблюдаться строгая иерархичность в исполнительской дисциплине аппарата чиновников.

В международных делах главенствовали принципы Священного союза, которыми русский царь неукоснительно руководствовался, помогая европейским монархам удержаться на тронах во время революций. Продвижение России на Кавказе сильно осложнило отношения с горцами и породило затяжной этап вялотекущей Кавказской войны, шедшей на протяжении правления Николая I.

Слаженная работа государственного механизма

Политика государя строилась вокруг идеи совершенствования работы государственного аппарата, через тотальный контроль над всеми процессами в стране, на это были направлены все масштабные и частные преобразования:

    Переустройство Собственной канцелярии императора, усилило его контроль над законодательством и общественными настроениями.

    Создание комиссией под руководством М. М. Сперанского Свода законов, способствовало упорядочиванию государственных отношений.

    Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина оздоровила систему денежного обращения.

    Введение у государственных крестьян самоуправления и другие преобразования генерала Киселева, указывали на подготовку к большой крестьянской реформе.

    Проведенная графом Уваровым реформа просвещения не только расширила возможности процесса, но и усилила контроль за системой образования в стране.

    Реформа управления Православной церковью поставила ее под тотальный контроль государства.

Урезание избирательных прав мещан Городовым положением 1846 года, усилило контроль над городским управлением. В довершение ко всему сформировался основополагающий принцип государственной идеологии: «самодержавие, православие, народность».

Ограниченная политическая реальность

К середине XIX века четко обозначились экономические трудности. Нерешенные проблемы стабилизировали техническое отставание России от промышленных стран. Ограниченность и узкая направленность реформ не принесла желаемого результата, некоторые политические явления и события способствовали развитию России, но многие из них тормозили прогресс.