Горький старуха изергиль характеристика героев. «Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем» . С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?


Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными - отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери - все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства - семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.


«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем - еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», - говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.


На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас - баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства - это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.


О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. - предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.


Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.


Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев . Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту - наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы. Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.


Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в. Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.


Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности - тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. заставляли бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.


Кустодиев - автор целой галереи женских образов. Его часто обвиняли в том, что он изображает не народный, а простонародный идеал красоты, хотя его работы далеки от идеализации - многие видят в них иронию и гротеск. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера - это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.


Б. Кустодиев. Слева - *Купец с купчихой*, 1914. Справа - *Купчиха*, 1919


Часто моделями для купчих Кустодиева становились представительницы интеллигентной среды - для «Купчихи за чаем» ему позировала Г. Адеркас - студентка медицинского факультета, жившая по соседству. Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».



Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Критики же видели в этой картине «и любование, и эротику, и иронию».


Б. Кустодиев. Слева - *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа - *Купчиха*, 1923


Б. Кустодиев. Слева - *Купальщица*, 1922. Справа - *Русская Венера*, 1925-1926

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.


Б. Кустодиев. Слева - *Купчиха на балконе*, 1920. Справа - *Купчиха с зеркалом*, 1920


Несмотря на современные стандарты красоты, идеализирующие модельную внешность, и сегодня находятся приверженцы других взглядов -

не так?
Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,
который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,--- уже куда больше 10-ти лет,--- было то,
что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике (туберкулёз позвоночника)
и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!

Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,
он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы.
Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,
он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,
которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.
Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,
неслыханному и невиданному, что происходило в стране.
Но не так много.

Пока просто посмотрите.

После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.
Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы)
должны быть вместе с остальными.
Поэтому помещаю снова.


Купчиха на балконе. 1920 г.


Купчиха за чаем. 1918г.
Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,
когда не каждый день случалась селёдка на столе,---- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,--
как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,
да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?

Посмотрите на работы Кустодиева.
Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),
и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.
Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,
то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,
и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.


Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927)

Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодня
есть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.

Пока просто смотрите.
ОНА---КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.
Вот и посмотрите на красавицу!


Купальщица-2. 1921


Аглицкая меря. 1924г.

Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.
А там написано: "К Блохе"

Да, это сделано для постановки "Левши" в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?

Вот это она и есть. То есть меря--это просто английское женское имя--Мэри.
Такую героиню ввёл театр.
Английская Мэри---или по-нашему: "Аглицкая меря".

Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.
Кто как это видит или чувствует?
По моему она русская, как и та, что на картине ниже.


Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ или АГЛИЦКАЯ?

Здесь, на этой картине русская Катя!
Такой, как эта с матросом, должна быть Катя "толстоморденькая",
из "Двенадцати" Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.

Чулочки, и "...С солдатьём гулять пошла..." Снобы выдумывают про неё и

про поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал!!!

Вот она! Катя--- толстоморденькая!



« » на Яндекс.Фотках

Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.

Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление
и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..

Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.
В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.
Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно
смотреть, потому что вы будете понимать.

И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.

А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.
Нормально!!! Ничего удивительного.


Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Что же мы здесь видим?

Мы видим ЛЮБОВЬ!!!
Посмотрите, как он любил свою дочку.
Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.

Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве.
Мы видим его любовь на портрете.

Вот это и есть сила искусства.

**************************************** ***********************************

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.
Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.
Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль и потом он поехал в Европу.
Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.
Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессора
знаменитое московское "Училище живописи...и...".
Он не захотел связывать свою творческую жизнь.

Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.
Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,
и у него туберкулёз позвоночника.

Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли.

Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.
И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.
Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,
"Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901..."

У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.
Совсем немаленькая.

Там же пару сотен портретов.
Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,---

к своему собственному, русскому, расписному миру.

И, я думаю, что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,----совершенно оригинален.
Если не сказать--уникален.

**************************************** **************************************** **
Кустодиев был высокого класса портретист.
Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина,
станет его полным наследником.
И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.
Поэтому Репин так сожалел, что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.
Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую
Россию Кустодиева, как настоящее искусство.
Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал
иногда интереснее чем Репин.

Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.

Вот двойной мужской портрет..

Сельский священник, забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.
Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.

С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.

Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к
начальству, так Кустодиев их и написал.

Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.

Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом,
возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской "Дуэли".
Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.

Классный двойной портрет!

Бродский Исаак 1920 г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.
Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.
Нету желающих.
Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.
Бродский был талант.
Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым--,
может к середине 30-х,--- он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать
сам.
Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.

Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Притягательный дамский портрет.
Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он,
Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.
Это называется композиция и
это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится.


Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.
Я не читал эту детскую писательницу.
Но какой портрет.Какой класс!
Потом, Кустодиев переменился.
И стал писать его собственную Россию.
Этого Репин не принимал и не понимал.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.


Пасхальный обряд (Христосованик). 1916

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

======================================== ========================
Жить без любви, быть может, просто,

Но как на свете без любви прожить?

Никак не прожить!

Старый просто млеет от этого поцелуя!!

Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,

а потом стала целовать. Всё как полагается.


Кажется это последний автопортрет,
на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,
который собирается осуществить всё что он задумал.

Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза
позвоночника осталось 4 года.
Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый.
И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске.
В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными
страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.

Купальщица-1. 1921 г.


Купец (Старик с деньгами). 1918 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

======================================== =============================
Это конечно не приказчик. Это --САМ! То есть --КУПЕЦ.

Так его называли приказчики и все его служащие.

За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли --САМА.

Икона на месте. Чтобы было видно, что: БОГУ--БОГОВО...

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

======================================== ==
Ну хорош!!! Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!
Что скажете наши прекрасные участницы?
Вы ж на него посмотрите--ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!

Обратите внимание на дату.

У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!
Это 1920-ый год--- ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввести
подобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.
И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,
и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.

Вот это приказчик!!

Хорош!!

Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,

Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.

Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года
через два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.

Вениамин.

P.S.

Про Кустодиева надо сделать несколько штук, такого размера как сегодня.
Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.

«Купчиха за чаем » — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича (1878 — 1927). Картина была написана в 1918 году, холст, масло, 120 x 120 см. В настоящее время находится в Государственном в Санкт-Петербурге.

Русский художник Кустодиев являлся не только искусным живописцем, который мастерски мог подмечать тонкости и детали, изображать окружающий мир и передавать атмосферу, но и страстным ценителем красоты русских традиций. Его картины, которые передают жизнь и быт людей, стали понятны обычному зрителю, а от того признание Кустодиева среди обычных людей и ценителей искусства было практически всеобщим. Одна из его картин «Купчиха за чаем» лучше всяких слов рассказывает о необычайном таланте Кустодиева.

На картине представлена купчиха — красивая и румяная женщина. Она сидит на открытом балконе тёплым летним днём. На заднем плане открывается русский пейзаж с зеленью, домами и белокаменными церквушками. На женщине красивое и дорогое платье. На столе стоит традиционный русский самовар, нарезанный арбуз, фрукты и сладости. Купчиха пьёт чай из блюдечка. Спокойную и беззаботную обстановку чаепития подчёркивает ленивый кот, который трётся о плечо хозяйки. На соседнем балконе пьёт чай другая купеческая семья.

Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. Кустодиев предлагает посмотреть на обычный день из купеческой жизни глазами обычного наблюдателя, а не завистника или противника. Картина была написана в проблемный для России год. 1918 — это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Однако, несмотря на это, Кустодиев создал картину далёкую от идеалов новой власти и новой идеологии — коммунизма. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится. Чем же была для Кустодиева данная работа? Возможно, это дань уходящей навсегда эпохе, которая в течении последующих нескольких лет будет полностью уничтожена и перекроена по новым лекалам, а может быть таким образом Борис Михайлович Кустодиев выразил надежду, что, пережив революцию, Россия в скором времени вновь вернётся к своим традициям и прежнему порядку вещей. В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом, и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни.