Художественный образ россии в произведениях русских поэтов. Средства для создания образа Родины

ТЕМА: «Моя Родина в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (интегрированный урок)

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

Показать образ Родины в синтезе искусств;

Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России;

Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии,

Живописи.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Выставка книг: «Мне Россия-мать родная, дом родной, земля святая»;

Портретная галерея русских поэтов и музыкантов;

Экспозиция картин русских художников.

ЭПИГРАФ:

О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты, Россия, как сердце одна,

Я и другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

(Юлия Друнина)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон

Проигрыватель

Фортепиано

ХОД УРОКА:

1. Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтоб ещё раз вспомнить наших предков-СЛАВЯН, откуда пришло название нашего государства - Русь. Мы узнаем, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Обобщим наши знания о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь, любить, что бессмертным быть.

(И. Северянин)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГУСЛЕЙ

Давно это было, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сёл, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные строения. В них жили наши далёкие предки.

Как их называли? (СЛАВЯНЕ). Это название произошло от слова «слава», т.е. «хвала».

Где же в древности жили наши предки, как же называли землю славянскую? (РУСЬ).

Откуда пришло это название?

В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось славянское племя Русь. Не будем смущаться тем, что в названии этого народа постоянно меняются буквы «о» и «у» («рос», река Рось и «рус», Русь). Так менялись эти буквы и в старину, и в наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Россия». Поэт Иван Саввич Никитин так писал о Руси нашей:

«Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову».

2 .ПОДБЕРИТЕ К СЛОВУ «РУСЬ» - СИНОНИМЫ. (РУСЬ – РОССИЯ – РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО) (на доске записывается слово «Россия»)

Вглядитесь внимательно в слово… - Как вы его понимаете?

Об этом слове С.Есенин говорил так:

«Россия! Слово – то, какое звонкое и чистое!

Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз!

Нежное – как младенец…Дорогое, как мама!»

Какие вы знаете стихи о России?

Россия.

Роса состоит из росинок, Мы вместе: калмыки, чуваши,

Из капелек пара – туман, Буряты, якуты, мордва.

Песок – из мельчайших песчинок, Опорой единственной нашей

Россия – из россиян. Всегда остаётся Москва.

Давно мы по духу едины Земля и вода неразрывны,

И связаны общей судьбой, Как берег или река,

Нас Родина всех вдохновила Неразделимы ливни,

На подвиг, на труд и на бой. И ветер и облака.

Мы вместе: волжане, уральцы, У радуги – нет половинок.

Поморы и степняки – И если волна – то волна,

Похожи на крепкие пальцы И нету полуросинок,

Большой работящей руки. Вот так и Россия – одна. (В.Крючков )

«Привет, Россия, - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле».

(Н.Рубцов)

Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню

(РЕБЯТА РАЗУЧИВАЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ» - муз. Струве, сл. Соловьёвой

3. ПОДБИРАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» артикуляционная гимнастика

(на доске записывается слово «Родина»)

Откуда произошло это слово?

Каково его первоначальное значение?

Найдите «корень» в этом слове?

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ даёт следующую информацию:

Общеславянское, производное от слова РОД. Исходное значение – «семья»; далее – «месторождения».

А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ, КАК ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СЛОВО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

(ребята зачитывают: «родина» - это место, страна, где человек родился) показ песни подготовленными детьми

Знаете ли вы стихи о Родине? - Кто их написал?

«Если скажут слово «родина», «Родина», - мы говорим, волнуясь,

Сразу в памяти встаёт Даль без края видим пред собой,

Старый дом, в саду смородина, Это наше детство, наша юность,

Толстый тополь у ворот Не минует зрелость нас с тобой.

У реки берёзка – скромница Родина! Отечество святое!

И ромашковый бугор… Перелески. Рощи. Берега.

А другим, наверно, вспомнится Поле от пшеницы золотое,

Свой родной московский двор… Голубые от луны стога.

Или степь от маков красная, Сладкий запах скошенного сена.

Золотая целина… Разговор в деревне нараспев,

Родина бывает разная, Где звезда на ставенку присела,

Но у всех она одна!» До земли чуть – чуть не долетев.

(З.Александрова) Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

«Если крикнет рать святая: Это позабудется едва ли

Кинь ты, Русь, живи в раю». И навек останется святым…

Я скажу: «Не надо рая, Землю ту, что Родиной назвали,

Дайте родину мою» (С. Есенин) Коль придётся, сердцем защитим.

4 . ИГРА . В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните ли вы их?

Мы сейчас проведём небольшую игру. Она называется «Сложи пословицу». Вам будут даны 6 пословиц. Кто быстрее их сложит – тот и молодец.

Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне и весна не красна.

Где родился, там и пригодился. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5 . Русичи – это музыкально одарённая нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов, которые воспевали красоту и благородство русской души, величие русской природы, подвиги русских богатырей.

Кого из таких людей вы можете назвать?

(дети перечисляют Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Бородина)

Что воспевал в своей музыке Чайковский?

В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ».

Кого из композиторов по праву считают основоположником русской музыки? (ребята называют Глинку, показывают его портрет).

ЗВУЧИТ ФИНАЛ ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН» - показ видеоматериала (вспомнить арию героя, исполняемую учителем, и дать определение музыки, написанной в народном духе).

А как вы думаете: с чего начинается Родина? На одном из предыдущих уроков вы писали небольшое сочинение на данную тему. Мне очень понравились ваши размышления. Некоторые из них я решила вам зачитать.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» В ИСПОЛНЕНИИ М.Бернеса, муз.Баспера, сл. Матусовского.

Итогом ваших творческих работ?

6 . А сейчас мы поговорим о поэтических символах.

Есть ли они у нашей Родины?

Что является её олицетворением? (это берёзка)

Какую песню про берёзку знают все: от мала до велика?

Берёзка – лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

(А.Прокофьев)

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА»

Русская берёза – символ русской природы. С давних времён с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы.

О каком народном празднике идёт речь? (ТРОИЦА)

Только ли пели на этих праздниках?

(ребята говорят, что на праздниках водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов).

РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ НАПРЯВЛЯЮЩЕГО И ВОДЯТ ХОРОВОД.

7. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Вы знаете какие-нибудь стихи о берёзке?

Люблю берёзку русскую Опять о них, кудрявых и белёсых…

То светлую, то грустную, А что тут делать, если на Руси

В белом сарафанчике У всех дорог встречаются берёзы,

С платочками в карманчиках, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.

С красивыми застёжками, «Россия»-шепчут мне берёзки,

С зелёными серёжками. «Россия» - шепчут камыши,

Люблю её нарядную «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

Родную, ненаглядную, И я им тихо вторю: «Русь!»

То ясную, кипучую, Мне не трудны твои нагрузки.

То грустную, плакучую. Я в поле рос, я чубом рус,

Люблю берёзку русскую. И я люблю тебя по-русски,

Она всегда с подружками Моя берёзовая Русь!

Под ветром низко клонится (А.Новиков)

И гнётся, но не ложится.

РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И звонкая весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине».

Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелёнокудрые тихие и молчаливые берёзки.

Перед нами картина И.И.Левитана «Берёзовая роща» . Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить

равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Глядя на картину «Золотая осень» , невольно вспоминаешь слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к Родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

8. А сейчас послушайте песню «Что грустишь, берёзонька…» , которую написала наша соотечественница: Петухова Татьяна Ивановна, которая сама пишет и сама исполняет свои песни о родном крае.

О чём эта песня?

ВЫВОД : где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.

Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди всего самого заветного есть у человека Родина. Родина - это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной называют, как дом родной – отчим домом.

ЗНАЧИТ ЕЩЁ ОДИН СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» - это слово «ОТЕЧЕСТВО» или «ОТЧИЗНА». НАЙДИТЕ «корень» В ЭТИХ СЛОВАХ И ПОДБЕРИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

«ОТЕЧЕСТВО» - происходит от слова «ОТЕЦ», греческого слова patria (патриот).

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам… (М.Ю.Лермонтов)

9. Мы выяснили, что поэтическим символом нашего государства является берёзка. Но у каждого государства есть ещё и официальные символы. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их.

Назовите их мне. (ребята называют герб, флаг и гимн)

С каким государственным символом мы знакомились на наших уроках?

Справились ли вы с домашним заданием?

(ребята рассказывают о том, что такое ГИМН)

Гимн – это торжественная песня, символ государственного единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре Первом.

Первый официальный гимн России появился в годы правления императора Александра Первого. За образец был взят английский гимн образца 1745 года «God, save the King». Русский текст к английскому гимну написал В.А.Жуковский. Музыку сочинил А.В.Львов. впервые национальный гимн прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы. Он звучал до февраля 1917 года. После февральской революции встал вопрос о новой государственной символике. Композитор А.Т.Гречанинов и поэт К.Д.Бальмонт написали «Гимн свободной России». Но круговорот событий 1917 года не позволил воплотить в жизнь это произведение.

После Октябрьской революции в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза был утверждён «Интернационал» . Русский текст на основе текста Э.Потье сочинил в 1902 году А.Э.Коц.

Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения.

Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. В качестве музыки будущего гимна была утверждена «Патриотическая песнь» М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной Думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ.

ПРОШУ ВСЕХ ВСТАТЬ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИИ.

Наше путешествие закончилось, но оно не последнее. Читайте книги о России, слушайте музыку о России, восхищайтесь красотой России! Будьте настоящими детьми своего Отечества!

Тема Родины в живописи


А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Уметь

  • Уметь


  • Цикл – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, местом действия.


Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Символисты выразили тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.


Поэт жил и творил в одну из самых трагических эпох русской истории


Выход из тупика безвременья связывается в сознании А. Блока с образом Родины, России. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.


Словарная работа

  • Шлея – часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту.

  • Нести свой крест – быть верным долгу.

  • Чародей – волшебник, колдун.

  • Плат – платок.

  • Острожная песня - тюремная.

  • Расхлябанные колеи – разбитые дороги.







«Духовный – из одного духа и души состоящий; всё относящееся к Богу, церкви и вере; все умственные и нравственные силы человека, ум и воля». (Словарь В. И. Даля).



Тема (что?) Идея (для чего?) Художественные особенности (как?)


К какому направлению относится творчество А. Блока? а) символизм; б) реализм; в) сентиментализм; г) романтизм.


Образ Родины - женщины в платке до бровей – это образ: а) С. А. Есенина; б) А. К. Толстого; в) Ф. И. Тютчева; г) А. А. Блока.


Как называется средство художественной выразительности, используемое А. Блоком в строке «Три стёртых треплются шлеи»?


Как называется многозначительное иносказание, играющее важную роль в воплощении авторского замысла?


Стихотворение «Россия» а) на историческую тему; б) о современности; в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.


Что объединяет первую и последнюю строфы? а) тема народа; б) мотив дороги; в) образ женщины; г) тема поэта и поэзии;


Лирический герой стихотворения А. Блока «Россия»: а) иронизирует над вечными законами жизни; б) яростно сопротивляется новым веяниям времени; в) отказывается от прежних убеждений и верований; г) должен пережить всё, что суждено пережить России.


Задание для 1 группы. Аргументируйте тезис: «Россия – символ веры в будущее». В –первых,…. Во-вторых,…. Таким образом,…


Задание для 2 группы. Дайте связный ответ на один из вопросов в объёме 5-10 предложений. Как тема дороги получает своё развитие в стихотворении А. Блока «Россия»? Образ Родины в стихотворении «Россия».


Балыклейская средняя общеобразовательная школа

Урок по изобразительному искусству в 6-ом классе

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Работу выполнила

с. Балыклей

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Цели: дать общий обзор изобразительного искусства в борьбе с фашизмом в годы войны; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему народу; чувство патриотизма; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны; учить передавать плановость в рисунке, развивать творческое воображение и представление, изображаемых предметов в перспективе.

Зрительный ряд: портреты художников (А. Дейнека, Б. Пророков, А. Пластов, Г. Коржев);

репродукции картин, посвященных войне; выставка книг о войне, аудиозаписи песен о войне.

Оборудование для учащихся: альбомы, кисти, краски.

Оборудование для учителя: педагогический рисунок (поэтапное построение рисунка с учетом перспективы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Ход урока

Эпиграф урока: «Это не должно повториться»

(Б. Пророков)

I. Организационный момент.

II. Беседа.

60 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам была не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Удивляешься, читая станицы истории, их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками?

Любовь к Родине, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

Звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

Принято считать с глубокой древности, что когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отрицала это утверждение: грохотали орудия по всей земле; умирая, голодая и замерзая в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью Брестская крепость, музы – не молчали! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники писали картины – и все это было востребовано. Может поэтому выстояли наши деды в той страшной войне.

Сегодня наш разговор – о живописи военных лет. Первыми «заговорили» языком красок «Окна ТАСС» и плакаты «Боевого Карандаша». Выставленные в витринах , расклеенные на стенах, они собирали группы людей, на лицах которых рождалась улыбка: на этих картинах враг не был страшен, жесток, он был смешон, жалок, труслив…

Особенно пользовались популярностью художники – карикатуристы Кукрыниксы (союз 3-х художников) - , .

Гитлер боялся карикатуры и обещал за головы художников огромные суммы.

Но все же надо отметить, что в первой половине войны плакаты носили трагический характер: «Освободи!», «Отомсти!». Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», на котором изображена женщина, прижавшая сына к груди, а на них нацелен штык с фашистской свастикой. Плакат звал, умолял, приказывал…

Во второй половине войны изменилось содержание плаката: работа, солдат пьёт воду из каски и тут же присутствует надпись: «Пьём воду из родного Днепра: Будем пить из Прута, Немана и Буга» (1943 г.).

Зазвучала надежда на Победу. И вот уже на плакате солдат, кстати, очень напоминающий Василия Теркина, присел, чтобы получше натянуть голенище сапога: «Дойдем до Берлина!» (1944 г.)

Но в годы войны создавались и целые серии картин, и отдельные полотна.

Александр Алексеевич Дейнека (гг) – народный художник СССР.

«Оборона Севастополя»

Шли жаркие, кровопролитные бои, те что «не ради славы, ради жизни на земле». Наши войска оставили Севастополь, но Дейнека так написал «Оборону Севастополя», что мы видим этих сражающихся насмерть моряков уже победителями.

Картина очень большая по своим размерам. На ней изображен бой такого напряжения, что кажется, что сам находишься в гуще событий. На картине четко просматривается три плана. На первом плане – во весь рост изображен матрос, который готовится бросить связку гранат. Он только приготовился к броску, но мы уже представляем, что произойдет через мгновение: лавина фашистов превратится в кровавое месиво. Хотя, лавины на картине нет, художник срезал край картины справа, но лавина ощущается. Вот в чем заключается чудеса искусства.

Поза матроса на первом плане дана в такой яростной динамике, что чувствуешь его победу.

Настроение создается за счет колорита: обратите внимание – ослепительно белая одежда матросов на фоне грозового неба контрастирует с темными фигурами врагов на светлом фоне. Они жмутся, почти прилегают к земле.

Рассмотрим второй план. Здесь смертельно раненному матросу противопоставлен убитый немец.

На третьем плане штыковая атака – в смертельной схватке сошлись противники.

Героика выражена в мимике, в жестах и от картины идет ощущение подвига – так защищают родную землю.

В годы войны работал народный художник СССР, действительный член Академии художеств Аркадий Александрович Пластов (гг.)

В 1942 году, который был очень тяжелым для нашей страны, он пишет картину «Фашист пролетел», в котором есть философское осмысление лика войны.

… Перед нами опушка осеннего леса. Порыжела трава. Не видно цветов, но еще греет солнце и скотине есть чем полакомиться на воле, еще синее небо над головой.

Несколько мгновений назад мальчик-пастушок оглядывал с гордостью вокруг: ведь ему доверили пасти сельских коров!

Но налетел фашист, и не стало пастушка на свете. Он уткнулся лицом в землю, смочила кровь мальчишескую челку – оборвалась детская жизнь…

Замычали коровы, испуганно подняв головы, завыла собака. А мальчика на свете навсегда не стало.

Каким же чудовищным кажется злодеяние немецкого летчика, ведь он расстрелял не скопление военных сил противника, всего лишь мальчика да стадо сельских коров.

Эта картина потрясла и звала к отмщению. В 1945 году Пластов написал картину «Жатва». Она предельно проста: в поле у снопов обедают старик и дети – те, кто в годы войны кормил всю Россию, на плечах которых лежала забота о провианте для фронта и о куске хлеба для тыла.

От картины веет надеждой: завтра вернутся с фронта отцы и братья.

Нельзя не остановиться на творчестве Бориса Ивановича Пророкова (19гг.) – народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств, графика.

Это человек мужественной судьбы. Он прошел всю войну. Судьба бросала его с юга на север, из Прибалтики на Дальний Восток, в Китай, Манчжурию. Он рисовал всегда – и на фронте тоже. Выполнил серию из десяти работ и дал название, звучащее, как набат – «Это не должно повториться!»

Успех на выставке в 1960 году был потрясающим. Люди смотрели молча, унося призыв в сердце – сражаться против фашизма, так как он несет гибель для всех людей планеты.

Вся серия выполнена темперой и тушью, кое-где оживленных цветными карандашами.

Вот первый лист. На нем мать кормит грудью ребенка, крепко прижимая его к себе, но у нее за плечами винтовка . Лицо матери-воина сурово, тревожно.

Второй лист. Молодая женщина брошена наземь. Руки у нее связаны за спиной, тело изогнуто от боли и надругательства, над молодостью и нежностью «Изуверство» - другого названия не придумать.

Третий лист. «У Бабьего Яра» - так называлось под Киевом место, где фашисты расстреляли 170 тысяч безвинных людей. Художник воплотил эту трагедию в образах трех женщин, идущих на смерть. О том, что они пережили, прежде чем сделать последние шаги на земле, мы не знаем, но догадываемся…

Справа старуха, она несет в руке зажженную свечу, оберегая от ветра ее пламя. Рядом с ней женщина закрыла руками лицо, мы не видим глаз, но скорбно все тело! Слева – молодая женщина с глазами полными слез, ненависти и гнева. Они идут на смерть, но они выше смерти.

Все картины создавались, когда Пророков был очень болен, и, побеждая эту болезнь, он все-таки обращался к видениям прошлого, чтобы они не повторились в сегодняшней реальности.

Гелий Михайлович Коржев. Когда началась война, ему не было и 16-ти лет. В этот миг прервалась юность художника. Цикл его картин «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них содержательное, глубокое по мысли, оригинально по композиционному строю – создает вполне завершенный образ. Они являют собой панораму жизни, борьбы, страдания в годы Великой Отечественной войны. Все картины наполнены человеческими переживаниями и такой болью, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание.

«Заслон». Люди выставлены фашистами как живое заграждение. Они стоят лицом во весь рост к наступающим войскам Советской Армии, спиной – к затаившимся в окопах немцам и ждут. Ждут и те и другие. Одни – что будут делать советские солдаты, другие – как поведет себя смертники, стоящие у бруствера. Одно неверное движение – и выстрел в спину. Сельский интеллигент, наверное, учитель, ждет спокойно, взгляд женщины – тревожен, ребенок – пока не понимает ужаса своего положения. А внизу у ног чернеют дула автоматов и жестокие лица врагов. Трудно представить, что происходило в сознании каждого из поставленных на край окопа, по существу – на край жизни. И даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческого достоинства, не лишил их мужества.

Коржев с неотразимой силой пишет о том, что волнует разных людей, в умении ставить перед собой реалистические традиции. В картинах объединены сегодняшний день и взгляд автора в день завтрашний.

Да славится имя России!

Мы помним: огнем и железом

Врага нашу землю пытали,

В полях не слезами, а кровью

Над мертвыми плакала Мать.

Бессмертное имя – Россия –

Нам молнии в небе писали,

Скрепляя солдатскую клятву

За Родину насмерть стоять.

Смывают любую неправду

Преданья ее вековые

А правда, окрепшая в грозах,

Становится выше, видней.

Хранит нас и в горе и в счастье

Бессмертное имя России,

Да будет чиста наша совесть

Во веки веков перед нею.

Звучит песня «Я люблю тебя, Россия!»

III. Самостоятельная работа.

Ребята, любите Россию – нашу Родину, нашу Землю. Дороже ее ничего нет. А теперь, давайте попытаемся с помощью красок изобразить героическое прошлое нашей Родины, подвиги наших дедов и свои работы посвятим 60-летию Победы.

IY. Просмотр работ (анализ урока).

Y. Итог урока.

С творчеством каких художников мы познакомились на уроке?

Как изменилось содержание плакатов начала и конца войны?

Какие чувства испытываете вы, глядя на картины художников?

YI. Домашнее задание

Найти репродукции батальной живописи, подумать о настроении, переданном в произведении, и средствах выражения этого настроения.

Россия Средней Полосы Её природа. Как дороги эти слова всем живущим в этой климатической зоне! Говорят, что эту неяркую красоту могут понять только русские люди.

В 1839 году французский литератор и путешественник Астольф де Кюстен посетил Россию. И по возвращении во Францию он написал книгу "Николаевская Россия". В этой книге он выражал все свои впечатления об увиденном. Но это не восторг, это разочарование: "В России нет расстояний", - говорят русские и за ними повторяют все путешественники. Я принял это изречение на веру, но грустный опыт заставляет меня убеждать диаметрально противоположное: только расстояния и существуют в России" (Астольф де Кюстен, "Николаевская Россия", 1839 год.) Далее путешественник отмечает: «в России нет ничего кроме пустынных равнин, ничего грандиозного, ничего величественного, все голо, все бледно, ничто не оживляет ландшафта, бесконечная, плоская, как ладонь равнина, без красок, без очарований. Это страна без пейзажей!» Вот так француз-путешественник оценил природу Средней Полосы России.

Но мы живем в этой климатической зоне России. И нам дороги с детства картины родной природы. Да, они не очень яркие, да, они не изобилуют чудными формами и красками. В природу средней полосы нужно "вглядеться", чтобы понять ее красоту, и воспринять ее как художественный образ России. В этом нам помогают российские художники и поэты, создавшие произведения о природе Средней полосы России. Что "рассмотрели" они? Что стало для них художественным образом Средней Полосы России? Что помешало французскому путешественнику разглядеть красоту русской природы? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответы.

Средняя полоса России как географическое понятие

«Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И все-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - это все в обиходе мы зовем Средней полосой, имея ввиду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.

Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и желтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен

Снег, покрывший землю за одну ночь Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег Короткие дни без теней. Копны сена на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь за светло вернуться домой.

Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!

Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.

Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжелые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах

Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом

Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши Есть на земле волшебная Средняя полоса».

В. Песков

Вот такими строками, полными восторга и очарования родной природой, отзывается русский писатель Песков о природе Средней полосы. Его мнение совершенно противоположно мнению французского путешественника Астольф де Кюстена.

Он в своих записках пишет: «Что за страна! Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями да чахлым овсом; там и сям, в окрестностях Москвы, прямоугольники огородов не нарушающие монотонности пейзажа; на горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в землю лачуги деревень Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть. По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском, и почти не приметны, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится нам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края» (Астольф де Кюстен. Николаевская Россия. 1839).

Что стоит за восторгом одного человека и разочарованием другого? Очень уж противоречивые впечатления двух людей! Возможно, прав поэт Николай Заболоцкий, написав такие строки:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого, и даже

Не каждому художнику дана.

Как же открыли для себя это «очарование русского пейзажа» поэты и художники. Была ли «дана» эта радость открытия им? Какова она, природа Средней полосы в творчестве русских поэтов? Попытаемся проиллюстрировать поэтические строки полотнами русских художников.

Часть вторая

Художественный образ России в произведениях русских поэтов

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она ясно видит свой облик. Природа является не только темой поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. Поэты обращаются к теме природы не только для того, чтобы изобразить, запечатлеть ее красоту, но и наполнить содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия. Как мы учимся читать смысл картин, так и, читая пейзажную лирику, ищем ключи к отгадке тех идейно-нравственных посланий, которые через годы и века «отправили» нам поэты, или подбираем ключи к разгадке вечных тайн в строках любимых русских поэтов. Но, прежде всего, пейзажная лирика русских поэтов создает художественный образ России.

Русская природа в творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин с особым трепетом относился к русской природе. Он как истинный художник рисовал прекрасные картины зимнего утра, вечернего «мутного неба» короткого зимнего дня, голубые небеса гад прозрачными лесами, «в багрец и золото одетые леса» Поэт даже высказывал свое отношение к временам года, признаваясь, что осень его любимое время года. Пушкину-художнику подвластно все: он умело кладет «слова»-мазки на полотно своих стихотворений и одновременно передает всю гамму человеческих чувств от восприятия этого пейзажа.

Перед нами стихотворение «Зимнее утро». Это замечательная лирическая миниатюра. Очень важно то, что и в живописи и в литературе эти слова используются почти в одинаковом лексическом значении.

Сопоставьте строки второй строфы стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» с впечатлениями французского путешественника. Поэт создает мрачный пейзаж, который словно является стихотворной иллюстрацией к путевому дневнику француза -путешественника:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно

Сквозь тучи мрачные желтела

Если бы не было этой строфы, не было бы и того острого восприятия, чувства удивления и восторга, неожиданности от картины природы, созданной поэтом-художником в следующих строках:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Насколько богата цветовая гамма Пушкина! Голубой, зеленый, серебристый, блестяще-черный цвет залит потоками яркого солнечного золотого цвета. Поэт использует однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском», которые добавляют к нашим образам ощущение праздничной нарядности природы, а эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег милый для меня», этот эпитет рождает настроение восторга и умиления от увиденного, теплоту чувства к родной природе. Недаром дети в младших классах это сразу чувствуют и так легко рисуют иллюстрации к стихотворению поэта. Они видели этот пейзаж. Он близок им. Он радует их каждой зимой - это картины родной природы. Пушкин подчеркивает особенность русского человека: понимать родную природу и любить ее, потому что она «милая» сердцу русского человека.

Чувство любви к родной природе в творчестве М. Ю. Лермонтова

Удивительно по-разному воспринимали картины природы два русских поэта: Пушкин и Лермонтов. У Пушкина - это восторг, ликование, удивление, постижение красоты и силы природы. У Лермонтова - осмысление и соединение с природой. Лермонтов одним из первых с удивительной точностью передал могучие масштабы России, которые так поразили и нашего путешественника. Так у Кюстена мы читаем: «Бесконечная, плоская, как ладонь. Равнина, тянущаяся во все стороны. Насколько хватает глаз безграничное пустое пространство» У Лермонтова в стихотворении «Родина» мы видим «лесов безбрежных колыханье», разливы рек, «подобные морям». «Холодное молчанье» степей выражает бескрайность, безлюдность пространства. Здесь как бы сошлись мнения поэта с впечатлениями путешественника. И мы, живущие в средней полосе России, осознаем в себе это ощущение родины: ее шири, мощи, необъятности и бескрайности. Но вот чего же не смог рассмотреть путешественник-иностранец и понять, полюбить до глубины души: «чету белеющих берез», «желтую ниву», «вечер росистый».

Лермонтов тонко подметил, что мы сами порой не можем объяснить наше чувство любви к неповторимым деталям пейзажа Средней полосы («люблю – за что, не знаю сам»). Лирический герой Лермонтова близок каждому из нас своими переживаниями и чувствами: кто из русских людей не любит «проселочным путем» шагать к далекой деревеньке, вдыхать запах трав, подставлять ласковому солнцу и игривому летнему ветерку свое лицо?! Неудивительно, что наш земляк, житель тульской земляк Л. Н. Толстой, так хорошо знавший и воспевший на страницах своих произведений родную природу, называл стихотворение Лермонтова «Родина» одним из самых близких ему произведений.

Художественный образ России в творчестве Фета

Работая над подбором стихотворений к полотнам русских художников, обратила внимание на особенность лирики Тютчева и Фета. Их лирические миниатюры так и «просятся» материализоваться в зрительные образы и быть запечатленными на картине или рисунке. Природа – любимая тема Фета. Он сумел рассмотреть неброскую красоту русской природы и своеобразно отразить ее в своем творчестве. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки звуки. Для поэта родная природа – источник радости и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу.

Фет вслед за Пушкиным и Лермонтовым помог понять ощущения русского человека, его внутреннее, душевное состояние восторга и радости от подарков природы, когда после долгой изнурительной зимы, непогоды она одаривает ярким теплым маем. Мы не привыкли к роскоши тепла и вечного цветения, поэтому столь радостны и неоценимы для нас ясные, теплые дни и ночи:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

«Еще майская ночь»

Лирика Фета очень живописна. В ней преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он в восторге замирает перед печальной березкой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину Строки стихотворений «Печальная береза. », «Чудная картина», «осень», «Я пришел к тебе с приветом» убеждают читателей в безграничной любви к родной природе, они создают неповторимый образ России. Как и многие поэты, Фет создает стихотворения - календарь времен года («Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и др.) Через природу Фет постигает тайну человеческой души, характер русского человека. Фет пытается в стихах совершить даже невозможное, например, прийти с приветом и «рассказать, что солнце встало». Согласитесь, можно увидеть восход солнца. Рассказать об этом невозможно, как и невозможно, впрочем, и пересказать стихотворение прозой. Опорными словами являются такие слова, как «привет», «свет», «солнце», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг к другу, создают представление о сильном переживании радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.

Это стихотворение Фета - самая яркая иллюстрация соединения наших чувств с состоянием природы. Мы, как дети природы, не отделимы от нее. Природа грустит, грустим и мы, все бушует, ликует в природе – ликуем и светимся от счастья и мы, люди.

Это стихотворение нельзя разделить на части. Оно отличается неделимой цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Радость лирического героя – мир, залитый солнцем, - проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны, - человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, - зреющая в душе песня любви, торжественная песня:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

«Я пришел к тебе с приветом»

Есть у Фета стихотворение-миниатюра, читая которое словно смотришь в детскую игрушку калейдоскоп. Чуть повернешь его – меняется рисунок-картинка. Вспомним строки стихотворения:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Итак, рассмотрим меняющиеся картинки: в начале - вечер, встреча влюбленных, затем ночь любви, затем утро, слезы счастья и расставанья. Фет на приеме параллелизма построил это стихотворение: мир природы и мир человека. В стихотворении нет ни одного глагола, но оно насыщено действием. Стихотворение состоит из одного сложного предложения, включающего в себя простые назывные предложения. Поэт вызывает нас на ассоциации. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем. Чувства эти тончайшие, словами невыразимые, невыразимо сильные.

Литературоведы соотносят эти строки с творчеством художников импрессионистов. (Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, а не складывается в цельную картину.) Но разве они не соответствуют духу, силе, движению полотен Куинджи, Левитана, Шишкина, Поленова?! Огромное значение в стихотворении имеет концовка - финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» - звучат не в ряду с другими, а выделено. Заря- это и явление природы, апофеоз утра, заря это и сильная метафора – высшее выражение чувства, свет любви.

В языке стихотворения можно отметить наряду с метафорой заря, серебро ручья, эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей. Стихотворение написано хореем, женская рифма придает ему мелодичность и выразительность. Интересно полное бессоюзие в первых двух строфах, передающее динамику происходящего и, как бы завершая сцену свидания в последней строфе тройное употребление союза и снимает напряжение в динамике и вводит спокойную мелодику, передающую красоту наступающего утра и состояние души возлюбленных.

Мы невольно возвращаемся к строкам «Записок путешественника» Кюстена и вспоминаем тот ужас, который охватил путешественника перед необозримыми просторами России, особенно зимними, которые он назвал «снежной пустыней». Но простеем маленький шедевр Фета о все той же русской зиме, все о той же русской равнине и поразимся чувству художественного мастерства и разнообразию художественной палитры поэта:

Чудная картина.

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег.

И саней далеких

Одинокий бег.

Наверное, нужно быть русским человеком, чтобы так воспринимать красоту русской зимы, эту поистине церковную тишину и величие в природе, которые делают человека лучше, чище, духовнее.

Поэтический мир природы Федора Тютчева

Художественный образ природы Средней полосы создает величайший лирик и романтик Федор Иванович Тютчев. Встречая первый весенний гром, мы восклицаем знаменитые тютчевские строки:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

Кода мы замираем в восторге от красоты осеннего леса, на память опять же приходят строки стихотворений Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

Поэтический мир Федора Иванович Тютчева - это тихая и грустная, яркая и прекрасная – такая разная родная природа. У Тютчева она изменчива, динамична. Она не знает покоя, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «как весел грохот летних бурь», «как неожиданно и ярко», «люблю грозу в начале мая! Тютчева привлекают переходные, промежуточные моменты природы. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне

Природа у Тютчева очеловечена. Одухотворена. Она словно живое существо, она дышит, чувствует, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта западают в душу неповторимыми образами. Его стихотворения – словно картины. Их видишь наяву и даже ощущаешь аромат цветов, запахи леса, поля. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) – одно из отличительных свойств поэтического мира Тютчева.

Лирический герой Тютчева близок нам, мы разделяем его чувства любви, восторга, очарования родной природой, его способность удивиться, замереть в восторге от увиденного, вслушаться и вглядеться в окружающий и волнующий мир природы Средней полосы России:

Как неожиданно и ярко.

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

«Как неожиданно и ярко»

Живописная поэзия Сергея Есенина

Яркий, неповторимый художественный образ России создает в своей лирике русский поэт, рязанец, Сергей Есенин. В его стихах затаенное чувство любви к родной природе Средней полосы России. Строки его стихотворений могут стать названием ко многим полотнам русских художников, настолько сумел он подметить, рассмотреть милые сердце уголки природы у небольшого деревенского пруда, ветви березы, развивающие ветви-косы над журчащим ручьем, «пожар рябины красной» у деревенской околицы, голубую синюю даль за рекой Окой, березовый ситец лесов и рощ

Поэзия Есенина очень живописна, в строках его стихотворений ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой художника. Если коротко определить, то можно сказать так: «Сергей Есенин – живописец слова». Мало кто из поэтов приблизился в мастерстве словесной живописи к творчеству Есенина.

У Сергея Есенина вся поэзия многоцветна и многокрасочна. Прочтем такие строки:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку

Почему «малиновое»? Все просто! Поэт смотрит взглядом художника на поле, заросшее клевером или Иван-чаем, а небо отражается в воде.

Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Иногда целая строфа выражена в едином колорите:

Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза.

О дорогом, милом поэт рассказывает в теплых, золотистых тонах, о печальном и проникновенном – в бело-золотистых сочетаниях. Все помнят такие строки:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Контрастные цвета несут у Есенина настроение тревоги, беды:

Покраснела рябина,

Посинела вода,

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

В есенинских стихах встречаются редкостные, изысканные сочетания красок, передающие необыкновенную тонкость состояния природы или души, что у Есенина и тоже неразделимо:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Вот это «замиранье» и есть тот точный мазок, положенный художником куда надо. От него в картине есть воздух.

Цветовая палитра Есенина создает порой не только зримую картину природы, но и несет в себе глубокий человеческий, патриотический, философский смысл. Они помогают понять географию русской души, наши потаенные чувства к Родине. Интересно сопоставить строки французского путешественника со строками Есенина. Так в «Записках путешественника» мы читаем: «Что за страна! Бесконечная, плоская как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болотана горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в земля лачуги деревень и мертвые, как будто покинутые жителями города, тоже серые и унылые Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть». Что главное в этих записках? Разочарование и отчуждение. Отсюда и равнодушие к этой новой для Кюстена и такой «неприглядной» стране.

А теперь перед нами «белый» шедевр поэта, на первый взгляд, созвучный со строками Кюстена:

Снежная равнина, белая луна.

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли вам?

Но здесь звенит, сквозит чувство родины, здесь и предчувствие своей судьбы и сопричастность судьбы поэта с судьбой России, всея эта гамма чувств передана с потрясающей силой. И слов не надо. Достаточно цвета!

Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

Сине-голубой – один из любимейших цветов Есенина. Он отдает этот цвет своей любимой Родине. Именно такой, прекрасно голубой, видим мы есенинскую Русь, читая его стихотворения. Поэт сумел создать неповторимый образ природы Средней полосы России, поэтому так особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о родной природе:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Заключение

Я считаю, что французский путешественник не прав: Россия – это не «страна без пейзажей»! На мой взгляд, он не смог увидеть красоту природы Средней полосы России, не смог «вглядеться» и «всмотреться» в неброское очарование русского пейзажа. Наверное, только русский человек имеет этот дар:

Здесь надо увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб светлой любовью наполнилось сердце.

Здесь надо услышать, Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

А. Рыленков

А вслед за поэтом Рыленковым эту мысль продолжил Ф. И. Тютчев, подметив, что

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Средняя полоса – центр нашей бескрайней Родины, именно эти места ассоциируются со словами «Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.

Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»

Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека – это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.

Краткий словарь терминов

Лирика - род литературный, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Поэзия - изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.

Художественный образ – это образ, созданный автором в произведении

Лирическое стихотворение – один из жанров лирики.

Пейзажная лирика – лирика, описывающая красоту пейзажей.

Строфа – это группа стихотворных строк.

Мотив (тема) - устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении.

Пейзаж- -вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения - природа.

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.