И каждый миг уносит частицу бытия. "Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка!"

На свете счастья нет, но есть покой и воля
Из стихотворения «Пора, мой друг, пора» (1834) А. С. Пушкина (1799- 1837):
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

  • - крыл. сл. Цитата из трагедии Шекспира «Гамлет», д. 1, сц. 5, слова Гамлета. В переводе М. Вронченко: Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Цитата из стихотворения М.Ю. Лермонтов "Парус" ...
  • - Из стихотворения «Парус» М, Ю. Лермонтова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира, слова Гамлета. Перевод Михаила Павловича Вронненко. Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Цитата из трагедии Шекспира "Гамлет", д. 1, сц. 5, слова Гамлета. В переводе М. Вронченко: Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ГУЛЬБА -...
  • - См. ПРАВДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Подъ нимъ струя свѣтлѣй лазури, Надъ нимъ лучъ солнца золотой; А онъ, мятежный, проситъ бури, Какъ будто въ буряхъ есть покой! М. Ю. Лермонтовъ. Парусъ. Ср. Средь радостей казался скучнымъ, И въ пресыщеніи зѣвалъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ошибочно приписывается И. В. Сталину: свидетельств, что он когда-либо говорил или писал нечто подобное, нет. Эта фраза из романа «Дети Арбата» Анатолия Наумовича Рыбакова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. КАРА - ПРИЗНАНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ваша воля - наша доля...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Суженого и на коне не объедешь...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УГОДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"На свете счастья нет, но есть покой и воля" в книгах

ЕСТЬ НА СВЕТЕ БОРОК…

Из книги Лед и пламень автора Папанин Иван Дмитриевич

ЕСТЬ НА СВЕТЕ БОРОК… Осенью 1951 года я вспомнил, что три года не был в отпуске. И решил отдохнуть.Решено - сделано, и в один прозрачный и прохладный день очутился я в Ярославской области. Деревенек там много, рассыпались одна неподалёку от другой. Километрах в полутора от

Покой и воля

Из книги Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы автора Раззаков Федор

Покой и воля Смерть Владимира Высоцкого была предопределена множеством различных факторов, но в первую очередь он умер не от алкоголя, а, по словам В. Смехова, «от самого себя».В пушкинской речи 21-го года Александр Блок говорил: «Покой и воля. Они необходимы поэту для

Глава вторая. «На свете счастья нет, но есть покой и воля...»

Из книги Дочь Сталина. Последнее интервью автора Аллилуева Светлана Иосифовна

Глава вторая. «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» В поисках себя На следующий день мы вновь встретились в отеле. Начался разговор с благодарности Светланы за традиционные русские «гостинцы», бутылку водки и баночку черной икры, которые мы привезли ей из Москвы.

6. Есть Бог на свете!

Из книги Мой анабасис, или Простые рассказы о непростой жизни автора Шполянский Михаил Ефимович

6. Есть Бог на свете! Ну а теперь я должен признаться, что из меня получился бы очень плохой больничный священник (впрочем, Господь мне этого не посылал). Я очень плохо умею утешать людей "просто так" - но именно это, а не душеспасительные разговоры о загробной жизни нужны

20. ЧТО ЕСТЬ ПОКОЙ БОЖИЙ?

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

20. ЧТО ЕСТЬ ПОКОЙ БОЖИЙ? 1. Уже упоминалось, что есть покой, который не от мира сего. Как распознать его? И как найти? А даже и найдя, как удержать? Давай рассмотрим каждый вопрос в отдельности, поскольку каждый из них отражает определенный шаг на предстоящем нам пути.2. Прежде

c) все на свете есть миф

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

c) все на свете есть миф c) В связи с этим особенное значение приобретает самый термин «отрешенность». Сейчас мы можем сказать, что он далеко не точно выражает свой предмет, так как это – настолько же отрешенность, насколько и образная конкретность. В самом деле, с точки

Есть ли балк на свете

Из книги Интерстеллар: наука за кадром автора Торн Кип Стивен

Есть ли балк на свете На иллюстрациях к этой книге я изображаю нашу Вселенную как искривленную двумерную мембрану (брану), расположенную в трехмерном балке (как, например, на рис. 21.1). Разумеется, в действительности наша брана имеет три пространственных измерения,

Куда попадает мастер, или Что есть покой для писателя

Из книги Михаил Булгаков автора Калмыкова Вера

Куда попадает мастер, или Что есть покой для писателя Как ни стремился Булгаков закончить «Мастера и Маргариту», все же он не успел. В тексте есть противоречия, заметные внимательному глазу, и тайны, которые исследователи-булгаковеды стремятся разгадать. Например, такая,

А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!

автора Серов Вадим Васильевич

А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой! Из стихотворения «Парус» (1832) М, Ю. Лермонтова (1814-1841).Иносказательно: о человеке, который ищет душевный покой в жизни, полной волнений и тревог, надеясь именно так самореализоваться в полной

На свете счастья нет, но есть покой и воля

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

На свете счастья нет, но есть покой и воля Из стихотворения «Пора, мой друг, пора» (1834) А. С. Пушкина (1799- 1837): На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля - Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых

7.1. Есть на свете города…

Из книги Яндекс для всех автора Абрамзон М. Г.

7.1. Есть на свете города… Вначале их было пять. Пять карт - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Киева, России и Европы. Именно с них начинался проект Яндекс. Карты, старт которого состоялся в августе 2004 года. С этого момента Яндекс научился искать адреса не

Как будто в буднях есть покой

Из книги Литературная Газета 6253 (№ 49 2009) автора Литературная Газета

Как будто в буднях есть покой Cовместный проект "Евразийская муза" Как будто в буднях есть покой ПОЭЗИЯ

Что есть моя воля и воля Божия?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что есть моя воля и воля Божия? иеромонах Иов (Гумеров)Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть

4. Что есть моя воля и воля Божия?

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

4. Что есть моя воля и воля Божия? Вопрос: Что есть моя воля и воля Божия?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ЗА СЧАСТЬЕМ И НЕСЧАСТЬЕМ ЕСТЬ ПОКОЙ

Из книги Сила момента сейчас автора Толле Экхарт

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ЗА СЧАСТЬЕМ И НЕСЧАСТЬЕМ ЕСТЬ ПОКОЙ ВЫСШЕЕ БЛАГО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОБРА И ЗЛАЕсть ли разница между счастьем и внутренним покоем?Есть. Счастье зависит от условий, которые воспринимаются как позитивные; внутренний покой – нет.Разве нельзя притягивать в нашу


Поначалу Пушкин написал:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Однако, позже передумал:

ПИСЬМО ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленской пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся , как наказан...

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени,
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Всё, всё, что выразить бы мог.
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.

Молодец! Твоя наблюдательность чревата большим открытием!
Согласись, что последовательность утверждений Пушкина может быть только одна: сначала "На свете счастья нет, но есть покой и воля.", а потом "Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."

Таким образом, датировка стихотворения "Пора, мой друг, пора!" вполне может быть ошибочной! Перепутать 1834 и 1831 при плохом почерке вполне вероятная вещь!

Тем более, что в комментарии к стихотворению сказано, что стихотворение: "Обращено к жене. Написано, ВЕРОЯТНО, летом 1834 г. в связи с неудавшейся попыткой выйти в отставку (см. письма к Бенкендорфу от 25 июня, 3 и 4 июля и письмо к Жуковскому от 4 июля; т. 10) и уехать в деревню. То же душевное состояние отразилось в письмах этого времени к жене."

Так что дата (1834 год) пушкиноведами только ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ по косвенным признакам (письмам).

Вот ведь кто-то защитит диссертацию по этой проблеме! :)))

Во времёна моего детства татуировки делали себе люди, как правило, с тюремным прошлым (или настоящим). Как пел Владимир Высоцкий: «А на левой груди – профиль Сталина, а на правой – Маринка анфас». Точно схваченный образ. Романтика.
И ещё лучи восходящего солнца над линией горизонта, а под линией горизонта надпись «Сибирь» – это на запястье руки – видимое авторами прирастание России Сибирью (по Ломоносову). Символ, который закрепился в сознании людей после освоения сурового края царской каторгой и, как продолжение, – пролетарской.
Ещё запомнилось виденное не раз глубокомыслие «нет счастья в жизни». Не помню, на каких частях тела красовалась такая гравировка, но детское воображение она будоражила.

Повальное увлечение современной молодёжи татуировками, скорее всего, имеет те же корни, что и в тюремной субкультуре. Когда человек находится в среде с ограниченными возможностями, его душа буквально рвётся подчеркнуть своею индивидуальность.
Казалось бы, сегодня процесс должен идти в другом направлении. С появлением интернета, невиданных ранее средств коммуникации и всевозможных гаджетов духовному освобождению от устоявшихся условностей уже нет преград.
По факту оказывается есть. Все эти пирсинги, татуировки, ирокезы, укороченные рукава и полы пиджаков, зауженные брюки, короткие носки рисуют образ «подстреленного» неуверенного в себе подростка, эпатаж которого вызван, как и в тюрьме, тягой к свободе.
Человек стал рабом обрушившейся на него со всех сторон информации. А «тату» – символ духовной свободы этого раба.

Свобода, о которой люди мечтали с незапамятных времён, на поверку оказывается призраком. Как только человек освобождается от одних оков, сразу попадает в другие. Хоть в социальном, хоть в бытовом смысле.

В подростковом возрасте ребёнок начинает тяготиться зависимостью от родителей, но получив «свободу» взрослой жизни начинает испытывать тоску по родительскому гнёздышку. Связав себя узами(!) брака такую же тоску он испытывает по холостяцкой жизни. Наконец, освободившись от оков, получив развод, вновь заключает брак, а порой и не один, чтобы нести нелёгкое бремя семейной жизни, в которой собственная свобода далеко не на первом месте. Эти зависимости, связанные с инстинктом продолжения рода, являются естественными, поэтому люди к ним привыкли.
А вот информационная зависимость сегодня превращает человека в того раба, каким он был много веков назад как физиологическое существо.
Этот результат информационной революции нисколько не преувеличен.
В чём состоит это рабство?
В том, что не человек пользуется информацией, а информация пользует человека.

Разумеется, что с давних времён, «по капле выдавливая из себя раба», человек добился результатов в своём стремлении на пути к «свободе, равенству и братству». Способ использовал простой – творчество. Добившись колоссальных успехов на этом поприще, он, что называется, «открыл ящик Пандоры» – неиссякаемый поток информации. Вспомним, что по христианской мифологии библейской легенды человеку запрещено срывать плоды с дерева познания добра и зла – в этом заключался первородный грех. Все несчастья, бедствия и испытания люди получают за своё любопытство.
С научной точки зрения обрушившаяся на человечество информация ведёт к колоссальному росту энтропии, проще говоря, к беспорядку, который, достигнув максимальной величины, может привести к гибели системы.
Как ни раскладывай пасьянс, получится один и тот же результат: человек стал рабом информации. В этом рабстве нет ничего удивительного – развитие идёт по спирали (будем надеяться – не по кругу).

Простейший пример. Наличие у «свободного», в кавычках, человека сотового телефона. Благодаря такому достижению цивилизации даже в туалете информация пользует человека. А если пару дней человек не откликнется на сигналы этой информации – катастрофа для его ближнего окружения.
Более масштабный пример нашего рабства. Выборы во власть без выбора.
При социализме «выборная власть» сама себя назначала путём внесения в бюллетени для голосования единственного кандидата, который олицетворял «единство партии и народа». Сейчас, при наличии многопартийности и равных возможностей осуществить своё волеизъявление путём голосования за достойных людей, наблюдается та же картина: выборы без выбора. Потому что при явке избирателей 30-40% и успешно действующих выборных технологиях во власть попадают люди, которые вовсе не представляют безмолвное большинство. Это ещё одно подтверждение тезиса: информация, делая людей заложниками системы, определяет их жизненно важные приоритеты вопреки их желаниям.

Всякая социальная революция предполагает боевые действия. И информационная революция не является исключением.
Информационные войны ведутся не только против внешних врагов, которым приклеивается лицемерно-дипломатический ярлык «наши партнёры», но и с «партнёрами» по классовому расслоению.
Надоевший, но не потерявший актуальности, анахронизм «борьба труда и капитала» заменён современным слоганом – «социальное партнёрство».
Великолепно работает новая находка традиционного оболванивания.
Одни «партнёры» считают деньги от зарплаты до зарплаты, другие открыто кичатся своей роскошью, не ведая пределов накопительства. Заметим, что и те, ни другие особого счастья от этого не испытывают.
Вот подобрались к проблеме всё время ускользающего счастья.
Может пойти от обратного, понять, в чём корень несчастий человека?
Получается, если сегодня человек находится в информационном рабстве, то счастливых людей нужно искать среди тех, кто свободен от него.
Да, вроде, так. Вот и вся загадка столь недостижимого счастья.

Но, что хотел донести потомкам наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин своей фразой, приведённой в качестве заглавия статьи и вырванной из контекста его стихотворения?

«…но есть покой и воля…». Неужели «покой и воля» заменяет нам счастье?

«Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа». Сегодня этими «оковами» можно считать информацию, которую мы не можем упорядочить.
А у Пушкина «воля», «свобода» духа всегда рассматривались как основной атрибут счастья:

«…Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...»

В то же время Александр Сергеевич отмечает субъективность восприятия счастья. Например, при оценке семейной жизни Лариных:

«Привычка свыше нам дана. Замена счастию она».

Но слова Онегина, отвергнутого Татьяной, приводят к мысли, что семейному счастью нет альтернативы:

«…Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан».

Однако значительно позже, за три года до смерти, Александр Сергеевич всё-таки склонен утверждать (повторимся):

«…На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Эти слова могут свидетельствовать о постоянном стремлении человека к постижению управляющего нами Бога – информации.
Они оставляют нам надежду, что человек – кузнец своего счастья. А ковать его нужно из информационного хаоса, создаваемого социумом.

Вот размышления художника и литератора Юрия Цыганова, зарегистрированного на Прозе.ру, как «Гарри Цыганов»:

«Глаз у Художника круглый, как шар, крутится планетой в пространстве необъятном, и со всех сторон по невидимым проводам к нему информация поступает. Он ее принимает и переваривает. Но ему все мало. Никак насытиться не может. А когда наберется ее немерено, Художник болеет, потому что не в силах вместить в себя все. А информация все поступает и поступает. И тогда он ищет себе место уединенное, запирается на засовы и глаз свой зашторивает. Но информация находит его везде, потому что нет преград для потустороннего. Она копится в нем, густеет, настаивается, бродит энергия сил невостребованных. И, наконец, из того изобилия вырывается звук. Он пронзителен и первобытен. И Художник не знает, что с ним делать, куда его деть. Он не умеет с ним обращаться. Он хочет бежать от него, спрятаться, да некуда... потому что звук тот – из него, а инструмент – он сам. А дальше всегда подвиг. Или трагедия. Третьего не дано».

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь - как раз -умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора» было написано Пушкиным в сложный период его жизни — в 1834 году. Он только что успел получить оскорбительную для себя должность камер-юнкера при царском дворе. Должность, назначаемую 17-летним юношам-дворянам. Отказаться от нее, уйти в отставку поэт не может, поскольку эта служба является условием его пользования царскими архивами.

Пушкин полон творческих планов и замыслов, но в то же время он чувствует, что воспитанная на романтической литературе публика теряет интерес к его произведениям. Критики всех мастей набрасывались на него, как коршуны на подранка. Это не могло не действовать на ранимую психику поэта. Пушкин в своем творчестве опередил время и читательскую публику.

Предположительно в этом стихотворении звучит послание к жене. Стихотворение изложено почти александрийским стихом. В последних его строках звучит мечта поэта уединиться в деревне Болдино, где он чувствовал себя весьма комфортно, и где он довольно продуктивно успел поработать.

Эмоции искренние и искусственные

Фото: Семён Фридлянд (слева); РИА Новости (справа)

А что же есть? Покой и воля? Обитель дальная трудов и чистых нег?

В рейтинге стран мира по уровню счастья населения, составленном аналитиками «Института Земли» Колумбийского университета, Россия в этом году заняла 49-е место. Самой счастливой страной из 155, в которых проводились исследования, названа Норвегия. За ней следуют Дания и Исландия. При составлении рейтинга учитывались уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, наличие гражданских свобод, чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, доверия и результаты проводимых с 2013 по 2017 год исследовательским центром Гэллапа (Gallup International) опросов граждан о том, насколько счастливыми они себя чувствуют.

Формула проста

Интерпретацию счастья мы видим и в кино, и в литературе. Но творцы никак не могут прий­ти к универсальной формуле счастья, а между тем она существует. И она достаточно проста.

У вас должны быть удовлетворены базовые потребности. В еде, питье, крове и безопасности.

У вас не должно быть заболеваний, один из симптомов которых – психологическое неблагополучие. Например, при некоторых эндокринных или аутоиммунных заболеваниях наблюдается повышенная раздражительность, нервозность. При депрессивных состояниях пониженное настроение – неотъемлемый спутник жизни.

В вашей жизни должна быть целенаправленная деятельность, приносящая удовлетворение. У счастливого человека должна быть работа, которая является осознанным выбором и приносит удовлетворение.

Позитивные представления о будущем. Мы должны верить, что завтра будем счастливее, чем сегодня.

Поддерживающее нас окружение. Кому-то нужно одобрение широкого круга, кто-то хочет поддержки только самых близких людей. Но без комфортного социального окружения довольно сложно быть счастливым.

Ваше представление о себе должно быть удовлетворительным. Если человек считает себя неудачником, то он бессознательно уверен, что счастья недостоин.

Хорошо страной любимым быть

Опираясь на данную формулу, можно с уверенностью сказать: практически каждый человек в Советском Союзе был счастлив. Или, по крайней мере, имел все шансы стать счастливым.

Все знали, что еда, кров и безопасность гарантированы государством. Зарплата – всегда вовремя. Цены в магазинах не менялись десятилетиями. Государство обеспечивало жильём. Время ожидания своей квартиры зависело от возможностей предприятия и активности работника. Ситуации, когда могли выбросить на улицу или задержать зарплату на полгода, не возникало в принципе. Безопасность была на таком уровне, что милицейские патрули ходили без оружия, а о терроризме советские люди даже не слышали. Стабильность бытия располагала к покою и умиротворению. Депрессии просто негде было разгуляться.

В СССР ты мог поступить в любой вуз страны – это и есть свободный выбор. Нет ни сословных, ни материальных препятствий. В стране – большое количество работающих предприятий, на которых выплачивают зарплату. Хочешь – работай в родном городе. Хочешь – поезжай в Москву или Ленинград. Если ты, как это происходит сейчас, вынужден уехать из родного города потому, что там все предприятия закрылись, какая же это свобода? Это давление обстоятельств.

Советские люди всегда знали, что «завтра будет лучше, чем вчера». В этом их убеждала окружающая действительность. Активно строились жилые дома, объекты инфраструктуры, снижались цены. По телевидению рассказывали о достижениях, что тоже внушало оптимизм и веру в будущее.

Во времена СССР люди много общались между собой. И не потому, что не было гаджетов. Работа одновременно в нескольких местах была исключением, основного заработка большинству вполне хватало. Рабочий день – с 9 до 18, пять дней в неделю. А не как сегодня – без выходных и отпусков, с 8 утра и до 12 ночи.

Походы с друзьями в парки, кафе и кино были необременительны для бюджета. Когда «человек человеку брат», а не конкурент – это располагает к общению. Значит, всегда можно найти людей, которые разделяют твои взгляды, поддерживают в начинаниях и подбадривают в случае неудач.

Самооценка базировалась исключительно на личностных качествах. Порядочность, интеллект, умение ладить с людьми. Лучший комбайнёр, рационализатор, мать-героиня. Твой портрет мог украшать стены Дома культуры, и при этом необязательно ты был эстрадной звездой. Самооценка зависела исключительно от качеств собственной личности, а не от сословного происхождения или кошелька родителей.

«Хруст французской булки»

В капиталистическом мире состояние счастья большинству недоступно. «Хруст французской булки» далеко не всем по карману. Безопасность, кров и еда – личное дело каждого. Как воспитатель детского сада сможет взять ипотеку? В капиталистическом обществе это никого не волнует. Невозможность удовлетворения базовых потребностей влечёт за собой возникновение депрессивного состояния и неврозов.

Выбор деятельности прочно связан с родительскими деньгами. В принципе в капиталистическом мире так всегда было – можно почитать русских классиков XIX века или американских середины XX.

На отношения с людьми, формирование поддерживающего окружения часто недостаточно времени. Всё больше людей, работающих «по совместительству», без выходных и отпусков. Времени на общение почти не остаётся. Самооценка напрямую зависит от материальной успешности. Будущее представляется совсем туманным. А нет перспектив – нет надежды. Нет надежды – нет высоких моральных принципов и заинтересованности в деятельности.

Но человек всё равно хочет счастья. Когда его невозможно составить из естественных компонентов, возникает желание заменить их суррогатами. И на нас обрушивается эра псевдопотребления. Нам вдруг понадобились особые вкусы, люксовые бренды, громкие звания. Нам навязывают, что наша само­оценка теперь напрямую зависит от престижности вещей, которые мы можем себе позволить.

Люди стали путать удовлетворённость и удовольствие. А это разные вещи. Удовлетворённость едой – это когда вы съели кашу и перестали чувствовать голод. Удовольствие – это когда в кашу положили ложку варенья.

Удовольствие не заменяет счастья. Дозированное удовольствие помогает нам счастье почувствовать. Увидеть все его краски в полном объёме и блеске. А если бесконечно гнаться за удовольствием, то со временем возникнет необходимость в более мощных стимулах для его получения. Человек вступает в бесконечную гонку за удовольствиями. Как результат – имеет хорошую машину, дорогую одежду, объедается «высокой кухней» в дорогих ресторанах. А счастье почему-то не приходит. Напротив, усиливаются депрессивное состояние и чувство, что жизнь проходит мимо.

Или наоборот. Человек не имеет возможности купить жильё, поступить в хороший вуз, найти хорошую работу. Не видит перспектив и боится за будущее своих детей. В результате чувство обречённости, депрессивные мысли, правовой нигилизм, снижение моральных принципов.

Так происходит, когда мы подменяем понятия. Когда мы не можем удовлетворить наши истинные потребности, заменяя их суррогатами с придуманной ценностью. И эти ценности не имеют к счастью никакого от­ношения.

Генеральная Ассамблея ООН в 2012 году даже учредила Международный день счастья. Отмечается он 20 марта, когда наступает весеннее равноденствие, символизирующее одинаковое право на счастье для всех. В День счастья ООН призывает все государства приложить максимум усилий для того, чтобы повысить благосостояние и удовлетворённость жизнью каждого человека в отдельности и страны в целом. И в первую очередь добиться стабильной и сбалансированной экономической ситуации, чтобы человек был материально защищён, мог спокойно строить своё будущее и радоваться каждому новому дню.
Да, быть богатым и здоровым гораздо лучше, чем бедным и больным. Но вот какая штука: судя по результатам опросов центра Гэллапа, самыми счастливыми себя традиционно ощущают жители отнюдь не богатых стран: Фиджи, Филиппин, Индонезии, Вьетнама, Бангладеш, Папуа – Новой Гвинеи, Колумбии, Аргентины, Эквадора и т.д. Граждане развитых государств гораздо пессимистичнее в своих оценках, и в рейтинге по уровню счастья Соединённые Штаты Америки оказались на 14-м месте, Германия – на 16-м, Великобритания – на 19-м, Франция – на 31-м, Япония – на 51-м.

То есть прямой зависимости ощущения личного счастья от дохода и общего благосостояния нет. Наиболее счастливые люди нередко живут в странах, где годовой доход на душу населения не превышает 10 тысяч долларов. Не в деньгах счастье. А в чём? В покое и воле?


Оценить: