Индикатор стратегии преодоления стресса амирхан.

Методика адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева.

Инструкция. Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются. Все Ваши ответы отстанутся неизвестны посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответа для каждого утверждения.

Текст опросника

2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

17. Обдумываю про себя план действий.

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

21. Избегаю общения с людьми.

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

24. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию.

25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

26. Сплю больше обычного.

27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

28. Представляю себя героем книг или кино.

29. Пытаюсь решить проблему.

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

31. Принимаю помощь от друга или родственника.

32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно.

Регистрационный бланк методики «Индикатор копинг-стратегии»

Ф.И.О. Дата

Возраст Образование

№ п/п Да Нет № п/п Да Нет № п/п Да Нет
1 12 23
2 13 24
3 14 25
4 15 26
5 16 27
6 17 28
7 18 29
8 19 30
9 20 31
10 21 32
И 22 33

Шкала «разрешение проблем» - ответы «да» по пунктам 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.

Шкала «поиск социальной поддержки» - ответы «да» по пунктам 1,5,7,12,14,19,23,24, 25, 31, 32.

Шкала «избегание проблем» - ответы «да» по пунктам 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Оценка результатов. Разрешение проблем: 11-16 баллов - очень низкое; 17-21 балл - низкое; 22-30 баллов - среднее; 31 и выше - высокое. Поиск социальной поддержки: ниже 13 баллов - очень низкий; 14-18 баллов - низкий; 19-28 баллов - средний; 29 и более баллов - высокий. Избегание проблем: 11-15 баллов - очень низкое; 16-23 балла - низкое; 24-26 баллов - среднее; 27 и более баллов - высокое.

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция к тесту

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

Ключ к тесту
  • Шкала «разрешение проблем » – ответы «Да » по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
  • Шкала «поиск социальной поддержки » – ответы «Да » по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
  • Шкала «избегание проблем » – ответы «Да » по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

  • Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
  • Ответ “Согласен” в 2 балла.
  • Ответ “Не согласен” в 0 баллов.

Нормы для оценки результатов теста.

Источник: Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий.// Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - С. 554-556.В файле обработка с помощью ExcelМетодика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).Теоретические основыДж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:
Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.
Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

The file will be sent to selected email address. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you"ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more .

You can write a book review and share your experiences. Other readers will always be interested in your opinion of the books you"ve read. Whether you"ve loved the book or not, if you give your honest and detailed thoughts then people will find new books that are right for them.

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)

Шкалы: решение проблем, поиск социальной поддержки, копинг избегание проблем

Назначение теста

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция к тесту

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

www.gurutestov.ru

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Процедура и методы исследования психологических и медико-социальных особенностей ветеранов

Опросник Индикатор стратегий преодоления стресса

Для оценки копинг-стратегий военнослужащих использовалась методика «Индикатор копинг-стратегий» .

Взаимодействие человека с различными сложными ситуациями, проявляется либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде активных действий, направленных на разрешение проблемы. В психологии для обозначения специфики этих способов поведения используется термины defense (защита) и coping (совладание, преодоление).

В настоящее время термин «защитный механизм» обозначает прочный поведенческий паттерн, образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознания явлений, порождающих тревогу . Однако, наряду с бессознательными защитными механизмами, адаптация личности в стрессогенных условиях обеспечивается сознательными волевыми усилиями, направленными на совладание с ситуацией, конструктивное ее преодоление. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, эмоциональными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики, поэтому имеются сложности в разграничении двух понятий. Можно говорить о том, что защитные механизмы не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, тогда как механизмы сознательного самоконтроля (копинги) пластичны и приспособлены к конкретной ситуации. Защитные механизмы нацелены на быструю редукцию возникшего эмоционального напряжения и возврат к комфорту, копинг-поведение может быть сопряжено с дополнительными неприятными переживаниями ради дальнейшего выигрыша. Кроме того, ко-пинг-стратегии рассчитаны на перспективу, основаны на реалистическом восприятии, на способности субъекта объективно относиться к самому себе .

Предметом психологии совладания как специальной области исследования является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями. Впервые термин «coping» был использован. Л. Мэрфи в 1962 году для описания способов преодоления трудностей детьми в ходе возрастных кризисов. Р.Ладзарус распространил ее на множество ситуаций острого и хронического психологического стресса. Он определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях угрозы, относящейся к физическому, личностному и социальному благополучию, как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями окружающей среды и ресурсами организма. Его подход базируется на теоретических основах трансакционной когнитивной терапии стресса. Когнитивный процесс оценки ситуации рассматривается как основной фактор, определяющий вид и интенсивность эмоциональной реакции.

Стратегии совладания описываются как копинг-механизмы и классифицируются на когнитивные, поведенческие и эмоциональные . В своем исследовании E.Heim выделяет конструктивные и относительно конструктивные стратегии. В поведенческой сфере к конструктивным, адаптивным стратегиям относятся сотрудничество, поиск поддержки в социальной среде, к относительно конструктивным — отвлечение от трудностей и проблем, обращение к какой-либо деятельности, уход в работу, альтруизм; к неадаптивным — избегание, уединение. В когнитивной сфере активная переработка проблем, приспособление, обретение равновесия описываются как конструктивные, относительно адаптационными названы: сохранение самообладания, игнорирование, религиозность, придание смысла, проблемный анализ с поиском информации, более глубокое осознание собственной ценности как личности, отношение к трудностям как к вызову судьбы. Неадаптивные формы в когнитивной сфере — отвлечение и переключение мыслей на другие, игнорирование сложной ситуации, отказ от преодоления трудностей, растерянность. В эмоциональной сфере адаптивными формами являются протест, возмущение, оптимизм, равновесие, самоконтроль, также способствуют преодолению ситуации эмоциональная разгрузка, отреа-гирование чувств. Подавление эмоций, покорность, фатализм, самообвинения определяются как неадаптивные.

Изучение поведение в трудных ситуациях ведется в настоящее время в нескольких направлениях. Р. Лазарус и С. Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, обуславливающих способы реагирования на жизненные трудности, П. Коста и Р.Маккрей 262] делают акцент на влиянии личностных переменных, У. Лер и Г. Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования.

Ладзарус выделяет два глобальных стиля поведения в проблемной ситуации: проблемно-ориентированный стиль и субъективно-ориентированный. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, использования алкоголя, наркотиков и т.д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Н. Эндлер и Э. Паркер считают, что «разрешающие проблему» являются предметно-ориентированными, то есть заинтересованными в анализе сути происходящего людьми, тогда как «переживающие проблему» — личностно-ориентированы и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Кроме того, исследователи выделяют и третий базовый стиль реагирования — избегание.

Н. Сирота и В. Ялтонский выделяют три теоретические модели копинг-поведения :

  • модель активного адаптационного функционального копинг-поведения,
  • модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения,
  • модель пассивного дисфункционального дизадаптивного поведения.
  • К первой модели относятся сбалансированность поведенческих стратегий, активное разрешение проблемы, поиск социальной поддержки, сбалансированность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, ориентация на достижение успеха, осознанная направленность на источник стресса, интернальность, развитость эмпатии и аффиляции.

    Для псевдоадаптивного поведения характерны регрессивные формы поведения, неустойчивость мотивации, направленность не на стрессор, а на редукцию психоэмоционального напряжения, подчиненность среде. Преобладание стратегий избегания неудач, пассивное поведение определяется как дизадаптивное поведение. Анализ темпераментальных и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, что стратегия избегания оказалась связанной с признаками темперамента: низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления.

    Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной энергичностью, низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим.

    Одной из таких попыток выделить фундаментальные копинг-стратегии из множества описанных ситуационно-специфических копинг-ответов является используемая в данном исследовании методика «Индикатор стратегий преодоления стресса CSI», созданная в 1988 году Джемсом Амирханом, а в 1990 году апробированная Ялтонским В.М. и Сиротой Н.А. .

    Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 пунктов — утверждений и позволяет определить базисные копинг-стратегии и их соотношения в структуре копинг-поведения. Используя факторный анализ, автор идентифицировал три базисные копинг-стратегии: разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и защитное избегание (уклонение). Шкала Д. Амирхана короче, основана на выборке более, чем 1800 постоянных жителей Лос-Анджелеса.

    Достоинством опросника является то, что он может использоваться как для исследования копинг-поведения подростков, так и взрослых. Исследование начинается следующей инструкцией. «На бланке представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с ними, определите, каким из предложенных вариантов пользуетесь Вы. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год, и которая заставила Вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах. Ответьте на нижеприведенные утверждения, отметив приемлемый для Вас ответ крестиком ».

    Три варианта ответов (да; скорее да, чем нет; нет) отмечаются крестиком в регистрационном бланке и ранжируются по трехбальной системе: «да» — 3 балла, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «нет» — 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов — бальная характеристика для каждой из трех основных шкал, соответствующим базовым стратегиям. Результаты в баллах соотносятся с таблицей норм, позволяющих определить уровень выраженности базисной стратегии. В нашем исследовании уровень выраженности той или иной базисной стратегии определяется путем статистического сравнения результатов исследования соответствующих групп (экспериментальной и контрольной). Бланк опросника и регистрационный бланк представлены в приложении.

    Методика «Индикатор копинг-стратегий»

    Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

    Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

    Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

    Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

    Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

    Баллы начисляются по следующей схеме:

    Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

    «Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

    Инструкция

    На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

  • Согласен.
    • Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
    • Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
    • Ответ “Согласен” в 2 балла.
    • Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
    • Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.
    • Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
    • Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.

    • Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.

    Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

    Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

    «Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

    Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

    Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

    Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

    Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

    Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

    Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

    Процедура проведения

    Инструкция : на бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

    Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

    Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

    Полностью согласен.

    Согласен.

    Не согласен.

    2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

    3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

    4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

    5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

    6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

    7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

    8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

    9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

    10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

    11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.

    12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

    13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

    14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

    15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

    16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

    17. Обдумываю про себя план действий.

    18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

    19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

    20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

    21.Избегаю общения с людьми.

    22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

    23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

    24. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.

    25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

    26. Сплю больше обычного.

    27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

    28. Представляю себя героем книг или кино.

    29. Пытаюсь решить проблему.

    30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

    31. Принимаю помощь от друга или родственника.

    32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

    33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Шкала «разрешение проблем» – ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.

    Шкала «поиск социальной поддержки» – ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

    Шкала «избегание проблем» – ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

    Баллы начисляются по следующей схеме:

    Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

    Ответ “Согласен” в 2 балла.

    Ответ “Не согласен” в 1 балл.

    Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

    Нормы для оценки результатов теста:

    Анастази А. Психологическое тестирование \ Пер. с анг. В 2 кн. \Под ред. К. М. Гуревича, В. М. Лубовского – М.: Педагогика, 1982.

    Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности – Киев: Вища школа, 1978. – 142 с.

    Бурлачук Л. Ф. Психологические методы исследования личности – Киев: Знание, 1982 – 17 с.

    Гайда В. К. , Захаров В. П. Психологическое тестирование – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1982 – 101 с.

    Иванов Н. Я. Популяционные нормы для определяемых с помощью ПДО показателей акцентуации характера у подростков \\ Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях – Л.: НИИ психоневрологии, 1985.

    Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002 - С. 373-375.

    Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов – Киев:1994 – 284 с.

    Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики – Л.: Медицина, 1984 – 216 с.

    Куликов Л. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению – Санкт-Петербург: Наука, 1994.

    Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика \ Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева – М.: Изд-во Моск. Унота, 1984 – 151 с.

    Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы \ Под ред. А. А. Бодалева и др. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – 141 с.

    Практикум по экспериментальной и прикладной психологии \ Под ред. А. А. Крылова, Л., 1990.

    Русалов В. М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI \\ Психол. Журнал – 1987 – 8,№1 – с. 113 – 126.

    Собчик Л. Н. Методы психической психодиагностики – Вып. 1 Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.

    Ханин Ю. Л. Стандартизированный алгоритм адаптации зарубежных опросников \\ Психологические проблемы предсоревновательной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям \ Под ред. Ю. Я. Киселева – Л.: 1997.


    Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

    Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.

    Альманах психологических тестов, М. Издательство «КСП», 1996.

    Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. 36 с.

    Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.

    Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб.: Питер, 2008. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – С. 264-270.

    Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов. // Психологическая наука и образование. – М., 2004. - № 2. - С. 82- 86.

    Старовойтенко Е.Б. Современная психология. Формы интеллектуальной жизни. - М.: Академический проект, 2001. - 544с.

    Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., Политиздат, 1978. 272 с.

    Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1 - 1998.

    Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / Анатолий Викторович Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

    Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

    Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Перевод с английского А.Боковикова и др. М. «Академический проект» ,2001.

    Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. - К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «Games People Play»).