Итоги гуситского движения в чехии. Гуситы

Которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.

Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.

Участники войн

  • Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
  • Городской плебс;
  • Мелкие мещане;
  • Дворяне;
  • Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.

Косвенно поддерживали польский и литовский короли.

В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.

Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.

Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

Ход военных действий и крестовые походы

После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.

В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.

Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.

Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.

В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.

Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.

Результаты и последствия Гуситских войн

Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.

В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Чехии в 1400-1485 годах, имевшее революционный характер.

На-зы-ва-ет-ся по име-ни идео-ло-га чешской Ре-фор-ма-ции Я. Гу-са . Воз-ник-ло вслед-ст-вие обо-ст-ре-ния со-ци-аль-ных, по-ли-тических и меж-на-цио-наль-ных про-ти-во-ре-чий. Про-хо-ди-ло под ло-зун-га-ми ре-фор-мы Церк-ви, хо-тя сте-пень и глу-би-на этой ре-фор-мы по-ни-ма-лись уча-ст-ни-ка-ми дви-же-ния по-раз-но-му. По-ли-тической це-лью Гуситского движения бы-ло свер-же-ние в Че-хии вла-сти немецкой оли-гар-хии - свет-ских, ду-хов-ных фео-да-лов и городского пат-ри-циа-та. В Гуситском движении уча-ст-во-ва-ли все слои чешского об-ще-ст-ва: кре-сть-ян-ст-во, го-ро-жа-не, дво-рян-ст-во, часть ду-хо-вен-ст-ва. Главными идео-ло-га-ми дви-же-ния яв-ля-лись ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета. На раз-ных эта-пах раз-ви-тия Гуситского движения ли-ди-рую-щая роль в нём при-над-ле-жа-ла различным со-ци-аль-ным сло-ям и груп-пам, вы-сту-пав-шим под соб-ст-вен-ны-ми ло-зун-га-ми и пре-сле-до-вав-шим свои це-ли.

Обыч-но вы-де-ля-ют несколько эта-пов раз-ви-тия Гуситского движения, ко-то-рое ино-гда пред-став-ля-ют как со-во-куп-ность не-сколь-ких дви-же-ний, объ-еди-нён-ных по вре-ме-ни, но раз-лич-ных по со-дер-жа-нию.

1-й этап Гуситского движения да-ти-ру-ет-ся при-бли-зи-тель-но 1400-1419 годами. Главным тре-бо-ва-ни-ем в этот пе-ри-од бы-ла ре-фор-ма ка-то-лической церк-ви . Уча-ст-ни-ки дви-же-ния кри-ти-ко-ва-ли её по-ро-ки (без-нрав-ст-вен-ность, тя-гу к рос-ко-ши, си-мо-нию и т. д.), вы-дви-га-ли тре-бо-ва-ния се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ной соб-ст-вен-но-сти (в Че-хии ка-то-лическая цер-ковь вла-де-ла 1/3 всех зе-мель) и ли-к-ви-да-ции при-ви-ле-гий ду-хо-вен-ст-ва. Ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета, пре-ж-де все-го Я. Гус, вы-сту-па-ли с про-по-ве-дя-ми, уст-раи-ва-ли дис-пу-ты, пуб-ли-ко-ва-ли трак-та-ты и те-зи-сы ан-ти-цер-ков-но-го со-дер-жа-ния. Гус за-яв-лял, в ча-ст-но-сти, что су-ще-ст-вую-щая Цер-ковь при-шла в про-ти-во-ре-чие с уче-ни-ем о ней, из-ло-жен-ным в Биб-лии, и при-зы-вал вер-нуть её в то со-стоя-ние, в ко-то-ром она на-хо-ди-лась на на-чаль-ном эта-пе сво-его су-ще-ст-во-ва-ния. На-ря-ду с Гу-сом тре-бо-ва-ния ре-фор-мы Церк-ви и ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий вы-дви-га-ли Ми-лич из Кро-мер-жи-жа, Мат-вей из Яно-ва и Ие-ро-ним Праж-ский. Их про-по-ве-ди по-лу-ча-ли ши-ро-кий от-клик у на-се-ле-ния Че-хии.

Сто-рон-ни-ки Я. Гу-са, под-дер-жи-вав-шие при-зыв к борь-бе с «пло-хой Цер-ко-вью», по-сте-пен-но раз-де-ли-лись на два ла-ге-ря. За-жи-точ-ные слои (бюр-гер-ст-во, дво-рян-ст-во , уни-вер-си-тет-ские ма-ги-ст-ры) об-ра-зо-ва-ли уме-рен-ное кры-ло Гуситского движения, ко-то-рое до-би-ва-лось се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, вве-де-ния т. н. де-шё-вой Церк-ви, ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий. Сво-ей це-лью они про-воз-гла-си-ли вве-де-ние об-ря-да при-ча-ще-ния ми-рян «под обо-и-ми ви-да-ми» (т. е. хле-бом и ви-ном из ча-ши), не-об-хо-ди-мость ко-то-ро-го бы-ла обос-но-ва-на Яко-убе-ком из Стршиб-ра и долж-на бы-ла под-чёр-ки-вать ра-вен-ст-во всех лю-дей пе-ред Бо-гом. Сим-во-лом это-го кры-ла Гуситского движения ста-ла ча-ша, а его пред-ста-ви-те-ли по-лу-чи-ли название ут-ра-к-ви-стов или по-до-бо-ев (в русской ли-те-ра-ту-ре - чаш-ни-ков). Их про-грам-ма, на-зы-вав-шая-ся «Че-ты-ре праж-ские ста-тьи», со-дер-жа-ла тре-бо-ва-ния к императору Си-гиз-мун-ду I: под-дер-жать вве-де-ние при-ча-ще-ния ми-рян из ча-ши и сво-бод-но-го бо-го-слу-же-ния, се-ку-ля-ри-за-цию цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, со-хра-не-ние ус-та-но-вив-ше-го-ся в го-ро-дах по-ряд-ка. Вы-пол-не-ние этих тре-бо-ва-ний ут-ра-к-ви-сты объ-яв-ля-ли ус-ло-ви-ем при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём.

Кре-сть-я-не, городская бед-но-та, мел-ко-по-ме-ст-ное дво-рян-ст-во, ре-мес-лен-ни-ки, низ-шее ду-хо-вен-ст-во и ре-лигиозные фа-на-ти-ки об-ра-зо-ва-ли ра-ди-каль-ное кры-ло Гуситского движения. В во-про-се о ре-фор-ме Церк-ви они шли зна-чи-тель-но даль-ше ут-ра-к-ви-стов, вы-сту-па-ли за пол-ную ли-к-ви-да-цию су-ще-ст-вую-щих по-ряд-ков и ус-та-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-го об-щественного строя. Это кры-ло гу-си-тов по-лу-чи-ло название та-бо-ри-тов (по их ук-ре-п-лён-но-му ла-ге-рю Та-бор). Та-бо-ри-ты соз-да-ли ком-му-ну, в ко-то-рой пы-та-лись жить по За-ко-ну Божь-е-му. Од-на-ко сре-ди них не бы-ло по-ли-тического и идео-ло-гического един-ст-ва. Край-нее те-че-ние та-бо-ри-тов, пи-кар-ты, про-по-ве-до-ва-ли хи-лиа-сти-че-ские идеи (смотри Хи-ли-азм), од-на-ко боль-шин-ст-во пред-ста-ви-те-лей ра-ди-каль-но-го кры-ла Гуситского движения эти идеи не раз-де-ля-ло.

В 1415 году Я. Гус, а в 1416 году Ие-ро-ним Праж-ский бы-ли каз-не-ны по ре-ше-нию Кон-станц-ско-го со-бо-ра ка-то-лической церк-ви как ере-ти-ки, не-смот-ря на ох-ран-ную гра-мо-ту, вы-дан-ную им Си-гиз-мун-дом I. Из-вес-тие об их каз-ни при-ве-ло к со-ци-аль-но-му взры-ву в Че-хии.

30.7.1419 года в Пра-ге на-ча-лось вос-ста-ние, ко-то-рое зна-ме-но-ва-ло на-ча-ло 2-го эта-па раз-ви-тия Гуситского движения, час-то име-нуе-мо-го в ли-те-ра-ту-ре гу-сит-ской ре-во-лю-ци-ей. На этом эта-пе ве-ду-щую роль в Гуситском движении иг-ра-ли ра-дикаль-ные кру-ги во гла-ве с Я. Же-лив-ским. Они за-хва-ти-ли власть в Пра-ге и ря-де других го-ро-дов Че-хии, на-ча-ли гро-мить ка-то-лические мо-на-сты-ри и церк-ви. Си-гиз-мунд I от-верг ус-ло-вия «Че-ты-рёх праж-ских ста-тей». Опи-ра-ясь на со-юз с па-пой Мар-ти-ном V, он объ-е-ди-нил про-тив-ни-ков гу-си-тов в Че-хии и за ру-бе-жом и по-пы-тал-ся по-да-вить Гуситское движение си-лой. В 1420-1431 годах про-тив гу-си-тов бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но 5 кре-сто-вых по-хо-дов. В этот пе-ри-од встал во-прос не толь-ко о су-ще-ст-во-ва-нии Че-хии как го-су-дар-ст-ва, но и че-хов как на-ро-да. Че-хи бы-ли объ-яв-ле-ны ка-то-лической цер-ко-вью ере-ти-ка-ми, под-ле-жа-щи-ми ис-треб-ле-нию, а кре-сто-нос-цам обе-ща-но от-пу-ще-ние гре-хов и воз-на-гра-ж-де-ние иму-ще-ст-вом унич-то-жен-ных ими ере-ти-ков. Од-на-ко по-пыт-ки во-енного раз-гро-ма гу-си-тов за-кон-чи-лись про-ва-лом. 14.7.1420 года кре-сто-нос-цы бы-ли на-го-ло-ву раз-би-ты гу-си-та-ми под руководством Я. Жиж-ки и Про-ко-па Ве-ли-ко-го на Вит-ко-вой го-ре. 10.1.1422 года под Не-мец-ки-Бро-дом уча-ст-ни-ки 2-го кре-сто-во-го по-хо-да бы-ли раз-гром-ле-ны гу-сит-ским вой-ском под ко-мандованием Жиж-ки. 3-й кре-сто-вый по-ход за-вер-шил-ся осе-нью 1422 года бег-ст-вом кре-сто-нос-цев из-под Та-хо-ва. 16.6.1426 года вой-ска Си-гиз-мун-да I по-тер-пе-ли по-ра-же-ние при Ус-ти от чешской ар-мии, ко-то-рой ко-ман-до-вал Про-коп Ве-ли-кий. 4.8.1427 года у Та-хо-ва и 14.8.1431 года при До-маж-ли-це гу-си-ты раз-би-ли вой-ска, уча-ст-во-вав-шие со-от-вет-ст-вен-но в 4-м и 5-м кре-сто-вых по-хо-дах. Бо-рясь с внеш-ни-ми вра-га-ми, гу-си-ты пред-при-ня-ли ряд т. н. пре-крас-ных по-хо-дов за пре-де-лы Че-хии. В 1427-1428 годах они втор-га-лись в Си-ле-зию, в 1429-1430 годах в Сак-со-нию, Верх-нюю Фран-ко-нию и Ба-ва-рию, в 1433 году в Восточную Сло-ва-кию и по-пы-та-лись про-бить-ся к Бал-тий-ско-му мо-рю. Борь-ба гу-си-тов с втор-же-ния-ми кре-сто-нос-цев и их за-гра-нич-ные по-хо-ды по-лу-чи-ли название гу-сит-ских войн.

Внеш-няя уг-ро-за спо-соб-ст-во-ва-ла кон-со-ли-да-ции гу-си-тов. Од-на-ко по ме-ре её ос-лаб-ле-ния раз-но-гла-сия в Гуситском движении обо-ст-ри-лись, что при-ве-ло к воо-руж. столк-но-ве-ни-ям ме-ж-ду различными те-че-ния-ми гу-си-тов.

В хо-де гу-сит-ских войн про-изош-ла эво-лю-ция Гуситского движения. Та-бо-рит-ская урав-ни-тель-ная об-щи-на рас-па-лась, пи-кар-ты и их идео-лог М. Гус-ка бы-ли ис-треб-ле-ны уме-рен-ны-ми та-бо-ри-та-ми. Ли-ди-рую-щее по-ло-же-ние в Та-бо-ре за-ня-ли во-енные во-ж-ди и пред-ста-ви-те-ли ры-цар-ст-ва, взяв-шие на се-бя фор-ми-ро-ва-ние ар-мии, ко-то-рая на-нес-ла по-ра-же-ние кре-сто-нос-цам. В 1423 году в ре-зуль-та-те но-во-го раз-ме-же-ва-ния в ла-ге-ре та-бо-ри-тов от не-го от-де-ли-лось но-вое ра-ди-каль-ное кры-ло во гла-ве с Я. Жиж-кой, об-ра-зо-вав-шее свой во-енный и по-ли-тический центр (Ма-лый Та-бор) в Гра-дец-Кра-ло-ве.

Уме-рен-ные гу-си-ты в ре-зуль-та-те войн до-би-лись по-став-лен-ных це-лей: цер-ков-ные зем-ли бы-ли се-ку-ля-ри-зи-ро-ва-ны, из го-ро-дов из-гна-ны кон-ку-рен-ты - немецкие бюр-ге-ры. Цер-ковь Че-хии бы-ла ре-фор-ми-ро-ва-на в со-от-вет-ст-вии с гу-сит-ским уче-ни-ем. Это кры-ло Гуситского движения ста-ло скло-нять-ся к ком-про-мис-су с ка-то-лической Ев-ро-пой и к при-ми-ре-нию с Си-гиз-мун-дом I при ус-ло-вии при-зна-ния их основных тре-бо-ва-ний.

Та-бо-рит-ский ла-герь не счи-тал свои тре-бо-ва-ния вы-пол-нен-ны-ми, и хо-тя та-бо-ри-ты не бы-ли еди-ны-ми, их ар-мия про-дол-жа-ла ос-та-вать-ся но-си-те-лем ре-во-люционных тра-ди-ций и ме-ша-ла пра-во-му кры-лу Гуситского движения вос-поль-зо-вать-ся в пол-ной ме-ре пло-да-ми во-енных по-бед. Кро-ме то-го, про-дол-жи-тель-ные во-енные дей-ст-вия и бло-ка-да Че-хии ка-то-лическими го-су-дар-ст-ва-ми по-дор-ва-ли её эко-но-ми-ку и тор-гов-лю. В этой об-ста-нов-ке ут-ра-к-ви-сты всту-пи-ли в сго-вор с ка-то-ли-ка-ми и, объ-е-ди-нив-шись с ни-ми, 30.5.1434 года у деревни Ли-па-ны, близ Пра-ги, раз-гро-ми-ли ар-мию та-бо-ри-тов под ко-мандованием Про-ко-па Ве-ли-ко-го. Од-на-ко от-ря-ды та-бо-ри-тов, воз-глав-ляе-мые Я. Ро-га-чём из Ду-бы, про-дол-жа-ли ока-зы-вать со-про-тив-ле-ние до 1437 года, но и они бы-ли унич-то-же-ны, ко-гда па-ла их по-след-няя кре-пость Си-он. Тем са-мым за-вер-шил-ся ре-во-люционный этап Гуситского движения. Ре-шаю-щей си-лой ста-ли уме-рен-ные гу-си-ты, ко-то-рые вы-ра-бо-та-ли ус-ло-вия для при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём. В это же вре-мя бы-ло дос-тиг-ну-то со-гла-ше-ние с ка-то-лической цер-ко-вью, ко-то-рая на Ба-зель-ском со-бо-ре в 1433 году при-зна-ла пра-во ми-рян на при-ча-ще-ние из ча-ши на тер-ри-то-рии Че-хии. 5.6.1436 года на съез-де в Йи-гла-ве бы-ли про-воз-гла-ше-ны Праж-ские ком-пак-та-ты, ко-то-рые гу-си-ты тол-ко-ва-ли как при-зна-ние всех про-изо-шед-ших из-ме-не-ний. В ию-ле 1436 года они бы-ли приз-на-ны Си-гиз-мун-дом I.

По-сле раз-гро-ма ра-ди-каль-но-го ла-ге-ря Гуситское движение всту-пи-ло в но-вый, 3-й этап сво-его раз-ви-тия - фа-зу со-гла-ше-ний с бывшими про-тив-ни-ка-ми и ре-ор-га-ни-за-ции об-ще-ст-ва. Этот про-цесс со-про-во-ж-дал-ся по-ли-тической борь-бой в ут-ра-к-ви-ст-ском и ка-то-лическом ла-ге-рях. По-бе-ду в ней одер-жа-ли ут-ра-к-ви-сты, из-брав-шие в 1458 году ко-ро-лём Йир-жи из По-деб-рад. При нём ук-ре-пи-лось по-ло-же-ние гу-сит-ской церк-ви, по-ли-тическая власть ут-ра-к-ви-стов, ста-ли вос-ста-нав-ли-вать-ся ме-ж-ду-народные кон-так-ты Че-хии. Од-на-ко внутренняя ста-биль-ность в стра-не на-ру-ша-ла по-ли-ти-ка римской ку-рии и стрем-ле-ние ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва вер-нуть се-бе преж-ние по-зи-ции. На-ча-лась вой-на ме-ж-ду чешским ко-ро-лём и его про-тив-ни-ка-ми - сою-зом ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва, под-дер-жан-но-го па-пой Рим-ским, и венгерским ко-ро-лём Мат-ве-ем Кор-ви-ном. В 1471 году Йир-жи из По-деб-рад умер. На чешский пре-стол ут-ра-к-ви-ст-ски-ми со-сло-вия-ми был из-бран Вла-ди-слав II Ягел-лон-чик, ка-то-лик, сын польского ко-ро-ля Ка-зи-ми-ра IV Ягел-лон-чи-ка, на ус-ло-ви-ях, мак-си-маль-но ог-ра-ни-чи-вав-ших ко-ро-лев-скую власть. По-ли-тическое управ-ле-ние со-сре-до-то-чи-лось в ру-ках со-слов-ной об-щи-ны из пред-ста-ви-те-лей дво-рян-ст-ва и ко-ро-лев-ских го-ро-дов. Вла-ди-слав II под-дер-жи-вал ка-то-ли-ков, что ста-ло при-чи-ной вос-ста-ния праж-ских ут-ра-к-ви-стов в 1483 году. Оно по-ка-за-ло, что ка-то-лическое мень-шин-ст-во не мо-жет вос-ста-но-вить до-гу-сит-ские по-ряд-ки. Ме-ж-ду кон-фес-сио-наль-ны-ми фрак-ция-ми в 1485 году был за-клю-чён Кут-но-гор-ский ре-лигиозный мир, ус-та-но-вив-ший рав-но-пра-вие ка-то-лической и ут-ра-к-ви-ст-ской церк-вей и в их рам-ках - сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния для всех сло-ёв чешского об-ще-ст-ва. Это со-бы-тие за-вер-ши-ло гу-сит-ский пе-ри-од чешской ис-то-рии.

Гуситское движение - од-но из важ-ней-ших со-бы-тий ев-ропейской ис-то-рии XV века. Оно но-си-ло об-ще-на-род-ный, ре-во-люционный ха-рак-тер, име-ло чёт-ко сфор-му-ли-ро-ван-ную идео-ло-гию и пре-сле-до-ва-ло цель до-бить-ся ре-фор-мы Церк-ви. Гу-си-там пер-вы-ми в Ев-ро-пе уда-лось по-дор-вать ге-ге-мо-нию цер-ков-ной идео-ло-гии и ос-ла-бить вла-ст-ные и иму-ще-ст-вен-ные по-зи-ции ка-то-лической церк-ви. Гу-сит-ские бо-го-сло-вы про-воз-гла-ша-ли не толь-ко ра-вен-ст-во всех пе-ред Бо-гом, но и сво-бо-ду мыс-ли и лич-но-сти. Гу-сит-ские пол-ко-вод-цы соз-да-ли но-вый тип ар-мии, но-вое ору-жие и но-вую во-енную так-ти-ку, что обес-пе-чи-ва-ло им не-по-бе-ди-мость и ис-поль-зо-ва-лось в ев-ропейских ар-ми-ях позд-ней-ших сто-ле-тий. Гуситское движение спо-соб-ст-во-ва-ло фор-ми-ро-ва-нию чешского национального соз-на-ния, со-хра-не-нию чешской национальной куль-ту-ры. С на-ча-лом Ре-фор-ма-ции в Ев-ро-пе в начале XVI века, про-воз-ве-ст-ни-ка-ми ко-то-рой вы-сту-пи-ли гу-си-ты, ут-ра-к-ви-сты сли-лись с лю-те-ра-на-ми.

Итоги и значение гуситских войн. Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу. Крестьяне перестали выплачивать десятину. Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви. Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия. Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство. Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.

Слайд 22 из презентации «Гуситское движение» . Размер архива с презентацией 13667 КБ.
Скачать презентацию

Позднее Средневековье

краткое содержание других презентаций

«Франция в Средние века» - Людовик XI. Борьба. Последняя битва. Война Алой и Белой розы. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Правление Генриха VII. Королевские налоги. Задание на урок. Культура. Централизованное государство. Елизавета Йоркская. Последствия объединения Франции. Причины усиления королевской власти. Укрепленный замок. Франция в 1498 году. Рыцарский турнир. Англия в период войны Роз.

«Начало гуситского движения» - Выберите правильный ответ. Чехия была самым сильным государством. Ян Гус. Великий раскол католической церкви. Борьба за независимость. Начало Гуситского движения. Чехия в 14 веке. Гуса арестовали. Проповедь еретика. Казнь Яна Гуса.

«Гуситское движение» - Гуситское движение в Чехии. Основатель первого Университета. Гуситское движение. Собор. Жижка разошелся с руководством умеренных гуситов. Император и король. Чешский народ. Любимое оружие. Горожане. Слои населения. Начало вооруженной борьбы. Итоги и значение гуситских войн. Крестьяне. Карл IV. Покровитель искусства. Начало крестовых походов. Талантливый писатель. Ян Жижка. Ян Гус. Табориты. Карлов мост в Праге.

«Д`Арк» - Камиль Писсарро. Шесть легенд вокруг великого имени. Жанна дарк, покровительница военных и Франции. 30 МАЯ. Еще одна внутри. Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней. канун Рождества и день рождения Жанны дарк. Испытания продолжаются. Памятник Жанне дАрк в Париже. Обращается, что- бы понять. Прошло два дня. Многие собрания и разговоры Деве неприятны.

«Восстания крестьян» - Причины восстания. 4.1 Начало восстания Уота Тайлера в Англии. 4.3 Начало восстания Уота Тайлера в Англии. 2.3 Жакерия во Франции. 4.5 Начало восстания Уота Тайлера в Англии. 2.1 Жакерия во Франции. Введение новых налогов. Крестьяне одной деревни отбили нападение отряда наёмников-грабителей. 3.1 Почему восстали английские крестьяне. Усиление эксплуатации крестьян. 4.2 Начало восстания Уота Тайлера в Англии.

Гуситское движение, основные направления, программы.

Восстание 1419 г. в Праге. Образование двух лагерей в гуситском движении 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Возмущенный народ, руководимый Яном Желивским, выбросил из окна ратуши членов городского магистрата, захватил власть и избрал свое управление. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра - горы Табор - получило название таборитов.

Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства , то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви . Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними.

Гуситские войны. В 1420 г. над Чехией нависла внешняя опасность. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов - в 1420, 1421, 1426, 1427, 1431 гг. - не имели успеха. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев. Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Базельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами нанесли сокрушительное поражение войску таборитов.

Битва при Липанах была концом таборитов, несмотря на то, что отдельные таборитские общины продолжали воевать с Сигизмундом. До 1437 г. отряды Яна Рогача продолжали бороться, укрепившись в крепости Сионе. До 1452 г. существовал и сохранял свою самостоятельность Табор, и все же оправиться после поражения у Липан таборитское движение было не в состоянии.

5 июня 1436 г. на городской площаде в Иглаве состоялось торжественное «примирение» между умеренными гуситами и католической церковью. Соглашение с католической церковью было достигнуто на условиях статей Базельских компактатов.

Впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать право еретиков исповедывать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. 23 августа 1436 г. Сигизмунд Люксембургский занял чешский королевский престол, но в декабре 1437 г. умер.

Историческое значение гуситских войн. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками, согласиться на причащение под обоими видам и богослужение на национальном (чешском) языке. Это ускорило процесс формирования национальных церквей в Европе и дало толчок развитию общеевропейской Рефорормации.

Было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме . Восстановить прежнее имущественное положение чешской церкви было уже невозможно. Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка.

«Община чешских братьев». После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. Общину чешских братьев, идеологом которой был Петр Хельчицкий - известный чешский мыслитель. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. «Братья» должны были жить по примеру ранних христиан, строго соблюдать правила морали, не занимать никаких высоких должностей, проповедовать непротивление злу насилием. С конца XV в. они сосредоточили свою деятельность на просвещении - основывали школы и типографии. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые - Ян Благослав, Я. А. Коменский и др. «Чешские братья» постоянно подвергались преследованиям.

Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Историческая обстановка в Чехии конца XIV и XV веков породила одно из величайших событий в средневековой истории чехов - гуситское движение. Главными предпосылками движения стали многочисленные противоречия в обществе, которые наслаивались друг на друга, среди которых, можно выделить и экономические, и социальные, и политические, и, конечно, религиозные. Недовольство различных слоев чешского общества XIV в. внутренним положением в стране совпало по времени с охватившим всю Европу возмущением против католической церкви. Религиозные противоречия, вылившиеся в требование реформы церкви, коренились в противоречиях социальных. Экономическое отставание чешского производства способствовало падению доходов чешских феодалов, которые в свою очередь стремились возместить это путем увеличения барщины, натуральных повинностей. Это в свою очередь усиливало разорение крестьян. Кроме того, экономический застой ударил по среднему городскому населению - ремесленникам и торговцам, - в основном чешскому по происхождению. Патрициат же городской был немецкого происхождения и поддерживался богатой церковью. Среди горожан возникает требование создания «дешевой» церкви.

Nbsp; Идеологом чешского реформационного движения был магистр пражского университета Ян Гус. Он родился в 1371 году в семье бедных крестьян из Южной Чехии. В 1401 г. он был избран деканом одного из факультетов, а в 1409 г. ректором Пражского университета. С университетской кафедры он резко выступал против церковного богатства, за подчинение церкви светской власти, призывал лишить церковь собственности, чтобы содейство-вать ее исправлению. Магистр в 1412 году вынужден был покинуть Прагу и про-должать свою проповедническую деятельность в Южной и За-падной Чехии. Здесь же были написаны им основные труды. С момента отъезда из Праги Гуса реформационное движение вышло за рамки университета и церкви и стало народным. Хотя Гус призывал к повиновению властям, если те не нарушали христианских законов, и обличал лишь чрезмерные злоупотребле-ния феодалов и погрязшей в богатстве и моральных прегрешени-ях церкви, тем не менее, церковь увидела в учении Гуса опаснейшую ересь. В 1414 г. он был вызван на церковный собор в Констанцу. Гус отправился туда, будучи уверенным, что сможет защитить свои взгляды, но высшее духовенство не собиралось дискутировать с ним. Он был обвинен в ереси и 6 июля 1415 г. сожжен на костре.

Казнь Яна Гуса вызвала взрыв негодования в чешских землях. В Праге собрался съезд представителей чешской шляхты, пославших свой протест собору в Констанце. Одновременно он высказался за свободу проповеди и провозгласил высшим авторитетом в церковных вопросах Пражский университет. Та часть низшего духовенства, которая выступила за учение Гуса, стала причащать миряне «под обоими видами», то есть не только хлебом, как требовала церковь, но и вином из чаши, что раньше было привилегией духовенства. Чаша стала символом широкого общественного движения, получившего впоследствии название гуситского. Значительная часть шляхты и бюргерства, университетские магистры также признали чашу, высказались за отчуждение церковных богатств и ослабление влияния церкви на светские дела. Бюргерство стремилось превратить новую церковь в институт защиты своих интересов. И шляхта и бюргерство составляли правое крыло в гуситском движении. Широкие народные массы в своих требованиях шли гораздо дальше, они стремились к равенству. Весной 1419 г. начались массовые походы сторонников учения Гуса, главным образом деревенской и городской бедноты, в горы, где перед ними выступали радикальные проповедники. Радикальная часть гуситов создала на горе Табор в Южной Чехии укрепленный лагерь, ставший центром революционного движения. Таким образом, оформилось два основных направления в гуситском движении, умеренное и радикальное.

Каждое из направлений разработала свою программу, и хотя во многом чашники и табориты сходились во взглядах, тем не менее, в их программных документах имелись существенные различия.

Умеренное крыло гуситского движения - это чашники . Их программа называлась «Четыре пражские статьи ». Сначала она была разработана магистрами пражского университета 3 июля 1420г. и была утверждена на Чаславском сейме 1421г. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла — каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов — не только бюргерства, но и широких народных масс), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы — низшая чешская шляхта — и частично представители панов.

Содержание этого документа сводилось к следующему: 1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви. 2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши). 3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности. 4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

Так Первая пражская статья подтверждает по сути монополию духовенства на проповеди христианского учения. « Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними…». Л.И. Озолин говорит, что гуситы имели в виду только тех священников, ту часть духовенства, которая разделяла их идеи, примкнула к ним. При всей ограниченно-сти требований умеренных гуситов, гуситское духовенство все же занимало прогрессивные позиции по сравнению с католическим духовенством. Оно стояло за национальную цер-ковь. Даже умеренные его представители добивались существенных преобразований в тогдашней церкви, упрощения обрядов и др.

Вторая пражская статья требовала причащения под обоими видами для всех верных христиан, не отягощенных грехом. Из этого, религиозного на первый взгляд, требования вытекает два существенных значения. Умеренные гуситы стремились ликвидировать эту монополию духовенства, тем более что в ранней христианской церкви причащение не было привилегией только духовенства, оно захватило его себе гораздо позже. Кроме того интерес представляет оговорка, что причащение должно совершаться над теми, кто не отягощен смертным грехом. Под теми, кто отягощен смертным грехом подразумевались как светские, так и духовные лица. То есть, гуситы стремились не только быть равными с духовенством в совершении важнейших обрядов, но и подчеркнуть, что священник, пребывающий в грехе, стоит ниже, чем обычный мирянин, не отягощенный грехом. То есть человек, находящийся в грехе, теряет свои права и привилегии, независимо от своего сословия и положения.

Л.И. Озолин указывает на то, что хотя главное содержание третьей из четырех пражских статей выражало требование дешевой церкви, идею секуля-ризации ее богатств, одновременно было высказано пожела-ние отнять у нее светское право, светскую власть в ее владе-ниях. Церковь, как и светские феодалы, самостоятельно рас-поряжалась своей собственностью и у нее в зависимости находилась большая часть крестьянства — держателей цер-ковных земель. Вместе с секуляризацией богатств церкви уме-ренные гуситы были намерены отнять у нее и светские права в отношении крестьянства.

Радикальное крыло гуситского движения представляли табориты . Программа радикальных гуситов, таборитов - «Двенадцать статей », была написана 5 августа 1421 г.

Двенадцать статей, в общем и целом включали в себя пражские статьи, но, табориты понимали их несколько иначе и конечно, свои требования они намного расширили. Итак, ни один грешник не должен был оставаться без наказания, независимо от его сословной принадлежности, не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, табориты запрещали носить и не разрешали другим ношение роскошных одежд, слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости, все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом. Священники, которые должны служить примером, должны соблюдать порядок, установленный богом, и подражали апостолам и пророкам. Все платежи священникам должны были быть обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи и чтобы священники содержались по усердию верующих.

Табориты требовали, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому что как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверия ни по какой милости.

Также они требовали, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые и серебряные чаши и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа. Табориты стремились привлечь на свою сторону пражскую об-щину, и это не могло не сказаться на формулировках статей и привело к определенной умеренности.

Уже первая часть « Двенадцати статей» показывает, что их задачей, прежде всего, являлось укрепление союза с пражским населением. Было хорошо известно, что пражские богачи и университетские магистры втайне замышляют измену своим союзникам из народа. Поэтому одним из первых требований таборитов являлось полное соблюдение этих статей обеими сторонами.

Хотя программа чашников не противоречила интересам бедноты, однако была не достаточна для них. В своей программе табориты пошли гораздо дальше чашников в отношении простого народа. Наиболее важной была седьмая статья таборитской программы . Она гласила дословно следующее: «Дабы от-менено было языческое и немецкое право, противореча-щее закону божьему, дабы правили, судили и все делали бы по закону божьему». Под правом языческим и не-мецким, несомненно, подразумевалось городское право и юридические постановления, не основанные на биб-лии, это означало, что табориты требовали полной отмены феодального права и всей городской юрисдикции .

Мацек подчеркивает, что при последовательном исполнении седьмой статьи в Праге должна быть создана община братьев и сестер, руководствующаяся библией. В результате осуществления этой статьи — хотя об этом нигде не говорилось конкретно — в Праге должна была утвердиться жизнь, основанная на общности имущества. Дело было не только в проблемах экономического и имущественно юридического характе-ра. Статья прямо гласит, что место существующего пра-ва должна занять библия, закон божий; управление, су-допроизводство и вообще всякая деятельность должны осуществляться согласно библии.

Учение таборитов носило ярко выраженный хилиастический характер. Хилиазм - учение, унаследованное от средневековых народных ересей, гласит, что наступит второе пришествие Христа, после чего на земле будет установлено тысячелетнее царство счастья и справедливости. Рубцов говорит, что, по мнению таборитов, мир, построенный на эксплуатации, не вечен, когда установится царство счастья и справедливости, «не будет ни королей, ни властителей, ни подданных, прекратятся все налоги и платежи, исчезнет насилие и люди будут жить, как браться и сестры, личной собственности также не будет, и потому уже сейчас всякий, имеющий собственность, впадает в смертный грех».

Таким образом, и чашники, и табориты требовали, чтобы священники вернулись к апостольскому состоянию. Также общим было требование наказания за тяжкие грехи. Мацек указывает, что это требование появилось в программе чашников под влиянием таборитов. Итак, мы видим, что имея много общего, программы двух основных гуситских направлений также имели и существенные различия, которые были следствием разной социальной опоры того или иного движения.

Новая фаза гуситского движения. Усиление чешского королевства во время правления Иржи из Подебрад Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Экономическая политика Иржи из Подебрад Опираясь на мелкое и среднее дворянство и верхушку бюргерства, он провел реформы с целью развития городов и торговли. По технике сельскохозяйственного производства Чехия находилась на уровне передовых стран Европы. В сельском хозяйстве углублялась специализация в развитии садоводства, виноградарства, огородничества, что делало эти отрасли производства особенно эффективными. Большие доходы приносило разведение в искусственных прудах рыбы. Чешские феодалы чаще прибегали к найму, чем к барщине, отдавали свои земли в срочную аренду крестьянам. Высокими темпами развивалась промышленность, особенно горное дело и металлургия. Серебряные и медеплавильные промыслы, производство бумаги, стекла, типографское дело делали Чехию одной из самых развитых в хозяйственном отношении областей Центральной Европы.

Внешнеполитическое положение Чехии. В 1462 г. папа потребовал от чехов полного послушания в религиозных вопросах и отменил Базельские компактаты. При этом он заявил, что признает Иржи королем только при условии искоренения сект и учений, несогласных с официальной католической церковью. Чешский король заявил о своей решимости бороться за компактаты. В 1465 г. часть чешских панов при активной помощи папской курии создали Зеленогорский союз католических панов, во главе со Зденеком из Штернберга. Вскоре мятежные паны отказали в послушании Иржи из Подебрад и избрали чешским королем Казимира Ягеллончика с правом передачи престола одному из его сыновей. Борьба Зеленогорской конфедерации и римского папы против Иржи из Подебрад принимала все более острые формы. В 1468 г. чешским магнатам удалось втянуть в борьбу венгерского короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина), который занял всю Моравию и в 1469 г. в Оломоуце был провозглашен своими сторонниками чешским королем. Вскоре Матвей Корвин занял и Силезию.

Положение было чрезвычайно трудным. Иржи из Подебрад решил направить все усилия для разгрома Матвея и его сторонников. Во имя этого он отказался от прав своих наследников на чешский престол и признал эти права за польской королевской династией. В 1469 г. чешский сейм избрал наследником чешского престола польского королевича Владислава Ягеллона. 22 марта 1471 г. Иржи из Подебрад умер. С приходом к власти Владислава Ягеллона закончился гуситский период чешской истории.

Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.

Обострение социальных противоречий

В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.

В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.

Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.

Обострение в религиозной сфере

Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.

Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями - документами, которые отпускали грехи своим покупателям.

Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника - английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

«Правда победит!»

Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.

Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».

Сожжение Гуса

Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.

Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.

В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.

Гуситское движение в Праге

По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.

Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.

Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.

В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.

Чашники

Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов - причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.

Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.

В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.

Табориты

Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих - Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:

  • причащение хлебом и вином;
  • создание свободных церковных общин;
  • полная свобода проповеди;
  • создание республики, ихними словами «государства без короля»;
  • отмена крепостничества.

Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.

Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.

Крайние табориты

Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.

Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.

Основные этапы борьбы

В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.

Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.

Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.

Наиболее успешные победы гуситов:

  • битва у Витковой горы - прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения - Жижкова гора;
  • битва под Немецким бродом - произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
  • битва под горой Малишовом - состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране - горой Кутенберг;
  • битва у горы Усть-Лабы - прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
  • событие под горой Теховом - произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.

Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.

Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.

Пражские компактаты

Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.

В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.

Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.

Каковы же были итоги гуситского движения?

Значение

Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.

Значение гуситского движения:

  • был дан отпор засилью немцев в стране;
  • произошел подъем чешской культуры;
  • были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
  • составлялись исторические хроники;
  • течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.

Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.

Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.

Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.

Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.