Из каких состоят предложения с прямой речью. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?как могут располагаться эти части по отношению друг к другу? Прямая речь

Что такое прямая речь и для чего она служит?

В этом уроке Вы узнаете, что такое прямая речь и для чего она служит, из каких частей состоит.

Иногда бывает необходимо письменно передать слова другого человека от его имени точно, дословно. В таких случаях мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь - это слова, переданные от имени говорящего.

«Ну, Заяц! Ну, погоди!» — закричал Волк.

Это предложение состоит из двух частей: собственно прямой речи, к которой относятся слова: «Ну, Заяц! Ну, погоди!» и слов автора, которые показывают, кому принадлежит прямая речь: закричал Волк.

Чтобы не перепутать сложные предложения и предложения с прямой речью, на письме прямую речь принято выделять кавычками.

«Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?» - говорит ему конек, у его вертяся ног.

Первое слово в кавычках пишется с большой буквы не зависимо от того, стоит ли прямая речь до или после слов автора. Если слова автора стоят после прямой речи, как в данном предложении, то они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы.

4. А: «П…»

Пока на письме схемы с прямой речью мы будем отображать так: саму прямую речь обозначим прописной буквой П, речь автора - прописной или строчной буквой А, а -в зависимости от случая.

1. Мальчик кивнул и сказал: «Я буду участвовать».

Перед нами повествовательное предложение. Прямую речь заключаем в кавычки и только потом завершаем предложение точкой.

2. Таня посмотрела на Олю и спросила: «А теперь ты что думаешь?»

Прямая речь стала вопросительным предложением. Ставим вопросительный знак в конце прямой речи, после закрываем кавычки.

3. Ваня крикнул: «Бежим!»

Данное побудительное предложение оканчивается восклицательным знаком внутри кавычек.

4. Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет…»

Многоточие, завершающее прямую речь, располагается внутри кавычек.

1. «П!» - а.

2. «П?» - а.

Посмотрим на примерах:

1. «Терпеть не могу зубной порошок!» - проворчал Незнайка.

2. «Почему мы вниз полетели?» - забеспокоились малыши.

В случае, когда прямая речь идет перед словами автора, точка не ставится никогда, её место занимает запятая, которая располагается после кавычек.

Например:

«Я больше так не буду», - извинился Ваня.

Подводя итоги урока, заметим, что прямая речь используется для точной передачи слов говорящего. Прямой речью может являться не только цитирование произнесенных вслух слов, но и цитирование написанных слов. В литературных произведениях с помощью прямой речи иногда передают мысли героя, которые тот не произносит вслух.

Список использованной литературы:

  1. Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
  2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  3. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  5. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н.
  6. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  7. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся.
  8. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.
  10. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей http://lib.ru/NOSOW/nezn1.txt
  11. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.

Предложения с прямой речью

Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи:

«Я послезавтра на Волгу поеду», - сказал Саша. (А. Чехон)

В этом предложении слова авторв - сказал Саша; прямая речь заключена в кавычки. Авторские слова (слова, вводящие прямую речь) часть включают глаголы сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул и др.

1) М. Горький писал: «Хорошая книга, --просто праздник.
2) «Всем хорошим во мне я обязан книгам» - говорил М. Горький.
3) «Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна.
4) «Удивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное!» - написал Лев Кассиль.

Схемы предложений с прямой речью

1) А: «П».
2) «П», -а.
3) «П?» - а.
4) «П!» - а.

На письме прямая речь заключается в кавычки.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.

Прямая речь. Правила

Из примеров, приведенных на этом уроке, вы уже выяснили для себя, какие могут быть предложения с прямой речью и разобрали схему предложений с прямой речью, а сейчас давайте попробуем сформулировать определение и узнаем, что же называется прямой речью.

Прямой речью называются принадлежащие кому-либо слова, но которые передаются без изменений.

По-другому можно еще сказать, что прямая речь – это такая структура, в которой передают дословно слова того человека, которому эти слова или речь принадлежат.

Давайте приведем пример:

1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!»;
2. «Который час?» - спросил Саша;
3. «Полпервого» - ответила мама.
4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша.
5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».

Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей, как слова автора и прямая речь. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.

Еще можно сказать, что прямая речь является чужой речью, хотя она и передана дословно от лица той особы, которому она принадлежит.

Если говорить о порядке построения предложения с прямой речью, то это не имеет никакого значения, так как слова автора могут быть после прямой речи или же стоять перед ней.

Приведем пример:

«Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец.
Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».
«Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.

Мы с вами видим, что в первом предложении слова автора находятся после прямой речи, а вот во втором предложении - перед прямой речью.

А теперь давайте посмотрим на рисунок и вспомним основные схемы, которые бывают в предложениях с прямой речью:

Упражнение.

1. Составьте предложения, в которых слова автора будут стоять в конце предложения.

2. Придумайте небольшой рассказ, в котором прямая речь и слова автора могут быть, как вначале предложения, так и в конце.

3. Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:



Знаки препинания

При написании предложения с прямой речью следует запомнить, что прямая речь всегда пишется в кавычках, а первое слово прямой речи, обязательно пишется с заглавной буквы.

Например: Никита спросил: «А ты уже сделал уроки?»

А: «П». А: «П?» А: «П!»

Если же прямая речь написана перед словами автора, то после прямой речи перед словами автора мы обязательно ставим тире. Но следует заметить, что в этом случае слова автора следует писать с маленькой буквы.

Также, следует запомнить, что в конце прямой речи перед словами автора, в зависимости от предложения, необходимо поставить запятую, восклицательный или вопросительный знак:

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

Домашнее задание

1. С помощью приведенных схем придумайте свои предложения и запишите их в тетрадь.
2. Выберете предложения с прямой речью из известных сказок и составьте схемы по этим предложениям.
3. Какие знаки препинания стоят в этих предложениях? Попробуйте объяснить, почему в предложении используются именно эти знаки.
4. Прочитайте внимательно предложения и перепишите их так, чтобы в них присутствовала прямая речь.

выпишите номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и нарисуй схемы выписанных предложений А.Жуковский воспринимал

Пушкина как "будущего гиганта".

Б.ОТец удивленно спросил это ты сделал?

В.Гоголь дивился "драгоценности русского языка ".

Г.Будут работать одобрительно сказал старик.

Д.Савельич дергал меня за руку говоря выходи сударь приехали.

Е.Он спросил меня что мы делаем

Ж. В море значит дома говорил он.

2.Заменя предложения с прямой речью из задания 1 на предложения с коственной речью

1. В каком слове звуков больше, чем букв? А) Вчера; Б) пятью; В) змея; Г) иногда. 2. Какое слово состоит из

приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

А) Приуралье; Б) запоздалый;

В) застенчивый; Г) пренебрегать

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»?

А) Принципиальный; Б) влиятельный;

В) актуальный; Г) грандиозный.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Занявший; Б) начать; В) конченный; Г) досуг.

5. В каком предложении есть деепричастие?

А) Вдруг мимо меня, погоняемый мальчишками, промчался табун.

Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось защитить свою честь.

В) Тот, что жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято

верует в животворящий, полный разума русский язык.

Г) В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба.

6. В какой строке во всех случаях пропущена буква и ?

А) Пр_следование, бл_стеть, обожа_мый, за синеющ_м лесом;

Б) пр_большой, зап_рали, оглуша_мый, перед замёрзш_м озером;

В) пр_задуматься, огурч_к, он дыш_т, над виднеющ_мся лесом;

Г) пр_возмочь, подв_ргать, вид_мый, побывать в оранжер_е.

7. В какой строке во всех словах нужно писать ь ?

А) Нареж_те, наотмаш_, пят_сот, в волч_ей стае;

Б) береч_, фонар_щик, роскош_, девят_сот;

В) не переч_те, шалаш_, восем_надцать, заяч_я капуста;

Г) съеш_, фарш_, вскач_, сем_надцать, лебяж_и перья.

8. В каком слове после шипящей пропущена буква о ?

А) Ш_пот; Б) ж_лудь; В) ч_порный; Г) ч_тный.

9. В каком слове пропущена две буквы нн ?

А) огурцы собра__ы; Б) жаре__ое мясо;

В) ква__ая капуста; Г) замороже__ая рыба.

10. В каком словосочетании тип связи примыкание?

Б) отправляется в дорогу;

В) вернуться из школы;

Г) бумага для записей.

11. В каком предложении нужно поставить тире?

А) Волга самая большая река в Европе.

Б) Снег словно сахар.

В) В саду растут разные деревья груши сливы яблони.

Г) Но час настал и ты ушла из дому.

12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно?

А) Ни смех, ни говор твой весёлый не прогоняли тёмных дум.

Б) Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу, и не изменяя

направления своего пути.

В) Иногда мёртвой змеёй проплывает жердь, или бревно.

Г) Звёзды начали мёркнуть и небо стало заволакиваться тучами.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) и он (4) к великому огорчению (5)совсем растерялся и не знал, что предпринять.

А) 1, 3 Б) 2, 3, 4 В) 4,5 Г) 1,2,3,4,5.

14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

А) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и

глядя в море.

Б) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.

В) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.

Г) Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.

15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка при расстановке знаков препинания?

А) «А как вас величать?» - спросила помещица.

Б) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они

вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи».

В) «Ну хорошо, хорошо!» - засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег».

Г) «Да, - сказал Айваз, - я могу начать работу прямо сейчас».

Текст

(1) Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к меньшим братьям и к зелёной жизни. (2) Никого не смущает, что ромашки попали в число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. (3) Это наша-то русская ромашка, ещё недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! (4) Но, попав в природу, люди по-прежнему собирают их в букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит ещё хуже нежели с ромашками. (5) И хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? (6)Поля без ромашек, леса без благоуханных ландышей – пустой, лишённый всякой красоты и аромата, голый мир.

(7) Нет, похоже, все озабочены одним: побольше урвать сегодня, пока ещё цветут какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. (8) Слепая браконьерская жадность владеет душами.

(Ю.Нагибин)

16. Определите часть речи слова подлежащих в предложении 2.

17. Выпишите из текста наречия в сравнительной степени.

18. Из предложений 4-8 выпишите вводное слово.

19. Из 4-го предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

20. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте.

Помагите решить 1. В каком слове звуков больше, чем букв? А) Вчера; Б) пятью; В) змея; Г) иногда. 2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух

суффиксов и окончания? А) Приуралье; Б) запоздалый; В) застенчивый; Г) пренебрегать 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»? А) Принципиальный; Б) влиятельный; В) актуальный; Г) грандиозный. 4. В каком слове ударение падает на первый слог? А) Занявший; Б) начать; В) конченный; Г) досуг. 5. В каком предложении есть деепричастие? А) Вдруг мимо меня, погоняемый мальчишками, промчался табун. Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось защитить свою честь. В) Тот, что жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято верует в животворящий, полный разума русский язык. Г) В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба. 6. В какой строке во всех случаях пропущена буква и? А) Пр_следование, бл_стеть, обожа_мый, за синеющ_м лесом; Б) пр_большой, зап_рали, оглуша_мый, перед замёрзш_м озером В) пр_задуматься, огурч_к, он дыш_т, над виднеющ_мся лесом; Г) пр_возмочь, подв_ргать, вид_мый, побывать в оранжер_е. 7. В какой строке во всех словах нужно писать ь? А) Нареж_те, наотмаш_, пят_сот, в волч_ей стае; Б) береч_, фонар_щик, роскош_, девят_сот; В) не переч_те, шалаш_, восем_надцать, заяч_я капуста; Г) съеш_, фарш_, вскач_, сем_надцать, лебяж_и перья. 8. В каком слове после шипящей пропущена буква о? А) Ш_пот; Б) ж_лудь; В) ч_порный; Г) ч_тный. 9. В каком слове пропущена две буквы нн? А) огурцы собра__ы; Б) жаре__ое мясо; В) ква__ая капуста; Г) замороже__ая рыба. 10. В каком словосочетании тип связи примыкание? А) отправляется дальше; Б) отправляется в дорогу; В) вернуться из школы; Г) бумага для записей. 11. В каком предложении нужно поставить тире? А) Волга самая большая река в Европе. Б) Снег словно сахар. В) В саду растут разные деревья груши сливы яблони. Г) Но час настал и ты ушла из дому. 12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно? А) Ни смех, ни говор твой весёлый не прогоняли тёмных дум. Б) Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу, и не изменяя направления своего пути. В) Иногда мёртвой змеёй проплывает жердь, или бревно. Г) Звёзды начали мёркнуть и небо стало заволакиваться тучами. 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) и он (4) к великому огорчению (5)совсем растерялся и не знал, что предпринять. А) 1, 3 Б) 2, 3, 4 В) 4,5 Г) 1,2,3,4,5. 14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? А) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море. Б) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе. В) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его. Г) Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу. 15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка при расстановке знаков препинания? А) «А как вас величать?» - спросила помещица. Б) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи». В) «Ну хорошо, хорошо!» - засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег». Г) «Да, - сказал Айваз, - я могу начать работу прямо сейчас».