Как «генерал Мороз» разгромил гитлеровскую авиацию под Ленинградом. Оборона ленинграда с воздуха в начале войны

Друзиа, есть весьма нетривиальная задача, с элементами загадки. Для пытливых и внимательных умов.
Дано, в наличии: несколько комплектов немецкой аэрофотосъемки блокадного Ленинграда (ноябрь 1941, сентябрь 1942, январь - сентябрь 1943). Сьёмка города немцами велась с большой высоты, в ясную погоду без дымки и в состояниях дня, когда есть большие тени от обьектов, облегчающие их опознание (т.е. утро либо вечер).

Нужно: разыскать, внимательно разглядывая снимки, как можно больше примет фронтового города, то есть специфических для военного времени. Сюда можно причислить:
а) элементы маскировки обьектов, площадных и точечных (например, маскировку Шоссейного аэродрома, будущего "Пулково-1")
б) следы позиций войск, как одной, так и другой стороны, и их фортификации
в) результаты бомбежек и разрушения
г) необычные преобразования местности, непонятные сразу и нуждающиеся в рациональном объяснении (см. также пункт а)
д) временные объекты, ликвидированные после прорыва блокады за ненадобностью

Итак, под катом находится 32 изображения, плюс 3 больших аэрофотоснимка (по клику). Изображения расположены так:
"Снимок-ключ" (общий), под номером. Затем к ключу идут 1-2 снимка-детализации, с вопросами. Номер у них, например, 5а - с префиксом. Каждый снимок-ключ точно мной датирован и указано, что это за район. В комменты призываются люди, хорошо знающие Питер или знающие военную проблематику и могущие растолковать непонятные вопросы.
Все, что увидите там интересного - пишите свои предположения или даже вольные домыслы:)


1. 16 ноября 1941.
Район Урицк - Автово, Петергофское шоссе, именно тут проходила линия фронта.

1а. Хорошо видно построенный перед войной и сильно разрушенный район Автово. Цепь черных точек внизу слева - что это?

1б. Черные рваные "дырки" в свежевыпавшем снегу - результат бомбежек? Или, может, работа крупнокалиберной артиллерии? Или что-то другое?

2а. Множественные черные отметины - массированная бомбежка?

3а. Что это такое, на снегу: черные ломаные линии (расходящиеся по 3-4 из одной точки)?

4. 16 ноября 1941 года. Район Славянки (южней Рыбацкого). Точки, массируемые в некоторых местах: бомбежка расположения войск?

5. 16 ноября 1941 года. Район Волковой Деревни, нынешней улицы Салова и севера Купчино (где простирается огромное белое поле).
Большое фото (5) (2142*2133)

5а. Изломанная линия через весь кадр: фортификация, запасные позиции войск? А что на замерзшем пруду - отметины от бомб? А вверху справа, темное - массированная бомбежка заводской территории?

6. 16 сентября 1942 года. Район Колпино - Ижорского завода. Немецкий штабист нанес поверх снимка свои обозначения.

6а. Как можно истолковать значки: кружок, отрезок с двумя загибами по краям, отрезок с разрывом, крестики, маленький кружок с тремя линиями (как градусник)?

7а. Что за жирная яркая линия, проходящая по правой части кадра? Как её можно обьяснить? Что за прерывистая линия, видимая на крайнем правом обрезе? Что за прямоугольные обьекты внизу слева? Маскировка чего-то? Или просто какой-нибудь питомник? Что за обьект, который виден как тупик ж/д линии? Может, тоже маскировка?

8. 16 сентября 1942 года. Рыбацкое. Видна временная понтонная переправа через Неву - скорей всего, используемая для воинского снабжения. Что ещё тут можно найти?

9. 16 сентября 1942 года. Район Пулково и Пулковского шоссе, южней - обсерватория и проходит линия фронта.

9а. Где тут ВПП Шоссейного аэродорма (будущего Пулково)? Она не видна. Маскировка?

10. 16 сентября 1942 года. Снова Славянка, южней Рыбацкого. Что за странная линия в кадре вверху справа? А неправильный полигональный обьект вверху справа? Что это может быть?

11. 24 января 1943. Район Кировск - Невдубстрой и ГРЭС №8, только что взятой советскими войсками.

11а. Что это такое, на льду Невы? Следы от бомбёжек?

12. 24 января 1943. Это почти сразу после прорыва блокады (спустя 6 дней). Район Шлиссельбурга - Орешка. Видны 2 огромные полыньи, видимо, естественного происхождения.

12а. Орешек и кусок Шлиссельбурга, крупней.

12б. Нева южней Орешка. Что это могут быть за обьекты, отмеченные цифрами 1 и 2? Вмерзшие суда? Или военная техника, подбитая при прорыве блокады?

13. 18 февраля 1943. Район Московского шоссе, северней Пулковских высот. Хорошо видна линия фортификации (?).

13а. Что за изогнутый черный обьект, северней линии фортификации?

13б. Аналогичный множественный черный обьект в правой части кадра, примыкающий к Витебскому ходу. Что это может быть такое? Наискосок идёт Московское шоссе.

16а. Множественные черты через Неву - переправы линий снабжения блокированного Ленинграда?

16б. А это что такое, в центре и внизу снимка? Что за прямоугольники с правильным ровным содержимым?

В общем, пишите свои предположения, мысли приветствуются:-)

6 сентября 1941 года Адольф Гитлер отдал приказ о начале операции по наступлению на Москву. В рамках обеспечения этой задачи соединениям группы армий «Север» и войскам союзной Финляндии предстояло блокировать Ленинград - «вторую столицу» Советского Союза. Кроме германских и финских войск, составлявших основную силу блокады, в боевых действиях под Ленинградом участвовала даже испанская «Голубая дивизия», направленная каудильо Франсиско Франко на помощь гитлеровской Германии.

8 сентября 1941 года части вермахта заняли Шлиссельбург, тем самым блокировав сухопутные подступы к Ленинграду. С северного направления Ленинград был блокирован финской армией. Внутри созданного германскими и финскими войсками кольца оказались город Ленинград с населением в 2,5 млн человек, его пригороды с населением в 340 тыс. человек, почти все силы Балтийского флота, основная часть войск Ленинградского фронта - т.е., более 500 тыс. военнослужащих армии и флота. Так началась длившаяся 872 дня блокада северной столицы - одна из самых трагических страниц в Великой Отечественной войны.

Оказавшись в окружении, Ленинград практически лишился коммуникации с остальным миром. Попасть в город можно было только по Ладожскому озеру, с побережьем которого Ленинград связывала ветка железной дороги. Блокада сразу же ударила по жителям Ленинграда. Хотя город так и не оказался в руках гитлеровцев, в нем начался голод, стали распространяться болезни. В свою очередь, самолеты люфтваффе ежедневно и еженочно совершали налеты на Ленинград, подвергая бомбардировкам не только правительственные здания, расположения военных частей, объекты промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, но и жилые дома.

Местные жители сопротивлялись героически. Ленинградцы, от мала до велика, несмотря на голод, болезни и соответствующее самочувствие, встали на защиту родного города. Они дежурили на крышах домов в расчетах МПВО, патрулировали улицы, пытались разбирать завалы зданий, разрушенных бомбежками и при этом продолжали заниматься своей повседневной деятельностью - работать, учиться, воспитывать детей и помогать родителям. Поскольку большая часть молодых мужчин находилась в действующей армии, нагрузка легла на плечи женщин и стариков, подростков и инвалидов, а также тех ленинградцев, кто имел «бронь» и поэтому не попал на фронт.

С блокадой Ленинграда связано очень много историй, давно превратившихся в народные легенды, например - о завезенных вагонах котов, которые уничтожали расплодившихся в блокадном городе крыс. Не менее знаменита другая чудесная история - о тайной операции советских летчиков, которая доставила немало проблем командованию гитлеровской авиации.

В октябре 1941 года зенитчикам удалось подбить немецкий истребитель Ме-109. Его пилот не смог увести машину в расположение германских войск из сел на окраине Ленинграда. Подбитый истребитель тут же окружили советские солдаты и любопытные ленинградцы. Совершенно случайно в этот момент мимо проходил Александр Дмитриевич Петров - советский химик, профессор Ленинградского Краснознамённого химико-технологического института. Увидев, что из пробитого бака немецкого истребителя вытекает топливо, Александр Дмитриевич решил узнать, чем люфтваффе заправляет свои самолеты. Он набрал бутылку топлива и отнес ее на работу - в химическую лабораторию.

Здесь надо немного сказать о самом Александре Дмитриевиче Петрове. Ко времени начала Великой Отечественной войны ему уже было 46 лет, а за плечами известного химика была интересная и разнообразная жизнь. Окончив реальное училище в 1913 году, Александр Петров поступил в Павловское юнкерское училище, а после его окончания в 1916 году был направлен в армию. Служил Петров прапорщиком в Оренбурге в запасном пехотном полку, затем с февраля по октябрь 1917 года учился в Петроградской высшей военно-химической школе. После революции Петров служил начальником противогазового отряда. В 1922 году Александр Петров окончил Петроградский университет, а спустя три года поступил на работу в Химическую ассоциацию АН СССР. Учился Александр Дмитриевич у легендарного советского химика Алексея Евграфовича Фаворского. Алексей Фаворский в 1910 году получил чин действительного статского советника, соответствовавший званию армейского генерал-майора, а в Советском Союзе также неоднократно награждался за свои выдающиеся научные достижения. Так что у Александра Дмитриевича Петрова был достойнейший учитель. В то время советская власть очень ценила молодых и перспективных ученых. В 1931-1932 гг. Петров руководил Ленинградским сланцевым институтом, в 1935 году получил степень доктора химических наук без защиты диссертации, а затем получил и научное звание профессора.

Набрав в бутылку топливо немецкого самолета, Александр Дмитриевич Петров принес его в лабораторию и провел все необходимые анализы. Ему удалось выяснить, что топливо существенно уступает советскому - например, гораздо быстрее замерзает при низких температурах. Этого оказалось достаточным для того, чтобы Петров - не только химик, но и бывший военный, понял, что надо делать. Он пошел на прием к заместителю командующего Военно-воздушными силами Ленинградского фронта. Встреча оказалась плодотворной - генерал вник во все доводы ученого и приказал доставить еще несколько образцов немецкого авиационного топлива. Их анализ подтвердил результаты предыдущего. Стало ясно - с наступлением холодов немецкая авиация не сможет действовать в прежних масштабах.

Тем временем, погода становилась все более холодной. Время для налета на базы немецкой авиации в районе Гатчины и Сиверский аэродром было самым подходящим. Разведчики доставили в штаб снимки расположения немецких баз. Вскоре советские самолеты ударили по аэродромам, где размещались воздушные силы противника.

Конечно, история с топливом выглядит фантастической. Многие оценивают ее однозначно как «байку», пусть и красивую, и даже правдоподобную (за счет использования имени химика Петрова). Но история с разгромом немецкой авиации на аэродромах в окрестностях Ленинграда - абсолютная правда. И эту блестящую операцию можно назвать одной из знаменательных побед советской авиации в первый год войны.

Налет на немецкие аэродромы, назначенный на 6 ноября 1941 года, был поручен 125-му скоростному бомбардировочному авиационному полку, которым командовал майор Владимир Александрович Сандалов. Советские бомбардировщики из 125-го полка действовали под прикрытием истребителей. Их сопровождали машины 15-го истребительного авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского, которым командовал майор Владимир Лукич Бобрик. Почему выбрали именно день 6 ноября? Скорее всего, здесь играли роль все же не морозы, а стремление командования ВВС Ленинградского фронта не допустить бомбардировки города на следующий день - 7 ноября, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.

Сформированный в августе 1940 года в Могилеве, 125-й авиационный полк встретил начало войны в Белоруссии и успел поучаствовать в ожесточенных авиационных боях. Из 60 самолетов, которыми полк располагал к началу войны, в строю после боев в белорусском небе остались всего 7 самолетов. Полк перевели в Казань, а затем, 7 сентября 1941 года, перебросили под Ленинград. К этому времени полк включал 2 эскадрильи и 20 самолетов Пе-2.

Владимиру Сандалову, командиру полка и опытному летчику, было 35 лет. Уроженец Петербурга, Сандалов рано остался без отца и воспитывался в Гатчине в сиротском институте, а затем - в трудовой школе 2-й ступени, которую окончил в 1924 году и устроился деревообделочником на завод в Сиверский. Активного молодого парня приметили в комсомоле и вскоре доверили руководить отделом в Детскосельском городском комитете ВЛКСМ, однако вскоре пришло время идти на военную службу.

В 1926 году Сандалов поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, которую окончил в 1927 году. В 1929 г. он окончил Оренбургскую школу воздушного боя, после чего начал службу в 55-й тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрилье. В 1939 г. летчик окончил Высшие курсы усовершенствования командного состава, затем участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг. В июне 1940 г. Сандалов получил назначение командиром 9-го бомбардировочного авиационного полка и начальником Рижского авиагарнизона, в июне 1941 г. переведен командиром в 128-й бомбардировочный авиационный полк под Витебском, где и встретил начало Великой Отечественной войны. Затем майор Сандалов возглавил 125-й авиационный полк. К этому времени он был опытнейшим летчиком советской бомбардировочной авиации - пятнадцать лет стажа в ВВС, причем все это время именно в бомбардировочных эскадрильях и полках.

В течение первого месяца боев под Ленинградом летчики 125-го полка уничтожили 89 самолетов противника. Налет 6 ноября стал катастрофой для участвовавших в бомбардировках Ленинграда немецких авиационных частей. Массированной бомбежке подверглись самолеты, размещенные на аэродромах Сиверский и Красногвардейск. Летчики Сандалова сожгли семьдесят вражеских самолетов. После такой мощной атаки гитлеровцы не смогли организовать массированную бомбежку Ленинграда в праздничный день 7 ноября 1941 года. Сам Сандалов, повышенный в звании до подполковника, совершил к ноябрю 1941 года 47 боевых вылетов. Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков в своих воспоминаниях «В небе Ленинграда» описывает те дни. Сам Новиков в то время в звании генерал-лейтенанта авиации командовал ВВС Ленинградского фронта и был, разумеется, непосредственным участником событий. Майора Сандалова Новиков вспоминал как человека волевого, с недюжинным характером, который пользовался большим авторитетом у подчиненных, был строг, но справедлив и готов помочь в самых критических ситуациях. Не было ничего удивительного в том, что именно ему Новиков поручил командование налетом на немецкие позиции.

С высоты две с половиной тысячи метров бомбардировщики полка нанесли удар по находившимся на аэродроме немецким самолетам. Одновременно штурмовые самолеты били по зенитным батареям немецкой ПВО, истребители из пулеметов обстреливали аэродромы и находившиеся на них Ю-88 и Ме-109. В результате налетов советской авиации 1-й воздушный флот люфтваффе, которым командовал генерал-полковник авиации Альфред Келлер, был практически лишен возможности вести полноценные боевые действия. Лишь спустя время люфтваффе наладило поставку более качественного топлива, адаптированного к суровым зимам Русского Северо-Запада. Лишь к апрелю 1942 года гитлеровская авиация возобновила регулярные массированные бомбардировки Ленинграда и окрестностей.

Летчики подполковника Сандалова героически обороняли Ленинград. 6 июня 1942 года командир 125-го авиационного полка получил высшую награду - звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 582). Затем Сандалов командовал 285-й бомбардировочной авиационной дивизией, преобразованной затем в 5-ю бомбардировочную авиационную дивизию. После боев за Сталинград дивизия стала гвардейской, а ко времени окончания войны генерал-майор Сандалов только на личном счету имел 133 боевых вылета. Он участвовал в параде Победы на Красной площади. До 1959 года генерал-майор Владимир Сандалов продолжал службу в советской военной авиации, а после выхода в отставку проживал в Ленинграде до своей смерти в 1980 году.

Александр Новиков, командовавший во время описываемых событий ВВС Ленинградского фронта, в 1942 году стал заместителем народного комиссара СССР по авиации, а в 1943-1946 гг. командовал советскими Военно-воздушными силами. В 1943 году Новиков первым в СССР получил звание маршала авиации, а в 1944 году - главного маршала авиации. Как известно, в его судьбе после войны был трагический момент. Прославленного маршала в 1946 году арестовали и осудили по т.н. «авиационному делу». В заключении Новиков пробыл до 1952 года, просидев даже год свыше данного ему срока в пять лет лишения свободы. После реабилитации, в 1953 году, Новиков был восстановлен в воинском звании и назначен командующим авиацией дальнего действия - заместителем главкома ВВС СССР. В 1956 году 55-летний главный маршал авиации вышел в запас и с августа 1956 года руководил Высшим авиационным училищем Гражданского флота.

Что касается Александра Дмитриевича Петрова - блестящего ученого - химика, которому народная молва приписывает столь значительную роль в разгроме немецкой авиации под Ленинградом, то он с 1946 года и до конца жизни заведовал кафедрой нефтехимического синтеза Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, а с 1947 года также и лабораторией института органической химии Академии наук СССР. Скончался Александр Дмитриевич Петров в 1964 году в возрасте 68 лет.

ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 21 декабря. /ТАСС/. Безопасность Ленинграда, войск Ленинградского фронта и других важнейших объектов зависела от того, на чьей стороне находилось господство в воздухе. Борьба за него не прекращалась ни на один день. Гитлеровцы, не сумев захватить Ленинград с воздуха, не отказались от намерения разрушить город. Задачу уничтожения Ленинграда и Москвы, по замыслам фашистского командования, должна была выполнить авиация. Советским летчикам предстояло сорвать эти планы.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. 21 декабря /Воен.корр. ЛенТАСС/. Летчики Н-ской гвардейской части, изо дня в день усиливая удары по немецким войскам и их боевой технике, наносят большой урон врагу. На одной из железнодорожных станций, находящейся в глубине немецкой обороны, гвардии младший лейтенант Стрижак заметил два эшелона - до 40 вагонов. С пикирования он обстрелял оба эшелона пулеметно-пушечным огнем. Произведя одну за другой восемь атак, лейтенант Стрижак разбил оба состава и поджег несколько вагонов. Боевые друзья Стрижака летчики-гвардейцы Кубасов, Толстой и Казаченко тоже наносили удары по немецким тылам. Кубасов обстрелял и поджег вражескую автомашину, Толстой атаковал и поджег 2 машины, а Казаченко, находясь в свободной разведке, обнаружил скопление немецких грузовиков и легковых машин. С пикирования он разбил несколько машин и расстрелял из пулемета много десятков немецких солдат.

Для действий на восточном крыле Ленинградского фронта за внешним кольцом блокады была образована авиационная оперативная группа. Летчики, кроме непосредственной поддержки сухопутных войск, прикрывали водную коммуникацию через Ладожское озеро, Тихвинский железнодорожный узел, Волховстрой, сопровождали транспортные самолеты, доставлявшие грузы в осажденный Ленинград, защищали Дорогу жизни.

Упорную борьбу нашим летчикам приходилось вести с вражеской авиацией, стремившейся наносить по Ленинграду бомбовые удары, и с артиллерией врага. Для ее уничтожения в 1943 году летчики 13-й воздушной армии совершили более 3,3 тысячи боевых вылетов, в ходе которых подавили огонь 32 крупных артиллерийских батарей, 20 орудий, 9 артиллерийских транспортеров. Хотя полного подавления немецкой артиллерии добиться не удалось, и обстрелы Ленинграда не прекратились, интенсивность их была серьезно ослаблена, авиация флота и фронта вынуждала противника часто менять огневые позиции, оттягивать батареи от линии фронта или вообще прекращать огонь.

Борьба за ленинградское небо

За период с 1941 по 1943 год на Ленинград было совершено 258 авианалетов, в ходе которых над городом пролетели в общей сложности 1876 немецких самолетов, сбросивших 4686 фугасных бомб (50, 100 и 250 кг) и 69 613 зажигательных (2 кг). В результате воздушных тревог погибли 1926 ленинградцев, 10 554 получили ранения. За 20 налетов на Ленинград гитлеровских летчиков награждали Железным крестом 2-й степени.

ПОДВИГ АЛЕКСЕЯ СЕВАСТЬЯНОВА

Один из воздушных боев, происходивший прямо над городом, ленинградцы наблюдали своими глазами. В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года советский летчик Алексей Севастьянов, выполняя боевое задание, впервые применил таран в небе над Ленинградом. 24-летний младший лейтенант Севастьянов, начавший войну в Бресте и воевавший под Москвой и Ленинградом, в ту ночь патрулировал ближние подступы к Ленинграду на своем истребителе И-153, известном в народе как "чайка". Около десяти вечера начался немецкий авианалет и, несмотря на огонь советских зенитных батарей, одному бомбардировщику Heinkel He 111 все же удалось прорваться к центру города, где его настиг и атаковал самолет Севастьянова. Выстрелив весь боекомплект, советский летчик решился на таран и, приблизившись к немецкой машине сзади, отрубил винтом хвостовое оперение бомбардировщика, после чего выпрыгнул из своего поврежденного истребителя с парашютом. Heinkel упал в Таврическом саду, а его выживший пилот был задержан на улице Маяковского.

Испытать на себе бдительность горожан довелось и самому Севастьянову, который приземлился на территории Невского машиностроительного завода. Поначалу его арестовали, приняв за немецкого парашютиста, но когда установили, что это советский летчик, напоили чаем и дали валенки. В строй летчик смог вернуться лишь через 1,5 месяца, когда залечил полученные в бою раны предплечья. Ставший живой легендой Ленфронта Севастьянов, уже в звании старшего лейтенанта, был назначен командиром эскадрильи 26-го авиаполка. Он совершил около 300 боевых вылетов. Задание 23 апреля 1942 г. оказалось для него последним – Севастьянов был смертельно ранен в бою с несколькими немецкими истребителями Messerschmitt Bf.109. Его самолет упал близ поселка Рахья на Ладожском озере. 6 июня 1942 г. старшему лейтенанту Алексею Тихоновичу Севастьянову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Разбитый самолет и прах летчика были найдены в 1971 г. Герой ленинградского неба похоронен на Чесменском кладбище.

Продолжение

Все это время шли ожесточенные воздушные бои на подступах к Ленинграду и над самим городом. Летчики-истребители непрерывно патрулировали воздушное пространство, однако из-за сложности обнаружения противника полностью предотвратить разбойничьи налеты вражеской авиации не удалось.

Другим способом борьбы было нанесение бомбардировочно-штурмовых ударов по немецким аэродромам, в результате которых авиация противника понесла огромные потери летного состава и техники. Весной 1942 г. ряд наиболее отличившихся авиачастей были преобразованы в гвардейские.

Транспортная авиация

В первые месяцы блокады транспортировку грузов в Ленинград осуществляли все транспортные самолеты ВВС Ленфронта и Краснознаменного Балтийского флота. С октября 1941 года объем перевозок, осуществлявшийся самолетами Ли-5 и ТБ-3, достигал 150 тонн в сутки, причем все технические нормы загрузки были превышены – при предусмотренных инструкциями 1,6 тонны самолеты брали на борт до 3 тонн, стремясь доставить в осажденный город как можно больше жизненно важных грузов.

По мере сокращения светового дня, снижавшего возможности вылетов, авиаторы стремились ускорять процесс загрузки и оптимизировать расположение грузов в самолете, чтобы увеличить грузоподъемность. Например, по предложению летчиков мясо стали грузить не тушами, а прессованными 20-килограммовыми блоками, упакованными в гофротару. Самолеты отправлялись в любую погоду, даже при отсутствии видимости и сильном ветре. Сначала их было 30, затем руководство Гражданского воздушного флота СССР довело их число до 70.

Воздушным путем в Ленинград доставляли самые необходимые и срочные грузы – продовольствие, оружие, боеприпасы, из города вывозили раненых солдат и жителей города, подлежавших эвакуации, а также продукцию городской оборонной промышленности, которую ждали на других фронтах. Самолетами Особой северной группы из осажденного города было вывезено более 52 тысяч ленинградцев и 9 тысяч раненых.

Немецкие истребители остерегались нападать на транспортные самолеты, следовавшие группами по 6 и 9 машин, но на одиночный самолет нападали стремительно. Перед отечественными истребителями стояла задача прикрывать транспортники. Ее решали две группы истребителей: одна сопровождала транспортные самолеты над Ладожским озером, другая прикрывала погрузку и разгрузку следующей партии. Для увеличения дальности и продолжительности полетов было решено использовать подвесные баки с горючим.

Прикрывая "Дорогу жизни"

"Дорога жизни", начавшая действовать 22 ноября 1941 года, была важнейшим объектом, который прикрывала авиация Ленинградского фронта. Немецкое командование прилагало огромные усилия, чтобы перерезать ледовую артерию, соединявшую осажденный город с "Большой землей": она постоянно подвергалась систематическим авиаударам и артобстрелам, противник пытался высаживать десант и минировать трассу.

В 1942-43 гг "Дорогу жизни" прикрывали одновременно до 8 истребительных авиаполков. С декабря 1941 года по март 1942-го летчики Ленинградского фронта совершили здесь более 6 тысяч боевых вылетов, причем из-за малочисленности самолетного парка в этот период пилотам приходилось совершать по 6-8 вылетов в сутки. Первоначально истребители осуществляли патрулирование трассы, позднее было введено дежурство на аэродромах с двухминутной готовностью к вылету. В каждом из авиаполков днем дежурили от 4 до 6 экипажей, по ночам их число сокращалось до 2-4.

Подавление артиллерийского огня

Операции по обнаружению и подавлению немецких артиллерийских батарей, обстреливавших Ленинград из дальнобойных орудий, массированно проводились с марта 1942 года.

АВИАЦИОННЫЙ ТЫЛ

В связи с тем, что значительная часть аэродромов оказалась на оккупированной территории, перед Ленинградом стояла задача по строительству новых аэродромов и взлетно-посадочных площадок. К проведению этих работ были привлечены колхозники Ленинградской области, а также 4150 комсомольцев из Ленинграда, 315 мостовиков и 310 шоферов. Обеспечивать нормальную эксплуатацию аэродромов в зимнее время были мобилизованы 28 тысяч человек и более 6 тысяч лошадей. С осени 1941 года прервалась связь тыловой службы авиации Ленинградского фронта с "Большой Землей", поэтому изготовление необходимых запасных частей производилось на заводах Ленинграда. Сложности с техническим обеспечением осложнялись плохим продовольственным обеспечением – нормы технического персонала аэродромов была значительно ниже, чем для летчиков.

При этом нагрузка на техперсонал была огромна: нередко летчикам приходилось совершать по несколько вылетов в день, и перед каждым вылетом машина должна была пройти послеполетный и предполетный осмотр, заправку маслом и бензином, обновление запаса оружия и бомб. Порой техническому персоналу приходилось выполнять и задачи по охране аэродромов. Серьезной проблемой стала нехватка топлива. Для ее решения использовали заменители бензина, в том числе смесь, разработанную ленинградскими военными инженерами и включавшую лишь 75% бензина.

Продолжение

В течение года летчики Ленфронта совершили 1106 боевых вылетов, летчики авиации Балтфлота – 321 вылет, в результате чего был подавлен артиллерийский огонь 24 гитлеровских батарей и взорвано 10 складов с боеприпасами. Места дислокации вражеской артиллерии были выявлены в ходе аэрофотосъемок – только за апрель 1942 года их было произведено около шестидесяти.

На основе данных воздушной разведки разрабатывались планы комбинированных ударов, которые наносили советская артиллерия и авиация, задействовавшая в этих операциях штурмовики, истребители и корректировщики – атаки авиационных групп в таком составе были особенно эффективны. Летные экипажи, готовые немедленно подняться в воздух, дежурили на аэродромах. При получении сигнала об артобстреле Ленинграда самолеты вылетали к месту дислокации немецкой батареи, чтобы нанести бомбардировочно-штурмовой удар.

Такие операции позволили существенно снизить интенсивность артобстрелов Ленинграда немецкой артиллерией, однако к концу года контрбатарейная борьба была осложнена новым усилением немецкой артиллерии – гитлеровское командование рассредоточило орудия на расстояние 300-500 метров при тщательной маскировке. В этих условиях летчикам приходилось подавлять огонь не батарей, а отдельных орудий, а немецкие огневые позиции стали труднодосягаемыми, вследствие чего обстрелы города снова усилились.

Авиация при прорыве блокады Ленинграда

Авиация сыграла важную роль в операциях по прорыву блокады. Войска Ленинградского фронта в ходе операции "Искра" поддерживали 13-я воздушная армия, ВВС Краснознаменного Балтийского флота, 7-й истребительный авиакорпус ПВО и смешанные авиаполки 42, 67 и 23-й армий. К началу операции 1943 года в составе двух фронтов и флота было 899 самолетов.

В декабре 1942 года летчики произвели подробную разведку с аэрофотосъемкой переднего края позиций противника. Съемка была опасна и сложна технически – экипажам приходилось снимать, стоя в кабинах с фотоаппаратами, подвешенными на груди. Исключительно сложные метеоусловия не смогли стать препятствием для боевых вылетов советских пилотов – за период подготовки и проведения операции "Искра" количество вылетов превысило 2, 4 тысячи.

За период с 12 по 18 января 1943 года летчики 13-й воздушной армии произвели 910 боевых вылетов. В течение января 1943 года советскими летчиками в воздушных боях было сбито 74 немецких самолета.

В 1943 году немецкая авиация изменила тактику своих нападений на Ленинград, перейдя от бомбардировок по всей площади города к прицельной бомбежке наиболее важных объектов. Тем не менее, благодаря действиям авиации Ленфронта, большинству немецких самолетов не удавалось прорваться к городу.

Авиация в период подготовки операции "Нева-2"

Наступление советских войск в ходе Ленинградско-Новгородской операции в начале 1944 года проходило при безраздельном господстве отечественной авиации, что в значительной степени способствовало успеху наземных сил Ленинградского и Волховского фронтов.

БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ 13-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ

С 14 января по 31 марта 1944 г. части 13-й воздушной армии произвели 14389 вылетов, из них для нанесения ударов по оборонительным сооружениям, войскам и технике противника на поле боя - 7356, по аэродромам - 146, по железнодорожным объектам - 506, на прикрытие наземных войск и сопровождение боевой авиации - 4875, на разводку и корректирование артиллерийского огня - 1450, на спецзадания - 56. С 14 января по 1 апреля 1944 г. летчики 13-й воздушной армии провели 114 воздушных боев, в которых сбили 202 неприятельских самолета, 62 самолета сожгли на аэродромах. Итого было уничтожено 264 немецких самолета.

Продолжение

Войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия, 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиакорпус ПВО и часть авиации Краснознаменного Балтийского флота.

Задолго до наступления началась авиаразведка позиций противника и аэрофотосъемка рубежей немецкой обороны и тыла.

Об одной из таких операций в декабре 1943 года сообщал с фронта военный корреспондент ЛенТАСС:

Экипаж разведчиков под командированием старшего лейтенанта Сахно вылетел на фотографирование важного участка коммуникаций противника в глубине его обороны. Когда воздушные разведчики приближались к цели, они обнаружили, что над нею барражировала группа вражеских истребителей. Заметив советский самолет, несколько немецких машин "Фокке-Вульф-190" бросились на него в атаку. Смело маневрируя, летчик Сахно мастерски выводил машину из-под вражеских ударов. Незначительно отклоняясь от цели, то набирая высоту, то внезапно снижаясь, разведчики снова возвращались в район съемки. Выполняя боевую задачу, штурман Сигуба и стрелок-радист /…/ пулеметным огнем отбивали атаки вражеских истребителей. Точно пущенной очередью отважные разведчики сбили один "Фокке-Вульф-190". Успешно выполнив задание, летчик Сахно сумел вывести самолет из зоны боя. Ничего не могли поделать со смелыми воздушными разведчиками и немецкие зенитки, открывшие по ним интенсивный огонь. Несмотря на многочисленные пробоины в машине, летчик Сахно благополучно привел самолет на свой аэродром и доставил командованию ценные фотоснимки. Все члены экипажа разведчиков награждены орденами Славы 3-й степени. (Воен. Корр. ЛенТАСС).

13-я воздушная армия, поддерживавшая наступление войск Ленфронта на важнейших направлениях, в период наступления 1944 года уничтожила более 20 танков, около 800 автомашин различного назначения, более 200 повозок с грузами, более 30 артиллерийских и минометных батарей и много другой боевой техники противника. В воздушных боях было сбито 13 самолетов противника.

А в этом тексте речь пойдёт об исчезнувших аэродромах и аэропортах.

Воздухоплавательный парк и Корпусный аэродром

В отличие от вокзалов, большинство из которых действует в Петербурге больше столетия, первые городские аэродромы сегодня пребывают в запустении и не используются. Такова судьба и старейших аэродромов, появившихся на территории города, - Корпусного аэродрома и лётного поля Воздухоплавательного парка.

Главное здание Офицерской воздухоплавательной школы у Воздухоплавательного парка. Изображение с сайта citywalls.ru

Первые в России воздухоплавательные войска появились в конце XIX века. Сначала они базировались в Гатчине, где было оборудовано лётное поле для испытаний аэростатов, воздушных шаров и других летательных аппаратов того времени. С 1885 года в Петербурге заработал учебный воздухоплавательный парк, при котором имелась школа, готовившая первых специалистов этой отрасли, и аэродром для учебных полётов. Он разместился на Волковом поле, территории между Николаевской и Царскосельской железными дорогами, в начале современного Витебского проспекта.

В начале ХХ века на полигоне построили ангары для конструирования и базирования аэропланов. Первые самолёты были привезены из Франции - русские же испытатели исследовали и пробовали усовершенствовать эти машины, а также испытать с различными типами двигателей. Часть взлётов проводилась тут же, а часть - на Гатчинском полигоне.

В 1910 году южнее по Московскому тракту был открыт Корпусный аэродром - крупнейший в стране на тот момент. Он принял на себя и учебные испытания различных летательных аппаратов, и демонстрационные полёты для широкой публики. Поле размещалось по две стороны от шоссе (современный Новоизмайловский проспект), которое периодически играло роль взлётно-посадочной полосы. На Корпусном аэродроме было поставлено немало рекордов, испытывались первые русские самолёты - в том числе первые в мире многомоторные аэропланы «Русский Витязь» и «Илья Муромец».

Конкурс военных аэропланов на Корпусном аэродроме, 1913 год. Изображение с сайта citywalls.ru

После революции Воздухоплавательный парк был переформирован в Авиационную школу для рабочих, однако она просуществовала только до 1926 года, после чего эту территории отдали под авиационный завод, занимавшийся строительством и ремонтом военной техники - не только самолётов. Во время Великой Отечественной войны здесь располагался цех по ремонту и восстановлению знаменитых «Катюш». Корпусный же аэродром более десятилетия оставался главными воздушными воротами города - с 1928 года он стал международным. Отсюда отправлялся регулярный рейс в Берлин, заходивший и в другие аэропорты Европы. После открытия в 1932 году «Пулково» (тогда - аэропорта «Шоссейная», по названию ближайшей железнодорожной станции) Корпусный аэродром несколько лет продолжал действовать как учебный - здесь находилась одна из баз Ленинградского аэроклуба Осоавиахим (впоследствии ДОСААФ). В годы войны аэродром использовался как ремонтная база авиации, однако из-за близости фронта и частых немецких бомбёжек, базу перевели на север - на Комендантский аэродром. После войны Корпусный аэродром закрылся и по назначению больше не использовался.

Сегодня о Воздухоплавательном парке напоминает одноимённая железнодорожная платформа, а также несколько административных зданий, построенных в начале XX века в неоклассическом стиле. Особенно среди них выделяется здание Офицерской воздухоплавательной школы - но сегодня оно пустует. На месте бывшего Корпусного аэродрома расположен парк Авиаторов.

Комендантский аэродром

Располагавшийся на севере города Комендантский аэродром появился примерно в одно время с Корпусным - в 1908-10 годах. Первые полёты на территории, называемой Комендантской дачей - обширными землями за Чёрной речкой, которые с петровских времён находились в собственности комендантов Петропавловской крепости - начали проводиться у Коломяжского ипподрома. Он оказался удобен для проведения подобных смотров, благодаря своей конструкции. Через два года западнее ипподрома оборудовали специальную лётную площадку.

Моноплан Альбера Жилло пролетает мимо трибун Коломяжского ипподрома, 1909, фото К. Буллы. Изображение из фондов ЦГАКФФД СПб / ru.wikipedia.org

Влияние на появление аэродрома именно в этом месте оказала близость корпусов Российско-Балтийского вагонного завода (будущего Ленинградского северного), где собирались многие первые российские аэропланы. Комендантский во многом оказался первым - отсюда стартовали первые перелёты в Кронштадт и Гатчину, а также первый групповой перелёт в Москву. Здесь же в сентябре 1910 года произошла первая в Российской империи авиакатастрофа: во время праздника воздухоплавания самолёт одного из лучших авиационных асов Льва Мациевича при выполнении очередной фигуры высшего пилотажа начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю на глазах изумлённой публики. Событие стало шокирующим для петербуржцев: Мациевича при скоплении огромного числа горожан хоронили как героя, на кладбище Александро-Невской лавры. Впервые, вероятно, простые зеваки, привыкшие наблюдать за летающими машинами, осознали, какая опасность может в них таиться. Свидетелями катастрофы стали многие журналисты и литераторы, в том числе, поэт Александр Блок, посвятивший событию стихотворение «Авиатор». Считается, что крушение самолёта Мациевича вдохновило Глеба Котельникова на создание ранцевого парашюта - который он, кстати, также впервые испытал именно на Комендантском аэродроме.

В Первую и Вторую мировые войны, а также между ними, Комендантский аэродром использовался как военный. Здесь проходили испытания истребителей, базировались и ремонтировались самолёты. В блокаду, помимо военных целей, аэропорт использовался и как транспортный - сюда доставляли грузы с Большой земли, отсюда эвакуировали людей.

Памятный камень на месте гибели Льва Мациевича. Изображение с сайта ru.wikipedia.org

С 1963 года полёты на аэродроме прекратились. Район начал застраиваться жилыми домами, а об авиционном прошлом этой местности напоминают сегодня лишь многочисленные топонимы - проспект Авиаконструкторов, площадь Сикорского, Аэродромная улица (где, на месте гибели Льва Мациевича, установили памятный знак), Парашютная, Испытателей, и другие.

Бычье поле

Бычье поле - небольшой военный аэродром, расположенный в Кронштадте, в западной части острова. По некоторым данным он появился ещё до революции, однако прямых свидетельство о размещении лётной площадки именно в этом месте в те годы не имеется. Доподлинно о его существовании известно уже после Октябрьского переворота - с октября 1919 года там размещались три авиаотряда.

Перед взлётом с Бычьего поля, 1942 год. Изображение с сайта avsim.su

Во время Великой Отечественной войны Бычье поле также использовался как военный аэродром. На нём базировались советские истребители, занимавшиеся обстрелом врага вдоль линий фронта - 71-й, 4-й и 10-й истребительные авиационные полки ВВС Балтфлота. Эти объединения, как считается, уничтожили по меньшей мере 300 немецких бомбардировщиков, однако с окончанием войны покинули Кронштадт.

С тех пор аэродром постепенно приходил в запустение и в 1990-е на нём запретили полёты. Однако с 2004 года они были возобновлены. Сейчас аэродром является лётной площадкой Минобороны, а также используется легкомоторной авиацией общественной организации «Дельфин». Действует аэродром только в светлое время суток.

Ржевка

В целом, назвать Ржевку исчезнувшей фактически нельзя - физически аэропорт ещё существует и иногда в прессе даже появляется информация о том, что он возобновляет работу. Однако, по последним данным, с 2007 года перелёты с него не осуществляются.

Аэропорт был построен в 1941 году и первые три десятилетия своего существования носил имя «Смольное» (по имени ближайшей деревни, которая впоследствии вошла в состав посёлка Ковалёво Всеволожского района Ленобласти). Использовался аэродром как военный, в годы Второй мировой войны на нём базировались истребители. Ржевка сыграла важную роль в блокаду - именно отсюда отправлялось большинство эвакуированных по воздуху, сюда же прибывали ценные грузы и продовольствие. По некоторым данным, из Ржевки на Большую землю смогли выбраться около 50 тысяч ленинградцев, а осаждённый город получил порядка 5 тысяч тонн продовольствия.

Аэропорт «Ржевка» (вид с воздуха), 1992 год. Изображение с сайта ru.wikipedia.org

После войны Ржевка широко использовалась для грузовых и пассажирских перевозок, и фактически была вторым полноценным аэропорт том Ленинграда. Ржевка специализировалась в основном на перелётах небольшой дальности и обслуживала малые воздушные суда. В 1978 году был построен новый аэровокзал, способный пропускать до 250 пассажиров в час. Однако это не помогло удалённому от города аэропорту: спустя всего два года регулярные пассажирские перевозки там прекратились.

С середины 1980-х аэродром стал учебным. Здесь же разместилась региональная поисково-спасательная база. В 1990-е на небольшой срок со Ржевки возобновились регулярные рейсы, но в нулевые аэродром использовали только уже аэролюбители для тренировочных полётов.

Впоследствии аэродром использовался как огромная стоянка для автомобилей (вернее - дилерский склад под открытым небом), озвучивались планы и по его застройке жилыми домами, однако в 2015 году было объявлено о возобновлении использования Ржевки по назначению. Как бы то ни было, сейчас аэродром в реестре Росавиации не значится, билет с отправлением из Ржевки приобрести также невозможно.

Фото: citywalls.ru, ru.wikipedia.org, avsim.su

Андрей Вест,
Санкт-Петербург

Лесопарк «Сосновка» на севере Санкт-Петербурга располагается среди «спальных» районов. Это, пожалуй, самый большой лесопарк в черте города. Площадь — 302 га.

Издавна этот парк был любимом местом для дуэлей. Именно здесь в 1840 году стрелялся Лермонтов с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла (никто не пострадал, но именно за эту-то дуэль Лермонтова сослали на Кавказ).

До войны здесь находился общегородской лагерь Осоавиахима. Сюда со всего города съезжались на соревнования физкультурники и стрелки. Война не лучшим образом повлияла на Сосновку. Весь парк был изрыт окопами, траншеями, котлованами. Их и теперь еще можно найти на территории Сосновки. А иной раз в лесопарке находят и более зловещие следы войны – неразорвавшиеся снаряды.

В сентябре 1941 года, в срочном порядке была вырублена полоса леса в Сосновке, примерно по оси от водопроводной башни Политехнического института и нынешнего плавательного бассейна (ранее там располагался строительный карьер) в направлении Суздальских озер. Была раскорчевана почва, укатан грунт и засеян быстрорастущей травой-тимофеевкой для уменьшения пыли при взлете и посадке самолетов. Одновременно, в Озерках срочно расширялась, взлетно-посадочная полоса, существовавшего ранее аэродрома Осоавиахима (вроде ДОСААФ) и подготавливались наземные службы: склады, штабы, стоянки для самолетов, жилье для летного и технического состава, столовые, бани, укрытия на случай артобстрелов и многие другие важные службы обеспечения боевой деятельности авиации.

Строительство аэродрома здесь, было связано с тем, что с началом блокады, Ленинград потерял все крупные аэродромы, поэтому срочно потребовались новые аэродромы для базирования военной авиации.

Фронтовой аэродром в Сосновке строили инженерно-строительный батальон и отряд «стройармейцев», состоявший из мобилизованных девушек.

Историческая справка:

«С 1941 по 1945 год в лесопарке Сосновка (Выборгский район) действовал военный аэродром. В сентябре-декабре 1941 года была вырублена просека и построена взлетная полоса в направлении Суздальских Озер (Озерки). На аэродроме базировались 44-й бомбардировочный авиаполк (с 22.11.1942 – 34-й гвардейский), 159-й истребительный, 44-й истребительный (с 7.03.1942 – 11-й гвардейский), 26-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполк, 22-й отдельный авиаэскадрильи связи, 6-й транспортного авиаотряда, 38-й батальона аэродромного обслуживания (БАО). В их задачи входили сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, охрана ленинградского неба от налетов вражеской авиации и защита неба над «Дорогой жизни». доставка продовольствия в осажденный город.»

Недалеко от взлётно-посадочной полосы(ВПП), в годы войны возникло военное захоронение погибших военнослужащих аэродрома. Ныне Мемориальное кладбище.

А 23 февраля 1978 года у северной границе аэродрома, посередине бывшей ВПП был открыт памятник военным лётчикам.

И этот аэродром вошёл в историю ещё и тем, что именно сюда, в Сосновку,летом 1942 года была доставлена из города Куйбышева самолётом ЛИ-2, партитура (ноты) Седьмой симфонии Шостаковича, впоследствии названной «Ленинградской».9 августа Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета, оркестр под управлением Карла Элиасберга исполнил 7 симфонию в Ленинграде. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре 1941 г.. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Как я уже отметил, рядом с бывшим аэродромом находится мемориальное кладбище. Оно расположено чуть в стороне от аллеи, и гуляющие по аллее люди, зачастую даже не обращают на него внимание. Кладбище небольшое, 105 могил. По сравнению с Пискарёвским мемориалом (более 600 тысяч захороненных) совсем ничто. Но здесь похоронены Герои СССР Савушкин А.П. и Лихолетов П.Я., наземный и лётный состав бывшего аэродрома, погибшие в годы существования аэродрома. Смотрим.

Это последнее захоронение на этом кладбище. Лётчик Наконечный Николай Димидович был сбит в 1942 году, место его гибели было неизвестно, и только летом 1990 года, через 48 лет, поисковый отряд нашёл его, ещё ушло время на установление личности и захоронен он был 10 ноября 1990 года.

Во время войны, не было гастарбайтеров, была Дружба народов СССР. Ленинград защищали все национальности Великой страны.

Вот такое захоронение существует в парке отдыха жителей Санкт-Петербурга. Большинство отдыхающих в этом парке, и не подозревают, какими событиями богата его история. И напоследок, ещё кое-что.

Только в 2011 году стал известен еще один интересный факт из военной истории Сосновки: оказывается, летом 1942 года сюда перевели спецшколу №2, готовившую диверсионные отряды для забрасывания в тыл противника, а также для оставления в Ленинграде на случай захвата города. Начальник спецшколы Михаил Милош вспоминал: «Старшие в группе готовили тайники, получали взрывчатку и взрывные механизмы. Один из таких тайников под видом захоронения матери и двух ее сыновей был подготовлен на Шуваловском кладбище. Похороны были организованы по всем правилам. Были поп и дьякон, были фиктивные родственники (из наружного наблюдения), женщины под действием репчатого лука усердно плакали. Посторонних не было. После войны тайник изъяли».

Так что, жители Санкт-Петербурга и гости нашего города! Если Вам доведётся побывать в парке Сосновка, вспомните тех, кто защищал нашу свободу, а в память тех кто погиб, помолчите минуту у военного кладбища!

Они достойны нашей памяти и благодарности!

Современный вид бывшего аэродрома.

Белые берёзки на месте взлётной полосы, как часовые, хранят память о тех, кого уже нет.