Как проще относиться к учебе. Отношение к учебе


Последние лет пять у меня было очень двойственное отношение к дню Победы. С одной стороны, официоз, фальшь, глупость. С другой стороны, искреннее сопереживание тем уже далеким событиям.

После вчерашнего 9 мая эта двойственность практически исчезла. Сложился праздник, по стилистике и ритуалам мало чем отличающийся, например, от 8 марта. В женский день клянемся в любви к женщинам, а в день Победы окружаем заботой ветеранов. И в любви, и в заботе очень много показного и неискреннего. 9 марта женщины из принцесс почти одномоментно превращаются в тех, кто вместо мужчин «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»… А ветераны после праздника погружаются в привычное состояние по большей части одиноких стариков.

Если ритуальной принадлежностью 8 марта является мимоза, то для 9 мая такой принадлежностью стала георгиевская лента. Если 8 марта женщины стараются похвастать обновками своего гардероба, то на 9 мая взрослые и дети примеряют на себя наряды «аля солдатское обмундирование». Надо отметить, что дети очень симпатичны в солдатской форме, чего не скажешь о взрослых. Другими словами, для праздника дня Победы складывается своя атрибутика, которая существует в параллельном мире и не пересекающаяся с теми событиями, что случились более семидесяти лет назад. Поэтому нет ничего удивительного, что георгиевская лента это и конфеты, и тапочки, и автомобильные диски. Это никакое не кощунство, а просто в худшем случае отсутствие вкуса. Не более того. Так устроен человек, что как бы его не заставляли, он не может жить событиями семидесятилетней давности.

Единственная связующая нить с теми событиями живые участники войны. Время не обманешь. Их ряды резко поредели. Еще несколько лет и их практически не останется. Двойственность исчезнет. Верх возьмет официоз.Есть ощущение, что нынешней власти хочется, чтобы ветераны жили вечно. И власть можно понять. Без участников войны 9 мая окончательно превратится в аналог женского дня.

В начале 80-х годов 9 мая мы с маленькой дочерью ежегодно ходили к Большому театру, который был одним из мест встреч участников войны. Эти походы были искренним сопереживанием тем годам. Мы видели настоящих героев с россыпью боевых наград, а не с современными «цацками» за «боевые заслуги». Большинству из них было на тот момент всего 60 или чуть более лет. Они громко радовались встрече, пели, выпивали. Именно они помогли мне ощутить дух праздника Победы.

Вчера я бродил по местной площади, где традиционно собираются на день Победы. Было множество пожилых людей с разным количеством наград. Среди наград мало у кого была медаль «За Победу над Германией». Эта совсем не боевая медаль дает право считаться участником войны. Не сомневаюсь, что все эти старики прожили достойную и, возможно, тяжелую жизнь. Но они не участники войны, хотя им очень хочется быть причастной к ней. Ведь в этот день им уделяется столько внимания. Любому поколению стариков хочется внимания. Так уж устроена их жизнь.

Мой отец, который умер более пятидесяти лет назад. Проживи дольше, наверное, тоже бы считался ветераном Великой отечественной войны. Нужная медаль у него имелась. Но можно ли его считать участником войны?

«В период обучения в Академии проходил войсковую практику на Волховском фронте в течение декабря 1943 –января 1944 в 14 воздушной армии в должности механика по вооружению», - писал мой отец в своей автобиографии. Вот и вся его война. Тогда он не считал себя участником войны. Не знаю, как он повел бы себя, доживи до сегодняшнего времени.

Мне кажется, что «притягивание за уши» в ветеранов войны обесценивает подвиг тех, кто погиб или физически не дожил до сегодняшнего дня. У каждого времени свои герои, а история не терпит фальши. Особенно тогда, когда прошлое замена будущему.

Школьные годы не всегда оказываются чудесными. Если каждый день ваш ребенок собирается в школу, как на каторгу, с неохотой рассказывает, как прошел день, а на собраниях вы чувствуете себя не в своей тарелке, возможно, причина этого вовсе не в лени и плохом характере.

Психологи выделяют несколько причин неприязненного отношения к школе и учебе

Понимая, почему ребенок ищет любой предлог остаться дома, вы сможете решить сложную ситуацию.

Профиль класса/школы не отвечает склонностям ребенка

Не всем детям предметы даются одинаково хорошо. В гуманитарном классе технарю скучно, он искренне не понимает разницы между ямбом и хореем, а гуманитарий с ужасом ждет очередной контрольной в физико-математической школе.

Решение. Поговорите с ребенком, выясните, какие предметы ему нравятся, по каким выше успеваемость, пройдите тесты для определения его склонностей. Если он учится еще в начальной школе, запишите его в кружки разной направленности, пусть он найдет занятие по душе.

Ребенок психологически не готов к учебе

Такие дети хорошо развиты интеллектуально, но на уроках они постоянно отвлекаются, им трудно сосредоточиться, они постоянно опаздывают и не могут правильно организовать свое время, поэтому появляются проблемы с успеваемостью. Это признаки психологической неготовности к школе.

Решение. Мягко приучайте ребенка к дисциплине, формируйте у него чувство ответственности, создавайте положительный образ школы. Убедите, что школа – прерогатива взрослых, и ребенку очень повезло, раз он может ее посещать, теперь он большой. Часто помогает следующая тактика: внесите в выполнение домашнего задания элемент игры и делайте небольшие перерывы между разными предметами.

Многие родители отдают детей в школу в 6 лет – это не совсем правильно. У таких малышей часто адаптация проходит тяжело, поэтому, если есть возможность, лучше подождать до 7 лет.

Гиперактивность

Детям, у которых выявлен синдром дефицита внимания и гиперактивности, сложно учиться в школе, они с трудом сосредотачиваются на уроке, постоянно вертятся, быстро теряют интерес.

Решение. Для быстрой адаптации к школе ребенку с СДВГ необходима помощь психолога. Попросите учителя чаще вызывать непоседу к доске, привлекать к участию в различных мероприятиях. Дома в комнате, где ребенок учит уроки, не должно быть ни компьютера, ни телевизора.

Школьник не успевает отдохнуть

Подумайте, как вы встречаете ребенка после школы. Расспрашиваете об оценках и усаживаете за домашнее задание? Ведете сразу в музыкалку или спортивную секцию? Уставший ребенок либо выполняет уроки наспех, лишь бы от него отвязались, либо, наоборот, еле-еле перебирается от одного предмета к другому. Информация практически не усваивается, успеваемость падает, ребенок постоянно чувствует сонливость и усталость, мысль об учебе вызывает отвращение.

Решение. Обязательно давайте ребенку отдохнуть после школы час или полтора. Он должен полностью отвлечься от занятий – погулять, поспать, поиграть. Домашнее задание обычно чуть сложнее материала, пройденного на уроке, и требует свежей головы. Полноценно отдыхая, ребенок будет учиться с большим прилежанием и удовольствием.

Ленивый вундеркинд

Если ребенку все школьные предметы даются удивительно легко, то со временем он может начать наплевательски относиться к учебе, перестать делать уроки. От него можно услышать: «Это легкотня», «Я решу за пять минут и так» и т. д. В итоге желания идти в школу все меньше и меньше.

Решение. Отдайте ребенка в класс или школу с углубленным изучением предмета, который отвечает его природным склонностям, и он снова почувствует желание и интерес к учебе.

«Драмкружок, кружок по фото – это слишком много что-то…»

Родители, конечно, хотят дать своему малышу «все». Дополнительные занятия необходимы для разностороннего развития, но слишком плотный график не оставляет ребенку времени на то, чтобы отдыхать и как следует учиться. Школа, кружок, домашнее задание – вот уже пора ложиться спать, а ведь в некоторые секции и студии ребенок ходит и в выходные, то есть свободных дней у него просто не остается. Такого плотного графика не выдерживают даже взрослые. Родители ни за что не признаются, что сами устали водить ребенка то туда, то сюда.

Решение. Если ребенок мало отдыхает, из-за этого начались проблемы с учебой, психологи рекомендуют немедленно сократить дополнительные занятия. Выберите самый любимый кружок и только один вид спорта в сезон.

Мало контроля

Без присмотра дети часто поддаются соблазну и вместо того, чтобы делать уроки, они гуляют, смотрят телевизор или сидят в компьютере, пока родители не придут с работы. Домашнее задание в итоге делается кое-как, и ребенок, естественно, не хочет идти в школу, опасаясь низкой оценки.

Решение. Объясните ребенку, что учеба в школе, уроки – это его зона ответственности, что он как взрослый человек должен относиться к этому серьезно. Покажите, что в трудной ситуации вы придете на помощь. Система контроля обязана быть достаточно мягкой и постоянной и в то же время строиться на доверии. Не забывайте проверять дневник, спрашивать, как дела в школе, общаться с классным руководителем.

Конфликт в школе

Эта проблема обычно возникает в средних классах. Если у ребенка конфликт с одноклассниками или с учителем, он начинает искать любой предлог, лишь бы с ними не встречаться. Он притворяется больным, прогуливает занятия и т. д.

Решение. Здесь важно выяснить, что и почему произошло. Если вы подозреваете конфликт, выведите ребенка на доверительный разговор. Начните издалека: вспомните подобный случай из своего детства. После этого ребенок, скорее всего, сам захочет все рассказать. Поговорите с преподавателем, родителями одноклассников-участников конфликта, но ни в коем случае с самими ребятами – сделаете еще хуже. Обратитесь к школьному психологу, он даст профессиональный совет, исходя из ситуации. Если конфликт не разрешится, стоит подумать о переводе в другой класс или школу. Ваш ребенок должен понимать, что вы будете на его стороне, поддержите в любом случае. Выстраивайте доверительные отношения с ним, чтобы быть в курсе того, что происходит на самом деле в его жизни.

Отсутствие мотивации

Если для первоклассников учитель – царь и бог, то они серьезно относятся к учебе, стремятся получить хорошую оценку. По мере взросления желание учиться снижается, авторитет учителя падает, появляется много отвлекающих факторов.

Решение. Ставьте конкретные цели. Подумайте вместе с подростком: кем он хочет стать, где учиться после школы. При возможности посетите день открытых дверей выбранного вуза, совершите экскурсию на предприятие. Тогда подросток начнет относиться к учебе как к средству достижения поставленной цели.

Буря эмоций

Подросток переживает все события очень остро: неудача на экзамене, переезд, повторный брак родителей, первая любовь… Тут уж, понятно, не до учебы.

Решение. Если с самого начала у вас сложились доверительные отношения с ребенком, то он сам расскажет о своих проблемах, и вы сможете вовремя заметить кризис и поможете подростку с ним справиться. Если налаженного диалога пока нет, самое время сделать это: покажите, что ребенок может рассчитывать на вашу поддержку, ни в коем случае не говорите, что вам кто-то рассказал его секрет, и не выпытывайте, поделитесь подобной историей из своей жизни. Как только эмоциональная буря утихнет, проблемы с учебой исчезнут.

По какой бы причине ребенок не отлынивал от учебы, вы всегда должны быть на его стороне. Не спешите его ругать и наказывать, может оказаться, что истинные причины нежелания идти в школу, намного глубже, чем вы думаете. Спросите себя: знаю ли я, что происходит с моим ребенком в школе? интересно ли ему там? правильно ли выстроен его день? достаточно ли он отдыхает?

Честные ответы на эти вопросы помогут найти правильное решение проблемы.