Какие произведения созвучны несжатой полосе. «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова

1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

Вы, верно, не здешние? - сказала она.

Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

Вы приехали с вашими родными?

Никак нет-с. Я приехала одна.

Одна! Но вы так еще молоды.

У меня нет ни отца, ни матери.

Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

Позвольте спросить, кто вы таковы?

Я дочь капитана Миронова.

Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

Точно так-с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.

Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.

Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. - Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! Мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет.

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Н. А. Некрасов

Пояснение.

1.1.1. Судьба Гринева, осужденного - и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, - в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» - Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.

1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа - «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра - элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа – ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление – лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть – мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть – воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть – воображаемый ответ ветра. Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль – подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения – тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль - сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение – это аллегория, образ пахаря – это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство - хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня – пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

«Несжатая полоса» - одно из самых известных произведений, посвященных жизни и труду крестьян. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Несжатая полоса» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение датируют 1854 г., в печати оно появилось в 1856 г. в журнале современник.

Тема стихотворения – тяжелый труд хлебороба.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры «шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ», руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет».

Эпитеты «поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня» .

Сравнения – руки, «как плети».

История создания

История создания произведения тесно связана с детством поэта. Он вырос среди крестьян. Его отец-помещик был жесток к своим крепостным. Николай Алексеевич с ужасом и жалостью наблюдал за страданием людей и, в тоже время, восхищался их трудолюбием и силой. Порог отцовского дома поэт покинул рано, но увиденные картины навсегда запечатлелись в его памяти и стихотворениях.

Анализируемое произведение поэт написал в 1854 г. В это время он тяжело заболел и собирался отправиться за границу на лечение. Возможно, это и стало причиной того, что главный герой стихотворения болен. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».

Тема

Вопрос крепостничества остро стоял в первой половине XIX века, поэтому неоднократно поднимался в литературе. Н. Некрасов не мог остаться в стороне. В анализируемом произведении можно выделить широкую тему крестьянского труда времен крепостничества и частную - болезнь хлебороба. Для раскрытия их автор создал необычную систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер - связующее звено между ними.

Начинается стихотворение осенним пейзажем, который помогает создать печальную, неуютную атмосферу. И лес, и поля - все опустело, сбросило одежду. Даже грачи успели улететь. Посреди поля одиноко стоит несжатая полоса. Автор признается, что она «грустную думу наводит» .

Авторское внимание переключается на колосья, которые беседуют друг с другом. Они скучают, слушая осенние ветра. Грустно склонив головы, колоски купают зерна в пыли. Поэт характеризует зерна эпитетом «тучные» . Эта деталь подсказывает, что с полосы могли бы собрать хороший урожай. Пока же его собирают только прожорливые птицы.

Колосья удивляются, почему их не спешат забирать с поля. Они сравнивают себя с другими братьями по полю, находят, что не хуже них: «нет! мы не хуже других — и давно в нас налилось и созрело зерно» . С каждым днем колоски все больше удивляются, что пахарь не приходит за ними. Ответ на их вопрос приносит ветер. От его лица ведется рассказ о пахаре. Н. Некрасов сразу предупреждает, что вести ветра печальные.

Оказалось, что пахарь тяжело заболел. Он трудился, не жалея себя, но работа оказалась не по силам. Портрет крестьянина вызывает у читателя искреннюю жалость. Перед нами изнеможенный мужчина, который очень исхудал, не может ни есть, ни пить. Его тусклые очи подсказывают, что к крестьянину приближается смерть. В последних стихах Н. Некрасов коротко описывает еще здорового пахаря, который пел «заунывную песню».

Видимо, герой чувствовал, какой конец его ждет. Образы пахаря и нивы символические. Их можно толковать с точки зрения проблемы поэтического искусства. Под образом крестьянина скрывается умирающий поэт, который печалится о том, что не успеет собрать весь урожай на поэтической ниве.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика, так как в нем автор поднимает вопросы социального неравенства. Также в стихотворении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер - трехстопный дактиль. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : «шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ», руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет». Дополняются картины эпитетами - поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня» и сравнением - руки, «как плети» .

«Несжатая полоса» Николай Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса»

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса», в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

«Несжатая полоска» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество . Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.

«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину . Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно . Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Написанное в 1854 году стихотворение «Несжатая полоса» вновь обращает внимание читателя на бедственное положение крестьян. Особую грусть навевает не только образ изможденного крестьянина, не имеющего сил даже собрать урожай с последней полосы, но и настроение поэта, который в этот период тоже тяжело болел. Безысходность положения подчеркивается тем, что болезни, горести, и даже смерти простых людей оставались незамеченными.

Идиллическую картину поздней осени, когда деревья уже скинули листву, а птицы давно улетели в теплые края, нарушает одинокая полоса пшеницы, которую крестьянин не убрал по неизвестной причине. Осознание того, какую роль в жизни простых людей играет работа в поле, насколько важен для их жизни каждый колосок собранного урожая, наводит читателя на грустные мысли.

Использование такого литературного приема, как олицетворение, помогает автору оживить покинутый урожай и свободный, вездесущий ветер. Тугие колосья шепчутся между собой, вопрошая, почему их не убирают? При помощи повтора слова «скучно» автор усиливает ощущение безысходности, помогает осознать всю тяжесть сложившейся ситуации. При этом колосья не могут понять причины такого невнимания со стороны пахаря. Ведь и урожай богатый, и колосья «тучные», тяжелые.

Однако крестьянин так и не приходит, вследствие чего урожаю приходится выдерживать многие невзгоды:

Их бьет осенними ветрами;

Топчут пробегающие по полю зайцы и другие звери;

Колосья становятся пищей для птичьих стай.


И тут холодный ветер объясняет пшенице, что пахарь смертельно болен. Его руки, когда-то сильные, высохли и повисли «как плети», мощный голос, который нес народную песню над полями во время засеивания и уборки полей, пропал, глаза уже не видят, а сердце точит неизлечимая болезнь. Становится понятно, что крестьянин уже никогда не вернется на поле.

Анализ произведения

Критики сравнивали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Несжатая полоса» с народной песней. Этому способствует написание дистихом с использованием и мужской и женской рифмы. Дополняют ощущение народности стихотворения рефрены слова «скучно», олицетворения леса, колосьев и ветра. Многочисленные эпитеты навевают ощущение тоски и безысходности:

«грустная дума»;

«прожорливая птица»;

«печальный ответ»;

«больное сердце»;

«заунывная песня».


Противопоставление тучных зерен и высохших рук крестьянина усиливает осознание печального положения крестьян. Некрасов хорошо знал, что работа в поле, такая тяжелая и трудная, является единственной, которая позволяла русскому мужику прокормить семью. Только тяжелая болезнь или глубокая старость могли стать причиной того, что крестьянин не собрал весь урожай, а, значит, оставил жену и детей голодать.

История написания стихотворения

Детство Николая Алексеевича Некрасова прошло в именном поместье, в деревне Гришневе. Там, будучи ребенком, будущий писатель мог наблюдать истинное положение крестьян, их ежедневный тяжелый труд, полное бесправие. Всё это формировало у мальчика определённое отношение к существующему строю.

Отец писателя, военный в отставке, занимал должность исправника, в чьи обязанности входило усмирение крестьян, разрешение спорных ситуаций, наказание за провинности. Часто отец брал маленького Николая с собой, в результате чего мальчик собственными глазами мог видеть происходящее. Постоянные разборки с крестьянами, унизительные наказания и нежелание властей вникать в проблемы простых людей не смогли ожесточить сердце ребёнка. Наоборот, он всей душой переживал за простых людей, которые волею случая попадали в сложные жизненные ситуации.

Любовь к простому народу зарождалась в мальчике и во время игр с крестьянскими ребятишками. А запрет отца на эти игры воспитывали в юном Некрасове упорство и настойчивость. Эти черты характера писатель сохранил на всю жизнь.

Впервые острое чувство боли за простых людей было вызвано созерцанием бурлаков, тянущих баржу по Волге. Изможденные, стонущие люди всколыхнули в мальчике ощущение несправедливости и бессилия.

Те же эмоции Некрасов испытывал и дома, наблюдая за отношением отца к матери - горячо любимой мальчиком, прекрасно образованной, талантливой, умной, но глубоко несчастной женщине. Издевательства со стороны мужа Елена Андреевна сносила покорно, безмолвно, лишь изредка можно было наблюдать, как он плачет весь день, сидя за роялем. От матери будущий поэт научился терпению и покорности. Однако именно эти чувства, отраженные в творчестве писателя, явно указывают на обреченность и безысходность.

Бесконечная любовь к Родине, ее бескрайним просторам просматривается во всех произведениях Некрасова. Он красочно описывает любимые места, при этом противопоставляя красоты русской земли тяжелому положению ее народа.

Крепостное право в произведениях Некрасова

С ранних лет в писателе крепло чувство, что только свобода может стать решением проблем простого народа. Он выступал против крепостного права, был яростным приверженцем революционных идей, которые имели место в литературных кругах. Конечно, писать об этом открыто было невозможно, но Некрасов находил искусные способы донести до читателя нескладный уклад жизни крестьянина. И стихотворение «Несжатая полоса» яркое тому подтверждение.

Уже гораздо позже, после отмены крепостного права, Некрасов пришел к выводу, что обретенная свобода не стала спасением для крестьян. В результате проведенных изменений они лишились главного источника средств к жизни - земли. К сожалению, ничем иным зарабатывать крестьяне не умели, а что делать с обретенной свободой не знали. Часто в позднем творчестве Николая Алексеевича главными героями являются бывшие крепостные и слуги, которые сетуют о былых временах, с теплотой отзываются о прошлом.

Растерянность крестьян была понятна. Реформы не искоренили нарушение прав простого народа. Все еще наблюдается угнетение крестьян, повсеместно эксплуатируются люди, которым вернули право на свободу. В качестве таких пережитков крепостного права писатель указывает земельную кабалу, которая ставила крестьян в еще более тяжелое положение.

Но в 1854 году до реформ было еще далеко. Крестьяне оставались абсолютно бесправными. В стихотворениях автор указывает на то, что в некоторых поместьях крепостные завидовали скоту и собакам, которые жили намного лучше людей.

Непосредственное общение с простыми людьми сформировали наиболее правдивый образ мужика, на что указывали критики и современники писателя. К особенностям творчества Некрасова относят отсутствие мелодраматизма и изысканных подробностей, присущих литературе XIX века. Описание простыми, доступными словами жизненных ситуаций, свидетелем которых был сам автор, способствовали тому, что к середине 50-х годов он по праву назывался поэтом-гражданином.

Литературная деятельность писателя

Первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки», получил одобрение со стороны критиков, однако, сам Белинский говорил, что прозаиком Николай Алексеевич может стать посредственным, но вот стихотворение «В дороге» привело его в полный восторг. Критик пророчил начинающему автору великое будущее на литературном поприще. Идея произведения, основанная на противоборстве двух сторон, господ и бесправных крестьян, была близка Белинскому. Их совместная деятельность в «Современнике», а потом в «Отечественных записках» сблизила единомышленников, стала основой реформистских идей, которые пронизывали каждый выпуск издания. Именно Белинскому Некрасов был обязан культивированию и формированию мировоззренческих идеалов.

После смерти критика журнал изменил направление, следуя по пути, предпочтительному обществу. Это способствовало тому, что издание оставалось на плаву, однако реформистский дух утратило. Произведения, написанные в тандеме с А.Я. Панаевой, «Три страны» и «Мертвое озеро» занимали большую часть страниц «Современника», пользовались популярностью, однако, были признаны посредственными приключенческими романами.

Болезнь горла, выявленная у Некрасова в середине 50-х годов, навеяла на писателя грустные настроения и вернула в его творчество образ угнетенного народа. Отличительной особенностью произведений того времени является неприкрытая печаль, основанная на созерцании бесправия и лишений простого народа. Поездка в Италию и проведенное там лечение способствовало тому, что писатель с новыми силами приступил к работе. Данный период считают самым плодотворным в творчестве писателя. Он тонко чувствовал перемены в настроении общества, простых людей, что и отражал в литературе. Основной темой оставалась жизнь крестьян, их будни, надежды, стремления.