Какой ордер возглавил павел 1. Павел I Петрович

Долгое время в России хранились реликвии средневековых рыцарей, героев защиты средиземноморских островов Родос и Мальта. Три креста Великих магистров Мальтийского ордена были вручены российскому императору в дар за протекторат в период изгнания с Мальты. Почему Павел I и Мальтийский орден оказались так тесно связаны? И какую роль это сыграло в судьбе российского императора?

Какими бы ни были версии историков об истинных причинах увлечения православного императора Мальтийским орденом, многие исследователи сходятся на том, что рыцарская романтика привлекала сына Екатерины еще в молодости. Некоторые даже называли Павла I «последним рыцарем» своей эпохи. Мальтийский крест, белый цвет в котором означал целомудрие и рыцарскую честь, а четыре направления - благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание, даже оказался включен в систему российских государственных знаков. На гербе он поместился прямо на груди традиционного византийского орла.

Принять Мальтийский орден на территории России Павел I решил сразу, как только его члены стали искать протекции, предвидя наступающее пришествие Наполеона.

Мальта была сдана французскому императору без боя, и уже за несколько недель до капитуляции многие рыцари ордена пребывали в России. В 1798 году российский император был избран Великим магистром. Это не имело прецедентов в истории, поскольку человек православного вероисповедания не мог стать столь значительной фигурой в одном из главных католических духовных орденов. Но до сих пор Павел I c пометкой de facto включен в список Великих магистров Мальтийского ордена.

Орден Святого Иоанна Иерусалимского, который Павел I учредил в России, не мог органично встроиться в систему взглядов дворянского сословия. Для прогрессивной части общества он был странным анахронизмом. Члены многочисленных масонских лож не принимали его в силу разногласий по вопросам отношения к церкви. В среде консервативной части русского дворянства обращение православного императора к католическому рыцарству, тем более, вряд ли могло найти отклик.

Тем не менее, систему иерархии Мальтийского ордена Павел I частично слил с системой государственных чинов Российской империи. Реликвии госпитальеров (икона Филермской божией матери, частичка животворящего креста и правая рука Святого Иоанна) оказались в Гатчине, а потом и в Церкви Спаса Нерукотворного у Зимнего дворца. Мальту не просто официально приняли под протекторат, но даже намеревались сделать российской губернией, о чем поступил указ государя в Академию наук.

Форпост на Средиземном море был выгоден российскому императору геополитически. Поэтому ссылаться на одни только симпатии Павла I к средневековым рыцарским идеям в обосновании защиты Мальтийского ордена было бы в корне неверно.

Однако, уже с самого начала появления «мальтийцев» при дворе высшие чины Российской империи в еще большей степени перестали пытать симпатии к без того непопулярному Павлу I.

Убийство Павла I

Императора пытались убить несколько раз. Одним из первых раскрытых заговоров был заговор Канальского цеха в Смоленске. Материалы следствия были уничтожены, а участники группировки сосланы на каторгу, но сведения об этом сохранились в других источниках. Слухи о заговоре против царя распространялись в петербургских казармах и дворянских собраниях. После того, как Мальта перешла к англичанам, они стали все чаще находить общий язык со столичными и московскими масонами, которые были все более недовольны запретом на деятельность лож.

Играли свою роль и экономические факторы. Члены Мальтийского ордена стали кормиться с российских поместий. Российскому дворянству, в свою очередь, грозила потеря рынков сбыта в Англии. Поэтому в очередном заговоре против Павла I участвовали уже не только английский посол, но и глава тайной полиции Пален, и находившийся в доверительных отношениях с императором генерал Федор Уваров, и, по некоторым данным, Голенищев-Кутузов. Всего количество заговорщиков составило более сотни человек, которые представляли цвет российского дворянства. В марте 1801 года Павел I был убит в своей спальне. Историками не принято напрямую связывать убийство российского императора с его протекторатом над Мальтийским орденом.

Ксения Жарчинская

О персоне Павла Первого

Его законоучителем был Отец Платон (Левшин) — один из образованнейших людей своего времени, будущий митрополит Московский. Митрополит Платон, вспоминая об обучении Павла, писал, что его «высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен, и рассуждение ли или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны».

Образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Вот список книг, с которыми знакомился великий князь: произведения французских просветителей: Монтескье, Руссо, Д"Аламбера, Гельвеция, труды римских классиков, исторические сочинения западноевропейских авторов, произведения Сервантеса, Буало, Лафонтена. произведения Вольтера, «Приключения Робинзона» Д. Дефо, М.В. Ломоносов.

В литературе и театре Павел Петрович знал толк, но больше всего любил математику. Воспитатель С.А. Порошин высоко отзывался об успехах Павла Петровича. Он писал в своих "Записках":

"Если бы его высочество человек был партикулярный и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы по остроте своей весьма удобно быть мог нашим российским Паскалем".

Павел Петрович и сам чувствовал в себе эти способности. И как человек одаренный, он мог иметь обыкновенное человеческое желание развивать в себе те способности, к которым тянулась его душа. Но он не мог этого делать. Он был наследник. Вместо любимых занятий, он вынужден был присутствовать на долгих обедах, танцевать на балах с фрейлинами, заигрывать с ними. Атмосфера почти откровенного разврата во дворце угнетала его.

Прибывший из Англии известный доктор прививает оспу Павлу Петровичу. Перед этим проводит детальное обследование Павла. Вот его заключение:

"... я с радостью убедился, что великий князь был прекрасно сложен, бодр, силен и без всякого природного недуга. ...Павел Петрович... росту среднего, имеет прекрасные черты лица и очень хорошо сложен... он очень ловок, приветлив, весел и очень рассудителен, что не трудно заметить из его разговоров, в которых очень много остроумия".

Первая супруга наследника, Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская,умерла при неудачных родах.

Вторая жена, Мария Федоровна (Вюртембергская принцесса София- Доротея- Августа) родила Павлу Петровичу 10 детей, из которых лишь один умер в младенчестве, а из 9 оставшихся двое, Александр и Николай, сделались российскими самодержцами.

Когда в 1777 году у них родился первенец, Екатерина II нанесла сильный удар душе Павла Петровича - доброму семьянину и не дала ему стать счастливым родителем.

Екатерина II только издали показала родителям рожденного мальчика и унесла его к себе навсегда. Так же она поступила и с другими его детьми: сыновьями Константином и Николаем и двумя дочерьми.

Вскоре после смерти императора Павла Первого в Германии вышла первая в истории книга о нем. Вскоре появился и русский перевод - "Жизнь Павла Первого, Императора и Самодержца Всероссийского." Писанная на немецком языке Российской службы офицером (перевёл В.С. Кряжев). Москва, 1805, в привилегированной типографии Кряжева и Мея.

«С начала его царствования, – пишет автор, – мудрость подкреплялась властию, и народ, чувствовавший блаженство свое, любовью и благодарением жертвовал благотворителю своему. Благомыслие и великодушие были прирожденные ему добродетели и не могли затменены быть горячностью».

Политика Павла Первого:

Ослабление позиций дворянства - например, были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.

Манифестом о трёхдневной барщине Павел запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю.

Была отменена разорительная для крестьян хлебная повинность и прощена недоимка подушной подати.

Началась льготная продажа соли. Из государственных запасов стали продавать хлеб, чтобы сбить высокие цены. Эта мера привела к заметному падению цен на хлеб.

Было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже.

В губерниях было предписано губернаторам наблюдать за отношением помещиков к крестьянам. В случае жестокого обращения с крепостными губернаторам было предписано докладывать об этом императору.

Восприятие Павла потомками весьма предвзято. В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались в основном только негативные стороны его правления.

_______________________

На тему Мальтийского Ордена и его отношения к России мы можем порекомендовать роман "Мальтийская цепь" М.А.Волконского

Михаил Николаевич Волконский (1860—1917) — «русский Дюма», как называли его современники, написал более двадцати исторических романов и повестей. Представитель старинного рода, ведущего свое происхождение от Рюрика, князь Волконский был хорошо известен не только как непревзойденный романист, но и как талантливый драматург и издатель знаменитой «Нивы». В основе увлекательных произведений писателя — неофициальная история России, сплетающаяся из множества интриг, тайн, приключений и мистики. Роман «Мальтийская цепь» повествует о последних годах царствования Екатерины II и сменившем ее на троне Павле I, который обрисован автором весьма уважительно и благожелательно.

Аудиоверсия романа "Мальтийская цепь"

Наши представления о том периоде истории российских орденов, который приходится на краткое царствование Императора Павла I, до сих пор, в сущности, ограничиваются изложенным И.Г.Спасским в книге "Иностранные и русские ордена до1917 года", изданной еще в 1963 г. Здесь отмечено, что "в начинаниях Павла противоречиво сочеталось стремление вернуть ордена к их древним канонам с последовательной централизацией управления ими". Руководствуясь этими принципами, Павел объединил все ордена в единый Российский Кавалерский Орден,признав их только его "именованиями" или классами. В число российских орденов был включен раздававшийся в России в царствование Екатерины II от его имени орден Св. Анны, разделенный на три степени, но проигнорированы ордена Св. Георгия и Св. Владимира. Утвержденное Павлом I 5 апреля 1797 г. "Установление для Кавалерских Российских орденов" в основных своих положениях действовало до1917 г. Наряду с положительным значением этого документа, И.Г.Спасский отметил также и то, что после Павла проведенное им объединение орденов "всерьез не воспринималось и отразилось лишь в некоторых правилах награждений, ношения знаков и лент и т.д.".

Книга "Иностранные и русские ордена до 1917 г." представляет собой хорошо написанный научно-популярный очерк, а для этого жанра характерно обобщенный взгляд на предмет, без излишней детализации, что обусловливает использование довольно ограниченного круга источников. В него, как правило, не входят ни архивные документы, ни воспоминания современников, как раз те источники, которые подчас могут обогатить наше историческое знание весьма интересными деталями. В этом отношении представляют интерес документы Капитула Орденов, хранящиеся ныне в Российском Государственном Историческом архиве.

Странное впечатление оставляет сравнение орденских дел времен Екатерины II и Павла I. Тощие Павловские томики составляют резкий контраст с довольно объемистыми томами екатерининского времени. По мере ознакомления с самими документами это впечатление усиливается. Если Екатерининские именные указы Кавалерской Думе Военного ордена Св. Георгия и другие документы, за исключением автографов самой Императрицы, написаны четким писарским почерком, то так называемые "Именные указы Орденскому Капитулу" Павла I содержат в себе написанные скорописью документы, носящие иногда случайный характер.

О переменчивом характере Императора свидетельствуют находящиеся в этих делах письма генерал-адъютанта А.И. Нелидова Канцлеру Орденов князю А.Б. Куракину. 23 февраля 1798 г. он пишет: "Государь Император Соизволил указать препроводить приложенный при сем орден Святого Князя Владимира 4 й степени снятый с бывшего в войске донском Полковника Грекова"; а через четыре месяца, 1 июля 1798 г. - "Доставленные в Орденскую Канцелярию ордена снятые с подполковников Лейб казачьего полка Грузинова 2 го и войска донского Грекова, покорнейше прошу вашего Сиятельства приказать прислать ко мне оные, для возвращения к означенным подполковникам, кои прощены уже Его Императорским Величеством". Подполковник Грузинов 2 й - это, по-видимому, Петр, тот самый, который потом был казнен в Черкасске вместе со своим братом полковником Евграфом Грузиновым.

Характерные для Павла в определенных пределах справедливость и благородство демонстрирует указ Кавалерской Думе ордена Св. Георгия 24 ноября1796 г. "Флотской Артиллерии Капитану третьего ранга Каспару Вюльфингу, у коего пожалованная ему при отставке за тяжкими ранами из Кавалерской думы пенсия, по триста рублей на год, остановлена по причине что он получал некоторое от болезни облегчение, из усердия своего вступил таки в службу и определен к делам в Адмиралтейской Коллегии, повелеваем ту пенсию производить по смерть его неотъемлемо".

Документы свидетельствуют и о том, что вначале царствования Павла I продолжалось назначение пенсий из процентов с капитала ордена Св. Георгия. Так, указом 29 ноября 1796 г.: "Прапорщику Ивану Никитину, НАШЕЮ Военною Коллегиею от полевой службы, сего года Октября 12, уволенному за ранами во время минувшей Шведской войны полученными; всемилостивейше повелеваем производить по смерть пенсию по Чину Его, из процентов военным Орденом от Капитала его приобретаемых". Тем не менее, сам орден Св. Георгия оказался в опале. От окончательного уничтожения его спасла Е.И. Нелидова, та самая, о которой А.С. Шишков написал: "О, если бы при царях, а особливо строптивых и пылких, все были Катерины Ивановны!". Причем спасала она орден дважды.

Первый раз это случилось в конце 1796 г.,когда Император решил отменить орденский праздник 26 ноября. Узнав об этом, она 24 ноября написала ему письмо - замечательный образец эпистолярной публицистики. Дважды опубликованное в конце XVIII столетия, оно позднее как-то выпало из внимания историков-фалеристов, поэтому приведу его целиком: "Узнаете ли вы голос той, которая всегда была другом вашей славы, и отвергнете ли вы ее усердие в обстоятельствах, которые она считает к ней прикосновенными? Я побоялась чтобы то, что я слышала на счет ордена, единственного утешения и награды стольких людей, столько раз проливших кровь свою за отечество, было правдою, и я попросила человека, которому я доверяю, словом г. Плещеева, заехать ко мне: я хотела чрез него передать вам мои желания, и сердце мое, кроме того, внушило мне написать к вам. Именем Бога, государь, да не выкажет ваше величество неуважения, да не обнаружите вы пренебрежения к ордену, установленному для того, чтобы награждать усердие и храбрость ваших подданных. Подумайте, государь, о том, что в течение долгого времени этот знак отличия был наградою за пролитую кровь, за члены, истерзанные на службе отечеству. Сжальтесь над столькими несчастными, которые утратили бы все, увидев, что их государь оказывает презрение тому, что составляет их славу, свидетельствуя о их мужестве. Если вы, государь, имеете намерение упразднить этот орден, - вы, переставая возлагать его на ваших подданных, тем самым упраздните его, но до того времени удостойте почета носящих его, становясь при случае во главе их. Ваше величество можете найти разные предлоги, чтобы самому им не украшаться, как, например, тот, что вы не успели его заслужить, так как обстоятельства не дали вам к тому случая, при чем вы, умея ценить заслуги тех, которые его носят, все-таки можете поставить в удовольствие доказать им ваше уважение вашим присутствием. Простите меня, государь, если мое усердие нескромно; но пока я буду принимать к сердцу вашу славу, и пока любовь к вам ваших верноподданных будет предметом моих желаний для вас, я буду считать моим долгом раскрывать вам мое сердце на счет всего, что может касаться лично вашего императорского величества. В таких чувствах относительно моего государя считаю я долгом жить и умереть".

Во второй раз - в дни коронации в апреле 1797г. Изначально в утвержденное 5 апреля 1797 г. "Установление для Кавалерских Российских орденов" были включены статуты лишь орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Св. Александра Невского и Св. Анны, а об орденах Св. Георгия и Св. Владимира было сказано лишь, что суммы, ранее выделявшиеся на их содержание, "должны тотчас вступить под управление Российского Кавалерского Ордена силою сего Статута учреждаемого, с тем, чтоб действительно ныне получающие пансионы пользовалися ими по смерть их, на ваканции же вновь не помещая, обратить уже все остающияся суммы на сие Наше установление". Вновь Е.И. Нелидова ходатайствовала у Императора за сохранение ордена и добилась того, что 14 апреля состоялся особый указ, которым провозглашалось, что "орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия остается на прежнем своем основании, как и Статут его".

Для ордена наступил период какого-то полу существования. Награждения им не производились, хотя прошения о выдаче ордена за выслугу лет еще продолжали поступать в Капитул. На одно из таких прошений, поданное генерал-майором Кноррингом, 20 ноября 1797 г. последовал категоричный ответ: "Не получая прежде ордена Святого Георгия, теперь еще менее иметь его вы можете, по той причине, что оный более не дается". Тем не менее, Высочайшим повелением 31 декабря 1797г. был установлен орденский костюм, состоящий "в оранжевом бархатном супервесте, с черными широкими на переди и сзади бархатными же крестами, обшитом вокруг золотою с канителью бахромою", который кавалеры должны были надевать для участия во всех орденских праздниках при Дворе. Их участие в этих праздниках зафиксировано в "Камер-фурьерском церемониальном журнале", причем обращает на себя внимание тот факт, что при выходе во время этих праздников кавалеры ордена Св. Георгия шли первыми , то есть этот орден при Павле I считался самым младшим из российских орденов. Только в 1800 г. день 26 ноября при Дворе празднован не был. Нетрудно заметить, что Павел действовал именно так, как советовала ему Е.И. Нелидова.

Примечательно, что "Камер-фурьерский церемониальный журнал" при описании различных орденских церемоний нигде не упоминает Владимирских кавалеров - этот орден был уничтожен Павлом безусловно.

Впрочем, иногда у Павла все-таки прорывалось его пренебрежение Военным орденом. Н.А. Саблуков в своих записках рассказывает, что П.В. Чичагов, ставший впоследствии при Александре I морским министром, "должен был отправиться под арест за резкий, почти дерзкий ответ императору. Однако Чичагов воспротивился этому приказанию и не хотел идти под арест, ссылаясь на привилегии, связанные с георгиевским крестом, кавалером которого он состоял. Взбешенный этим сопротивлением, император велел сорвать с него георгиевский крест, что и было исполнено без всякого колебания дежурным генерал-адъютантом Уваровым".

Вернемся, однако, к томам орденских дел времени царствования Павла I ипопытаемся объяснить такое странное их содержание.

По-видимому, Император, стремившийся сам во все вникнуть и везде навести порядок, просто не имел возможности посвящать больше времени орденским делам: подсчитано, что во время царствования Павла I издавалось в среднем 42 законодательных акта в месяц. Надо полагать, что "Установление для Кавалерских Российских орденов" было разработано им еще до вступления на престол, об этом косвенно свидетельствует упомянутый в "Записках графа Е.Ф. Комаровского" факт награждения 2-й степенью ордена Св. Анны уже в день смерти Екатерины II, хотя официально эта степень была введена только 5 апреля 1797 г.: "В тот день, как императрица занемогла, в карауле стоял Семеновский полк, а в день ее кончины Измайловский, и капитан был П.А. Талызин, мне хотелось с ним видеться, и я зашел в караульню; мы обнялись и оба заплакали, равно и все бывшие в карауле офицеры. Я увидев на столе Анненский крест, на узкой ленте, спросил у него, что это значит. Он мне отвечал: "сейчас мне принесли, и сказали, что это второй класс Анненского ордена, которым император меня пожаловал, и что оный должно носить на шее". Прежде мы знали только ленту со звездою сего ордена". Можно согласиться с Н. Я. Эйдельманом, справедливо указавшего на то, что "воля императора опережала действующие законы, и часто задним числом оформлялись уже совершившиеся деспотические действия", но изготовление орденских знаков требует времени и значит, они были заготовлены заранее.

Зная особое пристрастие Павла к порядку, неожиданно видеть в делах Орденского Капитула указы о награждении нижних чинов "орденом Св. Анны 4-йстепени", собственноручно им подписанные. Эта степень появится у ордена только через 20 лет, а здесь конечно имеется в виду солдатский Знак отличия, "аннинская медаль", как его сейчас называют. Таким образом, Император сам не всегда следовал установленным им же законам и правилам.

Есть и еще одна причина объясняющая малочисленность документов этого времени - чиновники Капитула просто боялись какой-либо инициативой вызвать на себя гнев Императора. При его характере вспышку гнева, чреватую серьезными последствиями для провинившегося, могла вызвать любая мелочь. Поэтому, стоя перед выбором быть наказанным либо за бездеятельность, либо за усердие не по разуму, они предпочли заниматься написанием только самых необходимых бумаг.

Конечно, в XVI или XVII веке уже не носили доспехов и сражались не мечами, а более легким оружием. Но флот мальтийского ордена оставался по-прежнему мощной силой; он был бичом для Османской империи, и с ним приходилось считаться другим государствам. Союза с мальтийским орденом искали многие страны, в том числе и Россия.

Первым из русских послов на Мальте побывал при Петре 1 Б.П.Шереметев. с почетом принятый в Ла-Валетте. В дальнейшем Россия и Мальта регулярно обменивались посланиями по поводу вступления на российский престол императоров и императриц или избрания очередных Великих магистров ордена. Екатерина 11 посылала на Мальту российских офицеров для морской практики на кораблях ордена. Однако особенно тесные отношения мальтийского ордена и России завязались при Павле I.

После французской революции в конце XVIII века многое изменилось в жизни мальтийского ордена. Орден почти полностью утратил последние европейские владения, а находились они, в основном, во Франции. Даже парижский замок Тампль, перешедший мальтийским рыцарям от храмовников, больше им не принадлежал.

Революционные идеи проникли к тому же и на сам остров, коренное население откровенно выказывало недовольство тем, что Мальтой вот уже столько веков владеет дряхлеющий рыцарский орден. Даже среди самих рыцарей появились разделяющие революционные убеждения.

И наконец, орден ожидал еще один, самый страшный удар: в 1798 году, по пути в Египет, к Мальте подошел флот Наполеона. Орден, слывший до этого непобедимым, сдался в течение одного дня. Многие из коренных мальтийцев, служившие на острове солдатами и матросами, изъявили желание пополнить французскую армию и отправиться с Наполеоном в египетский поход. Великому магистру и всем рыцарям победитель предписал покинуть Мальту.

Новый приют орден нашел ни где-нибудь, а в столице России Санкт-Петербурге. Уже за год до наполеоновского вторжения у мальтийцев был в русской столице Великий приорат, они получили от Павла I великолепный дворец на Садовой улице, большие денежные средства.

Увлекающийся русский император был большим поклонником мальтийского ордена и его давних рыцарских традиций. В цвета мальтийских рыцарей он одевал даже своих лакеев. Когда орден изгнали с острова, его капитул был перенесен в Санкт-Петербург, а сам русский император избран Великим магистром, поскольку прежний глава мальтийцев подписал акт об отречении. После своего избрания Павел даже ввел мальтийский рыцарский крест в государственный герб России.

Мальтийский орден, казалось бы, завоевывал в России все более прочные позиции. Это был еще один затейливый и необычный виток в долгой его истории. Новый Великий магистр-император щедро награждал орденскими знаками русских офицеров, становившихся таким образом членами ордена. В числе первых русских рыцарей мальтийского ордена был А.В.Суворов.

Однако, как вскоре выяснилось, Мальту орден потерял навсегда. В 1800 году его захватила Англия и не собиралась возвращать прежним владельцам. А вскоре, со смертью Павла I в 1801 году, стали рваться и те нити, что связывали мальтийский орден с Россией.

Александр I, сменивший прежнего императора на престоле, не пожелал сменить его и на оставшемся вакантном месте Великого магистра. Правда, поначалу он провозгласил себя покровителем ордена, но через два года сложил с себя эту обязанность. Знак ордена был убран из русского герба еще в 1801 году. В 1811 году отошел к казне дом, которым владел в Петербурге орден, а дела его сдали в архив.

Потеряны были и последние остатки владений ордена в других странах; эти страны спешно захватывали их, не заботясь уже ни о каких формальностях. В конце концов резиденция могущественного некогда рыцарского братства, с которым считались короли и императоры, и полностью утратившего свое значение, обосновалась в Риме, поближе к папскому престолу.

Но, несмотря на все превратности судьбы, орден госпитальеров, называющихся также иоаннитами, а также родосскими или мальтийскими рыцарями, существует, подобно тевтонскому ордену, и по сегодняшний день. Отделения его есть в Англии, Германии, Швейцарии, действуют музеи ордена. Членами состоят несколько тысяч человек, преимущественно потомственных аристократов. Однако с 1961 года в него могут вступать и лица незнатного происхождения. Нетрудно подсчитать: ни много ни мало - почти девять веков живет рыцарский орден, основанный раньше всех других.

Самодержавие император Павел 1 признавал лучшей формой правления, соединяющий в себе силу законов и скорость власти одного лица.

Реформы Павла I не были скоропалительные и незрелы . Устраненный полностью своей матерью от участия в управлении государством, все свое свободное время наследник посвящал изучению права, экономики, положению дел в государстве. За годы вынужденного бездействия он подготовил продуманную программу реформирования России, которую начал спешно реализовывать при своем восшествии на престол, реализовал энергично и стремительно, будто чувствовал, что ему времени отпущено мало.

Регламентирующее начало коснулось и церкви. Расширяется власть вышестоящих иерархов на подчиненных им лиц. Ассигнуется значительная сумма для поддержки главной российской святыни - Троице-Сергиевской лавры. В Петербурге и Казани открываются духовные академии, церковь оставалась составной частью государственных учреждений, могла «учить понятию о Боге в прямом смысле, а не по суеверию». Павел I значительно улучшает материальное положение духовенства, способствуя поднятию нравственного уровня и авторитета его в народе. По его личному почину Святейший Синод вводит награждение духовенства золотыми наперсными крестами. До революции на обратной стороне синодального креста стояла буква «П» - инициал имени Императора Павла Петровича . Он же первым награждает духовенство светскими орденами, открывая тем для духовного сословия доступ к потомственному дворянству.

Павел всеми силами и средствами стремился доказать, что честь и благородство - категории вечные и не может быть таких времен, когда они утрачивают свою ценность. А если такие времена и наступают, то дело правителя исправить ситуацию, истребляя всяческую нечистоту. Одним из ярчайших деяний, предпринятых Государем в этом направлении было приобщение, как его самого, так и его подданных к традициям древнего мальтийского ордена.

§5. Император Павел I и Мальтийский орден

Закрывая масонские ложи, государь предусмотрительно позаботился о создании им альтернативы, способной уже на созидательных христианских началах заполнить досуг в светской общественной жизни. Поскольку в «романтический ХVIII век» люди вступали в ложи, часто лишь отдавая дань моде, проводя свободное время и увлекаясь более внешней, ритуально стороной с ее рыцарской символикой, чем туманной для непосвященного масонской идеей, то император Павел учредил Великое Русское Православное Приорство древнейшего рыцарского Ордена Иоанна, Крестителя Господня.

Здесь необходимо отметить, что причиной принятия Павлом 1 титула Великого Магистра (что так же явилось развитием политики его матери) было его глубочайшее понимание высокого Служения идеи Православного Самодержавия. Возглавив древнейший в Европе рыцарский орден, объединявший в себе цвет всей европейской аристократии, Павел 1 стремился показать миру издревле признаваемое христианством служение императора как Вселенского Базилевса, и как Удерживающего тайну беззакония, равно как и «Внешнего Епископа Церкви», объединявшего народы для противостояния богоотступничеству (апостасии). Амвросий, архиепископ Казанский, в своем слове об императоре Павле сказал: «Приняв звание Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского, ты открыл в монаршеской особе своей общее для всех верных чад Церкви Прибежище покров и заступление».

Ныне некоторые богословствующие писаки проявляют ревность не по разуму, объявляя мальтийский крест - масонским (а порою и сатанинским) символом, находя его связь со свастикой III Рейха . По-видимому, авторы малосведущие в истории развития и традиций употребления древнехристианской, византийско-русской и западноевропейской духовной символики.

Мальтийский крест имеет свои прообразы в Священном Писании. Библейский праотец и патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, - говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего» . Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, - пишет святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» .

Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, это форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, обосновавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича - покровителя мальтийцев. Так появилось наименование - «мальтийский крест».

Именно такая форма Святого Креста определила высшую великую награду Российской Империи - Георгиевский Крест. Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами». Наивно полагать, что все его награжденные были масонами.

Покровительство Ордену было обусловлено и стратегическими интересами: имея военную базу на острове Мальта, Россия получала выход на Средиземное море.

Сам же Орден, от начала имевший антимасонскую направленность, на момент принятия Павлом 1 предложенного ему самими Мальтийцами титула Великого Магистра уже не был ни чисто католическим (поскольку с вхождением в орденские владения в конце ХУ11 столетия Острожского майората, в Орден уже был открыт доступ Православным христианам), ни чисто монашеским, так как уже ранее многие рыцари получали разрешение от обета безбрачия, т.е. перестали быть монахами.

Рыцари Иоанниты имели право самостоятельно избирать Магистра, который обладал не только духовным саном, но и титулом светского монарха. Титул светлейшего владетельного князя вручался не от Папы, а от Императора Священной Римской Империи, коим являлся германский император. По сути дела, Папа лишь формально утверждал избранного рыцарями Магистра, и император Павел 1 мог обращаться за утверждением своего избрания к Папе Пию не как к духовному главе католического мира, а как юридическому светскому владетелю (владетелю «Патримония святого Петра» по, так называемому, «Константинову дару» - завещанию, оставленному якобы святым равноапостольным императором Константином Великим для Римской кафедры), отдавая дань древним традициям Ордена. Кроме того, император, будучи православным христианином, окончательно отметил с установлением Великого Российского Приорства и освобождением всех рыцарей от обета безбрачия былой статус Ордена как духовного, монашеского и католического и превратил его в рыцарско-корпоративный.

Государь хотел модифицировать Мальтийский Орден, в своего рода, политическую партию, целями которой было бы претворение в жизнь благородных идеалов христианства и служение ближнему по заветам Спасителя. Через несколько десятилетий, после его гибели эти идеи частично реализовались в создании Международного Красного Креста.

Такими необычными мерами император Павел 1 стремился укрепить, как он полагал, Православную Церковь и преодолеть разрыв между Церковью и обществом, возникший после Петровского Духовного Регламента. Обмирщению - общества было также противопоставлено единство духовного и государственного начал в Ордене, где дворяне приносили рыцарские обеты служения Церкви и Государю .

Закрывая масонские ложи, государь предусмотрительно позаботился о создании им альтернативы, способной уже на созидательных христианских началах заполнить досуг в светской общественной жизни. Поскольку в «романтический ХVIII век» люди вступали в ложи, часто лишь отдавая дань моде, проводя свободное время и увлекаясь более внешней, ритуально стороной с ее рыцарской символикой, чем туманной для непосвященного масонской идеей, то «император Павел учредил Великое Русское Православное Приорство древнейшего рыцарского Ордена Иоанна, Крестителя Господня» Сорокин Ю. А. Павел I и "вольные каменщики" / Ю. А. Сорокин // Вопросы истории. - 2005. - №11. - С. 20..

«Причиной принятия Павлом 1 титула Великого Магистра (что так же явилось развитием политики его матери) было его глубочайшее понимание высокого Служения идеи Православного Самодержавия» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 88.. Возглавив древнейший в Европе рыцарский орден, объединявший в себе цвет всей европейской аристократии, Павел 1 «стремился показать миру издревле признаваемое христианством служение императора как Вселенского Базилевса, и как Удерживающего тайну беззакония, равно как и «Внешнего Епископа Церкви», объединявшего народы для противостояния богоотступничеству (апостасии). Амвросий, архиепископ Казанский, в своем слове об императоре Павле сказал: «Приняв звание Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского, ты открыл в монаршеской особе своей общее для всех верных чад Церкви Прибежище покров и заступление»» Сорокин Ю. А. Павел I и "вольные каменщики" / Ю. А. Сорокин // Вопросы истории. - 2005. - №11. - С. 22..

«Мальтийский крест имеет свои прообразы в Священном Писании. Библейский праотец и патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, - говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего». Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, - пишет святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу». Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, это форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, обосновавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича - покровителя мальтийцев. Так появилось наименование - «мальтийский крест». Именно такая форма Святого Креста определила высшую великую награду Российской Империи - Георгиевский Крест. Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами». Наивно полагать, что все его награжденные были масонами» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 45-46..

Покровительство Ордену было обусловлено и стратегическими интересами: «имея военную базу на острове Мальта, Россия получала выход на Средиземное море.

Сам же Орден, от начала имевший антимассонскую направленность, на момент принятия Павлом 1 предложенного ему самими Мальтийцами титула Великого Магистра уже не был ни чисто католическим (поскольку с вхождением в орденские владения в конце ХУ11 столетия Острожского майората, в Орден уже был открыт доступ Православным христианам), ни чисто монашеским, так как уже ранее многие рыцари получали разрешение от обета безбрачия, т.е. перестали быть монахами» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 91..

Рыцари Иоанниты имели право самостоятельно избирать Магистра, который обладал не только духовным саном, но и титулом светского монарха. Титул светлейшего владетельного князя вручался не от Папы, а от Императора Священной Римской Империи, коим являлся германский император. «По сути дела, Папа лишь формально утверждал избранного рыцарями Магистра, и император Павел 1 мог обращаться за утверждением своего избрания к Папе Пию не как к духовному главе католического мира, а как юридическому светскому владетелю (владетелю «Патримония святого Петра» по, так называемому, «Константинову дару» - завещанию, оставленному якобы святым равноапостольным императором Константином Великим для Римской кафедры), отдавая дань древним традициям Ордена. Кроме того, император, будучи православным христианином, окончательно отметил с установлением Великого Российского Приорства и освобождением всех рыцарей от обета безбрачия былой статус Ордена как духовного, монашеского и католического и превратил его в рыцарско-корпоративный» Сорокин Ю. А. Павел I и "вольные каменщики" / Ю. А. Сорокин // Вопросы истории. - 2005. - №11. - С. 29..

«Государь хотел модифицировать Мальтийский Орден, в своего рода, политическую партию, целями которой было бы претворение в жизнь благородных идеалов христианства и служение ближнему по заветам Спасителя. Через несколько десятилетий, после его гибели эти идеи частично реализовались в создании Международного Красного Креста» Сергеев В.И. Павел I: гроссмейстер Мальтийского ордена / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 120..

Такими необычными мерами император Павел 1 стремился укрепить, как он полагал, Православную Церковь и преодолеть разрыв между Церковью и обществом, возникший после Петровского Духовного Регламента. Обмирщению - общества было также противопоставлено единство духовного и государственного начал в Ордене, где дворяне приносили рыцарские обеты служения Церкви и Государю.