Капитан дальнего плавания анна ивановна щетинина. Шкипер в шляпке

"Морские волки" в Гамбурге в 1935г. были в крайнем изумлении, когда из Советской России принимать новый пароход "Чавыча", бывший "Хохенфельз", прибыла женщина - капитан. Мировая пресса гудела.

Было ей тогда 27 лет, но по словам инженера Ломницкого, нашего представителя в Гамбурге, выглядела она по крайней мере на 5 лет моложе.

Родилась Анна Ивановна во в 1908г. на станции Океанская. Море плескалось недалеко от её дома и манило её с детсва, но для того чтобы исполнить свою мечту и добиться чего-нибудь в суровом мужском мире моряков, ей надо было стать не просто лучшей, на порядок лучшей. И она стала лучшей.

После окончания судоводительского отделения морского техникума, её посылают на , где она начинает свою трудовую деятельность простым матросом, в 24 года она штурман, в 27 - капитан, всего за 6 лет работы.

Командовала "Чавычей" она до 1938г. В суровых штормовых водах Охотского моря. Успела прославиться ещё раз, когда в 1936г пароход попал в ледовый плен тяжёлых льдов.

Только благодаря находчивости капитана, не сходившего за всё время ледового плена с капитанского мостика, и слаженной работы команды, они смогли выбраться из него без повреждений судна. Это было сделано ценой титанических усилий, при этом у них почти закончилось продовольствие и вода.

Первый пароход капитана Анны Щетининай "Чавыча"

А в 1938г ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. Это в 30-то лет. С этой задачей она тоже справилась блестяще, всего за полгода. Одновременно она поступает в институт водного транспорта в Ленинграде, успешно закончивает 4 курса за 2,5 года, а потом началась война.

Её командировали на Балтийский флот, где она под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила неселение Таллина, перевозила продовольствие и оружие для армии, курсируя по Финскому заливу.

Затем опять Дальневосточное пароходство и новое задание - походы через Тихий океан к берегам Канады и США. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода "Валерий Чкалов".

Много славных дел на счету Анны Ивановны Щетининой, она командовала большими окенскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм.Невельского во Владивостоке.

Сейчас это Морской государственный университет им. адм. Невельского.

Была организатором "клуба капитанов" во Владивостоке и председателем жюри на фестивалях туристической песни, переросших, при ее активном участии, в знаменитый на Дальнем Востоке фестиваль авторской песни "Приморские струны", она писала книги о море и учебники для курсантов.

Её заслуги были высоко оценены капитанами за рубежом, ради неё известный австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил вековую традицию и не только пригласили женщину в свой клуб, но и предоставили ей слово на форуме капитанов.

А во время празднования 90-летия Анны Ивановны, ей вручили поздравление от имени капитанов Европы и Америки.

Анна Шетинина - герой Социалистического труда, Почётный житель Владивостока, Почётный работник Морского флота, член союза писателей России, Почётный член географического общества СССР, член комитета Советских женщин, Почётный член ассоциации Дальневосточных капитанов в Лондоне и т.д.,неуёмная энергия этой женщины, её героизм были высоко оценены на Родине - 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, Трудового Красного знамени и множеством медалей.

Ушла из жизни Анна Ивановна в 91 год и была похоронена на морском кладбище Владивостока. Город не забыл эту удивительную женщину.

В Морском университете, где она преподавала, создан музей её памяти, её именем назван мыс на полуострове Шкота, недалеко от дома, где она жила, разбили сквер её имени и т.д.

Потом пришли другие женщины-капитаны, но она была первой.

О себе она говорила -

Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!

По материалам Тониной Ольги Игоревны:-http://samlib.ru/t/tonina_o_i/ussr_navy_women_002.shtml


Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года
на станции Океанской под Владивостоком. Отец Иван Иванович (1877-1946)
родился в селе Чумай Кемеровской области Верхне-Чубулинского района,
работал (1908 год и далее) - стрелочником, лесником, рабочим
и служащим на рыбных промыслах, плотником и комендантом дач в
Облотделе НКВД. Мать Мария Философовна (1876) из Кемеровской области.
Брат Владимир Иванович (1919) родился во Владивостоке, работал мастером
цеха Авиазавода на ст. Варфоломеевка Приморского края.
В 1919 г А.И. Щетинина начала учиться в начальной школе в Садгороде.
После вступления Красной Армии во Владивосток школы были реорганизованы,
и с 1922 года Анна Ивановна училась в единой трудовой школе на станции Седанка,
где в 1925 г. окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское
отделение Владивостокского морского техникума. Во время учебы в техникуме
работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете техникума.
Она постоянно находилась в работе и никогда не боялась "черной" работы.
В период обучения плавала учеником на п/х "Симферополь" и о/с "Брюханов"
Дальрыбы, матросом на п/х "Первый краболов". В 1928 году вышла замуж за
Николая Филипповича Качимова, который работал радистом на судах рыбной
промышленности, впоследствии начальником Радиослужбы рыбной
промышленности во Владивостоке.

После окончания техникума Анна Ивановна была направлена в Акционерное
Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса до капитана всего за 6 лет.
Работала она и на шхуне "Охотск". После окончания техникума Анна Ивановна
была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса
до капитана всего за 6 лет. Работала она и на шхуне "Охотск" .
В 1932 году, в возрасте 24 лет, Анна получает штурманский диплом.
В 1933 или 1934 году она принимает у А.А. Качаравы (будущего командира
парохода "Сибиряков", вступившего в 1942 году в бой с "карманным"
линкором "Адмирал Шеер") дела в должности старшего помощника капитана
парохода "Орочон", принадлежавшего Акционерному камчатскому обществу. Качараве
было тогда 23 или 24 года. Анна Щетинина, которая на четыре года старше него,
уважительно обращалась к нему -- "Анатолий Алексеевич".

Первый рейс Щетининой в качестве капитана (1935 год . Ей уже или
всего 27 лет.) - перегон парохода "Чавыча" из Гамбурга на Камчатку
- привлек внимание мировой прессы. Анна Ивановна приняла купленный
в Германии грузовой пароход "Хохенфельз", получивший новое название "Чавыча".
Ремонт судна на верфи "Ховальдсверке" закончился в начале лета,
и оно ушло в СССР. 15 июня 1935 г. пароход прибыл в Одессу.
Через месяц, 16 июля 1935 года, он с 2 800 т грузов, среди которых
находилось оборудование для строившейся в Петропавловске судоремонтной
верфи, убыл на Камчатку. Путь сюда из Черного моря занял пятьдесят
восемь суток. Утром 12 сентября 1935 года "Чавычу" торжественно встречали
в порту Петропавловска. После небольшого ремонта пароход проследовал
на комбинаты побережья: начались его многолетние повседневные рейсы со
снабженческими грузами и пассажирами.
В середине декабря 1935 года "Чавыча" находилась в Митоге. Сильнейший шторм,
пронесшийся над комбинатом, разрушил многие здания и сооружения. К счастью,
обошлось без жертв. 14 декабря судно передало на берег продовольствие и теплую
одежду для пострадавших.
В феврале Зимой 1936 г. "Чавыча" в течение одиннадцати суток
была затерта льдами в районе Олюторского рыбокомбината. За время
вынужденного дрейфа подошло к концу продовольствие. Моряки сели
на скудный паек: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день,
комсоставу -- по 400. Оказалась на исходе и пресная вода.
Экипаж и пассажиры собирали снег с льдин, насыпали его в форпик,
а затем плавили паром. Так добыли около 100 т воды для питья и котлов.
Это позволило пароходу снять в Олюторке почти все рыбную продукцию.
В течение всех суток ледового плена А. И. Щетинина не сходила
с капитанского мостика, собственноручно управляя судном, ища удобного момента
для вывода "Чавычи" изо льдов. Команда парохода работала слаженно и без суеты.
Старший помощник капитана и матросы для освобождения судна пытались распилить
льдину пилой, но сделать этого им не удалось. Для разворота "Чавычи"
на лед заводили легкий якорь. В результате титанических усилий пароход покинул
тяжелые льды без повреждений корпуса. Для того чтобы избежать поломки
гребного винта, капитан приняла решение притопить его корму,
для чего команда и пассажиры в течение нескольких дней перегружали
содержимое носовых трюмов в кормовой. Тем не менее, хотя осадка
судна кормой увеличилась, три лопасти винта оказались погнуты.
А. И. Щетинина командовала "Чавычей" до 1938 г .
Свой первый орден Трудового Красного Знамени она получила именно
за эти тяжелые, по-настоящему "мужские" рейсы через Охотское море.
10 января 1937 г. руководство АКО распорядилось командировать ее
"в Москву за получением ордена". Соответствующее распоряжение в этот день
пришло на Камчатку из Главрыбы. 23--24 января 1937 г. в Петропавловске прошла конференция предприятий
АКО. Ее стенограмма содержит немало эпизодов, характеризующих состояние флота
общества в этот период. Основные проблемы, препятствующие его нормальной работе,
озвучила капитан "Чавычи" А. И. Щетинина, к этому времени достигшая всесоюзной
известности. Выдающиеся личные качества, а также большой авторитет среди
моряков придавали словам Анны Ивановны значительный вес, заставляя
прислушиваться к ним партийных и хозяйственных руководителей
высоких рангов. Главной проблемой в работе флота являлись его большие простои. По мнению
А. И. Щетининой, каждое судно следовало закрепить за определенным
рыбокомбинатом: "тогда будут взаимно стараться и судно, и берег наладить работу".
Требовалось четко планировать работу судов в ненавигационное время. Зачастую они
одновременно становились в ремонт, затем так же одновременно выходили из него
и скапливались в необорудованном Петропавловском порту, не приспособленном
для их массовой обработки. Следовало своевременно передавать судам извещения
об изменении условий плавания, дабы избежать ситуаций вроде: "Нам не
сказали, что в Петропавловске выставлены огни, и мы не знаем, где они
выставлены".
Зимой же следовало организовать передачу метеосводок и
ледовой обстановки.
В 1938 году А. И. Щетинина была назначена начальником рыбного порта во
Владивостоке. В том же году она поступает в Ленинградский институт
водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного
посещения лекций, она через два с половиной года заканчивает 4 курса.
В начале Великой Отечественной войны Анна Ивановна получает направление в
Балтийское пароходство. В августе 1941 года она под жестоким обстрелом
фашистов провела груженный продовольствием и оружием пароход "Сауле"
из Таллина в Ленинград. Осенью1941 года вместе с группой моряков была
командирована во Владивосток в распоряжение Дальневосточного
пароходства.
Там она работала на судах "Карл Либкнехт" , "Родина" и "Жан Жорес"
- перевозила воинские грузы через Тихий океан.
В самом конце Второй мировой войны , 25 августа 1945 года, Анна Ивановна
Щетинина участвовует в составе конвоя ВКМА-3 в переброске 264-й
стрелковой дивизии на южный Сахалин.
В 1947 году пароход "Дмитрий Менделеев" , которым командовала Щетинина,
доставил в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца во
время оккупации.
После окончания войны с Японией подала просьбу отпустить в Ленинград для
окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. В
Ленинграде до 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном
судов "Днестр", "Псков", "Аскольд", "Белоостров", "Менделеев" . На
"Менделееве" села в тумане на рифы острова Сенар, за что министром МФ
была переведена капитаном судов V группы на один год. Командовала
лесовозом "Баскунчак" до его перехода на Дальний Восток.
С 1949 года Щетинина переходит на работу в Ленинградское высшее инженерное
морское училище - ассистентом и одновременно заочно заканчивает 5 курс
судоводительского факультета.
В ЛВИМУ в 1951 году ее назначают сначала старшим преподавателем, а затем и
деканом судоводительского факультета. В 1956 году ей было присвоено
звание доцента . В 1960 году переведят во Владивостокское высшее
инженерное морское училище на должность доцента кафедры “Морское дело”.
В 1963 году, став председателем Приморского филиала
Географического общества СССР, Щетинина публикует обращение к
мореплавателям, призывая их сообщать о наблюдениях "над необычными,
аномальными или редкими явлениями", изучение которых "расширит знания
человека"
В 1969 и 1974 годах ее вновь переизбирают, но уже по кафедре "Управление
судном и его технической эксплуатации". В 1972 году ДВВИМУ
ходатайствует о назначении, капитану дальнего плавания Щетининой А.И.
республиканской пенсии. Герой Социалистического труда - Анна Ивановна
Щетинина получила лишь к 70-летнему юбилею.
Капитан Щетинина была награждена несколькими орденами за командование
судами в годы Великой Отечественной войны, на которых выполняла
известные теперь в истории "огненные рейсы" .

Её успехи в мирное время были замечены не только в СССР, но и за рубежом. В конце 70-х А.И. Щетинина получает приглашение начальника ДВМП В.П.
Бянкина на должность капитана-наставника . Именно 26 февраля 1978 года,
когда день рождения Анны Ивановны отмечали в старом Клубе моряков,
наградное дело попало на стол к Л.И.Брежневу, и было подписано. Анна Ивановна умерла 25 сентября 1999 года . На Морском кладбище во
Владивостоке ей установлен памятник, сооруженный на средства судоходных
компаний и портов. Герой Социалистического Труда, Почетный работник
Морского флота, Почетный гражданин города Владивостока, Почетный член
Географического общества СССР, член Союза писателей России, активный
член Комитета советских женщин, Почетный член Дальневосточной
ассоциации морских капитанов в Лондоне, FESMA и IFSMA. За свой труд
Анна Ивановна была отмечена многими правительственными наградами:
двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны II степени, орденом
"Красная Звезда", орденом "Трудового Красного Знамени", медалью "За
победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.",
медалью "За победу над Японией", золотой медалью "Серп и молот", знаком
отличия "Герой Социалистического Труда". 20 октября 2006 года имя
Щетининой присвоено мысу на полуострове Шкота в Японском море. Во
Владивостоке недалеко от дома, в котором проживала женщина-капитан,
разбит сквер ее имени. На здании школы, которую Анна Щетинина окончила в
1925 году, открыта мемориальная доска.
1)1968 году на экраны страны вышел фильм "Анна Ивановна", снятый
на студии "Дальтелефильм" режиссёром Олегом Канищевым за год до юбилея(60 лет). 2)Она была хорошим рассказчиком, писала книги рассказы,
один из которых "На морях и за морями", выдержавшей 4 издания. 3)Она была не многословным человеком, а уж всякой романтики боялась,
как огня, предпочитая хорошую морскую практику. Щетинина никогда не боялась
говорить, что чего-то не знает, нестеснялась учиться. Только практика -
важнейший критерий истины. 4) Она была в Голливуде, и тогда ей подарили грампластинук
фирмы "Columbia" с записью "Интернационала" в исполнении
русских эмигрантов.

Было ей тогда 27 лет, но по словам инженера Ломницкого, нашего представителя в Гамбурге, выглядела она по крайней мере на 5 лет моложе.

Родилась Анна Ивановна Щетинина во Владивостоке в 1908г. на станции Океанская. Море плескалось недалеко от её дома и манило её с детсва, но для того чтобы исполнить свою мечту и добиться чего-нибудь в суровом мужском мире моряков, ей надо было стать не просто лучшей, на порядок лучшей. И она стала лучшей.

После окончания судоводительского отделения морского техникума, её посылают на Камчатку, где она начинает свою трудовую деятельность простым матросом, в 24 года она штурман, в 27 - капитан, всего за 6 лет работы.

Командовала "Чавычей" она до 1938г. В суровых штормовых водах Охотского моря. Успела прославиться ещё раз, когда в 1936г пароход попал в ледовый плен тяжёлых льдов.

Только благодаря находчивости капитана, не сходившего за всё время ледового плена с капитанского мостика, и слаженной работы команды, они смогли выбраться из него без повреждений судна. Это было сделано ценой титанических усилий, при этом у них почти закончилось продовольствие и вода.А в 1938г ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. Это в 30-то лет. С этой задачей она тоже справилась блестяще, всего за полгода. Одновременно она поступает в институт водного транспорта в Ленинграде, успешно закончивает 4 курса за 2,5 года, а потом началась война.

Её командировали на Балтийский флот, где она под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила неселение Таллина, перевозила продовольствие и оружие для армии, курсируя по Финскому заливу.

Затем опять Дальневосточное пароходство и новое задание - походы через Тихий океан к берегам Канады и США. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода "Валерий Чкалов".Много славных дел на счету Анны Ивановны Щетининой, она командовала большими окенскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм.Невельского во Владивостоке.

Сейчас это Морской государственный университет им. адм. Невельского.

Была организатором "клуба капитанов" во Владивостоке и председателем жюри на фестивалях туристической песни, переросших, при ее активном участии, в знаменитый на Дальнем Востоке фестиваль авторской песни "Приморские струны", она писала книги о море и учебники для курсантов.

Её заслуги были высоко оценены капитанами за рубежом, ради неё известный австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил вековую традицию и не только пригласили женщину в свой клуб, но и предоставили ей слово на форуме капитанов.

А во время празднования 90-летия Анны Ивановны, ей вручили поздравление от имени капитанов Европы и Америки.

Анна Шетинина - герой Социалистического труда, Почётный житель Владивостока, Почётный работник Морского флота, член союза писателей России, Почётный член географического общества СССР, член комитета Советских женщин, Почётный член ассоциации Дальневосточных капитанов в Лондоне и т.д.,неуёмная энергия этой женщины, её героизм были высоко оценены на Родине - 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, Трудового Красного знамени и множеством медалей.Ушла из жизни Анна Ивановна в 91 год и была похоронена на морском кладбище Владивостока. Город не забыл эту удивительную женщину.

В Морском университете, где она преподавала, создан музей её памяти, её именем назван мыс на полуострове Шкота, недалеко от дома, где она жила, разбили сквер её имени и т.д.

Потом пришли другие женщины-капитаны, но она была первой.

О себе она говорила:

"Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!"


Председатель Приморского филиала Географического общества. Член Союза писателей России.

Анна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской, Приморский край. Отец, Иван Иванович работал стрелочником, лесником, рабочим и служащим на рыбных промыслах. Мать, Мария Философовна из Кемеровской области. Брат Владимир Иванович, родился во Владивостоке, работал мастером цеха авиазавода на станции Варфоломеевка Приморского края.

В 1919 году девочка начала учиться в начальной школе в Садгороде. После вступления Красной Армии во Владивосток школы оказались реорганизованы, и с 1922 года Аня училась в единой трудовой школе на станции Седанка, где в 1925 году окончила восемь классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума.

После окончания техникума работала на Камчатке, где прошла путь от простого матроса до капитана. В возрасте двадцати четырех лет Анна получила штурманский диплом, а в двадцать семь лет стала первой в мире женщиной - капитаном дальнего плавания. Своим первым рейсом в 1935 году прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский.

Анна Ивановна 20 марта 1938 года назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну Анна встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы.

После войны Щетинина являлась капитаном судов «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Государственной морской академии. Через два года стала старшим преподавателем, а затем и деканом судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Ивановне присвоено звание доцента. В 1960 году переведена в Морской Государственный Университет имени адмирала Геннадия Невельского на должность доцента кафедры «Морское дело».

В 1963 году стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР. Также, в этот период написала книгу «На морях и за морями…».

Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 февраля 1978 года Щербининой присвоено звание Героя Социалистического труда.

Анна Ивановна Щербинина скончалась 25 сентября 1999 года. На Морском кладбище Владивостока ей установлен памятник.

Награды и Признание Анны Щетининой

Герой Социалистического Труда (1978)
Два ордена Ленина
Два ордена Отечественной войны II степени (29.9.1945; 23.12.1985)
Орден Красной Звезды (1942)
Орден Трудового Красного Знамени (1936)
Почетный гражданин Владивостока (1978)
Почетный работник Морского флота
Почетный член Географического общества СССР, Дальневосточной ассоциации морских капитанов (ДВАМК) и Международной федерации ассоциаций капитанов (МЕФАК, англ. IFSMA),
Член Союза писателей России

Память об Анне Щетининой

На Морском кладбище Владивостока ей установлен памятник.

Школа № 16 города Владивостока носит имя А. И. Щетининой с 2008 года.

В 2010 году одной из новых улиц Владивостока в микрорайоне «Снеговая падь» присвоено имя Анны Щетининой.

21 октября 2013 года после капитальной реконструкции торжественно открыли сквер на улице Крыгина во Владивостоке, установлен памятник А. И. Щетининой.

Образ А. И. Щетининой увековечен на барельефе стелы «Город воинской славы».

11 февраля 2017 года распоряжением Председателя Правительства РФ имя первой в мире женщины-капитана дальнего плавания Анны Щетининой присвоено одному из безымянных островов Курильской гряды.

Рапопорт Берта Яковлевна родилась в городе Одесса 15 мая 1914 года. Отец Рапопорт Яков Григорьевич - столяр. Мать Рапопорт Рашель Ароновна - домохозяйка.
В 1922 году поступила в школу, которую закончила в 1928. В 1926 году принята в комсомол. В 1928 году поступила в Одесский морской техникум на судоводительское отделение. Практику проходила на паруснике "Товарищ", учебном судне Одесского морского техникума. Закончила техникум в 1931 году и получила диплом штурмана дальнего плавания. С 1 февраля 1932 года 4-го помощник капитана на теплоходе "Батум-Совет". В 1933 году 3-го помощник капитана на молодежно-комсомольском теплоходе "Кубань". С октября 1934 года 2-й помощник капитана на пароходе "Катаяма" . С 5 февраля 1936 года старший помощник капитана парохода "Катаяма".

В 1936-м о старпоме Берте Рапопорт благодаря газетам знал весь Союз! Да что там - и Европа тоже! Когда ее пароход «Катаяма» причалил в Лондоне, собралась толпа встречающих. Всем было интересно глянуть на женщину-старпома. На следующий день в одной из английских газет появилась статья «Первая в мире женщина-моряк». В статье со всеми подробностями описывались ее внешность, одежда, цвет глаз, волос и даже маникюр. Тогда уже, да и потом, все годы моряки ее называли «наша легендарная Берта».

17 октября 1938 года стал роковым днем для Рапопорт. «Катаяма» шел с грузом пшеницы из Мариуполя в Ливерпуль. В то время Средиземное море патрулировали корабли испанских фашистов. - К пароходу приблизилось военное судно, с него просигналили: «Немедленно остановитесь. Иначе будете расстреляны!» - рассказывает Аркадий Хасин. - Капитан остановил ход.

К рассвету по приказу франкистов советский пароход взял курс на испанский остров Майорка. С приходом в порт Пальма почти весь экипаж вместе с капитаном был отправлен в концлагерь. На пароходе остались Берта и пять моряков - боцман, два матроса, машинист и кочегар. Уходя, капитан сказал Берте: «К вам переходят мои полномочия. Держитесь. Не поддавайтесь на провокации». На следующее утро по команде Рапопорт на кормовом флагштоке был поднят флаг СССР. Фашисты хотели сорвать, но Берта заявила: «Пока мы остаемся на борту, вы не посмеете дотронуться до нашего флага. Палуба парохода - территория моей Родины, СССР!»...

В итоге оставшуюся команду отправили в концлагерь. Берту Яковлевну отвезли в женскую тюрьму. Ночью советскую морячку вызвали на допрос, где обвинили в снабжении оружием испанских республиканцев. Во время допроса от сильного удара она потеряла сознание. Очнулась уже в камере. Потянулись унылые тюремные будни. Кормили отвратительно. Для мытья использовали помойное ведро. На прогулки водили редко, а Берта Яковлевна была лишена их вовсе - к ней применяли особый режим. И она объявила голодовку.

К ней пожаловал сам начальник тюрьмы. Он был предельно вежлив и пообещал, что, если Берта прекратит голодовку, ей будут созданы более благоприятные условия. Но она отказалась.

Ночью Берту Яковлевну перевезли в концлагерь. 8 месяцев она жила в бараке за колючей проволокой. А когда настал долгожданный день освобождения, проститься с ней пришел чуть ли не весь концлагерь. Испанки даже вручили ей букет полевых цветов. Впервые за долгие месяцы плена она не смогла сдержать слез...


В 1946 году ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1948 году Берту Яковлевну уволили с должности капитана и перевели на диспетчерскую работу.