Критическое мышление: базовые принципы и приёмы. Критическое мышление

Психоаналитик, арт-терапевт.

"Критика является изучением и испытанием предложений любого рода, которые предлагаются для принятия, для того чтобы выяснить, соответствуют ли они действительности или нет. Критическое мышление является важнейшим условием благополучия человека, этому нужно учить".

Уильям Грэм Самнер


Критическое мышление – это когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению, которое можно соотнести с дивергентным мышлением, где используются компоненты сознания и ассоциаций, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи.

Различие заключается в том, что дивергентное мышление ведёт к новым инсайтам и решениям, в то время как критическое мышление выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.

Теория критического мышления

Считается, что термин "критическое мышление" впервые был применён в комплексной работе о "важности учебного плана по математике и роли точности мышления" Кларка и Рива (1928). До этого он не использовался в научной сфере и тождественным понятием было рефлексивное мышление.

Основной предпосылкой появления теории критического мышления в США начала 20го века следует считать социальную напряженность, нестабильность связанные с революцией, большой депрессией, мировым экономическим кризисом. Эти жизненные аспекты побудили философов и социологов к поиску идей, которые трансформировали бы философию в действующий, прагматичный процесс помогающий людям выжить в радикально меняющемся мире.

Одной из основных причин появления теории критического мышления был кризис в образовании, его реформы. Таким образом вопросы критического мышления перестали быть предметом интереса исключительно философии.

Аналитическая философия образования имела важное значение в становлении и развитии теории формирования критического мышления.

Одним из первых был американский педагог и философ Джон Дьюи, кто провел параллели между условиями обучения, взаимодействием и рефлексивным мышлением, а также предложил развитие рефлексивного (критического) мышления, как одну из важнейших целей обучения в образовательной системе.

Социолог и философ У. Самнер указывал на глубокую необходимость критического мышления в жизни, в образовании и необходимость обучать критическому мышлению.

Разработке важных методических аспектов организации формирования навыков критического мышления посвящены работы американских педагогов, которые под воздействием постмодернистского мышления заговорили о необходимости внесения изменений не только в образовательную систему в целом, но и процесс разработки и внедрения новых теорий и методов обучения. Они подчеркивали, что такие подходы способны заинтересовать учеников процессом обучения, активизировать их работу по достижению собственных учебных целей, дать возможности самостоятельно контролировать и оценивать уровень знаний друг друга, формировать навыки критического и творческого мышления.

История критическог мышления

Итак, в начале 1960-х гг. в США и Англии появляется аналитическая философия образования, истоками которой были системы немецкого идеализма начала XIX века.


После Сократа Кант – вторая значительная фигура в истории философии, которому обязаны все видные представители критического рационализма, несмотря на их критическое отношение к его учению. Критический рационализм И. Канта включает в себя вопросы теории познания в сферах просвещения, эпистемологии (гносеологии), религии: "Откуда бы вы ни знали о Боге… только вам судить, верить ли в Него и поклоняться ли Ему".

В своих учениях о пространстве и времени Кант обнаруживает, что знание состоит из аналитических (поясняющих) и синтетических (расширяющих) суждений, которые как-бы отвергают рационалистическое учение об очевидности, и потому он требует обосновывать синтетические суждения a priori так же, как и эмпирические.

Кантовский критический априоризм отталкиваясь от Юмовского скептицизма, связанного с невозможностью доказать справедливость принципа индукции, обобщает "Юмовскую проблему" до вопросов: как возможна наука, состоящая из синтетических суждений "априори"? Как возможно обоснование синтетических суждений рода "априори"?

Карл Поппер – австрийский и британский социолог, один из самых влиятельных философов науки 20го столетия, являясь последователем философии И. Канта, сыграл важную роль в истории развития критического мышления. Его по праву можно считать основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы… Сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине".

Известен Поппер своими трудами по философии науки, социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода. Отстаивал принципы демократии, социального критицизма и предлагал их придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

В своей приверженности просветительской традиции, Поппер связывал Просвещение с верой в разум и истину, и в этом смысле он именовал себя рационалистом. "Однако, – отмечал Поппер, – это не значит, что я верю во всесилие человеческого разума… Разум может играть в человеческой жизни лишь очень скромную роль. Он выполняет роль… критической дискуссии". Особенность традиции Просвещения, по мнению Поппера, состоит в определённой интеллектуальной установке, которая оппонирует таким просветительским рационалистическим концепциям, которые стараются придать разуму и производимому на его основе знанию особый авторитет. "Имеется существенное различие между интеллектуальной скромностью и интеллектуальным самомнением (дерзостью), – разъясняет Поппер суть этого противостояния.

Интеллектуальная скромность образует этическое основание концепции критической рациональности, именуемой Поппером "сократовский разум", в которой критический рационализм пропагандирует не всесилие разума и тем самым фанатическую веру в него, не "террор рационализма" или некритическую веру во всемогущество науки. В его концепции разума речь идёт о сократовской точке зрения на ограниченность и погрешимость всего человеческого знания, и потому не признающей никакой опорной точки в процессе познания или конечной инстанции в обосновании, которая гарантировала бы абсолютность истины.

Для Поппера рационалист – это человек, готовый учиться у других благодаря тому, что он позволяет им критиковать свои идеи и сам подвергает критике чужие идеи.

Психология, основы критического мышления

Психология критического мышления – суммарность психологических наук, познавательных операций и процессов. Как познавательная и интеллектуальная деятельность критическое мышление основывается на правилах и приёмах формальной логики, когнитивной психологии, психологии творчества, теории принятия решений и практике аргументации, риторике. Этот вид мышления проявляется в умении предвидеть, диагностировать возможный ход будущих событий, посредством анализа и логики усиливать положительные и предупреждать отрицательные следствия принимаемых решений и предпринимаемых действий. Методическое сомнение (то, в чём логически возможно сомневаться), работа с понятиями и вопросами, чёткое и обоснованное выражение мысли, поиск погрешностей и определение степени рискованности различных ситуаций – всё это основы операционной системы критического мышления. Главным средством тут является связь между мышлением и знанием.

Психолог Дайана Халпер, например, в своей книге "Психология критического мышления" отмечает:

Речь идёт о таком виде мышления, которое позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценночными компонентами – основными факторами критического вида мышления.

"А что, если?..." – основной вопрос критического мышления. Означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Для этого вида мышления необходимо внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Критическое мышление - это способность усваивать важную информацию и использовать её для формирования собственных решений или мнений. Подчеркнём: именно вашего мнения, а не такого же, как у всех вокруг. Это умение не всегда и не у всех появляется само по себе. К счастью, и этому можно научиться с помощью тренировок.

1. Приучите себя обращать внимание на нужные детали

Очень важный шаг в выработке критического мышления - понять, что детали имеют значение. Каждый день мы получаем так много информации и слышим столько разных мнений, что легко запутаться в деталях. Значит, мы должны приучить себя отличать значительные детали от незначительных.

Начните с новостей. Если что-то кажется странным - это первый тревожный знак. С него и можно начать поиск других пробелов в аргументации. Есть несколько способов их найти:

  • Подумайте о том, кому выгодно делать такие заявления. Когда вы читаете новости или статьи экспертов, обязательно прикиньте, кто получит выгоду от сделанных заявлений. Есть хороший шанс, что человек, от которого исходит некое мнение, что-то от этого выигрывает. Не всегда дело в корысти - мотивация просто делает мнение более обоснованным. Но неплохо подумать о том, кому выгодны подобные идеи.
  • Проверьте источник информации. В интернете источники видны не сразу, так что если видите спорное заявление, то отследите, откуда оно взялось, кто высказал его первым. И только потом формируйте собственное отношение.
  • Отслеживайте «очевидное». Обычный приём в дебатах, обзорах и даже эссе - выдвинуть множество, казалось бы, правдивых и обоснованных утверждений, а потом среди них «невзначай» вставить ещё одно, которое будто само собой следует из вышесказанного. Будто. Такие нелогичные утверждения легко пропустить, потому что вы уже начали соглашаться с оратором/писателем, он вас почти убедил. Гипертрофированный пример: «Итак, теперь мы знаем, что небо голубое, трава зелёная, облака белые, а Apple делает лучшие компьютеры».

Необоснованных аргументов вокруг тысячи. Чтобы потренироваться, смотрите политические или научные дебаты - в таких разговорах милое дело обращать внимание на конкретные детали. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее станете мыслить критически. Со временем навык станет автоматическим.

2. Всегда задавайте вопросы


Умение обращать внимание на детали - только первая часть тренировки критического мышления. Само по себе это бесполезно, нужно ещё знать, какие дальше задавать вопросы. Критическое мышление и правильные вопросы взаимосвязаны.

Писатель и психолог Мария Конникова предлагает несколько способов научиться задавать вопросы на примере Шерлока Холмса:

«После того, как он определяет себе цель, он наблюдает и собирает данные. А ещё спрашивает: ладно, и как я отвечу на этот вопрос? И ещё: что в этом разговоре, в этом человеке, в этой ситуации позволит мне собрать те данные, которые я потом смогу использовать и проверить, правдива моя гипотеза или нет?

Затем Холмс делает то же, что, наверное, делает любой великий учёный. Он делает шаг назад и снова смотрит на данные, перераспределяет их, рассматривает различные возможности, проявляет творческий подход, наконец. Всё затем, чтобы увидеть, не упустил ли чего-то. Разум всё ещё открыт? Я мыслю непредвзято? Я до сих пор знаю, что происходит? Или эти данные - повод придумать новые идеи? Новые подходы? Подумать о тех вещах, не принятых мной в расчёт раньше?»

Писатель Скотт Беркан поделился собственным набором вопросов для критического мышления:

«Что такое контраргумент? Любой, кто серьёзно изучает вопрос, видел достаточно фактов, чтобы сопоставить их с выдвинутым аргументом, взглянуть на проблему с другой стороны и - задаться вопросом. Есть такие полезные вопросы: кто, кроме вас, разделяет это мнение? Каковы ключевые проблемы и что нужно для их решения? Что необходимо изменить, чтобы ваше мнение стало противоположным?»

Конечно, это похоже на метод Сократа: ряд вопросов поможет понять, что вы сами думаете о качестве аргумента или мнения. Независимо от подхода конечная цель - научиться мыслить критически и анализировать абсолютно всё. Всегда спрашивайте себя, почему деталь, мысль или аргумент важны и как они согласуются с тем, что вы уже знаете. Когда вы задаёте вопросы, вы тренируете свой мозг находить связи между идеями и мнениями. И критически относиться к дополнительной информации, которую вы непременно встретите.

3. Следите за фразами-усилениями


Мыслить критически учится не только мозг. Это относится и к ушам: вы должны замечать маленькие и незаметные слова и фразы, которые для вас должны стать сигналом тревоги. Да, невозможно обращать внимание сразу на всё, но есть несколько фраз, благодаря которым слабые аргументы звучат значительно. Это фразы-усиления, и всё, что будет сказано после них, следует хорошенько обдумать:

  • Я хочу сказать;
  • Я просто говорю, что;
  • Если абсолютно честно;
  • Я просто хочу, чтоб вы знали;
  • Я не говорю, что;
  • Я слышу, что вы говорите;
  • Не поймите меня неправильно;
  • Давайте будем откровенны;
  • Насколько я знаю;
  • Я думаю, что;
  • Конечно.

Эти фразы сигнализирует, что аргументы после могут быть ложными и пора сосредоточиться. Как только услышали их - знайте: время задавать вопросы.

4. Выявите собственные предубеждения и боритесь с ними


Все мы относимся к информации предвзято, осознаём мы то или нет. Но благодаря критическому мышлению можно научиться выходить за рамки своих предубеждений.

Основную идею отлично выразил писатель Терри Пратчетт в своей книге «Правда»:

«Будьте осторожны. Людям нравится слушать о том, что они уже знают. А когда вы говорите что-то новое, им неловко. Новые идеи… Ну, новые идеи - это не то, чего они ожидают. Они, скажем, хотели бы узнать, что собака кусает человека. Собаки это обычно делают. Но они не хотят знать, что человек кусает собаку, потому что в мире не должно происходить ничего подобного. В общем, люди думают, что хотят нового, но на самом деле им нужно старое. Не новости, а обыденности - они подтвердят людям, что верно именно то, о чём они уже знают».

Мыслить критически - значит бороться со своими предубеждениями так часто, как только возможно. Это тяжело, но если вы в течение дня будете время от времени размышлять об идеях, с которыми в корне не согласны, вы натренируете свой мозг делать это чаще.

5. Практикуйтесь всегда, когда только можете

Если вы хотите чему-то научиться, нужно практиковаться каждый день. Это касается всего, в том числе критического мышления. Безусловно, многое вы можете делать в собственной голове, но есть и другие упражнения.

Один из самых простых способов учиться - это вести дневник. Это могут быть записи о повседневных наблюдениях или тетрадка с мнениями, но суть в том, чтобы писать туда каждый день.


После того, как привыкнете, заведите блог в интернете - это отличный способ узнать мнения других людей и бросить себе вызов, потому что не все будут с вами согласны. Также отличная практика - дискуссии с друзьями.

Это не всё, что можно сказать о критическом мышлении. Чем больше вы развиваете этот навык, тем лучше у вас будет получаться. Поначалу вам придётся постоянно следить за тем, какое направление принимают ваши мысли, но в результате ваш мозг автоматически научится находить лучшие аргументы, придумывать интересные и полезны идеи и творчески подходить к решению проблем.

Критическое восприятие - прекрасный пример того, что ни одна черта характера не может считаться хорошей или плохой сама по себе: все зависит от того, как она используется. Так, критичность помогает находить недостатки и, возможно, могла бы спасти космический «шаттл» от взрыва. Однако излишняя склонность видеть во всем изъяны разбила уже огромное количество браков: супруг устает быть постоянным объектом критики и решает, что дальше так продолжаться не может. Физическим индикатором повышенной критичности являются внешние уголки глаз, направленные книзу. Такие люди замечают все, выходящее из ряда вон, - например, то, что груз неправильно закреплен и может сдвинуться. Это инспектора, аудиторы, сыщики, тренеры, полузащитники-распасовщики, редакторы, корректоры и неплохие стрелки. Господа критики могут также раньше других замечать преимущества и новые возможности, обычно они стре-мятся к тому, чтобы все было хорошо. Часто их назначают на такие посты, где им приходится нести ответственность за других людей - из-за их способности видеть, что нужно сделать в первую очередь.

Критичность - он во всем найдет изъян Отсутствие критического восприятия

Им следует обратить внимание на то, что излишняя критичность мешает межличностным отношениям: можно потерять друга, если постоянно заявлять, что ему нужно что-то делать со своей перхотью. В отличие от них человек, внешние уголки глаз которого приподняты, не отличается критическим восприятием. Его никак нельзя назвать придирой или любителем выискивать чужие ошибки. С такими людьми бывает легко, но часто они сталкиваются с трудностями, не замечая каких-либо изъянов или, напротив, открывающихся возможностей. Имейте в виду, что у таких людей обычно бывает золотое сердце. Стараться бережно обращаться с дорогими их сердцу вещами и выполнять их поручения так, чтобы избежать критики.

Что касается людей, не очень критичных по натуре, то имеет смысл:

1. Не слишком полагаться на их советы и суждения.

2. Радоваться тому, что им не удается заметить ваши недостатки (о большинстве из которых вы наверняка и сами знаете).

3. Приглашать их на свои вечеринки.

Аналитические способности

У людей со склонностью к анализу верхнее веко слегка приспущено. Эта черта отличала, в частности, Александра Гамильтона, аналитические способности которого были таковы, что возглавлявшееся им Казначейство США до сих нормально функционирует, несмотря на все современные финансовые аферы. У людей же со склонностью к мгновенным действиям верхнее веко едва видно. Таким был, например, Эндрю Джексон, который нанес поражение англичанам в скоротечной баталии при Новом Орлеане с помощью пиратов. Его портрет изображен на двадцатидолларовой купюре. Людей с аналитическими способностями часто ошибочно считают упрямыми, так как они не говорят «да» до тех пор, пока не разберутся, о чем конкретно идет речь, почему это надо делать и зачем это нужно делать именно так.

аналитические способности

Они прекрасно могут понять для себя и объяснить другим возможные причины и следствия тех или иных событий. Человек со слабо выраженными аналитическими способностями, более порывистый, как правило, ломится напролом, не слишком затрудняя себя размышлениями. Из таких людей получаются хорошие медсестры или санитары - они бросаются вперед и вытаскивают раненого из машины, готовой взорваться, не раздумывая, как это можно было потерпеть аварию на скорости 25 километров в час.

Как вести себя с людьми с аналитическим складом ума?

1. Прежде чем просить их что-то сделать, сообщите им все исходные данные.

2. Помните, что от вас требуется объяснить им что-то только один раз.

Этот человек не упрям - у него аналитический склад ума

Слабые аналитические способности

С людьми, склонными к мгновенным действиям, нужно вести себя следующим образом:

1. Не раздражать их пространными объяснениями.

2. Ожидать быстрой, непосредственной реакции с их стороны.

3. Предвидеть и стараться использовать то, что такие люди будут идти напролом до тех пор, пока не получат желаемого (хотя иногда это может казаться и безжалостным).

Серьезность

В жизни любого человека всегда есть место и для смешного, и для трагического, но серьезные люди, с глубоко посаженными глазами, похоже, во всем видят только серьезную сторону. Так же серьезно они относятся и к себе. Окружающие это чувствуют и пытаются возложить на них ответственность, несмотря на их возраст. Жизнь такие люди воспринимают со всей серьезностью. Они больше любят наслаждаться чужим юмором, чем смешить сами.

Люди, у которых глаза сидят неглубоко, более раскрепощены, оживленны и не столь сосредоточены. Практически все они отличаются беззаботностью и гораздо легче меняют будничное настроение на праздничное.

Если вы имеете дело с серьезным человеком, то:

1. Не следует ожидать от него проявления юмора, но знайте, что этому человеку он может нравиться гораздо больше, чем кажется.
2. Ставьте перед ним серьезные задачи.
3. Опирайтесь на его чувство ответственности.


Если перед вами кто-то не столь серьезный, то:

1. Ваши шутки найдут более явный отклик.
2. С таким человеком можно говорить и о не очень важных вещах.
3. Вы можете вести себя более свободно; вытворяемые вами штучки не будут восприниматься серьезно.

Озабоченность

Если вы замечаете у человека «стеклянный взгляд», это означает, что на него что-то давит, что ему не по себе. Глаза могут быть и налиты кровью, воспалены. Кожа и глаза при этом сухие, блестят.


Озабоченность, «все не так»

Озабоченность

Обратное состояние - полное согласие с собой и расслабленность - лучше всего заметно в ясном, открытом взгляде младенца, когда он просыпается после приятного дневного сна. Белки глаз у него снежной белизны, а веки слегка увлажнены.

Глаза человека настолько тесно связаны с головным мозгом, что любая озабоченность тут же проявляется во взгляде - например, когда вы обнаруживаете, что потеряли кошелек. Однако исчезнуть она может так же быстро, как и появилась, после того как, сунув руку в другой карман, вы найдете там свой только что «потерянный» кошелек.

Если вы хотите понаблюдать за тем, как у разных людей проявляется озабоченность, то потолкайтесь рядом с меcтами дорожно-транспортных происшествий, в коридорах судов, на биржах или в аэропортах, где люди, стоя в длинной очереди в кассу, вслушиваются в объявление диктора об окончании регистрации пассажиров на свой рейс. В аэропорту можно увидеть и людей с так называемым воспаленным взглядом - он бывает у пассажиров, которые провели в самолете бессонную ночь.

В любом случае, заметив «стеклянный» взгляд, вы должны помнить, что этот мужчина, эта женщина или ребенок не владеют в данный момент ситуацией.
Что же делать, если у кого-то озабоченный, или «стеклянный», взгляд?

1. Не принимайте его поступки близко к сердцу. Помните, что на этого человека что-то давит и его решения и действия могут быть не самыми лучшими.
2. Подождите со своими предложениями некоторое время (до тех пор, когда проблема каким-то образом решится).
3. Сделайте все от вас зависящее, чтобы помочь этому человеку расслабиться. Предложите ему стакан воды. Будьте обходительны, спокойны, не слишком навязчивы, проявите чувство юмора.

Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.

Критическое мышление - это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.

Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное/ творческое мышление.

Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • осуществлять индукцию и дедукцию;
  • абстрагироваться;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использовать логику;
  • осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.

Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.

Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

Составляющие

Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.

Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.

Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему» . Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.

Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей .

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.

В XX веке критическое мышление приобрело особую популярность в качестве постмодернизма и конструктивизма, особенно за счёт своей радикальной точки зрения. Большое число людей, проживающих на планете, отучились выбирать и принимать решения, полагаясь на правду, достоверность и действительность происходящего. То, что человек не обладает возможность критически мыслить, сразу лишает его собственного характера и личности в психологии.

Человек перестаёт самостоятельно ориентироваться в том, что ему нравится, какая его привлекает музыка, политика, мировоззрения, а также он перестаёт осознавать, что он хочет сделать собственно для себя. Если кто-то и обладает своей точкой зрения и своими предпочтениями, то редко соблюдает их и придерживается им: критичность мышления в нашем общества сама по себе подвергается большой критике и спорам среди окружающих. «Будьте толерантными!», «Как вы можете плохо говорить о чужих музыкальных предпочтениях негативно?», «Ты критикуешь этого человека, но чего добился сам?».

Такие слова сразу могут нам показать на человека, который слишком податлив, лишён энтузиазма, опустошён, а также чрезмерно доверчив. Если подумать, что реальность - это какой-то груз, который способен давить на сознание наблюдателя, то можно заметить, что люди, неспособные мыслить критично, показывают нам полную духовную, а также умственную слабость, так как они не могут противостоять некому давлению и предпочтут быть нравственно уничтоженными.

Определение критического мышления, что оно значит

Люди некритичного склада

К сожалению, невозможность мыслить критически (частично либо полностью) сегодня имеется даже у людей далеко не глупых, а даже образованных. А о материальной и политической сфере лучше вообще не говорить: лидеры мнений и власть всегда предпочитают иметь при себе послушных и лояльных людей, доверяющих любому их слову. Ведь не просто так сейчас полный отказ от личной позиции и попытки во всём угодить главенствующему звену - непременный фактор корпоративных заведений. Люди, которые имеют собственное мнение, рискуют быть непонятыми и отвергнутыми с разных сторон, а не так давно высказывания против мнения властей карались ссылками и даже смертью.

Конечно, если всё было бы так просто, то род людей был бы уничтожен много лет назад. Существуют люди, которые понимают, что если получать финансы и материальные благи в обмен на свою жизненную позицию, то смысл жизни просто-напросто пропадает, а сам человек становится простым потребителем товаров. Некоторые из таких людей, недолго думая, совершают суицид (существует много статей о богатых успешных людях, которые неожиданно покончили с собой, в их число включают и некоторых знаменитостей).

Другие же, более сильные характером и духом, решают идти дальше и пытаться бороться с этими проблемами. В конце концов, такие люди добиваются по-настоящему значимых успехов - развивают уровень своего критического мышления , не становятся какими-то изгоями либо непонятыми обществом. Данные индивиды и способны продвигать человеческий род вперёд, совершать общее развитие, делать новые открытия и создавать новые приборы и оборудования, именно они должны получать главное признание и особый авторитет.

Что означает критическое мышление и как его развивать?

  1. Все мы слышали такие выражения, как уничижительная критика, раскритиковать, критическое положение. Так, многие предполагают, что критическое мышление означает вечное недовольство всем, осуждение, а также скепсис. Это полностью является неправдой. Конечно же, наличие недоверия и скепсиса – это одна из главных частей критического мышления, но его главные принципы построены не на этом. Данное мышление, главным образом, состоит из обдуманных, тщательно проверенных выводов и решений, которые подкреплены надёжными фактами и аргументами, желательно вещественного типа, построенные на строгой логике, последовательных суждениях и контроле своих эмоций и чувств к окружающему миру.
  2. Человек, который способен мыслить критически, никогда не станет слепо повиноваться и исполнять всё то, что ему скажут. Его сложно вывести из-под контроля своих эмоций и чувств, а также обмануть и каким-либо образом обхитрить. Он не верит полностью ни одним убеждения и в своём выборе и действиях руководствуется только своим обработанным и полученным сведениям. Именно по этой причине такие люди склонны принимать решения лишь за себя и никогда не допускают необдуманных поступков, всегда могут ответить за свои действия.

Критика себя

Ещё одним фактором развития критического мышления является способность мыслить критически по отношению к самому себе. Такой человек может самостоятельно понимать свои реальные способности, хорошо воспринимает и тщательно устраняет совершённые недочёты и ошибки. Если человек не анализирует своё поведение и не критикует себя, то это характеризует его как психически нездорового человека, к примеру, больные шизофренией не способны различать галлюцинации и странные мысли от состояния в реальном времени. Авантюризм, чрезмерные фантазии – всё это также может являться фактором болезненного отсутствия самокритичности.

Как развивать критическое мышление?

Критическое мышление кажется нам процессом вроде лёгким и даже довольно примитивным: существует однозначное решение - правда либо ложь, которое следует вывести; существуют изначальные сведения и действия, следствия и рассуждения, сделанные из них, обработка данных суждений и будет основываться на простой логике. С такими принципами мышление критического вида больше напоминает логику какого-то робота либо машины. Но мы часто можем заметить, как критическое мышление становится для некоторых людей именно этим действием, причём очень часто эти люди сами запутываются в своих выводах.

Наверное, это происходит из-за взрослого этапа жизни: здесь рассуждать, думать и искать правильное решение нужно самому, а к такому готов не каждый человек. Большинство людей выбираю тактику больших детей – всё время опираются на принципы, которые созданы разнообразными группами: политическими, религиозными, традициями, канонами и просто более авторитетными людьми. А им они предпочитают следовать, потому что это проще.

Обучение критическому учению

Полезно анализировать и составлять подробный список всех возможных исходов из определённой ситуации. Представление на визуализационном фоне значительно упростит эту задачу. Можно изображать особые диаграммы, схемы, а также особые таблицы. Здесь можно использовать способы математических дисциплин – статистика, а также логика. При этом стоит помнить, что математика – это самая точная наука среди других.

Лучшим методом развития в себе критического мышления будет придерживаться особой схемы: решение стоящей перед вами проблемы происходит при помощи пяти действий – подготовки, знакомства и анализа задачи, разработки правильного решения, выбора наиболее точного результата, а также оценки конечного результата проделанной работы. С таким методом знакомы все люди, которые получали высшее образование либо участвовали в каких-либо исследованиях. Так, этот метод является основным для написания дипломных работ, диссертаций, курсовых и других документов подобного типа. Структурированный и хорошо обдуманный план способен помочь человеку быстро и поэтапно решить любой трудный вопрос.