Кто такая арина родионовна. Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники

Изучая исторические корни биографии няни великого поэта суйдинского периода жизни Арины Родионовны, удалось довольно подробно проследить её родовые истоки, о которых до настоящего времени документальных свидетельств сохранилось крайне мало.

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Воскресенском в семье крепостных крестьян Родиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. Эта дата документально установлена благодаря записи обнаруженной в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, хранящейся ныне в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. В метрике, будущая няня А.С.Пушкина была записана как «Иринья». Под таким именем она упоминается во всех уцелевших документах бывшего суйдинского храма. Здесь же указано, что местом рождения Арины Родионовны является «село Суйда», Воскресенское тоже Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Село Воскресенское, получившее своё название в честь возведённой в 1718 году рядом с ним церкви Воскресения Христова, до этого времени официально называлось деревней Суйдои. Ещё со времён шведского владычества (примерно с 1619 года) это старинное поселение было приписано к Суйдинской мызе. В документах XVIII столетия часто упоминалось двойное название села: Суйда и Воскре-сенское. Так, например, в Метрической книге церкви Воскресения Христова за 1737 год сообщается: «В селе Воскресенском, что была мыза Суйдовская...».

Родители Арины Родионовны были крепостными крестьянами местного помещика, подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка, графа Фёдора Алексеевича Апраксина. Владелец Суйдинской мызы приходился внуком знаменитого петровского сподвижника, графа Петра Матвеевича Апраксина, которому эти земли были пожалованы Петром I вскоре после их освобождения от шведских захватчиков. Как известно, П.М.Апраксин был одним из главных героев Северной войны.

Через год после рождения Арины Родионовны Суйдинская мыза с приписанными к ней селом Воскресенским и соседними деревнями были приобретены в собственность генерал-аншефом и кавалером Абрамом Петровичем Ганнибалом, ставшем впоследствии легендарным прадедом А.С.Пушкина.

Отец Арины Родионовны - Родион Яковлев родился в 1728 году. Мальчик рано лишился родителей и остался сиротой. Примерно в девятилетнем возрасте он был взят «приёмышем» на воспитание в бездетную крестьянскую семью Петра Полуэктова и Вассы Емельяновой, которые с петровских времён проживали в селе Воскресенском.

Крестьянский род Полуэктовых появился на суйдинской земле во время насильственного переселения сюда нескольких крестьянских семей, прибывших из центральных губерний России. Петровским указом, в периоде 1715 по 1725 год, они как и тысячи других переселенцев, были выдворены из родных мест. Безлюдные, опустевшие после шведской оккупации края, деревни и сёла, расположенные на землях, вошедших в состав учреждённой в 1708 году Санкт-Петербургской губернии, царь рассчитывал быстро вернуть к жизни. Петр Полуэктов был старшим сыном «великорусского» крестьянина Полуэкта Андреева. В соседних дворах села Воскресенского рядом с ним проживали его братья Андрей и Кирилл.

Каких-либо документальных свидетельств о настоящих родителях Родиона Яковлева не сохранилось. Не известно и место его рождения. Можно только предположить, что родиной отца Арины Родионовны было село Воскресенское. Ответы на эти и ещё многие другие вопросы можно было бы почерпнуть из церковных документов суйдинского храма. Однако, метрической книги за 1728 год, когда появился на свет Родион Яковлев, в архиве не сохранилось.


Ничем не обоснованная версия, изложенная в исследованиях известным пушкиноведом, бывшим куратором Пушкинских мест Гатчинского района и автором первых музейных экспозиций в Суйде, Выре и Кобрине Ниной Ивановной Грановской (1917-2002 гг.) о том, что Родион Яковлев «вероятно, был потомком переселенцев либо крещённых карелов (чуди)» не подтверждена документально. В последнее время в печати появилась целая серия бездоказательных материалов, посвящённых финно-угорскому происхождению няни великого поэта. Находились смельчаки, которые считали Арину Родионовну чуть ли не лютеранкой. Однако это не так. Финская тематика занимает обое место в биографии ины Родионовны, в её замечательном сказительном наследии так ярко отразившимся в творчестве А.С.Пушкина. Но это тема особой публикации.

Занимаясь составлением родословной Арины Родионовны, с полной уверенностью можно сказать, что её родители - отец и мать имели славянские, православные корни. Это доказывает прежде всего тот факт, что Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна были прихожанами суйдинской церкви. Старинное село Воскресенское (бывшая Суйда) с незапамятных времён считалось Новгородским поселением. Оно впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года как село Суйда в Никольско-Суйдовском погосте в Водскрй пятине на земле Великого Новгорода.

Мать Арины Родионовны - Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них - Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери - Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью - семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был Мать Арины Родионовны - Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них - Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери -Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Согласно записи Метрической книги, в 1750 году 22-х летний Родион Яковлев вступил в законный брак с местной крепостной девушкой 20-летней Лукерьей Кирилловой. По Исповедальным книгам удалось проследить, что молодожёны, не имея собственного двора, поселились в доме отчима Петра Полуэктова. Здесь родились их дети. Через четыре года умерла приёмная мать Родиона Яковлева - Васса Емельянова. Ей было 55 лет. И уже вскоре овдовевший Петр Полуэктов вторично женился на «пашечнице» Суйдинской мызы, вдове Настасье Филипповой, у которой от первого брака имелись две дочери и сын Еремей Агафонов.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью - семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был будущий отец Арины Родионовны.

Родион Яковлев умер в 1768 году, когда Арине Родионовне было всего 10 лет. В 1772 году скончался и Петр Полуэктов, на четыре года переживший своего приёмного сына. После смерти кормильцев обе семьи, состоявшие, главным образом, из малолетних детей, п родолжал и ещё некоторое время жить вместе. Еремей Агафонов оказался единственным в доме мужчиной-кормильцем.

С отроческих лет Еремей Агафонов был определён работником в помещичью усадьбу. В документах той поры он часто упоминается среди крестьян, приписанных к Суйдинской мызе. Так, в Исповедальной книге за 1795 год среди «дворовых людей» вотчины Ивана Абрамовича Ганнибала указаны:
«Еремей Агафонов 58 лет, жена его Евдокия 55 лет, мать его вдова Настасья Филиппова 93 года»

Именно Еремей рекомендовал на работу в помещичью усадьбу старшего брата Арины Родионовны Симеона Родионова, который впоследствии служил кучером у Ганнибалов. Можно предположить, что в свою очередь Симеон привел в господский дом старого арапа совсем ещё юную сестрицу Иринью, будущую Арину Родионовну. Находясь в услужении в барском поместье, с тяжелым крестьянским трудом она столкнулась очень рано. Таким образом, Арина Родионовна была связана с Ганнибалами и их усадьбой задолго до того, как она стала няней в Кобринском поместье, так называемой Руновской мызой.

В Воскресенском, как и в других русских сёлах России, все местные девушки с ранних лет приучались к рукоделию. Прекрасной мастерицей-рукодельницей была и Арина Родионовна. Об этом повествуют старинные предания и документальные сведения. Суйдинский край всегда славился своими мастерицами - вышивальщицами и кружевницами.

По тогдашним меркам Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно - в двадцать три года. Её сосватали за крестьянина соседней деревни Кобрино Федора Матвеева. Со свадьбой торопились. Подходили к концу последние дни жизни старого арапа, после смерти которого жених и невеста могли оказаться во владениях разных помещиков: Суйда по наследству должна была перейти к Ивану Абрамовичу Ганнибалу, Кобрино - Осипу Абрамовичу Ганнибалу, будущему деду А.С.Пушкина.

Бракосочетание Фёдора Матвеева и Арины Родионовой состоялось в Суйдинской церкви Воскресения Христова 5 февраля 1781 года. Запись в Метрической книге сообщает: «В деревни Кобрино крестьянский сын отрок Фёдор Матвеев, деревни Суйды с крестьянскою девкою Ириньей Родионовой, оба первым браком».

Поручателями на свадьбе со стороны жениха были крестьяне деревни Тайцы Кузьма Никитин и Ефим Петров, а по невесте её ближайшие родственники Ларион Кириллов и Симеон Родионов. После замужества Арина Родионэвна переезжает к мужу в Кобрино. В том же году, 14 мая умер Абрам Петрович Ганнибал и эта деревня по наследству переходит к его сыну.

А. Бурлаков
Фото Г. Пунтусовой

Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил. не раз говорил о том, что Арина Родионовна стала прототипом няни главной героини Татьяны в поэме «Евгений Онегин». Арину Родионовну он также «вывел» в ряде женских образов в трагедии «Борис Годунов», пьесе «Русалка», романе «Арап Петра Великого». Немало ей было посвящено стихотворных строк. Однако до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина, но многие из них поверхностны. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта…

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии, которое принадлежало графу Ф.А. Апраксину. В 1785 году граф Апраксин всех жителей села продал Абраму Петровичу Ганнибалу — деду A.C. Пушкина.

Как и все жители села, Арина была крепостной. Когда ей было десять лет, умер отец, оставив семерых детей. Девочке с малых лет приходилось работать — уже в восемь стирала и убирала в избе, шила и вышивала, с десяти лет работала в поле, ухаживала за лошадьми и скотом. «Нужда, недоедание, непосильный труд крепостного — вот ее воспоминания детства», — замечает автор статьи о ней С. Бойко. Несмотря на тяжелую жизнь, Арина была девочкой доброй, веселой — в селе ее любили; а еще она прекрасно рассказывала сказки. В село иногда приходил настоящий сказочник, пожилой крестьянин, который не мог выполнять тяжелую крестьянскую работу, но знал множество сказок и умел талантливо их рассказывать, этим и жил. Арина с восхищением слушала сказочника, а потом пересказывала сказки детворе — она обладала очень хорошей памятью. Повзрослев, овладела мастерством сказочницы и стала сама сочинять сказки, применяя законы построения этого фольклорного жанра: своеобразные зачины, присказки и концовки, постоянные тропы (эпитеты, сравнения) и придумывая самостоятельно эпитеты, сюжетные линии и пр., талантливо рассказывая сказки — где надо повышая или понижая голос, изменяя интонацию, делая точные паузы, передавая мимикой и жестами все, что нужно было передать в исполнении. Став замечательной сказочницей, уже взрослая Арина, которую мы знаем как знаменитую няню Пушкина Арину Родионовну, она передала будущему великому поэту любовь к русскому народному творчеству, к богатому русскому языку.

Когда Арине исполнилось 23 года, она вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева из соседней деревни. В своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения — Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни — такова была типичная доля русской женщины — крестьянки в те годы.

«Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

И с пеньем в церковь повели.

И вот ввели в семью чужую…

У Арины Родионовны было два сына и две дочери. Прямые потомки няни Пушкина в 30-е годы проживали в Ленинградской области.

В том же году, когда Арина вышла замуж, умер Абрам Петрович Ганнибал, и она вместе с мужем стала крепостной его сына, Осипа Абрамовича. А в 1797 году Арину Родионовну взяли в дом Пушкиных — ее выбрали из всех крепостных за добрый нрав, трудолюбие, умение ладить с детьми и взяли в дом в качестве няни для родившейся у Сергея Львовича и Надежды Осиповны дочки Оли, старшей сестры Пушкина. Через два года господа дали Арине Родионовне вольную, и она могла бы уйти, но осталась в доме и нянчила других детей Пушкиных.

Дети очень любили свою няню. Оля вспоминала спустя много лет: «Арина Родионовна мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками».

А Пушкин позже напишет:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов, игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя: в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Но настал момент, когда няню, простую крестьянку, заменили настоящей «мадам» — бедной, но благородной дамой, которая прекрасно владела французским: в то время «в чести» был французский язык, весь свет говорил только по-французски, и Мария Алексеевна Ганнибал, и Сергей Львович не хотели, чтобы их сын «заслушивался дворни» и говорил на русском языке; на русском языке дети — Оля, Саша и младший сын Лева — могли говорить только в детской, а за ее пределами — только на чужом языке. Маленький Саша очень переживал это, просил родителей оставить в доме Арину Родионовну, но они были непреклонны. В первый же вечер Саша попросил новую няню рассказать ему сказку, но та стала говорить по-французски. Мальчик замолк и отвернулся к стене. Он тогда в первый раз понял, что ему интересны только те сказки, какие говаривала Арина Родионовна.

Арина Родионовна вернулась в село Михайловское Псковской губернии. Именно туда был выслан из Петербурга опальный поэт Пушкин в июле 1824 года под надзор местного начальства. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, Арина Родионовна, которая по-прежнему так же любила своего Сашу, а он называл ее «мамушкой». В ее маленький домик, стоящий рядом с господским, часто приходил Пушкин и слушал песни няни, ее сказки. В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно».

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

Сохранилось несколько писем к Пушкину, написанных под диктовку Арины Родионовны, в которых проявляется вся глубочайшая любовь няни к своему Саше: «… вы у меня беспрестанно в сердце и на уме; и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой Ангел, к нам, в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться…»

Арина Родионовна умерла в 1828 году в доме Ольги Сергеевны Павлищевой, в девичестве Пушкиной, той Оли, няней к которой она была введена в дом Пушкиных.

В этом же году Пушкин опубликовал второе издание своей поэмы «Руслан и Людмила», в которой поместил Пролог, написанный в Михайловском, где сказал о том, как дороги ему русские народные сказки, которые он с наслаждением слушал и в детстве, и в годы Михайловской ссыпки от своей няни Арины Родионовны.

Главной няне русской литературы исполняется 260 лет.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к нему, - рассказывает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


Попав в дом Пушкиных нянькой старшей сестры поэта Ольги и его младшего брата Льва, она не сразу стала ходить за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший потом гроб с телом поэта в последний путь. И все же только её Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах. Арина Родионовна воспитывала всех подопечных барских детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы, страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой», - вспоминала сестра поэта Ольга. Ученые говорят, что та информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до семи лет, формируют его личность. Именно в этот период юный Саша впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Видимо, на самом деле, крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта её роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык». Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Он любил ее родственною, неизменною любовью, часто называя в обращении к ней не только «няней», но и «мамушкой».

Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, которая по-прежнему так же любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И.И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П. Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...» .

Они вместе коротали вечера. Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Он часто приходил в её маленький домик, стоящий рядом с господским, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».


Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . И он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Для примера сравним фрагменты одной из няниных сказок, записанных Пушкиным, и пролога поэмы «Руслан и Людмила»: «…вот чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, вниз идет песни поет... а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час... и с ними старик…» .

И в поэме Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цель на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

Творческую индивидуальность Арины Родионовны-сказочницы исследовал фольклорист М. К. Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстаёт в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища, особенно часто пользовалась любимым эпитетом: золотой.

Таким образом, творческий дар Арины Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем...» дан портрет любимой нянюшки:

Мастерица ведь была!

И откуда что брала!

И куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно!

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны... вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».

Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет. Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском.

Старенькая «мамушка» Пушкина, с лёгкой руки поэта, создавшего поэтический, романтический миф о своей няне, навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Он воспевал ее в стихотворениях разного периода, называя «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой…

Стихотворение «Наперсница волшебной старины» совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются как два воплощения одного и того же лица.

По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамки («Русалка»).

Например, в своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения - Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни - такова была типичная доля русской женщины -крестьянки в те годы:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну. Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?». Не очень-то бодро перенесла, дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет» . В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни - ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване». Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость «укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души её - Александру Сергеевичу. Из воспоминаний Александры Осиповны Смирновой - фрейлины Императрицы: «Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне».

О няне - первом и, самом верном друге поэта, вспоминают его современники, близкие друзья, для которых Арина Родионовна также стала родным человеком. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс». Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».

«Свет Родионовна, забуду ли тебя?» — писал навестивший Пушкина весной 1826 года поэт Николай Михайлович Языков. Он был в восторге от Арины Родионовны. «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!». Николай Михайлович, впоследствии, ей посвятил стихотворение «Как сладостно твое святое хлебосольство…».

А по утверждению А.П. Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...».

В последний раз поэт встретился со своей любимой няней в селе Михайловском в сентябре 1827 года. К тому моменту Арине Родионовне исполнилось уже 69 лет. К январю 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем Павлищевым. Пара поселилась в Петербурге, а родителям, переступая через себя, пришлось-таки выделить им крепостных для ведения хозяйства. В их число вошла и Арина Родионовна.

Путешествовать в столицу ей пришлось в марте. Всё ещё по-зимнему холодная дорога отняла у неё много сил – няня начала болеть. В доме Павлищевых она скончалась 12 августа 1828 года.

Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Спустя два года Александр Пушкин пытался найти её могилу, но не смог – она была утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на Смоленском кладбище появилась табличка в память о няне поэта.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Пушкин сумел создать добрый поэтический образ любимой няни, но, к удивлению, о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего.

Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках.


Но соответствует ли он реальной внешности няни? По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному Прасковьей Александровной Осиповой : «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.


Кроме того, на полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней - поясной портрет девушки в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре - перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.


В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.

В 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижников Николай Ге выставляет свою новую картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».


На картине изображена встреча лицейских друзей в январе 1825 года в селе Михайловское, когда ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает его лучший друг Иван Пущин, который привез запрещенную тогда комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось почитать ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его неуемным темпераментом усидеть, и читал стоя. Позади него сидит няня со своим вязанием и тоже слушает. Вот этот момент мы и видим на полотне художника.

На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Настоящая ода дружбе! После выставки картину приобретает Н.А.Некрасов.

Примером жанровой живописи является картина П.И. Геллера (1862 – 1933) «Пушкин и няня», написанная им к 100-летнему юбилею со дня рождения Поэта.


На картине изображена комната, заполненная книгами, в которой уютно расположились Пушкин и его няня. У няни на коленях вязание, она рассказывает что-то любимому Александру Сергеевичу, а тот внимательно слушает и записывает.

Ученик Ильи Репина Николай Иванович Шестопалов создал удивительные по органичности выбранных тем полотна, посвященные А. С. Пушкину. В роковом, но и юбилейном 1937-м году, Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. И в эти годы на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова. Ведь это, как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

Парамонов Александр Никитич (1874-1949), художник-график, монументалист. Учился в ЦТХР Барона Штиглица на отделение офорта и декоративной живописи у В.В. Матэ, Г.М. Манизера, А.П. Савинского. В 1936, накануне празднования столетнего юбилея великого поэта, написал картину «Пушкин и няня». Бумага, офорт, сухая игла. В нижней части листа - отрывок из стихотворения Н. Языкова и вид дома в Михайловском. Сюжет традиционный: няня за вязанием рассказывает Пушкину свои «преданья старины глубокой», а поэт, расположившись в кресле внимает ей и записывает услышанное в тетрадь.


В 1938 г. молодой художник Юрий Непринцев, заканчивая институт, в качестве дипломной работы представил картину «Пушкин в селе Михайловском». В течение всей своей дальнейшей жизни «пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем творчестве.


К числу известных русских художников и графиков относится и не менее знаменитый книжный иллюстратор Юрий Валентинович Иванов. Многим известна его прекрасная картина «Пушкин и Арина Родионовна».


Поэт изображен за одним столом со своим верным и надежным другом няней. Мы видим часть комнаты: деревянные стены обвешаны иконами, на столе в углу комнаты стоит одинокая свеча в подсвечнике и шкатулка с няниными принадлежностями для вязания. За столом сидит няня Пушкина с клубком ниток для вязания. С противоположной стороны стола сидит сам Пушкин. Его голова подперта рукой. Взгляд какой-то задумчивый. Одет поэт как всегда в строгий костюм. Голову покрывают кудри волос с длинными бакенбардами. На полу, возле ног, няни сомкнулся в клубочек и сладко спит кот.

Петербургский художник Игорь Шаймарданов, автор серии картин о Пушкине, предоставил работы, посвященные и няне поэта. По замыслу художника, в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Также Шаймарданов многократно обращался в своем творчестве к пушкинской теме, создав несколько серий шуточных картин о жизни поэта, на которых, по признанию самого автора, запечатлены «придуманные, вымышленные и почти правдивые истории».

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.

Родилась 10 (21) апреля 1758 года в полуверсте от деревни Суйда — в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей.

Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду со своей родственницей или однофамилицей Ульяной Яковлевой.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Почти до 1811 г, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву: «До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю». Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу - Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т.д. Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк: «Старушка почтенная - лицом полная, седая, любившая своего питомца…»


Источники: , .