Куда поступать после физ мат лицея. Кому стоит поступать в физико-математическую школу

В настоящее время существует много различных аббревиатур и сокращенных наименований. Нередко люди интересуются, что такое физмат. В данной статье представлены сведения об этом термине, а также приведены примеры того, где есть этот профиль обучения.

Что такое физмат: определение

В толковых словарях можно найти ответ, что факультеты.

Но физмат есть не только в вузах, но и в школах, колледжах и лицеях. Отвечая на вопрос о том, что такое физмат, давайте поближе познакомимся с физикой и математикой. Разумеется, каждый из нас в школе изучал эти науки, но не каждый понимает, зачем они нужны, особенно при углубленном изучении.

Что такое физика

Физика - это наука не только о природе (как гласят определения), но и о технике, ведь благодаря глубоким познаниям в ней появилось множество различных вещей, приборов, построены здания и транспортные системы.

На физмате (значение слова - «физика и математика») эти науки изучаются только в комплексе. Если сама математика может быть отдельной наукой, то физика без нее практически бессмысленна, ведь в ней очень часто нужно прибегать к расчетам, построениям графиков.

Что такое математика

Математика - царица всех наук. Без нее практически никто не обходится. Рано или поздно приходится производить элементарные вычисления, например проценты или пропорции. Но тем, кто изучает ее углубленно, становится ясна многогранность - алгебра и геометрия дают понять, что все взаимосвязано, все приводит к конечному результату. Различные теории и доказательства при расчетах помогают создавать новые объекты, технологии, прогнозировать явления и ситуации. На одной только математической теории можно предугадать точно какие-либо события.

Говоря о том, что такое физмат, мы сталкиваемся со сложнейшей задачей. Физика и математика - это две очень сложные науки, которые требуют от человека высокого уровня интеллекта, внимательности, усидчивости, желания довести дело до конца.

Где есть физмат

Физмат есть в средних школах для учащихся 10-11 классов, лицеях. Технические колледжи также углубленно изучают эти две науки. В технических университетах не просто углубленно, а обширно изучают высшую математику и физику. Последняя может быть фундаментальной, прикладной, теоретической.

Вы физмат, какие дисциплины взаимосвязаны и почему. Помните о том, что поступить на отделения с таким профилем могут только те, кто отлично разбирается и в физике, и в математике, хочет продолжать развивать свои знания.

Физмат - это такое загадочное слово для некоторых людей, особенно тех, кто школу закончил достаточно давно. Даже те, кто в курсе, что оно означает, недостаточно осведомлены о нем. Давайте разберемся в этом вопросе.

Математику школьники начинают изучать с первого класса, а вот другие точные науки только спустя 4-5 лет. А девятиклассникам предлагают поступать в профильные классы. Одним из них является физмат. Это углубленное изучение математики и физики.

Где он есть?

Физико-математические классы есть во многих обычных школах, но также существуют лицеи, специализирующиеся на углубленном изучении этих двух наук.

Следует отметить, что он отличается от базовой программы тем, что науки преподают углубленно, то есть нужно решать более сложные задачи. Также ученики получают намного больше информации, чем дети из простых или гуманитарных классов.

Что дает учащимся?

Физмат - это прекрасный шанс подготовиться к поступлению в вуз. Неслучайно многие говорят о том, что ребенку, получившему углубленные знания по физике и математике, будет гораздо проще учиться в университете. Действительно это так. Дело в том, что программа 10-11 классов для учащихся равносильна вузовской программе 1-2 курсов института.

Какие вузы принимают выпускников классов с физико-математическим уклоном?

С глубокими знаниями по физике и математике рекомендуется поступать в технические вузы. Физмат также даст понять будущему профессионалу, в какой конкретно области он хочет работать.

Может получиться так, что человеку интересна в первую очередь математика. Поэтому преимущественно стоит рассматривать:

  • МГУ, РУДН;
  • технические университеты;
  • педагогические институты.

Технических профессий очень много и в различных сферах, поэтому можно выбрать наиболее интересную специальность.

Претенденты для поступления в физмат - это ученики, успевающие не только по математике и физике, но и по другим предметам, а также дети с высоким уровнем интеллекта.

Всё значительно проще:) Философии у меня нет никакой. Живу, как приятнее (не люблю напрягаться и напрягать детей). Вы к словам много цепляетесь. Очевидно же, что учиться в более старших классах -это выбор ребенка (он ничего не делал в начальной школе, ждал пока появятся интересные предметы). Хорошо, что дождался раньше, чем потерял надежду дождаться. Даже не представляю, как это могло бы быть по желанию мамы. У меня было желание заставить его рисовать ежедневно крючочки, но у меня ничего не получилось, и у учителя тоже не получилось, не делал он этого и все тут:)
Единственный мой вклад -это предоставление посильных возможностей. Например: разрешить экспериментировать и обеспечивать законность любого эксперимента (вот дочка сейчас школу пропускает, так ей захотелось, а я справки ей беру, чтоб все законно было, она ведь сама справку взять не может)
Более серьёзно вмешиваться в школьную жизнь считаю нецелесообразным (не сформировалось у меня серьёзное отношение к школе). Кроме того, характер надо иметь сильный и точно знать, как лучше ребенку, а характер у сына точно сильнее, и мне кажется, что он лучше знает, как ему надо, чем я. Даже если это не так, оказывая сопротивление я ничего не изменю, возможно только отношения испортить с ребенком (так что у меня и выбора нет, опять же я про себя, наверное кто-то смог бы или знал бы что нужно)
1) "Вы, по сути дела, предпочитаете штурмовать" -Я ничего не штурмирую:)
2)"овчинка стоит выделки". - возможно оно и так, да только ребенок не захотел напрягаться в сильной школе (поступил туда процентов на 50, чтоб меня успокоить по поводу качества его знаний, ну и самому интересно было, что там предлагают), что же Вы мне предлагаете за него учиться? Я не могу.
3)т.т.т. Как-то не замечала проблем с общением у своего ребенка (у него желание общаться не было до определенного возраста (дольше чем в среднем), как появилось желание, появилось и общение.
Вы читаете невнимательно, ребенок не ходит в школу с детьми старше по возрасту, т.к. его выбор - вообще в школу не ходить. И в этом нет никакого глубокого смысла или какой-то идеи, просто больше нравится ему такая степень свободы, его выбор (быть несвязанным ежедневными уроками, не сидеть по 6 часов в классе, не таскаться в машине по пробкам, не ездить самому по городу и т.д.), а меня все устраивает: мне его не надо водить или возить в сильную школу, чтоб не водить в дворовую, не надо беспокоится о разнице в возрасте и контингенте, не надо думать как двух детей к одному времени в разные места доставить, не надо волноваться, пока он по городу сам едет и т.п. бытовые моменты очень удобно совпали с его желанием (именно совпало так, а не одно ради другого).
Если бы у меня были какие-то убеждения по поводу образования или по поводу того, как правильно его получать, как правильно воспитывать и т.п., возможно я бы препятствовала решению своих детей, но т.к. их у меня нет, а дети ничего плохого не хотят меня ничего и не напрягает.
На кружках они общаются и с теми кто старше и с теми, кто младше, никаких проблем с этим нет, возможно они были бы в школе (откуда мне знать, как там в школе в старших классах), ну так значит и хорошо, что ребенок туда не ходит, зачем ему даже теоретические проблемы:) Дочка еще иногда ходит в класс она тоже младше всех на год больше, и тоже проблем нет, а у ее одноклассников ровесников бывают проблемы (особенно у мальчиков) Ощущение такое, что возникновение проблем это случайность.
Во всём, что касается образования я не очень сильна, поделилась просто своими предположениями, не претендуя на то, что так оно и есть. У меня же нет большого количества детей за которыми я могу наблюдать, потому наблюдаю только за теми, что есть и вижу, что несмотря на то, что углубляться в предмет ребенок желания не имеет, однако появление новых предметов его явно радует и изучает он их с удовольствием, но на уровне школьного учебника. Причем интерес его к школьной учебе возрастает именно с появлением этих предметов (физика, химия анатомия, геометрия, алгебра, история и т.д.) Ему они все интересны и очень понятны, потому - ничего не напрягает.
Я никаких целей не ставлю, кроме одной - позитив от каждого дня. 25.09.2013 21:54:32,

Здравствуйте. В общем, я лоб в лоб, можно сказать, столкнулась с проблемой выбора профиля в школе. Перешла в 10 класс, у нас 2 направления: физико-математический и социально-экономический. На втором естественно намного проще,чем на первом. Все 9 классов я проучилась на физ-мате, в гимназическом "А" классе. И сейчас тоже пошла на физ-мат, но 2 день учусь и уже с ума схожу, как хочу сбежать с урока алгебры и геометрии у нового учителя. Старая учительница ушла на пенсию и, поверьте, я была очень счастлива, потому что она меня не переносила так же, как и я ее. Теперь у нас новая учительница, чуть помоложе, но тоже не 20 лет. И в кабинете у нее даже как-то страшнее, не то, что он некрасивый, я в том смысле, что атмосфера там такая...кабинет очень большой и светлый, т.е. очень страшно...выйдешь к доске и с концами...наверно меня в этом смысле поймут только ровесники, потому что все там трясутся, хотя в первые дни никого не вызывают, а если такое и случится, то оценки не ставят, т.к. журналов нет пока что. Так вот, в первые дни на нас, физ-мат, уже свалилось столько, что соц-эконом за год не увидит. Куча заданий по всем предметам, конспекты, решения, в то время как соц. получили только 1 задание....сегодня весь день корпела над алгеброй, с психом уже рвала листки с неправильными решениями, но в конце концов решила-таки, но не факт, что правильно. Я вообще хорошистка, но сейчас...сомневаюсь, что я в них останусь. И вот теперь думаю не уйти ли мне в социальный, пока не поздно...все-таки там легче. В том классе все только за, чтоб я к ним перешла, а вот в нашем...здесь у меня лучшая подруга и если я уйду, то получается сидеть ей придется одной...она не покажет, что ей неприятно, но я то знаю...мама тоже против, говорит, если я перейду, то опозорюсь. Хотя что в этом такого? А я не знаю, как выдержу еще один день на физ-мате...да к тому же математик на соц.экономе новый, молодой, говорят, объясняет круто и вообще классный......а это значит, что я не буду боятся подойти что-то спросить и трястись перед уроком, потому что если переспросить что-то у учителя с опытом, то они потом к доске будут вызывать и буквально выпытывать решения, я это на своем опыте пережила. Я разрываюсь и не знаю, что делать...хочу уйти из физ-мата на соц-эконом, но люди подумают, что бегу от трудностей...а я и правда бегу от них, потому что боюсь не выдержать. У меня и так нервы уже ни к черту, мама даже как-то к психологу идти предлагала. А тут еще 2 года каждодневной физики и алгебры, причем один раз в неделю будет пара физики, в другой пара алгебры. Я УЖЕ ПРОСТО НЕ ЗНАЮ КУДА ПОДАТЬСЯ. В первый же день учебы уже через 10 минут сидения на алгебре я подружке пошутила, что уйду в монастырь, а сейчас вот сижу и думаю, правда что ли уйти?
Оцените:

Дурень, возраст: 16 / 04.09.2012

Отклики:

Подписывается дурень, а оказывается это кропотливая девушка, которую преследует мысль, что она глупая и делает все не так как надо.
Ты написала как будто про меня, когда я в школе учился. Я тоже учился на физмате, тоже был хорошистом, получал тройки, меня терзали разные мысли, что я типа плохо учусь, хотя больше об этом беспокоилась моя мама, что было перегибом в контроле, это типичная ошибка воспитания была на тот момент.
Постоянно не успевал дописывать самостоятельные или контрольные, получал то четыре, то три, но всё равно получал в четверти четверку.
Закончил школу, поступил на бесплатное на вышку. Вспоминаю первый день там: матан, пишем типа егэ, проверка остаточных знаний. У меня мысли, типа все меня тут умнее, быстрее и я как это было в школе напишу на тройку. Написал много, но в правильности не был уверен. Прошло всё лето и в голове мало что оставалось, но это мне казалось, когда же я узнал, что я единственный получил пятерку, я думал надо мной просто стебутся. И после этого вообще перестал переживать насчет учебы.
Сейчас 5 курс, я один из лидеров, получаю стипендию и доволен)
А вот ты еще в 10 классе и эти твои проблемы не такие серьёзные. Важнее тебе сейчас понять, к чему больше интерес, чтобы потом решить какие егэ сдавать к концу 11 класса. И система поступления устроена таким образом, чтобы просто набрать максимальное количество баллов по этим егэ и при поступлении в вуз чтобы был у тебя высокий рейтинг чтобы попасть в "счастливчики". И вктратце так: первое - работать на эти предметы чтобы сдать егэ, даже просто чисто механически, второе - определиться с направлением, будущей специальностью, поинтересоваться, востребована ли она, как оплачивается, какие есть плюсы и минусы, спрашивать друзей, знакомых как, куда они поступили, как учатся, оправдывают ли их ожидания о их учебе и будущей специальности.
Жалко по этой части не ведется ориентирование в школе, и к выбору многие не относятся серьёзно. Ты же начинай задумываться. Думаю тебе это должно дать ответ, а не перескакивать сгоряча с место на место. Оставь свои переживания, удачи!

прохожий Константин, возраст: 21 / 05.09.2012

Вообще все зависит о того, куда ты планируешь поступать. Если на факультет, связанный с математикой или физикой, то надо терпеть, потому что там будет еще ужаснее и непонятнее. А если на гуманитарную специальность, то конечно надо переходить в другой класс, никто ничего тебе не скажет, если ты, к примеру, собираешься стать юристом. Ломать и мучить себя неизвестно для чего не надо. Мы живые люди, а не роботы, у нас ограниченный запас здоровья, нервов, сил и возможностей. Все зависит от твоей цели, куда ты будешь поступать. Я сама училась в физ-мат лицее, прекрасно тебя понимаю. Надо определить свои склонности и способности, кто ты, гуманитарий или математик. И не надо бояться осуждения. Моя подруга ушла из лицея после 9 класса в обычную школу, чтобы поступать на юридический, хотя была отличницей. Сейчас она прекрасный юрист, так что зачем бы ей было мучиться с математекой, вместо этого она изучала правоведение и другие необходимые вещи. И никто не сможет ее осудить, что она сбежала от трудностей, просто сделала разумный выбор.

Другая моя подруга наоборот пришла в наш лицей в старших классах, чтобы изучать математику, геометрию и т.д. и поступать на соответствующий факультет (Факультет вычислительной математики и кибернетики) и теперь она прекрасный программист. Так что все зависит от твоего направления, нельзя, чтобы страх перед учителями искажал его. Возможно, стоит действительно обратиться к психологу, чтобы разобраться в себе.

Лена, возраст: 27 / 05.09.2012

Солнышко, а ты уже задумывалась о будущей профессии? Кем бы ты хотела работать? Попробуй определиться сама или поговори с психологом, пускай он подскажет какая профессия тебе больше всего подходит. Исходя из этого и решишь, где тебе лучше учиться.

Елена, возраст: 28 / 05.09.2012

Привет! Я тебя понимаю! если ты не собираешься поступать на физ-мат или еще куда-то на тесно связанную с математикой и физикой профессию, то зачем тебе учиться в классе с физ-мат уклоном? Чтоб учиться в таком классе, надо математику любить. Иначе ученье превратится в мучение. Я сама люблю математику, получила диплом математика, но все равно и для меня сидеть было тяжело отсидеть несколько пар математики подряд. поговори с мамой, объясни ей, что физика с математикой - это не твоя стихия. А насчет подруги, я думаю, дружба здесь не причем. если она настоящая подруга, она останется подругой. Так что не медля переходи в соц.экономику. зачем тебе мучиться зря.

Математик, возраст: 24 / 05.09.2012

Знаешь, в моей школе тоже было такое разделение, только называлось немного иначе. Я выбрала математический профиль, тк с математикой у меня лады и мне, в принципе, нравилось. Но были такие ребята, которые переходили на гуманитарный профиль, так как точные науки им не давались. Это нормально, ведь у каждого свои склонности и свой склад ума. Ничего страшного в этом нет. Поэтому тебе нужно самой определиться со своим выбором. Если тебе социально-экономический нравится, и не только потому, что там легче, то почему бы не перейти. Скоро поступление в университет, ты уже раздумываешь о будущей специальности? Кстати, здесь нет ничего постыдного, если ты поговоришь со специалистом. В нашей школе психолог давала рекомендации по поводу будущей профессии и могла объяснить моменты связанные именно со складом характера, личными способностями каждого. Пройди тест на профориентацию - выявишь наиболее интересные тебе области. Хотя это и самостоятельно сделать можно. Если ты гуманитарий и на простенькую задачку тратишь целый день, наверное, нет смысла себя мучить. С другой стороны, будет плохо, если ты собираешься перейти на соц-эконом. профиль и лентяйничать - там тоже надо будет потрудиться. Отойди немного от бурных эмоций и поразмысли вместе с родителями на эту тему. Скажи им честно,что тебе тяжело. Помни - лучшей ты быть не обязана, но всегда обязана стараться. Удачи тебе. И еще раз напомню - не обязательно всем подряд становится инженерами. Юристы хорошие тоже нужны стране. Удачи тебе!

Landish , возраст: 20 / 05.09.2012

У меня сейчас так же. после 9 лет гимназии пошел в лицей (который далеко не последний в стране)
Итог: 7.00 - подъем. Далее еду в школу. 9:00 - занятия. В 16:00 я уже дома. До сна делаю уроки. А ведь еще и хобби и игровая зависимость (наверно). А вывод я сделал такой: Если сейчас это потянуть и выучиться, то
1) За день обучения сваливается огромное кол-во знаний, навыков и т.д.
2) Даже если не понадобится вся эта фигня, то потом можно будет достаточно быстро изучить, то что надо!
Короче, нагрузка на мозг - есть хорошо.
А с вопросами, тут много источников:
1) Интернет
2) Знакомые
3) Учитель =) просто если к доске вызовет, то это не плохо, ибо от "2" никто не умирал. А ответ на вопрос получить надо. + при вызывании к доске после вопроса учитель объяснять должен, а не спрашивать.
П.С. "Все что нас не убивает - делает нас сильнее"

    Выбор хороший школы - головная боль для любого родителя. Встают вопросы, что лучше для ребенка, сможет ли он учится в определенной школе, выдержит ли нагрузку, не поздно ли будет передумать. Для тех, кто хочет отправить своего ребенка в математическую школу, но сомневается, мы предлагаем вместе разобраться, зачем поступать в математический лицей.

    Кому стоит поступать в физико-математическую школу

    На пути каждого родителя рано или поздно возникает вопрос: в какую школу отдать ребенка, чтобы ему нравилось там учиться? Ключ к ответу лежит на поверхности. Необходимо понимать, какие предметы нравятся вашему сыну или дочке. Понимание приходит не сразу даже у самих детей, но, как правило, ученику хватает нескольких лет обучения в начальных классах, чтобы определиться со своими предпочтениями. “Технарь” или “гуманитарий” - понятия довольно грубые, но весьма определенные, так как среди учеников в классе довольно легко вычислить, кто есть кто, с помощью именно этих терминов. Если ваш ребенок проявляет особый интерес к логическим, вычислительным процессам, активность на уроках математики или физики, быстро усваивает новую информацию, это верный признак “технаря”. Однако успеваемость в школе (даже по техническим предметам) может быть не самой лучшей, так как дети с развитым логическим мышлением чаще проявляют неусидчивость, некоторую рассеянность, порой даже невнимательность в связи с постоянной тягой к новым знаниям (будь то поиск ответа на мучающий ребенка вопрос “отчего небо такое голубое?” или “где же моя тетрадь по литературе?”). Если вы отмечаете в своем ребенке подобные качества, значит, скорее всего, он обладает неординарным, математическим складом ума.

    Что же делать в такой ситуации? Вы видите, как ребенок “обгоняет” своих одноклассников в учебе, и поначалу вам приносит это радость, ведь все ваши труды, потраченные на развитие и воспитание вашего чада, были не напрасны. Но по истечении непродолжительного периода вы также заметите спад интереса к учебе, некоторое безразличие к домашнему заданию, оценкам за контрольные работы. Это будет связано с некоторыми факторами. Во-первых, ученик видит, что ему нет равных в том или ином предмете, и прекращает активную деятельность, потому что пытается быть на ровне со всем классом и не выделяться из толпы. Зачем прикладывать лишние усилия, когда друг за соседней партой получает такие же оценки за меньшие труды? Во-вторых, каждый ученик нуждается в стимуле. Зачем добросовестно выполнять домашнее задание, если учительница его давно у тебя не проверяет (у тебя ведь нет вопросов по его выполнению, зачем тратить на тебя время). Именно такие мысли заводятся в голове у каждого успевающего и опережающего. Но если вы замечаете определенный успех у своего ребенка в каком-то предмете, эту тенденцию необходимо развивать постоянно, не доводить до состояния безразличия.

    Как развить интерес к математике

    Как же поддержать интерес к предмету у ученика? Безусловно верным решением является смена образовательной программы. Для “технарей” такие программы предоставляются в физико-математических школах и лицеях. Зачем поступать в физико-математический лицей? Некоторые родители считают, что его ребенок просто не сможет перенести расставание с первой учительницей и одноклассниками безболезненно. Некоторые боятся, что новая программа и увеличенные нагрузки будут не по силам юному школьнику. Другие же пытаются сохранить интерес к математике с помощью репетиторов, которые буквально заваливают ребенка сложными задачами, чтобы “опустить его с небес на землю” и показать, что он знает далеко не все. Однако, такой метод не всегда верный, ведь подобным почти насильственным путем можно и вовсе отбить желание изучать предмет углубленно! В физико-математическом лицее у вашего ребенка появится возможность окунуться в новый мир, в общество людей со схожими интересами (речь идет как о преподавателях, так и об одноклассниках). Часы изучения предмета заметно увеличатся, по сравнению с обычной школой, ведь в физико-математических школах (ФМШ) математика изучается углубленно, учителями преподносится материал для размышления, самостоятельного рассуждения и логических выводов. Кстати, о самостоятельности. Поступление в “физмат” также сыграет большую роль в развитии самоорганизации и дисциплины, ведь каждый день ученик будет сталкиваться с огромным количеством задач, решения которых ему придется искать самостоятельно, без постоянного надзора учителя. Только так, без сторонней помощи, человек может научиться думать, а это и является целью обучения в ФМШ. Ежедневный контакт с детьми, также преуспевающими в математике, позволит ребенку почувствовать себя в своей тарелке и увидеть, что он не одинок в своем увлечении, как было ранее. Обучение в физико-математическом лицее является некой площадкой для соревнований, ибо каждый проявляет свои знания по максимуму и может как “обогнать” одноклассников, так и “отстать”. Это не позволяет расслабиться ни на секунду, постоянная тяга к победе на математическом поединке движет каждым учеником в ФМШ.

    Математика не мешает гуманитарным предметам

    Многие родители уверены в том, что поступление в физико-математический лицей ведет к полному отсутствию духовного образования, интереса к литературе, музыке, живописи. Такое суждение в корне ошибочное. Обучение в физмате вовсе не подразумевает отречения от гуманитарных предметов. Наоборот, математический склад ума лишь способствует пониманию искусства. Как ни странно, многие известные композиторы, художники и поэты так или иначе увлекались математикой. Дело не в том, что при написании очередного сонета композитору понадобилась формула Муавра. Изучение математики обладает изумительным свойством: она учит последовательности, логичности, внимательности. Человек, умеющий “разложить по полочкам” любой процесс, обладает преимуществом перед всеми, потому что умеет сложить пазл из поставленных задач наиболее эффективно для их последующего решения. Как оказалось, поставленная задача может быть любой - даже написание поэмы. Начав обучение в школе с углубленным изучением математики, ваш ребенок станет специалистом не только в математике, но и в других предметах, благодаря навыку рационализации любых поставленных перед ним задач. Даже сочинения по литературе станут более структурированными, логически выдержанными и понятными. Такие навыки требуются в жизни каждый день, а поступление в физико-математический лицей и дальнейшее обучение в нем дадут вашему ребенку возможность проявить весь свой потенциал в будущем.

    Как подготовиться к поступлению в физико-математический лицей?

    Стоит отметить, что поступить в ФМШ или ФМЛ не так-то просто. При поступлении в данные учебные заведения школьнику необходимо пройти тестирование, на основании результатов которого происходит зачисление. Поскольку уровень изучения математики в обычной школе гораздо ниже, ваш ребенок может столкнуться с определенными трудностями. В школе самый умный, а в физмат не поступил. Как так? Чтобы такого не произошло, требуется качественная подготовка к поступлению в любой физмат. имеют особую специфику, так как школьники не просто повышают уровень своих познаний в математике, но и делают первые шаги в самостоятельном решении любых поставленных задач. Преподаватели на курсах по подготовке к поступлению в ФМЛ создают реальную атмосферу обучения в таких учебных заведениях, чтобы в дальнейшем строгая дисциплина и большая степень ответственности не пугала будущих лицеистов.