Курс скорочтения андреева. Школа скорочтения андреева

"Страна, которую мы называем Древней Русью, так сильно отличалась от России послемонгольской эпохи, что через толщу минувших столетий кажется нам какой-то сгинувшей, легендарной Атлантидой… Был ли на самом деле Рюрик? Приглашали ли славяне варягов? Прибивал ли Олег щит на врата Цареграда?" Борис Акунин адресует свою историю отечества широкой читательской аудитории: людям, которым интересно узнать (или вместе с автором увлеченно вычислить), как было на самом деле. И попытаться понять, что́ в нашем тысячелетнем государстве так и что́ не так (и почему).

Борис Акунин
Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия

От автора

Прежде чем вы решите, имеет ли вам смысл читать это сочинение, должен предупредить о его особенностях.

Их три.

Я пишу для людей, плохо знающих российскую историю и желающих в ней разобраться. Я и сам такой же. Всю жизнь я интересовался историей, получил историческое образование, написал несколько десятков исторических романов и тем не менее однажды осознал, что мои знания состоят из отдельных фрагментов, плохо складывающихся в общую картину. У меня не было ясного представления о том, как и почему Россия получилась именно такой. И я понял: чтобы ответить на столь краткий вопрос, придется сначала прочитать десятки тысяч страниц, а потом несколько тысяч страниц написать.

Я не выстраиваю никакой концепции. У меня ее нет. Всякий историк, создающий собственную теорию, не может совладать с искушением выпятить удобные для него факты и замолчать либо подвергнуть сомнению всё, что в его логику не вписывается. У меня такого соблазна нет.

Кроме того, я решительный противник идеологизированной истории. И самовосхвалительная, и самоуничижительная линии, обильно представленные в трудах отечественных историков, мне одинаково неинтересны. Я хочу узнать (или вычислить), как было на самом деле. У меня нет заранее сложившегося мнения. Есть вопросы и есть желание найти на них ответы.

Это история не страны, а именно государства , то есть политическая история: государственного строительства, механизмов управления, взаимоотношения народа и власти, общественной эволюции. Культуры, религии, экономики я касаюсь лишь в той мере, в какой они связаны с политикой.

Россия - это прежде всего государство. Оно не тождественно стране, а в отдельные моменты истории бывало ей даже враждебно, но именно состояние государства неизменно определяло вектор эволюции (или деградации) всех сфер российской жизни. Государство - причина и российских бед, и российских побед.

Попытка понять, что́ в нашем тысячелетнем государстве так и что́ не так (и почему) - вот для чего в конечном итоге затеяна эта работа.

Предисловие к первому тому

Истоки всякой национальной истории, если она длится много веков, напоминают предрассветные сумерки. Сначала из тьмы доносятся какие-то невнятные шумы, проступают призрачные силуэты, угадываются малопонятные шевеления. И лишь со временем, очень медленно, события и человеческие фигуры обретают четкость. Дошедшие до потомков сведения смутны, отрывочны и часто противоречивы или просто неправдоподобны.

Из-за этого у многих историков возникает искушение прибавить рассказу о древних временах стройности и логичности, "дообъяснить" случившееся, причем гипотезам и догадкам придается вид установленного факта. Был такой соблазн и у меня, но я старался его преодолеть. Вот почему в этом томе сплошь и рядом встречаются обороты "по всей видимости", "вероятно", "предположительно" - в знак того, что данные сведения являются реконструкцией. К сочинениям по истории Древней Руси, где авторы уверенно оперируют датами, фактами, цифрами и именами, следует относиться с осторожностью.

После изучения весьма немногочисленных источников и весьма многочисленных толкований этих источников у меня возникло убеждение, что никто из историков в точности не знает, когда, кем и при каких обстоятельствах было создано и построено первое русское государство. Учебники часто приводят сомнительную датировку событий, да и сами события при ближайшем рассмотрении иногда оказываются пересказом мифов. Многочисленные несуразности "канонической" историографии, начавшей складываться еще в восемнадцатом веке, побудили некоторых исследователей к другой крайности - отрицанию традиционной хронологии и выдвижению разнообразных гипотез, переворачивающих всю историю вверх дном. Чем темпераментней автор, тем революционней выглядит его версия.

Предлагаемый вашему вниманию текст совершенно нереволюционен и нетемпераментен. Главным методом является пресловутая "бритва Оккама": всё лишнее (и недостоверное) отсекается; остаются лишь факты, считающиеся у большинства историков проверенными или, по крайней мере, наиболее вероятными. Если остаются сомнения, это обязательно оговаривается.

Страна, которую мы называем Древней Русью, так сильно отличалась от России послемонгольской эпохи, что через толщу минувших столетий кажется нам какой-то сгинувшей, легендарной Атлантидой. Поэтому я счел целесообразным в качестве дополнения присовокупить к изложению политической истории сугубо бытоописательную главу "Жизнь в Древней Руси". Летописи зарегистрировали лишь события памятные, то есть экстраординарные, выбивающиеся из нормального течения жизни. Если ограничиться пересказом хроник, может сложиться ощущение, что вся ранняя история состояла из войн, эпидемий, неурожаев, смены правителей да возведения больших церквей и крепостей. Вставная часть, хоть она выбивается из общей линии повествования и выходит за рамки поставленной заглавной задачи, даст читателю некоторое представление о том, как и чем жили древнерусские люди.

Особенность историографии киевского периода состоит в том, что источников информации - во всяком случае, письменных - очень мало. Основополагающий, собственно, только один: "Повесть временных лет", летопись, которая сохранилась не в первозданном виде, а в двух разных вариантах более позднего времени. Совпадающие фрагменты этих двух вариантов и считаются протографом, то есть оригинальным текстом. Но и он, судя по всему, переписывался и менялся под воздействием политической конъюнктуры. События девятого и десятого веков летописец излагает очень приблизительно, а местами явно ошибочно, вставляя легенды и сказания, очевидно, почерпнутые из фольклора. Есть и большие пропуски. Только с одиннадцатого века повествование превращается из свода преданий и благочестивых притч в собственно историческую хронику, а датировка становится уверенной, часто с приведением не только года, но и числа. Однако при описании недавних происшествий автор небеспристрастен, излагая "киевскую" трактовку политических коллизий и явно льстя Владимиру Мономаху (возможно, инициатору или даже заказчику дошедшей до нас редакции), что вынуждает относиться ко многим утверждениям и описаниям с определенным скепсисом. Альтернативные хроники, в том числе региональные (новгородские, галицко-волынские), появляются лишь в конце описываемого периода и не могут существенно дополнить картину.

Кроме скудного летописного наследия историки, занимающиеся изучением Древней Руси, располагают кодексом законов XI века, известным под названием "Русская Правда", но он тоже сохранился лишь в поздних, измененных вариантах и к тому же не содержит рассказа о событиях. Некоторые дополнительные сведения встречаются в иностранных хрониках, византийских и западноевропейских, но они часто искажены либо откровенно предвзяты и весьма фрагментарны - очевидно, жизнь далекой страны не слишком занимала зарубежных летописцев. Несомненный интерес Русь представляла для варягов, которые на протяжении трех с лишним веков приплывали в восточнославянские края наниматься на службу, торговать или грабить, поэтому множество любопытных сведений сохранилось в скандинавских сагах, однако в качестве достоверного источника эти сказки, конечно, использовать нельзя.

Наконец, есть записки путешественников, побывавших на Руси. Эти свидетельства иногда помогают уточнить или перепроверить какие-то факты, но чужеземцы плохо разбираются в русских реалиях, перевирают имена, а подчас пишут явные небылицы.

Кое-какие сведения о политической истории можно почерпнуть из археологических находок, хотя подчас они не столько дают ответы, сколько вызывают новые вопросы.

Вот, собственно, вся база знаний, с которой приходится работать историкам. Поэтому неудивительно, что так называемая "официальная история" Древней Руси в значительной степени является консенсусной (то есть признаваемой большинством) реконструкцией того, что скорее всего происходило. А по многим проблемам консенсуса и вовсе не существует.

Был ли на самом деле Рюрик? Приглашали ли славяне варягов? Кто вообще такие - "варяги-русь"? Прибивал ли Олег щит на врата Цареграда? На все эти и множество других вопросов у истории категоричного ответа нет - лишь предположения.

Несмотря на активное развитие интернет-технологий и популярность видеокурсов и другой обучающей информации в видеоформате, основным и наиболее ценным источником информации является книга. Из книги можно получить исчерпывающую информацию по какой-либо нужной теме, но проблема может заключаться в том, что объём информации слишком велик, требует долгого изучения и тяжело запоминается. Книга «Техника быстрого чтения: самоучитель», написанная Олегом Андреевым, поможет всем, кому приходится сталкиваться с большими объёмами информации и у кого возникают трудности с запоминанием.

Автор книги рассказывает о том, как самостоятельно научиться быстро читать. Он предлагает оценить свои способности, протестировать самого себя. Дальше это тоже нужно будет делать, чтобы следить за динамикой. В книге рассказывается о разных видах чтения, способах восприятия. Олег Андреев изучал, как двигаются глаза во время чтения, как в этот момент работают мышцы и какие процессы происходят в мозге. Он комментирует, как сделать так, чтобы прочитанное легко запоминалось и усваивалось, рассказывает, что может этому помешать.

Здесь даются упражнения для тренировки навыков скорочтения. Уже с первых уроков можно будет заметить изменения в восприятии, ведь мы с детства привыкли читать «медленным» способом. Теперь эти паттерны будут изменены. Однако, чтобы достичь заметных успехов, нужно тренироваться понемногу неделями или месяцами. Упражнения, предлагаемые в книге, интересны, поэтому обучение не будет в тягость. Книга научит концентрироваться, лучше понимать написанное и выделять только самое главное, не тратя время на ненужную информацию. Это позволит узнать намного больше за короткое время, развить мышление и память, работать более эффективно, сэкономив немало времени.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Техника быстрого чтения: самоучитель" Андреев Олег Андреевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 2. Оккультизм

Оккультные организации и группы - по названиям с «А» по «Б» (включая названия, начинающиеся с цифр)



Класс «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство».

Подгруппа О-4 «Оккультные центры».

Основатель и руководитель - Андреев Олег А.

Месторасположение центров: Москва.

Адрес: 125047, Москва, 4-я Тверская-Ямская ул., д.12, т.251-99-47 , 973-39-25.

Школа Олега Андреева - оккультно-религиозная организация.

Олег Андреев известен разработанной им техникой быстрого чтения («Школа быстрого чтения»), которую он в частности преподавал в Московской Городской Думе .

Олег Андреев обладает методами суггестии (гипноза), ведет свою образовательную программу под названием «Сатори», берется развить у своих учеников телепатию, ясновидение, дать анализ основных религий мира, развить интуицию, сверхчувственное восприятие мира вплоть до приобщения к космическому сознанию .

Кроме того, Андреев развивает «шестое чувство и сверхчувственное восприятие» , «ауровидение» и «космическое сознание» .

Все это явно показывает оккультный характер его системы.

Чтобы окончательно в этом убедиться, достаточно заглянуть в любую его книгу:

«Чрезмерная чувственность отнимает у человека энергии больше, чем любая другая страсть. Она может быть трансформирована в особый вид энергии - оджас. Чем ее больше у человека, тем он энергичнее и умственно сильнее... Для трансформации чувственной энергии в оджас дышите ритмично, мысленно представляя себе, как с каждым вдохом солнечное сплетение поглощает энергию» (, с. 143);

«Человеку XXI века будут свойственны такие совершенно новые качества, как: восприятие и оценка различного рода излучений и полей; повышенная стойкость к воздействию радиации и различным облучениям; ясное сознание (ясновидение, яснослышание); континуальный (непрерывный) характер мышления и, как следствие, передача и прием информации через образы (телепатия); способность в лозоискательству (биолокационный эффект); проскопия - видение будущего; ретроскопия - видение прошлого; возможность осознанного и непосредственного воздействия на нервную систему (самокоррекция); осуществление саморегуляции энергетического баланса организма; существенные изменения в рационе питания и потребности в одежде; безлекарственное самолечение методом саногенного (оздоравливающего) мышления; возможность продолжительного пребывания или существования в необычных средах, например, под водой и тому подобное; совершенство физического развития. Часть этих новых необычных проявлений нам уже доступна. Мы воспринимаем поля, находящиеся не только в видимом спектре; многим из нас присущи ясновидение и яснослышание. А, главное, мы развиваем континуальное мышление, и, как следствие, возможность передачи информации посредством телепатии» (, с. 124);

«Согласно эзотерическому мировоззрению человек является идеальным созданием Космоса... Каждый из нас имеет в своем организме органы, воспринимающие сигналы из тонкоматериального мира, но у большинства людей они заблокированы... Как войти в этот мир и научиться использовать его удивительную энергию, вы уже почти знаете. Это прежде всего ваш труд и наши тренировочные упражнения» (, с. 122).

Андреев пропагандирует оккультно-религиозную шаманскую систему Карлоса Кастанеды: «Мы предлагаем вам освоить еще одну технику произвольного контроля образов в сновидениях, которую дает своему ученику мексиканский маг, старый индеец племени яки дон Хуан, подробно описанную Карлосом Кастанедой в его книге «Путешествие в Икстлан» (, с.109).

Андреев практически обучает своих учеников оккультным методам:

«Возьмите левую руку индуктора, положите ее себе на лоб в области «третьего глаза» и прижмите слегка своей правой рукой... Попытайтесь прочитать его мысли» (, с.85);

«Эзотерические знания разбросаны по крупицам в различных источниках мировой культуры. Люди, способные синтезировать эти знания и овладеть ими, называются эзотериками. В символах мы находим поразительную информацию о процессах духовно-культурной эволюции человечества, об одухотворенном КОСМОСЕ... Вербально сложно передать энергетические вибрации символов таблиц Андреева-Хромова... Смысл работы с таблицами Андреева-Хромова заключается в приобщении читателей данной книги к вечным символам... Глядя на таблицы и прислушиваясь к голосу учителя, слушатель получает воздействие не только на органы зрения и слуха, но и массу других впечатлений» (, с.92);

«Упражнение 7.1. «Я - яснослышащий». Главная задача состоит в том, чтобы научиться улавливать голоса сфер более высоких, чем физический план, как вне, так и внутри человеческого «Я» (, с.102);

«Находим слово СОЛНЦЕ и образ УЧИТЕЛЯ ХРОМОВА, слово ВЕТЕР и образ КНИГИ, слово МЕДИТАЦИЯ и образ ВЕТРА, слово ЗНАК ЗОДИАКА ДЕВА и образ УЧИТЕЛЯ АНДРЕЕВА, слово ПИРАМИДА и образ ЦВЕТКА ЛОТОСА, слово «ЗМЕЯ и образ ГОРЫ, слово УЧИТЕЛЬ ХРОМОВ и образ СОЛНЦА, слово КНИГА и образ ВЕТРА, слово ЯБЛОКО и образ ЙОГА В ПОЗЕ МЕДИТАЦИИ, слово УЧИТЕЛЬ АНДРЕЕВ и образ ЗНАКА ЗОДИАКА ДЕВА, слово ЦВЕТОК ЛОТОСА и образ ПИРАМИДЫ...» (, с.98);

«Тренировка трикуты. Техника исполнения. Представьте самого себя. Смотрите в глаза представленному самому себе. Затем про себя назовите дату, например, 26 декабря, с мысленным вопросом, что в этот день вас ждет. Глаза исчезнут, вместо них пойдут видения, и в состоянии сна высокой ясности вы увидите, что с вами произойдет 26 декабря... В положении лежа в любой позе произнесите про себя мантру «СО-ХУМ» (, с.94).

Но предлагаемые Андреевым методики вовсе даже небезопасны, он сам об этом предупреждает:

«Тренировка трикуты. Напоминаем еще раз - нельзя спрашивать вслух, особенно самого себя» (, с.94);

«В процессе работы со сном вы приобретаете повышенную чувствительность, сверхчувственное восприятие, в связи с чем возможны аномалии времени и пространства наяву или в процессе медитации. Вы можете наблюдать других или даже себя при выполнении каких-то действий в прошлом или будущем. Самое главное - не пугайтесь. Все нормально. Просто у вас получилось, вы заглянули в четвертое измерение. Признаком этого является размывание окружающего пространства, появление как бы дымки, подобной занавесу. Даже при ярком свете окружающее кажется как бы прозрачным, колеблющимся, сама же фигура наблюдаемого визуализированного персонажа выглядит плотной и совершенно реальной. С ним можно поговорить, задать вопросы, он знает о прошлом, настоящем и будущем вашем и своего оригинала больше, чем его прототип. После такого общения вы можете «отключиться» или заснуть так быстро, как если бы вы потеряли сознание. Но если вы владеете собой и не испугаетесь, то визуализированный персонаж после контакта с вами спокойно покинет вас и как бы растворится; размытая окружающая обстановка примет свое обычное состояние при полном осознании вами происходящего» (, с.96).

Методы, которые Андреев рекомендует своим ученикам для избавления от опасностей во время их оккультных опытов, также носят оккультно-религиозный характер: «Подчеркиваем: выполняя любые наши упражнения, вы должны чувствовать, что вам это приятно. Как только начинается какое-то неприятное ощущение, следует немедленно прекратить упражнение, соединить руки и ноги и произнести защитную мантру «СО-ХУМ» (, с.93).

Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев в своем экспертном заключении №60-э от 5 августа 1998 г. отнес данную организацию к оккультно-религиозным, деструктивным и грозящим человеку духовной гибелью.

К разделу «Андреева Олега Школа»

Первые попытки исследования процесса быстрого чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 году занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации быстрого чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике возможности быстрого чтения получили очень широкое распространение во всем мире.

Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы быстрого чтения и координирующие все направления в этой области. Начиная с 1966 г. Международная организация по вопросам один раз в два года созывала специальные конгрессы (в 1966 г. в Париже, в 1968 г. в Копенгагене, в 1970 г. в Сиднее, в 1972 г. в Буэнос-Айресе).

Первые исследования в области техники быстрого чтения в России начались еще во времена Советского Союза. Изучение вопроса разделилось на несколько направлений. Одно из них представляет школа быстрого чтения «Школа Олега Андреева».

Программы Школы Олега Андреева : «Спринт», «Доминанта», «Сатори», «Четвертое измерение», «Пятый путь», «Шестое чувство» заслужили должное признание у определенных категорий людей, интересующихся подобными методиками.

Другой путь развития техники быстрого чтения выбрала Президентская школа, известная во времена, когда все только начиналось, как Школа Рационального Чтения. Взяв за основу научные разработки в области быстрого чтения , Президентская школа вышла на образовательный рынок со своим курсом «Скорочтение». В отличие от других направлены на развитие как скорости и качества чтения, так и внимания, мышления, воображения.

Об успешности такого подхода к развитию навыков быстрого чтения говорят клиенты Президентской школы, крупнейшие фирмы и организации, как России, так и мира: "Росбилдинг", "Лукойл", "РАО ЕЭС", "Canon", "Московская правда", издательство "Эксмо", "Московская Областная Дума", "Запсибкомбанк", "Домострой-Недвижимость", СТС, Центр ФБК, "Джонсон и Джонсон" и многие другие.

И пусть результат Евгении Алексеенко так и остается ее личным достижением из разряда чудес. Повысить свою скорость чтения в пять – восемь раз повысив при этом качество усвоения информации вполне под силу каждому. Для этого существуют курсы быстрого чтения, для этого существует Президентская школа, для этого существует ваше желание и потребности. Вы приходите, и…результат не заставляет себя ждать.

Школа Олега Андреева существует уже около 35 лет и за это время были созданы уникальные методики, которые не имеют аналогов во всем мире. Упражнения доступные и простые за короткое время позволят освоить технику быстрого чтения

Компьютерные упражнения (тренинги) на расширение (измерение) угла зрения

  • Угол зрения и чтение - упражнение для вхождения в состояние скорочтения
  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Таблицы Шульте - расширение угла зрения для вхождения в состояние медитации и режим быстрого чтения.

Компьютерные упражнения (тренинги) на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Цель занятий в школе Олега Андреева - освоение техники быстрого чтения, тренировка памяти и внимания.

Результат обучения- увеличение скорости чтения до 3000-5000 зн. в минут и способность усвоения прочитанного.

За 35 лет были сделаны оригинальные методологии.

«Научиться с легкостью обучаться!» - лозунг обучающих программ.

Простые и легкодоступные упражнения за непродолжительный промежуток времени дадут возможность изучить технику скоростного чтения.

Увеличить скорость чтения в много раз.Улучшить память и внимание. Школа быстрого чтения

Повысить интерес к учебе и значительно улучшить качество подготовки к экзаменам.

Более 30 лет создавалась программа интеллектуального и духовного развития личности.

Занятия в школе Олега Андреева проводятся по очной и заочной системе. Вы сможете обучиться без отрыва от учебы и других видов деятельности.

Школа Олега Андреева гарантирует:

Улучшение качества усвоения прочитанного;

Повышение скорости чтения в 5-20 раз;

Развитие внимания и интуиции;

Тренировку памяти;

Значительную активизацию творческих способностей человека;

В школе занимаются школьники и студенты, ученые и инженеры.

В наше время уровень информационных технологий сильно изменил качество восприятия окружающего мира. В первую увеличилось количество информации, которую мы должны каждый день пропускать через себя, чтобы не отставать от жизни. Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту.

психологическая настройка при чтении

Проговаривание слов – большой тормоз для овладевания методики скорочтения

Ученые подсчитали, что в начале ХХI века объем информации возрастет в 10 раз!

Безусловно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке информации. Но последнее слово всегда за человеком.

Книга "Учитесь быстро читать " - Андреев О.А., Хромов Л.Н.

Каждый ли читающий уверенно скажет, что понимает и запоминает все прочитанное?

Книга О. А. Андреева и Л. Н. Хромова объяснит механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции. Конечно, методика, предлагаемая авторами,-это не волшебный ключик, который откроет все потайные двери подлинного искусства чтения.