Люди одинаковые или разные. Люди одинаковые в том, что они разные

Как-то в сочинении мой ученик написал: «Общее в людях только то, что они все разные». И действительно это так. Мы наделены разными оттенками глаз, кожи, мы говорим на разных языках, обладаем разными умственными способностями. Мы по-разному относимся к одним и тем же вещам, даже смеемся и плачем по-разному. Предрассудки и стереотипы относительно людей, которые в чем-то отличаются от многих, весьма распространены не только в нашем обществе, но и во всем мире. Такое восприятие и отношение причиняют страдания. Справедливость любого общества измеряется тем, как оно относится к наиболее уязвимым группам людей. Очень важно развить в себе способность представить себя в их положении.
Всем людям, а подросткам в особенности, необходимо научиться принимать самих себя и других такими, какие они есть.
Различия нуждаются в уважении и заботе, а мы часто вольно или невольно пытаемся склонить человека думать так, как мы, воспринимать мир таким, каким видим его мы. Сколько неразрешимых конфликтов разгорается из-за нашего неумения ценить право каждого быть непохожим на других.
Важно научиться жить в гармонии с другими. Только тогда любому будет комфортно. Атмосфера, которую учитель создает в классе, должна быть теплой, располагающей и поддерживающей каждого ученика. Только в такой обстановке ребенок будет вести себя естественно, воспринимать себя таким, каков он есть на самом деле.
Игра. Возьмите листок бумаги и приколите его к спине своего одноклассника. Пусть каждый карандашом попробует написать что-либо приятное для своего товарища. Все надписи должны быть добрыми и анонимными. Например: «Спасибо за то, что ты такой отзывчивый и веселый». Потом каждый снимет листок со своей спины и прочтет его.

Самый особенный
Для 6-9-летних детей использовать слово «особенный», а для старших - «уникальный». Для старших детей сделать акцент на обсуждение.
Цели. Научить ребят осознавать собственную уникальность и гордиться ею, уважать уникальность других; создать атмосферу открытости и доверия.

Ход занятия
Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных. Один говорит: «Я умею плести корзины». Если больше никто не может сказать: «Я тоже», он получает один балл, если кто-то тоже обладает такой же способностью, он садится рядом с тем, у которого такое же увлечение.
Обсуждение: хорошо ли быть уникальным? Каждый ли человек уникален? Что мешает нам оставаться уникальными?

Козы и волки
Цели: исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие; обсудить чувства страха и безопасности. Здесь понадобятся таблички с надписями: «козленок», «коза», «волк».
Участники вытаскивают эти таблички из коробки, не показывая друг другу. Одного надо попросить пересказать сказку про семерых козлят.
В одном углу комнаты садятся в тесный круг «козлята». Это их домик. Остальные участники собираются в другом углу. Каждый из них по очереди подходит к «домику» и пытается убедить «козлят», что он «коза». Если они убедятся, то впустят «волка» в дом. Он «съедает» одного «козленка» и выбывает из игры. Цель «козлят» - остаться целыми и невредимыми. Цель «коз» и «волков» - попасть в домик.
Эта игра позволит участникам начать общаться друг с другом более доверительно и попробовать себя в разных ролях. Будет интересно обсудить:
Что чувствовали «козлята»?
На чем они основывались, когда принимали решение?
Почему иногда ошибались?
Часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными?
Что чувствовали «козы», когда их принимали за «волков»?
Как они пытались убедить «козлят»?
Приятно ли быть «волками»?
Случалось ли, что кто-то в жизни оказывался «волком» против своей воли?

​Наталия ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения, Саранск

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

Конечно, все люди в общих чертах очень похожи друг на друга. У всех есть две руки, две ноги и голова. Все люди нуждаются в дыхании и питании. Все имеют пять основных чувств и разум. Все люди рождаются, растут и в конце концов умирают. Все это так.

И еще. У всех у нас есть свобода выбора, предоставленная нам Творцом для свободного развития. Все мы можем использовать эту свободу по своему усмотрению. И все мы обязательно будем нести ответственность за свой выбор.

Именно здесь начинаются отличия людей друг от друга. Причем отличия не поверхностные, не легковесные, не выдуманные, а существенные, решающие, единственно важные. Потому что жизнь и дана нам именно для того, чтобы мы научились делать правильный выбор - выбор в сторону добра, а не зла.

Конечно же, абсолютно неправильно считать, что есть люди добрые и люди злые, есть полностью чистые, а есть беспросветно грязные. Это было бы слишком просто. Все люди, рождающиеся на Земле, несут в себе зло. Никто не застрахован от ошибок, грехов, пороков. Каждый может оскверниться, попасть под власть зла. И наша главная задача - научиться отличать добро от зла и стараться как можно чаще делать осознанный выбор в сторону добра. Но вот эту самую задачу каждый решает по-своему, кто-то - более успешно, кто-то - менее успешно. А кто-то сознательно отказывается ее решать и ставит перед собой прямо противоположную задачу. Некоторые вообще отказываются признавать существование такой задачи и действуют так, как им хочется.

В результате все люди отличаются друг от друга по двум параметрам. Во-первых, по степени оскверненности в данный момент, а во-вторых, по степени готовности творить в дальнейшем зло или добро. Как правило, эти две величины прямо взаимосвязаны. То есть более чистые люди чаще делают выбор в сторону добра и менее способны на зло. И наоборот, более оскверненные люди меньше готовы творить добро и гораздо легче выбирают зло. Но бывают и исключения. Например, много грешивший в прошлом человек принимает решение отказаться от пути зла и в дальнейшем выбирает добро. Или наоборот, кто-то может решить, что выбранный им ранее путь добра невыгоден, что есть вещи поважнее добра, например, богатство, власть, телесные удовольствия и т.д., и становится на путь быстрого осквернения. То есть люди могут меняться в лучшую или худшую сторону, но каждый меняется по-своему, в соответствии со своим личным выбором.

Казалось бы, все это азбучные истины. Все это знают и даже почти все признают. Но вот на практике постоянно приходится сталкиваться с прямо отрицающими эти истины и потому ложными утверждениями, которые на первый взгляд могут показаться умными и тонкими наблюдениями.

Рассмотрим несколько примеров подобных заблуждений.

Первая группа примеров связана с тем, что всем людям или большой группе людей скопом приписывается грех, порок, зло. «Любой человек за большие деньги готов на все». «Каждый согласен ради карьеры давить других людей». «Все русские пьют водку, причем без меры». «Все мужчины готовы бежать за каждой юбкой». «Все женщины изменяют свои мужьям». «Всем людям нравятся страшные, кровавые зрелища». «Все врачи и учителя берут взятки». «Каждый готов давать взятки». «Все мечтают о красивой жизни: рестораны, казино, ночные клубы, бриллианты, яхты и т.д.».

Подобных «глубоких мыслей» мы слышим предостаточно. Причем высказывают их обычно именно «успешные люди», которым для самоуважения иногда очень хочется почувствовать себя такими же, как все. Поэтому они же говорят и такое: «Сейчас уже все отдыхают за границей», «Раньше мы все жили в коммуналках и трущобах, зато теперь у всех хорошие квартиры», «Теперь уже в метро никто не ездит», «Бедно живут только лодыри, пьяницы и дураки». И такие лживые утверждения не удивительны, так как: в наше время подавляющее большинство хорошо оплачиваемых работ мало совместимы с совестью. А тот, кто уже решительно отступил от совести, дальше легко идет по пути зла: легко лжет, легко впадает в гордыню, легко соглашается на насилие из-за страха потерять «заработанное».

В действительности же приписывать всем людям какой бы то ни было грех категорически нельзя. Даже в обществе, очень сильно пораженном злом, всегда есть те, которые на этот грех просто не способны. Им физически трудно заставить себя сделать очередной шаг к злу. Они перестанут себя уважать, жизнь потеряет для них смысл, если они перейдут некий порог на пути осквернения. То есть они еще слышат голос своей совести, они еще отождествляют себя с добром, еще ощущают зло враждебной себе, разрушающей силой. И этот запретный порог для каждого свой, он зависит и от оскверненности человека, и от его жизненных целей, и от его признания существующих законов общества. Конечно, теоретически любой человек способен на любой грех, но практически запретные пороги у всех людей разные. Одному трудно даже оскорбить человека, а другому трудно решиться только на убийство, так как все остальное для него привычно.

Вторая группа примеров ложных высказываний связана с желанием возложить ответственность за существующие безобразия на каждого человека. «Как вы можете возмущаться передачей многомиллиардных частей государственной собственности олигархам, если вам самим было предоставлено право приватизации собственных квартир?» «Как вы можете осуждать неуплату миллионных налогов, если вы сами не будете платить налог с найденных на улице 100 рублей?» «Какое право вы имеете осуждать взятки, если вам самим иногда дарят коробки конфет, цветы и сувениры?» «Не стоит чересчур негодовать по поводу финансового мошенничества, ведь вы и сами порой не платите за проезд в автобусе и переходите улицу в неположенном месте».

Логика здесь очень проста: все мы негодяи, но кому-то просто больше везет, кто-то проявил больше старания, ума, изворотливости и потому нахапал больше. А вообще-то никто бы не отказался от большого зла, если бы имел хоть малейшую возможность. Поэтому осуждать не стоит не только ни одного человека, но и ни одного поступка. Все в порядке, надо спокойно жить дальше и давать спокойно жить другим. А главных воров и мошенников надо даже уважать, превозносить, учиться у них.

Как это часто бывает, авторы приведенных высказываний судят по себе. Им и в голову не приходит, что можно жить честно, зарабатывать честно, отказываться от того, что противоречит совести. А если где-то что-то плохо лежит, то некоторые люди будут не разворовывать чужое, а улучшать охрану.

Наконец, третья группа ошибочных высказываний призвана оправдать безобразия в отдельных частях общества и доказать безвыходность сложившейся ситуации. «Каково общество, такова и власть», «Каково общество, такова и милиция», «Каково общество, таковы и заключенные в тюрьме», «Каково общество, таковы и медицина и образование».

Все эти «глубокие мысли» верны только при одном допущении: во все эти организации, учреждения, институты люди набираются абсолютно произвольно, без всякого отбора, наугад. То есть берут всех подряд и во власть, и в тюрьму, и в медицину и т.д. Если в какой-то степени это и так, то это абсолютно неправильно: куда-то надо отбирать самых честных, талантливых, неподкупных, а куда-то - самых бесчестных, оскверненных, продажных. В любом случае положение дел вовсе не безвыходно. Надо просто ввести нормальный, строгий, честный отбор. И тогда появится принципиальная разница, например, между властью и тюрьмой, которая обязательно должна существовать в нормальном обществе.

В частности, планка при отборе во власть должна быть очень высокой не только по интеллекту, образованию и опыту, но и в первую очередь по моральным качествам. Причем чем выше должность, тем строже должен быть отбор кандидатов, и тем строже должно быть наказание при малейшем нарушении нравственных норм, законов добра. Любой грех власти тысячекратно опаснее греха обычного человека. И ответственность правителей перед миром неизмеримо выше ответственности простого человека.

Точно так же должна быть очень высока планка при отборе во врачи и учителя. Для этого вовсе не достаточно провести какие-то экзамены. Врачи и учителя должны быть не только по-настоящему талантливыми, но и морально значительно более чистыми по сравнению со средним уровнем общества. Цена ошибок в их работе слишком велика, чтобы доверять такую работу бесчестным людям.

Планка при отборе в тюрьму должна быть тоже очень высокой, но уже в смысле приближения к злу. Тюремного заключения заслуживают только те, кто действительно серьезно сделал выбор в сторону зла, кто нуждается в изоляции из-за прямой опасности для общества. И размеры сроков заключения должны соответствовать тяжести совершенного греха. А то у нас часто за кражу курицы у соседа дают три года заключения, а за кражу миллионов у государства - четыре года условно.

Опять-таки, все это прописные истины. Но от того, что они прописные, они не перестают быть истинами. И надо не только их признавать, но и руководствоваться ими в каждый момент в каждом деле. А не придумывать или повторять ложные высказывания.

Имя : Никита

Пишу сюда далеко не первый раз под разными именами, так как все предыдущие истории считаю бредом. Я бы мог написать туда, где есть больше людей, похожих по мышлению, но только тут сидят адекватные люди. Я учусь в школе. Мне не нужны советы «Займись спортом», «Докажи всем, что у тебя есть положительные качества» и т.д. Я не хочу перед кем-то унижаться и ничего доказывать, да и противно как-то меняться ради того, что быть кому-то полезным. Я хочу знать, есть ли хоть один человек в этом мире, способный меня принять с моими недостатками, описанными ниже. Я социофоб и меланхолик. Да, мне трудно контактировать с людьми, ходить в людные места, но проблема даже не в этом. Я могу пойти на многое, если бы были люди, ради которых это можно сделать. Проблема как раз именно в моем темпераменте, его никто не может вынести. Я всегда все не так понимаю (воспринимаю не так сказанные и недосказанные слова близких как оскорбление). Иначе не могу. Если не устрою скандал, мне будет очень плохо, мне будет казаться, что человек настроен против меня. Конечно, у меня есть и положительные качества. Не люблю себя расхваливать, но все же скажу, что я не такой как сотни тысяч одинаковых людей. Я всегда правильно поступаю (это качество у меня очень сильно развито до такой степени, что меня считают даже занудным). Я не обсуждаю внешность других людей, тем-более не высмеиваю, не оскорбляю, не пью, не курю, различные законы и правила не нарушаю, чужие тайны не рассказываю и таким я останусь навсегда. Жаль, что эти качества не ценятся в современном мире, да и таких же людей наверное и не существует. А вот отрицательных качеств у меня очень много: Я плохо учусь, да и вообще с трудом что-то понимаю, я скучный собеседник, закомплексованный, депрессивный, редко могу помочь с решением чужим проблем (иногда даже не знаю, что ответить) и много чего еще. Иными словами и врагу такого друга не пожелаешь. Есть у меня две бывшие, обеих я любил безответно. У первой и вовсе не было желания со мной общаться, вторую даже и не видел в реальности. Общался только по сети и 3 раза по телефону, кроме этого у нее был парень. Несмотря на все это мы стали очень хорошими друзьями, она единственная меня приняла таким, какой я есть. Да и она была на тот момент такой же как я. Мы даже мыслили одинаково. А вот с парнем они были очень разные, ссорились каждый день. Она расхваливала его, что он хороший, но после нескольких месяцев я понял, что он точно такой же, как и большинство людей. Все же и я с ней часто ссорился. Чаще всего был виноват я. То ревную ее к другим друзьям, то обижаюсь, когда долго не пишет первой, то обижаюсь, что что-то не рассказывает, то скажет что-то не то и я не так пойму. Так 5 месяцев и дружили. Но потом она начала меняться: то подпишется на какие-то группы с глупыми шутками, то видео добавляет с какими-то гопниками. Для меня такие вещи имеют большое значение, да и не будет приличная девушка добавлять такой бред. Потом она мне стала очень редко что-то рассказывать. Я терпел, думал проблемы какие-то, потом сорвался, высказал все, что меня беспокоило, она высказалась в ответ, что свои проблемы она теперь рассказывает другим, потом что они сцены не устраивают. Она всегда просила что-то не делать — я прислушивался, я просил — она прислушивалась, теперь же она меня вообще решила променять на тех, кто получше, хотя раньше всегда утверждала, что я хороший друг. Мы повысказывались, мне все это надоело и я захотел ее бросить. Правда задал напоследок пару вопросов, хочет ли она, чтобы я ушел. Ответила, что не хочет. Все же я был настроен на уход и бросил ее. Мне даже больно не было, потому что за все это время она постоянно делала больно. Потом меня стала душить совесть. Зачем уходить от человека, если он не хочет. Я вернулся, потом она сама признала, что стала другой, жизнь ее так изменила. Но просто так люди не меняются. Моя основная версия была, что друзья и парень ее такой сделали. Но главное, что она ответила, что хочет стать такой, как раньше. Поэтому я снова согласился на дружбу, мы снова стали нормально общаться, но на следующий день я опять не так понял ее слова и мы снова поругались. Потом она вообще меня начала оскорблять, сказала, что без меня она счастлива, потому что никто не устраивает сцен, потом даже послала. Я снова сорвался и удалил ее отовсюду. Мои бывшие друзья тоже меня бросили, потому что я был не такой как они. Я всегда сижу дома, мне нечего делать на улице, да и мне противно быть в компании людей, которые так и думают, чтобы кому-то навредить и развлечься.

Одним из самых интересных отделов психологии является психология личности. Еще в конце тридцатых годов люди активно начали проводить различные исследования на эту тему. Так что уже ко второй половине прошедшего столетия были сформированы многочисленные подходы и теории о личности. Каждый человек разный. Почему же люди такие очень разные?

Мы считаем, что наиболее подходящим определением является следующее определение. Личность – это системная устойчивость социальных черт индивидуального человека, которая характеризует индивида как члена, входящего в состав того или другого общества.

Один из самых современных подходов рассматривает личность как систему биопсихосоциальную. Собственно, именно эти три фактора и составляют личность – психологический, биологический и социальный.

К биологическому фактору относятся все внешние признаки (рост, цвет глаз, форма ногтя) и внутренние (парасимпатический и симпатический тип вегетативной системы, биоритмы, особенности кровообращения – короче все те моменты, которые относятся к анатомическим и физиологическим особенностям).

К психологическому фактору относятся все функции психические – внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, воля. Все эти особенности имеют под собой материальную основу и достаточно сильно обусловлены ей, то есть они определяются в большинстве случаев генетически.

Ну и к последнему фактору относится социальный фактор. Этот фактор объяснить несколько сложнее, потому что в него входит все общение, все взаимодействие с окружающим вас миром и людьми. Если говорить проще, то это весь жизненный путь и опять человека в общем.

Однако тут вы можете спросить, с какого же момента начинается формирование человека как личности? Ведь тут всем нам известно, что личностью не рождаются, ей становятся, а индивидуальность отстаивают.

Все люди рождены очень похожими, несмотря на то, что каждый младенец имеет свой собственный набор психологических и биологических особенностей, которые стремительно развиваются именно в 1-ый год жизни ребенка. Со временем каждый ребенок развивает не только свои психологические особенности, но и приобретает социальные навыки, опыт общения с окружающими, взаимоотношения. Время проходит, а круг общения и знакомств человека все больше разрастается, так что и опыт его общения становится все больше и многостороннее. Именно так и формируется личность, так появляется и уникальность каждого отдельного человека, потому что и жизненны опыт, и круг общения у людей совершенно разный. Невозможно их спланировать или просчитать, потому что в этом деле слишком много случайных моментов, явлений, жизненных обстоятельств, которые меняются каждую минуту. Жизненный опыт приобретается человеком не только в связи с человеческим общением, но и в связи с различными общественными и личными событиями.

Что происходит с человеком, когда он болеет? Изначально человек рождается с одним набором психологических и социальных качеств. Вот он жил, рос, развивался, поучал опыт в разных социальных сферах, а потом вдруг заболел. В результате болезни изменились какие-то его биологические особенности (какая-то часть его здоровья была утрачена), а еще и психологические особенности (изменяется память и мышление – сейчас человек начинает думать о болезни и о том, как от нее можно избавиться). Кроме того болезнь влияет и с точки зрения социума, потому что социум несколько иначе относится к больным людям, нежели к здоровым. Тут играет роль и продолжительность болезни – на кратковременную болезнь общество реагирует незначительно, а вот на долговременную, то отношение будет несколько иным. Тут человек уже приобретает опыт общения, скажем, не в школе, а в больнице с остальными больными и представителями взрослого общества, медиками, а не учителями. Часто это общение продолжается и после выздоровления довольно длительное время.

Вот о чем мы говорим, когда утверждаем, что опыт социального общения и социальной жизни влияет на каждого человека индивидуально, что делает его единственным и неповторимым. Вот ответ на всех волнующий вопрос – почему же все люди разные?

Однако ведь часто слышны и такие утверждения, что все люди – одинаковые. Как же быть с этим утверждением? Да, правда, человек не слишком меняется даже на протяжении всего своего существования. Согласно психоаналитической теории господина Фрейда был выведен общий принцип человеческого психологического строения. Тут идет речь об абсолютном гедонизме, который гласит, что люди вечно стремятся к удовольствиям. Вот почему со времен существования человека он вечно стремился удовлетворить свою главную потребность – потребность в получении полного удовольствия. Конечно же, тут многие не согласны с этими утверждениями, именно поэтому несколько позже этот принцип был несколько доработан и изменен, а в последствии его назвали абсолютным гедонизмом. Он стал теперь звучать так - человек стремится к жизни, полной удовольствий и без конфликтов. Тут имеется в виду то, что в постоянном поиске удовольствий человек постоянно обязан соотносить свои интересы с интересами общества, с внешними обстоятельствами, так что он постоянно должен сохранять баланс между собственными интересами и интересами социального окружения.

Особенно ярко выражен принцип гедонизма в психике ребенка. Наблюдая за маленькой личностью всего на протяжении одного дня сразу становится понятно, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на то, чтобы получить удовольствие, чтобы восстановить свой внутренний комфорт. Однако постепенно дети включаются в процесс социализации, так что теперь его ограничительными факторами, которые не дают ему постоянно получать удовольствия, становятся социальные. И чем лучше, чем успешнее проходит процесс социализации, тем более адаптированной и автономной становится личность. Универсальный залог здоровья личности, каждого человека (психического) состоит в том, чтобы быть счастливым, но при этом жить без конфликтов.