Местоимения третьего лица в русском языке: правила, примеры. Что такое лицо глагола в русском языке

Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.

Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.

Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.

Умение определять этот признак необходимо для проведения , в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.

А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.

Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.

Свойственна она следующим формам:

  • повелительное наклонение;
  • изъявительное наклонение будущего времени;
  • изъявительное наклонение настоящего времени.

Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.

Таблица лиц глагола в русском языке

У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.

Разобраться в этих значениях поможет таблица:

Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):

я найду клад; я читаю роман.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:

мы дышим воздухом; мы читаем роман.

2-е л. Соотнесенность названного действия к собеседнику:

ты найдешь клад; ты купишь конфет.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:

вы рассказываете; вы купите пирожных.

3-е л. Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:

он найдет клад; она идет в школу.

Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:

они идут в театр; они получат приз.

Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).

Как узнать лицо?

Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.

Данный признак можно определить по вопросу:

  • Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.;
  • Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа;
  • Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).

Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:

  • 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим);
  • 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите);
  • 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).

Формальные признаки – личные окончания слов:

Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.

  1. Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – .
  2. Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.

Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают. Например: кушал (ед.ч.) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л. в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.

Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.

Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным
алгоритмом.

Последовательность действий будет следующей:

  1. Выписать слово для выполнения задания.
  2. Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
  3. Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
  4. Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
  5. Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.

Определение лица возвратного глагола

Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.

Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.

Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:

  1. Выписать его вместе с примыкающим к нему или существительным.
  2. Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.

Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.); прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».

Полезное видео: Лицо и числа глаголов

Вывод

Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

Морфологическая категория лица - важнейшая в системе русского глагола. Личные формы помогают определить, кто действует: сам говорящий (субъект коммуникации), - гуляю, мою ; говорящий совместно с другими: гуляем, моем ; собеседник (адресат коммуникации) - гуляешь, моешь ; собеседник вместе с другими: гуляете, моете ; не участвующий в диалоге (объект коммуникации) - гуляет, моет, гуляют, моют . Лицо - один из самых непостоянных признаков. Поэтому перед учеником часто встаёт вопрос о том, как определить

Неторопливый анализ

Глагол имеет три лица: 1. гуляю 2. гуляешь 3. гуляет; 1. молчу 2. молчишь 3. молчит.

Они различаются не только между собой, но и во множественном числе: (читаем, читаете, читают; строим, строите, строят ). не является соотносительным по значению единственному числу: пишу - действует говорящий, пишем - к говорящему присоединился кто-то ещё. Пока не совсем ясно, как определить лицо глагола? А мы и не торопимся. Пока что как следует запоминайте три Вспомните все местоимения по лицам: 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, (она, оно) они. Поучитесь находить подходящее по смыслу к тому или иному глаголу. Например: глагол летят . Остальное на ваш вкус: если вам не нравится "я летят" или "оно летят" , поищите ещё!

Другие значения

Личные формы глагола, кроме указанных выше, могут иметь и другие значения. Например, форма 1 лица множественного числа может становиться "авторским мы", то есть подразумевать 1 лицо единственного числа: Мы уже коснулись определения времени глагола, теперь приступим к разбору действующих лиц. Хотя тут явно звучит другое: Я всё ещё пытаюсь вам объяснить... Форма 1 лица множественного числа в эмоционально окрашенной речи иногда используется в значении 2 лица единственного числа: Ах, какие мы стали большие! (в обращении к единственному присутствующему ребёнку). Глаголы 2 лица единственного числа выступают в значении 1 лица единственного числа при обобщениях: Тебя не поймёшь , семь пятниц на неделе. Всем обязательно приходится пользоваться заменой во 2 лице единственного числа множественным - в знак уважения: Вы прекрасно играете на скрипке! Также личные глаголы могут становиться неопределённо-личными или обобщённо-личными - при неизвестном действующем лице или если действие относится ко всем сразу и ни к кому конкретно: Снявши голову, по волосам не плачут (обобщённо-личное); По телевизору футбол передают (неопределённо-личное).

Определяем лицо глагола

Приступаем к самому главному - как определить лицо глагола. Первым делом нужно задать глаголу подходящий по смыслу вопрос.

1 лицо : что делаю ? и что делаем ? (местоимения я , мы ) гуляю, гуляем .

2 лицо : что делаешь? и что делаете? (местоимения ты, вы ) гуляешь, гуляете .

3 лицо : что делают? и что делаете? (местоимения он/она/оно, они ) гуляет, гуляют .

Таблица глаголов поможет ещё быстрее запомнить, как определить лицо глагола. Нарисуйте её и упражняйтесь, подписывайте карандашом придуманные примеры глаголов, стирайте, и начинайте заново.

О богатстве русского языка

Глаголов у нас так много, что время от времени будут попадаться неподходящие для этой таблицы. Что же такое, как определить лицо глагола некондиционного? Это дело времени. В прямом смысле - времени. Определите его! И увидите, что глаголы, находящиеся в прошедшем, а также неопределённой формы не имеют лица! Вот инфинитив (неопределённая форма): глагол лечиться . Мне (я) пора лечиться. Но точно так же, неизменно, пора лечиться и тебе (ты) , и им (они), и так далее. В та же самая история происходит. Достаточно подставлять правильные местоимения и задавать соответствующие вопросы, глаголы определятся немедленно и в дальнейшей жизни будут послушными!

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.

Г.И. Кустова, 2011

Лицо - словоизменительная грамматическая категория глагола, свойственная финитным (см.) формам настоящего-будущего времени (cм. Время) (презенса). Лицо имеет черты как синтаксической, так и номинативной категории. В русской грамматической традиции формы, имеющие лично-числовой показатель, называются личными, или спрягаемыми (см. Система форм глагола , Финитность ). Парадигма лица включает формы первого, второго и третьего лица. Форма лица показывает, какова роль субъекта глагола (подлежащего) в речевом акте: является ли референт подлежащего говорящим (1-е лицо), адресатом (2-е лицо) или ни тем ни другим (3-е лицо).

1. Морфология

Лицо морфологически выражается флексией настоящего-будущего времени, в которой значение лица совмещается со значением числа (см. Число глагола).

В изъявительном наклонении морфологический показатель лица имеется у форм настоящего и будущего времени (см. ). Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и формы сослагательного наклонения не имеют грамматической категории лица, но имеют грамматическую категорию рода . В прошедшем времени и сослагательном наклонении указание на лицо осуществляется в контексте – с помощью существительного или личного местоимения: Я пришел ; Ты пришел ; Он / друг пришел .

1.1. Выражение категории лица: изъявительное наклонение

В настоящем и будущем простом времени глаголы имеют следующие флексии, которые различаются (кроме форм 1-го лица единственного числа) в зависимости от типа спряжения :

Другие архаические формы спряжения глагола быть (я есмь , ты еси ) также встречаются в культовых текстах и текстах высокого стиля и, соответственно, в цитатах из этих текстов:

(3) Господь сказал Петру: «Ты еси Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16: 18) [Иоанн Мейендорф. Православное свидетельство в современном мире (1992)]

(4) Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих погибшее сердце моё, яко един свят еси и Господь... [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света (2000)]

Связочное и локативное быть обычно имеет нулевую форму: Ты ø болен ; Он ø учитель ; Дети ø в саду .

1.2. Выражение категории лица: повелительное наклонение

2. Употребление: синтаксис и семантика

2.1. Дейктическая природа категории лица

Категория лица связана не только с определенной морфологической формой (финитной, или личной), но и с определенной синтаксической позицией: финитные формы глагола в предложении являются сказуемым (подробнее см. Финитность).

Вопрос о статусе категории лица не имеет в отечественной грамматической традиции однозначного решения. Существует подход, в рамках которого лицо трактуется как чисто синтаксическая (согласовательная) категория, не имеющая собственного номинативного значения. Глагол согласуется в лице с подлежащим [Мельчук 1998:280–281]. При таком подходе даже в безличных и неопределенно-личных предложениях постулируется нулевое подлежащее. В рамках другого подхода принято считать, что лицо глагола имеет собственную семантику, а местоимения являются аналитическими приглагольными показателями лица, в настоящем-будущем времени дублирующими личную флексию. Ср.: «Сочетания типа я пишу , ты пишешь , я писал , ты писал и т.д. являются в русском языке не свободными синтаксическими словосочетаниями, а аналитико-синтетическими формами глагола. Это значит, что элементы я , ты , он в сочетании с пишу , пишешь , пишет выступают не в качестве местоимений, а в качестве (избыточных) личных показателей глагольной формы, что и выражается в их неполной акцентовке» [Исаченко 2003(2):410].

Разнообразие подходов отчасти объясняется тем, что и в семантическом, и в синтаксическом аспекте категория лица имеет отличия от «нормальных» номинативных и синтаксических категорий (см. статью Грамматические категории ).

Что касается содержания категории лица, то, в отличие от номинативных категорий типа числа существительных, отражающих свойства внеязыковой реальности, категория лица ориентирована на речевой акт, т.е. семантика лица имеет дейктический характер. Что же касается согласования по лицу, оно не соответствует каноническим представлениям о согласовании. В стандартном случае согласуемый элемент дублирует граммему контролера согласования: например, согласуемое прилагательное получает граммему рода от согласующего существительного. Категория лица глагола имеет слишком много отклонений от этой схемы, чтобы рассматривать выбор лица как каноническое согласование.

Во-первых, у контролера согласования нет грамматической категории лица. У личных местоимений лицо является лексическим, а не грамматическим значением.

ПРИМЕЧАНИЕ . Существует точка зрения (она обсуждается, например, в [Плунгян 2011:310–312]), что личные местоимения – это замкнутый класс «полностью грамматикализованных лексем», которые не имеют лексического значения, а имеют лишь грамматическое – указывают на участников речевого акта. В русской грамматической традиции эта точка зрения не получила широкого распространения (ср., например, [Виноградов 1947:329–330], [Зализняк 1967:62], [Грамматика 1980(1):§§1270–1280], где личные местоимения считаются обычными лексемами, хотя и с некоторыми особенностями в поведении грамматических категорий).

У существительных тем более нет категории лица: существительные, по умолчанию, приравниваются к местоимениям 3-го лица, поскольку они сочетаются только с формой 3-го лица глагола, однако не может быть грамматической категории, состоящей из одной граммемы, которая к тому же обнаруживается только в форме именительного падежа в позиции подлежащего и только при глаголе настоящего-будущего времени.

В 1-2 лице изъявительного наклонения подлежащее обычно может быть опущено, т.к. форма глагола однозначно на него указывает, а императивные конструкции в стандартной литературной речи обычно употребляются без подлежащего. Более того, при формах совместного действия (см. ) употребление подлежащего запрещено, а его введение превращает императивную форму совместного действия в индикативную форму будущего времени, ср.: Маша, идем в кино! – побуждение; Маша , мы идем в кино – констатация.

Формы 3-го лица тоже могут выражать свое дейктическое значение (‘не говорящий и не адресат’) без подлежащего. Другое дело, что по форме 3-го лица, в отличие от 1-2 лица, нельзя определить референт субъекта глагола. В местоимении-подлежащем 1-2 лица склеены два значения: оно указывает и на участника речевого акта (поскольку это личное местоимение) и на субъекта действия (поскольку это подлежащее). В этом смысле местоимение 3-го лица ничего не дает глаголу 3-го лица: предложение Он скоро придет точно так же не сообщает конкретной информации о референте подлежащего, как и предложение Скоро придет .

Таким образом, выбор лица глагола может не ориентироваться на подлежащее, а апеллировать непосредственно к участникам речевого акта, точно так же, как, например, род глагола в конструкциях типа Врач пришла отражает не род подлежащего, а пол его денотата (подробнее см. в статье Род). Учитывая эти факты, можно говорить, что лицо глагола в русском языке не является целиком согласовательным и имеет черты номинативной категории.

С другой стороны, у категории лица, несомненно, есть согласовательный аспект, который состоит в том, что и подлежащее и сказуемое должны относиться к одному и тому же лицу. Так, если говорящий говорит о себе в 3-м лице, например: Слушай, что тебе мама говорит (при обращении мамы к своему ребенку, т.е. в значении ‘слушай, что я тебе говорю’), 1-е лицо сказуемого не допускается: *Слушай, что тебе мама говорю .

Показательно, что в русской грамматической традиции применительно к связи сказуемого с подлежащим говорят не о согласовании, а о координации : в речевом акте выбирается как бы единый показатель лица, который распространяется и на подлежащее, и на сказуемое. В силу этого в русском языке недопустимы предложения, в которых подлежащее и сказуемое нескоординированы, т.е. предложения вида *Мужчины идем , которые встречаются, например, в адыгейском языке.

Отнесенность действия к лицу может выражаться не только формами глаголов (Довожу до вашего сведения …) и не только личными местоимениями (ср. Мне дежурить Тебе дежурить Ему дежурить ), но также другими средствами – лексическими, конструктивно-синтаксическими, интонационными, ср.: Автор этих строк ; Ваш покорный слуга – отнесенность к 1-му лицу, говорящему; Встать! ; Ко мне! ; Карету! – отнесенность ко 2-му лицу, адресату. В теории функциональной грамматики все эти средства рассматриваются в рамках категории персональности , ядром которой является грамматическое лицо глагола и система личных местоимений [Бондарко 2002:543–567].

2.2. Категориальные значения личных форм

На употребление и интерпретацию лично-числовых форм глаголов влияют различные семантические, синтаксические и коммуникативные факторы.

В изъявительном наклонении формы 1-го и 2-го лица противопоставлены формам 3-го лица, что связано с ориентацией категории лица на речевой акт. Значения 1-го и 2-го лица в грамматиках называют собственно-личными , т.к. они соответствуют говорящему и адресату, которые всегда являются лицами.

В сфере собственно лица противопоставлены 1-е и 2-е лицо. В.В. Виноградов отмечал, что в формах 1-го лица «даже при переносном употреблении отчетливо сохраняется отношение к конкретному субъекту речи», формы же 2-го лица, более абстрактные и неопределенные, могут терять прямое отношение к конкретному собеседнику и получать обобщенное значение [Виноградов 1947:459]. В.В. Виноградов считал, что только контекст определяет, относится ли форма 2-го лица «к конкретному собеседнику, т.е. к единичному ты », к любому лицу (умрешь – похоронят ) или к самому говорящему, т.е. к 1-му лицу (пойдешь , бывало… ) [Виноградов 1947:456].

Значение 3-го лица в грамматиках называют предметно-личным , т.к. субъектом ситуации, обозначаемой формой 3-го лица, может быть как лицо, так и неодушевленный предмет. Форма 3-го лица не содержит информации о субъекте, кроме отрицательной – ‘не является ни говорящим, ни адресатом’, поэтому при отсутствии подлежащего предложения со сказуемым в форме 3-го лица считаются семантически и структурно неполными (о неопределенно-личном и безличном значении форм 3-го лица см. ).

В повелительном наклонении лично-числовая парадигма устроена существенно иначе, чем в изъявительном: как форма 2-го лица (Иди! ; Идите! ), так и форма совместного действия (Идем! ; Идемте! ) включает указание на адресата. Значение конструкции 3-го лица (Пусть он войдет! ) также, по-видимому, содержит имплицитный «адресатный компонент» (что-то вроде ‘скажи ему, чтобы он вошел’).

Таким образом, если в индикативе исходной точкой личной системы является говорящий, то в императиве исходной точкой является адресат.

2.3. Лицо и семантика глагола. Личные и безличные глаголы

В русской грамматической традиции противопоставляются личные глаголы, которые имеют полную лично-числовую парадигму и в предложении выражают значения лица (изменяются по лицам и числам), и безличные глаголы , которые:

  • не изменяются по лицам и числам и, следовательно, не выражают соответствующих грамматических значений (безличные глаголы рассматриваются как находящиеся за пределами категории лица);
  • имеют ограниченный набор форм: употребляются в форме 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (Смеркается ), в форме среднего рода единственного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения (Смеркалось ) и в форме инфинитива (Начинает смеркаться );
  • употребляются в качестве сказуемого безличной конструкции .

Для многих личных глаголов тоже возможно безличное употребление : Краска сильно пахнет Сильно пахнет краской .

Противопоставление личных и безличных глаголов не дублирует противопоставление ситуаций, относящихся и не относящихся к лицу: безличный глагол может описывать состояние человека (Брату не спится ), а личный – ситуацию с неличным субъектом (Платье хорошо смотрится ).

Среди безличных глаголов есть такие, которые не могут быть приписаны человеку, ср. смеркается , холодает , а есть такие, которые обозначают только и исключительно процессы и состояния человека, ср. тошнит , знобит , хочется , неймется . Они представляют эти процессы и состояния как не имеющие источника, однако имеющие субъекта-носителя, выражаемого формами дательного или винительного падежей (тебя знобит ; мне хочется ).

У личных глаголов, т.е. глаголов, формально имеющих полную личную парадигму, употребительность тех или иных форм лица зависит от лексического значения глагола.

Некоторые глаголы обозначают ситуации, субъектом которых не может быть лицо (ржаветь , пригореть , мерцать и под.). У этих глаголов в прямом значении нормально употребляются только формы 3-го лица, но не употребляются формы 1-го и 2-го лица. Как отмечает Ю.П. Князев, такие глаголы «можно было бы назвать неличными» [Князев 2008:371], но данный термин в грамматиках не употребляется.

Кроме того, есть классы глаголов, у которых по семантическим или прагматическим причинам не употребительна форма 1-го лица. Прежде всего, это глаголы поведения и интерпретации (см. [Апресян 2006:145–160]): выпендриваться, задаваться, бахвалиться, пресмыкаться, возноситься, превозносить, лебезить, подхалимничать, кривляться, ломаться, грубить, нарываться, лезть [к кому-л. ], выгораживать и под. Они представляют ситуацию глазами внешнего наблюдателя и обычно содержат отрицательно-оценочный компонент. Для них неестественно употребление в форме 1-го лица настоящего времени: ? Я ломаюсь / пресмыкаюсь / выгораживаю . Однако во многих контекстах запрет на отнесенность к говорящему снимается: Как я его ни выгораживаю , ему всегда объявляют выговор ; В конце концов я, конечно, соглашусь, но для виду немного поломаюсь ; Если я буду лезть к нему с вопросами, ему это не понравится . Ср. также примеры из Корпуса:

(7) Во-первых, живые все-таки люди, а во-вторых, это я бахвалюсь только, на самом же деле нет моей уже воли над вами, а ждет вас то, что вы сами приуготовите для себя. [А. Слаповский. День денег (1998)]

(8) Мне самой это совершенно ясно, но другие почему-то не верят, даже самые близкие друзья. Считают, что я кривляюсь . [И. Грекова. Дамский мастер (1963)]

(9) Боже мой, и чего я кривляюсь , все равно это письмо не попадет не только к тебе, но даже и на почту, так почему же не писать всю правду? [Ю. Герман. Дорогой мой человек (1961)]

(10) Он владеет велосипедом. И я кривляюсь , лицемерю. [Ю. К. Олеша. Цепь (1929)]

(11) А прибавьте к этому самое ужасное, то, что каждый раз, почувствовав настоящее вдохновение, я тут же мучительно ощущаю сознание, что я притворяюсь и кривляюсь перед людьми… [А. И. Куприн. Яма (1915)]

Интерпретационные глаголы с отрицательной оценкой иногда условно называют «глаголами 3-го лица» (из соображений их несовместимости с говорящим), при этом весьма характерной для них является также форма 2-го лица в функции упрека адресату: Что ты ломаешься ! ; Вечно ты его выгораживаешь ! ; Не груби старшим!

Ср. корпусные данные по частотности форм 1/2/3 лица у глаголов бахвалиться и кривляться :

Таблица 1. Формы лица глаголов интерпретации по данным Корпуса

Кроме того, в независимой позиции не допускается 1-е лицо глаголов, которые включают в свою семантику наблюдателя – синтаксически невыразимого субъекта восприятия: показаться , виднеться , белеть , маячить и под.: ? Я покажусь на дороге через несколько минут ; ? Я маячу в окне . В сфере действия определенных предикатов или операторов некоторые из них допускают отнесенность к говорящему: Как только я покажусь из-за угла, включайте камеру (при этом есть глаголы, которые и включают наблюдателя, и требуют неодушевленного субъекта, т.е. никогда не допускают 1-го лица: *Соседи видели, как я белею у подъезда , ср.: У подъезда белеет какой-то ящик ).

Наконец, у некоторых глаголов внутреннего состояния существует запрет на употребление формы 1-го лица настоящего времени в независимых отрицательных предложениях: ? Я не знаю , что ты приехал , ср.: Я не знал, что ты приехал ; Они думали, что я не знаю о его приезде .

Считается также, что у некоторых глаголов, обозначающих внутренние процессы и состояния человека (типа видеть , хотеть и под.), формы 1-го лица, наоборот, более употребительны, чем формы других лиц. Ср. корпусные данные по глаголам хотеть и видеть :

Таблица 2. Формы лица глаголов внутренних процессов и состояний человека по данным Корпуса

хотеть

Видеть

Безличное употребление имеют следующие семантические группы глаголов:

- состояния и явления природы, окружающей среды (светает, вечереет, смеркается, морозит, холодает и др.):

(62) До колонки надо было идти минут пятнадцать, не меньше. ― Уф, как печет ... ― пробормотала Валя, вытирая лоб. [Т. Тронина. Русалка для интимных встреч (2004)]

- физические и психические состояния человека (взгрустнется, вздумается, (не ) верится, дышится, дремлется, знобит, кажется, (не ) лежится, лихорадит, надоедает, нездоровится, неймется, неможется, першит, подмывает (спросить ), претит, приспичит, саднит, сдается, (не ) сидится, (не ) спится, не терпится, тошнит, хочется, (не ) читается и др.):

(63) Жене моей нездоровится . [М. Шишкин. Всех ожидает одна ночь (1993-2003)]

(64) Каждый жил сам по себе и делал всё, что ему вздумается . [В. Медведев. Баранкин, будь человеком! (1957)]

(65) Кто ж мог знать, что мне приспичит выйти из машины в эту самую минуту. [К. Сурикова. ДТП (2003)]

- события и процессы, не контролируемые человеком, который в них вовлечен (доведется , угораздит и под.):

(66) Доведется ли еще когда-нибудь увидеть спектакли этого великого театра? [В. Давыдов. Театр моей мечты (2004)]

- модальные состояния (надлежит, не годится, остается, подобает, придется, следует, стоит, удается ):

(67) В этих условиях приходится обращаться к опыту зарубежных исследователей, причём тех, кто работал в относительно схожих социальных, политических и экономических условиях. [«Отечественные записки» (2003)]

(68) Таким образом, вузам остаётся смириться с ситуацией, когда не студенты конкурируют между собой за право учиться, а институты― за право их учить. [«Коммерсантъ-Власть» (2002)]

(69) К выбору средства для ночного ухода стоит отнестись особенно тщательно. [«Даша» (2004)]

- количественные оценки (хватает, достает ):

(70) Как и прежде, в мире хватает социально-политических, экономических, межэтнических, религиозных и других противоречий. [«Отечественные записки» (2003)]

(71) У родителей просто не хватает ни времени, ни сил на разнообразные «педагогические изыски», в результате эти детишки, не испытывающие изнуряющего прессинга родительской любви, вырастают более уравновешенными, уверенными в себе и целеустремлёнными людьми. [«100% здоровья» (2003)]

(72) Нам, русским, недостает последовательности в уме и мы не владеем силлогизмом Запада... [П. А. Сорокин. Заметки социолога. Славянофильство наизнанку (1917)]

В безличной форме часто выступают глаголы физических процессов и физических изменений, представленных как результат действия стихийных сил (Дождь смоет надпись Дождем смоет надпись ; Течение относит лодку Течением относит лодку ):

(73) А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет , он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]

- болевые ощущения и непроизвольные движения : (Колет в боку; Ноет в груди, Рану щиплет; В груди печет; Ногу сводит; Его так перекосит ):

(74) Иной раз так прихватит , что хоть ложись и помирай. [И. Грекова. Перелом (1987)]

Формы страдательного залога (cм. Залог):

(75) Виктор Илюхин внёс проект заявления Госдумы о кадровом укреплении правоохранительных органов. В нём президенту предлагается освободить Грызлова от должности. [«Газета» (2003)]

(76) Однако по мусульманским канонам женщине запрещается оставлять открытыми части тела, кроме овала лица и кистей рук. [«Адвокат» (2004)]

Безличное употребление не связано только с формой 3-го лица единственного числа. В прошедшем времени и сослагательном наклонении, где личные флексии отсутствуют, безличное употребление имеет форма среднего рода единственного числа:

(77) Какие там кружева? Наталье Петровне опостылело их плести. [А. Эфрос. Профессия: режиссер (1975-1987)]

  • 3-е лицо множественного числа
    • неопределенно-личное значение :

Действие представлено как совершаемое «неопределенным субъектом». Речь идет о конкретном действии, которое может совершаться неопределенным количеством лиц (За стеной разговаривают ) или одним лицом (К вам еще придут ; Ждите, вам позвонят – возможно, один человек), подробнее см. Неопределенно-личные предложения (см.):

(78) А между тем меня силою задержали здесь, тычут в глаза лампой, в ванне купают , про дядю Федю чего-то расспрашивают ! [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

Говорящему неизвестно или не важно, кто совершает действие; или он по какой-то причине не хочет называть субъекта.

Неопределенно-личная форма может обозначать только действие человека: На улице шумят можно сказать только о людях, но не о деревьях, машинах и т.д. В [Мельчук 1974] отмечается, что неопределенно-личная конструкция Его исцарапали выражает присутствие в ситуации агенса-человека, в отличие от пассивной конструкции Он был исцарапан . Еще одна особенность неопределенно-личных конструкций, в отличие от обобщенно-личных, состоит в том, что в обобщенно-личных конструкциях говорящий может включать себя в обобщенный субъект, ср. Такие книги перечитываешь с удовольствием (‘любой, и я в том числе’), а неопределенно-личные конструкции, напротив, выражают «отчуждение», дистанцированность от 1-го лица (см. [Булыгина, Шмелев 1997:341–347]). В литературе приводится целый ряд примеров такого отчуждения, ср. примеры из [Храковский 1991]: «высказывание Работу закончили в 5 часов неуместно, если речь идет о работе, выполненной говорящим, в отличие от Работа была закончена в 5 часов , где такого запрета нет»; ср. также пример из [Падучева 2012]: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но я ее люблю (Пушкин), где говорящий не просто «исключается из потенциального множества лиц, которые имеются в виду в качестве субъекта», но и противопоставляется этому множеству. Исключение составляют случаи типа Говорят тебе …; Да тебе же добра желают, пойми! , которые в [Булыгина, Шмелев 1997:341] трактуются как результат смещения эмпатии.

Неопределенно-личное значение могут иметь как формы множественного лица 3-го лица, так и формы множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения, не имеющие формального показателя лица:

(80) Яблоки и чернослив традиционно подают с гусем. [Рецепты национальных кухонь: Скандинавская кухня (2000-2005)]

(81) Отсюда «о вкусах не спорят » – истина отнюдь не этического и не психологического, а физиологического свойства. [Рецепты национальных кухонь: Франция (2000-2005)]

Современные исследователи объясняют различия между обобщенно-личными и неопределенно-личными предложениями разным референциальным статусом (см. Референциальный статус) третьеличного нуля, который усматривается в таких предложениях. Третьеличный нуль может иметь конкретно-референтный статус , если предложение соотносится с конкретной единичной ситуацией», как в примере:

(82) Ваш роман прочитали, ― заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, ― и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. [М. Булгаков, Мастер и Маргарита]

а «может иметь родовой статус , как в предложениях Цыплят по осени считают ; Лежачего не бьют » [Падучева 2012].

2.5.2. Повелительное наклонение

  • 2-е лицо единственного числа :
    • значение обобщенного лица : действие относится к любому субъекту:

(83) Береги честь смолоду! (пословица)

(84) Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай ; видно, в детстве был маменькой избалован... [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]

Форма 2-го лица единственного числа может выражать долженствование, при этом она может использоваться в обобщенно-личном значении:

(85) А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись ! [А.Н. Островский. Гроза (1860)]

(86) Куда ни кинь , везде клин. (пословица)

(87) Он писатель. Да, он писатель. А у него нет даже своего кабинета. Боже мой, прямо хоть плачь над несчастной судьбой писателя Иванько. [В. Войнович. Иванькиада, или рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру (1976)]

Есть также употребления, где действие представлено как обобщенное, но относится к самому говорящему:

(88) Как ты думаешь, сказать ему, что я уже еду домой, или не надо: отмазывайся потом от него! [Смс-сообщения старших школьников (2004)]

(89) А у меня еще зуб был с дуплом, разболелся что-то... должно быть, после купанья, ― так разболелся, хоть плачь . [А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля (1960-1980)]

  • 2-е лицо множественного числа
    • вежливая форма:

Форма множественного числа может относиться к одному лицу:

(90) «Заверните , пожалуйста, всё» – говорю я, возвращая жетон. [«Знание - сила» (2003)]

(91) Попробуйте объяснить свою точку зрения партнёру, чтобы прийти к общему решению, которое устроило бы вас обоих. [«Даша» (2004)]

  • обобщенное лицо :

Побуждение в таких употреблениях обращено к любому лицу, включая адресата:

(92) Не экспериментируйте над собственным ребёнком, не заставляйте его всеми силами оправдывать возложенные на него надежды. [«100% здоровья» (2003)] =‘никому не нужно, не следует экспериментировать’

  • форма совместного действия

Как и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения, форма совместного действия может выражать значение :

(93) ― Давайте не будем рыдать, гражданка, ― спокойно сказал первый, а бухгалтер, чувствуя, что он здесь совершенно лишний, выскочил из секретарской и через минуту был уже на свежем воздухе. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

М. 1967.

4. Основная литература по теме

  • Бенвенист Э. Общая лингвистика. М. 1974. С. 292–300.
  • Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики. На материале русского языка. М. 2002. С. 543–586.
  • Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л. 1967. С. 135–149.
  • Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Референциальные, коммуникативные и прагматические аспекты неопределенноличности и обобщенноличности // Бондарко А.В. (ред.) Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб. 1991. С. 41-62.
  • Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Лицо и время в наивно-языковой модели мира // Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М. 1997. С. 319–381.
  • Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М. 1947. С. 452–477.
  • Гиро-Вебер М. Эволюция так называемых безличных конструкций в русском языке двадцатого века // Русский язык: пересекая границы. Дубна. 2001. С. 66–77.
  • Грамматика 1970 – Шведова Н.Ю. (ред.) Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука. 1970. С. 362–365.
  • Кибрик А.Е. Типологические обобщения и грамматическая теория (на материале «аномалий» личного спряжения) // Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб. 2003. С. 270–304.
  • Кибрик А.Е. Опыт морфологической реконструкции когнитивной структуры (на материале сферы личного дейксиса в алюторском языке) // Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб. 2003. С. 369–377.
  • Князев Ю.П. Глагол // Морфология современного русского языка. СПб. 2008. С. 355–542.
  • Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. II. М.–Вена. 1998. С. 202–212.
  • Плунгян В.А. Введение в грамматическую семантику: Грамматические значения и грамматические системы языков мира. М. 2011. С. 310–321.
  • Грамматика 1980 . – Шведова Н.Ю. (ред.) Русская грамматика. М.: Наука. 1980. Т. I. С. 636–640.
  • Бондарко А.В. (ред.) Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб. 1991.
  • Шахматов А.А. Личные формы глагола; Безличные формы глагола // Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. 3-е изд. М. 2001. С. 462–470.
  • Шведова Н.Ю. Входит ли лицо в круг синтаксических категорий, формирующих предикативность // Русский язык за рубежом, 4. 1971.
  • Шмелев Д.Н. Стилистическое употребление форм лица в современном русском языке // Вопросы культуры речи, 3. М. 1961.
  • Якобсон Р.О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя. М. 1972.