«Мое отношение к творчеству С. А

Сочинение

Сергей Есенин — поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат и интересен.

В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы: любовь, Родина, русская природа, революция… Его перу принадлежат красивые, иногда авангардные, иногда романтические, иногда гневные и ироничные, но всегда близкие и понятные читателю стихи.

Есенина называют «поэтом русской деревни». Нельзя не заметить грустную любовь к родной стране, которая в мыслях поэта была свободной, зеленой, бескрайней поляной с душистыми цветами. Образ «русского парня» сложился у Есенина с самого начала творческого пути. На свое первое публичное выступление в 1915 году друзья посоветовали ему надеть белую рубашку с серебряной вышивкой и взять с собой деревенскую гармошку…

Из всего творчества поэта мне больше всего нравятся стихи Есенина о любви. Одним из лучших сборников его любовной лирики является знаменитый цикл «Персидские мотивы» (1924−1925). В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан. Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шаганэ…», «Руки милой — пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери» и так далее) выражают чувства любви в разных его проявлениях. Есенина интересует различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем».

Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла — Шаганэ, Гелия, Лала — прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине.

Прекрасны также стихи Есенина о Родине. Читая их, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу поэта. Он до последних дней оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение «Спит ковыль…». В нем Есенин как бы вопреки всему заклинает: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».

За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней, чем любовь к родной земле.

Трепетно относясь к своей Родине, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать страшных изменений, происходящих в стране. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что без родной земли, без своих корней, человек не может жить.

Я сердцем никогда не лгу…

Творчество С. А. Есенина занимает важнейшее место в литературе XX века. Русский поэт, выходец из простой крестьянской семьи, стал продолжателем дела Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова. Есенину удалось еще больше "раздвинуть границы" народного языка. А его сакраментальная любовь к родному краю определила своеобразие лирики.

Главной темой лирики Есенина всегда является Родина, любовь к родной земле. Поэт сам так характеризует свои стихи: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. О чем бы не пел Есенин, его чувства и эмоции всегда отражались через восприятие Родины.

До революции у С. А. Есенина вышел сборник стихотворений "Радуница", в котором он размышляет о Руси, о ее пути, о любви и о назначении поэта. Но все философские вопросы неизменно отражаются через описание родного края:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

Он воспевает "озерную синь", "голубые дали", "белые веки Луны", "желтые поводья месяца". Вообще, цветовые эпитеты - это еще одна характерная черта есенинской лирики. Через краски поэт умеет передать тон и настроение.

Например,

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Черный - цвет грусти и печали, а у Есенина он заиграл новыми оттенками. Черный - как цвет плодородной земли. И как же не любить эту землю, которая кормит!

Любовь к Родине у поэта безразмерна, она определяет главные мотивы поведения. Например, Есенин пишет:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Стихотворение было написано в 1916 году. В воздухе уже витал дух революции. И Есенин воспримет революцию с радостью, с облегчением. Но поэт ошибся. Он думал, что революция принесет облегчение деревне, наступит этакий "мужицкий рай". А получилось совсем не так. Это непонимание идей революции сделало его чужим в родной стране. Тогда и появляются в лирике Есенина мотив грусти, обреченности, который станет основным для его поздней лирики. Он пишет:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

В начале 20-х годов Есенин еще больше разочарован в революции. Появляются гневные строки:

"Пустая забава! Одни разговоры!

Ну что же? Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры

И вместе с революцией всех взяли в плен..."

Но до конца Есенин остается верным своему кредо: "Я - последний поэт деревни". Он воспевает деревню, простой быт. Да, болит душа, что не свершилась обновления. От этого любовь к Родине стала щемящей, грустной. Поэт не понимает новых людей, не принимает этого обновления, но благословляет свою Родину, любит ее также сильно и беззаветно. Пусть он теперь "чужой", но любовь к Отечеству по-прежнему - самая главная тема.

(Дом родителей Есенина )

Особенность лирики Есенина еще и в том, что все стихи поэта очень эмоциональны. Он многолик в своих произведениях: то скромный романтик, то бесшабашный гуляка-парень, то грустный скиталец, чьи песни звучат с болью и надрывом. Именно эти яркие эмоции до сих пор заставляют восхищаться поэзией Есенина и никого не оставляют равнодушным.

Я горжусь Есениным, потому что он никогда не отделял свою судьбу от судьбы Родины. А ведь мог, подобно многим другим, уехать в другую страну, жить безбедно, обзавестись поклонниками, и - "прощай, немытая Россия". Но нет! Не таков был "последний поэт деревни". И лучше всего жизненная позиция великого Мастера выражена, на мой взгляд, в следующих строках:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!" -

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Третьего октября 2015 года исполняется 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. «Крестьянский сын села Константинова…» -- такими словами начал Есенин самую первую- еще дореволюционную – краткую заметку о себе. О том, что он крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографиях и стихах. Для него это не было простой формальностью, обычной строкой в анкете. Поэту хотелось подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе. Именно здесь он искал и нашел надежную опору для осуществления своей заветной мечты - стать поэтом родной земли.

М. Горький писал: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности». Эти слова М.Горького актуальны и сегодня, потому что вся лирика Есенина - это повесть, рассказанная поэтом о самом себе, об окружающей природе, о людях, о родине.

Чем близка мне поэзия Есенина?

Прежде всего поэзия Есенина близка мне его отношением к жизни, к окружающему миру, его огромной любовью к родной деревне, к Родине. Поэт часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда «нивы сжаты», «рощи голы», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное…». С образом Родины связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки- березки. Ей посвящены лучшие стихи.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Значение стихов Есенина для меня огромно еще и потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле. Русское поле, лес, река, березка над прудом, золотая роща, красногривый жеребенок, скачущий за паровозом, щенок, встречающий поэта лаем, косари на лугу, мать, старый дед - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность. С неизменной нежностью поэт говорит в своих стихах о «братьях наших меньших». В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» читаем такие строки:

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, сто я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Огромным гуманизмом, святостью материнской любви проникнуто стихотворение «Песнь о собаке», где поэт показывает трагедию собаки- матери, которая становится близкой его сердцу. В стихотворении обнажается характерное для Есенина ощущение родства человека со всем живым на земле. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие это ощущение, они даже не замечают собственного бессердечия, оно становится привычным.

Все очень просто и обыкновенно. Хозяин утопил щенят. Мы видим, как «воды незамерзшей гладь» «долго, долго дрожала». И мы смотрим на эту дрожащую гладь воды вместе с собакой. Все так просто, так обыкновенно. Человек убивает не задумываясь, оскорбляет, не задумываясь, итогом его действий является глубочайшая трагедия.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам называл «нежностью». Именно этим чувством проникнуты стихотворения о родных. Это стихи обращенные к деду, матери, сестрам. Читая их, начинаешь понимать, почему Есенин называл себя «нежным». В стихотворении «Я красивых таких не видел…», обращенном к сестре Шуре, читаем строки:

Ты - мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

А в другом стихотворении «В этом мире я только прохожий…», посвященном ей же, объясняет, почему любит «навеки»:

Потому и навеки, не скрою,

Сто любить не отдельно, не врозь –

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.

Сестра кажется ему « той березкой», что стоит под родимым окном». «Голубчик! Дедушка!»- обращается поэт к старику деду. «Милая, добрая, нежная»,- называет старую мать.

Время неумолимо движется вперед, одно поколение сменяет другое, а интерес к личности Есенина, к его поэзии не ослабевает. Сергей Есенин входит в наше сердце сразу, захватывая его раз и навсегда. Его поэзия озарена правдой русской природы и жизни, правдой времени. Он оставил нам богатое наследие - свои бессмертные, излучающие то свет и добро, то легкую грусть стихи.

В ряду русских поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию С. Есенина, потому что в ней - сложный комплекс тонких и глубоких настроений, переходящих друг в друга. Стихи поэта отличаются красочностью и многозвучностью, и все-таки в них всегда ощущаются грусть и печаль.

Поэт радостно принимает все земное бытие, но при этом постоянно помнит о конечности человеческой жизни, о хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри такая боль...

Но несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. И эта грусть, конечно же, обостряет восприятие красоты мира, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья. Мечты о счастье, боль от его отдаленности, недостижимости, сочувствие к человеку - это коренные свойства поэзии С. Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество.

Я думаю, что стихи С. Есенина по настроению созвучны пушкинской строке: "Печаль моя светла".

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,

К светлой тайне приложил уста...

Есенинские стихи о любви мне нравятся остротой чувств, открытостью и искренностью их выражения, яркой образностью:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Но еще для меня очень важно, что тема любви к женщине в его стихах растворяется в главной есенинской теме - любви ко всему живому и к родной стране. Звери у него - "меньшие наши братья", у которых свои думы и заботы. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит "грусть соломенную", кошка у окна ловит лапкой луну. А как потрясает его знаменитая "Песнь о собаке":

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Никто из поэтов до С. Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием.

А когда С. Есенин пишет о любви к женщине, эта любовь немыслима вне любви к родному краю. В "Персидских мотивах" есть такие строки:

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Еще меня привлекает в стихах С. Есенина их оригинальная образность. Любовь поэта обращена ко всему, она одушевляет неживые предметы. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и народных сказках, у изб, деревень, цветов, лошадей, ветров - чуткие человеческие души.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Время не властно над поэзией С. Есенина. Лично для меня его стихотворения были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому.

В ряду русских поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию С. Есенина, потому что в ней - сложный комплекс тонких и глубоких настроений, переходящих друг в друга. Стихи поэта отличаются красочностью и многозвучностью, и все-таки в них всегда ощущаются грусть и печаль.

Поэт радостно принимает все земное бытие, но при этом постоянно помнит о конечности человеческой жизни, о хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри такая боль...

Но несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. И эта грусть, конечно же, обостряет восприятие красоты мира, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья. Мечты о счастье, боль от его отдаленности, недостижимости, сочувствие к человеку - это коренные свойства поэзии С. Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество.

Я думаю, что стихи С. Есенина по настроению созвучны пушкинской строке: "Печаль моя светла".

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,

К светлой тайне приложил уста...

Есенинские стихи о любви мне нравятся остротой чувств, открытостью и искренностью их выражения, яркой образностью:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Но еще для меня очень важно, что тема любви к женщине в его стихах растворяется в главной есенинской теме - любви ко всему живому и к родной стране. Звери у него - "меньшие наши братья", у которых свои думы и заботы. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит "грусть соломенную", кошка у окна ловит лапкой луну. А как потрясает его знаменитая "Песнь о собаке":

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Никто из поэтов до С. Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием.

А когда С. Есенин пишет о любви к женщине, эта любовь немыслима вне любви к родному краю. В "Персидских мотивах" есть такие строки:

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Еще меня привлекает в стихах С. Есенина их оригинальная образность. Любовь поэта обращена ко всему, она одушевляет неживые предметы. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и народных сказках, у изб, деревень, цветов, лошадей, ветров - чуткие человеческие души.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Время не властно над поэзией С. Есенина. Лично для меня его стихотворения были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому.