Наука о дельфинах как называется. Дельфины и их язык

В статье подробно рассматривается такое понятие, как влажность воздуха в квартире: норма данного показателя для жилых помещений разного назначения, прописанная ГОСТом, последствия для человека, возникающие в результате отклонения от нормы в одну или другую сторону. В тексте описаны альтернативные способы измерения уровня влаги и , предназначенные для этого, а также рекомендации для поддержания оптимальных климатических условий.

Влажность воздуха в квартире: норма содержания воды для комфортных условий жизни

Оптимальный уровень влажности воздуха – это одна из составляющих, обеспечивающих комфортные климатические условия для проживания человека. Причем для каждого из помещений, в зависимости от его назначения, предусмотрен свой микроклимат. Чаще всего люди заботятся о температуре и качестве воздушных масс в доме, забывая об этом показателе. Но именно количество молекул воды (пара) в составе воздуха влияет на восприятие температуры телом человека, на сохранность обстановки в помещении и состояние растений.

Обратите внимание! Общепринятый средний показатель нормальной влажности воздуха в квартире должен быть на уровне 45%. Он может варьироваться в зависимости от типа помещения и его эксплуатационных условий.

Отклонение от нормы возможно, как в зимнее время года, так и в теплый период. В обоих случаях недостаток или переизбыток влажности влечет за собой ухудшение здоровья людей, состояния растений и порчу мебели, отделки и т.п.

Какой должна быть влажность в квартире (усредненные показатели для основных помещений):

Тип помещения Уровень влажности, %
Столовая 40-60
Ванная, кухня 40-60
Библиотека и зона для работы 30-40
Спальня 40-50
Детская 45-60

Такие помещения, как кухня, ванная и санузел всегда будут иметь повышенный уровень влаги, поэтому норматив для этих комнат выше, чем для других помещений.

Какие последствия влечет отклонение от нормы влажности в квартире : пересушенный воздух

Когда включаются батареи, воздух в помещениях становится пересушенным. Вследствие этого у жильцов раздражается слизистая оболочка горла и носовой полости. Наблюдается пересыхание волос и кожных покров. При нарушении нормы влажности в жилом помещении образуется статическое электричество, поднимающее частицы пыли в воздух. Этот процесс может стать основой для распространения микробов и пылевых клещей.

Чрезмерная сухость помещения влечет за собой множество негативных последствий:

  • снижение эластичности кожных покровов, ногтей и волос - в результате этого появляется дерматит, шелушения, микротрещины и преждевременные морщины;
  • пересыхание слизистой глаз – появляется покраснение, неприятный зуд и ощущение инородных тел («песка»);
  • кровь густеет – из-за этого замедляется циркуляция кровотока, у человека появляется слабость, головные боли. Наблюдается снижение работоспособности, сердце подвергается увеличенным нагрузкам и быстрее изнашивается;
  • повышается вязкость кишечного и желудочного сока – работа пищеварительной системы существенно замедляется;

  • сухость дыхательных путей – в результате этого ослабляется локальный иммунитет, повышается вероятность появления простудных и инфекционных заболеваний;
  • снижается качество воздуха – в составе воздушных масс концентрируется большое количество аллергенов, которые при норме влажности воздуха в помещении связываются частицами воды.

Обратите внима ние! От недостатка влаги страдают растения и животные, находящиеся к квартире. Снижается срок службы деревянной мебели и отделки, они блекнут, покрываются трещинами.

Какие последствия влечет превышение нормы влажности в помещении

Переизбыток воды также может быть опасен для человека, поэтому многие люди задумываются, какая влажность воздуха считается нормальной в квартире и каким образом удерживать климатические условия в рамках этого показателя. Повышенное содержание водяного пара в комнате становится прекрасной средой для размножения грибков, плесени и вредных бактерий.

В таких условиях возникает множество проблем:

  1. Увеличивается частота и тяжесть респираторных заболеваний – такие болезни, как бронхит, насморк, аллергия и астма становятся хроническими, трудно поддаются лечению.
  2. Микроклимат в комнатах становится неприемлемым для жизни – люди ощущают сырость или духоту в помещениях.
  3. Теряется ощущение свежести – выделения размножающихся патогенных организмов вызывают появление неприятных запахов.
  4. Увеличивается время сушки постиранного белья.

Повышенный показатель влажности воздуха в квартире также вреден для обстановки. Растения начинают загнивать, на потолке и стенах появляется плесень, деревянные поверхности подвергаются деформационным изменениям. Книги и другие изделия из бумаги меняют структуру.

Какой должна быть влажность воздуха в квартире : нормативы по ГОСТу

Влажность воздуха может быть относительной и абсолютной. Для создания комфортных климатических условий в доме рассчитано оптимальное значение. ГОСТом 30494-95 регламентирован показатель, указывающий, какой нормальная влажность воздуха в квартире должна быть.

Относительная влажность указывается в процентном соотношении в виде двух величин:

  • оптимальный показатель;
  • допустимое значение.

Допустимое значение - это граница, которая не наносит вреда здоровью человека, но может негативно сказываться на общем самочувствии, настроении и снижать работоспособность.

Обратите внимание! Если в отношении спален, детских комнат и других зон, где человек находится на протяжении долгого времени, предусмотрены определенные правила, то строго придерживаться нормальной влажности в помещении кухни, ванной, коридора и санузла необязательно. Эти комнаты считаются вспомогательными.

В качестве единицы измерения абсолютной влажности берется фактическое содержание пара в 1 м³ воздуха. Например, в одном кубометре воздуха может содержаться 13 г воды. В этом случае абсолютная влажность будет равно 13 г/м³.

Чтобы получить относительную влажность, потребуется выполнить определенные вычисления. Для этого нужны два показателя:

  • максимально возможное содержание воды в 1 м³ воздуха;
  • фактическое количество воды в 1 м³ воздуха.

Процентное отношение реальных данных к максимально возможному показателю и будет относительной влажностью. Например, в 1 м³ воздуха при температуре 24°С может максимально поместиться 21,8 г жидкости. Если фактически в нем будет присутствовать 13 г воды, то относительная влажность будет равно 60%. Для удобства можно использовать специальную таблицу абсолютной влажности воздуха, где содержатся вспомогательные данные.

Показатели нормы влажности воздуха в помещении по ГОСТу

Показатель, предписанный ГОСТом, зависит не только от назначения помещения, но и от времени года. Для теплого периода предусмотрено 30-60%. При этом показатель относительной влажности воздуха в комнате равен 60 процентам, а максимально допустимый будет составлять 65%. Для некоторых регионов, где в летние месяцы сопровождаются повышенной влажностью, нормативное значение может повышено до 75%.

Для холодного времени года нормативы по относительной влажности воздуха в комнате равны 40-45%. При этом максимально допустимое значение составляет 60%.

Самые популярные производители и лучшие модели, сравнительная характеристика конструкций, их преимущества и недостатки.

Норма влажности воздуха в квартире для ребенка

Иммунитет ребенка не так эффективно справляется с негативным влиянием факторов окружающей среды, как организм взрослого человека. Дети гораздо быстрее перегреваются или перемерзают, легко подхватывают простуду, болеют инфекционными заболеваниями и тяжелее их переносят.

По этой причине важно поддерживать оптимальную влажность воздуха в квартире для ребенка, особенно это касается его комнаты, где нужно создать условия для поддержания иммунных сил малыша.

В детской комнате ни в коем случае воздух не должен быть сухим. Такая атмосфера провоцирует интенсивную потерю влаги организмом малыша. Пересыхание слизистых носоглотки приводит к их неспособности противостоять вирусам и инфекциям. У ребенка может появиться зуд в глазах и шелушение на коже. Для ребенка считается оптимальной влажность воздуха в квартире в пределах 50-60%.

Согласно мнению доктора Евгения Комаровского значение нормальной влажности воздуха в квартире можно увеличить до 60% для здорового малыша и 70% для ребенка, болеющего инфекционным заболеванием. Чем выше уровень влажности, тем менее интенсивно происходит пересыхание слизистых оболочек.

Показатели нормальной влажности в квартире для детского организма в зимнее время такие же, как и для теплого времени года. Однако здесь существует один нюанс: максимальная температура воздуха в комнате не должна превышать 24°С. Если в помещении будет жарче, то влажность в 60% сделает из нее тропики. На практике в жару повышенную влажность в квартире сложнее переносить, чем в холодное время года.

Важно! Превышение 24°С в детской комнате может привести к перегреву организма малыша. В результате ускорится пересыхание слизистых и потеря жидкости.

Как добиться оптимальной влажности в квартире

Основным фактором, оказывающим наибольшее влияние на влажность, является температура. Чем теплее в помещении, тем больше воды способен поглотить воздух. Однако при расчете относительной влажности стоит помнить, что при высоких температурах объем жидкости в том же количестве воздуха будет меньше. Этот нюанс можно выгодно использовать для поддержания нормы влажности, воздух на улице в зимнее время очень свеж и путем проветривания обеспечиваются оптимальные параметры.

Влажность поглощается:

  • приборами, предназначенными для отопления;
  • такими предметами интерьера, как игрушки, мягкая мебель, ковры;
  • кондиционерами.

В качестве небольшого источника влаги могут рассматриваться растения и аквариум, емкости, наполненные водой, мокрое белье, текущая крыша или трубы.

Как определить влажность воздуха в квартире без прибора

Чтобы определить, насколько сильно отклонился уровень влажности воздуха в доме можно обойтись без специального прибора и воспользоваться:

  • стаканом воды;
  • таблицей Ассмана;
  • еловой шишкой.

Для определения относительной влажности воздуха с помощью стакана воды необходимо заполненную емкость охладить в холодильнике до 5°С. Потребуется около 3-х часов, чтобы вода и сосуд достигли указанной температуры. После этого стакан ставится в отдалении от батареи на стол. В течение 5 минут на стенках емкости сформируется конденсат.

Дальнейшие результаты будут зависеть от поведения этого конденсата:

  1. Через несколько минут стекло высохло – показатель влажности понижен.
  2. Конденсат на стенках не исчез – помещение имеет нормальный микроклимат.
  3. По сосуду потекли струйками капли – в воздухе наблюдается переизбыток влаги.

Еловая шишка может послужить приспособлением для замеров. Ее следует положить в отдалении от обогревательных приборов и через несколько часов проверить состояние чешуек. Если воздух пересушен, шишка раскроется, при переизбытке влаги – чешуйки плотно сожмутся.

Все указанные приспособления лишь косвенно указывают на наличие проблемы. Чтобы точно определить микроклимат в комнате лучше купить датчик влажности воздуха.

Полезный совет! Первичным признаком сухости воздуха служат пересохшие кончики растений. Также недостаточный уровень влаги можно определить по синтетической одежде, которая в подобных условиях испускает электрические заряды.

Особенности применения датчика температуры и влажности воздуха

Для измерения влажности можно использовать специальные приборы, называемые датчиками или гигрометрами. Устройство самостоятельно преобразовывает полученные данные и выводит результат в процентном выражении.

Многие люди ищут решение, задаваясь вопросом, как убрать влажность в квартире. Для контроля микроклимата в ванной и в других комнатах с переизбытком влаги используются вытяжные вентиляторы. Они препятствуют формированию конденсата на стенах и на полу.

Для жилых помещений рекомендуется приобрести увлажнитель, если наблюдается недостаток влаги на постоянной основе. Также потребуется дополнительно купить датчики влажности воздуха для вентилятора и увлажнителя, если таковые не предусмотрены конструкциями самих приборов.

В основе работы гигростата или датчика лежит принцип действия термостата. Устройство размыкает и смыкает контакты, реагируя на количество водяного пара в воздухе. Таким образом, работа вентилятора или увлажнителя становится автоматизированной. Прибор включается лишь тогда, когда в нем есть необходимость.

Контроль влажности в квартире: как уменьшить/увеличить количество пара в воздухе

Для контроля количества пара в воздухе используются различные методы, в том числе и подручные средства. Их совокупность позволяет добиться определенного результата.

Как избавиться от влажности в квартире:

  1. Проветривать помещения на регулярной основе.
  2. Установить вентиляторы вытяжного типа там, где они необходимы.
  3. Приобрести климатическую систему или .
  4. Своевременно делать ремонт в доме (обслуживание сантехники и водопровода).
  5. Использовать обогревательные приборы и кондиционеры.
  6. Отказаться от сушки белья в помещении.
  7. Установить мощную вытяжку на кухне.

Полезный совет! Чтобы показатели гигрометра были достоверными, рекомендуется устанавливать это устройство в глубине помещения, чтобы исключить влияние сквозняков и других факт оров.

Как увеличить влажность воздуха в комнате:

  1. Купить настольный фонтанчик или аквариум (если никто из домочадцев не имеет астмы).
  2. Свести к минимуму использование кондиционера и обогревательных приборов.
  3. Развесить влажные полотенца на радиаторах.
  4. Время от времени разбрызгивать воду пульверизатором, тем самым насыщая воздух влагой.
  5. Регулярно делать влажную уборку в доме.
  6. Посадить как можно больше комнатных растений.

Существует множество приборов, которые позволят добиться того или иного результата в зависимости от потребностей. Они подбираются с учетом микроклимата в доме. Перед их покупкой рекомендуется точно установить параметры влажности. Для этого делаются измерения на протяжении нескольких дней.

Отлично вписываются в интерьер

Поддержать оптимальную влажность в доме можно с помощью специальных приборов – увлажнителей. Эта категория климатической техники включает множество модификаций: традиционные, паровые, ультразвуковые приборы. «Мойки» воздуха и климатические комплексы – более сложные варианты этих устройств, оснащенные гигрометром, таймером и другими полезными дополнениями. В борьбе с плесенью поможет ультрафиолетовая лампа.

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

БИОСФЕРА

Биосфера (от греч. bios - жизнь и sphaira - шар) - оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов. Термин «биосфера» впервые применил Э. Зюсс (1875), понимавший её как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую «лик Земли». Однако заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В. И. Вернадскому, так как именно он развил представление о живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей свою среду обитания.

3) Какой компонент биосферы преобразует среду обитания?

Показать ответ

1) Э. Зюсс.

2) В. И. Вернадский.

3) Живое вещество.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Во сколько раз возрастает концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2) Какое вещество из первичной мочи полностью отсутствует в составе вторичной?

3) Какова причина этого явления?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Концентрация мочевины во вторичной моче возрастает в 60 раз.

2) Глюкоза.

3) Глюкоза активно всасывается в организм в извитых канальцах

Хоккеист Ярослав тренируется утром в течение одного часа. Какой заказ надо сделать Ярославу днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки?

Учтите, что Ярославу надо выбрать блюдо с наибольшим содержанием белков. Ещё он очень любит вафельный рожок.

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Показать таблицы

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

Энергозатраты при различных видах физической активности

Показать ответ

Верно указаны следующие элементы ответа.

1) Энергозатраты тренировки - 570 ккал (9,5 ккал/мин х 60 мин).

Впервые за всю историю своего существования люди столкнулись с настоящим, прекрасно разработанным не человеческим языком — языком дельфинов.
Учёные изучают языки животных. Зачем? Чтобы поговорить с ними? Возможно, но не сразу. Цель — понять иную логику и с её помощью расшифровать послания представителей иного разума.

Дельфины, кто они такие? Считается, что их предки вначале жили на суше и были обычными млекопитающими. Но по неизвестной (пока) причине где-то 70 млн. лет назад они стали жить в воде. Найденные кости подтверждают, что предки дельфинов уже примерно 35 млн. лет назад плавали и могли обходиться без воздуха. Изучение дельфинов всегда было популярным, они удивляли и продолжают удивлять человека своим поведением и характером. Дельфины — одни из немногих животных, у которых есть свои язык, причём не несколько слов или предложений, а полностью сформировавшаяся система сигналов. Есть даже предположение, что эти морские животные создали свою цивилизацию, настолько отличную от нашей, что мы не можем пока их понять…

Разговоры под водой
Их язык — общение между собой, не просто передача сигналов, а непосредственно разговор. Они используют несколько способов передачи информации, наиболее часто переговариваясь жестами и звуком. С помощью движений дельфины обмениваются визуальными сигналами, двигая хвостом или всем телом. Но язык телодвижений используется только в случае, когда нужно передать особый тип информации, в основном же они общаются звуками. Обычно они свистят, но бывают и другие сигналы — скажем, мяуканье или щёлканье. Разновидностей свиста много — каждая из них может выражать целое «предложение-ощущение», например боль. Исследователи единодушно решили, что речь дельфинов можно поставить в один ряд с языком человека. Сегодня записано почти 200 сигналов, но полностью перевести их речь пока не удалось. Есть мнение, что животные осознанно скрывают свой «словарь» и разум от человека, хотя, по какой причине они это делают, неизвестно.

У них есть имена!
Самым сенсационным открытием стало наличие у дельфинов имён, по которым их различают собратья. Причём каждый дельфиненок получает своё имя при рождении. Это доказали эксперименты: на записанный свист-сигнал, означающий имя, откликался один и тот же дельфин.
Чтобы найти смысл в свисте этих морских животных, учёные использовали методы, обычно применяемые в технике связи. В их основе — математические приёмы, позволяющие проанализировать любую последовательность символов, будь то серия цифр или букв. Прежде всего необходимо было понять, что мы имеем дело с сигналом, который действительно несёт информацию, а не просто случайный шум. В осмысленном тексте не могут стоять несколько одинаковых знаков подряд, они встречаются с некоторой периодичностью. Так вот, свист дельфинов имеет тот же коэффициент периодичности, что и человеческие языки, то есть несёт информацию! Болтовня, скажем, обезьян оказалась куда примитивнее. Значит, дельфины ближе к нам по интеллекту, делают вывод учёные. Теперь надо только понять, что хотят сказать эти «свистуны».
Так всё же, у дельфинов речь или не речь? В нашем понимании — не речь. Это просто другое решение системы общения, для них — адекватное. Но абсолютно непонятно, зачем она, по разнообразию и сложности сопоставимая с человеческими языками, нужна животному, ведущему в общем-то довольно однообразную жизнь в морской среде. Это недоумение родило целую серию экспериментов у нас и за рубежом, выясняющих, чему служит дельфиний «язык» — только ли обеспечению основных биологических функций, как у большинства представителей фауны, или же он способен передавать блоки дополнительной информации…

Дельфины и эволюция

Об этих животных во второй половине прошлого века выдумано столько красивых легенд, написано столько фантастических романов и отснято столько кинолент, что реальные экспериментальные данные рискуют показаться куда скучнее, чем то, что уже (якобы) известно читателю о «говорящих» дельфинах и их «второй цивилизации». А между тем они куда удивительнее, чем самые невероятные выдумки. Что, в конце концов, знает сегодня о дельфинах наука?

Если 90% информации, которую мы с вами получаем о мире, даёт нам зрение, то дельфину 90% такой информации дают его слуховой и эхолокационный аппараты. Когда человеку удастся создать хотя бы чуть-чуть близкие к ним технические устройства, это будет великая революция в науке и технике.
Никто из биологов не сомневается, что дельфины стоят практически на вершине эволюции. Многие исследователи ставят их на второе место после человека, отодвигая на третье обезьян, которые, казалось бы, гораздо больше похожи на людей, но наличие разума—другой вопрос.

Самой большой сенсацией стало наличие у дельфинов имён, получаемых ими при рождении
Мозг дельфина по некоторым параметрам превосходит человеческий. Он больше весит, в нём больше извилин. Если сравнивать эволюцию человека и дельфина, то прежде всего нужно сказать, что дельфины «пошли другим путём». 70 миллионов лет назад они ушли в воду в поисках пищи и спасаясь от хищников. Сначала их предки гуляли по приорежным водам, но потом все дальше уходили в океан. Их тела сильно изменялись, приспосабливаясь к водной среде. Исчезли шерстяной покров и задние ноги. Передние конечности стали плавниками. Кожа стала гладкой, форма тела обтекаемой. И поэтому сегодня некоторые люди путают их с рыбами. Но они не рыбы. Дельфины — теплокровные живородящие млекопитающие.

А они не обидятся?..
Они чрезвычайно любопытны, часто подплывают к людям и кораблям. Очень любят играть. И между собой, и с человеком. Исследователи утверждают, что они способны решать задачи, с которыми другие животные не справляются. А вот научить их понимать язык человека до сих пор, похоже, не удалось. Дельфины могут повторять человеческие слова. Но насколько осмысленно они это делают? Пока неизвестно. Ведь птицы тоже имитируют нашу речь, но мы не называем их интеллектуальными существами.

Возможно, нам трудно понять дельфинов, потому что наш язык слишком абстрактен. Слова, которые мы произносим, состоят из звуков, никак не связанных с тем, что они обозначают. Есть и другие виды языков — иконические. В них форма сообщения напоминает объект, на который они указывают. Символы древних языков человека формой напоминали обозначаемый предмет. И ряд учёных полагает, что именно с помощью иконического языка можно установить разумный контакт с дельфинами. Конечно, у дельфинов нет письменности, но, может, их акустические сигналы являются иконическими? В самом деле, как решают проблему общения два человека, говорящих на разных языках? Они переходят на язык жестов и пантомимы, на язык звуковых образов.

Пока что ясно только одно: дельфины говорят с нами и ждут, когда мы научимся понимать их язык. Мы тоже говорим с ними, но не ждём, что они вдруг начнут нас понимать полностью. Да, это умные создания, очень умные, но и переоценивать способности их разума тоже не стоит. Кроме того, прежде чем разбираться в «словах» дельфинов, надо чётко понять, как они мыслят: образами или иначе.

Говорят, как-то один учёный долго доказывал своему знакомому, поверившему в сверхинтеллект дельфинов, что его вера противоречит науке. И убедил. И тот, полностью со всем согласившись, вдруг спросил: «А они на вас за такие слова не обидятся?» — «Кто?» — «Дельфины…»

Уже с античных времен дельфины завораживали человека, становились его друзьями, почитались им как боги. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения дельфинов на стенах египетских храмов, фрески 1500 до н.э., в Кносском дворце.

В греческой мифологии дельфины занимают особое место. Слово дельфин восходит к греческому δελφίς (delphis), которое в свою очередь произошло от индоевропейского корня δελφύς (delphus), «матка», «лоно», «утроба». Название животного может быть истолковано как «новорожденный младенец» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка).

На других континентах также почитали и любили дельфинов. Просто в мифологии австралийских аборигенов дельфины были названы богами во времена сновидений (время сновидений – это описание периода перед сотворением Земли, когда еще не существовало физического, материального мира).

Большинство племен австралийских аборигенов считают, что все живые существа на Земле, являют собою связь и составляют одну большую систему, которая происходит непосредственно от их духовных предков из Времени сна). Римский писатель-эрудит Плиний Старший и его племянник политический деятель, писатель и адвокат Плиний Младший рассказывали о дельфинах, которые совместно с рыбаками ловили рыбу, а часто и спасали тонущих людей.

Для моряков дельфины – это ангелы счастья, и нередко блестящие лоцманы. Так дельфин под именем Пелорус Джек не раз помогал морякам обойти стороной кораблекрушения и погибели. Пелорус Джек появился в проливе между Северным и Южным островами Новой Зеландии на рубеже 19 века.

Хотя интерес человека к дельфинам насчитывает уже несколько тысячелетий, впервые взаимодействие человека с дельфинами становится предметом научного изучения лишь в 1950 -1970гг., благодаря исследованиям Джона Лилли. Целью научных исканий Лилли стало стремление создать язык символов и звуков, позволяющих вступить в близкий контакт с данным видом морских млекопитающих. В результате исследований было открыто, что длительное взаимодействие человека с дельфинами имеет положительные воздействия на человеческий мозг и функции сознания (Lilly, 1978). Было обнаружено, что контакт с дельфинами имеет явно положительное воздействие на процессы сознания, а именно расширение восприятия. Количественно это выражается в увеличении чувствительности, большей концентрации внимания и повышения интеллектуальной активности.

Вдохновленные достижениями психотерапевта из Нью-Йорка Бориса Левинсона – основателя пет-терапии, который начал свои исследования с собак, в Великобритании Хорас Доббс (Dobbs, 1977, 1992, 2004), а в США Дейв Натенсон (Nathanson 1997, 1998) решили изучить дельфинов в качестве пет-терапевтов. В своей работе Хорас Доббс как пионер в области дельфинотерапии описал случай одной пациентки, страдающей анорексией, которая смогла преодолеть депрессивное состояние благодаря дельфину, живущему на воле у побережья Англии. В середине 80−х в Ки-Ларго (Флорида) Натенсон основал центр дельфинотерапии и тем самым стал одним из главных исследователей воздействия дельфинов на человеческий организм.

Его столь часто цитируемые работы „Effectiveness of short-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность краткосрочного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) и „Effectiveness of long-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность длительного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) стали первыми доказательствами положительного воздействия дельфинотерапии. Одновременно с ним Бэтси Смит доказала положительное воздействие дельфинотерапии на эмоциональные и когнитивные способности людей с аутизмом (Smith 1984).

Современные исследования в области дельфинотерапии ученых Николь Кон и Ролфа Ёртер подтверждают результаты Натенсона и эффективность его терапии, названной сокращенно DHT (Dolphin Human Therapie), а также дельфинотерапии в Эйлате (Дельфиний риф, Израиль). Общая оценка результатов дельфинотерапии для детей с особыми возможностями, организованная институтом Dolphinswim (Центр альфа-терапии, Ялта), подтверждает положительные изменения при нарушениях различной этимологии, особенно при агрессии, социальной замкнутости и тревожности.

В области изучения эффективности дельфинотерапии следует в первую очередь отметить работы Людмилы Лукиной – ученого из Украины. Уже в начале 90−х годов Людмила Лукина научно обосновала эффективность дельфинотерапии при различных нарушениях (Lukina, 2003). В ее многочисленных работах и публикациях (за последние десять лет вышло более 20 научных публикаций по вопросам дельфинотерапии) ученый детально рассмотрела влияние дельфинотерапии на динамику развития различных заболеваний.

Среди прочего – влияние дельфинотерапии на функциональное развитие детей, реабилитацию детей с нарушениями психоневрологической этимологии, синдром хронической усталости, энурез, ДЦП, фобии, задержку речевого развития, неврастению и РДА (ранний детский аутизм).

Кроме того, ученой удалось выделить показатели (возраст, вид и степень нарушения, психологические и психические особенности заболевания), которые определяли эффективность дельфинотерапии.

Научное исследование, проведенное в Нюрнбергском дельфинарии Брайтенбахом фон Ферзен и Штумпфом, является первым лонгетюдным исследованием. Исследование проводилось в течение 10 лет на территории Нюрнбергского зоопарка. В процессе многих фаз научного исследования целенаправленно менялись составляющие терапии, подсчитывались плюсы и минусы. Согласно полученным результатам, выяснилось, что дельфинотерапия способствует положительным изменениям в сфере коммуникации, социально-эмоциональном поведении и эмоциональной устойчивости детей, положительной динамики в развитии отношений в диаде мать-ребенок. Поэтому дельфинотерапия является самой эффективной из всех видов пет-терапии.

Наряду с этими открытиями Брайтенбах открыл социально-педагогическую модель терапевтического механизма дельфинотерапии. Согласно данной модели, у клиента во время взаимодействия с дельфинами запускаются процессы, способствующие улучшению коммуникативных навыков и умений, особенно при взаимодействии клиента с его родителями. Родители же в свою очередь учатся лучше понимать реакции своего ребенка. Этот так называемый «эффект снежного кома» объясняет возникновение положительной динамики в сфере обучения у клиента гораздо позже проведения самой дельфинотерапии.

Дельфинам удается это за счет их адекватного отношения к людям и их особого социального чувства, а также коммуникативных способностей. Эти базовые способности дельфинов являются следствием их адаптации к морской среде обитания. Благодаря этому у них есть множество умений и способностей, которые отличают их от земноводных млекопитающих.

Дельфины от природы являются любознательными существами и умеют играючи и легко строить взаимодействие с людьми с и без ограничений. При этом их действия целенаправленны – они требуют и побуждают своих клиентов, учитывая их личностные возможности. Так, например, при физических ограничениях возрастает частота и интенсивность взаимодействия дельфина с пораженным участком тела.

При этом дельфины стимулируют не только психическое, но и неврологическое развитие человека. Так показатели ЭЭГ при взаимодействии человека с дельфином показали значительное снижение частоты волн головного мозга до альфа-волн и синхронизацию работы обоих полушарий.

Теория сонофореза Дэвида Кола объясняет данный эффект воздействием ультразвука, производимым дельфином (СОНАР). Согласно данной теории, ультразвук, производимым морским млекопитающим, стимулирует меж и внутриклеточные мембраны, что в свою очередь улучшает обмен веществ и проводимость синапсов.

Ссылаясь на описанные Брайтенбахом психологические аспекты, дельфины оказывают на человека положительное воздействие в сфере преодоления страхов, кроме того вызывают личностные высокоположительные переживания, способствующие созданию внутренних ресурсов. Речь идет о процессе, когда изначально животное является возбудителем страха, позже же благодаря поддерживающему воздействию сонофореза на нервную систему уменьшаются и постепенно устраняются причины страха.

Таким образом, дельфины помогают человеку испытать базисные страхи и в дальнейшем преодолевать их. В случае полного завершения данного процесса человек переживает положительные эмоции, которые ДеМарес описал следующими словами: «В основе желания встречи с дельфином лежит стремление быть полностью слитым с иным существом, с самим собой. Возникающие при этом чувства можно обозначить как единство, радость жизни, гармония и контакт взглядов. Это состояние переносит человека в момент истины, в новую точку отсчета, в отношении которой он может измерять свой личностный опыт».

Важной темой в дельфинотерапии является тема научных индикаторов. Данному вопросу посвящены исследования Норберта Тромпиша. В своих исследованиях ученый рассматривает качество изменений, вызванных дельфинотерапией у клиентов с аутизмом, ДЦП, Даун-синдромом, задержкой в развитии и апаллическим синдромом. При этом было установлено, что эффект терапии существенно зависит от характера проявления болезни.

Так, люди с нарушениями аутистического спектра достигают результатов в социальной сфере, люди с Даун-синдромом и задержкой в развитии – в сфере развития речи, клиенты с ДЦП – в двигательной сфере, и каждый из них приобретает чувство уверенности и самостоятельности, преодолевает свои внутренние страхи.

Терапевтический эффект при тяжелых нарушениях, например, при апаллическом синдроме, не столь значительны.

Данные исследования подтверждают положительное влияние взаимодействия с дельфинами и дельфинотерапии на человека. На сегодняшний день дельфинотерапия в научных кругах рассматривается как эффективное терапевтическое средство в лечении и реабилитации людей с различными психическими и физическими ограничениями. Особое влияние дельфинотерапия оказывает на развитие социальной, коммуникативной, когнитивной сфер и сферы развития речи.

В результате взаимодействия с дельфинами развивается способность воспринимать новую информацию, быстрее справляться со стрессом, укрепляются положительные ресурсы, уменьшаются страхи, иными словами, весь организм человека приходит к гармонии и равновесию. Тем не менее, еще немало вопросов о воздействии дельфинотерапии на физиологию мозга, о роли ультразвука в терапии остаются без ответа и требуют тщательных исследований и наблюдений.

Прежним научным исследованиям в области эффективности дельфинотерапии не хватало методического подхода, в них отсутствует необходимая оценочная база, система научных индикаторов, характеризующих то или иное нарушение. Вопрос определения факторов эффективности в дельфинотерапии сегодня особенно актуален. Кроме того остается неизученным вопрос спектра применения дельфинотерапии в психологии и психотерапии.

Безусловно, дельфинотерапия как наука, таит в себе множество захватывающих вопросов и открытий. Речь идет о междисциплинарном и интегральном подходе, о новой научной области изучения на стыке психологии и зоопсихологии, психотерапии, педагогики и морской био и зоологии и ветеринарии, которая пока еще представляет собой «неизведанную целину» и предлагает молодым ученым широкий простор для безумных идей и их воплощений!

Социальные комментарии Cackl e