Названия цветов: история происхождения названия цветов. Как появился синий цвет

Опираясь на тот факт, что синие тона относительно редко встречаются в изобразительном искусстве античности, а главное, на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи позапрошлого века выдвинули предположение, что греки, а вслед за ними и римляне, вообще не различали синий цвет . В самом деле, и в греческом, и в латинском языках трудно подыскать для этого цвета точное и широко распространенное название, в то время как для белого, красного и черного цветов имеется по несколько обозначений. В греческом, цветовой лексике которого понадобилось несколько веков, чтобы сформироваться окончательно, для определения синего цвета чаще всего используются два слова: glaukos и kyaneos . Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; корень у него не греческий, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху этим словом обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда — синеву неба или моря. Впрочем, из шестидесяти прилагательных, которые используются для описания природных стихий и пейзажа в «Илиаде» и «Одиссее», лишь три являются определениями цвета ; а вот эпитетов, относящихся к свету, напротив, очень много. В классическую эпоху словом kyaneos обозначали темный цвет, и не только темно-синий, но также и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько оттенок, сколько настроение. А вот слово glaukos , которое существовало еще в архаическую эпоху, у Гомера используется весьма часто и обозначает то зеленый цвет, то серый, то синий, а порой даже желтый или коричневый. Оно передает не столько оттенок цвета, сколько его блеклость или слабую насыщенность: поэтому им определяли и цвет воды, и цвет глаз, а также листьев или меда .

И наоборот, чтобы обозначить цвет предметов, растений и минералов, которые, казалось бы, могут быть только синими, греческие авторы используют названия совсем других цветов. Например, ирис, барвинок и василек могут быть названы красными (erythros ), зелеными (prasos ) или черными (melas ) . При описании моря и неба упоминаются самые разные цвета, но в любом случае они не относятся к синей цветовой гамме. Вот почему в конце XIX и начале XX века ученых занимал вопрос: видели ли древние греки синий цвет или, по крайней мере, видели ли они его так же, как мы сегодня? Некоторые отвечали на этот вопрос отрицательно, выдвигая теории об эволюции цветовосприятия. По их мнению, люди, принадлежащие к обществам технически и интеллектуально развитым или претендующим быть таковыми — как, например, современные западные общества — гораздо лучше умеют различать большинство цветов и давать им точные названия, чем те, кто принадлежит к «примитивным» или древним обществам .

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Эти теории, сразу после их появления вызвавшие ожесточенную полемику и имеющие сторонников даже в наши дни , кажутся мне необоснованными и некорректными. Мало того, что они опираются на весьма туманный и опасный принцип этноцентризма (на основе каких критериев то или иное общество можно назвать «развитым», и кто вправе давать такие определения?), они еще путают зрение (явление преимущественно биологическое) с восприятием (явлением преимущественно культурным). К тому же они игнорируют тот факт, что в любую эпоху, в любом обществе, для любого человека между «реальным» цветом (если слово «реальный» действительно что-то значит), воспринимаемым цветом и названием цвета есть разница — и порой огромная. Если в цветовой лексике древних греков нет определения синего цвета или определение это весьма приблизительное, надо, прежде всего, изучить этот феномен в рамках самой лексики, ее формирования и ее функционирования, затем — в рамках идеологии обществ, которые эту лексику используют, а не искать связь с нейробиологическими особенностями людей, составлявших эти общества. Зрительный аппарат древних греков абсолютно идентичен зрительному аппарату европейцев ХХ столетия. Но проблемы цвета отнюдь не сводятся к проблемам биологического или нейробиологического свойства. Во многом это проблемы социальные и идеологические.

Та же трудность при определении синего цвета встречается в классической, а затем и в средневековой латыни. Конечно, здесь имеется целый набор названий (caeruleus, caesius, glaucus, cyaneus, lividus, venetus, aerius, ferreus ), но все эти определения полисемичные, неточные, и в их употреблении нет логики и последовательности. Взять хотя бы наиболее часто встречающееся — caeruleus. Если исходить из этимологии (cera — воск), оно обозначает цвет воска, то есть нечто среднее между белым, коричневым и желтым. Позже его начинают применять к некоторым оттенкам зеленого или черного, и только потом — к синей цветовой гамме . Такая неточность и непоследовательность лексики отражает слабый интерес к синему цвету римских авторов, а затем и авторов раннего христианского Средневековья. Вот почему в лексике средневековой латыни легко прижились два новых слова, обозначающих синий цвет: одно пришло из германских языков (blavus ), другое — из арабского (azureus ). Эти два слова в итоге вытеснят все остальные и окончательно закрепятся в романских языках. Так, во французском языке (как и в итальянском и испанском) слова, которыми чаще всего обозначают синий цвет, произошли не от латинского, а от немецкого и арабского — bleu от blau и azur от lazaward .

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Отсутствие слов для определения цвета или их неточность, их эволюция во времени, частота употребления — и особенности лексической структуры в целом — вся эта совокупность данных представляет огромный интерес для того, кто изучает историю цвета.

Если, вопреки мнению некоторых ученых позапрошлого столетия, римляне все же различали синий цвет, то относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно. Это и понятно: синий для них — главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов . Овидий говорит, что стареющие германцы, желая скрыть седину, подкрашивают волосы соком вайды. А Плиний Старший утверждает, будто жены бриттов красят свои тела в темно-синий цвет тем же самым красителем (glastum ), перед тем как предаться ритуальным оргиям; из этого он делает вывод, что синий — это цвет, которого следует опасаться и избегать .

В Риме синюю одежду не любили, она считалась эксцентричной (особенно в период Республики и при первых императорах) и символизировала траур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого казался резким и неприятным, а темный — пугающим, часто ассоциировался со смертью и загробным миром . Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку ; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. И, разумеется, в театре эта особенность внешности часто использовалась для создания комических персонажей . Так, например, Теренций награждает нескольких своих героев голубыми глазами и при этом или вьющимися рыжими волосами, или огромным ростом, или тучностью — и то, и другое, и третье в Риме эпохи Республики считалось изъяном. Вот как он описывает персонажа своей комедии «Свекровь», написанной около 160 года до нашей эры: «Высокий, рыжий, толст, голубоглаз, кудряв, / Лицо в веснушках» .

Перевод Нины Кулиш

Пастуро, М. Синий. История цвета / Мишель Пастуро; пер. с фр. Н. Кулиш. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 144 с. (Серия: Библиотека журнала «Теория моды»)

________________

1 Gladstone W. E. Studies on Homer and the Homeric Age. Oxford, 1858; Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Paris, 1878; Weise O. Die Farbenbezeichungen bei der Griechen und Römern // Philologus. 1888. Однако некоторые ученые были иного мнения: см., например, Götz K. E. Waren die Römer blaublind? // Archiv für lateinische Lexicographie und Grammatic. 1908.

2 Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Pp. 47-48.

3 О трудностях определения цветов в древнегреческом языке см. у следующих авторов: Gernet L. Dénomination et perception des couleurs chez les Grecs // Problèmes de la couleur / éd. I. Meyerson. Paris, 1957; Rowe С. Conceptions of colour and colour symbolism in the ancient world // Eranos-Jahrbuch. 1972. Vol. 41. P. 327-364.

4 Примеры см. в книге Müller-Bore K. Stilistische Untersuchungen zum Farbwort und zur Verwendung der Farbe in der älteren griechischen Poesie. Berlin, 1922. Ss. 30-31, 43-44 и др.

5 Среди филологов, разделяющих эту точку зрения, назову следующих: Glastone W. E.. Op. cit. T. III; Geiger A. Zur Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Stuttgart, 1978; Magnus H. Op. cit.; Price T. R. The Colour System of Virgil // The American Journal of Philology. 1883. Среди их оппонентов — Marry F. Die Frage nach der geschichtlichen Entwicklung des Farbensinnes. Wien, 1879; Götz K. E. Op. cit. Подробный обзор различных позиций по этому вопросу см. в кн. Schulz W. Die Farbenempfindungen der Hellenen. Leipzig, 1904.

6 См., например, Berlin B., Kay P. Basic Colour Terms. Their Universality and Evolution. Berkeley, 1969. Эта книга вызвала ожесточенные споры среди лингвистов, антропологов и неврологов.

7 André J. Op. cit. Этимология, производящая caeruleus от caelum (небо), при фонетическом и филологическом анализе обнаруживает свою несостоятельность. См., впрочем, гипотезу А. Эрну и А. Мейе в «Этимологическом словаре латинского языка» (Париж, 1979) о нигде не засвидетельствованном существовании промежуточной формы caeluleus. А для средневековых авторов, у которых этимология строилась на иных принципах, чем у ученых ХХ века, связь между ceruleus и cereus была вполне очевидной.

8 На эту тему имеется обширная литература; но прежде всего следует выделить книгу Kristol A. M. Color. Les Langues romanes devant le phénomène de la couleur. Berne, 1978. О проблемах с обозначением синего цвета в старофранцузском языке до середины XIII века, см. в книге Schäfer B. Die Semantik der Farbadjective im Altfranzoesischen. Tübingen, 1987. В старофранцузском нередко происходила путаница: слова bleu, blo, blef , которые ведут начало от германского blau («синий»), смешивали со словом bloi, произошедшим от позднелатинского blavus, искаженного flavus, то есть «желтый».

9 “Omnes vero se Britanni vitro inficiunt, quod caeruleum efficit colorem, atque hoc horridiores sunt in pugna aspectu” — Caesar. Commentarii de bello gallico. V, 14, 2. («А все британцы вообще красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид.» — пер. М. М. Покровского.

У каждого слова есть своя история, которую называют этимологией. Этимологический анализ проясняет, из какого языка пришло то или иное название, каково его значение, какое написание оно имело, как изменялось на протяжении столетий. Слова с историей могут отражать любую сферу: науку, социальную область, быт. Сегодня мы поговорим о появлении названий цветов .

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» - «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза» .

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет - «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название - «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» - с тёмным морем, «красный» - с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» - с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.

Кандинский считал, что синий - это цвет покоя: «Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий - это типично небесный цвет».Синий, синий- такой привычный цвет с множеством оттенков,но оказывается в истории этого цвета есть много трагических моментов.Много времени понадобилось, чтобы его заметили и полюбили.Профессор Ольшанский писал:"Прилагательное синий, с которым сблизили наши предки название птицы, тоже очень древнее, образовано с помощью суффикса -н- от той же основы, что и глагол сиять. Первоначальное значение синий "блестящий, сияющий".Раньше слова синий, сизый, сивый обозначали не какой-либо определенный цвет, а они обозначали "степень блестящести" любого цвета. Поэтому и "черные образом люди" синими были видимо от пота, и синее море - это море, играющее бликами. Исконное значение корня си сохранил глагол сиять.Синий цвет расположен между красным и зеленым. Находясь ближе к зеленому, синий приобретает такие оттенки, как аквамарин, бирюза, циан.синий имеет два основных оттенка: светло-синий, то есть голубой, и темно-синий. В русском и некоторых других языков, для области синего цвета существует два основных названия - синий и голубой.С точки зрения смысла голубой можно рассматривать как вариант синего (голубой = светло-синий). В индоевропейских языках группа основных цветообозначений включает 11 слов, в русском языке она состоит из 12. Русским словам "голубой" и "синий" в английском языке соответствует одно слово "blue".Языковеды считают,что оно пришло из индоевропейского корня *bhlewos, означавшего «жёлтый». Изначально это слово пришло в древнегреческий язык в виде слова phalos - белый, а в древнеанглийский в виде слова pale - бледный.Современное же слово blue (от того же корня, но с другим цветом) пришло через французский. Лингвисты единодушно признают значительно более древнее происхождение слова синий по сравнению с голубой. Согласно словарю Фасмера русск. синий восходит к др.-инд. čyāmás ‘темный, черный.В античности мир воспринимался в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались как неопределенные полутона между белым и черным.Слова, обозначающие синий цвет в современных европейских языках, происходят из двух источников: в меньшей степени от слов, которые раньше обозначали зеленый цвет, и в больше степени - от слов, прежде обозначавших черный. То же смешение черного и синего встречается и в этимологии слова «синий» в совершенно других языках - например, в китайском. В результате возникает предположение, что в ранний период истории всех этих языков, «синий» еще не распознавался как самостоятельное понятие. В литературе XI в. во многих случаях синий еще передает значение просто темного цвета. Лев Успенский писал:"Если слово образовано от той же основы, что "сиять", тогда оно обозначало
первоначально "сияющий, блестящий"; но, возможно, оно связано с "сивый".
В этом случае слово стоит ближе к авесийскому "syava", а оно значит "тёмный",
"чёрный". Если так, то "сияние" тут уже ни при чём. Видимо, вопрос еще
нельзя считать решенным."
В греческом, цветовая лексика которого формировалась на протяжении нескольких веков, для определения синего чаще всего используются два слова: “glaukos” и “kyaneos”. Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; у этого слова не греческий корень, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху словом “kyaneos” обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда - синеву неба или моря. . А вот слово “glaukos” обозначало то зеленый цвет, то серый, то синий, а порой даже желтый или коричневый. Оно передавало не строго определенный цвет, а скорее его блеклость или слабую насыщенность: поэтому так характеризовали и цвет воды, и цвет глаз, а также - листьев или меда.Трудность при определении синего цвета встречается и в классической, а затем и в средневековой латыни." В средневековой латыни легко прижились два новых слова, обозначающих синий цвет: одно пришло из германских языков (“blavus”), другое - из арабского (“azureus”). Эти два слова впоследствии вытеснят все остальные и окончательно закрепятся в романских языках. Так, во французском языке (как в итальянском и испанском) слова, которыми чаще всего обозначают синий цвет, произошли не от латинского, а от немецкого и арабского - “bleu” от “blau” и “azur” от “lazaward”.Римляне относились к синему цвету враждебно,потому-что -это был цвет варваров,кельтов,германцев, которые раскрашивали свои тела синей краской для устрашения врагов.В Западной Европе в средние века синий цвет был редко используемым цветом, в богослужении он вообще не использовался. В XI-XII веках интерес к синим тонам проявляется прежде всего в изобразительных искусствах. До XII века синий, как правило, остается вспомогательным цветом либо остается на периферии; по своему символическому значению он сильно проигрывает трем “основным цветам” всех древних социумов - красному, белому и черному. А потом за какие-то несколько десятилетий все вдруг меняется: синий обретает новый статус в живописи и в иконографии, все чаще появляется на гербовых щитах и используется в парадной одежде.Например, Деву Марию начинают изображать в синих тонах.

Дева Мария

По примеру Девы Мария короли и дворяне на чинают носить одежду в синих тонах.

Людовик Святой
Первым королем Франции, который делал это регулярно, стал Людовик Святой.В русской культуре слов, выражающих оттенки синего, существовало значительно меньше, чем терминов, относящихся к красным, желтым или зеленым оттенкам цвета. Синий цвет обычно наделялся магическими свойствами.Эпитет синий употребляется в фольклоре в связи со смертью. Литературовед и переводчик А. А. Косоруков писал, что в языческой мифологии синий цвет связан с нижним миром водных духов. Прежде всего, он был связан с водой, которая, в свою очередь, считалась в древности местом, где таятся злые, враждебные человеку силы.Интересно,что на Руси черт назывался словом синец.Синий цвет ассоциативно связывался с водой и имел отрицательную характеристику, а голубой цвет с цветом неба и характеристика была только положительной.Предубеждения в отношении синего цвета привело к тому, что название синий звучало в иноязычном звучании и написании.Синий цвет в одежде применялся только в униформе, а также в придворных нарядах фрейлин, статс-дам или гофмейстерин.

Негативное отношение в России долгое время относилось к темному синему, а вот к светло-синему было положительное.Синий цвет относится к семи основным цветам спектра.Но люди не всегда замечали и использовали его в своей жизни.На первых настенных изображениях, относящихся к эпохе позднего палеолита (когда человеческое общество уже сложилось, но люди ещё вели кочевую жизнь), этот цвет отсутствует.В эпоху неолита, когда люди начали вести оседлую жизнь и освоили технику окрашивания предметов, они стали использовать красную и жёлтую краски, а синей пришлось дожидаться своей очереди очень долго.Хотя этот цвет широко представлен в природе с самого рождения Земли, человек потратил много времени и труда, чтобы научиться воспроизводить его, изготавливать для своих надобностей и свободно им пользоваться.В России синий цвет получали из растения «синиль».Синиль это вайда красильная, красящее вещество содержится в листьях.

Вайда красильная

Толковый словарь В. Даля приводит для вайды ряд русских народных названий: крутик, синячник, синиль, синильник, а Макс Фасмер - немецкое индиго В Европе использовались различные местные красители, но уже в средние века на рынки Европы в значительном количестве стал поступать новый дорогой, но качественный индиго. Краситель - индиго, когда-то производился из растений. Поэтому и одежда насыщенного синего цвета была тогда далеко не самой доступной. Сегодня же практически весь объем производимого красителя - синтетический, а «синие джинсы» являются синонимом демократичного массового продукта. Натуральный индиго получался из листьев растений индигоферы.

Индигофера красильная

Индиго одним из первых дошедших до нас красителей на Земле - его использовали еще в древних цивилизациях - Египте, Месопотамии, Античной Греции и Риме, не говоря уже собственно об Индии и странах Юго-Восточной Азии. Красили с помощью индиго преимущественно шелк, но не только. На клинописных глиняных таблицах, которые ученые относят предположительно к VII веку до нашей эры, описывается рецепт покраски с помощью индиго шерсти. Различие в отношении к синему и голубому отразилось в русских идиомах и поговорках: синий чулок, но голубая мечта, голубое свечение в конце тоннеля (у умерших), блюдечко с голубой каемочкой. Синий, как и другие основные цвета, имеет множество оттенков из теплой и холодной гаммы.Первоначально функцию обозначения голубого цвета в русском языке выполняли слова лазоревый, лазурный,а в XV-XVI вв. у этих слов появляется сильный «конкурент» - слово голубой.Уже в произведениях Пушкина лазурный, лазоревый (лазуревый) встречались в два раза реже, чем голубой.По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии - по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср. лат. columbus - «голубь»); по мнению других исследователей - наоборот, «голубь» от «голубой.В первых письменных источниках голубой употреблялось только в качестве названия конской масти. Значение его, однако, не совсем ясно. Под мастью голубая подразумевалась лошадь либо ‘светло- или темно-серая с синевой?Голубой цвет -природный символ лучезарного неба, синоним всего божественного, чистого и возвышенного, поэтому в античной иконографии нимб богов окрашен в голубой цвет.В масонстве голубой цвет олицетворял духовное совершенствование и возвышенные идеалы (отсюда и выражение - «голубая мечта»). В истории Европы голубой цвет ассоциировался с высоким происхождением, аристократизмом и благородством дворян, в чьих жилах, по образному выражению, течет «голубая кровь». Из голубой материи, расшитой золотыми лилиями, изготавливались все детали одежды французских королей. В российской армии самые престижные, воздушно-десантные, войска именуются «голубыми беретами».Отрицательное отношение к синему цвету было не везде.Интересно было узнать, что синим цветом красили изнутри пирамиды в Древнем Египте; также синими являются Будда и Кришна.В переводе с санскрита слово кришна означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий».В живописи Кришна изображается с кожей голубого или тёмно-синего цвета. В поэзии цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков»

Будда

Кришна
В начале девятнадцатого века любые цвета с оттенком синего называли "странными цветами".В дворянской среде такие цвета были популярными, но среди простых людей вызывали негативную реакцию. В английском языке и литературе существовало положительное отношение к синему цвету, но есть и некоторые исключения.В музыке существует американское направление- blues; блюз не что иное, как грусть доброго человека. По своему физиологическому воздействию синий - это самый угнетающий цвет, он понижает кровяное давление и одновременно снижает пульс и ритм дыхания; он успокаивает и расслабляет, иногда даже чрезмерно. Синий с его многочисленными оттенками сейчас ассоциируем с небом и водой, его оттенками можно передать воздушность облаков и спокойствие безоблачного неба, свежий прохладный воздух и настроение моря. Оттенки этого цвета колеблются от тёмного сине-фиолетового до бледного аквамарина.
more/]

«Проблемы цвета - это прежде всего проблемы общества.»

Французский историк и специалист по средневековью Мишель Пастуро придумал масштабный проект — история цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до 18 века. Его книги увлекательны, познавательны и с чувством любви к своему делу. На русском языке вышли три издания — , переводится «Красный». Из книг мы можем узнать, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с цветом в разное время, а также каковы его перспективы в будущем. По словам Пастуро «именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи».

«На протяжении веков одеяние Богоматери многократно меняло цвет: наглядным свидетельством этого может служить деревянная скульптура из липы, созданная на рубеже первого и второго тысячелетий и до сих пор хранящаяся в Льежском музее. Это романская Дева Мария, как часто случалось в то время, была изображена в черном одеянии. Затем, в XIII столетии, согласно канонам готической иконографии и теологии, его перекрасили в небесно-синий цвет. Однако, в конце XVII века скульптуре, подобно многим другим произведениям искусства, придали “барочный” облик: её покрыли позолотой. Этот цвет она сохраняла два столетия, до 1880 года, когда в соответствии с догматом о Непорочном Зачатии её перекрасили в белый цвет. Эти четыре слоя краски различного цвета, которыми за тысячу лет успела покрыться небольшая деревянная скульптура, превращают её в уникальный документ истории искусства и символики.»


Синий

Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зеленые и красные? Исследование посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей.

«Изучив наследие греческих поэтов более позднего периода, Гладстон подчеркивает тот факт, что синий в этих текстах не упоминается вообще, а зеленый - крайне редко. И приходит к выводу: по всей вероятности, у древних греков были трудности с восприятием этих двух цветов.»

Черный

Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.

«В Европе от ранней Античности до позднего Средневековья красильщики очень редко добивались ярких, насыщенных черных тонов. Черный цвет, который у них получался, больше напоминал коричневый, серый или темно-синий; к тому же краска не всюду впитывалась одинаково, плохо закреплялась и придавала ткани неприятный грязновато-тусклый вид. Вот почему черную одежду носили только люди низших социальных классов, те, кто занимался грязной работой либо зазорным ремеслом; все прочие надевали черный только при особых обстоятельствах, в знак траура или в знак покаяния.»

Зеленый

Вплоть до XIX столетия этот цвет был одним из самых сложных в производстве и закреплении: химически непрочный, он в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. Только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зеленому, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.

«Для римлян зеленый, а также, возможно, в еще большей степени, синий — это «варварские» цвета. Многочисленные примеры можно найти в древнеримском театре. Когда на сцене появляется гер-манец, персонаж странный и более или менее комичный, он часто выглядит так: лицо жирное и дряблое, мертвенно-бледное или багровое, курчавые рыжие волосы, глаза голубые или зеленые, тело массивное, тучное, одежда в полоску или в клетку, в ее расцветке преобладает зеленое.»

Можно ли рассказать об истории Западной Европы увлекательно, захватывающе и предельно достоверно? Да, если рассказывает Мишель Пастуро — французский историк-медиевист, обладающий помимо знаний об истории, геральдики и культурологии еще и прекрасным литературным слогом. Пастуро написал серию книг про цвет: синий, черный, зеленый (есть на русском), красный (переводится) и работает над другими.

Изучая историю цвета, можно узнать, как изменялось европейское общество. Например, в древности одежда была только трех цветов — белая (то есть чистая, новая), черная (то есть старая, грязная) и красная (то есть окрашенная). В те времена нуждались в простых и безвредных красителях, и примерно до 11 века выкрасить кусок ткани чаще всего означало «заменить его изначальный цвет на один из оттенков красного, от самых бледных охристых или розовых тонов до самых насыщенных пурпурных.»

В книге Пастуро рассказывает про первый синий краситель, привезенный в Европу из Азии — индиго, добываемый из листьев индигоноски. Интересно, что в средневековье индиго считали драгоценным камнем. «Дело в том, что листья индиго измельчали и превращали в тестообразную массу, которую высушивали, а потом вывозили и продавали уже в виде небольших брикетов. И покупатели в Европе принимали их за минералы. Вслед за Диоскоридом некоторые авторы утверждали, что индиго — полудрагоценный камень, разновидность лазурита.»

Еще Пастуро удивляет тем фактом, что древние греки, а вслед за ними и римляне, не различали синий цвет. Несмотря на то, что небо было всегда синим, а антропологи утверждают, что за две тысячи глазной нерв не изменился, в древней европейской культуре практически не упоминался синий цвет. Возможно, это было связано с образом варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов.

«Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. Теренций награждает нескольких своих героев голубыми глазами и при этом — или вьющимися рыжими волосами, или огромным ростом, или тучностью — и то, и другое, и третье в Риме эпохи Республики считалось изъяном. Вот как он описывает персонажа своей комедии «Свекровь», написанной около 160 года до нашей эры: «Высокий, рыжий, толст, голубоглаз, кудряв, лицо в веснушках».»

С началом эпохи средневековья все резко изменилось. Стали популярными другие цвета, помимо белого, красного и черного, появилась новая культура. Темные, тусклые и угрюмые цвета отошли на задний план, уступив место ясным и жизнерадостным. Пастуро рассказывает про деревянную скульптуру Девы Марии, история которой хорошо иллюстрирует отношение общества к цвету. Созданная в 11 веке и изображенная в черном одеянии (в знак траура об умершем сыне), в 13 веке, согласно канонам готической иконографии и теологии, она была перекрашена в небесно-синий цвет (светлый, несущий добро и надежду). Однако в конце 17 века скульптуре придали «барочный» облик: ее покрыли позолотой. Этот цвет она сохраняла два столетия, до 1880 года, когда в соответствии с догматом о Непорочном Зачатии ее перекрасили в белый цвет.

В эпоху Возрождения с цветами все оставалось тоже не просто. Люди верили, что природа гармонична и любое вторжение в природные процессы, как изменение и смешивание, являются работой дьявола. В красильных мастерских никогда не смешивали две краски, чтобы получить третью. Художники накладывали слои друг на друга для создания разных оттенков, но прямое смешивание в палитре было недопустимо. Однако Леонардо да Винчи, который выписывал из разных источников секреты создания красок и писал трактат о живописи, по словам историков не пользовался сам этими советами и явно нарушал средневековые правила.

И наконец, на стыке 19 и 20 веков синий цвет встал во главе джинсовой эпохи. «Все джинсы Ливая Страусса с самого своего рождения в 1870 году были исключительно синего цвета, так как деним всегда окрашивали только индиго, и никакой другой краской. Ткань была слишком плотной, чтобы полностью впитать краситель. Но именно эта неровность окраски обеспечила изделиям их популярность: цвет был словно живой, владельцу брюк или комбинезона казалось, будто они меняются вместе с ним, разделяют его судьбу. Когда несколько лет спустя, благодаря успехам химии красителей, стало возможным окрашивать индиго любую ткань так, что окраска получалась ровной и прочной, производителям джинсов пришлось искусственно выбеливать или обесцвечивать синие брюки, чтобы они казались линялыми, как раньше.»