Нужно ли в жизни сочувствие сострадание. Сочувствие и сострадание - нужно ли воспринимать эти эмоции? Другие грани проявления сочувствия и сострадания в жизни

Сострадание - это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие - это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

Зачем писать сочинение о милосердии?

Именно поэтому школьники получают задания подобного рода. В процессе работы они могут более детально проработать тему сопереживания ближнему, понять, чем является милосердие на самом деле и каким образом оно выражается. Сочинение «Что такое сострадание?» - хороший способ и самому пишущему осознать это качество в себе, стать более милосердным к ближним. Какие же моменты можно упомянуть в своей работе?

Чем же является сопереживание?

Сострадание - это умение человека ощутить то, что чувствует ближний так, как если бы он сам испытывал те же переживания. Оно отличается от сопереживания - ведь сопереживать другому человеку можно не только в боли, но и в радости, веселье, тоске или скуке.

Сострадающий и сочувствующий человек способен понять то, что творится на душе у другого. Считается, что если человек способен сострадать, то значит, у него действительно есть сердце и душа и он способен любить. Способным к состраданию является духовно богатая личность. Она способна вспомнить нечто из своего опыта, когда встречается с несчастьем ближнего, оказать ему помощь и поддержку, поскольку ей самой известно, как трудно быть в подобной ситуации.

Подмена понятий

Однако не всегда сострадание в действительности проявляется как положительное качество. Существует немало вариаций сострадания, и одно из них - это жалость. Такой тип отношения к людям очень распространен на постсоветском пространстве. Зачастую люди не заботятся о своем здоровье, не занимаются спортом, не ценят себя самих, собственные жизни. Однако при этом общественная мораль запрещает бросать тех, кто сам своими действиями лишил себя этого здоровья.

Классический пример - это супруги алкоголезависимых людей, которые остаются рядом со своими слабохарактерными мужьями, даже когда их страсть к выпивке сделала из них инвалидов. Может показаться, что такая женщина действительно испытывает настоящее сострадание: «Как же теперь он без меня проживет? Совсем погибнет». И она кладет на алтарь «спасения» своего супруга-слабака целую жизнь.

Жалость или милосердие?

Однако такой тип отношений вряд ли можно назвать состраданием. Вдумчивый школьник, пишущий сочинение «Что такое сострадание?», поймет: в подобном поведении просвечивается только одно чувство - жалость. И более того, если такая женщина, коих очень много в России, не думала бы только лишь о самой себе и своих чувствах, она выбрала бы совершенно другую модель поведения. Истинно сострадая своему безвольному и ленивому супругу и желая ему добра, она бы как можно скорее прекратила с ним взаимоотношения - и, возможно, тогда бы он осознал, что его образ жизни разрушителен как для его собственных тела и ума, так и для семьи.

О сопереживании в диких племенах

В сочинении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и некоторые интересные факты. Например, не во всех культурах милосердие или сопереживание воспринимается так, как в России, или, к примеру, в Америке.

В диких лесах Амазонки живет необычное племя екуана. Оно довольно многочисленно, состоит из порядка 10 тыс. членов. Проявление сострадания у представителей екуана существенно отличается от привычного для нас. Например, если ребенок ушибется, родители не проявляют никаких признаков сопереживания, даже не пытаются его пожалеть. Если малышу не нужна помощь, то они ждут, пока чадо поднимется и догонит их. Если кто-нибудь из этого племени заболеет, то другие члены племени будут делать все, что в их силах, чтобы его вылечить. Екуана будут давать своему соплеменнику лекарства или же вызывать духов, чтобы они вернули ему здоровье. Но они не будут жалеть больного, а тот своим поведением не станет беспокоить других членов племени. Это достаточно необычный вид проявления сострадания. Однако необходимо помнить, что племя екуана находится на ступени первобытнообщинного строя. Подобное отношение для западного человека вряд ли будет приемлемо.

Необычный вид помощи

В сочинении «Что такое сострадание?» можно привести различные примеры проявления милосердия, а также описать и разные виды этого чувства. В психологии есть и такой вид сопереживания, который называется опережающим. Его смысл состоит в том, что человек (чаще всего это психолог) помогает человеку, которому плохо, необычным образом: он сам идет просить у него совета.

Обычно люди удивляются, что кто-то не пытается им помочь или утешить, а сам просит у них совета. Однако, как утверждает психолог Р. Загайнов, работающий в сфере спортивных достижений, этот способ всегда «срабатывает» - человеку становится лучше после того, как он сам помог другому. В сочинении на тему «Сострадание» можно упомянуть и такой необычный способ помощи ближнему.

Антипод милосердия

В сочинении-рассуждении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и о противоположности этого чувства, а именно равнодушии. Считается, что оно - самый страшный порок, который только может быть свойственен человеку. Этого мнения придерживалась мать Тереза, и оно же прописано в Библии.

Писатель Бернард Шоу говорил о том, что самое страшное преступление, которое только может совершить человек по отношению к другим людям, заключается не в том, чтобы ненавидеть их, а в том, чтобы относится к ним равнодушно. Равнодушие означает полное отсутствие каких-либо эмоций. Человек, которому все равно, что происходит вокруг, не испытывает ни положительных, ни отрицательных переживаний. И если последнее еще может пойти на пользу его здоровью (ведь, как известно, негативные эмоции разрушают клетки человеческого организма изнутри), то отсутствие позитивных переживаний абсолютно бесполезно.

Об этом же говорил и известный русский писатель А. П. Чехов. Он называл равнодушие «параличом души» и даже «преждевременной смертью». Если задуматься, то во многом великий писатель прав - ведь равнодушный человек безразличен ко всему миру вокруг него. Он похож на зомби, который имеет внешнюю оболочку, но внутри абсолютно лишен чувств. В сочинении «Сочувствие и сострадание» школьник может описать этот вид душевной черствости более подробно, рассказав, например, о случае из жизни. Ведь каждый наверняка видел, как проявляется равнодушие по отношению к старикам, беременным женщинам, больным людям.

Как написать хорошее сочинение?

Задание на данную тематику требует соблюдения всех правил написания школьной работы: она должна быть грамотной, содержать в себе введение, основную часть, в которой будут расписаны основные тезисы по пунктам, а также заключение. Без этого вряд ли можно рассчитывать на хорошую оценку по сочинению. Нужны сочувствие и сострадание или нет - школьник решает в своей работе сам. Он может придерживаться любой точки зрения, и это не повлияет на результат. А вот отсутствие доводов, орфографические или пунктуационные ошибки, недостаточный объем сочинения - все это может отразиться на оценке сочинения. Конечно, скорее всего, большинство учащихся согласятся, что без этих качеств тяжело жить не только тем людям, которые окружают черствого человека; и ему самому тяжело жить с таким жестоким сердцем.

Нужно ли милосердие - решение каждого

Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества. Как это сделать? Самый простой способ - добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.

Многие задумываются, о том нужны ли нашему современному обществу такие чувства как сочувствие и сострадание. Тем более, что все чаще нам встречаются люди, которые полностью убеждены в том, что такие чувства наоборот являются болезнью нашего общества.

Разница между сочувствием и состраданием

Для начала, стоит отметить, то, что два этих понятия имеют разное значение. Они оба имеют отношение к проблемам близкого или не совсем нам человека, но с одним огромным отличием. Так, сочувствие подразумевает выслушать человека о его проблеме и переживать об этом вместе с ним. То есть сочувствие имеет в себе явный подтекст испытывать жалость к рассказчику, проникнувшись его проблемами.

Если же говорить о сострадании, то это чувство, когда ты, услышав о тех неприятностях, которые возникли у собеседника, обдумываешь план помощи. То есть не просто пожалеть человека и поддержать его в том, как ему сложно и больно, а попытаться дать совет или же при необходимости помочь ему делом. Сострадание – это более сложное чувство, которое состоит из нескольких этапов:

  • Определение проблемы другого человека;
  • Поддержка человека словами и советами;
  • Подбор возможных вариантов решения задачи;
  • Предложение о помощи;

После объяснения разницы между этими понятиями кажется, что сострадание это совсем не недостаток общества, а очень полезное чувство, которые должно выработаться у каждого. Но не все так просто.

Что нужнее нашему обществу

Мне кажется, что оба чувства нужны нашему обществу. Сам факт того, что человек может сочувствовать показывает то, что еще существуют небезразличные люди в нашем мире. Без сочувствия не может быть никакого сострадания, а это так необходимо нам сейчас, когда большинство превращается в хладнокровных людей в поисках денег. Очень важно попытаться проникнуться проблемами других людей и стать для них поддержкой, когда это необходимо. Ведь каждый может оказаться в нехорошей ситуации и очень страшно, когда некому тебе помочь. В этом и заключается человечность.

Как итог, могу сказать, что оба чувства важны нашему обществу, но более действенным в сложных ситуациях является именно проявление сострадания. Поскольку это прямой призыв к действию и решению проблем, которые возникли.

Урок развития речи. Литература.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

    Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

    Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

    Развитие устной и письменной речи.

    Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Оборудование : мультимедийная презентация PowerPoint

Ход урока

    Стадия вызова.

    Прием – Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений)

Сегодня мы с вами поработаем в группах. Каждая группа должна будет создать небольшой проект, который поможет Вам в написании сочинения.

На первой странице подпишите, пожалуйста, свои фамилии.

Эпиграфы:
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи,
Уст твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатные ключи.(П.Вяземский)

Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)

Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)


«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)


Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку и запишите в свои проекты. И объясните, как его понимаете.

- 2.Постановка цели и задач.

Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.

Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?

Как строится текст типа речи рассуждение?

Работаем в группах.

Найдите, пожалуйста лексическое значение слов сочувствие и сострадание. Запишите их в проект.

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

Сочувствие-

1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание ?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию .

Из проделанной работы скажите, пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке, для чего мы вспомнили типы речи рассуждения

Правильно итогом нашей работы будет написание домашнего сочинения

А как вы думаете, какова тема этого сочинения? Из проделанной словарной работы.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" Обратите внимание тема со знаком вопроса, значит, мы должны ответить на эти вопрос. А как вы думаете нужны? Зачем?

Какие произведения мы с вами недавно прочитали, в которых затронута проблема человеколюбия, сострадания?

Давайте вспомним рассказы Л. Андерева «Кусака» и А. Платонова «Юшка».

У вас перед глазами таблица заполните ее, пользуясь учебником.

Вопрос

Текст

Какие чув при этом испы

Кто такой главный герой?

Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

Самопожертвование

Как относились взрослые к Юшке?

Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

Жестокость

Кротость

Как относились дети?

Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

Злость

Сочувствие

Любовь

Всепрощение

Куда уходил Юшка каждое лето?

Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

Забота о других

Смерть Юшки.

Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

Юшка первый раз в жизни сердился:

А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Злоба

Смерть

Гостья Ефима Дмитриевича.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

Любовь

Доброта

Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Любовь к природе и людям

Почему умер Юшка?

Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полон людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

Отсутствие сочувствия и сострадания

Как приняли окружающие смерть Юшки?

Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

Без добрых людей жить трудно

Л.Андреев «Кусака»

Кто такая Кусака?

Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

Жалость

Как взрослые и дети относились к Кусаке?

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали

Жестокость

Почему собака не доверяла людям?

Один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он сегодня всех любил и всех жалел, пожалел он и собаку, грязную и некрасивую. Когда собака подошла к нему и легла перед ним на спину, настроение его изменилось. С размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и убегала, а иногда со злобой накидывалась, пытаясь укусить.

Жестокость, злоба

Как у собаки началась новая жизнь?

Наступила весна, и тихая дача, на которой поселилась собака, огласилась громкими голосами, топотом, смехом и пением людей. Приехавшие дачники были добрыми людьми, дышали воздухом, видели все вокруг себя беззлобным, это делало их еще добрее.

Надежда на счастье

Кто дал собаке имя?

Хорошенькая девушка в коричневом платье – Лёля. Леля говорила: Я люблю тебя, Кусачка, очень люблю. Ты не веришь мне, Кусачка?

Вера

Как изменилась собака?

Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Счастье

Преданность

Что случилось осенью?

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, стали пустеть дачи. Пришли незнакомые люди и стали вывозить вещи. Кусака, смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда глядела на террасу. Леля пошла на вокзал. Кусака бежала за ней. И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Предательство

Почему выла Кусака?

Кусака долго металась по следам уехавших людей. В комнатах было пусто. Отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Наступила ночь. Собака завыла жалобно и громко. звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и понесся над обнаженным полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама темная ночь. Собака выла.

Отчаяние

    Составление кластера в проектах. какие чувства испытывают герои

Юшка Кусака

    Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)

От чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?

Чем похожи Юшка и Кусака?

Чего не хватает окружающим их людям?

Кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?

- для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?

Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.

вывод:

напишите в своей работе . Выслушаем.

Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

Это и будет тезисом вашего сочинения.

Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.

Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».

А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.

Итак, давайте составим план в тетрадях

    Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).

    Доказательства:

Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

А) Смерть Юшки.

Б) Новое разочарование Кусаки.

3. Вывод. Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.

3. Стадия рефлексии

Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке.

Все ли цели урока достигнуты.

Ситуации ( цель: рождение нового знания , соотнесение содержания с жизненными задачами)

    Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

    Нужно ли проявлять милосердие к людям улицы: лицам без определенного места жительства, пьяницам?

    Как вы считаете, нужно ли чем-то жертвовать ради помощи другим людям?

Перед вами лист самооценки.

Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем группа пусть обсудит и поставит вам оценку.

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось __________________________________________________

Смайлики Урок понравился,

урок не понравился

Милый, славный, добрый друг!
В мире много есть наук.
Нам их надо все познать,
Чтобы человеком стать!
Выбор сложный предстоит,
Что важней, определит
Сердце чуткое в груди,
С ним сквозь тернии иди.
Человека возлюби!
Благо ближнему дари!
Честь, достоинство и вера –
Вот земных желаний мера.

Без сочувствия и сострадания мир был бы совсем другим, люди были бы злыми и бессердечными. Если вникнуть в смысл этих слов, то становится понятно, что они обозначают совместное переживание каких-либо чувств и состраданий. То есть получается, что слово «сочувствие» произошло от слова «чувство», а сострадание от слова страдание. Так сочувствовать и сострадать – это значит вместе с другими переживать их горести, беды и страдания. И не просто сопереживать, но и по возможности помогать. Нужны ли в современной жизни сочувствие и сострадание? Если обратиться к литературе 20 века, то становится понятно, что да, нужны.

В качестве примера проявления сочувствия и сострадания можно вспомнить Лидию Михайловну, героиню повести В.Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна преподавала главному герою произведения уроки, которые стали для него уроками доброты. Она не только помогала мальчику освоить трудное произношение иностранного языка. Узнав о сложной ситуации своего ученика, о том, что ему фактически приходится голодать, Лидия Михайловна сделала всё возможное, чтобы хоть как-то облегчить его положение. Даже нарушение закона не стало для неё препятствием, она начала игру на деньги для того, чтобы у главного героя повести были деньги на молоко.

В произведении Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» мы наблюдаем рассказ о нелёгкой судьбе лошадей, которые когда-то жили очень хорошо, были основой сельской семьи. Лошадей холили, они получали последний кусок. Но со временем отношение к лошадям кардинально изменилось. Неухоженные, полуголодные, они взывают к человеку, не понимая, почему их жизнь настолько изменилась.

Если перестать сочувствовать и сострадать окружающим, то мир станет жестоким и бездушным. Сочувствие и сострадание – это необходимые человеческие качества. Они делают человека лучше.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» читают:

Сочувствие и сострадание – это ценнейшие качества, которые должны быть присущи каждому человеку. В противном случае, я считаю, человек не может считать себя человеком. Без этих качеств мир стал бы очень жестоким. Сочувствие и сострадание – это способность сопереживать чужому горю, желание помогать даже абсолютно незнакомым людям, которые попали в беду. Эти чувства родители должны воспитывать в своих детях с раннего возраста. Также такие качества должны прививать нам наши воспитатели, а потом и учителя. Тема сочувствия и сострадания во все времена не оставляла равнодушными писателей и поэтов.

Я хочу обратиться к рассказу Леонида Андреева «Кусака», где широко раскрывается тема любви к братьям нашим меньшим, а именно – к собаке. Мы видим, как меняется характер Кусаки, когда к ней начинают проявлять сострадание. Собака, которая когда-то была злобная и кусачая, постепенно превратилась в доброго преданного друга. Но, к сожалению, счастье её длилось совсем недолго. Девочка, получив любовь и преданность Кусаки, бросила её, даже не попрощавшись. В результате собака вновь осталась одна. Мне кажется, эта встреча сделает Кусаку ещё более злобной, она совсем перестанет доверять людям. Но неправильно во всём винить девочку, ведь она ещё совсем маленькая. Я думаю, и ей было трудно расставаться со своим четвероногим другом.

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Юшка» сохранил в себе человеческие качества, несмотря на неподобающее отношение к нему. Как дети, так и взрослые унижали и оскорбляли его. Но он не стал злым и агрессивным, он терпел все побои и оскорбления и просто верил в чудо. Этого «чуда» он ждал от девочки, которая хотела стать врачом. Юшка помогал ей и верил, что она его обязательно вылечит. Меня очень задело в этом рассказе то, что взрослые вместо того, чтобы учить детей милосердию и доброте, проявляли ко всей этой ситуации равнодушие.

Я считаю, что каждый из нас должен помогать людям, которые оказались в трудной ситуации, ведь в беду может попасть каждый человек. И, возможно, завтра понадобится помощь тебе. Нельзя быть равнодушным и жестоким. В нашей жизни всегда должно быть место сочувствию и состраданию!

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?», 7 класс» читают: