Нынешний император японии. Легенды об императорах японии

Удивительно, но император Японии фактически не является главой государства. Его статус – представительство Страны восходящего солнца на встречах, в поездках за рубеж, на государственных праздниках и в других церемониях. Возникает резонный вопрос: «Кто же управляет Японией?» Ответ прост. Согласно Конституции, все бразды правления страной находятся в руках премьер-министра. Именно он принимает все важные для государства решения и подписывает различные международные соглашения. Но всегда ли было так?

История возникновения и развития титула

Как и многое в японских культуре и традициях, титул императора был заимствован из соседнего Китая. В даосской религии существовал термин «Тяньхуан». Так называли Полярную звезду, которая считалась «Хозяином неба». Но в качестве титула данный термин не использовался китайскими императорами.

В Древней Японии сначала правителей называли терминами «Сумэра микото» или «Субэроги», что переводилось как «Правящий хозяин». Вторым значением слова «микото» было «божество».

Современный титул императора, произносимый японцами как «Тенно»(天皇), то есть «Хозяин неба», впервые стал использоваться в стране восходящего солнца принцем-регентом Сётоку. Это стало основным термином для обращения к правителям государства. Но также использовались и другие слова, целью которых было подчеркнуть и усилить божественную природу императоров в глазах подданных. К таким терминам относились: акицу-миками (в переводе означает «воплощение божества») и арахито-гами (то есть «человек-Бог») и многие другие древние японские слова («его правящее высочество», «первейший», «великий хозяин»). Впервые они получили свое применение как обращения к императорам в конце VII века.

Также в качестве титула правителей использовался термин «хи-но-мико». Что в переводе означает «Сын Солнца». Он сохранился со времен синтоистской религии, то есть еще до появления в Японии даосизма, буддизма и христианства. Считается, что первый император Страны восходящего солнца был праправнуком Аматэрасу, одной из верховных божеств синто. Согласно религиозным положениям синтоизма, она озаряет небеса. То есть это богиня Солнца, имеющая огромное уважение и почтение у верующих, а ныне тождественная Будде. По статистическим данным Министерства культуры и науки Японии синтоизм до сих пор является ведущей по популярности религией среди населения Страны восходящего солнца.

Кроме того, часто использовались титулы, применяемые к императорам Китая («хозяин Поднебесной», «южноликий», «сын Неба», «хозяин мириада колесниц»), а также термины из буддизма («святой хозяин», «золотое колесо», «господин десяти добродетелей»), поскольку исторически императоры всячески помогали внедрению и развитию данного религиозного направления в Японии.

Такое многообразие слов-обращений обязано возникновению традиции запрета произношения вслух титулов и имен императоров. Что напрямую связано с верованиями о возможности сглаза правителя злыми духами и тому подобным, взятыми из японской мифологии. Подобные страхи привели к тому, что зачастую императоров называли словами-ассоциациями с местами расположения их резиденций: «дворец» (по-японски «синги»), «врата» («микадо»), «покои» («ути») и другие.

Интересен тот факт, что имена монархов при жизни в Стране восходящего солнца до сих пор находятся под запретом и не фигурируют ни в одном из официальных документов на японском языке. А после смерти им присваиваются двойные имена, одно из них – это «Тенно», то есть титул, а второе указывает на заслуги покойного (например, «Император Просвещённого правления» или «Император Божественный воин»). Во всех остальных странах мира японских правителей называют их именами, полученными при рождении, добавляя обращения «Его величество» и «Его величество Император».

Значения перечисленных титулов подчеркивают и помогают понять всю фундаментальность и «божественность» происхождения императоров Японии. Усиливался императорский статус первосвященника, а благодаря проведению ритуалов и праздников, они отождествлялись с Богом. Таким образом, и их методы правления, и все принятые решения совершались от Божественного имени и должны были приниматься и выполняться беспрекословно.

После проведенных императором Мэйдзи комплексных мер по внесению политических, экономических и ряда других изменений в законодательство, государственный строй и многие сферы жизни японцев было принято решение о том, что с 1868 года для официальных отношений с другими странами будут использоваться 2 термина для обозначения японского императора – «Тенно» и «Котей». Но с 1936 года остался лишь один официальный титул «Тенно» для применения в международных документах на японском языке, имеющий во всех западных странах значение «Император».

Легенды об императорах Японии

Существует древняя синтоистская легенда о происхождении японских императоров. Она гласит о том, что одно из верховных божеств Аматэрасу отправила на Землю своего внука Ниниги. Он должен был стать правителем островов Японии, которые ранее были созданы родителями богини-солнца. Перед дальним путешествием Аматэрасу вручила внуку три волшебных предмета: ожерелье из драгоценных камней, зеркало из бронзы и меч. Они были необходимы Ниниги, чтобы облегчить себе путь с неба.

Сойдя на остров Кюсю, принц привел с собой многих из почитаемых до сих пор богов, а также предков некоторых из древнейших японских родов. Впоследствии многие из этих кланов свято чтили и поклонялись каждый своему богу-родоначальнику.

Богиня Аматэрасу

Уже на Земле Ниниги женился и родил детей. Первым императором Японии на Земле стал Дзимму. Это внук Ниниги, которому последний передал свои регалии. У японцев принято считать, что Дзимму правил, начиная с 660 г. до н.э. Но в официальных документах правление императора впервые было отмечено лишь в начале V века н.э., что еще больше усиливает в глазах японцев «божественность» монарха.

Император Дзимму

Принц Ниниги считается богом прорастания и урожая риса, являющегося важным продуктом питания японцев на протяжении тысячелетий, о чем свидетельствовал ежегодно проводимый во дворце императоров праздник первого риса и ритуалы поклонения внуку Аматэрасу.

На сегодняшний день три регалии, врученных богиней Солнца Ниниги, считаются символами японских императоров. Но никто из японских подданных никогда не видел эти предметы, так как они постоянно хранились у жрецов. Да и император мог лично лицезреть их лишь в момент проведения процедуры восхождения на трон.

Однако, в июле 1945 года, когда над Японией возникла угроза капитуляции, и император понимал, что страна не сможет противостоять влиянию Америки, был отдан приказ жрецам уберечь регалии ценою жизни. Сегодня никому точно не известно, где хранятся символы императорской власти. Но некоторые историки предполагают, что драгоценное ожерелье из яшмы хранится в императорском дворце в нынешней столице Японии, меч спрятан где-то в Нагое, а бронзовое зеркало – в главной синтоистской святыне Японии храме Исэ-Дзингу, посвященном богине Аматэрасу.

А по одной из неофициальных версий все три оригинальных регалии были утеряны во время легендарного сражения кланов Минамото и Тайра, а впоследствии заменены копиями.

Краткий обзор истории императорской власти

Страна претерпевала множество неожиданных изменений в правящих кругах – вначале государством руководили императоры, затем регенты, впоследствии пришедший на смену тоталитарный режим сёгуната, а после вновь возобновилась власть монархов. Судьба не всегда была благосклонна к японским императорам. Одним из переломных моментов также стал и 1945 год, период после поражения Японии во Второй мировой войне.

Так, в том же году синтоизм перестает быть государственной религией. В 1946 году правящий император Хирохито отказался от своего божественного происхождения. В 1947 году принята новая Конституция Японии, согласно которой император объявлен символом государства и единства нации, теперь он может участвовать в различных церемониях (вручать различные награды, принимать послов), но все свои действия обязан согласовывать с Кабинетом министров. Также монарх лишен всех функций по управлению государством и не имеет права вмешиваться в руководство страной премьер-министром. Кроме того, императорское имущество может переходить по наследству только с согласия Парламента.

В том же 1947 году был подписан новый закон, согласно которому монарх остается правителем до конца своих дней. Наследник же избирается из его родственников по мужской линии.

Всего история Японии насчитывает 125 императоров.

Знаменитые императоры Японии

Вот список некоторых из знаменитых японских правителей:

  1. Дзимму – праправнук Аматэрасу, первый император Японии, содействовал миграции японских племен и созданию их союза, предположительно основал японское государство;
  2. Суйдзэй – первый из «восьми незарегистрированных императоров», о которых ничего не известно, кроме их имен и генеалогии, и не сложено ни одной легенды;
  3. Судзин – расширил владения Ямато и наладил дипломатические отношения с правителями южнокорейских территорий;
  4. Одзин – активно налаживал внешнеэкономические и политические отношения с Кореей.
  5. Нинтоку – под его личным контролем и руководством было создано первое в Японии инженерное сооружение – защитные валы на равнине Кавати;
  6. Суйко – в период его правления буддизм был признан в стране официально;
  7. Тэндзи – был поэтом;
  8. Камму – перенес столицу из Нары в Киото, что стало началом периода Хэйан;
  9. Ёдзэй – поэт жанра вака, известен также тем, что на троне пробыл лишь 8 лет, после чего был свергнут братом из-за психического расстройства, жестокости и самодурства;
  10. Сутоку – развязал смуту Хогэн;
  11. Мэйдзи – изменил название города Эдо на Токио и сделал его столицей страны. Также известен своими реформами, которые восстановили абсолютную власть монархии.
  12. Хирохито – многие страны считают, что он несет ответственность за начало Второй мировой войны. Отказался от своего божественного происхождения для того, чтобы уберечь Японию от полной оккупации американцами.

Император Японии. Современность

Сегодня главой государства является Его величество Акихито. Он знаменит тем фактом, что нарушил многовековые традиции бракосочетания, согласно которым японские императоры женились на девушках из самых знатных семей. Настоящая императрица, которую зовут Митико Сёда, не имеет аристократического происхождения, а приходится дочерью главе крупной мукомольной компании. Но Совет императорского двора согласился с выбором Акихито, и свадьба состоялась 10 апреля 1959 года.

Наследным принцем объявлен Нарухито, старший сын действующего императора Японии.

На сегодняшний день, несмотря на очень малые полномочия императора, народ относится к своему «Тенно» с уважением и благоговением. Одним из доказательств этому можно считать то, что день рождения императора является национальным праздником и с 1989 года отмечается в Японии 23 декабря. Именно в этот день и еще 2 января ежегодно открываются ворота Императорского дворца в Токио, который в остальное время закрыт для посетителей. В свой день рождения император с женой появляется на балконе, где несколько минут приветствует собравшуюся огромную толпу подданных.

Истории монархии в Японии более 2-х тысяч лет. В данной статье рассказывается об истории появления титула императора Японии, легендах, связанных с правящим домом, о современных функциях главы государства.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место. Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Что вы скажете Императору Японии, если увидите его вживую? (шучу) Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка. Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы!

Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю записаться на наш .

СУМЭРАГИ

Императорская династия Японии

Этот правящий дом считается самым древним в мире из всех ныне существующих монарших династий. Конечно, далеко не всегда императоры Японии обладали всей полнотой власти. В течение продолжительного времени (в 1192–1867 годах) фактическими правителями страны были сёгуны (существовало три династии сёгунов: Минамото (1192–1333), Асикага (1335 (1338)–1573) и Токугава (1603–1867)).

В настоящее время монархический строй Японии идеально адаптировался к демократическим порядкам: император, не обладая политической властью, по-прежнему занимает важнейшее место в обществе, поскольку японцы продолжают считать монарха неотъемлемым элементом своей национальной культуры.

Если верить историческим хроникам Страны восходящего солнца «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), то первый император вступил на трон Японии еще в 660 году до н. э. Воцарение, естественно, не обошлось без вмешательства богов… Хроники сообщают, что богиня Аматэрасу Омиками, занимающая центральное место в синтоистском пантеоне, решила отдать власть над Японией своему внуку, Ниниги-но Микото. Заботливая бабушка, после того как дала потомку необходимые наставления по управлению страной, приподнесла ему три ценных подарка как залог мира и спокойствия новой династии и всего государства. Аматэрасу Омиками вручила внуку бронзовые зеркало, меч и яшмовые подвески. При этом она сказала: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Таким образом Япония и обрела прародителя императорской династии.

Ниниги-но Микото передал подарки богини своим потомкам как величайшее сокровище. По сообщению все тех же хроник, титул императора (тэнно) первым принял правнук Ниниги-но Микото - Дзимму (711–585 до н. э.), с мифа о котором начинается второй раздел эпоса «Кодзики». Имя этого правителя открывает длинный перечень монархов Страны восходящего солнца. Собственно, лишь со времен Дзимму нам известны официально зафиксированные даты правления представителей японской императорской династии. Сам Дзимму был у власти в 660–585 годах до н. э. Естественно, он, как и положено человеку, находящемся в родстве с верховным божеством, не только мог напрямую общаться с богами, но и был наделен внушительной магической силой… А обладание реликвиями, некогда врученными Аматэрасу Омиками ее внуку, оставалось обязательным условием вступления очередного императора на престол и залогом его успешного правления.

Кроме мифов и легенд, сказания о Дзимму донесли до нас сведения о вполне реальных исторических событиях (например, о походах племен, населявших в то время Кюсю, на остров Хонсю). Этому правителю посвящены два храма - в Миядзаки и в Касивара. Кроме того, Дзимму японцы обязаны существованием одного из самых известных национальных праздников - Кигэнсэцу, который отмечается 11 февраля (в настоящее время этот древний праздник носит название Кэнкоку кинэнби - День основания государства). Считается, что этот праздник напоминает о том дне, когда Дзимму впервые воссел на Хризантемовый трон.

По вполне понятным причинам историки не считают «Кодзики» и «Нихонги» образцом точности и несколько сомневаются в том, что хроники содержат достоверные исторические сведения. Кроме рассказов о первых императорах Японии в них содержится немало мифов и легенд. Более правдоподобным временем возникновения императорской власти историки и археологи считают III–IV века нашей эры; тогда власть племенного союза Ямато распространилась на внушительной территории: от острова Кюсю на юге до равнины Канто на севере. В то время правители Японии действительно могли похвастать настоящим величием. Об этом свидетельствует, например, захоронение Нинтоку, 16-го императора Страны восходящего солнца, правившего в IV веке н. э. Огромный комплекс, размеры которого составляют 753 ? 656 м, был обнаружен при раскопках в префектуре Осака.

Достоверно известно, что с середины VII века японские императоры стали носить титул тэнно - «небесный правитель». С того времени при упоминании владыки страны постоянно используется формула, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Особо увлеченным божественным происхождением своей династии и страны в целом оказался император Тэмму (ок. 631–686). Именно он ввел для Японии название Ниппон, в написание которого входит иероглиф «солнце».

А теперь отправимся в VIII век, вернее в самое его начало. Тогда императорский двор переживал серьезные изменения, а система управления страной подверглась коренной перестройке. Теперь все было организовано по китайскому образцу, с характерной для него жесткой централизацией власти. Интересно, что в это время потомок Аматэрасу являлся не только императором: он сочетал роль правителя государства с обязанностями верховного жреца культа собственной прародительницы. Однако долгое время удерживать высшую и светскую, и духовную власть в одних руках императорам Японии все же не удалось.

В связи с тем, что Япония практически не знала внешней угрозы, а бюрократическая система управления постоянно совершенствовалась, дворцовая аристократия постепенно стала набирать все большую силу. Особенно в то время выдвинулся род Фудзивара. В итоге в Японии возник институт регентства, что привело к низведению всесильного когда-то тэнно до символического правителя… У рычагов реальной власти находились представители того или иного влиятельного клана, которые всегда жаждали утопить своих конкурентов в крови, чтобы дорваться до руководящих постов. Неудивительно, что Страна восходящего солнца быстро дошла до кризисного состояния.

Потомки Аматэрасу Омиками тем временем искали пути возвращения себе утраченных позиций. Значительный шаг в этом направлении сделал в конце XI века император Сиракава (1053–1129; правил в 1073–1087 годах), боровшийся против усиления влияния местных феодалов и буддийской верхушки. Он впервые применил так называемую практику инсэй - отречения от престола и принятия монашества. В новом качестве Сиракава, уже не занимавший никаких официальных должностей, продолжал управлять страной. С того времени подобные царственные монахи вновь обрели положение самой влиятельной силы в стране: они стали крупнейшими землевладельцами (под их контролем оказалось сосредоточено более половины всех земель в Японии), содержали не только многочисленные и хорошо обученные войска, но и собственную полицию.

В X–XIV веках судьба императорской династии Японии оказалась в руках трех родственных семей: Тайра, Минамото и Ходзё. Первый из упомянутых кланов был наиболее близок императору, потому и сумел прибрать к рукам все ключевые должности в правительстве и при дворе. Позднее род Минамото вытеснил соперников с занимаемых позиций, когда после кровавой войны между этими двумя кланами победители основали новую форму государственного правления - сёгунат (военное правительство). После того, как глава клана Минамото получил от тэнно титул сёгуна и под его началом оказались все феодалы Японии со своими самураями и землями, власть самого императора превратилась в фикцию. Исправить положение попробовал 96-й император - Го-Дайго (1288–1339; правил в 1318–1339 годах), который хотел во что бы то ни стало вернуть себе полномочия, принадлежавшие некогда тэнно. До коронации носивший имя принца Такахару, он впервые за долгие века японской истории вступил на престол совершеннолетним. Когда его отец Го-Уда (1267–1324) в 1321 году целиком посвятил себя делам религии, молодой император решил, что настало время взять управление страной в свои руки, избавившись от чересчур активных опекунов в лице многочисленных регентов, экс-императоров и феодалов. Свое стремление навести, наконец, порядок в стране он продемонстрировал уже тогда, когда выбирал себе посмертное имя. Такахару вспомнил о «золотом веке» своей династии, который совпал со временем правления императора Дайго (885–930). Поэтому он выбрал имя Го-Дайго, что значит «последователь Дайго».

Для начала новый монарх отдалил от себя наследственных аристократов и с охотой обратился за помощью к не столь родовитым, но куда более способным и талантливым людям. В 1319–1322 году Го-Дайго провел серию экономических реформ и заставил правительство гибко управлять финансовой обстановкой при помощи налогообложения. Благодаря этому Го-Дайго смог установить полный контроль над столицей империи Киото и прилегающими областями.

В 1324 году сёгунские власти раскрыли заговор, который организовал император. Косвенные данные указывали на это достаточно ясно. Однако тэнно послал сёгуну письмо, в котором отрицал свою причастность к этому заговору. Заявлению Го-Дайго поверили, а заговорщики даже не понесли серьезного наказания. В Японии тем временем прокатилась волна восстаний против правительства сёгунов Минамото.

После того, как в 1326 году внезапно скончался наследный принц Куниёси, его место, невзирая на протест императора, занял представитель другой линии династии, Кадзухито (впоследствии - император Когон). Тогда Го-Дайго снова прибег к заговору против сёгуна, который возглавил лично. Когда феодалы раскрыли намерения монарха в 1331 году, он, забрав с собой священные реликвии, дававшие право на Хризантемовый трон, бежал в провинцию Кавати под защиту полководца Кусуноки Масасигэ. Началась гражданская война.

Го-Дайго потерпел поражение и, плененный, был вынужден отдать священные реликвии новому императору - Когону. Но, даже будучи выслан на острова Оки, он отказался признать власть своего преемника. В Японии возникло партизанское движение, во главе которого стали сын пленного императора, принц Мориёси (бывший настоятель храма Энрякудзи на горе Хиэй) и Кусуноки Масасигэ. Военные успехи мятежников были столь значительны, что волнения охватили всю страну. Го-Дайго смог вернуться из ссылки и в 1333 году сам возглавил восстание.

Военные действия велись против клана Ходзё, к тому времени уже более века фактически управлявшего государством за спиной сёгунов Минамото. В том же 1333 году командующий армией сёгуната Асикага Такаудзи в решающий момент принял сторону Го-Дайго и захватил Киото. Одновременно еще один бывший полководец сёгуна, Нитта Ёсисада, взял приступом Камакуру. Вслед за этим весь дом Ходзё и его многочисленные вассалы совершили сэппуку (ритуальное самоубийство). Го-Дайго снова занял трон Японии, после чего произвел кардинальные перестановки в правительстве, приступил к земельной реформе и раздаче наград. Однако тэнно повел неверную политику относительно самураев: значительно урезал права и привилегии этих воинов, что сильно подорвало его авторитет. К тому же, при переделе земель было допущено слишком много ошибок, что привело к ужасной путанице.

Император провел также ряд административных реформ. Органы государственной власти комплектовались как из аристократов, так и из военных. Назначая военных и гражданских губернаторов, император сумел на некоторое время установить контроль над всей Японией, однако этот шаг привел к обострению противоречий между правителями отдельных провинций. Предпринял Го-Дайго и ряд мер по реформированию финансовой политики и отношений с религиозными институтами. Принятие правительством такого множества новых решений усилило неразбериху и вызвало недовольство военных.

Асикага Такаудзи тем временем стал признанным авторитетом в правительстве и в среде самураев. Чтобы воспрепятствовать возвышению этого военачальника, Го-Дайго присвоил самый высокий воинский титул принцу Мориёси. Тот открыто конфликтовал с Такаудзи, и уже через несколько месяцев император под давлением военных отменил свое решение и позволил арестовать сына. Это не помогло Го-Дайго удержаться на троне. В Японии снова вспыхнули восстания, но уже в поддержку Асикага Такаудзи. Тот удалился от императорского двора, а затем нанес поражение войскам верного императору Нитта Есисада. Войдя победителем в Камакуру, Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном. В 1336 году он возвел на трон своего протеже - императора Комё.

Го-Дайго ничего не оставалось, как уйти вместе с небольшим количеством своих сторонников в горы Ёсино, где был основан так называемый Южный двор. А в Киото тем временем находилось правительство, контролируемое новым сёгуном - Северный двор. Противостояние между двумя центрами власти продолжалось с 1337 по 1392 год, когда Южный двор окончательно пришел в упадок и прекратил свое существование. Сам Го-Дайго покинул трон в 1339 году, оставив его своему сыну Го-Мураками (1328–1368). Отрекшийся правитель скончался на следующий день после отречения.

В течение нескольких столетий императоры Страны восходящего солнца обладали не более чем видимостью власти, были своеобразным символом, данью традиции. Естественно, они не один раз пытались изменить ситуацию, но безуспешно, тем более что эпоха Сэнгоку-дзидай подарила Японии властных и талантливых полководцев и правителей - Ода Нобунага (1534–1582) и Тоётоми Хидэёси (1536–1598). По сравнению с ними номинальные правители Японии казались не более чем бледными тенями. А Токугава Иэясу (1542–1616) основал династию сёгунов и мощнейший в истории Японии военно-феодальный режим, на 250 лет похоронивший надежды императорской династии возвратить себе реальную власть.

Когда Японией фактически правили сёгуны, император, за которым был закреплен дворец в Киото, вынужденно занимался лишь тем, что проводил при дворе пышные церемонии, представления древних танцев бугаку, конкурсы поэтов, каллиграфов и спортивные состязания. Отголосок устоявшейся тогда традиции дошел и до наших дней: подобные мероприятия по-прежнему входят в состав официальных развлечений императорского двора Японии.

Вплоть до середины XIX века правители Страны восходящего солнца вынуждены были довольствоваться оставшейся у них сугубо религиозной властью. Положение в корне изменилось со вступлением на трон императора Муцухито (1852–1912). Этот властный, дальновидный и талантливый политик в 1868 году рискнул развязать вооруженный конфликт с сёгунатом, вылившийся в так называемую революцию Мэйдзи. На сей раз потомку богини сопутствовала удача: Муцухито сумел выйти победителем и обрел всю полноту государственной власти. Чтобы закрепить достигнутые успехи и обезопасить Трон хризантем от превращения в символ, император настоял на том, чтобы в 1889 году в Японии был принят основной закон, согласно которому страна объявлялась конституционной монархией. В эпоху Мэйдзи столица Японии переехала в Эдо (1869), который получил название «Восточной столицы» - Токио.

Несмотря на значительные перемены, в конце XIX - начале XX века полномочия императора были несколько ограничены - в вопросах внешней и внутренней политики значительную роль играло правительство. Особенно тяжелая судьба выпала на долю Хирохито (1901–1989), 124-го императора, вступившего на престол в 1926 году. Государственные обязанности на него были возложены еще в 1921 году, когда здоровье императора Есихито (1879–1926) резко ухудшилось, и он вынужден был передать многие свои заботы наследнику, получившему титул регента. Годы правления Хирохито вошли в историю под названием эпохи Сёва. Этому представителю династии предстояло занимать Хризантемовый трон до 1989 года. Даже его предки, отличавшиеся завидным долголетием, могли позавидовать столь продолжительному правлению, необычному даже для императорского дома Японии. Именно при этом монархе Страна восходящего солнца пережила по-настоящему тяжелые времена. Такие страницы истории Японии, как участие в военных авантюрах (результат пребывания у власти милитаристов), быстрое расширение колониальной империи, беспрерывная война в 1937–1945 годах, сгоревшие в адском пламени атомных бомб Хиросима и Нагасаки, капитуляция милитаристского государства, иностранная оккупация и годы разрухи, сменившиеся периодом расцвета экономики, который стали называть «японским чудом», имели громадный международный резонанс.

В эпоху Сёва была переосмыслена сама роль императора в жизни страны. Вплоть до 1945 года правитель Страны восходящего солнца, согласно конституции 1889 года, обладал абсолютной властью в стране - законодательной, исполнительной, судебной и военной. Хирохито, как и его предшественники, считался особой священной и неприкосновенной, при этом священной буквально… Значит ли это, что ответственность за многие преступления, такие, как захватническая война против Китая, колониальный грабеж Юго-Восточной Азии и нападение на Перл-Харбор, лежит целиком и полностью на совести императора? Сам Хирохито и его сторонники отрицали свою вину за преступления против мира и человечества. Они настаивали, что абсолютной власть императора являлась лишь на бумаге, а на деле в Японии существовала конституционная монархия, так что всеми делами в стране ведали правительство и Гэнро (Совет старейшин). Но отвечать за все пришлось императору. 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественности происхождения своей династии.

В связи с этим в новой конституции Японии, вступивший в силу в мае 1948 года, император провозглашался «символом государства и единства народа», а суверенная власть - прерогативой самого народа. С тех пор монарх, занимающий Хризантемовый трон, выполняет исключительно церемониальные и формальные функции. В частности, в его обязанности входит подтверждение назначений и отставок руководящих лиц, предложенных правительством, прием верительных грамот от иностранных послов, визирование официальных государственных документов, а также вручение почетных наград. Все действия императора, которые тем или иным образом могут повлиять на государственные дела, контролируются кабинетом министров и осуществляются только с его одобрения.

После того, как Хирохито ушел из жизни, Хризантемовый трон занял его старший сын Акихито (род. в 1933 году). Всего у Хирохито было семеро детей - пятеро дочерей и двое сыновей. Акихито, 125-й император династии, начал свое правление 7 января 1989 года. Наследником (кронпринцем) с 1991 года является старший сын монарха - Нарухито (род. в 1960 году).

Наследный принц - личность неординарная. Те, кто хорошо его знают, характеризуют Нарухито как решительного человека с завидным самообладанием. В 1982 году он окончил отделение истории литературного факультета университета Гакусюин, после чего поступил в аспирантуру Оксфордского университета. В марте 1988 года Нарухито получил магистерскую степень в том же университете Гакусюин. Принц также является членом местного центра исторических исследований, а в 1991 году получил степень почетного доктора наук. Кроме того, наследник Хризантемового трона ездит с официальными визитами за рубеж как представитель японской императорской династии.

Принц с детства увлекался музыкой, играл на скрипке, а затем на альте. В годы учебы он с друзьями организовал небольшой струнный ансамбль.

Со своей будущей супругой Овада Масако принц впервые встретился на приеме в 1986 году. Нарухито на тот момент уже было 26 лет, а ей 21. За попытками наследника престола создать семью пристально следила вся Япония; эта история очень напоминала драму.

Похоже, этого брака не хотел никто, кроме самого принца. Его родители считали, что Масако - особа недостаточно знатного происхождения: избранница Нарухито приходилась дочерью заместителю министра иностранных дел страны. Большую часть своей жизни Масако провела за рубежом, переезжая из страны в страну вместе с родителями (в том числе она посещала детский сад в Москве). После окончания школы девушка поступила в Гарвардский университет, специализировалась на изучении экономики и в 1985 году окончила курс с отличием.

В конце концов Масако решила стать дипломатом. Вернувшись в Японию, она поступила на работу в Токийский университет, а спустя год, сдав все необходимые экзамены, стала переводчицей японского МИДа. Когда на ее жизненном горизонте появился принц Нарухито, перед девушкой встал непростой выбор: привычная жизнь, перспективы карьерного роста, поездки по миру, друзья - или замужество, привлекательным никак не казавшееся… И Масако, и ее родители слишком хорошо знали, что скрывается за громким титулом принцессы.

Несмотря на то, что Япония является одним из наиболее развитых государств мира, императорская семья до сих пор живет по законам тысячелетней давности! И если император - это почти бог, а его наследник - едва ли не самое избалованное чадо во всей вселенной, принцесса в Японии - пустое место. Она не имеет никаких гражданских прав. У жены наследника престола нет даже паспорта! Понятно, что принцессы никогда не участвуют в выборах… Работа по специальности для них также заказана. Единственным приемлемым времяпровождением для принцессы считается шитье кимоно и чтение древних стихов. Да что там говорить! Во дворце принцесса должна изъясняться исключительно гекзаметром (!) и произносить не более пяти слов в минуту! А покинуть стены своего жилища она может только в сопровождении мужа, идти при этом следует на три шага позади супруга, с низко опущенной головой и, по возможности, молча.

Стоит ли говорить, что заместитель министра иностранных дел не желал для своей дочери такой судьбы?! Тем более, что Масако была не только красива, но и талантлива. Так что Нарухито, сделавший предложение через знакомых, получил решительный отказ. Масако же (от греха подальше) уехала в Оксфорд. Но упрямый наследник продолжал идти к поставленной цели. Почти шесть лет ему потребовалось на то, чтобы, наконец, добиться своего!

В 1992 году Нарухито снова получил от избранницы отказ. 20 октября семья Овада представила официальный отказ в управление Императорского двора. Принц снова принялся осаждать девушку, и наконец Масако сдалась. После шести лет настойчивых ухаживаний 28-летняя переводчица дала согласие на брак, надеясь, что это «послужит интересам Японии». Нарухито пришлось пообещать: его жене не грозит участь высокопоставленной домохозяйки… Будущая принцесса, заявившая, что в ее сердце «зажглась любовь к прекрасному человеку», была представлена императору Акихито и императрице Митико, после чего в декабре 1992 года пара объявила о помолвке. 9 июня 1993 года состоялось бракосочетание наследника престола и его избранницы, совершенное по традиционному для Японии синтоистскому обряду. С этого момента жизнь Масако начала измеряться линейкой и секундомером.

После первой же пресс-конференции супружеской четы монархисты впали в истерику: принцесса говорила… на девять секунд дольше мужа! Затем Масако стали укорять за слишком высокий рост - она на три сантиметра выше наследника престола. Женщина получила указание ходить, ссутулившись. О европейских платьях, а тем более о джинсах, речь вообще не могла идти: отныне Масако предстояло носить исключительно кимоно.

Естественно, супруга наследника поначалу пыталась отстоять свое право работать, учиться, самой водить машину, путешествовать без охраны и носить то, что ей нравится. Естественно, она проиграла по всем пунктам. Царствующая императрица через год после свадьбы сына четко высказала свое отношение к попыткам изменить древние устои: «В нашей семье не будет второй леди Ди!» Масако внушали, что она должна думать лишь о том, чтобы подарить нации наследника: Хризантемовый трон передается только по прямой мужской линии, а дети нужного пола не рождались в императорской семье с 1965 года. Так что на принцессу возлагались особые надежды.

Масако настолько «заклевали» соображениями высшего порядка, что она превратилась в безмолвную тень собственного мужа… Наконец, в 1999 году объявили, что принцесса ждет ребенка. Но радость была недолгой: беременность Масако закончилась выкидышем. По словам врачей, это произошло исключительно по причине жесточайшего нервного перенапряжения, в котором она жила.

В 2001 году СМИ Японии, прервав все запланированные программы, передали сообщение: 38-летняя принцесса скоро станет матерью. Однако японцев снова ждало разочарование - Масако в декабре родила дочь… Малышка Аико («любимый ребенок») не решила проблем принца и его супруги. Император и императрица не скрывали своего разочарования, а Митико вообще в течение нескольких месяцев (!) отказывалась видеться с невесткой и внучкой. Понятно, что нервы Масако сдали окончательно. Она стала пропускать официальные мероприятия, а в декабре 2003 года угодила в больницу с диагнозом «опоясывающий лишай». Но это официальный диагноз. На самом деле болезнь принцессы носила более страшное название - «маниакально-депрессивный психоз»… В мае 2004 года Масако кричала родне, чтобы ее, не сумевшую выполнить свой долг, отпустили, а Нарухито впервые нарушил все приличия и обвинил прессу и родителей в том, что они затравили его жену. Вопреки всем традициям, «неправильный» принц на коленях вымаливал у супруги прощения за то, что не смог ее защитить.

Пожалуй, это был первый случай за все время существования японской императорской династии, когда для наследника престола любовь и семья оказались дороже трона. Впервые принц открыто выступил в защиту жены, не вписавшейся в требования дворцовой жизни. И тогда… дрогнул сам император Акихито. По настоянию монарха и его сына специальная комиссия рассмотрела ситуацию, когда отсутствует наследник мужского пола. Комиссия рекомендовала парламенту изменить закон о престолонаследии. По данным социологических опросов, это решение поддерживают, как ни странно, более 80 % жителей страны. Так что малышка Аико, возможно, в один прекрасный день воссядет на Хризантемовый трон и станет символом нации. Уж ей-то не придется всю жизнь шить кимоно и говорить гекзаметром!

Недавно средства массовой информации передали очередную новость: забеременела принцесса Кико, жена второго сына императора Акихито принца Фумихито. Возможно, закон о престолонаследии менять и не придется.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

30.13. Императорская корона из рук первосвященника «Папа Лев III (750–816, первосвященник с 795) с самого начала видел в Карле Великом (747–814) большого друга и защитника гроба апостола Петра, но также и могущественнейшего западного властителя и доблестного распространителя

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

Императорская корона В начале зимы 368/69 гг. Симмах покинул Рим и отправился на север. Это была не экскурсионная поездка - он возглавил сенатское посольство, направлявшееся к северу от Альп, к городу Триру в долине Мозеля, где Германия граничит теперь с Францией и

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Императорская чехарда Император Петр Второй Алексеевич (1727–1730 годы) Первое, что сделал любимый друг Петра Меншиков, – перевез одиннадцатилетнего императора в свой дворец и обручил его со своей дочерью. Невесте Петра Алексеевича было шестнадцать годков, она Петру не

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Императорская половина при Александре I После воцарения Александра I половина императорской семьи несколько изменила свою дислокацию. Это было связано не только с изменением статуса, но и с особенностями семейной жизни императорской четы. Юные супруги, почти дети,

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Воин под Андреевским флагом автора Войнович Павел Владимирович

Императорская яхта В 1777 году, вернувшись в Петербург из Ливорно, Марко плавал на Балтике, командуя бомбардирским кораблем «Страшный». Затем его назначили капитаном парусно-гребного фрегата «Евангелист Марк» – на нем рано утром 5 июня вместе с несколькими яхтами

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

79. КАПИТУЛЯЦИЯ ЯПОНИИ. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 г. На государственно-правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, а

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Императорская власть Византийская монархия стала новым историческим этапом в развитии форм монархической государственности вообще - по сравнению и с эллинистической, и с римской монархией. Император не просто возглавлял государство, его фигура и власть стояли в

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

2. Большая императорская корона Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 г. для коронации императрицы Екатерины II талантливым ювелиром Георгом Экартом. Подбором камней занимался Иеремия Позье. Превосходный мастер, он

Из книги Нерон автора Сизек Эжен

Императорская и эллинская добродетель Во время своего правления Нерон проводил две различные стратегии. На него имели большое влияние доктрина Антония и культ императорской и эллинской добродетели. Обе стратегии проводились по общему плану сформировать Империю по

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Первая русская национальная армия против СССР автора Хольмстон-Смысловский Борис Алексеевич

Императорская гвардия Сегодня мы празднуем твой 250-летний юбилей, и тем самым хотим вспомнить, хотя бы в кратких словах, историю твоей славы.Ты прошла красивой сказкой сквозь доблестный путь Русской императорской армии.Пышность и блеск твоих золотом или серебром

ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире.

По утверждению исторических хроник страны - « Кодзики » (712 г.) и « Нихонги » (720 г.), первый император вступил на японский трон в 660 г. до нашей эры. И произошло это не без помощи богов. Аматэрасу Омиками, главное божество синтоистского пантеона, вручила своему внуку Ниниги-но Микото бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Ниниги-но Микото, в свою очередь, передал эти сокровища своим потомкам - императорам Японии. Первым императором страны стал, как утверждают древние хроники, Дзимму. Император обладал магической силой, способностью общаться с богами. Наличие у императора реликвий являлось обязательным условием для вступления его на престол и правления.

Конечно, «Кодзики» и «Нихон сёки» вряд ли можно считать достоверными историческими свидетельствами. В этих книгах содержится немало мифов и легенд. Поэтому историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода Ямато распространилась на территорию от острова Кюсю на юге до долин Канто на севере.

О величии правителей Японии тех времен свидетельствует обнаруженное археологами в префектуре Осака огромное (753 х 656 м) захоронение императора Нинтоку, 16-го по счету и правившего в V в. н. э.

С середины VII в. японские императоры приняли на себя титул тэнно (небесный правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император Тэмму, истовый поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для страны название Ниппон, включающее иероглиф «солнце».

В начале VIII в. императорский двор и вся система управления страной были реорганизованы по китайскому образцу, получив ярко выраженный централизованный характер. В тот период император сочетал роль правителя страны с ролью верховного отправителя культа Аматэрасу. Однако полнотой светской и духовной власти императоры наслаждались недолго.

Совершенствование бюрократической системы управления, отсутствие внешней угрозы привели к усилению дворцовой аристократии, особенно рода Фудзивара. В стране был введен институт регентства, превративший некогда всесильного тэнно в символическую фигуру. Оказавшиеся у рычагов политической и военной власти кланы время от времени менялись, вытесняя друг друга в результате кровопролитных битв. Начался кризис императорской власти.

Усиление провинциальных феодалов и буддийских храмов заставило императоров искать новые пути сохранения своей власти. В начале ХI в. император Сиракава, боровшийся против усиления местных помещиков, впервые использовал практику инсэй, т.е. отрекся от престола и принял монашество, но продолжал управлять страной, не занимая никаких официальных должностей.

Монахи-императоры оставались крупнейшими землевладельцами, контролировавшими около половины всех земель в стране, в их распоряжении находились личные дружины, полицейское ведомство.

В XII–ХVI вв. особую роль в судьбе императорской династии играли три родственные ей семьи: Тайра, Минамото и Ходзё .

Клан Тайра, наиболее близкий к императору, сумел занять ключевые должности в правительстве и при дворе. Позже Тайра уступили в кровопролитной войне своим противникам из рода Минамото. Победители основали новую форму государственного правления - военное правительство - сёгунат.

Пожалованный императором главе клана Минамото титул сёгуна поставил под его начало всех военных феодалов страны, их самурайские дружины и их земли.

Император Го-Дайго попытался вернуть себе все полномочия тэнно, начав в 1333 г. войну против рода Ходзё, уже более 100 лет управлявшего страной. Успешно начатая реставрация императорской власти потерпела фиаско. В 1335 г. Асикага Такаудзи повернул оружие против императора и вскоре стал сёгуном. Го-Дайго ушел в горы Ёсино вместе с небольшим количеством своих сторонников. Его правительство было названо Южным двором в противовес находившемуся в Киото под контролем Асикага Северному двору, и противостояние между ними продолжалось с 1337-го по 1392 г., когда ослабевший Южный двор прекратил свое существование.

В последующие несколько столетий императорской династии так и не удалось вернуть себе властные полномочия. В период войн эпохи Сэнгоку дзидай властные и талантливые полководцы Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси не оставили правившим императорам никаких шансов на реставрацию власти. Пришедший им на смену Токугава Иэясу основал мощнейшее в истории Японии военно-феодальное государство, не допускавшее императоров к власти еще 250 лет.

Военные правители страны оставили императору его дворец в Киото. Там императорский двор развлекался различными пышными церемониями, представлениями исполнителей древних танцев гагаку, конкурсами поэтов, каллиграфов, спортивными состязаниями (примечательно, что в той или иной степени эти мероприятия сохранились и в программе официальных развлечений нынешнего императорского двора). Из прежних полномочий за императорами оставались, пожалуй, лишь сугубо религиозные функции.

Лишь в 1868 г. в результате вооруженного конфликта с сёгунатом император Мэйдзи вновь обрел полноту государственной власти. В феврале 1889 г. был принят Основной закон Японии, провозгласивший страну конституционной монархией. Император переехал в Эдо, переименовав его в Восточную столицу - Токио. Впрочем, и в это время полномочия монарха были в значительной степени ограничены в пользу правительства, особенно в вопросах внешней и внутренней политики.

В 1926 г. на трон вступил император Сёва, на долю которого выпало пережить немало труднейших событий в истории страны. При нем милитаристы толкнули страну на путь военных авантюр, при нем сгорели в атомном пламени Хиросима и Нагасаки, при нем Япония оказалась под иностранной оккупацией. В канун 1946 г. император вынужден был публично отказаться от «божественности» императорской династии.

Это получило свое логическое завершение в тексте новой Конституции Японии, вступившей в силу в мае 1947 г. Император был провозглашен «символом государства и единства народа». Японскому народу и принадлежит с этих пор суверенная власть. За императором были оставлены исключительно церемониальные и формальные функции - подтверждение инициированных правительством назначений и отставок руководящих деятелей, визирование государственных документов, прием верительных грамот от иностранных послов, жалование наград. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров.

7 января 1989 г. после смерти императора Сёва на престол взошел его старший сын - Акихито, стоящий 125-м в непрерывном ряду императорской династии. Кронпринцем с 1991 г. является старший сын императора - Нарухито.

Современный монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как особому элементу национальной истории и культуры.

В мире существует не так много стран, где сохранилась монархия. Как ни странно, Япония является одной из них. Нигде не встретишь такого отношения к персоне императора, как в Стране восходящего солнца. При этом Япония является одной из самых высокотехнологичных стран в мире. Если разобраться, то пост президента Японии занимают как бы два человека – император и премьер-министр.

Статус президента формально принадлежит императору, который представляет страну на внешнеполитической арене. В то же время фактические обязанности президента исполняет премьер-министр Японии, который является главой правительства. Тем не менее, ментальность японцев, которые свято чтут свои древние традиции, обеспечили императору Японии всенародную любовь. Это в полной мере можно увидеть во время Дня основания государства, который является национальным японским праздником. Он отмечается 11 февраля. Именно в этот день родился первый японский император Дзимму, который получил этот статус в VII веке до нашей эры

В новой конституции Японии чётко определена роль императора. Он является «символом государства и единства народа». По факту, Япония с 1945 года управляется парламентом, который проводит реформы, издаёт указы, ставит задачи и цели по дальнейшему развитию страны. Однако император должен подписывать все государственные важные бумаги.

Роль императора в японской истории

Императорская власть в Японии, как и во многих азиатских странах, имеет религиозную подоплёку. Первый японский полулегендарный император Дзимму был прямым потомком богини солнца Аматэрасу Омиками. Неизвестно точно существовал ли этот правитель на самом деле, но в божественной сущности императорской власти в Японии сомневаться не принято. Такая позиция во все времена была очень удобна для правящей верхушки общества. Любые недовольства расценивались как богохульства и жестоко наказывались. Распоряжения императора воспринимались как воля всевышнего.

Японская императорская власть, согласно некоторым источникам, существует на протяжении 2 600 лет, поэтому японские императоры могут по праву считаться самой древней династией в мире, которая сохранилась до наших времён. Если сравнить её с Европейскими правящими династиями, можно увидеть, что разница в возрасте между ними составляет более 1 500 лет.

Первые императоры в истории Японии

Как уже было сказано выше, первым японским императором считается Дзимму, который правил страной с 660 по 585 годы до нашей эры. Хотя многие европейские историки не раз выдвигали сомнения, является ли он реальной личностью, в Японии никто не сомневается в его реальности. В японском эпосе «Кодзики» император Дзимму не только упоминается, там чётко указано время его рождения, годы правления и смерти. Так как император Дзимму был выходцем с острова Кюсю, где по археологическим находкам можно понять, что культура была более развита, вполне можно предположить, что именно ему удалось создать мощный племенной союз, основанный на завоеваниях.

Первым японским императором, существование которого подтверждено в официальных документах, дошедших до наших дней, был Судзин. Именно ему предписывают создание первого японского государства Ямато. Правил этот император с 97 по 29 годы до нашей эры. Судзин был 10 по счёту японским императором эпохи Яёи. Ещё в те древние времена императорская власть в Японии существенно отличалась от европейской, которая сформировалась значительно позднее. Японские династии не относились к одному роду, а были представителями одной династической линии.

Когда император восходил на престол, он получал титул «Тенно Хэйка», что значит Его Величество Император. Настоящее имя правителя не употреблялось вплоть до его кончины. Через несколько столетий императорский титул в Японии «оброс» различными титулами и рангами, которые подчёркивали божественность и исключительность императорской особы. Данная традиция перекочевала на остров из Китая.

Хотя Императорский правящий дом в Японии считается древнейшим в мире, официальный статус «императорского» он приобрёл только в VI – VII веке. Это произошло благодаря странствующим монахам, которые побывав в Китае, смогли наладить правовой механизм верховной власти в Японии по образу и подобию китайского.

Чтобы поднять императорский титул на недостижимую для простого народа высоту, было объявлено, что император является первосвященником, и его божественное происхождение не подлежит сомнению. Только таким образом можно было укрепить власть в средневековом обществе и избавить его от постоянных войн между княжествами.

Именно в это время появились первые официальные регалии императорской власти в Японии, которые сохранились до наших дней:

  • Главным символом императорской власти считается меч. Он символизирует мужество;
  • Ожерелье из драгоценных камней. Главным из них является яшма, которая символизирует богатство;
  • Зеркало, символизирующее мудрость.

Данные символы передавались от одного императора к другому в процессе церемонии престолонаследия.

Золотая эра правления императоров Японии

Золотой век японской императорской власти начался с наступлением эпохи Ямато, которая сформировалась в период с 400 до 539 года нашей эры. Кроме укрепления императорской власти в Японии, данный период характеризуется:

  • Распространением буддизма по всей стране;
  • Признанием японских императоров потомками богов на земле;
  • Формированием структуры управления страной;
  • Налаживанием торговых и политических связей с Китаем и Кореей.

Именно китайская культура оказала огромное влияние на развитие японской государственности, а внедрение её произошло благодаря стараниям буддийских монахов.

Эпоха Ямато связана с именами двух японских императоров: Юряку и Кэйтай. Они старались укрепить государственную власть в Японии, за счёт развития восточных религиозных учений. Все японские императоры данной эпохи приняли буддизм.

Именно в эпоху Ямато сформировался устойчивый принцип престолонаследия. Императорская власть переходила старшему сыну погибшего императора. Хотя юридически императором в Японии могли быть только мужчины, нередко страной управляли женщины, которые становились регентами при своих малолетних сыновьях.

Укрепление императорской власти в Японии

Во время эпохи Нара, которая наступила в начале VIII века и продолжалась до его конца, императорская власть в Японии значительно укрепилась. Страна превратилась в настоящее государство со своими законами и органами управления. Данный период был достаточно спокойным, его особенностью было внедрение в общество китайской культуры. Даже японские города строились по китайским стандартам.

Хотя во время эпохи Нара японский император получил реальную власть, она не являлась безграничной. Её ограничивал большой государственный совет, что было даже прописано в японских законах того времени. Именно в период Нара появился такой государственный праздник, как День рождения Императора, который отмечается и сейчас.

В те же годы происходила борьба за власть между правящим императорским домом и буддийскими монахами, которые имели огромную власть в стране. В середине VIII века буддийские монахи попытались даже свергнуть законного императора, но благодаря вмешательству клана Фудзивара, данная попытка провалилась.

Начиная с 781 года, в стране началась новая эпоха, получившая название в истории как эпоха Хэйан. Она продолжалась до 1198 года. Данный период считается одним из самых драматичных в истории Японии, так как в это время шла борьба за власть между сильными и знатными японскими кланами. Императорская власть была сильно ослаблена, что в итоге отрицательно сказалось на экономике всей страны. Постепенно соперничающие кланы практически полностью отстранили императора от управления страной, оставив его только для видимости.

Могущественные японские императоры превратились в марионеток, которые могли только рекомендовать крупным партиям как управлять страной. За время эпохи Хэйан в стране сменилось 33 императора, судьба многих из которых сложилась достаточно трагично. Дворцовые перевороты, заговоры и даже открытые убийства императоров в это время происходили достаточно часто.

Полный упадок императорской власти в стране начался, когда в Японии был образован сёгунат – новое правительство, в состав которого вошли представители знатных самурайских родов и высокие вельможи. Хотя сторонники императора неоднократно пытались силой возродить право императора на единоличную власть в стране, богатые самураи , каждый из которых имел своё собственное сильное войско, быстро и эффективно расправлялись с недовольными.

Императорский дом обеднел, особенно сильно ударил по его бюджету перенос столицы Японии в город Хэйан (современный Киото). Все распоряжения и указы императора касались в основном государственных ритуалов и церемоний, а финансовое благополучие теперь полностью зависело от продажи дворянских титулов и государственных должностей.

Эпоха Камакура (1198-1339 годы) не принесла для императорской власти ничего хорошего в плане её укрепления. Первым японким императором, который попытался возродить силу императорской династии, стал Го-Дайго. Он провел серию реформ, направленных на восстановление полноты власти императора. Эталоном в те времена была эпоха Нара, поэтому Го-Дайго пытался вернуть страну к этому периоду. К сожалению, данные попытки привели к кровопролитным войнам, которые хотя и привели к разгрому сёгуната, но раскололи императорский правящий дом на северную и южную династии.

После раскола правящей династии страна погрузилась в хаос. Именно тогда самураи стали главной силой в стране, и смогли развить военное искусство до немыслимых высот. К сожалению, они оттачивали в основном личное мастерство, а подготовке ополченцев совершенно не уделяли должного внимания.

С приходом к власти правителей эпохи Муромати, императорская власть нисколько не усилилась. Каждый богатый самурай мог открыто указывать императору как ему нужно поступать в той или иной ситуации, а в случае чего, мог пойти войной на своего формального господина. Только наступившая эпоха Эдо смогла вернуть японскому императорскому дому прежнее могущество.

В начале XIX века императорская власть в Японии стала считаться основным символом государства. С этого времени Япония превратилась в настоящую империю, обладающую сильной армией и практически безграничной властью над своими подданными.

Женщины во главе власти Японии

В Японской истории существовало много знатных женщин, которые сумели стать ровней императорам, так как титул регента, который они носили, фактически приравнивался к титулу императора. В официальных хрониках, которые носят название «Анналы Японии» упомянуты следующие женские имена:

  • Императрица Суйко занимала императорский трон в течение 35 лет. Она являлась регентом своего племянника Сётоку. Именно она смогла сделать буддизм основной религией в стране, хотя это предписывается заслугам её племянника Сётоку. Ещё одним её значительным достижением является первый в истории Японии свод официальных законов, так называемое «Законоположение 17 статей»;
  • Императрица Когёку-Саймэй - женщина, которая занимала императорский трон дважды: с 642 года по 645 под именем Когеку и с 655 по 661 год как Саймэй;
  • Дзито - японская императрица (686-697) и поэтесса;
  • Гэммэй - 43 императрица Японии(707-715), заняла престол после смерти сына, что было нарушением существовавших обычаев. Обратилась к авторитету императора Тэнти, который якобы допускал, что умирающий император в праве сам выбирать себе преемника. Создала прецедент непрямого наследования, который впоследствии очень часто встречается в истории Японии. По ее приказу была создана хроника императорской власти «Кодзики», а также «Анналы Японии»;
  • Гэнсё - японская императрица, которая занимала трон с 715 по 724 год;
  • Кокэн-Сётоку - одна из двух правителей Страны восходящего солнца, которые занимали престол дважды(первой была императрица Когеку-Саймэй). Стала 46 императрицей после отречения ее отца, императора Сему и занимала пост под именем Кокэн с 749 по 758, пока не отказалась от власти в пользу внука. В следующий раз взошла на престол в 765 году и правила до 770 года под именем Сетоку;
  • Мэйсё - стала императрицей после отречения отца, императора Го-Мидзуно в 1629 году и занимала трон до 1643 года, после чего отказалась от власти в пользу своего младшего брата. Считалась первой женщиной на японском престоле со времен императрицы Сетоку;
  • Го-Сакурамати - была последней из восьми женщин, занимавших японский престол, и правила с 1762 по 1771г., после чего уступила трон своему племяннику.

Регентами, а фактически императрицами, женщины могли становиться вплоть до 1889 года, в котором был принят Статут императорской фамилии. В нём официально прописывалось, что женщины не могут носить высший титул Японской Империи.

Японские императоры нового времени

Япония получила официальный статус империи во время правления императора Мэйдзи. Именно он смог поднять страну на необычайно высокий уровень. За годы правления императора Мэйдзи (1876-1912 годы) страна добилась следующих успехов:

  • Вышла из экономической и политической изоляции;
  • В обществе начали активно прививаться западные системы ценностей;
  • Были проведены реформы в промышленности, государственном управлении, экономике и банковском секторе;
  • Начала развиваться промышленность, причём такими стремительными темпами, что Япония смогла выиграть в русско-японской войне 1904-1905 года;
  • Япония вошла в тройку крупнейших морских держав мира;
  • В 1889 году в Японии появилась первая конституция.

Именно в тексте конституции японского императора официально приравнивали к божеству, а его власть была практически безграничной. Хотя все распоряжения и законы, принятые императором должны были быть утверждены парламентом, он играл лишь второстепенную роль, так как в конституции за императором было закреплено право роспуска парламента.

Все задачи, которые ставились императорами эпохи Мэйдзи, являлись основой японской внешней и внутренней политики, и тут же закреплялись на законодательном уровне. Император обладал следующими правами:

  • Он мог созывать и распускать парламент;
  • Являлся первым лицом государства;
  • Был главнокомандующим Вооружённых Сил Империи;
  • Мог даровать титулы и назначать на государственные должности;
  • Объявлять войны или заключать мир;
  • Заключать всевозможные военные, политические и экономические союзы.

После смерти императора Мэйдзи императором Японии стал Тайсё, больше известный под именем Ёсихито. Период его правления для японцев был относительно спокойным как в политическом, так и в экономическом плане. Эпоха правления императора Ёсихито вошла в историю японской государственности как «Великая Справедливость».

В 1926 году императором Японии стал Сёва, который более известен как Хирохито. Именно при нём Япония приняла участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Несмотря на то, что многие до сих пор уверены, что именно Хирохито стал идейным вдохновителем вступления Японии в войну, сам император до последнего пытался урегулировать всё мирным путём. Поставленный в безвыходное положение, он вынужден был подписать указ о начале боевых действий, в результате которых Япония потерпела сокрушительное поражение.

Поняв, что от войны никуда не деться, Хирохито до последнего поддерживал свою армию и народ. После войны Япония чуть было не потеряла своего императора, так как союзники (особенно СССР) настаивали на отречении императора от престола. В итоге императорскую власть удалось сохранить, хотя новая конституция Японии 1946 лишила его реальной власти в стране.

Функции японского императора в настоящее время

После окончания Второй мировой войны в Японии установилась конституционная монархия, которая существует там до сих пор. Такие же монархии существуют в Великобритании, Швеции и Нидерландах. Примечательно то, что власть японского императора значительно меньше, чем власть английской королевы. Японский император Хирохито, который носил этот титул до своей смерти в 1989 году, как и его приемник Акихито, который является императором в настоящее время, никак не участвует в управлении государственными делами Японии.

Японский император уступил все свои полномочия Кабинету Министров, который возглавляется премьер-министром. В ведении императорского двора остались представительские функции, организация и участие в государственных церемониях. Кроме того, император имеет право:

  • Подавать парламенту кандидатуры на роль премьер-министра и Главу Верховного Суда. При этом это право носит исключительно рекомендательный характер;
  • В качестве личной инициативы японский император может подавать в парламент поправки к действующим законам;
  • Провозглашать выборы депутатов;
  • Предоставлять амнистии;
  • Утверждать министров и крупных государственных чиновников;
  • Принимать всевозможные грамоты от иностранных послов.

Сегодняшний император Японии Акихито правит страной с 1989 года. У него имеется трое детей и жена – императрица Митико. Сейчас ему уже 84 года, но он ведёт активный образ жизни, появляясь вместе со своей женой на многих официальных мероприятиях в Японии. В случае смерти императора Акихито, новым императором станет его старший сын Нарухито. В 2017 году японский парламент принял новый закон, согласно которому действующий император может отречься от престола в добровольном порядке в пользу своего старшего сына.

В настоящее время резиденция японских императоров находится в Токио. Именно там расположен дворцовый комплекс Койко. Резиденция императора появилась в Токио в 1869 году. Именно тогда император Мэйдзи переехал из Киото в Токио. Дворец выглядит как настоящая крепость, и в этом нет ничего удивительного, ведь он построен на месте замка Эдо, который и был настоящей крепостью.

Во время Второй мировой войны дворцовый комплекс японского императора неоднократно подвергался бомбардировкам и был серьёзно повреждён. Восстановить его полностью удалось только в 1968 году. Теперь резиденция японских императоров является самой крупной резиденцией во всём мире. Именно здесь находятся покои императора, тут же проходят официальные церемонии и встречи. Во время крупных государственных праздников, к которым относится и день рождения императора, туристов пускают в некоторые части дворцового комплекса.


Япония и сегодня во многих отношениях остается загадкой для европейских обывателей. Там, наряду с высокими технологиями соседствуют многовековые традиционные уклады, а страной управляет самая древняя в мире монархическая династия. В этом обзоре представлено 6 фактов о японских императорах, которые могут показаться европейцам весьма странными.

1. Японская монархия - самая древняя в мире



Японская монархия считается старейшей непрерывной правящей династией. Ее основателем является император Дзимму, вошедший на трон в 660 году до н. э. Для сравнения: в Британии монархия воцарилась в 1066 году, а в Дании – с 935-го года. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й по счету. Такая стабильность объясняется тем, что реальная политическая власть находилась не у императора, а сосредотачивалась в руках политиков, которые управляли страной от лица монарха.

2. Японский император - прямой потомок богов



Синтоизм является доминирующей религией в Японии. Согласно верованиям, все японские императоры - прямые потомки синтоистских божеств. Первого императора Дзимму называли правнуком богини Солнца Аматерасу. По мнению японцев, если бы эту правящую династию заменила другая, то боги тут же отвернулись бы от страны, обрекая ее жителей на голод и страдания. Император, являясь верховным жрецом синтоизма, выполняет некоторые обряды для получения хорошего урожая. Современные японцы до сих пор придают этому большое значение.

3. Три имени монарха



Древние японские монархи имели три имени. Первое имя император получал при рождении, вторым его нарекали после провозглашения наследником, а третье давали посмертно. Последнее имя содержало в себе девиз, которому следовал правитель при жизни. Для исторических летописей важны были только третьи имена.

К примеру, нынешний император Японии Акихито правит под девизом «Хэйсэй», что означает «Мир и спокойствие». Когда он уйдет в мир иной, то потомки будут называть его «император Хэйсэй», тем самым отдавая дань уважения эпохе его правления.

4. На императора нельзя было смотреть



На сегодняшний день королевская чета принимает активное участие в общественных мероприятиях. Однако много веков назад жители страны Восходящего солнца испытывали фанатичное благоговение перед своим правителем. Считалось, что можно ослепнуть от той благодати, которую излучает император, поэтому смотреть на него категорически запрещалось. Нельзя было даже писать его портреты. Зачастую, даже со своими чиновниками монарх общался через ширму. Частично отошел от традиций император Мэйдзи, правивший в XIX веке. При жизни он повелел написать два своих официальных портрета. Более того, он разрешил себя фотографировать.

5. Японский правитель не должен ездить на коне



Раньше жизнь в императорском дворце проходила очень размеренно. Любование природой, поэзия, каллиграфия подразумевали неспешное времяпрепровождение. Императоры перемещались исключительно в паланкине. Они не были обучены верховой езде. Когда в XIX веке будущий правитель Мэйдзи захотел отправиться во дворец своего отца не в паланкине, а на лошади, вся придворная свита пришла в замешательство. И если Мэйдзи можно простить своеволие, т. к. он сломал немало устоявшихся стереотипов, то, летопись Х века повествует об императоре Кадзан, которого назвали душевнобольным только за то, что он решил сесть на коня.

6. После смерти императора хоронили не сразу



После смерти императора его не торопились предавать земле. Процесс перехода в мир иной мог затягиваться на недели, а то и месяцы. Пока синтоистские жрецы совершали ритуалы, выбирали благоприятный день для похорон, а чиновники определялись с наследником, покойнику продолжали приносить еду, мыть его, переодевать.

Несмотря на то, что правящая династия старается следовать древним традициям, современная жизнь вносит свои коррективы.