О которых вы даже. Интересные факты из жизни: несколько неочевидных вещей, о которых вы могли даже не догадываться

Все конечно слышали про человеческие биоритмы, но, наверное, не все знают об их влиянии на человека. Великий ученый, физиолог Иван Петрович Павлов высказал утвердительную мысль о том, что «В жизни человека нет ничего более властного, чем ритм». И это действительно так, и это подтверждает такая наука как хронобиология. Это область биологии, которая изучает протекающие во времени процессы жизнедеятельности, об их ритмичности, а также изучает вопросы, связанные со здоровьем человека.

Она изучает биологические ритмы и их влияние на жизнедеятельность человека.

Ведь наши желания и возможности зависят от различных циклов – лунных, солнечных, годовых, месячных и суточных. Эти циклы определяют функционирование организма человека.

Можно ли использовать эти знания хронобиологии в нашей повседневной жизни?

Да, возможно, но не надо принуждать свой организм к непосильным работам и идущим в разрез существующим биоритмам.

Необходимо знать и понимать, что все ритмы подчиняются трехкратному циклу. Трижды в день наблюдается спад сил, и также трижды в день Ваши силы на подъеме.

Рассмотрим идеальный распорядок дня, основанный на биологических ритмах, который предлагают хронобиологи.

Ранее утро:

С 4 до 5 часов (время здесь и в дальнейшем будет указываться реальное, географическое), организм готовится к активной фазе жизнедеятельности.

К 5 часам утра начинает уменьшаться продукция мелатонина, повышается температура тела. Перед пробуждением, примерно около 5 часов по географическому, местному времени, в организме человека начинается подготовка к предстоящей активной деятельности — бодрствованию.

Около 6 часов утра — надпочечники начинают вырабатывать гормон «пробуждения» — кортизола.

Время от 5.00 до 6.00. Это лучшее время для того чтобы проснуться. Выделяется первая порция гормонов из надпочечников. Один из «главный» среди них, это адреналин. Этот гормон ускоряет пульс, а также кровообращение, повышает температуру тела и увеличивает артериальное давление. Человеческий организм подготовлен к новому дню.

Начиная с 7 и до 9 утра — подъём, утренняя гимнастика (зарядка), завтрак. Возможно, несколько сдвинуть эту часть утренних занятий, примерно так — 6.00 – 7.00. Утренняя зарядка, после которой желательно принять, если есть возможность, контрастный душ.

7.00 – 9.00. Время позавтракать. Ваш желудок настроен на прием пищи и ее переваривание, которое в это время будет наиболее эффективным.

Пикантное время 8.00 утра. Лучшее время для интимных занятий. Наиболее высокий уровень в крови половых гормонов.

С 9.00 до 11.00. У человека наблюдается высокая работоспособность, он быстро считает, хорошо работает в это время кратковременная память. Усвоение новой информации происходит лучше всего с утра, пока у Вас свежая голова. Это время строить планы, и как говориться «шевелить мозгами» то есть по пословице — «Утро вечера мудренее».

День, идеальный распорядок дня советует:

В период с 11.00 до 12.00. Организм в прекрасной форме, можно решать любые дела.

13.00 – 14.00. Время спада биоритмов. В это время лучше не работать. В это время лучшее всего сделать обеденный перерыв, это 13 часов плюс, минус один час (обеденный перерыв).

14.00 – 16.00. К нашему сожалению, такая практика у нас не предусмотрена, поэтому занимайтесь работой, не требующей больших умственных усилий.

С 15 — начинает активно работать долговременная память. Это время — вспомнить, а также запомнить информацию.

С 16.00 до 17.00. Время подъема энергетики. Чтобы быстрее взбодриться, можно выпить чашечку кофе или чая.

С 15 до 18 часов самое время для занятий спортом.

18.00. Физические возможности на высоте, мышцы тела готовы выполнить максимально возможную работу. Именно сейчас физкультура принесет больше всего Вам пользы.

С 16-19 — На подъеме уровень интеллектуальной активности. Возможно, заниматься домашними делами.

Время с 17.00 до 19.00. Время высокой активности мочевого пузыря и почек. Пейте как можно больше жидкости – она поможет очистить мочевыводящие пути. Не стоит есть в это время острое и соленое.

Вечер:

С 18.00 до 20.00. Это, пожалуй, лучшее время для проведения косметических процедур.

20.00 – 22.00. Время наиболее уязвимости нашей нервной системы. Эмоции — неустойчивы. Чувство одиночества.

21.00 – 23.00. И вот пора организму готовиться ко сну. Все процессы замедляются. Умственная и физическая активность идут на спад. Телевизор, книга, спокойная беседа, все это настроит Вас на ночной отдых.

Ночь, идеальный распорядок дня советует ночью – спать!

Время с 00.00 до 05.00. Организму требуется полный покой. Он регулирует обмен веществ. Бодрствование в это время – угрожает Вашей красоте и здоровью.

А вот уже и 02.00. Резко падает зрение. Опасное время для водителей, а также машинистов поездов, которые вынуждены находиться в пути.

Все эти простые рекомендации несложно выполнять. А самое главное, так это то, что Ваш организм быстро настроится под этот ритм. Ведь именно это ему и необходимо. Идеальный распорядок дня создаст Вам условия для гармонизации своей жизни, позволит добиться огромных успехов в работе, а также и в личной жизни.

Соблюдать распорядок дня, режим дня необходимо как детям, так и взрослым. Это позволит нейтрализовать в большей степени негативные факторы, которым подвергнут организм взрослого человека.

Утром, конечно, желательно встать пораньше, но в выходные дни можно немного и полениться и полежать в постели немного подольше. Но и спать до обеда тоже не рекомендуется. Соблюдайте во всем меру.

Питаться необходимо не реже трех-четырех раз в день. Принимать пищу лучше в одно и то же время. Все это поможет пищеварению и избавит в известной степени от заболеваний органов пищеварения.

Возможно, современный темп жизни требует занятости двадцати четырех часов в сутки, но это будет явный перегруз для человека, поэтому необходимо кроме работы и других занятий предусмотреть в режиме взрослого человека время на отдых и особенно для сна. Но не стоит перегружать себя – это приведет к переутомлению, стрессу, потери настроения и тому подобных негативных явлений. А это Вам нужно?

Конечно, соблюдать строго режим дня может и не удастся, но надо стремиться придерживаться основных моментов его. Встать, умыться, сделать утреннюю гимнастику – это под силу каждому. Стараться придерживаться здорового образа жизни, постараться убрать из своей жизни негативные явления.

Соблюдение режима дня не происходит автоматически, поэтому для закрепления его необходимо будет осуществить некоторые усилия. Они необходимы для того, чтобы закрепить режим дня в сознании человека. Закрепленные привычки регулярных занятий, разумно организованный распорядок дня поможет поддержать в течение жизни высокий уровень работоспособности и хорошего самочувствия.

Для нормального здорового образа жизни человеку необходимо двигаться, причем минимальная трата энергии в день должна составлять 2,5 тысячи ккал/сут. Длительность сна (ночного) при рациональном режиме дня должна составлять от 6 до 8 часов, в отдельных случаях может быть и больше. В общем, спать надо столько, чтобы чувствовать себя отдохнувшим и энергичным.

Режим дня взрослого человека должен учитывать особенности работы конкретного заведения, рационального использования имеющихся средств и условий, своих индивидуальных качеств и не в последнюю очередь – биоритмов человека. Причем необходимо учитывать, что суточные биоритмы являются высокостабильными. Учитывая все это можно разработать для себя правильный режим дня.

Необходимо понимать, что при рациональном режиме труда, отдыха выполнение любой работы становиться менее трудоемким, менее утомительным.

Всякая работа ведет к утомлению, в том числе и центральной нервной системы, поэтому человеку необходим полноценный отдых, который может дать только сон. Полноценный сон и достаточной длительности обеспечит высокую трудоспособность и меньшую утомляемость.

Пищу необходимо принимать не позже чем за 1,5-2 часа перед сном. Желательна перед сном прогулка на свежем воздухе, примерно 0,5 часа. Комната должна быть проветрена перед сном, дышать необходимо свежим воздухом.

Калинов Юрий Дмитриевич

Время на чтение: 11 минут

Как составить режим дня для сов и жаворонков

Нередко психологи обращаются к известному распределению
людей в зависимости от периода активности оных на «жаворонков» и «сов».
Последние делают огромные усилия для того чтобы подняться рано утром,
наибольшую активность они проявляют в ночные и вечерние часы. Жаворонки,
напротив, утром буквально кипят энергией, которая истощается к вечеру.

Данная классификация очень условна, поскольку если был
составлен правильный распорядок дня взрослого человека, то при наличии желания
тип бодрствования можно изменить, не нанося, при этом, вреда организму. Главное
– выбрать стратегию и проявить силу воли.

Спортсменам, бизнесменам и политикам, которые очень много
путешествуют, очень часто не удается придерживаться какого-то стандартного
расписания, посему распорядок дня великих людей, зачастую, в корне отличается
от распорядка дня рядового человека. Этим людям, постоянно испытывающим
давление от смены часовых поясов, очень сложно не терять эффективность в своей
работе. Для этого они используют такие действия:

  1. Первые дни по приезде спланированы таким
    образом, чтобы уменьшить физическую и психологическую нагрузку.
  2. За 2 дня до полета употребляется легкая еда,
    исключается алкоголь и непривычные блюда.
  3. Если предстоит перелет с востока на запад – при
    наличии выбора лучше отдать предпочтение дневному либо утреннему рейсу.
    Путешествуя самолетом с запада на восток – лучше отдать предпочтение вечернему
    рейсу.

Доказано, что создать универсальный режим дня по месяцам до
года, который подойдет каждому из нас, решительно невозможно. Слишком много
личных факторов требуется учитывать, однако ключевые пункты, которые можно
назвать глобальными и применимыми ко всем, можно выделить. Немного
подробностей.

Подводный камень жизни без распорядка

При таком неопределённом расписании дня удаётся выполнить меньше дел
, чем при упорядоченной деятельности. Следовательно, достижений будет меньше. Добираться до целей (личных и рабочих) станет сложнее. Да и вероятность того, что цели будут достигнуты, автоматически снижается на 20-40%.

Всё дело в «потоках». Поток — это состояние максимальной концентрации на каком-либо деле. Когда ты сосредоточен, работаешь быстро и с максимальным КПД. Чем больше времени за день ты находишься в потоке, тем больших результатов сможешь достичь.

Если ты не составил план на день, появляется множество отвлекающих факторов, которые не дают тебе побыть хоть немного времени в потоке.

Наиболее частые отвлекающие факторы:

  1. Выполнение каких-либо приятных дел (вместо других: важных, но скучных)
  2. Передышки (отдых, перекур)

Есть ещё одна причина, почему отсутствие распорядка приводит к низкой результативности. Причина в том, что бОльшая часть дел выполняется в неправильное время. Известно, что максимальная концентрация и мозговая производительность наблюдается до полудня. Чаще всего это драгоценное время тратится на мелкие и не важные дела или вовсе на отдых. Следующий пик располагается ближе к 5 вечера. Если в эти ценные периоды помещать незначимые занятия, то итоговые достижения будут микроскопическими, даже нулевыми.

Биологические часы

Независимо от того, к кому биологическому типу относится человек, он в любом случае подчиняется основным законам природы. А они говорят, что в различные часы наш организм ведет себя по-разному. И для того чтобы правильно использовать время, успевая все, нужно знать об этом. Биологические часы начинают свою работу еще задолго до того, как вы проснулись. Выглядит это приблизительно так:

  • 4 часа утра. Организм готовится к пробуждению, в кровь выбрасывается кортизон — гормон стресса. Это время опасно, так как высока вероятность сердечных приступов, обострения хронических заболеваний, бронхиальной астмы и т. д.
  • 5.00-6.00. Активизируется обмен веществ, повышается сахар в крови и уровень аминокислот — организм «запускает» работу всех систем.
  • 7.00. Отличное время для завтрака, так как пища легко и быстро превращается в энергию.
  • 8.00. Достигается суточный пик болевого порога. В этот час усиливаются зубные боли, с особой силой болит голова, ломит кости. Прием к стоматологу лучше перенести на время во второй половине дня, когда неприятными синдромы будут не такими выраженными.
  • 9.00-12.00. К этому времени энергия достигает своего максимума, хорошо работает мозг, усиливается кровообращение — оптимальный период для плодотворной работы: как умственной, так и физической.
  • 12.00-13.00. Обеденное время. Желудок хорошо переваривает пищу, однако мозговая активность заметно снижается. Организм начинает требовать отдыха.
  • 14.00. Работоспособность по прежнему снижена. Однако это наилучшее время для лечения зубов.
  • 15.00-17.00. Кровяное давление снова повышается, активизируются умственные процессы, наблюдается пик работоспособности.
  • 18.00. Оптимальное время для ужина, чтобы организм успел переварить пищу до сна.
  • 19.00-20.00. Эти часы идеально подходят для приема антибиотиков. Нервная система наиболее чувствительна. Часы предназначены для тихих семейных дел или дружеских посиделок.
  • 21.00. Этот период подходит для заучивания большого количества информации, так как мозг настроен на запоминание.
  • 22.00. Прекрасное время для того, чтобы уснуть. Организм настраивается на восстановление сил и энергии для следующего дня. Если вы уснете сейчас, крепкий и здоровый сон вам обеспечен.
  • 23.00-1.00. Активность обмена веществ снижается, пульс замедляется, дыхание ровное. Глубокий сон.
  • 2.00. В это время вы можете почувствовать холод, так как организм становится особенно чувствителен к понижению температуры.
  • 3.00. Час, когда чаще всего случаются самоубийства. Людей посещают депрессивные мысли. Лучше лечь спать, если вы до сих пор не сделали этого.

Планируйте ваш распорядок дня с учетом биологических часов. Тогда у вас будет все получаться!

Составляем примерный распорядок дня для себя

Итак для того чтобы определить режим (распорядок) дня надо понимать, что одинаковым он не может быть для всех. Но, есть общие требования физиологии и гигиены для всех людей, вот их и надо будет брать за основу. Надо выделить сначала крупные временные блоки – работа, учеба, сон, отдых. Затем необходимо учесть все сопутствующие мероприятия, это утренние процедуры, прием пищи, время на перемещения и так далее.

Особым пунктом стоят домашние дела, хобби, спорт. На них тоже необходимо определенное время. Также надо учесть дни недели – рабочие и выходные

Особенное внимание при планировании необходимо обратить на свободное время от обязательных занятий. Ведь именно оно расходуется обычно сумбурно, вот здесь как раз и есть большой резерв

После того как будет подобран, составлен подходящий для Вас распорядок дня, необходимо стараться его выполнять.

Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, прием пищи тоже желательно производить примерно в одно и то же время. Желательно предусмотреть время для систематических занятий физкультурой и спортом. Совершать прогулки пешие или на велосипеде, на свежем воздухе, это придаст Вам определенный заряд бодрости. Все перечисленные мероприятия позволят Вам найти резервы времени и сделают жизнь более насыщенной и интересной.

Примерный распорядок дня – основа для Вас

Вам предложен ориентировочный вариант примерного распорядка дня для взрослого человека, который Вы можете взять для себя за основу. При начале рабочего дня в 9 часов, с учетом дороги до работы примерно в 15 минут, необходимо будет встать в 7.00 После того, как встанете, откройте форточку, окно. Попейте водички, примерно около стакана.

Утренняя гимнастика займет у Вас 10 – 20 минут. Водные процедуры, одевание, уборка постели и завтрак.

8.00 – Вы выходите на работу, желательно пешком, не торопясь особенно. Если же работа находится на значительном расстоянии, то хотя бы часть необходимо делать пешком. Пешая прогулка благоприятно действует на сердце, легкие и также на другие органы

И, что немало важно, Вы не начнете день с нервотрепки в общественном транспорте или не будете нервничать за рулем своего автомобиля. Постарайтесь на работу прийти минут на пять – десять раньше, это позволит Вам избежать суеты, спешки, а также нареканий со стороны своих коллег

Закончив рабочий день так же полезно прогуляться пешочком. Это будет способствовать устранению застоя крови в разных частях тела, приводит к нормализации внутренние органы и снижает усталость.

Хобби

Каждому человеку нужно время, которое он может потратить исключительно свое удовольствие, для себя и только. Человек существо хоть и глубоко социальное, но, тем не менее, нуждающееся в личном пространстве. Проводить немного времени наедине с собой, и при этом получить удовольствие вам помогут разнообразные хобби. У кого-то это игра на музыкальных инструментах, кто-то любит вышивку бисером, кто-то же находит себя в сочинении стихов. Ваше хобби обязательно должно иметь место в вашем распорядке дня. Полчаса или час времени, которые вы можете провести за вашим любимым занятием, безусловно, успокаивают, расслабляют, вызывают исключительно положительные эмоции и могут стать великолепным антидепрессантом.

Распорядок рабочего для успешного человека, должен содержать в себе все основные аспекты жизнедеятельности не только богатого, но и здорового человека. Правильное распределение всех дел на протяжении рабочего дня, может стать критерием успеха.

Мы приведем вам пример, как можно эффективно использовать собственное время:

06.30-7.00
. Большинство людей начинают свой день с пробуждение в именно это время. Это связано с общим установленным порядком рабочего дня. Открываются предприятия, начинает работать общественный транспорт в полную силу.

07.10
— выпейте стакан теплой воды. Теплая вода на голодный желудок помогает вашей системе пищеварения активизироваться и более легко перерабатывать и усваивать пищу.

07.10-07.25
— можете выделить это время для косметических процедур, дабы привести себя в порядок.

7.25-7.35
— выполните небольшую зарядку. Легкая физкультура позволит вам проснуться, взбодрится и привести организм в тонус.

7.35-7.45
— возьмите в руки ваш ежедневник и запишите распорядок дня на сегодня. Уточните время всех возможных встреч, а так же попытайтесь определить временные рамки выполнения иных задач.

07.45-07.55
— завтрак. Лучшим завтраком для вас может стать комбинирование белково-углеводной пищи. Таким образом, вы будете придерживаться режима правильного питания, что положительно скажется на вашем самочувствии.

Далее непосредственно организация рабочего процесса.

Выполняйте задачи, что вы поставили перед собой на день

Важно так же соблюдать режим отдыха. Самым эффективным, считаются перерывы на десять-пятнадцать минут, каждых полтора часа работы

Существенным условием качества вашего «мелкого» отдыха, может стать кратковременная перемена обстановки. К примеру, если вы работаете в офисе, то лучшим решением может стать прогулка по коридорам с чашечкой кофе. Или же кратковременное посещение улицы. Курение, кстати, тоже неплохо помогает отвлечься от рабочего процесса, но вред нивелирует этот положительный эффект.

12.00- 13.00
-обеденный перерыв. Используйте этот целый час времени с выгодой для вас. Сомневаюсь, что кто-то растягивает прием пищи на целый час, поэтому займите оставшееся время чем-нибудь полезным, к примеру, структурируйте поставленные задачи на остаток дня.

15.00-15.10
— легкий перекус.

18.00-19.30
— физические нагрузки. Время физических упражнений можно сдвигать в практически любую часть дня, исходя из вашего рабочего режима. Важным фактором, является привязанность времени физических нагрузок к режиму вашего питания. Перед тренировкой вам следует употребить немного углеводов, а после замечательно подойдет белковая пища.

20.00
-отличное время, что бы посвятить себя любимому хобби. Процесс настройки музыкального инструмента, или же просмотр любимого сериала, настроят вас на качественный отдых.

23.00-23.30
— оптимальное время для того что бы заснуть. Не забывайте, что сон имеет свою ценность, и ценность сна после 24 часа крайне мала.

Вот таким может быть распорядок дня успешного человека. Стоит заметить, что этот пример,вовсе не универсальное средство. Универсального распорядка дня не может быть фактически, поскольку каждый человек имеет собственный биоритм жизни. Каждый имеет свой объем задач. У кого-то больше, у кого-то меньше. Не всегда получится выделить время на спорт или хобби, исходя из различных соображений. Но все должны стремиться к тому, чтобы их распорядок дня, стал распорядком успешного человека

Важно учесть в своем распорядке дня все четыре аспекта жизнедеятельности приведенные выше. Это:

  • Эффективный сон.

  • Правильное планирование дел.

  • Физические нагрузки.

  • Хобби.

Это четыре основополагающих кита. Соблюдение все выше наведённых правил, может значительно улучшить качество вашей жизни, а значит и вероятность стать успешным, будет гораздо выше. Попробуйте и первые заметные результаты будут видны уже через несколько недель.

Работе — время, потехе — час

Невозможно работать без перерыва. Даже деловому человеку нужно устраивать хотя бы один выходной день. Мы подскажем, как провести его с пользой для себя и своей семьи:

    Работающий человек проводит слишком много времени в офисе или кабинете. Потому ему просто необходимы вылазки на свежий воздух. Выходной день — оптимальное для этого время! Отправьтесь с друзьями на пикник в ближайший лес. Соберите ягоды или грибы. В летнее время обязательно езжайте на пляж к озеру или морю. Совершите водную прогулку на катамаране или лодке. Поиграйте в пляжный волейбол или возьмите на прокат велосипеды. Чем бы вы не занялись, это непременно пойдет вам на пользу.
    В выходные дни в городе часто устраивают различного рода ярмарки, гулянья или просто небольшие тематические праздники в парке. Там вы сможете поучаствовать в конкурсах, насладиться выступлением актеров, послушать живую музыку, поесть сладкую вату или попкорн, встретить старых друзей.
    Кино — также отличный повод снять напряжение прошедшей напряженной недели. Выберите тот фильм, который будет интересен всей семье. А после кинотеатра можно зайти в ближайшее кафе и побаловать себя вкусной пиццей или мороженым.
    Если с погодой на выходные не повезло, можно остаться дома и поиграть в настольные игры. Или посмотреть любимую передачу. Чтение интересной книги тоже доставит немало удовольствия.
    На выходные можно запланировать поход по магазинам. И для того, чтобы это не выглядело слишком буднично, назначьте каждого члена семьи ответственным за определенный отдел в торговом объекте. И прикажите строго придерживаться списка покупок.
    Суббота и воскресенье — замечательное время для приема гостей

    И, конечно, не забывайте про своих родителей
    Им тоже важно ваше внимание и забота.

Если вы деловой человек, не пренебрегайте отдыхом. Обязательно планируйте свой выходной день. Это позволит вам не только сохранить нервы и здоровье, но и с новыми силами и свежими мыслями приступить к очередной рабочей неделе. Таким образом, для того чтобы достичь намеченного результата, вам необходимо научиться управлять своим временем. Ваш распорядок дня и то, сколько задач вы успеете решить, во многом зависит от того, насколько грамотно вы сможете распланировать свое время.

Как правильно составить распорядок дня для предпринимателя

Опираясь на вышеизложенное, попробуем составить план работы
для начинающего предпринимателя. Самое первое, что требуется сделать до начала
делового дня – повторно ознакомиться с задачами и целями, которые планируется
достичь. Изучите, сколько вам нужно установить новых контактов, сколько
отправить писем, сколько звонков? Перечень дел будет напрямую зависеть от
нюансов ведения бизнеса.

Чрезвычайно важно составить и придерживаться календарного
планирования, которое, заметим, пребывает в тесной связи с постановкой целей,
а
также задач на каждый день. Используя календарный план, можно распределить
мероприятия по дням в течение длительного временного периода, следуя созданному
ранее расписанию

Предположим, был создан список дел и вы даже начали их
реализовать. Если от того количества работы, которое было запланировано, пухнет
голова и вы категорически не знаете, с чего же начинать – самое время изучить
план работы среднестатистического предпринимателя, который мы приводим ниже.

С чего начать

Разбираем обычную и электронную почту. Работа с
утренней почтой очень важна – узнаете о ключевых событиях, отвечаете партнерам,
устанавливаете новые контакты.

Шаг два
– телефонные звонки. Обзаведитесь
списком клиентов и партнеров, которые требуется обзвонить сегодня для того чтобы
решить возникающие вопросы. Совершив все необходимые звонки, обязательно
поставьте в своем плане галочку – мол, работа выполнена.

Чтение
– важнейшая вещь. Изучайте новую,
полезную информацию для вашей профильной деятельности, используя для этого не только
оффлайн, но и онлайн-источники. Посещайте профилированные форумы, скачайте
полезные книги и статьи.

Дела на вечер

До того, как вы ляжете спать, не забывайте выполнить такие
мероприятия. Первое и самое главное – проверяем электронную почту на наличие здесь
новых писем. Если есть что-то срочное – отвечаем не откладывая.

Наведите порядок на рабочем столе – рабочие записи,
распечатки статей, книги, канцелярия. Уберите все это до завтра, сегодня вы уже
отдыхаете. Не забудьте составить перечень дел на завтра и сверить его с
календарным планом, созданным ранее.

Режим дня преимущества самодисциплины

Чтобы понять, как составить подходящий для вас распорядок дня, в первую очередь нужно знать, зачем необходимо это сделать. Следует серьезно поработать над планированием своего режима, если вы хотите:

  • Стать более дисциплинированным и организованным;
  • Лучше учиться или эффективнее работать;
  • Найти время на развитие хобби, общение с родными и близкими;
  • Организовывать для себя приятный и полезный досуг;
  • Тратить меньше времени на бесполезные занятия;
  • Ежедневно заботиться о состоянии своего здоровья;

Правильно составленный режим вашего дня позволит вам воплотить в жизнь все вышеперечисленное без особых трудностей и надрывов. Также в пользу самодисциплины говорит то, что преимущественное большинство успешных людей строго следовали своему индивидуальному графику и не позволяли себе отвлекаться на мелочи. Заранее составленный режим даже очень насыщенного дня позволяет значительно уменьшить ощущение острой нехватки времени и быть спокойным и уверенным в себе.

Составление правильного режима дня

Итак, что же является самым правильным режимом дня в здоровом образе жизни? Все просто: это такой режим дня, который подбирается с учетом здоровья, работы и мировосприятия. Элементы из любой современной духовной практики легко ввести в один или несколько временных отрезков. Для примера можно представить себе приблизительный режим дня для здорового образа жизни. Однако в каждом индивидуальном случае нужно корректировать и пробовать вносить изменения. Ведь технологический прогресс поставил свой неизгладимый отпечаток на режим дня человека и его здоровый образ жизни.

Настает пора пробуждения и любования утром. Кстати, врачи отвергают наличие «жаворонков» на планете. Ночной образ жизни они объясняют плохой привычкой делать все неправильно. Биологические часы режима дня человека изначально настроены на дневное время. Не зря маленькие дети будят родителей по утрам. Однако вырастая, просыпаются в середине дня.

Теперь с улыбкой и в хорошем настроении следует вставать с постели и заниматься утренней гимнастикой. Ранним утром на помощь приходят упражнения из йоги. Бороться с собой не нужно. Достаточно отвлечься от плохих мыслей и немножко поплыть по течению здорового образа жизни.

После всех этапов пробуждения можно и позавтракать. Обычно для насыщения утром хватает небольшого легкого перекуса. Но некоторые диетологи твердят, что основной прием пищи лучше оставлять на завтрак. Так как организм запускается в работу и нуждается в большой порции «топлива».

Теперь пора браться за работу, особенно умственную. Ведь сейчас любая информация лучше обрабатывается, чем в послеобеденное время. Нередко к 10 утра проводят совещания, презентации и важные встречи. Большинство начальствующих лиц требуют от подчиненных приходить не позже этого времени. Хотя официально все обязаны приходить к девяти утра.

Пришел час немного перекусить или попить травяной чай. А также подумать о приятном. Ланчтайм предусмотрен во классических режимах дня здорового образа жизни. Люди покидают рабочие места для проведения тех же переговоров в непринужденной обстановке.

После обеда, как в народе говориться, желательно отдохнуть хотя бы полчаса. Правильный режим дня здорового образа жизни не запрещает, а поощряет своевременный перерыв для дальнейших свершений. Медитация сейчас поможет открыть второе дыхание.

Опять наступает активная фаза режима дня, во время которой можно заниматься спортом. Согласно стандартам здорового образа жизни, советам профессиональных тренеров наступила пора встряхнуть свое тело. Если работа не позволяет отлучиться надолго или вовсе уйти с занимаемого места, то помогут знания пассивной гимнастики. Даже сидя в кресле, такая легкая зарядка разомнет застывшие мышцы.

Пришло время для очищения тела. Кушать в этот период нежелательно. Зато выпить кефир или настой из трав полезно. Еще нелишним будет принять расслабляющую ванну и нанести ухаживающие средства на кожу тела. В аюрведе здорового образа под такой косметикой подразумевают ароматические масла.

Пора ложится спать. Здоровый «сон красоты» по мнению йогов, происходит с 22.00 до 24.00. Приучить себя отходить ко сну не позже 22.00 не так уж сложно. Достаточно несколько раз проснуться рано утром, больше времени проводить на свежем воздухе и не переедать.

10 преимуществ режима дня

Преимущество 1

Если ребенок привык вести определенный образ жизни, вы можете успеть уделить время не только ему, но и самому себе. Ведение хозяйства, деловая встреча или поход по магазинам помогут вам расслабиться, сконцентрироваться и успеть сделать все запланированное.

Преимущество 2

Адекватное соблюдение режима благотворно воздействует на детский организм, укрепляя и закаливая его. Правильно рассчитанное время сна (9-10 часов для малыша, 7-8 - для ребенка старшего возраста), сбалансированное питание с включением в меню свежих овощей и фруктов способствуют повышению иммунитета.

Преимущество 3

Правильный образ жизни помогает ребенку сформировать такие качества, как дисциплина, стрессоустойчивость и самоконтроль, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Кроме того, привыкнув делать все по расписанию, ребенок сможет уделять оставшееся время любимым делам.

Преимущество 4

При соблюдении режима улучшается психологическое состояние и родителей, и детей. Стабильность и комфорт - секрет счастливой семейной жизни.

Преимущество 5

Двигательные навыки и умения формируются у ребенка, если в режим дня входят физические нагрузки в определенное время. Укрепляются кости, происходит овладение новыми навыками и умениями. Вместе с детьми заняться фитнесом могут и их родители - это отличная профилактика ожирения.

Преимущество 6

Пища - материал для формирования детского организма. Главное, чтобы питание было правильным и своевременным: в рацион обязательно должны быть включены мясо, белок, овощи, рыба, молочные продукты.

Преимущество 7

Ежедневное пребывание на свежем воздухе является еще одним преимуществом выработанного режима дня. В то время как дети удовлетворяют потребность в общении и движении, родители могут отдохнуть и расслабиться, или же, наоборот, уделить время своей работе.

Преимущество 8

Режим дня помогает найти дополнительные часы на любимое хобби. Зачастую люди жалуются на дефицит свободного времени. Начав соблюдать режим дня, вы увидите, что в сутках вовсе не так мало времени, как кажется. Ложитесь вместе с детьми и вставайте раньше, чтобы успеть заняться полезными и продуктивными делами.

Преимущество 9

Вы можете заранее обдумать, куда же «вместить» бизнес-встречу или прогулку с друзьями. Тщательно распланированное время - залог успеха.

Преимущество 10

Полноценный здоровый сон поможет вам сохранять организм в тонусе. И ребенок, и вы будете чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными, если будете высыпаться; кроме того, в скором времени вы заметите, как повысится продуктивность вашей работы.

Начните с малого - задайте себе четкую планку, установив время сна, и совсем скоро вы увидите, как ваша жизнь изменится в лучшую сторону.

Как составить режим дня переходим к практике

О приеме пищи

Каждый знает, что правильное питание очень
важно для работы всех систем организма. Еда – своего рода топливо для
организма, с ней мы получим не только энергию на день, которую будем в течение
дня тратить на физическую и умственную активность, но также обеспечим организм
микроэлементами и витаминами

Очень важно питаться полноценно и регулярно, любые диеты до
практического применения нужно согласовать с врачом. Пункт два – отдых.

силы и работоспособность организма

В часы работы человеку не обойтись без

силы и большую эффективность, продуктивность в работе

Пункт два – отдых.
Правильный распорядок дня для взрослого
человека предполагает обязательный отдых, во время которого восстанавливаются
силы и работоспособность организма. В часы работы человеку не обойтись без
отдыха, ведь стабильно высокую трудоспособность невозможно поддержать без
оного. Не отказывайтесь от перерывов в работе, поскольку они дадут вам новые
силы и большую эффективность, продуктивность в работе.

Очень важно после работы полноценно отдохнуть.
Предположим,
весь день вы проводите за компьютером. Вернувшись домой, откажитесь от
времяпровождения за ним, уделив время общению с родными, чтению либо
самообразованию

Немного о работе. Каждый из нас трудится вне зависимости от
возраста. Дети посещают школы, студенты ходят на семинары и лекции, взрослые зарабатывают
на жизнь и строят карьеру

Очень важно спланировать свое рабочее время.
Методика управления временем. Методики самоменеджмента и рекомендации, которые
позволят повысить личную эффективность в работе, представлены в сети в большом
ассортименте – нужно просто подобрать наиболее подходящий вариант

Не забывайте о физических нагрузках, даже если составляете распорядок
дня для девушки.
Физкультура – это здоровье, о тренировках нужно задуматься,
прежде всего, тем, чья работа ограничивает двигательную активность организма на
протяжении дня.

Если возможности посещать бассейны и залы нет, заниматься
можно дома, либо же на спортивных площадках.

«Самый тупой карандаш лучше самой острой памяти».
Записывайте свои задумки, используя для этого ежедневники, специальные
программы либо же просто лист бумаги. Отображенный на бумаге распорядок будет
вам постоянно напоминать о делах.

Не лукавьте
– на начальных этапах включите в расписание то,
что вы делаете на протяжении дня. Вносите в расписание те пункты, которые будут
точно выполнены. Так, если вы долгое время не можете пойти в спортзал и вносите
этот пункт в расписание, не выполняя его – это не лучшее решение. Распорядок
дня нужно соблюдать.

Учитывайте физиологию
– у каждого из нас есть потребности и,
составляя обязательный распорядок на каждый день, пренебрегать ими нельзя.
Засиживаться допоздна, отказываться от личной гигиены и питаться, как и где
придется – не лучший выбор.

Сырые против приготовленных

Вопреки распространенному мнению, не всегда сырые овощи и фрукты полезнее подвергшихся тепловой обработке. Например, содержание антиоксидантов в измельченной отварной, печеной или тушеной моркови в три раза превышает их содержание в сыром овоще. Ученые из Университета Арканзаса, проводившие эти исследования, предполагают, что повышение уровня антиоксидантов вызвано высвобождающимся из клеток сложным растительным соединением феноликом. Утроенное выделение фенолика становится возможным благодаря размягчению ткани в результате нагревания. Сейчас ученые пытаются выяснить, настолько ли хорошо, как «свежие», эти антиоксиданты усваиваются организмом и способны сражаться со свободными радикалами

Важно не просто «запихнуть» в себя как можно больше овощей и фруктов каждый день «для выполнения плана», а есть их с удовольствием, наслаждаясь вкусом и ароматом. Не пренебрегайте знакомством с новыми рецептами и даже новыми для вас кухнями - эта информация сейчас доступна всем, благодаря Интернету, прессе и возможности путешествовать по всему миру

По возможности готовьте и употребляйте овощи в кожуре (картофель, пастернак, морковь, помидоры), именно в ней содержится повышенное количество антиоксидантов. Проявляйте изобретательность, готовя привычные блюда из «стандартного» недорогого набора овощей и фруктов из магазина. Помимо удовольствия от творчества, это приобщит ваших детей к качественной и разнообразной еде, расширяя их кругозор и укрепляя здоровье.

Смело экспериментируйте на огороде с новыми для вас овощами, благо их семена сейчас имеются в широком доступе. Никакие мультивитамины и пищевые добавки не заменят пользы и удовольствия от свежих, хорошо приготовленных и красиво поданных овощей и фруктов на нашем столе.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.

Абсолютно всё во Вселенной живёт и существует в определенном ритме. Ритмично пульсируют звезды и движутся планеты, ритмично сменяются времена года, а на смену дню приходит ночь. Каждый человек тоже имеет внутренние «биологические часы», которые которые отсчитывают его биоритмы. Если он живёт по этим часам, то долго остаётся здоровым, полным сил и хорошего настроения, если же «сбивается с ритма» - начинаются недуги и проблемы. Чтобы справиться с этим, нужно соблюдать правильный режим дня, который сэкономит ваше время и приведёт внутренние силы организма в полный порядок.

Зачем нужен правильный распорядок дня

Что такое правильный режим дня? Для чего он вообще нужен и кто придумал это «правило»? Наверное, каждый человек (кроме, самых «законченных» педантов по натуре), хотя бы несколько раз в жизни задавал себе эти или подобные вопросы. С детства нас учат жить по определенному распорядку: подъём в 7, в школу в 8, обед в 14 и так далее. А затем, в какой-то момент, став взрослым и самостоятельным, ты стараешься устроить этот самый распорядок по собственному усмотрению. Кто-то интуитивно находит свой правильный режим дня, кто-то не соблюдает его совсем… Есть ли разница между этими категориями людей, их самочувствием и успешностью в жизни, здоровьем и уровнем работоспособности? Разница есть и она совсем немалая!
Дело в том, что пресловутые биоритмы на самом деле «имеют место быть». То есть в разное время суток любой живой организм по-разному реагирует на одни и те же нагрузки. И если мы часто физически или умственно активны в часы сниженной функциональности нашего организма, то мы просто напросто быстрее его изнашиваем. А за этим «просто» стоят снижение работоспособности и жизненного тонуса, плохое самочувствие, нарушение обмена веществ, преждевременное старение и тому подобные «прелести».

Чтобы избежать этих неприятных последствий, нужно всего лишь упорядочить свою жизнь, то есть придерживаться правильного распорядка дня в соответствии с биоритмами. При выполнении подобных (одних и тех же) действий в одно и то же время суток, у организма вырабатывается «динамический стереотип», то есть он к этому привыкает и затрачивает меньше времени и энергии, соответственно, меньше устает, не переутомляется и быстрее восстанавливается. А последовательное чередование видов деятельности и активного отдыха существенно увеличивает работоспособность и восприятие. Вот такая несложная арифметика.

Тем, кто собирается серьезно подойти к вопросу, как составить правильный режим дня, который обеспечит крепкие нервы и физическое здоровье, будет несложно найти специальную литературу (как научную, так и не совсем). А если у тебя нет желания «перелопачивать» многостраничные трактаты, то можно воспользоваться приблизительной схемой-распорядком, которая уже разработана в соответствии с биоритмами среднестатистического человека (и внести в неё некоторые коррективы по своему желанию и образу жизни).
Просыпаться желательно за 1,5–2 часа до начала рабочего дня, лучшее время для пробуждения - с 6–00 до 7–30, а нужное время выбирайте сами, с учетом дороги на работу/учебу. (Мы будем отталкиваться от подъема в 7–00, с условием, что на работу нужно к 9-ти, а на дорогу уходит 30 минут).

  1. 7–00 - подъём. (сразу же проветри комнату, постель можно пока не убирать: ей тоже полезно проветриться).
  2. После гигиенических утренних процедур выпей стакан воды комнатной температуры или тёплого чая.
  3. 7–10 - небольшая разминка, гимнастические упражнения 15–20 минут.
  4. 7–30/7–40 - душ.
  5. 7–45 /8–15 - завтрак, уборка постели, сборы (тут уж кому сколько нужно).
  6. Если ничего непредвиденного не задержало и есть возможность, пройди часть пути пешком: такая прогулка будет очень полезной для сердца, лёгких и других «тружеников» организма. Но постарайся прийти на работу минут за 10, чтобы избежать ненужной спешки.
  7. На работе также не помешает периодически проветривать помещение и делать лёгкую разминку (хоть несколько наклонов, втягивание мышц живота или гимнастику для глаз).
  8. Часть пути с работы также пройди пешком (гиподинамия, недостаток движения - «чума» современного общества).
  9. Поход по магазинам (и т.д.) лучше запланировать заранее, составив примерный маршрут и список необходимого, чтобы избежать лишней «нервотрепки» (ой, что-то забыла!) и излишних трат.
  10. Ужин должен быть не позднее, чем за 2,5–3 часа до сна, без жареного, жирного или острого.
  11. После необходимых «домашних дел» обязательно выдели себе 15–20 минут на расслабление - почитай или послушай спокойную музыку.
  12. Ложиться спать врачи и биоэнергетики рекомендуют не позднее 23–00, в тишине (без телевизора или радио) и в хорошо проветренной комнате.

Вот так, собственно, и выглядит правильный режим дня, который подходит для здорового образа жизни и долгого сохранения здоровья, молодости и красоты.