Оценить плюсы и минусы. Оценить плюсы и минусы работы магазинов сниженных цен

С сентября 2017 года родители многих казахстанских школьников не знают покоя. То в личных разговорах, то в постах в Facebook и других социальных сетях они рассказывают о своих страхах, сомнениях и недопонимании, связанных с новыми учебными планами и новой системой оценки знаний/контроля успеваемости их детей.

Оксана Кузнецова

Редакция сайт не смогла остаться в стороне и обратилась с вопросами к специалисту, который каждый день решает школьные конфликты, – школьному психологу. Наш эксперт клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА подробно описала, что стоит за новой системой обучения и оценивания и как к этому адаптироваться.

Про оценки

– Оксана Владимировна, какую функцию выполняет оценка?

– Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

Меня часто все заинтересованные стороны спрашивают: «Как вы можете оценить происходящую ситуацию с новыми учебниками, отметками, с новой программой?» Эта ситуация имеет как плюсы, так и минусы. Вот взять систему оценивания. Я даже провела небольшое исследование, поспрашивав о новой системе оценивания педагогов школы-лицея «Туран». Они отмечают достаточно много плюсов новой системы оценки. Например, критериальное оценивание – там есть такие понятия, как дескрипторы, по которым точно определяется, что оценивается и как оценивается.

– А какие плюсы и минусы были у прежней 5-балльной системы оценивания?

– Плюсы – она довольно простая и всем знакома. Минусы – она достаточно тесная, так как там всего пять отметок/баллов: 1, 2, 3, 4, 5.

Но ведь бывает же по-другому. Бывает, что ученик знает на 5, но допускает какие-то совсем мелкие ошибки, которые даже ошибками не считаются. Или когда школьник исправляет свою собственную ошибку. По старой системе это все равно считалось ошибкой. Хотя я считаю, что, если сам исправил свою ошибку, это вообще просто мегауровень. Потому что мало того что он осознал, что ошибся, он еще и исправил ошибку. Значит, он знал, как сделать правильно.

– В чем плюсы и минусы новой системы оценивания?

– Новая система, на мой взгляд, сейчас работает прямо на учеников. Потому что она шире, чем 5-балльная. И она меньше зависит от субъективных моментов, то есть от самого учителя. Там субъективно только в формативном оценивании – это похвала, когда ты стремился, старался, достиг. А суммативная оценка зависит уже конкретно от самого ученика.

– Что такое формативное оценивание с точки зрения психолога?

– Формативное оценивание – это оценивание в течение урока. Это похвала, определенные слова, которые создают у ученика мотивацию к обучению.

– Что такое суммативное оценивание?

– Суммативное оценивание – это проверочная/контрольная работа, которая проводится, когда закончено изучение определенного раздела и/или по итогам четверти.

– Как Вы думаете, почему введение новых форм оценивания вызвало в родительской среде бурный шквал негодования? Что с этим можно сделать? И надо ли что-то с этим делать?

– Всегда, когда вводится новая система (в любой сфере – в образовании, в науке, где-либо еще), то всем надо время, чтобы к ней адаптироваться, привыкнуть, увидеть ее плюсы и минусы. Конечно, когда приходит что-то новое, большинство людей реагирует негативно, потому что привыкли уже находиться в определенной зоне комфорта. А сейчас их выгоняют из рамок привычного и понятного, приходится меняться, что-то предпринимать. Именно поэтому перемены не всегда воспринимаются позитивно.

Но, с другой стороны, я допускаю, что старая система уже отработала свое: сейчас другие дети, другое время, другие навыки требуются для того, чтобы быть успешным. Новые формы работы – замечательные, они помогают людям коммуницировать между собой. И причем не просто сидеть и разговаривать, а именно в продуктивной деятельности – что-то создавать, что-то решать. Это один из главных пунктов, который мне очень импонирует в новой программе: детей учат не только сидеть и заучивать что-либо, а именно взаимодействовать – применять свои навыки, умения, знания в командной работе. Ведь мы, когда вырастаем, живем в социуме. И многие не умеют взаимодействовать, работать в команде. Все время учитывают только свои какие-то эгоистичные цели, как в классе школы, когда каждый сам был за себя.

Роль оценки в учебно-образовательной сфере очень важна. Так как все стороны: ученик, родитель, учитель, психолог, администрация школы – должны понимать, что происходит у ребенка в процессе обучения, каких результатов он уже достиг и каких может достичь.

У новой программы очень хорошая концепция. Она учит детей не просто поглощать какие-то знания от учителя, а анализировать, размышлять. Не просто запоминать, что так происходит вследствие того-то, а задавать самому себе вопрос «А как вот это получается?» и находить на него ответ. Родителей тоже можно понять. Они в смятении: «А где оценки? А как нам понять, что у ребенка сложности и ему нужна помощь? А как понять, что ребенок полностью справляется сам?» Да, есть определенные сложности. Да, есть определенные минусы, которые необходимо будет подкорректировать в процессе обучения. Но при этом в целом, я считаю, это достаточно позитивно скажется на детях.

Аналогичный шквал негатива был, когда университетская система переходила с линейной на кредитную. Тоже были сложности, но в итоге она оправдала себя. И в результате я, человек, который учился в вузе по кредитной системе, понимаю, как можно находить информацию, как можно ее использовать, что делать с ней после того, как ты ее нашел.

Я думаю, что переходный адаптационный период в школах Казахстана займет несколько лет. Сложно будет и педагогам, и родителям. Но затем они освоятся и будут думать: «Как же иначе можно было учиться раньше?»

Оценка ученика: плюсы и минусы

Один из главных лозунгов модернизации – повышение качества образования. Достичь этой цели, похоже, предполагается через ужесточение контроля, своеобразный образовательныйОТК.
В современном понимании качество образования – это соответствие того, что делает школа, потребностям общества, запросам детей и родителей. А у нас государство по-прежнему планирует содержание образования и контролирует качество его усвоения. Без этого тоже нельзя, но процесс должен быть двухсторонним – государственно-общественным. Содержание образования, предложенное специалистами, должно обсуждаться с потребителями образовательных услуг, среди которых – учащиеся, родители, работодатели.
В этом случае в корне меняются содержание и структура стандартов, в перечне требований к уровню знаний выпускников появляются ключевые компетенции: овладение коммуникативными умениями, работа с информацией, с информационными технологиями и т. д. Нам нужен, как теперь принято говорить, “прозрачный” стандарт – открытый, понятный учащимся, родителям.
Минобрнауки планирует, что оценка качества образования будет сводиться к анализу результатов аттестации школ и государственной итоговой аттестации учащихся. Такой подход в большинстве стран мира не используется. Там измерение качества образования – системная процедура, анализ всего контекста образования. Первые шаги на этом пути пытаются сделать и у нас, включив в стандарты требования к условиям обучения. Однако, кроме этого, есть еще масса факторов, влияющих на результаты учебы.
Например, средний балл учащихся по той или иной школе сам по себе ни о чем не говорит. Мы не знаем, какие дети в ней учатся, столичная ли это гимназия или сельская школа. Средний балл по сельской школе может быть ниже, но это не значит, что она работает менее эффективно. Наоборот, учителям сельской школы приходится прилагать огромные усилия, чтобы достичь результатов, которые могут показаться скромными на фоне достижений городских лицеев и гимназий. Зачастую успехи элитного образования обусловлены отбором учащихся, а сельская школа учит всех.
Сегодня во всем мире больше внимания уделяют не контролю качества образования, а управлению качеством образования, а для этого необходимо изучить образовательную среду, выявить факторы, которые влияют на эффективность образования.
Основное значение для эффективного образования имеет не расположение школы (городская школа или сельская), а социально-экономический статус семьи ученика, уровень образования родителей. У 80% детей, которые намерены продолжить образование в вузе, родители с высшим образованием. В таких семьях, как правило, больше образовательных ресурсов – книг, компьютеров. Детям оказывается больше помощи в обучении. К сожалению, в современной России семья оказывает большее влияние на результаты обучения, чем школа,
так как что школа не работает целенаправленно с различными группами детей в соответствии с их способностями, интересами и уровнем подготовки. В большинстве стран мира различными способами выявляют детей с низкими результатами, выясняют причины их отставания и стараются компенсировать пробелы в знаниях. Почему финны, японцы, новозеландцы имеют столь высокие результаты. Именно в этих странах для детей созданы равные условия в получении образования. Различия в результатах разных школ, в отличие от России, там несущественные.
Различные диагностический мониторинги позволяет обнаружить пробелы в знаниях учащегося, выяснить причины его ошибок и построить учебный процесс так, чтобы он корректировал и компенсировал эти проблемы. Оценка качества образования во всех его формах должна стимулировать развитие школы, а у нас она ориентирована на жесткий контроль и административные наказания.
С советских времен аттестация выпускников школ проводилась по принципу: три пишем, два в уме. Оценка работы учителя всегда зависела от количества двоечников. До введения ЕГЭ по результатам итоговой аттестации учащихся школы выдавали нам меньше 1 процента двоек. И вдруг по результатам ЕГЭ этот показатель подскочил до 20–30%! Что произошло? Да просто заработал более объективный инструментарий.
Но процедура ЕГЭ несовершенна. Бывает так, что за двойки и тройки по ЕГЭ учителя получают взыскания , многие школы перестали брать слабых учеников в 10-е классы, поскольку опасаются, что они не сдадут ЕГЭ. (И это несмотря на письмо Минобразования, которое не рекомендует использовать результаты ЕГЭ для аттестации учителей и школ). Таким образом, школа перестает выполнять свою главную миссию – обеспечивать качественное общедоступное образование. Поэтому как же можно использовать ЕГЭ для оценки качества образования, если школа не заинтересована в том, чтобы показывать реальные результаты?
Выход, наверное, заключается в принципиальной смене тех задач, на которые нацелены различные процедуры оценки качества образования. Если бы по результатам итоговой аттестации, как во многих странах мира, школам оказывали бы помощь – и финансовую, и методическую, – они были бы заинтересованы показать реальную картину. Школам нужна помощь, поддержка.
Причины слабых результатов по ЕГЕ не в начальной школе, а в основной. Начальная школа дает достаточно высокий уровень сформированности умений чтения и понимания текстов. Но при переходе из четвертого класса в пятый ученик попадает к учителям-предметникам, чья цель – передать максимальный запас знаний. У педагогов нет времени развивать общеучебные умения, они не организуют целенаправленной работы с текстом, с информацией. Поэтому ученики постепенно теряют навыки, полученные в начальной школе, и к концу 9 класса демонстрируют очень низкий уровень овладения ими.
Основная школа требует очень серьезной реформы – именно в этом звене прослеживается значительное ухудшение результатов по сравнению с начальной.
Если задания, предлагаемые на ЕГЕ не выполняются почти половиной школьников, то есть повод задуматься: почему такое большое количество двоек (например, по математике)? В чем причина? В том, что занижен интерес к предмету? Неэффективно преподавание? Завышены требования к уровню подготовки? Если это комплекс причин, значит, нужно системно подойти к решению проблемы – разработать разное содержание и требования для разных профилей школы.
Но если эти требования опять начнут формулировать специалисты, далекие от педагогики, не соотносящие требования с их реальным выполнением, мы опять получим недостижимый результат.
Оценка качества образования должна способствовать развитию школы, принятию взвешенных решений по реформированию образования. Любая инновация, которая не подкреплена кадрами, учебниками, методической базой, а главное, не принятая школой – обречена на неудачу.

А. Ершов, учитель МОУ “Краснолиманская СОШ” Романовского района

      Рынок продажи готового бизнеса в России растет год от года. Все больше людей хотят вложить деньги, пусть даже и небольшие, в реальное дело, попробовать себя в роли предпринимателя. И зачастую приобретение уже действующей компании оказывается оптимальным вариантом достижения этих целей. Но только в том случае, если подойти к вопросу продуманно и основательно.

Малейшее сопротивление продавца в предоставлении информации — сигнал опасности!

При покупке готового бизнеса, вне зависимости от его специфики, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий.

Начать предпринимательскую деятельность (также, как и расширить уже существующую) можно двумя путями: создать новый бизнес или купить готовый. Оценив плюсы и минусы второго варианта, можно решить, подходит ли именно он, или лучше воспользоваться вариантом первым.

Плюсы готового бизнеса:

  • История развития, хорошая или плохая, которая дает возможность его оценить.
  • Наличие помещений и оборудования.
  • Укомплектованный штат сотрудников.
  • Налаженные связи и каналы сбыта.
  • Готовый продукт (услуга), иногда — уже известная марка.
  • Определенный спрос на товары (услуги), возможность прогнозировать его изменение.
  • Детализированные финансовые и бухгалтерские отчеты.

Минусы готового бизнеса:

  • Оборудование может оказаться изношенным, а технологические процессы — устаревшими.
  • Аренда может быть не продлена.
  • Штат сотрудников может оказаться низкоквалифицированным
  • Контрагенты могут быть ненадежными, отношения с ними могли быть испорчены прежним владельцем.
  • Впоследствии могут «всплыть» долговые обязательства (неуплаченные налоги, пени и таможенные пошлины или гарантийные обязательства).

ШАГ 2. Выберите тип бизнеса для покупки

Для этого необходимо ответить на несколько вопросов:

1. Есть ли какой-либо вид деятельности и бизнеса, о котором вы мечтали?

2. Какой тип бизнеса лучше всего соответствует вашим знаниям, навыкам и опыту прошлых лет?

3. Чем вы хотите заниматься: производством, оптом, розницей или оказанием услуг?

4. Интересует ли вас бизнес, связанный с импортом-экспортом?

4. Хотите ли вы привлекать к работе в готовом бизнесе свою семью?

Специалисты рекомендуют вначале сделать выбор между производством, розницей, оптом и услугами, затем решить вопрос с импортом-экспортом, а потом — определить конкретный продукт (услугу) или рынок внутри выбранного сектора.

ШАГ 3. Определитесь со средствами

Первым делом решите, сколько собственных средств вы можете выделить для совершения сделки. Затем определитесь, сколько денег вы можете и готовы взять взаймы (например, в банке).

Обратите внимание: возможность привлечения заемных средств для приобретения бизнеса зависит от наличия ликвидных основных средств и недвижимости. Если вы приобретаете бизнес, у которого есть в собственности такие активы, то в большинстве случаев 50% от общей стоимости бизнеса или инвестиционного проекта вы сможете взять в кредит. Ваши личные активы также могут служить залоговым обеспечением для кредита на покупку нового бизнеса.

ШАГ 4. Подберите подходящие по стоимости варианты

Предприниматели, желающие продать свой бизнес, размещают объявления в газетах бесплатных объявлений или в отделе строчных объявлений местных периодических изданий, в любых бизнес-изданиях или информационных бюллетенях, на специализированных интернет-сайтах. Еще один источник предложений — компании-брокеры, специализирующиеся на продаже готового бизнеса.

Обратите внимание: продавцы далеко не всегда «всенародно» заявляют о продаже своего бизнеса. Причина — в необходимости соблюдения строжайшего режима конфиденциальности, так как сообщение о продаже может вызвать волнение среди клиентов, сотрудников и поставщиков. И многие потенциальные продавцы предпочитают использовать сети личных контактов для поиска покупателей.

Поэтому необходимо также наводить справки в среде друзей, знакомых, предпринимателей, адвокатов, служащих банков, бухгалтеров, консультантов и коллег. Можно также опросить поставщиков или дистрибьюторов, работающих в том бизнесе, которым вы интересуетесь.

ШАГ 5. Выясните причины продажи выбранных компаний

Их у прежнего владельца может быть несколько:

  • Смена места жительства. Отсутствие возможности непосредственного контроля и руководства процессом.
  • Разногласия между собственниками. Не достигнута совместная договоренность о путях дальнейшего развития компании.
  • Потеря интереса к бизнесу. По прошествии 6-8 лет деятельность может просто перестать приносить удовлетворение.
  • Болезнь, достижение почтенного возраста. Ограниченность возможностей владельца по управлению бизнеса, а достойных преемников дела не имеется.
  • Потребность в инвестициях в другой проект. Владелец нашел более выгодное и менее обременительное направление деятельности.
  • Продажа непрофильных активов. Некоторые направления деятельности крупных предприятий или холдингов менее доходны или не вписываются в общую концепцию развития.

В принципе, все причины можно сгруппировать следующим образом:

  • данный бизнес перестал приносить достаточную прибыль (в отрасли наблюдаются спад и снижение деловой активности; компания находится под угрозой банкротства; слабый менеджмент; фирма замешана в криминальных аферах и т.п.);
  • владелец собирается заняться каким-либо другим бизнесом или диверсифицировать свою деятельность; намерен отойти от дел по личным мотивам; у него не хватает средств для развития компании.

Понятно, что покупка компании целесообразна только тогда, когда владелец фирмы руководствуется соображениями, входящими во вторую группу.

В принципе, на этом этапе из всех ранее выбранных вариантов остаются два-три подходящих.

В условиях российского рынка пока еще невозможно оценить стоимость компании, исходя из рыночной стоимости ее акций, так как на открытом фондовом рынке котируются акции только крупных предприятий. Поэтому при оценке малого и среднего бизнеса специалисты рекомендуют применять следующие подходы: доходный, рыночный и затратный.

Доходный подход

При таком подходе стоимость компании определяется величиной ожидаемого дохода. Этот метод предполагает, что покупатель не заплатит за бизнес сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов за интересующий его период. Применяя такой подход, покупатель просчитывает различные варианты развития бизнеса. Однако при таком подходе уровень риска часто определяется слишком субъективно. Данный метод оценки хорош, если доход компании положителен и устойчив.

Рыночный подход

Стоимость бизнеса оценивается путем сравнения продаж компаний сопоставимого размера в недавнее время. Основное условие применения такого подхода — сформировавшийся рынок. Стоимость оцениваемой компании (V1) определяется как произведение отношения рыночной цены компании-аналога (V2) и ее базового показателя (R2) на базовый показатель (R1) оцениваемой компании: V1=V2/R2×R1. В качестве базовых показателей обычно выступают: чистая прибыль, балансовая стоимость предприятия. При выборе сопоставляемых компаний руководствуются следующими требованиями: отрасль предприятий должна совпадать, количественные и качественные характеристики компании должны быть приблизительно равны.

Затратный подход

Стоимость бизнеса определяется суммой затрат ресурсов на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа. Этот подход наиболее эффективен, когда покупатель собирается сравнить затраты на приобретение бизнеса с затратами по созданию аналогичного предприятия.

Однозначного ответа, какой метод оценки применять, нет. В каждом случае подходы комбинируются в зависимости от специфики бизнеса.

Обратите внимание: на данном шаге имеет смысл обратиться к независимым консультантам, бизнес-брокерам или профессиональным оценщикам. Они зачастую играют жизненно важную роль. Ведь определение стоимости бизнеса — это процесс, требующий профессиональных знаний и опыта в различных областях права, математического анализа, экономики, бухгалтерского учета и аудита.

На этом этапе, как правило, остается один подходящий вариант.

ШАГ 7. Изучите выбранный бизнес детально

Если средства позволяют (и игра стоит свеч!), лучше всего опять-таки обратиться к профессионалам и заказать Legal Due Diligence («дью дилидженс») — всеобъемлющую проверку продавца на предмет «должной добросовестности». Как минимум, она позволит прояснить достоверность представленной правовой и финансовой информации, проверить правильность оформления документов и их соответствие действующему законодательству. Как максимум, «дью дилидженс» включает в себя проведение юридического и финансового аудита бухгалтерского и налогового учета, оценку соответствия топ-менеджеров занимаемым должностям, проведение инвентаризации имущества и т.д. до бесконечности.

Если сомнений не очень много, да и сумма сделки не так велика, можно попробовать заняться вышеописанной процедурой самостоятельно: задавайте как можно больше вопросов, требуйте отчетность, справляйтесь о номерах и моделях оборудования и датах их приобретения, наводите справки о деловой репутации, узнавайте о всех обязательствах приобретаемой компании и т.д.

Обратите внимание: малейшее сопротивление продавца в предоставлении интересующей вас информации — сигнал опасности!

Серьезными основаниями для беспокойства также являются:

1. Укороченные жесткие временные рамки для продажи бизнеса.

2. Отсутствует ключевая информация по объекту.

3. Получение даже существующей информации затруднено.

4. Нет ясной причины продажи или обоснования причины продажи не вызывают доверия.

5. Обнаружено, что хотя бы часть информации об объекте продавец исказил или неправильно интерпретировал.

ШАГ 8. Минимизируйте возможные риски

1. Наведите справки обо всем, что потенциально может причинить ущерб бизнесу.

2. Выясните состояние имущественного комплекса и особенности его месторасположения. Так удастся предотвратить проблемы, например, в связи с расторжением арендного договора.

3. Нужно опираться на факты и по возможности не верить на слово, каким бы благонадежным ни был продавец. Особенно это касается объемов прибыли и оборота фирмы, заявленных продавцом.

4. Предложите заключить гарантийное обязательство об отсутствии долгов, которые не проходят по бухгалтерии. Его подписывают все учредители и гендиректор. Юридическая защита покупателя заключается в том, что после подписания гарантийного обязательства они несут персональную ответственность за любые заимствования компании в течение последних трех лет. В случае возникновения негативных последствий у покупателя появляется возможность отправить кредиторов к их реальному должнику, либо, если дело дойдет до суда, подать регрессный иск о защите своих прав.

5. Также юристы рекомендуют составить подробный план передачи управленческих полномочий. Это особенно важно для сохранения отношений с клиентами, поставщиками, партнерами по прочим операциям и работниками приобретаемого предприятия. Ведь покупателю важно сохранить дееспособный бизнес.

6. В договоре с продавцом нужно указать, что новый владелец приобретает только те долги, связанные с деятельностью предприятия, которые указаны в договоре. А задолженности, связанные с предыдущей деятельностью предприятия, к новому владельцу не переходят. В договоре и приложениях к нему должен быть приведен детальный перечень всех задолженностей, включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

ШАГ 9. Начинайте переговоры о покупке

Если все ваши сомнения разрешились в положительную сторону, делайте формальное предложение и переходите к переговорам.

Обратите внимание: продавцы предпочитают не иметь дела с несерьезными покупателями, поэтому не удивляйтесь, если вам предложат внести залог, подобно тому, как это делается во время проведения операций с недвижимостью.

Как правило, на переговорах обе стороны начинают с максимальных и минимальных предложений и постепенно смягчают свои условия. Поэтому вы должны заранее определить цену и условия, на которых вы согласны приобрести бизнес. Естественно, начните с более выгодных для себя условий. Будьте готовы к тому, что продавец встретит ваше первое предложение условиями, которые вы сочтете несправедливыми. Это — неизбежная часть торга. Если ваши намерения серьезны, работайте в направлении условий, которые вы согласны принять.

ШАГ 10. Приобретайте бизнес!

Справка

Рынок продажи готового бизнеса: итоги 2006 года

(www.1nz.ru/readarticle.php?article_id=1278)

Наиболее востребованными и предлагаемыми, как обычно, остаются кафе и небольшие рестораны в ценовом диапазоне 50-150 тыс.$; парикмахерские, салоны красоты (25-50 тыс.$); автосервисы (100-250 тыс.$).

Среди турагентств преобладают предложения 10-20 тыс.$, на которые спрос, как правило, очень незначительный. Достойными предложениями могут считаться туристические компании, обладающие не только турагентской, но и туроператорской лицензией, имеющие собственных представителей за рубежом и договора с отелями и гостиницами. Но цена такой компании уже будет от 30 тыс.$ и выше.

Наметились определенные предпочтения в приобретении бизнеса, связанного с оказанием нематериальных услуг: консалтинговые, аудиторские компании, образовательные учреждения. Инвесторы готовы вложить в такие компании, существующие более 5-7 лет и обладающие всеми необходимыми лицензиями и разрешениями, до 150 тыс.$. Стали предлагаться такие виды бизнесов, как модельные, концертные агентства. Больше появилось предложений по продаже рекламных и рекламно-производственных компаний.

В области медицины и фармакологии виден избыток предложений медицинских центров и стоматологических клиник и, напротив, спрос на аптеки и аптечные киоски, превышающий предложения.

В розничной торговле наблюдается значительное превышение предложения над спросом. Это характерно для небольших магазинчиков и павильонов в торговых центрах стоимостью 30-180 тыс.$.

Среди производственных предприятий пользуются популярностью заводы по производству кирпича, блоков, плитки. Покупатель может заплатить за такой бизнес до 1 млн $, но он должен быть уверенным, что сохранятся все старые связи и потребители. В то же время уменьшается спрос на такой вид бизнеса, как производство окон и дверей из ПВХ. Встречаются предложения по пищевому производству (колбасные, кондитерские цеха) стоимостью 400-700 тыс.$, но спрос на них невелик.

Солнышки, звездочки, зайчики
Плюсы . Не оказывают отрицательного, вредящего учебе психологического давления, как настоящие (в баллах) оценки. Дети постепенно привыкают к тому, что отныне все, что они делают, учитывается и оценивается.

Минусы . Очень быстро начинают восприниматься, как аналоги обычных цифровых оценок. Но так как в большей степени носят поощрительный характер, то не позволяют реально оценить уровень знаний и прогресс ученика.

5-балльная система
Плюсы . Традиционна, привычна, понятна как родителям, так и ученикам, к тому же хорошие отметки повышают самооценку учащегося.

Минусы . Не очень точно оценивает результат (отсюда тройки с плюсом и четверки с минусом). Не позволяет отметить прогресс, чем снижает мотивацию к учебе (если сделал 30 ошибок, а потом улучшил результат в 2 раза, все равно отметка - "2"). Плохие оценки могут поставить клеймо и нанести психологическую травму на всю жизнь. Зачастую оценка определяется не только знанием, но и поведением, прилежанием, значит оценивается не ученик, а человек, личность.

10-, 12-балльная система
Плюсы . Балее тонкая градация позволяет четче определить уровень знаний. Психологически комфортнее: "шестерка" звучит обнадеживающе, чем "тройка".

Минусы . Не решает основных психологических и образовательных проблем традиционной системы. Дети не учатся лучше, а родители путаются в непонятных баллах.

100-балльная система
Плюсы . Нет конфликта с ЕГЭ, также оцениваемого по 100-балльной шкале. Позволяет понять, сколько не хватает до идеала и наглядно увидеть прогресс, если учиться лучше.

Минусы . Может породить ощущение несправедливости при оценке творческих заданий. Как и другие оценочные системы, нацелена не то, чтобы все ученики выполняли задания только хорошо и отлично, что, понятное дело, в принципе нереально.

Система с присуждением мест (рейтингов)
Плюсы . Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый - один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика.

Минусы . Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.

Критериальная система (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям)
Плюсы . Иностранный язык, допустим, может оцениваться по семи критериям, математика - по четырем. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов ("я плохой, глупый, слабый").

Минусы . При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения "я - отличник". Потому что чем более она дифференцирована, тем сложнее получить верхние и нижние оценки по всем критериям. А эмоции, не только положительные, но и отрицательные, - сильный стимул в учебе.

Зачет/не зачет (удовлетворительно/неудовлетворительно)
Плюсы . Не создает лишнего соперничества между учащимися, нацеливает ребят на получение результата.

Минусы . Очень тонкая грань между положительной и отрицательной оценкой. Нет мотивации к самосовершенствованию (выучить, сделать лучше, качественнее). Такой подход может перенестись и на другие сферы жизни, что ведет к снижению ее качества.

Отметки вовсе не выставляются
Плюсы . Создает психологический комфорт. Позволяет осознать: гнаться надо не за оценками, а за знаниями, и сконцентрироваться на учебе. Не испытывая оценочного невроза, некоторые дети начинают учиться заметно лучше. Не надо списывать, хитрить из страха получить плохую отметку, врать родителям и прятать дневник, если получил неудовлетворительную отметку.

Минусы . Для многих учеников меньше становится стимулов хорошо учиться. И им, и родителям сложно бывает объективно оценить, как усвоен материал.

А как выставляются оценки за границей?
Отметки были и есть в школах всего мира, причем с древнейших времен они не сильно изменились. Например, детям в Древнем Египте давали одну палочку за посредственный ответ и две - за хороший. Потом палочки стали просто чертить на ученическом пергаменте. Примерно так происходит и сейчас. Какая же система оценок сегодня в других странах? Может быть, нам есть чему у них поучиться?

Германия . 6-балльная шкала. В немецкой системе 1 балл - лучшая оценка, а 6 - худшая.

Франция . 20-балльная система. Надо заметить, что, за редким исключением, выше 17-18 баллов франзуским школярам не ставят. У французов есть даже соответствующая поговорка: отметку в 20 баллов способен заслужить лишь сам Господь, а 19 - положено учителю. Так что французским хорошистам приходится удовлетворяться только 11-15 баллами.

Италия . 30-балльная система. Наиболее дифференцированная шкала среди европейских стран. У самых лучших учеников в тетрадках - сплошные "тридцатки".

Великобритания . Словесная система. В некоторых английских школах вместо цифровой отметки в тетради или дневнике ученика можно увидеть запись типа "на уроке отвечал в основном без ошибок", "домашнее задание выполнено средне", "контрольная работа написана в целом неплохо".

США . Буквенная система (A-F). Американские школьники получают "индекс качества" от А до F. Отметка "А" выставляется в том случае, если ученик правильно выполнил более 90% задания, отчасти она соответствует привычным для нас "5" баллам.

Япония . 100-балльная шкала. Удивительно, но в Японии часто бывает ситуации, когда отметка выставляется не одному конкретному ученику за выполненное задание или решенный пример, а всему классу сразу - одна коллективная оценка.

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед вузами страны, является повышение качества образования. Одним из ключевых направлений в ее решении считается необходимость перехода на новые стандарты. В соответствии с ними устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее подробнее.

Назначение

Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. Трудоемкость конкретного предмета и всей программы в целом измеряется в зачетных единицах. Рейтинг представляет собой некую числовую величину, которая выражается в многобалльной системе. Она интегрально характеризует успеваемость обучающихся и участие их в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины. Балльно-рейтинговая система рассматривается как важнейшая часть деятельности по контролю качества образовательной работы института.

Преимущества


Значение для преподавателей

  1. Подробным образом планировать образовательный процесс по определенной дисциплине и стимулировать постоянную активность обучающихся.
  2. Своевременно корректировать программу в соответствии с результатами контрольных мероприятий.
  3. Объективно определять итоговые оценки по дисциплинам с учетом систематической деятельности.
  4. Обеспечивать градацию показателей в сравнении с традиционными формами контроля.

Значение для обучающихся


Подбор критериев

  1. Выполнения программы в части практических, лекционных, лабораторных занятий.
  2. Исполнения внеаудиторных и аудиторных письменных и прочих работ.

Сроки и количество контрольных мероприятий, а также количество баллов, которое выделяется на каждое из них, устанавливаются ведущим преподавателем. Педагог, ответственный за осуществления контроля, должен на первом занятии проинформировать обучающихся о критериях их аттестации.

Структура

Балльно-рейтинговая система предполагает подсчет результатов, полученных обучающимся за все виды учебной деятельности. В частности, учитывается посещение лекций, написание контрольных работ, выполнение типовых расчетов и пр. Так, например, общий результат на кафедре химии может складываться из следующих показателей:


Дополнительные элементы

Балльно-рейтинговая система предусматривает введение штрафов и поощрений для обучающихся. Об этих дополнительных элементах преподаватели информируют на первом занятии. Штрафы предусматриваются за нарушения требований к подготовке и оформлению рефератов, несвоевременно сданные типовые расчеты, лабораторные работы и пр. По окончании курса педагог может премировать студентов прибавлением к набранному числу дополнительных баллов.

Перевод в академические отметки

Он осуществляется по специальной шкале. Она может предусматривать следующие пределы:


Другой вариант

Общее число баллов зависит и от уровня трудоемкости дисциплины (от размера кредита). Балльно-рейтинговая система может быть представлена в следующем виде:

Балльно-рейтинговая система: плюсы и минусы

Положительные аспекты этой формы контроля очевидны. В первую очередь активное присутствие на семинарах, участие в конференциях не останется незамеченным. За эту деятельность студенту будут начисляться баллы. Кроме этого, будет учитываться Студент, который наберет определенное число баллов, может получить автоматический зачет по дисциплине. Посещение самих лекций также будет учитываться. Недостатки балльно-рейтинговой системы заключаются в следующем:


Заключение

Ключевое место в балльно-рейтинговой системе занимает контроль. Он предусматривает сквозную аттестацию по всем дисциплинам в рамках учебного плана. В результате студенту присваивается рейтинговая оценка, которая, в свою очередь, зависит от степени подготовленности. Преимуществом применения такой формы контроля выступает обеспечение ее информационной прозрачности и открытости. Это позволяет обучающимся сравнивать свои результаты с показателями однокурсников. Контроль и оценивание учебных достижений выступает как важнейший элемент образовательного процесса. Они должны осуществляться систематически на протяжении семестра и всего года. Для этого формируются рейтинги обучающихся в группе и на курсе по конкретным дисциплинам, выводятся внутрисеместровые и итоговые показатели за определенный период.