Одинаковые ударные гласные звуки. Использование орфографического словаря

ФОНОЛОГИЯ.

§ 10. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук.. . . . . . . . . . . . . .

§ 11. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

§ 12. Система согласных фонем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 13. Сильные и слабые позиции согласных фонем.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ГРАФИКА

§ 14. Предмет графики как научной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 15. Характеристика русского алфавита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 16. Слоговой принцип русской графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . .

V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольная работа №2 по темам «Фонетика. Фонология. Графика.» . . . . .

VI. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»

VII. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. . . . . . .

VIII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IX. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

ФОНЕТИКА

Понятие о фонетической транскрипции

Фонетической транскрипцией называется специальная система записи звучащей речи. Эта транскрипция выполняется в квадратных скобках. Один знак в транскрипции всегда обозначает один и тот же звук (т.е. для обозначения одного звука всегда используется один и тот же знак). Существует несколько основных правил транскрибирования.

1. В транскрипции используются знаки, напоминающие гласные буквы русского алфавита, кроме я, ё, ю . Знак е обозначает звук [е] переднего ряда, знак э – звук [э] передне-среднего ряда.

2. Знаки ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных звуков 2-ой степени редукции: [ъ] – редуцированный среднего ряда среднего подъема нелабиализованный, [ь] – редуцированный переднего ряда верхне-среднего подъема нелабиализованный.



3. Редуцированный звук, близкий к [а], обозначается в транскрипции знаком [Λ]. Редуцированный звук, средний между [и] и [е] (или «[и] с призвуком [е]»), обозначается в транскрипции [и е ]. Звук, средний между [ы] и [э] (или «[ы] с призвуком [э]»), обозначается в транскрипции [ы э ].

4. Точка над гласным звуком непереднего ряда обозначает продвижение ударного гласного вперед под влиянием соседних мягких согласных, например: [ла́˙н’], [л’˙о́н], [л’˙у́˙д’и ].

5. Знак ^ над гласным переднего ряда обозначает напряженность, закрытость ударного гласного, которая появляется под влиянием мягких согласных: .

6. Черта под гласным звуком обозначает количественную редукцию безударного гласного верхнего подъема, например: [ы ].

7. В транскрипции используются знаки, напоминающие согласные буквы русского алфавита, кроме щ. Обозначаемый ею звук в транскрипции передается знаком [ш’:], например: [ш’:и]. Для обозначения среднеязычного сонорного согласного используются знак латинского алфавита [j] или [й]. Для обозначения звонкого фрикативного заднеязычного согласного, часто употребляемого в словах церковной тематики, используется знак греческого алфавита [γ], например: [бо́γъ ра́˙д’и ].

8. Мягкость согласного обозначается знаком «апостро́ф», например: [д’]. Отсутствие апострофа указывает на твердость согласного звука, например: [д].

9. Долгота согласного звука обозначается либо чертой над звуком [ка´съ], либо двоеточием после звука, например: [ка´с:ъ].

10. Знак под сонорным согласным обозначает оглушение сонорного звука, например: [мокр ^ ].

11. Дуга над сочетанием согласных означает их слитное произношение: [но˙д’ж’-бы ]

12. Тире «-» обозначает, что два (или более) лексических слова являются одним фонетическим (безударные слова в произношении примыкают к ударным), например: [у -до́мъ] [к-на́м-л’и ]

13. В транскрипции не используются прописные буквы и отсутствуют знаки препинания.

14. Знак / обозначает паузу в речевом потоке, при помощи этого знака фраза делится на синтагмы. В конце фразы ставится //, т.к. эта пауза более длительная.

15. В каждом фонетическом слове при транскрибировании указывается ударение.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Основные ударные гласные звуки

§3. Классификация согласных звуков

Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:

2. по месту образования шума;

3. по способу образования шума;

4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».

Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Или проверяем по орфографическому словарю.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

1. Прочитай.

      Всходит солнце над землёю
      С каждым днём всё выше.
      И весь день, кружась, воркуют
      Голуби на крыше.
      (И. Суриков)

  • Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её назвать?
  • Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Над какими словами знак ударения не ставится?

2. Познакомься с Памяткой 2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?». Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой - безударный.

Вишня, слива, смородина.

3. Прочитай скороговорку.

      На дворе трава,
      на траве дрова.

  • Спиши. Произнеси безударный гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?

Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

4. Спиши слово-название птицы. Что оно обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.

  • А теперь измени слово сова так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Запиши его. Подчеркни букву, которой обозначен ударный гласный звук.

Обрати внимание! При изменении слова (сова́ - со́вы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о .

  • Какое же слово может быть проверочным для слова сова ?

5. Прочитай слова так, как они написаны. А теперь прочитай так, как мы их произносим.

  • В каких словах звучание выделенных букв не совпадает с написанием? Почему?
  • Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре слов?
  • Какое слово будет проверочным для каждого из данных слов: земля, сосна, страна, зима? Объясни свой ответ.

6. Прочитай . Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. Подбери к каждому слову проверочное.

  • Напиши сначала проверочное, потом проверяемое слово.

7. Прочитай слова . Почему их написание надо проверять?

Столы́, ... - листы́, ... - слоны́, ... - врачи́.

  • Подбери проверочные слова. Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.

8. Прочитай . Какое слово каждой пары является проверочным словом, а какое - проверяемым?

Го́ры - г..ра́, шкаф - шк..фы́, све́чи - св..ча́, чи́сла - ч..сло́.

  • Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы.
  • Составь предложение с любым словом. Запиши его.

9. Прочитай .

П..сьмо́, ... - ш..ры́, ... - р..ка́, ... - ..гра́, ... - п..тно́, ... - р..са́, ... - м..ря́.

  • Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

10. Прочитай проверочные слова.

, гнёзда - ..., слёзы - ..., щёки - ..., о́сы - ..., ска́лы - ..., стре́лы - ... .

  • Подбери к каждому проверочному слову проверяемое. Для этого измени слово так, чтобы ударный гласный звук стал безударным.
  • Напиши сначала проверочное слово, затем проверяемое. Обозначь в словах ударение.

11. Прочитай . Какие слова-названия времен года в предложении пропущены?

      Хороша... снегами,
      ... цветами,
      ... грибами,
      ... плодами.

    Слова для справок: весна, осень, зима, лето.

  • Спиши предложение, вставляя пропущенные слова. Докажи, что выделенные в словах буквы написаны правильно.

12. Прочитай загадки . Объясни отгадки.

      Глаза на рогах, а домок на спине.
      Хвост серпом, голова с гребешком.

  • В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься? Спиши любую загадку.

13. Прочитай . Объясни значение каждого слова. Чем интересны эти слова?

  • В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
  • Спиши любую группу слов. Обозначь в них ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

14. Прочитай выразительно загадку.

      Что за зверь ле сной
      Встал, как столбик, под со сной
      И стоит среди тра вы -
      Уши больше го ло вы?
      (Е. Трутнева)

  • Кто стоит среди травы?
  • По каким особым приметам можно узнать этого зверька? Напиши отгадку.
  • Почему надо проверять написание выделенных в словах букв?

за ́яц

15. Прочитай . Какие буквы в словах пропущены?

о? а?

К..за, г..ра, гл..за, м..ря, к..льцо, ш..ры, сл..ва, ш..ги, гр..чи, х..лмы, стр..на, в..да, с..сна, с..ды, гр..за.

е? и?

Гн..здо, з..мля, ч..сло, п..тух, з..рно, гр..бы, п..сьмо, стр..ла, з..ма, ст..на, р..ка, п..ла, с..стра.

  • Почему написание пропущенных в словах букв надо проверять? Как это сделать?
  • Напиши любые пять слов, вставляя пропущенные буквы.

16. Прочитай .

Узнать, правильно ли написано слово, можно в специальной книге, которая называется « Орфографический словарь ».

Орфографический словарь точно указывает, как надо грамотно писать слово, которое вызвало у тебя затруднение.

  • Познакомься с орфографическим словарём учебника.
  • Узнай по словарю, какая буква пропущена в данных словах.

Дев..чка, мальч..к, р..бота, м..дведь.

Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных звуков в результате колеба-ния напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и при-дают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, или его качество, зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолон-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), то и тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.

Язык — самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.

Степень поднятия языка к нёбу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]), среднее положение — гласные среднего подъема ([э], [о]) а нижнее — гласные нижнего подъема ([а]). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема — открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем по-чувствовать движение языка по вертикали.

Тело языка может также смещаться горизонтально: придвигаться ближе к зубам или отодвигаться назад, к корню языка, формируя глас-ные переднего ряда ([и], [э]), среднего ([а]) и заднего ([у], [о]). Если мы произнесем последовательно гласные [и], [ы], [у], мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.

При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется по вертикали: [э] и [о] — гласные среднего подъема, а [а] — гласный нижнего подъема; однако при этом еще наблюдается движение языка вперед (при про-изнесении гласного переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласного заднего ряда — [о]) или язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ряда).

В образовании гласных также могут участвовать губы. При про-изнесении огубленных гласных ([у], [о]) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.

При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее про-износим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки — ртораскрыватели.

Функциональное отличие гласных от согласных состоит в в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а со-гласный в составе слога обычно сопутствует гласному.

Гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный звук более долгий и интенсивный, произносит-ся с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способ-ствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной, четкой. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в ко-тором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например, сом—сам, лес—лис. Материал с сайта

Гласный безударный (редуцированный) звук — гласный звук, произно-симый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безу-дарном положении гласные звуки характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные звуки, которые произносятся с ре-дукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без уда-рения является слабой, так как в этом положении гласные, произно-симые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: Я сама [сама] поймала сома [сама] или Я в лесу [лису] увидел лису [лису].