Органы речи и их функции. Речевой аппарат человека

Перечисляя науки, имеющие отношение к речи, в предыдущей главе автор умышленно не коснулся ее физиологических основ - тех органов человека, которые обеспечивают функционирование видов речи: говорения, аудирования, письма, чтения, внутренней, мысленной, речи. Строго говоря, органы речи - тема не филологическая, но филологу, изучающему речь, - вполне материальную деятельность - необходимо ознакомиться хотя бы с основными блоками.

Термин блоки не следует понимать прямолинейно: так, в блоке говорения, произносительном, мы действительно можем назвать реально существующие органы: голосовые связки, язык, полость носа...

Иное дело - органы мысленной, внутренней речи, органы, обеспечивающие кодовые переходы. Когда мы говорим о блоке восприятия звучащей речи, то имеем в виду как физиологические органы (ушную раковину, барабанную перепонку), так и процессы, механизмы преобразования акустического сигнала, перевода его на универсальный предметный код, по Н.И. Жинкину.

Но если, рассматривая блоки говорения и аудирования, мы наряду с процессами перекодирования можем назвать и некоторые органы, например ухо, то конкретного центра памяти назвать не можем, используем гипотетическую модель (есть гипотеза нейронной теории памяти, связанная с биотоками; есть химическая гипотеза).

Память представляет собой процессы сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности, в сознании, она служит важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе обучения и развития. В памяти сохраняется информация, закодированная в форме образов и в форме языковых кодовых единиц и правил. Нам нелегко понять, как форма языковой единицы - слова связана в памяти со значением, с образом или понятием, но такая связь подтверждается фактом речи - говорения и аудирования.

Механизмы памяти обладают следующими способностями: запоминанием, сохранением, пониманием, воспроизведением. Память также обладает способностью развития. Она обладает огромным объемом - запасом памяти. Память существует в двух формах: долговременной памяти и кратковременной, так называемой оперативной, памяти. Память входит в целостную структуру личности человека, структура хранимой в памяти информации обладает способностью перестраиваться, например, может изменяться отношение человека к своему прошлому.

Долговременная память - это подсистема, обеспечивающая постоянное сохранение: язык, как правило, хранится, даже при отсутствии его повторения, многие десятилетия, порой всю жизнь. Но лучшее хранение - это воспроизведение, т.е. речь. Долговременная память не только сохраняет огромное количество языковых единиц, но и упорядочивает их, что позволяет в нужный момент передавать их в оперативную, кратковременную память. Память сохраняет и воспроизводит языковые единицы всех уровней - эталоны звучания, фонемы, правила сильных и слабых позиций фонем, эталоны интонаций; слова - тоже в виде эталонов, соотнесенных со значениями; фразеологию и эталоны сочетаемости слов; морфологические формы, правила словоизменения и сочетания; правила и модели синтаксических конструкций, внутритекстовых связей, целые заученные тексты, композицию, сюжеты...

Объем языковой (речевой) памяти у человека, получившего современное образование, исчисляется сотнями тысяч единиц.

Материальная природа функционирования памяти, как и всей системы, обеспечивающей речь, нам неизвестна, но методом моделирования удается, со значительной степенью вероятности, предположить, что наряду с долговременной есть еще кратковременная, или оперативная, память. Это тоже подсистема, она обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, переданных из долговременной памяти.

Механизм оперативной памяти принимает от органов восприятия речи информацию в языковых формах и передает ее в долговременную память.

Именно в механизме оперативной (кратковременной) памяти подготавливается, конструируется устное или письменное высказывание. Этот процесс протекает на уровне внутренней речи, или мышления, с упреждением, объем которого возрастает по мере речевого развития человека.

Подготовленное в блоке оперативной памяти высказывание передается в другие блоки, где происходит «озвучивание» или написание текста.

Речевые центры мозга, ведающие всеми речевыми операциями, а также языковой памятью, приблизительно установлены физиологами в процессе соотнесения участков поражения коры больших полушарий головного мозга и дефектов речи, а также другими методами исследования. Точными данными, которые могли бы прояснить механизмы мозга, наука не располагает.

Травмы определенных участков мозга приводят к потере речи. Это позволяет, однако, сделать вывод: именно здесь сходятся и осуществляются акты понимания речи, акты кодовых переходов, здесь формируется содержание говоримого, усвоение услышанного и прочитанного. Здесь сосредоточены центры самосознания, самоконтроля, самооценки, интеллекта - всего того, что составляет феномен личности человека. Человек, утративший по какой-то причине свою память, язык, способность речи и мысли, - это уже не личность. Манкурт.

Эти центры психики человека надежно защищены самой природой от непрошенного вторжения не только посторонних, но и самого субъекта.

Произносительный аппарат, механизм говорения, легко доступен изучению: эти органы всем известны. Легкие, подающие в гортань струю воздуха, необходимую для образования звуков речи; голосовые связки, вибрирующие при прохождении струи воздуха и создающие звук, голос; резонаторы - полости рта и носа, меняющие свою конфигурацию в процессе говорения; подвижные органы, изменяющие форму резонаторов и тем изменяющие звучание; мягкое нёбо, открывающее и закрывающее полость носа; подвижная нижняя челюсть, губы и особенно язык. Все они обеспечивают так называемую членораздельную речь, артикулируют звуки данного языка. Здоровый, хорошо натренированный произносительный аппарат речи более или менее легко продуцирует звуки родной речи, а иногда - и звуковую систему двух-трех языков; вырабатывается дикция.

В работу произносительных органов субъект имеет возможность вмешиваться по своему желанию: умышленно изменять звучание голоса, нарочито произносить некоторые звуки, говорить громко или тихо. Он может тренировать свой произносительный аппарат: артистам «ставят голос»; логопед устраняет ребенку шепелявость или «рычание».

Органы аудирования обеспечивают прием акустических сигналов, т.е. устной речи.

Ушная раковина - это внешняя часть устройства, принимающего акустическую речь. У человека этот орган невелик и неподвижен: не может обращаться в сторону источника принимаемой речи (в отличие от уха некоторых животных).

Открытость, доступность аппарата говорения позволяет получить понимание функционирования этого блока, кроме механизма кодовых переходов. Этой доступности нет в блоке аудирования.

Звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки и затем, через систему слуховых косточек, жидкостей и других образований передаются восринимающим рецепторным клеткам. От них сигнал поступает в ечевые центры мозга. Здесь совершается акт понимания услышанной речи.

Более подробно говорение, порождение высказывания и вос-риятие речи будет описано в соответствующих главах.

Условно можно предположить наличие физиологического комплекса координирующих, управляющих механизмов.

Обратимся к механизму говорения. Каждый звук речи в произносительном аппарате артикулируется, у каждого звука - свой способ образования с участием различных органов: голосовых связок, языка и пр., что и кладется в основу фонетических классификаций. Так, образование гласных и согласных звуков различается наличием или отсутствием шумов; подобным же образом озникают пары звонкие-глухие согласные; шумы создаются либо рывком воздуха при резком размыкании губ, без голоса, либо при резком отрывании языка от нёба, от альвеол, от зубов, или в результате прохождения воздуха сквозь узкую щель, создаваемую между языком, нёбом, зубами. Звукообразующие возможности произносительного аппарата человека избыточны, это позволяет человеку усваивать, хотя подчас с трудом, звуковые системы неродных языков, достигать отчетливого разграничения звуков и их сочетаний, что помогает дифференцировать звуки - их называют членораздельными. Речь на незнакомом языке воспринимается человеком как нечленораздельный акустический поток: требуется значительный опыт восприятия незнакомого языка, чтобы научиться выделять в речевом потоке на этом языке все большее количество разных звуков.

Ухо, точнее - весь комплекс органов восприятия устной речи, улавливает звуки окружающего мира, отделяет звуки речи на знакомом языке, дифференцирует их, улавливает ритмику слогов, выделяет комплексы, напоминающие фонетические слова; затем происходит сравнение полученных фонетических слов с соответствующими эталонами, хранящимися в долговременной речевой памяти... Здесь мы вступаем в область догадок, а возможно - и научных гипотез.

Об устройстве координационной системы известно очень мало. Предположительно, эта система связывает все блоки речевых механизмов, речевую память, говорение, аудирование, письмо, чтение, внутреннюю речь, мир эмоций, воображение, интуицию, предвосхищение возможного результата речи и даже возможность разного понимания сказанного и услышанного.

Координация неотделима от контроля и управления процессами речи, особенно в условиях быстрого диалога. Следовательно, координационная система должна быть одновременно и центральной, и периферийной. Она охватывает не только речемыслитель-ные процессы, но и всю деятельность индивида. По-видимому, в человеке как в функционирующей системе речемыслительная деятельность наиболее сложна и всеохватна.

Каждый из нас, пользуясь методом самонаблюдения, может заметить не частые, но неизбежные сбои в координации речевых действий: ошибка в ударении, особенно при еще не окрепшем навыке (феномен - «феномен»), нечаянная замена буквы при письме и т.п. Бывают задержки в выборе слова, ошибки в согласовании, удивляющие самого говорящего и приводящие к срыву общения.

Такие самонаблюдения подтверждают наличие физиологической основы координации в речемыслительном процессе.

Мы не решаемся даже предположить существование какого-то специального органа кодовых переходов во внутренней речи. Но последние не только несомненно существуют, но и играют важнейшую роль в речи.

Человек пользуется в речевой деятельности, как минимум, кодом устной речи, или акустическим, кодом письменной речи, или графическим, и кодом (кодами?) внутренней речи, или мыслительным. Н.И. Жинкин использовал также понятие «речедвига-тельного кода» («О кодовых переходах во внутренней речи») (Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. - М., 1998. - С. 151). Здесь же он выдвигает гипотезу предметно-изобразительного кода внутренней речи (С. 159). Понимание, по Жинки-ну, есть переход с одной кодовой системы на другую, например, со словесного кода на код образов. Он ввел понятие универсального предметного кода.

Недаром проблема кодовых переходов интересует многие науки, и в первую очередь - психолингвистику.

Кстати, во внеречевой деятельности человек пользуется множеством кодов: каждый иностранный язык, диалекты, жаргоны - это коды, которые используют носители родного языка, иногда переводят, владеют этими кодами; стили речи - это внутриязыковые коды, математические символы - тоже код, химические формулы, знаки, используемые в географических картах, - все это кодовые (знаковые) системы. Человек пользуется бесчисленным количеством подобных кодов во внешней речи, в познавательной, интеллектуальной деятельности.

Органы письма - это условность: природа не предусмотрела в организме человека таких специальных органов. По-видимому, современное письмо было изобретено слишком поздно. Для письма человек использует:
а) органы зрения;
б) руки как органы деятельности;
в) частично - ноги, туловище для опоры во время письма.

Сам феномен письма как перехода с мыслительного на графический код (через посредство фонемного кода, поскольку наше современное письмо, в частности русское, имеет фонемную основу) не есть спонтанное действие, подобное мысли, это продукт изобретательской способности людей.

Не следует забывать, что письмо, или письменную речь, - выражение мысли в графическом коде, обслуживают и речевые центры мозга, и память - долговременная и кратковременная, оперативная, и координирующие механизмы, и даже произносительные органы, ибо установлено, что человек во время письма совершает микродвижения произносительного аппарата и ощущает эти микродвижения (эти ощущения называются кинестезии). Письмо осложнено также правилами графики и орфографии, эти правила сложны, их бывает трудно усвоить.

Заметим также, что овладение письменной речью в обоих вариантах - письма и чтения - в современном обществе нуждается в специальном обучении, не происходит само собой, подобно усвоению устной речи; имеет место и самообучение детей, обычно 5-6 лет. Оно встречается все чаще, и можно ожидать прогресса в этой области.

Чтение, как и письмо, тоже представляет собой перекодирование; его обеспечивает зрительный аппарат, в варианте громкого чтения - также произносительный блок. Читающий осуществляет перекодирование текста с графического кода на мыслительный и в варианте устного чтения - еще на акустический код. Понимание читаемого обеспечивает мысленный код, код образов и понятий. Им ведают речевые центры мозга, оперативная память.

Чтение - источник познания, образования. Оно достигает у субъекта степени автоматизма и связано с умениями осознанного запоминания, логического обобщения, систематизации знаний и их воспроизведения в речи и применения на практике в соответствующих ситуациях.

Таким образом, физиологическая основа едина для мышления и речи; она имеет отделы, центры, не поддающиеся контролю сознания, не подчиняющиеся волевым воздействиям субъекта; материальная природа некоторых органов речи и их функционирования пока не поддается изучению, она познается лишь на уровне гипотез; тем не менее система органов мысли и речи обладает высокой устойчивостью и нуждается в обеспечении питательными веществами (система весьма чувствительна к недостаточному питанию, а также к стимуляторам и наркотическим средствам). Внешние органы - глаз, ухо, органы говорения и пр. нуждаются в тренировке, в профилактике и в доведении их действия до уровня навыка; внутренние процессы - припоминание, выбор слова, кодовые переходы и пр. также поддаются совершенствованию.

Для того, чтобы овладеть английским произношением, студенту прежде всего необходимо знать устройство речевого аппарата, органы речи и их функции.

Мы произносим звуки, выдыхая воздух из легких (the lungs ). Выдыхаемый воздух через трахею (the trachea ) поступает в гортань (the glottal cavity ["glɔtәl "kævıtı]) - верхнюю часть трахеи, в которой находятся голосовые связки (the vocal cords ["vәυkәl "kɔ׃dz]).

Голосовые связки представляют собой две мускульные эластичные складки, они могут сближаться и одновременно натягиваться или раздвигаться и расслабляться; пространство между ними называется голосовой щелью (the glottis ["glɔtıs]). Когда голосовые связки напряжены, поток воздуха приводит их в колебательное движение, они вибрируют, производя музыкальный тон или голос (tone or voice ), который мы слышим при произнесении гласных, сонантов и звонких согласных, например , [n], [z]. Когда голосовые связки не напряжены и раздвинуты, воздух свободно выходит через голосовую щель. Таково положение голосовых связок при произнесении глухих согласных, например [s], [p]. Если прикоснуться к гортани, можно почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении гласных звуков и звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих согласных.

Над гортанью располагается полость зева, или фарингальная полость (the pharyngeal [ˌfærın"ʤıәl] cavity), ротовая полость (the mouth cavity) и носовая полость (the nasal ["neızәl] cavity). Их объем влияет на качество звуков.

Из фарингальной полости выдыхаемый воздух может выходить через ротовую полость, если мягкое небо (the soft palate ["pælıt]) c маленьким язычком (the uvula ["ju:vjulə]) поднято, или через носовую полость, если мягкое небо опущено. В первом случае образуются ртовые (oral ["ɔ:rәl]) звуки, во втором - носовые (nasal) звуки. В английском языке три носовых согласных звука - это [m], [n], [ŋ], один гортанный [h], остальные ртовые.

Язык (the tongue ) - самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков. Подъем языка в ротовой полости зависит от величины ротового раствора, т.е. от положения нижней челюсти(the lower jaw [ʤɔ:]).

Для удобства описания артикуляции язык можно условно разделить на три части: переднюю часть (the front part), в которой, в свою очередь, выделяется передний край и его кончик (the front edge with the tip of the tongue), среднюю часть (the middle part), и заднюю часть (the back part). В состоянии покоя передняя часть языка располагается против альвеолярной дуги (the alveolar [æl"vıәlә] ridge ) на твердом небе, средняя часть - против твердого неба (the hard palate ["ha:d "pælıt]), задняя часть - против мягкого неба (the soft palate). Поверхность всего языка называется дорсальной поверхностью (the dorsal ["dɔ:sәl] surface), поверхность его передней части - предорсальной поверхностью (predorsal ).


Передняя часть языка является наиболее активной частью, она почти исключительно используется для образования различных преград (полных и неполных) при артикуляции согласных звуков. При производстве гласных она пассивна и лежит за нижними зубами.

Средняя и задняя части языка составляют основную массу языка (the bulk of the tongue), которая менее подвижна, но тем не менее может передвигаться горизонтально и вертикально, участвуя в образовании гласных звуков.

Верхние и нижние зубы, а также верхние и нижние губы могут образовывать полные и неполные преграды для артикуляции согласных звуков, например [b], [v], [w]. Положение губ, а также нижней челюсти регулирует величину и форму ротового отверстия при произнесении гласных, например [ɪ], [ɪ:].

Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. На рисунках: 1 и 2 представлена схема поперечного сечения органов речи человека - так называемый сагиттальный разрез (sagittal cross-section).

Движущиеся органы речи являются активными, неподвижные - пассивными.

Звук как объект фонетики

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

1. Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).

2. Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

3. Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую полость и, если маленький язычок (увула ) не закрывает проход, – в носовую.

Ротовая и носовая полость служат резонаторами: они усиливают звуки определенной частоты. Изменения формы резонатора достигаются тем, что язык сдвигается назад, вперед, поднимается кверху, опускается вниз.

Если носовая занавеска (маленький язычок, увула) опущена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключится и носовой резонатор.



В образовании звуков, которые произносятся без участия тона – глухих согласных – участвует не тон, а шум.

Все органы речи в ротовой полости делят на две группы:

1) активные – подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука: язык, губы, увула (маленький язычок), голосовые связки;

2) пассивные неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную роль: зубы, альвеолы (выступы над зубами), твердое небо, мягкое небо.

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

­ Конец страницы 47 ­

¯ Начало страницы 48 ¯

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

­ Конец страницы 48 ­

¯ Начало страницы 49 ¯

Гортань, илиларинкс (от греч. larynx - гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связка I (соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

­ Конец страницы 49 ­

¯ Начало страницы 50 ¯

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч. phárynx -зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат. palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат. uvula - язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

­ Конец страницы 50 ­

¯ Начало страницы 51 ¯

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

­ Конец страницы 51 ­

¯ Начало страницы 52 ¯

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus - желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

­ Конец страницы 52 ­

¯ Начало страницы 53 ¯

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , или эпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) определенный импульс, посылаемый из головного мозга; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную «команду»; в) в громадном большинстве случаев сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол в растворе полости рта.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Речевой аппарат − это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат охватывает центральную нервную систему, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необходимые для производства звуков речи.


Органы речи (или речевой аппарат в узком смысле) состоят из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей.

Дыхательные органы − это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи − источник и проводник воздушной струи, которая и вызывает колебания органов произносительного аппарата, порождающего звук речи. Дыхание само по себе непроизвольно. Речевое дыхание, которое, в отличие от физиологического, происходит через рот, имеет ту особенность, что вдох у него больше, чем выдох, так что в легких остается достаточное количество воздуха, чтобы продлить выдох и создать давление воздуха, необходимое для приведения в колебание голосовых связок. При правильном речевом дыхании начало фонации, т. е. образования звучащей речи, совпадает с началом выдоха.

Гортань (ларинкс) - верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат. Он состоит из хрящей, мускулов и мышц. Остов гортани образуют два хряща − перстневидный и щитовидный (верхняя часть его выдается у мужчин в виде кадыка). На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных (или пирамидальных) хряща; они имеют вид треугольников, которые могут раздвигаться и сдвигаться к центру.

Между черпаловидными и щитовидным хрящами натянуты две упругие складки - голосовые связки; они расположены на боковых стенках гортани, покрыты слизистой оболочкой и могут при помощи черпаловидных хрящей сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы.

Существенную роль в образовании звуков речи играет рото вая полость : здесь образуются различные шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. В ротовой полости (см. рис. на с. 104) находятся: зубы (верхние и нижние), альвеолы (бугорки у корней верхних зубов), твердое нёбо (palatum; оно, в свою очередь, подразделяется на переднее и среднее), мягкое нёбо (velum), которое заканчивается язычком (по-латински его называют uvula), язык - самый подвижный орган речи. Различают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части - переднюю, среднюю и заднюю.

Мягкое нёбо называется также нёбной занавеской ; оно действительно открывает и закрывает носовую полость: при опущенной нёбной занавеске, когда воздушная струя свободно проникает в полость носа, возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных. При поднятой и прижатой к задней стенке зева нёбной занавеске мягкое нёбо закрывает для воздушной струи проход в носовую полость; при этом возникают неносовые звуки речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные . Активные органы подвижны; они совершают различные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздушной струи. Пассивные органы неподвижны, они являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Активными органами являются голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка глотки (фаринкс), а также вся нижняя челюсть. Особенно активен язык и его передняя часть.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также вся верхняя челюсть.

Для произнесения любого звука речи недостаточно активности одного какого-то органа речи. Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, т. е. нужна вполне определенная артикуляция.

Различают три фазы артикуляции звука речи: это приступ (экскурсия ), выдержка и отступ (рекурсия ). Эти фазы связаны друг с другом как компоненты произнесения звука.

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, необходимое для произнесения данного звука. Так, приступ к артикулированию звука [т] заключается в том, что голосовые связки раздвигаются и расслабляются, нёбная занавеска поднимается и прижимается к задней спинке зева, а кончик языка - к верхним зубам.