Основные направления совершенствования системы образования. Совершенствование сферы общего образования российской федерации на примере зарайского муниципального района

Лекция 6.

2. Пути совершенствования системы школьного образования.

3. Совершенствование системы высшего образования

1. Пути развития дошкольного образования.

Государство в сфере образования выполняет три основных функции управления:

1) регулирование всей сферы образования;

2) выступает как учредитель;

3) руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

Какова главная цель органов власти в сфере образования? Для федеральных органов власти – сделать эту сферу конкурентоспособной на мировм рынке образования. Для региональных– сделать сферу образования конкурентоспособной на российском рынке образования. Для муниципальных– сделать сферу образования конкурентоспособной на региональном рынке образования.

Критерии эффективности: Степень соответствия индикаторов образовательных услуг России, региона, мунициипального образования показателям доступности и качества на мировом образовательном рынке.

Рассмотрим деятельность органов власти в сфере образования на примере системы дошкольного воспитания . В марте 1992 г. Европейский совет разработал рекомендации для стран - членов ЕС, согласно которым они должны были создавать и поощрять инициативы, позволяющие мужчинам и женщинам за счет доступности услуг по уходу за детьми сочетать занятость на рынке труда и воспитание детей. В 2002 г., 10 лет спустя, во время Барселонского саммита были сформулированы более четкие цели в сфере услуг по уходу за детьми. Учитывая особенности спроса на уход за детьми в каждой отдельной стране, страны ЕС поставили целью ликвидировать причины, тормозящие женскую активность на рынке труда. К 2010 г. была поставлена задача обеспечить охват домохозяйств услугами по уходу за детьми на уровне 90% для детей от 3-х лет до школьного возраста и 33% для детей младше 3-х лет.

(для сравнения в России – 60 и 20 %) .

Что несет в обобщенном виде опыт ЕС по развитию дошкольного воспитания?

2. Признание равенства всех форм ухода за детьми (ясли; детские сады; группы продленного дня; групп, организовааных родителями; института нянь);

3. Активное субсидирование всех форм дошкольного образования из государственного, регионального и муниципального бюджетов;

4. Сочетание бесплатности дошкольного воспитания детей 3-6 лет в ряде стран (Голандия, Франция), с системой субсидий для малоимущих семей при оплате стоимости всех форм ухода за детьми; оплата услуг исходя из принципа социальной справедливости ;

5. Невысокий норматив наполняемости групп либо максимально допустимого количества детей на одного воспитателя;

6. Высокие требования к квалификации работников дошкольного воспитания: как правило, профильное высшее образование; наличие сертификатов различных курсов о повышении профессионального уровня;

7. Унификация образовательных и развивающих программ;

8. Признание системы дошкольного воспитания самостоятельной формой общего образования (а не стадией подготовки к школе);

9. Обязательность проверок со стороны независимых специализированных служб.

10. Постоянная связь населения и органов власти по вопросам работы системы дошкольного воспитания. Формы связи: социологические опросы, наличие специальных электронных сайтов обратной связи в муниципальных администрациях, законодательное право обращений граждан в органы власти всех уровней.

Необходимость использования позитивного социального опыта стран ЕС в нашей стране нашло отражение в Концепции -2020.

Вышеприведенный материал позволяет ввести следующую систему индикаторов эффективности развития дошкольного воспитания:

1. Для органов власти :

Процент охвата детей до 3-х лет и от 3 до 6 лет институциональными услугами всех видов дошкольного воспитания;

Средняя стоимость одного места в водимых в строй учреждениях дошкольного воспитания;

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Отзывы родителей о работе учреждений дошкольного воспитания - степень удовлетворения родителей оказываемой социальной услугой.

2. Для индивида, общества:

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Цена вопроса-стоимость подобной социальной услуги,

Прозрачность очереди,

Уровень заболеваемости детей, посещающих д/у,

Соответствие дошкольных учреждений нормативным стандартам (наполняемость, площадь на одного ребенка и т.п.)

Качество питания детей,

Уровень безопасности детей,

Оценка качества образовательных программ

Возможность выбора любого вида ухода за детьми (ясли, детские сады, группы продленного дня, групп, организованных родителями, института нянь),

Возможность свободного обмена места в дошкольных учреждениях в связи с переменой места жительства.

Анализ динамики изменений вышеприведенных критериев позволяет сделать вывод о тенденциях развития системы дошкольного воспитания.



В общей сумме расходов государства в РФ на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, высшее образование - 11,5%.

Как же конкретно обстоит дело с состоянием учреждений дошкольного воспитания в Свердловской области? В целях решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области и обеспечения общедоступного дошкольного образования Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 г. № 894–ПП была принята областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы.

Основной задачей реализации Программы было поставлено полное удовлетворение потребности детей Свердловской области (в возрасте от 1,5 до 7 лет) в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Всего за период реализации Программы планировалось ввести дополнительно 49,2 тыс. мест в дошкольных учреждениях Свердловской области. По итогам реализации первого года программы (2010 г.) было введено 14 602 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области. Из них за счет регулирования предельной наполняемости в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области введено 13 432 дополнительных места;за счет строительства новых 8 дошкольных образовательных учреждений – 1 170 дополнительных места. Анализ приведенного документа позволяет выделить еще один критерий эффективности развития системы дошкольных учреждений: сотношение четырех основных форм роста мест в дошкольных образовательных учреждениях: строительство новых дошкольных учреждений; реконструкция старых; ; возвращение дошкольных учреждений отданных в аренду . К сожалению, по итогам 2010 г. 92% прироста мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области пришлось на регулирование предельной наполняемости , т.е. на увеличение числа детей в группах и только 8 % – на новые дошкольные учреждения.

Обратим внимание крайне нерациональное сотношение затрат на строительство новых дошкольных учреждений и полученных результатов. По оценке министра экономики Свердловской области Е.Сафрыгина затраты на одно место в детских садах в области в четыре раза выше (!) , чем в соседней Челябинской области. (Российская газета.2012 .22 марта. с.16). Результатом анализа выявленных проблем стало принятие Постановления Свердловской области от 14 декабря 2011 г. N 1708-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 894-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 гг.». В Постановлении сделан акцент на увеличение прироста мест в ДОУ за 2010-2014 гг. с 49, 2 тыс. до 52 063, в том числе: 20073 – за счет строительства новых д/у и реконструкции старых; 17238 – за счет возвращения д/у отданных в аренду, 14042- за счет регулирования наполняемости групп, 710 - за счет создания дошкольных групп при общеобразовательные учреждениях.

При этом стоимость строительства одного места не должна превышать 650 тысяч рублей . В случае превышения этой стоимости, разница оплачивается за счет средств местного бюджета или внебюджетных средств.

Подведем итог: меры, принятые органами региональной власти, позволяют всем муниципальным образованиям (а не только бездефицитным) приступить к решению задачи удовлетворения потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Однако, во-первых, показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (65 % в 2011 г.) существенно ниже и европейских стандартов, и планки недавнего советского прошлого. Во-вторых, речь идет только о количественных показателях. Проблемы качества дошкольного воспитания, системы ДОУ вцелом вынесены за рамки существующих областных программ.

Процессы реформирования базового образования поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более четком разделении обязанностей.

В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими кадрами переданы от центральных органов местным.

За центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования, обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания, ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых, оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на государственную образовательную политику.

Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей.

Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.

Достижения: демократизация управления образованием; поиск конструктивных подходов к децентрализации управления, передачи значительной части управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия родителей и общественности в управлении школой; изучение порядка распределения функциональных обязанностей как внутри организационных образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью устранения дублирования

Проблемы: отсутствие оптимальной структуры распределения полномочий между различными уровнями управления; недостаточный профессионализм управленческих кадров в решении новых задач; сокращение численности управленческого аппарата производилось без должной оценки и коррекции.

Во многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в области развития сектора образования лежат в плоскости рационального распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по реконструкции системы управления образованием. Основные направления предлагаемых изменений заключаются в следующем:

Расширение прав администрации школы, родительской и ученической общественности в управлении школой путем создания общественных органов управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки).

Сокращение количества районных и городских органов управления путем их преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании демографических и географических факторов и финансовых возможностей по согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК).

Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих задач: реализация государственных образовательных стандартов; установление регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и инспектирования качества преподавания и обучения; организация и проведение обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки и повышения квалификации учителей; мтериально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием (МОНК) по следующим позициям: формирование стратегических планов реализации государственной политики в области образования; создание нормативно-правовой базы функционирования системы школьного образования; формирование государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного плана, перечня действующих программ и учебников); организация разработки учебников, учебно-методической литературы и их издания; организация работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей; создание системы гарантии качества образования через институты лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение системы тестирования выпускников школ.

Ключевые задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет разделить на четыре подразделения: инспектирование, лицензирование, аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов; координации деятельности по разработке государственных образовательных стандартов; обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через работу дошкольных и внешкольных учреждений.

Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация” будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования, аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации; координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения инспекции будут разрабатываться в Подразделении; установление критериев для изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно стандартам.

Подразделение “Развитие человеческих ресурсов” будет выполнять следующие обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном взаимодействии с институтом образования.

Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять следующие обязанности: координация разработки национальных стандартов образования и системы тестирования для выпускников школ; развитие инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и связей по проблемам международным образовательных стандартов; определение основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов; установление политики производства учебников и графиков опубликования учебников и другой учебной литературой для школ.

Подразделение “Доступ к образованию”: внедрение политики Правительства по вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении базового образования для всех детей школьного возраста; предоставление возможностей для получения образования специальным группам детей; взаимодействие с правительственными органами по решению проблем равенства и доступности образования; развитие партнерских связей с дошкольными, внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем образования.

Задачами школьных структур управления будут: определение миссии школы по согласованию с РУО. Разработка и внедрение планов развития школы; подбор и распределение учителей и другого персонала; проведение самооценки своей деятельности; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; сбор и эффективное использование потребительских взносов; обеспечение возможности для непрерывного образования населения; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения; проведение текущей и итоговой аттестации; поддержание школьных зданий в хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.

За последние несколько лет школы доказали, что при необходимой поддержке могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат школы.

Кроме того, школам нужна поддержка местной общественности, и поэтому тесное взаимодействие школы с родительскими комитетами и Попечительскими советами являются важным элементом современного школьного управления.

Основы совершенствования учебного процесса

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, выте-кающей из анализа полной и достоверной информации о законо-мерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются раз-нообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучен.

Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований.

Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигнет 7% от ВВП (1990г. – 4,4%, 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

    создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

    обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

    повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

    обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

    завершению реформы общеобразовательной школы;

    последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;

    научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;

    внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;

    обновлению и расширению материально-технической базы;

    обеспечению широкою выбора образовательных программ и услуг;

    рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010г. до 0,960, а к 2020 г. – до 0,980, против 0,950 в 2002 г.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны одним из ключевых вопросов на этом этапе должно стать повышение социального статуса учителя и его роли в обществе.

В 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Предстоит реализовать ряд организационных мер:

    оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;

    развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней;

    сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам;

    разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи;

    повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, его способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию профессиональной компетенции.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач необходимо довести уровень общих расходов на его развитие к 2006 г. до 10% от ВВП, сохранив его и на период до 2020 г., создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

Сегодня, как и в прошлом, особая ответственность за решение проблем взаимоотношений образования с государством, обществом и человеком лежит на Московском университете. Так уж распорядилась история и подтвердила жизнь. Московский университет задуман и создан его основателями М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым как общенациональный, общероссийский. Он никогда не менял своего предназначения и никогда не изменял ему. И сегодня нет оснований поступать иначе.

В России не было и нет другого такого университета. В этом, быть может, его слабость, а быть может, наоборот, сила. Слабость в том, что удары, которые наносились по Московскому университету, еще больнее отзывались на отечественном образовании, высшей школе, на культуре в целом. Отвести или смягчить эти удары было некому. Сила же в том, что Московский университет, защищая себя, защищал одновременно все отечественное образование, высшую школу, культуру, принимая основные тяготы на себя.

Вот почему Московский университет стал не только ведущим национальным центром научного образования и культуры, но и символом российской нравственности, нравственного отношения к государству, обществу, человеку. Все это определяло и определяет линию поведения, содержание и формы действий Московского университета по отношению к реформированию образования и науки на всех его этапах.

Часто говорят о стремлении интегрироваться в мировую цивилизацию. Я лично не считаю, что Россия находится где-то на ее задворках. И тем не менее, коли мы так говорим, то будем руководствоваться словами генерального секретаря ЮНЕСКО Федерико Майора: «Пришло время признать культуру непосредственной вдохновляющей силой развития, отвести ей центральную роль социального регулятора». Луи Пастер, избранный в свое время почетным профессором Московского университета, писал: «На той ступени развития, которой мы достигли и которая обозначается именем «новейшая цивилизация», развитие науки, быть может, еще более необходимо для нравственного благосостояния народа, чем для его материального процветания. Путь в цивилизацию, в будущее страны один - в союзе между наукой и государством». Он понимал это еще 100 лет назад.

Главной, всеопределяющей целью для России на рубеже ХХI в. я считаю восстановление доверия к проводимым дальнейшим реформам образования и науки. Без этого все пойдет впустую. Реформу делают профессора, учителя, учащиеся, но не чиновники. Давно пора понять и принять формулу - не образование для государства, а государство для образования. Нам следует помнить замечательные слова нашего соотечественника: «Одним из отличительных признаков великого народа, - писал профессор Московского университета В. Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения». И добавлял, что «общественное возрождение будет совершаемо переработкой слова науки в дело жизни».

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:

Развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;

Повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Одним из главных направлений Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет технологическую безопасность. С этой целью совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны.

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

Формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

Создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

Реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

Обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

В целях повышения качества образования, по нашему мнению, следовало бы:

В Законе РФ «Об образовании», в статье 2, наряду с общедоступностью образования и автономностью образовательных учреждений в число основополагающих принципов государственной политики в области образования включить принцип обеспечения получения гражданами качественного образования;

В Положении о Минобрнауки России: вместо общей фразы в п.п. 5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем;

В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) детально раскрыть в пп. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Минобрнауки России).

Другой основной проблемой системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Медленно, со скрипом продвигается вопрос о введении системы оплаты труда, соответствующей отраслевым особенностям сферы образования, обеспечивающей зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемой работы, количества и качества труда, без ограничения ее максимальным размером (ст. 132 ТК РФ).

Надо более настойчиво практически реализовать утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

И решать это следует незамедлительно, пока сложилась благоприятная ситуация в течение последних лет с перевыполнением федерального бюджета по доходам, в связи с высокими экспортными ценами на российские энергоносители.

Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Нужно, чтобы новое поколение учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения.

Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.

Еще одной основной проблемой является повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Решение этой актуальной проблемы возможно при последовательном продвижении по следующим направлениям:

1. Во-первых, следует законодательно закреплять и фактически реализовать условия для повышения экономической и финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Причем такая самостоятельность должна иметь многообразие и зависеть от организационно-правовой формы образовательных учреждений, их уставных целей и задач, направленности и объемов образовательной и финансовой деятельности, уровня квалификации управленческих и педагогических кадров, введения в штат менеджеров, их подготовленности выполнять эффективно функции в достаточно сложных условиях действия рыночных отношений в экономике.

2. Во-вторых, возрастает роль и значение попечительского совета, члены которого призваны активно изыскивать внебюджетные источники финансирования образовательного учреждения и участвовать в контроле за целевым и эффективным использованием таких средств! Следовательно, надо придавать особое внимание подбору членов попечительского совета. К тому же некоторые из них сами могут быть меценатами и спонсорами данного образовательного учреждения.

3. В-третьих, требуется законодательно определить механизм привлечения и стимулирования частных инвесторов в систему образования как на территории России, так и из-за рубежа, включая организации, действующие по программам, одобренным ООН, различные международные гуманитарные фонды.

4. В-четвертых, особое значение необходимо придавать вопросу создания условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу. Во многом это зависит от совершенствования законодательства, инвестиционной деятельности Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, таких как Минэкономразвития, Минфин, Минимущество, Минобрнауки и его Федерального агентства по образованию.

5. В-пятых, следует практически решить вопрос о безусловном обеспечении большей прозрачности процессов экономической, финансовой и хозяйственной деятельности системы образования в целом и каждого образовательного учреждения. Причем прозрачной эта деятельность должна быть не только для учредителей, собственников имущества, инвесторов, но и для членов коллектива, работающих в образовательном учреждении, и образованных им общественных организаций, представляющих их интересы и защищающих их права. Требуется отработать и законодательно утвердить перечень полномочий каждого из названных участников этого процесса, формы публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования.

Решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, как видим, во многом связано с потребностью повышения качества управления как отдельным образовательным учреждения, так и системой образования в целом по России, в каждом ее регионе и муниципальном образовании.

В числе основных проблем развития системы образования необходимо упомянуть и потребность модернизации финансово-экономического механизма в сфере образования.

В ходе совершенствования бюджетного процесса следовало бы активизировать разработку и внедрение современных инструментов финансирования образования.

Актуальным становится переход к повсеместному применению на практике принципа управления и финансирования по результатам.

Но эффективно применять в системе образования данный принцип можно лишь при условии централизованного определения четкого перечня индикаторов результативности и детально научно обоснованной методики их определения раздельно для каждого вида и типа образовательных учреждений, а также для реализации в России федеральных и региональных целевых образовательных программ.

При этом необходимо детально разработать и использовать различные инструменты финансово-экономического механизма в области образования. Они должны являться обязательными составными частями единой системы и применяться в оптимальном сочетании в каждом конкретном случае и с учетом специфики территорий и целевой постановки задачи на определенный период.

Таким инструментом может быть, например, нормативно-подушевое финансовое нормирование и на его основе бюджетное финансирование.

Для решения подобной задачи требуется внести существенные изменения в первую очередь в законодательную базу, а затем и в подзаконные акты.

Так, в Бюджетном кодексе РФ в раздел III «Расходы бюджетов» следовало бы включить вопрос о нормативно-подушевом финансовом нормировании и обязательном применении при бюджетном финансировании законодательно утвержденных таких норм.

В Законе РФ «Об образовании» в главе III «Управление системой образования» полагаю возможным дополнительно включить в число подлежащих ведению соответствующих органов власти вопросы не только общих принципов финансирования образовательных услуг, но и разработку, утверждение в пределах своей компетенции норм подушевого бюджетного финансирования образования по каждому виду и типу образовательных учреждений, а также по федеральным и региональным целевым образовательным программам.

В статье рассматриваются особенности перехода высшего профессионального образования России на двухуровневую систему. Раскрыты основные компоненты Болонской декларации: модульность построения курсов, система зачетных единиц, дипломы. Рассмотрены этапы перехода к модульному обучению и модернизации российских образовательных стандартов высшего профессионального образования (Работа выполнена в рамках проекта по аналитической ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»).
Ключевые слова:
Бакалавр, болонская модель, двухуровневая система образования, кредит, магистр, модуль, система зачетных единиц, учебный план.
Современный этап модернизации высшего профессионального образования России характеризуется активным переходом на двухуровневое образование. «Декларация о европейском образовательном пространстве для высшего образования» явилась основным документом модернизации высшей школы Европы.
Болонская декларация призвана обеспечить сближение европейских стран в формировании единого европейского образовательного пространства, в основе которого лежат три основных принципа:
— введение двухступенчатого высшего образования (в Берлине было предложено в качестве третьей ступени высшего образования рассматривать подготовку «докторов философии»);
— введение системы зачетных единиц (ECTS) для унификации количественного учета получаемого образования;
— обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его оценки.
Участие стран Европы в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования, а направлено на сопоставимость систем образования, обеспечивая потребности международного сообщества. Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых в рамках Болонского процесса, является вопрос о сопоставимости дипломов. Модель диплома разработана на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста и содержания полученной подготовки. Приложение содержит восемь разделов, которые носят обязательный характер и должны заполняться максимально полно и точно: информация об обладателе квалификации; информация о полученной квалификации; сведения об уровне квалификации; информация о содержании обучения и полученных результатах; профессиональная характеристика квалификации; дополнительная информация; сведения о сертификации диплома; общая информация о национальной системе образования.
Целью Болонского процесса является формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с выдачей узнаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам .
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют :
— для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
— для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
— для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
И бакалавриат, и магистратура — самодостаточные уровни высшего образования. Бакалавриат является массовой ступенью высшего образования. В магистратуру можно будет поступить сразу или через несколько лет после получения степени бакалавра, уже имея значительный профессиональный и жизненный опыт. На конференции в Берлине в 2003 г. к этим двум уровням обучения (бакалавриат и магистратура) был добавлен третий — аспирантура.
Поскольку бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата рассматриваются в качестве двух уровней высшего образования с отдельными вступительными испытаниями, отдельными государственными образовательными стандартами и самостоятельной итоговой аттестацией, то лицензирование, аттестацию и аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предполагается осуществлять раздельно . Важную роль в образовании играет оценка знаний, которая определяет успешность изучения отдельных дисциплин, образовательных модулей. В рамках Болонского процесса в качестве механизма обеспечения прозрачности образовательных структур рекомендована кредитная система ECTS (European Credit Transfer System — Европейская система перезачетов результатов обучения). Она включает в себя методы измерения и сравнения достижений и успехов в обучении с последующим их переносом из одного высшего учебного заведения в другое. Принятие кредитной системы в качестве международного эталона не означает, что страны-участницы должны отказаться от национальных систем оценки результатов обучения, необходимо адаптировать ECTS к особенностям российского образования.
Кредит также представляет собой способ определения количественных результатов обучения — набора компетенций (что студент будет знать, понимать или чем способен владеть после завершения процесса обучения). Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (модули, выполнение выпускной квалификационной работы и т. д.) и отражают требуемое количество времени занятий по каждому из них по отношению к полному объему работы, необходимой для завершения одного года учебы по образовательной программе. Проблема в том, что российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику преподавания дисциплин в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы (учебники, библиотеки, лаборатории), то у нас, как известно, учитываются только аудиторные академические часы.
Болонская модель обучения базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенное изменение устоявшихся в российской системе высшего образования отношений между преподавателем, студентом и ВУЗом. Она дает им большую свободу, но одновременно требует и самостоятельности.
Еще одним важным звеном Болонской системы является модульно-кредитная система контроля знаний студентов. Модуль — это один из зачетных блоков по дисциплине, который включает в себя определенное количество лекций или семинарских занятий, объединенных общей тематикой. Для каждого модуля рассчитывается количество баллов, которое должен набрать студент. Внедрение модульно-рейтинговой системы контроля знаний предполагает разнообразие видов работы студентов, позволяет активизировать их деятельность.
Адаптивная к потребностям студентов программа обучения — идеальный вариант, однако, программы бакалавриата включают большое количество обязательных дисциплин и фиксированное число часов аудиторных занятий. Переход на модульное обучение предполагает наличие нескольких этапов:
— переход на модульное обучение путем модульного формирования дисциплин, действующих учебных планов, использование модульного принципа при разработке курсов.
— переход на блочно-модульное обучение на основе выявления междисциплинарных связей и формирования блочно-модульных учебных планов на основе разработанных государственных стандартов и принятой в единой европейской зоне высшего образования системы оценки знаний.
— переход на кредитно-модульную систему обучения студентов, обеспечивающий мобильность студентов и преподавателей, так как планирование учебных планов системы предполагает преподавание в вузах европейских дисциплин.
Переход от традиционной отечественной системы обучения к двухуровневой в первую очередь касается разработки новых принципов построения учебных планов и содержания действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Совершенствование учебных планов направлений и специальностей, разработанных на основе действующих государственных образовательных стандартов, предполагает:
— Использование трех форм учебного плана по каждому направлению (специальности): базовые учебные планы; индивидуальные учебные планы; рабочие планы.
— Объединение циклов общих гуманитарных и социально-экономических и естественно-научных дисциплин в единый цикл «общеобразовательные дисциплины», на освоение которого выделяется определенное количество кредитных единиц.
— По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образовательной программы учебный рабочий план может включать три группы дисциплин: изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно; изучаемых по своему выбору.
Немаловажным является тот факт, что кроме реформирования российской системы образования, возникает необходимость разработки новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В 2006 г. был принят законопроект, вводящий в соответствии с Конституцией РФ «Федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС). Проект макета нового стандарта высшего профессионального образования учитывает весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений, но в его основе лежит не регламентация содержания образования, а установление требований к компетенциям выпускника, а также к знаниям и умениям по крупным модулям программы .
Российские образовательные стандарты третьего поколения должны разрабатываться на концептуально новой основе, отличной от концепции стандартов первого и второго поколения. Новые стандарты призваны расширить возможности вузов относительно структуры, содержания и профилей высшего образования, а также формирования различных образовательных траекторий для студентов. Академическая и профессиональная составляющие должны рассматриваться как взаимодополняющие.
С поэтапным введением новых образовательных стандартов и реформировании системы образования будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с учетом требований личности, общества и современного рынка труда . Вопрос присоединения России к европейским интеграционным процессам носит комплексный характер. Совершенствование российской системы высшего образования в рамках международных интеграционных тенденций — проблема, требующая очень взвешенных подходов.
Таким образом, к преимуществам двухуровневой модели обучения можно отнести: гибкость учебных программ, способствующую академической мобильности студентов и преподавателей; обеспечение непрерывного образования (возможность в зрелом возрасте для обладателя диплома бакалавра вернуться в вуз для получения новых знаний по мере возникновения в них потребности); сближение с общеевропейским образовательным пространством для отечественной высшей школы.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. — 2004. — № 1.
2. Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)» // Экономика образования. — 2005. — № 6.
3. Розина Н. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 3.
4. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», Принят Государственной Думой 11 октября 2007 года — Москва, Кремль, 24 октября 2007 года.
Герова Н.В. Российский научный журнал №1 (..2010)