Папа бонифаций 8. Бонифаций VIII

папа Римский (понтификат 1294-1303). Правовед, один из защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи. Закончил факультет права в Болонском университете, затем продолжил учебу в Париже. В 1260 г. стал каноником. По возвращении в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручались важные дипломатические миссии во Франции (1264), в Англии (1265). Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 г. папа Мартин IV возвел его в кардинала-диакона, в 1291 г. папа Николай IV - в кардинала-пресвитера. В это же время назначенный папским легатом, он принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского университета, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с королем Альфонсо III Арагонским . После отречения папы Римского Целестина V был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке короля Карла II Анжуйского . Однако частью духовенства законность этих выборов была поставлена под сомнение. В ответ по приказу Бонифация был заключен в тюрьму Целестин V, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти его действия вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил представителям этого семейства войну, отлучил их от Церкви, конфисковал имущество и разрушил их оплот - Палестрину. Своей главной целью он считал утверждение папской теократии в противовес формирующимся национальным государствам. Пытался осуществить идеи пап Григория VII и Иннокентия III . С этой целью он окружил себя знатью, ввел пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие. Желая утвердить верховенство папы, признал избрание германского короля Альбрехта I Габсбурга Австрийского (1298) при условии его отказа от императорских прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны им было введено празднование юбилейного года («Annus sanctus») и установлено, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide» от 22 февраля 1300). С небывалой пышностью был отпразднован «святой» 1300 г. при стечении тысяч паломников в Рим, перед которыми на торжествах папа появлялся поочередно в одеянии понтифика и императора. Его бескомпромиссная и жесткая позиция спровоцировала конфликт с Францией, где формировалась сильная королевская власть. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 г. французским королем Филиппом IV Красивым в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть которого обратилась за защитой к папе. Бонифаций буллой «Clericis laicos» от 24 февраля 1296 г. объявил о недопустимости для светской власти облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы Римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны денег, что резко ударило по поступлениям в папскую казну. Буллой «Ineffabilis amor» (от 20 сентября 1296) папа открыто заявил о превосходстве духовной власти над светской. Однако обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, и тогда он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а Бонифаций в серии булл («Romana Mater Ecclesia» от 7 февраля, «Ab olim» от 27 июля, «Etsi de statu» от 31 июля 1297) признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы. Возобновление конфликта было спровоцировано действиями папского легата Бернара Сессе, епископа Памье, посланного во Францию для разбирательства жалоб духовенства на действия короля. Миссия его была расценена как подстрекательская, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Франции, вызывала подозрения. Весной 1301 г. он был арестован, имущество его конфисковано, а к папе был отправлен Пьер Флот с целью добиться снятия с легата неприкосновенности для начала судебного расследования. Однако папа, не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе. В итоге папой была объявлена открытая война королю Франции: буллой «Ausculta fili» от 5 декабря 1301 г., отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех факультетов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 ноября 1302) Собор Церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля. Однако во Франции большинство поддержало действия короля. На созванном специально по этому вопросу собрании представителей 3 сословий королевства - Генеральных штатах - 10 апреля 1302 г. при воздержавшемся духовенстве рыцари и горожане высказались в пользу короля. Последний вновь запретил вывоз денег из страны, а распределение церковных бенефициев в королевстве сохранилось в ведении чиновников. В ответ Бонифаций пригрозил всем, кто не приедет в Рим, санкциями, а королю Франции - отлучением от Церкви. Несмотря на запрет короля более половины прелатов (39 французских епископов) прибыли на Собор. Итогом его явилась булла «Unam Sanctam» от 18 декабря 1302 г., где в предельно законченной форме была сформулирована теория папской супрематии. Опираясь на учение о «двух мечах», папа построил теорию о соединении в руках Церкви как единой главы власти духовной и светской, о подчинении и подсудности ей, викарию Бога, всякой власти на земле. В ответ Франция перешла к наступательной политике: на собрании Генеральных штатов 12 марта 1303 г. легист Гийом де Ногаре обвинил Бонифация в ереси, симонии, непотизме и призвал защитить католическую Церковь от недостойного папы Римского путем созыва Вселенского Собора для его смещения. После долгих переговоров перед угрозой отлучения короля Франции и наложения интердикта на королевство новое собрание представителей 3 сословий 13 июля 1303 г. одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву о созыве Вселенского Собора. В стране за это решение отдали голоса свыше 700 прелатов, капитулов, баронов и городских коммун. Внутри католической Церкви против папы выступали также спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и его вмешательство в мирские дела, за что подвергались с его стороны гонениям. С целью сообщить Бонифацию о созываемом Вселенском Соборе Гийом де Ногаре прибыл в Ананью, родовое поместье семьи Каэтани, где находился в то время папа, готовивший коалицию против Франции. Он запретил французским университетам присваивать ученые степени, капитулам - выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы королю. Город перешел в руки противников Бонифация, замок был окружен войсками сторонников Колонна, и в ночь с 6 на 7 сентября 1303 г. ворота замка были взломаны. Папа, встретивший своих противников в торжественном облачении понтифика, был подвергнут оскорблениям и угрозам смерти (легенда приписывает Ш. Колонне пощечину, нанесенную в сердцах папе). После освобождения Бонифаций поехал в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел; от полученной на почве нервного расстройства лихорадки он через месяц умер. Поражение папы в столкновении с королем Франции имело последствиями т. н. Авиньонское пленение пап, схизму в католической Церкви (папскую схизму) и Соборное движение. Бонифаций был покровителем науки и искусств. Он пригласил в Рим художника Джотто , основал римский университет Сапиенца. Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права «Liber Sextus», результатом которой стал новый сборник канонов, вошедший в «Corpus juris canonici».

Переписка с монгольскими ханами была только эпизодом в сложной дипломатической деятельности Филиппа IV, в правление которого были заложены основы всей дальнейшей французской дипломатии. Царствование Филиппа IV отмечено большим количеством переговоров, которые имели целью либо предотвращение войн, либо прекращение их, либо, наконец, территориальные приобретения. Все это содействовало развитию и усовершенствованию французской дипломатии. Дипломатия стала играть весьма важную роль, подготовляя выгодные союзы и вызывая к жизни мощные коалиции. Раньше дипломатические сношения с иностранными государствами сводились к редким и кратковременным миссиям. Переговоры велись большей частью устно. Лишь при Филиппе заведены были письменные дипломатические сношения, и посольства стали более частым явлением. Представителями дипломатических миссий по-прежнему оставались капелланы и духовники короля; при составлении договора присутствовали нотариусы, формулировавшие его содержание в ясной письменной форме, свидетельствовавшие подписи и пр. Договоры составлялись обычно на латинском языке, переговоры же обыкновенно происходили на французском. Начали уточняться и принимать более устойчивый характер и внешние формы переговоров.

Дипломатическим путем были разрешены сицилийский и арагонский вопросы, которые достались в наследие Филиппу IV от его отца Филиппа III Смелого. Любопытно, что для улаживания их был даже созван в 1291 г. в Тарасконе настоящий международный конгресс - вроде конгрессов нового времени, на котором присутствовали представители паны, французского, английского, неаполитанского и арагонского королей, и где обсуждались общеевропейские дела.

Далеко не так мирно протекали другие начинания Филиппа IV, царствование которого было одним из наиболее бурных в истории французской монархии.

Крупнейшим событием правления Филиппа IV, раскрывшим его дипломатические таланты и упорство в достижении поставленных целей, было столкновение короля с папой Бонифацием VIII. 76-летний Бонифаций, избранный в 1294 г. папой, был выучеником римской курии, посвященным во все важнейшие интриги папского двора, при котором он успел пройти весьма разнообразную карьеру и основательно разбогатеть. Этот надменный старик известен был своей неиссякаемой энергией и необоримым упрямством, которых не укротили и годы. Петрарка писал о нем, что он не знал «владыки более неумолимого, которого трудно сокрушить оружием, а склонить смирением или лестью невозможно». В лице Бонифация VIII папство в последний раз перед тем как впасть в ничтожество, обычно называемое «вавилонским пленением пап», померялось силами с окрепшей королевской властью и потерпело в этой борьбе решительное поражение.


Конфликт Филиппа с Бонифацием начался из-за чрезвычайных налогов на французское духовенство. Эти налоги взимались для целей крестового похода, но Филипп пользовался ими по своему усмотрению. Последовала грозная булла Бонифация: под угрозой отлучения она запрещала светским государям взимать какие бы то ни было чрезвычайные налоги с духовенства, а духовенству уплачивать что-либо без папского разрешения. В ответ на это Филипп прибег к решительному средству: он запретил вывоз серебра и золота из Франции, лишив тем самым римскую курию каких-либо поступлений от французского духовенства. Папа, очутившийся в это время в крайне трудном положении в Италии, вынужден был пойти на уступки. Кое-как конфликт был на время улажен, но вскоре он разгорелся с еще большей силой из-за притязаний Бонифация на верховенство папской власти. Последовала искусная кампания против папы, организованная знаменитыми легистами, ближайшими советниками Филиппа, - Флотом, Ногарэ, Дюбуа. Были пущены в ход фальшивки: вымышленные папские буллы и вымышленные же ответы на них короля. Были созваны впервые в истории Франции Генеральные штаты, которые одобрили линию поведения короля. Вслед за этим эмиссары Филиппа с большими денежными суммами и векселями отправились в Италию; там с помощью золота и других средств против папы был составлен форменный заговор, к которому были привлечены самые могущественные враги Бонифация. Заговорщики проникли в папский дворец в Ананьи, где подвергли папу тяжким оскорблениям. Надломленный этой катастрофой, Бонифаций вскоре умер. Так была бита последняя ставка папства в борьбе с королевской властью. Правление следующего папы было кратковременным. В 1305 г. был избран папой архиепископ бордоский, считавшийся врагом Филиппа, но бывший с ним давно в тайном соглашении. Через несколько лет новый папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон (на границе Франции). Здесь авиньонские папы вскоре подпали целиком под влияние политики французских королей, став их подручными.

В своей продолжительной войне с Фландрией Филипп старался играть на той внутренней борьбе, которая происходила во фландрских городах: там стремившаяся к власти цеховая верхушка объединилась с фландрским графом, между тем как стоявший у власти патрициат вступил в союз с французским королем. Наиболее драматическим моментом в войне Филиппа с Фландрией было восстание фландрских цехов, вспыхнувшее в таких промышленных городах, как Брюгге, Гент и Ипр, против французского владычества. В знаменитой «битве шпор» при Куртре цеховые ополчения фландрских городов нанесли жестокое поражение французским рыцарям. Вся Фландрия была очищена от французов. Но вскоре Филипп предпринял новый поход во Фландрию. В конце концов, ему удалось в результате не столько военных действий, сколько ловких дипломатических маневров навязать фламандцам в 1305 г. тяжелый мир: под видом залога за свои военные издержки Филипп присоединил к Франции ряд фландрских городов.

К концу правления Филиппа Франция стала самой могущественной державой в Европе: папская власть была унижена; Германская империя утратила всякое влияние; ее князья находились на жаловании - одни у Филиппа, другие у английского короля; члены Канетингской династии правили в Неаполе, в Наварре. Французская дипломатия играла выдающуюся роль почти во всех международных столкновениях того времени.

Это последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами - Францией и Англией.Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии. Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Бонифаций VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.Office #5 Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой - светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Для того, чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог - папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорблённый престарелый Бонифаций VIII скончался.Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко (А., VI, 69), Николая III (ст. 55-57), Гвидо да Монтефельтро (А., XXVII, 70-111), Бонавентуры (Р., XII, 90), Каччагвиды (Р., XVII, 49-51), апостола Петра (Р., XXVII, 22-27) и Беатриче (Р., XXX, 148). Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста.Упоминается Бонифаций VIII и в «Декамероне» Боккаччо (вторая новелла десятого дня), а также в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду (вторая книга, эпизод со смертью и воскрешением Эпистемона).

XIV и XV столетия в истории католицизма были временем упадка и разложения. Папство переживало тогда один из самых сильных кризисов, какие только были в его истории. Нравы духовенства тоже очень испортились и стали вызывать совершенно справедливые нарекания. В обществе громко заговорили тогда о порче церкви в главе и членах, и начали создаваться планы церковной реформы, видевшие в папстве весь корень зла. С другой стороны, те силы, которые прежде были, так сказать, придавлены могуществом средневековой церкви, теперь получили значительное развитие и обнаружили стремление к освобождению от папской и монашеской опеки. Такими силами были новое государство, выраставшее на развалинах феодализма, и светское образование, которое в XIV и XV вв. сделало уже очень значительные успехи.

199. Папа Бонифаций VIII

В самые последние годы XIII и первые годы XIV вв. на папском престоле сидел Бонифаций VIII (1294 – 1303), говоривший и действовавший по примеру самых знаменитых своих предшественников, Григория VII и Иннокентия III. Человек высокомерный и властолюбивый, он отличался страшною самонадеянностью и совсем не видел, что в его время общие политические отношения и настроение общества были уже далеко не те, какими они были за век перед ним. Внешнего блеска у папства оставалось еще много, и Бонифаций VIII даже его увеличил, привлекши в Рим в 1300 г. сотни тысяч богомольцев объявлением юбилейного года католической церкви с отпущением грехов за посещение святынь Рима, но собственно внутренняя сила папства исчезла. Бонифацию VIII удалось смирить только немецкого короля Альбрехта Австрийского, который за свое признание папою поступился даже всеми прежними правами империи. Зато государи других стран не обнаруживали большого желания повиноваться папе. Самое упорное сопротивление оказал Бонифацию VIII французский, король Филипп IV Красивый (1285–1314).

200. Спор Бонифация VIII с Филиппом IV

Епископы Англии и Франции пожаловались Бонифацию VIII на своих королей, облагавших духовных лиц податями. Тогда папа издал буллу, в которой пригрозил отлучением от церкви за обложение духовенства без папского на то согласия. Английский король (Эдуард I), в других случаях действовавший самостоятельно, не счел нужным спорить, но Филипп Красивый ответил на папскую буллу запрещением вывоза из Франции драгоценных металлов и, следовательно, всех денег, которые шли из этой страны в папскую казну. Но это было лишь началом спора. Во время борьбы папа и король обменялись посланиями, в которых наговорили друг другу дерзостей. Бонифаций VIII созвал в Риме против Филиппа IV церковный собор, но и французский король собрал государственные чины Франции, т. е. сейм из прелатов, сеньоров и городских властей (генеральные штаты 1302 г.), которые заявили, что в светских делах они подчинены лишь королю, а сам он – только одному Богу. Разгневанный таким оборотом дела. Бонифаций VIII отлучил тогда Филиппа IV от церкви и объявил его лишенным престола. После этого и король прибег к крайней мере. Он послал в Италию своего канцлера (Ногаре) с поручением захватить папу и привезти его во Францию. Королевский по сланец с помощью одной враждебной папе римской аристократической фамилии (Колонна) напал на Бонифация VIII в его замке (Ананьи) и взял его в плен. Придание прибавляет, будто при этом папа претерпел и оскорбление действием (удар по лицу железной перчаткой). Правда, сторонники папы скоро его освободили и отвезли в Рим, но гордый старик был не в силах пережить такого унижения и скоро умер.

201. Авиньонское пленение пап

Победа Филиппа IV Красивого над папством выразилась главным образом в том, что один из преемников Бонифация VIII, Климент V , по желанию этого короля переселился во Францию и выбрал для жительства южнофранцузский город Авиньон , перешедший к папскому престолу (1305). Продолжая заявлять прежние папские притязания по отношению к другим государям, Климент V надолго подчинил папство французской политике, что, конечно, заставило многих из этих государей стать в неприязненные отношения к папству. В Авиньоне паны прожили около семидесяти лет, и это время получило название вавилонского пленения католической церкви. Авиньон сделался для церкви «Вавилоном» и в том отношении, что папский двор (курия) превратился в вертеп самой порочной жизни . Авиньонские папы XIV в. более всего хлопотали об умножении своих доходов, ради чего придумывали новые поборы и даже открыто занимались торговлею церковными местами. Это роняло папство и в нравственном отношении и, конечно, усилило оппозицию, вызывавшуюся притязаниями пап: их недостойное поведение возмущало всех порядочных людей.