Пензенские затворники. «Господь отворил пещеру

В Пензенской области прекращены переговоры с оставшимися в пещере 14 затворниками. Они сами попросили у представителей властей дать им передышку и сообщили, что в среду, возможно, поднимутся на поверхность земли сами. До недавнего времени в подземной пещере недалеко от села Никольское в ожидании конца света укрывались 30 или 35 (по разным данным) человек, именующих себя представителями «настоящей Русской православной церкви». Особенно много о верующих, укрывшихся под землей в ожидании конца света, заговорили в последние дни, когда из Пензенской области стали поступать сообщения о возможном обрушении пещеры, грозившей из спасительного убежища превратиться в братскую могилу. Часть сводов пещеры из-за паводковых вод обрушилась еще в пятницу вечером. После этого на поверхность поднялись семь женщин. Уже после того, как с помощью сотрудников МЧС была разобрана часть завалов, стало известно о том, что произошло новое обрушение. Это побудило еще 14 человек, среди которых двое детей, подняться на поверхность.

«Пещера отворялась, то есть как бы происходили обрушения, которые открывали выход. Произошло такое четвертое обрушение, где с одной части пещеры открылся еще один выход. Они посчитали, что это знак свыше, что четвертый раз Господь отворил пещеру. Они вышли как раз по этому знаку», - говорит вице-губернатор Пензенской области Олег Мельниченко, в последние дни он практически непрерывно находится в Никольском.


Верующие заявили о намерении продолжить добровольное затворничество, но уже на поверхности земли. Спасенные сдали гладкоствольное оружие и попросили привести им деревенскую корову, потому что обычное молоко, продающееся в магазинах, им употреблять нельзя. Региональные власти готовы предоставить спасенным сектантам дом отдыха для прохождения реабилитации, но согласия от последних пока нет. Они отказываются от общения со средствами массовой информации и представителями пензенской епархии.


В пещере группа верующих, среди которых был и полуторогодовалый ребенок, укрылась в ноябре прошлого года. Отшельники решили оставаться там до наступления конца света, который, по их прогнозам, неминуемо настанет 27 апреля, в день празднования православной Пасхи.


В связи с действиями отшельников еще в ноябре прошлого года, прокуратура начала проверку. Прокурор Бековского района Пензенской области Алевтина Волчкова сообщала тогда, что около 30 человек, именующих себя представителями «настоящей Русской православной церкви» выкопали под землей близ села Никольское тоннель с колодцем, кельями, кухней и другими помещениями. Поселившись в этом подземелье, они написали в органы власти документ, в котором заявили, что укрылись там добровольно. Здесь же они указали, что сожгут себя если в отношении них будут приняты насильственные меры.


Вскоре по данному факту было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за «создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, иным причинением вреда их здоровью, равно с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей». Руководителя этого объединения, известного в миру как Петр Кузнецов, поместили в больницу для проведения психиатрической экспертизы.


На днях стало известно о том, что следственный комитет при прокуратуре возбудил ещё одно уголовное дело в отношении лидера группы верующих, ушедших в добровольное заточение. На этот раз Петра Кузнецова собираются обвинить по статье «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам».


«В ходе проведения расследования в доме Кузнецова было обнаружено и изъято более 1200 экземпляров книг религиозного содержания. По результатам психолого-лингвистической экспертизы, во всех вышеуказанных книгах содержится явная и скрытая пропаганда религиозной и национальной ненависти», - говорит официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Владимир Маркин.


Между тем, по свидетельствам экспертов, ничего предосудительного или противозаконного в желании верующих скрыться в убежище до наступления предполагаемого конца света нет. Этих людей даже и сектантами называть нельзя, говорит историк религии, доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов: « Я вообще поражаюсь, что так редко происходят подобные инциденты, потому что, вообще-то, такого рода страхи и ожидания конца света и прихода Антихриста в современном массовом православии довольно распространены. Что касается конкретно вот этой группы, которая ушла в затвор под землю в Пензе, это типичные такие представители православных людей, которые очень напряженно ждут окончания света. У них возникает потребность куда-то спрятаться, уйти, постом молиться и спастись».


С точки зрения обычных людей, затворники - безумные сектанты. С точки зрения историка они нормальные представители многовековой традиции, говорит священник Яков Кротов: « Многие русские православные - и не только старообрядцы - исповедовали веру в скорый конец света. Тогда закопаться, изолировать себя в преддверии грядущей катастрофы - это разумно, это нормально. Так поступали и 300, и 100 лет назад совершенно традиционные православные верующие. И это куда разумнее и безобиднее для окружающих, чем пытаться превратить советскую Россию в Святую Русь при помощи государственных дотаций, преподавания православия в школе, запрета иноверия и так далее. Пензенцы осложняют жизнь себе, а сторонники государственного православизма грузят окружающих.


Вообще, что будем считать нормой - конформизм, приспособленчество или веру? Русское православие началось не в момент насильственного крещения киевлян, а через полвека, когда преподобный Антоний совершенно добровольно закопался в пещеру. Это не означает, что все должны забуриться поглубже. Это означает - не надо слишком сокрушаться о тех, кто забурился. Не надо слишком радоваться о тех, кто вышел. Надо трезвиться и понимать - пензенские верующие, не взявшие ни копейки на свою своеобразную религию, если не вполне нормальны, но уж они нормальнее тех, кто сперва на деньги налогоплательщиков понастроил храмов поточным методом, а теперь ищет для них прихожан».


В настоящее время в подземном убежище недалеко от села Никольское остаются 14 человек. Среди них двое детей.

Пензенской области в ожидании конца света , который, по их убеждениям, должен был произойти в 2012 году в результате падения на землю кометы «Армагеддон» , позже дата была изменена на май 2008 года . По утверждению многих СМИ, затворники принадлежали к одной из групп истинно-православных христиан (ИПЦ) , однако сами они заявили, по словам местного священника РПЦ , «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на неё миссию, поэтому „конец света“ близок и они лишь спасают себя» .

Хроника событий

Акция началась в середине октября 2007 года , когда сидельцы вместе с 4 детьми вселились в подземные укрытия на окраине села Никольское . Они угрожали себя сжечь в случае насильственной эвакуации. Инициатором затвора был 43-летний Пётр Кузнецов, а после его ареста с 16 ноября 2007 года группой отшельников руководила 82-летняя игуменья Антония . Особую неприязнь сидельцы испытывают к ИНН , считая его печатью дьявола . Группа начала формироваться за полтора года до этих событий .

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещён в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности» . В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам» .

Мнения и оценки

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет в своём интервью 15 апреля 2008 года заявил, что считает неправильным применение термина «секта » по отношению к этой группе людей: «Это обычные православные христиане. Они не сектанты» . Миссионер РПЦ дьякон Андрей Кураев также заявил о том, что «никакие это не сектанты, это наши православные люди». По мнению журналиста Павла Круга из НГ Религия , «если заклеймить „петровцев“ сектантами, ровно то же самое следует сделать по отношению к массе православных верующих, которые также убеждены в наличии трёх шестёрок в российском паспорте, в существовании мирового масонского заговора , в скором приходе антихриста и т. д. Такие настроения не редкость в православных общинах, особенно в монастырях. А признать огромную часть прихожан Русской Православной Церкви „деструктивной сектой“ ни церковный, ни светский истеблишмент явно не готов. Но и найти подходы к решению проблемы он не в состоянии» .

Источники

Напишите отзыв о статье "Пензенские затворники"

Ссылки

  • «НГ Религия», 16.04.2008.

Отрывок, характеризующий Пензенские затворники

– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.

Руслан Салахбеков, РИА Новости

Осенью 2007 года в пензенском селе Никольское случилось событие, которое надолго изменило жизнь никольчан и которое, несомненно, войдет в историю села как один из ярчайших ее эпизодов. Своего земляка Петьку, или Петра Кузнецова, они и раньше знали как человека, сильно увлекшегося религией, беспрестанно молящегося и постящегося. Уже привыкли к десяткам съехавшихся к нему последователей со всей страны и даже из-за ее пределов. Но когда в ноябре выяснилось, что они вырыли подземное убежище и ждут в нем «конца света», маленькое Никольское с его тремястами жителями оказалось под прицелом телекамер со всего мира - началось самое настоящее реалити-шоу под названием «Пензенские затворники», участниками которого поневоле стали и местные жители.

Деревенские гостиницы: от 500 рублей в сутки

«Это сейчас вы стали спокойные, а то сначала ходили как ненормальные, приставали ко всем: ну расскажите что-нибудь про затворников. А что мы расскажем, что мы знаем? Один Петька только наш, остальные же приезжие. Ваших поначалу и в дом не пускали пожить, мало ли что... И машины им на дороге не останавливали, попутку не могли поймать», - говорит Антонина Баканова, или тетя Тоня, в доме которой на Заречной улице остановился корреспондент РИА Новости.

Сейчас и попутки останавливаются, и дома журналистам сдают - привыкли. Заселиться в дом к местным жителям стоит от 500 до 1000 рублей в сутки. Причем от цены не зависит, жить ли постояльцам с хозяевами или без, будут ли их кормить. Кто как договорится. Надо сказать, что работы в селе нет, доходы в основном с пенсии, которая здесь около 3 тысяч в месяц, и с приусадебных участков. Поэтому удается неплохо по сельским меркам подработать. Правда, в селе сдаются всего несколько домов - привыкшие к большому городу журналисты часто предпочитают гостиницы в Беково (райцентр), Сердобске (соседний райцентр) и даже в Ртищево соседней Саратовской области.

И вообще большого дохода от наплыва приезжих сельчане пока не получили. Тетя Тоня, которая открыла недавно свой магазин, говорит, что журналист заходил туда только однажды, за сигаретами, да и то не купил - такие, мол, не курит.

«А вот сегодня наши пришли, ящик пива взяли. Потом они же пришли, еще ящик взяли. Потом еще 10 бутылок... Вот скажи, как они жениться будут? Им до девок что ли, пьяницам?!» - сокрушается тетя Тоня, которую судьба односельчан волнует гораздо больше, чем сигареты для капризного журналиста.

Петр Кузнецов: чужой среди своих

«Ну и натворил делов Петька, ну и взбаламутил всех! А мать как радовалась поначалу: Петька-то какой стал, все богу молится, только об этом и думает. Вот, домолился...» - так говорят сельчане о своем 44-летнем земляке, предрекающем «конец света». Из никольских среди затворников только Кузнецов - его семья давно живет в доме на сельской окраине с живописным названием Погановка. А все его последователи - не местные. С самого их появления сельчане отнеслись к пришельцам настороженно.

«Они здесь давно, прошлой весной уже точно были. Петька накупил им тут несколько домов, в них и жили. И у Петьки дома тоже жили. Странные какие-то. Вот дети играют на улице - даже не здороваются», - говорит тетя Тоня.

Не сказать, чтобы тетя Тоня сильно не любила последователей Кузнецова, но относится к ним настороженно.

«В церковь нашу не ходят, хоть и говорят, что православные. У нас-то в деревне церкви нет, мы ходим в Хованщино (село в 9 километрах от Никольского). А они и туда не ходят. Мол, неправильная у вас церковь! Построили у кузнецовского дома свою, «правильную» молельную... И сам Петька странный стал. Бороду отрастил. Здороваешься с ним, а он тебе до земли кланяется...», - непривычное поведение позволяет тете Тоне безошибочно определить: некогда свой Петька Кузнецов теперь уже человек из другого мира. Село живет весенне-полевыми работами и скорой Пасхой, а Кузнецов и его люди - скорым «концом света». Кузнецовская община и остальное село живут как будто в параллельных мирах.

Женский бунт, осмысленный и беспощадный

Повышенное внимание власти к последователям Кузнецова злит никольчан не на шутку. Поэтому когда возникают проблемы, пусть обычные для села или даже общие для всей страны - все бочки катятся на затворников. И на власть, которой сельчане не особенно жалуют.

15 апреля в Никольском подорожал и без того недешевый хлеб - с 13 до 14 рублей за буханку. «Говорят, из-за бензина хлеб подорожал! Как же, к этим ненормальным (затворникам) ездить - бензин есть! Им все бесплатно готовы везти, лишь бы ублажить! А нам сразу цену подняли!», - зашедшая в гости к тете Тоне соседка очень недовольна.

Досталось затворникам (заочно) и власти (очно) и 16 апреля, когда дядя Вова с Заречной улицы спилил березу, а она упала на провода и оставила без электричества половину села. Дежурные электросети неосторожно нагрубили позвонившей сельчанке в том смысле, что все претензии к дяде Вове. А в этот момент глава района Владимир Протоворов приехал в дом Кузнецова на переговоры - возмущения сельчан не было предела! В селе света нет - а он к этим «монахам» (так их здесь называют) на поклон! В итоге самая активная часть населения - женщины - заблокировала районному голове выезд из кузнецовского дома и выпустила только под обещания восстановить порванные провода. К вечеру свет в домах зажегся, но разговоров хватило на несколько дней - о том, что как к затворникам, так сразу, а как свет в селе починить...

Милиция - журналисты: кто кого пересидит

Возле Гречичного оврага, где обосновались затворники, две группы дежурных - журналисты и сотрудники милиции. Они расположились по краям оврага и неустанно следят друг за другом. Чуть не так поведут себя милиционеры, покажется журналистам что-то подозрительным - тут же бегут вниз смотреть, может, будет повод для новости. А если журналисты подойдут слишком близко к убежищу - уже бегут милиционеры: близко подходить запрещено.

«Ходим каждый час, смотрим, изменилось ли что. Зимой холодно было, хорошо, у нас в вагончике буржуйка. Вот сейчас потухла, надо бы зажечь...», - сотрудник ежится от ветра, который на овраге дует практически всегда.

Милиция дежурит круглосуточно. Живут в вагончике на колесах, из которого торчит труба - зимой без печки точно замерзли бы. Вокруг входа в убежище лента, за которую они обязаны никого не пускать. Сначала лента была по обе стороны оврага, сейчас уже начинается у милицейского вагончика и заканчивается за входом в убежище затворников - огородили по минимуму.

«А вот если мы на пять минут уйдем, ваши-то, журналисты, сразу в пещере будут (смеется ). А ваших я уже некоторых знаю. Тут Максим с «НТВ» с самого начала. Уже, говорят, и жену сюда привез, в Беково она вроде бы живет. Говорят, и машину здесь купил, на ней и ездит из Беково к оврагу» - имени сотрудника корреспондент решил не спрашивать - на всякий случай, чтобы у того не было проблем с начальством.

Собственное расследование жителей Никольского

Новости про затворников жители Никольского отслеживают не хуже журналистов, интересуются любыми подробностями. Когда отшельники вдруг куда-то засобирались осенью прошлого года, сельчане тут же начали собственное расследование. Сначала их, правда, удалось сбить с толку - кузнецовцы сказали, что уезжают в другую деревню. Но потом сельчане узнали про сидельцев в овраге, и расследование пошло по верному пути.

«Кузнецовский дом-то где стоит? Овраг прямо от него и начитается (от дома до подземного убежища метров триста). Они и ходили по оврагу, поэтому никто их и не видел. Ходили по двое-трое, наверное, рыли, потом так же и вещи носили», - делится результатами проведенного всем селом расследования тетя Тоня. Говорит, что люди Кузнецова с самого начала не хотели, чтобы на них лишний раз внимание обращали. Поэтому, говорит, и выбрали такое тихое место - даже не на окраине затерянного в средней полосе России Никольского, а в овраге, где вообще никого никогда не бывает.

Все передвижения последователей Кузнецова, конфликты внутри общины жители Никольского отслеживают с не меньшим интересом: «Ну да, Недогон (Виталий Недогон - один из лидеров сообщества Кузнецова) сказал, что никуда не поедет, пока своих денег из Петьки не вытрясет. Ну да, а куда он поедет, если дом свой и вообще все продал и все деньги Петьке отдал?». Или: «А Недогонов-то сын приходил к соседу, а Мишка ему и говорит: вот что вы творите, делать вам нечего! А он: будет о чем детям рассказать!».

История с затворниками стала для сельчан чем-то вроде сериала или даже реалити-шоу. Их интересует все: приезд вице-губернатора, который все пытается поговорить с затворниками и слышит в ответ только «охранные» псалмы от непрошенных гостей; выдворение пятерых затворниц - гражданок Белоруссии; якобы имевший место развод с женой того самого Недогона, который живет теперь в отдельном доме.

Больше всего в этой истории сельчанам не нравится то, как показывают устроившие реалити-шоу журналисты село и его обитателей. «Вон, по телевизору говорили, что тут у нас захолустье, нет ни газа, ни электричества, везде грязь... Вот когда показывают, выберут самое грязное место - и показывают! Специально, что ли, делают?!» - тете Тоне за село обидно. Хотя ей по большому счету не до журналистов и не до затворников, как и большинству местных жителей. Надо за хозяйством смотреть: поросята, куры, дом с приусадебным участком. Тут магазин еще, торговать надо... Жизнь продолжается.

Как ранее сообщалось, в конце октября 2007 года 35 сектантов укрылись в землянке в ожидании конца света, который, по их мнению, должен наступить в мае.

Пещера находится в двух милях от крытого листовым железом молельного дома, где ранее члены секты собирались и пели песни. Местные жители говорят, что пещеру начали тайно готовить давно. Туда были принесены газовые баллоны, емкости с керосином, а также 500 кг меда и большое количество варенья.

Руководит отшельниками то ли некий Виталий Недогон, то ли 82-летняя «игуменья» Антония. Сам основатель секты, 43-летний местный житель Петр Кузнецов , задержан и помещен в Сердобскую психиатрическую больницу. Он уже проходил обследование у психиатров три года назад. Кузнецов имеет высшее образование - он строитель, поэтому помогал строить пещеры "по науке". Он женат, его сыну около 18 лет. В пещеры Кузнецов не пошел, сославшись на "иное предназначение в жизни". В отношении него прокуратура Бековского района завела уголовное дело по статье "Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей" УК РФ .

Он путешествовал по Белоруссии и России, распространяя свое учение о Страшном суде, а полтора года назад поселился в этой деревне.

За ним последовали несколько десятков верующих. Они вселились в покинутые дома и отказывались использовать электричество.

По информации российских СМИ, пещера была обнаружена после того, как дочь одного из адептов этого культа подала заявление в районную прокуратуру. Кузнецова арестовали, и он привел следователей ко входу в пещеру. Когда те попытались вступить в переговоры, в ответ раздались выстрелы в воздух. Переговоры с с сектантами продолжили психологи. Затворники объявили РПЦ "блудницей" и категорически отказались от контактов с представителями епархии."Они заявили нам, что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на нее миссию, поэтому "конец света" близок и они лишь спасают себя", – заявил местный священник.

С самого начала органы правопорядка рассматривали, а общественность обсуждала разные способы «решения ситуации», вплоть до насильственного штурма. Особенное беспокойство вызывало наличие среди затворников детей. Самой младшей исполнилось только год и 8 месяцев. Однако педиатры засвидетельствовали, что дети находятся в удовлетворительном физическом состоянии, а у кормящей матери не пропало даже молоко.

В марте 2008 года из-за паводка подземное укрытие сектантов стало разрушаться. 28 марта после переговоров семь женщин согласились выйти на поверхность, 1 и 2 апреля подземное укрытие покинули еще 17 человек. Еще 11 сектантов пока отказываются выходить на поверхность. Вышедшие пытаются уговорить отшельников последовать их примеру. Те обещают сделать это 27 апреля, в день Пасхи.

Врач-педиатр осмотрел всех детей, состояние их хорошее. Самая маленькая девочка в возрасте одного года и восьми месяцев чувствует себя тоже хорошо. В госпитализации дети не нуждаются.

Вскоре после этого прошло сообщение, что члены религиозной секты, отказывающиеся покинуть пещеру возле села Никольское Пензенской области, начали называть себя последователями "Свидетелей Иеговы" .

Напомним, что ранее кузнецовская община называлась "Горний Иерусалим". А о новой версии идеологии затворников стало сегодня известно от одной из женщин, вышедших из заточения в пещере на белый свет. "Правду о нас никто не пишет, цели, с которыми мы укрылись, и идеалы, которые мы проповедуем, мало кому известны. Для того, чтобы нас понять, необходимо изучить религиозную литературу и приобщиться к культуре Свидетелей Иеговы", - сказала она корреспонденту РИА "Новости".

В среду, 2 апреля, предводитель пензенских сектантов Петр Кузнецов пытался покончить с собой. Его нашли в сарае на территории собственного дома и отвезли в больницу с черепно-мозговой травмой. Мотивом к суициду могло стать разочарование в том, что не наступил «конец света».

Ранее сообщалось, что Кузнецов был избит своими же сторонниками, но потом представитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области заявил, что основная версия – попытка суицида.

Кузнецов нанес себе неким объектом колото-резаные раны. После чего он был доставлен в больницу, в настоящее время состояние здоровья Кузнецова хорошее, он находится под наблюдением врачей.

В четверг, 10 апреля, затворники прекратили переговоры, сославшись на взятый ими обет молчания.

В тот же день правящий архиерей Пензенской и Кузнецкой епархии Русской православной церкви архиепископ Филарет не исключил , что ситуация с этими людьми, укрывшимися в пещере, возможно, была спланированной акцией, причем, возможно, из-за рубежа.

"Это могут быть какие-то зарубежные организации. Ведь они сейчас принимают вид общественных организаций, некоммерческих организаций, филантропических обществ, они могут руководить этим. Я не верю, что Кузнецов мог написать сам эти книги", - заявил архиепископ агентству "Интерфакс".

Вместе с тем замглавы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская православная церковь (РПЦ) не считает пензенских затворников последователями "Свидетелей Иеговы", равно как и любой другой секты или религиозного направления . "Сегодня затворники заговорили о принадлежности к "Свидетелям Иеговы". Но, судя по предпринимаемым ими действиям, они не следуют правилам и канонам, установленным "Свидетелями Иеговы" . Затворники также не выполняют требований православной веры. Это особенно ярко проявилось в период Великого поста - времени смирения и молитв", - сказал он. Он отметил, что "метущийся выбор затворников" свидетельствует о непростом психологическом состоянии людей, безупречно выполнявших команды основателя секты Петра Кузнецова.

"Уровень знаний тех, кто скрылся осенью прошлого года в пещере у села Никольское Пензенской области, в первую очередь, основывается на так называемом "учении" их предводителя, а также брошюрах сомнительного происхождения. Этой группой было легко манипулировать, что с успехом и делал их предводитель", - сказал Чаплин.

Замглавы ОВЦС не согласен с мнением, что пензенскими затворниками манипулировали "деструктивные силы из-за рубежа" . "Я не разделяю эту точку зрения, поскольку очевиден факт давления и манипуляции затворниками только со стороны их руководителя Кузнецова", - заключил Чаплин.

14 апреля сектанты возобновили переговоры с властями. По словам вице-губернатора области Олега Мельниченко, затворники отвечают на вопросы, однако не называют конкретных сроков выхода из пещеры.

В воскресенье, 13 апреля, представители властей, которые пытались возобновить переговоры, передали сектантам воду. Затворники приняли ее, но принятый ранее обет молчания не нарушили.

В ночь с воскресенья на понедельник (с 13 на 14 апреля) в Пензенской области начались дожди. В связи с этим представители МЧС заявили о готовности принять необходимые меры для спасения людей в случае возникновения угрозы жизни затворников.

Ранее вышедшие на поверхность сектанты высказывали предположение, что в пещере произошло массовое убийство . По их версии остававшийся в пещере Василий Прокофьев мог убить десять затворниц, а затем скрывать этот факт, сообщив о принятии обета молчания.

Одной из причин заточения затворников в Пензенской области России стало их нежелание получать индивидуальные номера налогоплательщиков (ИНН) . Как сообщает РИА Новости, об этом 12 апреля заявила журналистам одна из бывших затворниц - гражданка Беларуси, фамилия которой не называется. Сейчас эта женщина проживает в доме своего духовного лидера Петра Кузнецова.

По ее словам, каждый ИНН содержит "число зверя". "Сейчас имя человека заменяется номером. Вводятся восемнадцатизначные номера, которые при делении на три дают три шестерки - дьявольское число. Кроме того, в Беларуси активно внедряются номера индивидуальных счетов для оплаты коммунальных услуг, которые тоже включают в себя нежелательные цифры", - цитирует собеседницу информагентство. По словам женщины, затворники также убеждены, что подсознание человека сегодня разрушается активным развитием сотовой связи, внедрением идентификационных чипов, электромагнитными волнами.

"Мы пытались спастись от цивилизации и не собирались уходить в пещеру, пока власти не стали уделять нам повышенное внимание. Вначале мы думали, что в пещере будем молиться, но после приезда милиции, которая проверяла паспортный режим, нам пришлось уйти под землю", - рассказала бывшая затворница. По ее словам, вышедшие на поверхность затворники намерены прожить в Пензенской области "хотя бы до осени".

Женщина также сообщила, что до обрушения части пещеры, в которой жили затворники, в ней насчитывалось около 30 келий, а сейчас под землей осталось около десяти помещений. "Часть людей вышла, потому что для них не осталось места, где можно спать", - пояснила она.

Между тем местные власти до сих пор не могут официально подтвердить или опровергнуть информацию о смерти под землей двух затворниц, одна из которых якобы являлась гражданкой Беларуси. Эту информацию, напомним, распространили несколько дней назад некоторые вышедшие на поверхность затворники.

Среди пензенских затворников может находиться от 7 до 10 граждан Беларуси , сообщили "Интерфаксу" в МВД Беларуси. Несовершеннолетних среди них нет.

У них нет документов и поэтому со стопроцентной уверенностью утверждать, кто эти люди, нельзя. Как только они выйдут из землянки, сотрудники милиции проведут процедуру идентификации, - сообщили в министерстве. - Предполагается, что им будет предложено добровольно покинуть территорию России, либо они будут принудительно доставлены в Беларусь. Этот вопрос будут решать правоохранительные органы Пензенской области.

В начале декабря 2007 года в Беларусь из Пензенской области уже были принудительно доставлены несколько человек, которые ожидали конца света в молельном доме. Среди них была жительница Жабинковского района Брестской области, уроженка Украины Валентина Понедельник и ее трое несовершеннолетних детей. Они были депортированы в Беларусь по решению Пензенского суда.

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет считает неправильным применение термина "секта" по отношению к группе людей, ожидающих "конца света" в землянке в селе Никольское.

Владыка считает их "запутавшимися и безграмотными людьми, начитавшихся разных книжечек и газеток".

"Это запутавшиеся люди. Главная причина (действий затворников – "ИФ"), о которой я все время говорю, – за всем этим стоит постсоветская религиозная безграмотность. И инерционное атеистическое сознание. Оно, к сожалению, сильно в наших умах с советского времени", – заявил владыка Филарет в интервью порталу "Интерфакс-Религия".

По его словам, участники пензенской группы, "начитавшись разных книжечек и газеток, вбили себе в головы идеи скорого пришествия Христова и в запальчивости, горячности устремились воплощать их в своей жизни".

Владыка Филарет также выразил мнение, что группа последователей Петра Кузнецова является "лишь частью айсберга, которая стала заметной благодаря СМИ".