Первые неорганические соединения возникли в первичной атмосфере. Образование органических веществ в водах первородного океана земли

Процесс формирования первых органических соединений на Земле называют химической эволюцией. Она предшествовала биологической эволюции. Этапы химической эволюции были выделены А.И.Опариным.
I этап — небиологический, или абиогенный (от греч. u, un — отрицательная частица, bios — жизнь, genesis — происхождение). На этом этапе в атмосфере Земли и в водах первичного океана, насыщенных разнообразными неорганическими веществами, в условиях интенсивного солнечного излучения происходили химические реакции. В ходе этих реакций из неорганических веществ могли сформироваться простые органические вещества — аминокислоты, спирты, жирные кислоты, азотистые основания.
Возможность синтеза органических веществ из неорганических в водах первичного океана подтвердилась в опытах американского ученого С.Миллера и отечественных ученых А.Г.Пасынского и Т.Е.Павловской.
Миллер сконструировал установку, в которую помещалась смесь газов — метана, аммиака, водорода, паров воды. Эти газы могли входить в состав первичной атмосферы. В другой части аппарата находилась вода, которая доводилась до кипения. Газы и водяной пар, циркулировавшие в аппарате под высоким давлением, в течение недели подвергались воздействию электрических разрядов. В результате в смеси образовалось около 150 аминокислот, часть из которых входит в состав белков.
Впоследствии экспериментально подтвердилась возможность синтеза и других органических веществ, в том числе и азотистых оснований.
II этап — синтез белков — полипептидов, которые могли образоваться из аминокислот в водах первичного океана.
III этап — появление коацерватов (от лат. coacervus — сгусток, куча). Молекулы белков, обладающие амфотерностью, при определенных условиях могут самопроизвольно концентрироваться и образовывать коллоидные комплексы, которые получили название коацерватов.
Коацерватные капли образуются при смешивании двух разных белков. Раствор одного белка в воде прозрачен. При смешивании разных белков раствор мутнеет, под микроскопом в нем заметны плавающие в воде капли. Такие капли — коацерваты могли возникнуть в водах 1000 первичного океана, где находились разнообразные белки.
Некоторые свойства коацерватов внешне сходны со свойствами живых организмов. Например, они «поглощают» из окружающей среды и избирательно накапливают определенные вещества, увеличиваются в размерах. Можно предположить, что внутри коацерватов вещества вступали в химические реакции.
Поскольку химический состав «бульона» в разных частях первичного океана различался, неодинаковы были химический состав и свойства коацерватов. Между коацерватами могли формироваться отношения конкуренции за вещества, растворенные в «бульоне». Однако коацерваты нельзя считать живыми организмами, так как у них отсутствовала способность к воспроизведению себе подобных.
IV этап — возникновение молекул нуклеиновых кислот, способных к самовоспроизведению.

Исследования показали, что короткие цепи нуклеиновых кислот способны удваиваться вне всякой связи с живыми организмами — в пробирке. Возникает вопрос: как появился на Земле генетический код?
Американский ученый Дж.Бернал (1901-1971) доказал, что минералы играли большую роль в синтезе органических полимеров. Было показано, что ряд горных пород и минералов — базальт, глины, песок — обладает информационными свойствами, например, на глинах может осуществляться синтез полипептидов.
Видимо, первоначально сам по себе возник «минералогический код», в котором роль «букв» играли катионы алюминия, железа, магния, чередующиеся в различных минералах в определенной последовательности. В минералах возникает трех-, четырех- и пятибуквенный код. Этот код и определяет последовательность соединения аминокислот в белковую цепь. Потом роль информационной матрицы перешла от минералов к РНК, а затем к ДНК, которая оказалась более надежной для передачи наследственных признаков.
Однако процессы химической эволюции не объясняют, как возникли живые организмы. Процессы, которые привели к переходу от неживого к живому, Дж.Бернал назвал биопоэзом. Биопоэз включает этапы, которые должны были предшествовать появлению первых живых организмов: возникновение мембран у коацерватов, метаболизма, способности к самовоспроизведению, фотосинтеза, кислородного дыхания.
К появлению первых живых организмов могло привести образование клеточных мембран путем выстраивания молекул липидов на поверхности коацерватов. Это обеспечивало стабильность их формы. Включение в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот обеспечило их способность к самовоспроизведению. В процессе самовоспроизведения молекул нуклеиновых кислот возникали мутации, которые служили материалом для .
Так на основе коацерватов могли возникнуть первые живые существа. Они, по-видимому, являлись гетеротрофами и питались богатыми энергией сложными органическими веществами, содержащимися в водах первичного океана.
По мере увеличения численности организмов конкуренция между ними обострялась, так как запасы питательных веществ в водах океана уменьшались. У некоторых организмов появилась способность к синтезу органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии или энергии химических реакций. Так возникли автотрофы, способные к фотосинтезу или хемосинтезу.
Первые организмы были анаэробами и получали энергию в ходе реакций бескислородного окисления, например брожения. Однако появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода. В результате возникло дыхание — кислородный, аэробный путь окисления, который примерно в 20 раз эффективнее гликолиза.
Первоначально жизнь развивалась в водах океана, так как сильное ультрафиолетовое излучение губительно влияло на организмы на суше. Появление озонового слоя в результате накопления кислорода в атмосфере создало предпосылки для выхода живых организмов на сушу.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Цели: 1. Дать знания о происхождении жизни на Земле.

2. Формирование научного мировоззрения и чувства патриотизма у учащихся.

3. Развить умения самостоятельной работы и ответственности.

Тестирование к уроку: «Возникновение жизни на Земле»

1.Где возникли первые неорганические соединения?

а) в недрах Земли;

б) в первичном океане;

в) в первичной атмосфере.

2. Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана?

а) охлаждение атмосферы;

б) опускание суши;

в) появление подземных источников.

3. Какие первые органические вещества возникли в водах океана?

а) белки;

б) жиры;

в) углеводы;

г) нуклеиновые реакции.

4. Какими свойствами обладали коацерваты?

а) рост;

б) обмен веществ;

в) размножение.

5. Луи Пастер своими опытами доказал:

а) самозарождение жизни возможно;

б) невозможность самозарождения жизни.

Тема урока: Эволюционное учение

Цели урока:

1. Знакомство учащихся с принципами историзма в развитии эволюционных идей.

2. Формирование знаний об эволюции

3. Формирование научного мировоззрения у учащихся

План урока

    Знакомство учащихся с историей эволюционного процесса

    Эволюционные гипотезы Ж.Б. Ламарка

    Изложение эволюционного учения Ч. Дарвина

Оборудование: портреты Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина.

Ход урока

1. Повторение изученного:

Какие уровни организации жизни Вы узнали на прошлом уроке?

Что изучает предмет «Общая биология»?

2. Изучение новой темы:

В настоящее время науке известно около 3,5 млн. видов животных и 600тыс.- растений, 100тыс-грибов, 8тыс-бактерий и 800 видов вирусов. А вместе с вымершими-за всю историю Земли, на ней обитало не менее 1 миллиарда видов живых организмов.

Только что я вам сказал слово «виды» - что оно означает?

Вы изучали растения и животные назовите по 5 видов каждого?

Как возникло такое множество видов?

Кто-то может сказать, что они созданы богом? Другие находят ответ в научной теории

эволюции живой природы.

При изучении эволюционного учения, есть необходимость рассмотреть его в развитии.

Как же происходило развитие этого учения?

Разберём само понятие «Эволюция» - (лат evolutio - развертывание ). Впервые было использовано в биологии швейцарским натуралистом Ш. Боннэ. Близко к этому слову по звучанию стоит революция.

Это слово Вам известно. Что оно означает?

Революция – коренное изменение, скачкообразный переход от одного состояния к другому.

Эволюция – постепенное непрерывное приспособление живого, к постоянным изменениям условий окружающей среды.

Эволюция – это процесс исторического развития органического мира.

В средние века с установлением христианской церкви в Европе распространяется официальная точка зрения, основанная на библейских текстах: все живое создано Богом и остается неизменным. Он их создал по паре, так они живут изначально целесообразно. То есть они созданы с какой-то целью. Кошки созданы для ловли мышей, а мыши созданы для того, чтобы ими питались кошки. Несмотря на господство взглядов о неизменности видов, интерес к биологии возрос уже в 17 в. Идеи эволюции начинают прослеживаться в трудах Г.В. Лейбница. Развитие эволюционных взглядов возникает в 18 веке, которые развивают Ж. Бюффон, Д. Дидро. Далее появляются сомнения в неизменности видов, которые приводят к возникновению теории трансформизма – доказательством естественного превращения живой природы. Приверженцами являются: М.В. Ломоносов, К.Ф. Вольф, Э.Ж. Сент-Илер.

К концу 18в. В биологии накопился огромный материал, где можно увидеть:

    Даже внешне далёкие виды по внутреннему строению обнаруживают определённые черты сходства.

    Современные виды отличаются от давно живших на Земле, ископаемых.

    Внешний вид, строение и продуктивность сельскохозяйственных растений и животных существенно изменяется с изменением условий их выращивания.

Идеи трансформизма развил Ж.Б. Ламарк и создал эволюционную концепцию развития природы. Его эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена фактами и поэтому превращается в теорию. В основу её положено представление о развитии, постепенном и медленном, от простого к сложному, и о роли внешней среды в преобразовании организмов.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) – создатель первой эволюционного учения, также, как вы уже знаете, ввёл термин «биология». Свои взгляды на развитие органического мира он опубликовал в книге «Философия зоологии».

1. По его мнению, эволюция идёт на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу и совершенству, которая является главной движущей силой. Этот механизм изначально заложен в каждом живом организме.

2. Закон прямого приспособления. Ламарк признает, что внешняя среда оказывает влияние на живые организмы. Ламарк считал, что реакцией на изменения внешней среды, является адаптивный приспособительный ответ на изменения внешней среды (температуры, влаги, света, питания). Он, как и все его современники, считал, что изменения, возникающие под влиянием среды, могут передаваться по наследству. В качестве примера приводим растение Стрелолист. У стрелолиста в воде листья формируются лентовидный лист, на поверхности воды – плавающий округлённый, а в воздухе – стреловидный.

3. «Закон упражнения и неупражнения органов». Появление новых признаков в эволюции, Ламарк представлял следующим образом, вслед за изменением условий тотчас следует изменение привычек. В результате у организмов происходит появление полезных привычек и они начинают упражнять какие –то органы, которыми раньше не пользовались. Он полагал, что усиленное упражнение органов ведёт к их увеличению, а неупражнение – к дегенерации. На этой основе Ламарк формулирует закон упражнения и неупражнения. Например длинные ноги и шея у жирафа – наследственно закреплённое изменение, связанное с постоянным использованием этих частей тела при добывании пищи. Так, береговые птицы (цапля, журавль, аист), неохотно плавающие, но вынужденные обитать вблизи воды в поисках пищи, постоянно подвергаются опасности погрузиться в ил. Во избежание этого они прилагают все усилия, чтобы как можно больше вытянуть и удлинить ноги. Постоянное упражнение органов в силу привычки, направляемое волей животного и приводит к его эволюции. Аналогичным образом, по его мнению, развиваются все специальные приспособления у животных: это – появление рогов у животных, удлинение языка муравьеда.

4. «Закон наследования приобретённых признаков». Согласно этому «закону» полезные изменения передаются потомству. Но большинство примеров из жизни живых организмов с позиций теории Ламарка невозможно объяснить.

Вывод: Таким образом, Ж.Б. Ламарк был первым, предложил развернутую концепцию трансформизма – изменяемости видов.

Эволюционное учение Ламарка не было достаточно доказательным и не получило широкого признания среди его современников.

Величайшим учёным эволюционистом является Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882).

3. Доклад – информация о Ч. Дарвине

В первой половине 19в. Англия стала самой передовой капиталистической страной, с высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства. Животноводы добились исключительных успехов в выведении новых пород овец, свиней, крупного рогатого скота, лошадей, собак, кур. Растениеводами были получены новые сорта зерновых, овощных, декоративных, ягодных и плодовых культур. Эти достижения явно показывали, что животные и растения изменяются под воздействием человека.

Великие географические открытия, обогатившие мир сведениями о новых видах растений и животных, особых людях из заморских стран.

Получают своё развитие науки: астрономия, геология, химия, ботаника и зоология значительно обогатились знаниями о видах растений и животных.

Дарвин своим рождением попал в такой исторический момент.

Ч. Дарвин родился 12.02.1809г в английском городе Шрусбери в семье врача. С ранних лет у него проявился интерес к общению с природой, к наблюдениям за растениями и животными в их естественной среде обитания. Глубокая наблюдательность, страсть к коллекционированию и систематизации материала, способность к сравнениям и широким обобщениям, философское мышление были природными свойствами личности Ч. Дарвина. Окончив школу обучался в Эдинбургском и Кембриджском университетах. В тот период он познакомился с известными учёными: геологом А. Седжвиком и ботаником Дж. Генсло, которые способствовали развитию его природных способностей, знакомили с методикой полевых исследований.

Дарвин был с эволюционными идеями Ламарка, Эразма Дарвина и других эволюционистов, но они не казались ему убедительными.

Поворотным моментом в биографии Дарвина было его путешествие (1831-1836) в качестве натуралиста на корабле «Бигл». Во время путешествия он собрал большой фактический материал, обобщение которого привело к выводам, обусловившим подготовку к крутому перевороту в его мировоззрении. Дарвин возвращается в Англию убеждённым эволюционистом.

По возвращении на родину, Дарвин поселился в деревне, где и провёл всю свою жизнь. В течении 20 лет. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса .

Наконец 1859г. вышла в свет книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»

Её издание (1250 экземпляров) было распродано за один день– случай, удивительный в книжной торговле того времени.

В 1871г. увидел свет третий фундаментальный труд – «Происхождение человека и половой отбор», который завершил трилогию основных работ Дарвина по теории эволюции.

Вся жизнь Дарвина была посвящена науке и увенчалась достижениями, вошедшими в фонд крупнейших обобщений естествознания.

Умер великий учёный 19.04.1882г, и был погребен р ядом с могилой Ньютона.

ПРОДОЛЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Открытие Дарвином теории эволюции, застало общество врасплох. Один его друг, сильно обидевшись на то, что его приравняли к обезьянам, отправил ему послание: «Твой бывший друг, ныне потомок обезьяны».

В своих работах Дарвин показал, что существующие ныне виды произошли естественным путём от других более древних видов.

Целесообразность – наблюдаемая в живой природе, это – результат естественного отбора полезных для организма признаков.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

    Все виды живых существ никогда не были кем-то созданы

    Виды возникнув , естественным путём постепенно преобразовались и совершенствовались

    В основе преобразования видов лежат изменчивость, наследственность, естественный отбор

    Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям обитания (окружающей среды) и многообразие видов в природе.

4 . ЗАКРЕПЛЕНИЕ :

Работа по карточкам – заданиям и их проверка.

Назначаю в каждом ряду одного ответственного ученика, который раздает карточки-задания. Учащиеся выполняют задания. Ответственный собирает и проверяет по ответам и выставляет оценки. Которые будем обсуждать на следующем уроке.

Вывод :

Движущими силами (факторами) эволюции (по Дарвину), является борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

Ч. Дарвин создал теорию эволюции, которое была способна на самые главные вопросы: о факторах эволюционного процесса и причинах приспособленности живых существ к условиям существования. Дарвин успел увидеть победу своей теории; популярность его при жизни была огромной.

Тестирование к уроку: Эволюционное учение.

1. Результатом эволюции явились:

А – искусственный и естественный отбор;

Б – наследственная изменчивость;

В – приспособленность организмов к среде обитания;

Г – многообразие видов.

2. Кто создал целостную теорию эволюции:

А – Рулье;

Б – Ламарк;

В – Дарвин

3 . Главный фактор, главная движущая сила процесса эволюции:

А – мутационная изменчивость;

Б – борьба за существование;

В – естественный отбор;

Г – модификационная изменчивость.

4. Современные виды животных и растений не сотворены богом, они произошли от предков животных и растений путём эволюции. Виды не вечны, изменялись и изменяются. Какому учёному удалось доказать это?

А-Ламарку;

Б- Дарвину,

В-Линнею;

Г-Тимирязеву;

Д-Рулье.

5. Движущей и направляющей силой эволюции является:

А – дивергенция признаков;

Б – разнообразие условий среды;

В – приспособленность к условиям среды;

Г – естественный отбор наследственных изменений.

Вариант 1

Часть А

1.


б) наличием катализаторов;
г) обменными процессами.

2.

а) анаэробные гетеротрофы;
б) аэробные гетеротрофы;
в) автотрофы;
г) организмы-симбионты.

3. К такому общему свойству живого, как саморегуляция, относится:

а) наследственность;
б) изменчивость;
в) раздражимость;
г) онтогенез.

4. Сущность теории абиогенеза состоит в:


в) сотворении мира Богом;

5. Кристалл не является живой системой, т.к.:

а) он не способен к росту;
в) ему не свойственна раздражимость;

6. Опыты Луи Пастера доказали возможность:

а) самозарождения жизни;

г) биохимической эволюции.

7.

а) радиоактивность;
б) наличие жидкой воды;
в) наличие газообразного кислорода;
г) масса планеты.

8. Углерод является основой жизни на Земле, т.к. он:



9. Исключите лишнее:

а) 1668 г.;
б) Ф.Реди;
в) мясо;
г) бактерии.

10.

а) Л.Пастер;
б) А.Левенгук;
в) Л.Спалланцани;
г) Ф.Реди.

Часть Б

Закончите предложения.

1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), – … .

2. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению, – … .

3. Фазовообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу открытой системы, – … .

4. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, – … .

5. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, – … .

Часть В

Дайте краткие ответы на следующие вопросы.

1. Каковы общие признаки живой и неживой материи?

2. Почему при возникновении первых живых организмов в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород?

3. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «первичному океану» в этом опыте?

4. В чем заключается основная проблема перехода от химической эволюции к биологической?

5. Перечислите основные положения теории А.И.Опарина.

Вариант 2

Часть А

Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.

1. Живое отличается от неживого:

а) составом неорганических соединений;
в) взаимодействием молекул друг с другом;
г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы;
б) аэробные гетеротрофы;
в) автотрофы;
г) организмы-симбионты.

3.

а) метаболизм;
б) репродукция;
в) раздражимость;
г) онтогенез.

4. Сущность теории биогенеза состоит в:

а) происхождении живого из неживого;
б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;
г) занесении жизни из Космоса.

5. Звезда не является живой системой, т.к.:

а) она не способна к росту;
в) она не обладает раздражимостью;

6.

а) самозарождения жизни;
б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из Космоса;
г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность;
б) наличие воды;
в) наличие источника энергии;
г) масса планеты.

8. Вода является основой жизни, т.к.:

а) является хорошим растворителем;

г) обладает всеми перечисленными свойствами.

9. Исключите лишнее:

а) 1924 г.;
б) Л.Пастер;
в) мясной бульон;
г) бактерии.

10. Расположите в логической последовательности следующие имена:

а) Л.Пастер;
б) С.Миллер;
в) Дж.Холдейн;
г) А.И. Опарин.

Часть Б

Закончите предложения.

1. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света – … .

2. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток (способность к обмену веществ, самовоспроизведению и т.п.), – … .

3. Разделение раствора белков, содержащего и другие органические вещества, на фазы с большей или меньшей концентрацией молекул – … .

4. Английский физик, предположивший, что адсорбция была одним из этапов концентрирования органических веществ в ходе предбиологической эволюции – … .

5. Свойственная всем живым организмам система записи наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов – … .

Часть В

1. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «молниям» в этом опыте?

2. Почему масса планеты, на которой может возникнуть жизнь, не должна быть больше 1/20 массы Солнца?

3. К какой стадии развития жизни на Земле можно отнести слова гоголевского героя: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое»?

4. Какие условия необходимы для возникновения жизни?

5. Что такое панспермия? Кто из известных вам ученых придерживался этой теории?

Вариант 3

Часть А

Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.

1. Живое отличается от неживого:

а) составом неорганических соединений;
б) способностью к самовоспроизведению;
в) взаимодействием молекул друг с другом;
г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы;
б) аэробные гетеротрофы;
в) автотрофы;
г) организмы-симбионты.

3. К такому общему свойству живого как, самообновление, относится:

а) метаболизм;
б) репродукция;
в) раздражимость;
г) онтогенез.

4. Сущность креационизма состоит в:

а) происхождении живого из неживого;
б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;
г) занесении жизни из Космоса.

5. Река не является живой системой т.к.:

а) она не способна к росту;
б) она не способна к размножению;
в) она не способна к раздражимости;
г) не все свойства живого ей присущи.

6. Опыт Франческо Реди доказал невозможность:

а) самозарождения жизни;
б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из космоса;
г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность;
б) наличие воды;
в) безгранично долгое время эволюции;

8. В период возникновения жизни в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород, т.к.:

а) он является активным окислителем;
б) обладает высокой теплоемкостью;
в) увеличивает свой объем при замерзании;
г) все вышеперечисленное в комплексе.

9. Исключите лишнее:

а) 1953 г.;
б) бактерии;
в) С.Миллер;
г) абиогенный синтез.

10.

а) Л.Пастер;
б) Ф.Реди;
в) Л.Спалланцани;
г) А.И. Опарин.

Часть Б

Закончите предложения.

1. Образование органических молекул из неорганических вне живых организмов – … .

2. Пузырьки жидкости, окруженные белковыми пленками, возникающие при взбалтывании водных растворов белков, – … .

3. Способность воспроизводить себе подобные биологические системы, которая проявляется на всех уровнях организации живой материи, – … .

4. Американский ученый, предложивший термическую теорию происхождения протобиополимеров, – … .

5. Белковые молекулы, ускоряющие течение биохимических превращений в водных растворах при атмосферном давлении, – … .

Часть В

Дайте краткий ответ на поставленный вопрос.

1. В чем основное отличие горения дров от «горения» глюкозы в клетках?

2. Каковы три современные точки зрения на проблему происхождения жизни?

3. Почему именно углерод является основой жизни?

4. В чем состоял опыт Стенли Миллера?

5. Каковы основные этапы химической эволюции?

Вариант 4

Часть А

Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.

1. Живое отличается от неживого:

а) составом неорганических соединений;
б) способностью к саморегуляции;
в) взаимодействием молекул друг с другом;
г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы;
б) аэробные гетеротрофы;
в) автотрофы;
г) организмы-симбионты.

3. К такому общему свойству живого, как самовоспроизведение, относится:

а) метаболизм;
б) репродукция;
в) раздражимость;
г) онтогенез.

4. Сущность теории панспермии состоит в:

а) происхождении живого из неживого;
б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;
г) занесении на Землю «семян жизни» из Космоса.

5. Ледник не является живой системой т.к.:

а) он не способен к росту;
б) он не способен к размножению;
в) он не способен к раздражимости;
г) не все свойства живого ему присущи.

6. Опыт Л.Спалланцани доказал невозможность:

а) самозарождения жизни;
б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из Космоса;
г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность;
б) наличие воды;
в) наличие определенных веществ;
г) определенная масса планеты.

8. Углерод является основой жизни, т.к. он:

а) является самым распространенным на Земле элементом;
б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой;
в) имеет небольшой атомный вес;
г) способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями.

Продолжение следует

Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии

Исходные вещества фотосинтеза – углекислый газ и вода на земной поверхности не являются ни окислителями, ни восстановителями. В ходе фотосинтеза эта «нейтральная среда» раздваивается на противоположности: возникает сильный окислитель – свободный кислород и сильные восстановители – органические соединения (вне организмов растений разложение углекислого газа и воды возможно только при высокой температуре, например, в магме или в доменных печах и т.д.).

Углерод и водород органических соединений, а также выделившийся при фотосинтезе свободный кислород «зарядились» солнечной энергией, поднялись на более высокий энергетический уровень, стали «геохимическими аккумуляторами».

Углеводы и другие продукты фотосинтеза, передвигаясь из листьев в стебли и корни, вступают в сложные реакции, в ходе которых создается все разнообразие органических соединений растений.

Однако растения состоят не только из углерода, водорода и кислорода, но также из азота, фосфора, калия, кальция, железа и других химических элементов, которые они получают в виде сравнительно простых минеральных соединений из почвы или водоемов.

Поглощаясь растениями, эти элементы входят в состав сложных богатых энергией органических соединений (азот и сера – в белки, фосфор – в нуклеопротеины и т.д.) и также становятся геохимическими аккумуляторами.

Этот процесс называется биогенной аккумуляцией минеральных соединений. Благодаря биогенной аккумуляции элементы из воды и воздуха переходят в менее подвижное состояние, т. е. их миграционная способность понижается. Все остальные организмы – животные, подавляющая часть микроорганизмов и бесхлорофильные растения (например, грибы) являются гетеротрофами, т.е. они не способны создавать органические вещества из минеральных.

Органические соединения, необходимые для построения их тела и как источник энергии, они получают от зеленых растений.

Процесс фотосинтеза протекает в единстве с работой корневой системы, которая поставляет в лист воду и элементы питания.

Существует ряд гипотез, объясняющих механизм поступления ионов через корневую систему: путем диффузии, адсорбции, метаболического переноса веществ против электрохимического градиента. Все гипотезы строятся на утверждении об обмене ионами между корневой системой и почвой. При этом корневая система, как и лист, является лабораторий синтеза. Растения через корневую систему в первую очередь усваивают те химические элементы, которые выполняют необходимые функции в организме.

Другие элементы проникают механически в соответствии с градиентом их концентрации. Одновременно с выделением элементов питание происходит выделение в почву корневой системой разнообразных продуктов метаболизма. Среди них важную функцию выполняют органические кислоты (лимонная, яблочная, щавелевая и т.д.).

В результате диссоциации освобождаются ионы водорода, которые подкисляют реакцию почвы, тем самым ускоряется растворение минералов, и освобождаются химические элементы для питания растений.

Другие продукты метаболизма используются в процессе жизнедеятельности некоторых видов микроорганизмов, также участвующих в разрушении минералов.

Катионы и анионы, поступившие в растения через корневую систему, распределяются в органах и тканях, входят в органические и минеральные соединения, выполняют различную физиологическую функцию: поддерживают осмотическое давление, щелочно-кислотное равновесие, используются в качестве пластического материала, составной части ферментов, хлорофилла и т.д. В процессе обмена веществ идет непрерывное образование кислых соединений.

При распаде углеводов образуется пировиноградная и молочная кислоты, при распаде жирных кислот – масляная, ацетоуксусная, при распаде белков – серная и фосфорная. Избыточное накопление кислот нейтрализуется буферными соединениями, которые превращают их в соединения, легко удаляемые из организма.

Синтез органического вещества протекает не только путем использования зелеными растениями лучистой энергии солнца.

Известны бактерии, которые используют для этой цели энергию, выделяющуюся при окислении некоторых неорганических соединений (В 1890 г.

С.П.Виноградский обнаружил микроорганизмы, способные окислять аммиак до солей азотистой, а затем азотной кислот). Такой процесс создания органических веществ называется хемосинтезом. Бактерии-хемосинтетики являются типичными автотрофами, т.е. самостоятельно синтезируют из неорганических веществ необходимые органические соединения (углеводы, белки, липиды и т.д.) важнейшую группу хемосинтезирующих микроорганизмов составляют нитрифицирующие бактерии.

Они окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков, до азотной кислоты. К хемосинтезирующим относятся серо-, железо-, метано-, углеродобактерии и др. например, в почвах пойм часто встречается болотная железная руда в виде прочных конкреций различной формы и величины, она образуется с участием железобактерий.

Под действием железобактерий закисное железо превращается в окисное. Образовавшийся гидроксид железа осаждается и образует болотную железную руду.

В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии
МОУ СОШ № 7, г. Ноябрьск

Окончание. См. № 9/2006

Контрольная работа по теме:
«Происхождение жизни на Земле»

9. Исключите лишнее:

а) ДНК;
б) генетический код;
в) хромосома;
г) клеточная мембрана.

Тест по теме: Гипотезы возникновения жизни на Земле

Расположите в логической последовательности следующие фамилии:

а) А.И. Опарин;
б) Л.Пастер;
в) С.Миллер;
г) Дж.Холдейн.

Часть Б

Закончите предложения.

1. Организмы, обладающие ограниченным оболочкой ядром, имеющие самовоспроизводящиеся органоиды, внутренние мембраны и цитоскелет, – … .

Свойственная всем организмам система записи наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов – … .

3. Способность воспроизводить себе подобные биологически системы, проявляющаяся на всех уровнях организации живой материи, – … .

Создатели низкотемпературной теории происхождения протобиополимеров – … .

5. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток: способностью к обмену веществ, самовоспроизведению ит.п., – … .

Часть В

Дайте краткий ответ на поставленный вопрос.

1. Какую роль сыграло изучение метеоритов в развитии теории возникновения жизни?

2. Что такое рацемизация и хиральность?

Почему вода в жидкой фазе была необходимым условием возникновения жизни?

4. В чем заключался опыт Стенли Миллера? Каков был газовый состав «атмосферы»?

5. Каковы основные этапы изучения вопроса о происхождении жизни на Земле?

Ответы

Вариант 1

Часть А: 1г, 2а, 3в, 4а, 5г, 6б, 7б, 8г, 9г, 10 г,б,в,а.

Часть Б: 1 – креационизм; 2 – прокариоты; 3 – коацерват; 4 – А.И.

Опарин; 5 – половой процесс.

Часть В.

1. Живая и неживая материи состоят из одних и тех же химических элементов, физические и химические процессы с их участием проходят по общим законам.

Кислород – сильный окислитель, и все вновь возникающие органические молекулы были бы немедленно окислены.

3.

«Первичному океану» в этом опыте соответствовала колба с кипящей водой.

4. Основная проблема перехода от химической эволюции к биологической состоит в объяснении возникновения самовоспроизводящихся биологических систем (клеток) вообще и генетического кода в частности.

Основные положения теории Опарина:

– жизнь – одна из стадий эволюции Вселенной;
– возникновение жизни – закономерный результат химической эволюции соединений углерода;
– для перехода от химической эволюции к биологической необходимы формирование и естественный отбор целостных, обособленных от среды, но постоянно с ней взаимодействующих многомолекулярных систем.

Вариант 2

Часть А: 1 б,г, 2а, 3б, 4б, 5г, 6а, 7б, 8г, 9а, 10 а,г,в,б.

Часть Б: 1 – фотосинтез; 2 – протобионты; 3 – коацервация; 4 – Дж.Бернал; 5 – генетический код.

Часть В.

1. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений. «Молнии» в этом опыте имитировались высоковольтными электрическими разрядами.

2. Если масса планеты больше 1/20 массы Солнца, на ней начинаются интенсивные ядерные реакции, что повышает ее температуру, и она начинает светиться собственным светом.

3. К начальной стадии биохимической эволюции Земли.

4. Для возникновения жизни необходимы следующие основные условия:

– наличие определенных химических веществ (в том числе воды в жидкой фазе);
– наличие источников энергии;
– восстановительная атмосфера.

Дополнительными условиями могут являться масса планеты и определенный уровень радиоактивности.

Панспермия – занесение «семян жизни» на Землю из космоса. Сторонники: Ю.Либих, Г.Гельмгольц, С.Аррениус, В.И. Вернадский.

Вариант 3

Часть А: 1 б,г, 2а, 3а, 4в, 5г, 6а, 7б, 8а, 9б, 10 б,в,а,г.

Часть Б: 1 – абиогенный синтез; 2 – микросферы; 3 – самовоспроизведение; 4 – С.Фокс; 5 – ферменты.

Часть В.

1. При горении дров вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде света и тепла. При окислении глюкозы в клетках энергия запасается в макроэргических связях АТФ.

2. Существуют три основных подхода к проблеме происхождения жизни:

– проблемы не существует, т.к.

жизнь была либо сотворена Богом (креационизм), либо существует во Вселенной с момента ее возникновения и распространяется случайным образом (панспермия);
– проблема неразрешима из-за недостаточности знаний и невозможности воспроизведения условий, в которых возникла жизнь;
– проблема может быть решена (А.И.

Опарин, Дж.Бернал, С.Фокс и др.).

3. Углерод четырехвалентен, способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями, что повышает реакционную способность его соединений.

4. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений.

Атомы ––> простые химические соединения ––> простые биоорганические соединения ––> макромолекулы ––> организованные системы.

Вариант 4

Часть А: 1 б,г, 2а, 3б, 4г, 5г, 6а, 7в, 8г, 9г, 10 б,а,г,в.

Часть Б: 1 – эукариоты; 2 – генетический код; 3 – самовоспроизведение; 4 – К.Симонеску, Ф.Денеш; 5 – протобионты.

Часть В.

1. Анализ химического состава метеоритов показал, что некоторые из них содержат аминокислоты (глютаминовую кислоту, пролин, глицин и др.), жирные кислоты (17 видов).

Таким образом, органическое вещество не является исключительно принадлежностью Земли, а может встречаться и в космосе.

2. Рацемизация – реакция взаимопревращения D- и L-форм какого-либо стереоизомера; хиральность – существование двух или более зеркально асимметричных стереоизомеров химического соединения.

3. Организмы состоят из воды на 80% и более.

4. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений.

Газовый состав «атмосферы»: метан, аммиак, пары воды, водород.

5. С древнейших времен до опытов Ф.Реди – период всеобщей веры в возможность самозарождения живого; 1668–1862 гг. (до опытов Л.Пастера) – экспериментальное выяснение невозможности самозарождения; 1862–1922 гг. (до выступления А.И. Опарина) – философский анализ проблемы; 1922–1953 гг. – разработка научных гипотез о происхождении жизни и их экспериментальная проверка; с 1953 г.

до настоящего времени – экспериментальные и теоретические исследования путей перехода от химической эволюции к биологической.

Примечание

Ответы части А оцениваются в 1 балл, части Б – в 2 балла, части В – в 3 балла.

Максимальное количество баллов за контрольную работу – 35.

Оценка 5: 26–35 баллов;
оценка 4: 18–25 баллов;
оценка 3: 12–17 баллов;
оценка 2: меньше 12 баллов.

Биология

Учебник для 10-11 классов

Раздел I.

Клетка — единица живого
Глава I. Химический состав клетки

В живых организмах содержится большое количество химических элементов. Они образуют два класса соединений - органические и неорганические.

Chemistry48.Ru

Химические соединения, основой строения которых являются атомы углерода, составляют отличительный признак живого. Эти соединения называют органическими.

Органические соединения чрезвычайно многообразны, но только четыре класса их имеют всеобщее биологическое значение: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды.

§ 1. Неорганические соединения

Биологически важные химические элементы. Из известных нам более 100 химических элементов в состав живых организмов входят около 80, причем только в отношении 24 известно, какие функции в клетке они выполняют. Набор этих элементов не случаен.

Жизнь зародилась в водах Мирового океана, и живые организмы состоят преимущественно из тех элементов, которые образуют легко растворимые в воде соединения. Большинство таких элементов принадлежит к числу легких, их особенностью является способность вступать в прочные (ковалентные) связи и образовывать множество различных сложных молекул.

В составе клеток человеческого тела преобладают кислород (более 60%), углерод (около 20%) и водород (около 10%).

На азот, кальций, фосфор, хлор, калий, серу, натрий, магний, вместе взятые, приходится около 5%. Остальные 13 элементов составляют не более 0,1%. Сходный элементный состав имеют клетки большинства животных; отличаются лишь клетки растений и микроорганизмов. Даже те элементы, которые в клетках содержатся в ничтожно малых количествах, ничем не могут быть заменены и совершенно необходимы для жизни. Так, содержание иода в клетках не превышает 0,01%. Однако при недостатке его в почве (из-за этого и в пищевых продуктах) задерживается рост и развитие детей.

Значение для клетки основных элементов приведено в конце этого параграфа.

Неорганические (минеральные) соединения. В состав живых клеток входит ряд относительно простых соединений, которые встречаются и в неживой природе - в минералах, природных водах.

Это неорганические соединения.

Вода - одно из самых распространенных веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды. У человека содержание воды в органах и тканях варьирует от 20% (в костной ткани) до 85% (в головном мозге). Около 2/3 массы человека составляет вода, в организме медузы до 95% воды, даже в сухих семенах растений вода составляет 10-12%.

Вода обладает некоторыми уникальными свойствами.

Свойства эти настолько важны для живых организмов, что нельзя представить жизнь без этого соединения водорода и кислорода.

Уникальные свойства воды определяются структурой ее молекул. В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода (рис. 1). Молекула воды полярна (диполь). Положительные заряды сосредоточены у атомов водорода, так как кислород электроотрицательнее водорода.

Рис. 1. Образование водородных связей в воде

Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода другой молекулы с образованием водородной связи (рис.

По прочности водородная связь примерно в 15-20 раз слабее ковалентной связи. Поэтому водородная связь легко разрывается, что наблюдается, например, при испарении воды. Вследствие теплового движения молекул в воде одни водородные связи разрываются, другие образуются.

Таким образом, в жидкой воде молекулы подвижны, что немаловажно для процессов обмена веществ. Молекулы воды легко проникают через клеточные мембраны.

Из-за высокой полярности молекул вода является растворителем других полярных соединений. В воде растворяется больше веществ, чем в любой другой жидкости. Именно поэтому в водной среде клетки осуществляется множество химических реакций. Вода растворяет продукты обмена веществ и выводит их из клетки и организма в целом.

Вода обладает большой теплоемкостью, т. е. способностью поглощать теплоту при минимальном изменении собственной температуры. Благодаря этому она предохраняет клетку от резких изменений температуры. Поскольку на испарение воды расходуется много теплоты, то, испаряя воду, организмы могут защищать себя от перегрева (например, при потоотделении).

Вода обладает высокой теплопроводностью. Такое свойство создает возможность равномерного распределения теплоты между тканями тела.

Вода служит растворителем для «смазочных» материалов, необходимых везде, где есть трущиеся поверхности (например, в суставах).

Вода имеет максимальную плотность при 4°С.

Поэтому лед, обладающий меньшей плотностью, легче воды и плавает на ее поверхности, что защищает водоем от промерзания.

По отношению к воде все вещества клетки разделяются на две группы: гидрофильные - «любящие воду» и гидрофобные - «боящиеся воды» (от греч. «гидро» - вода, «филео» - любить и «фобос» - боязнь).

К гидрофильным относятся вещества, хорошо растворимые в воде. Это соли, сахара, аминокислоты. Гидрофобные вещества, напротив, в воде практически нерастворимы.

К ним относятся, например, жиры.

Клеточные поверхности, отделяющие клетку от внешней среды, и некоторые другие структуры состоят из водонерастворимых (гидрофобных) соединений. Благодаря этому сохраняется структурная целостность клетки. Образно клетку можно представить в виде сосуда с водой, где протекают биохимические реакции, обеспечивающие жизнь. Стенки этого сосуда нерастворимы в воде. Однако они способны избирательно пропускать водорастворимые соединения.

Помимо воды, в числе неорганических веществ клетки нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. Они образованы катионами калия, натрия, магния и иных металлов и анионами соляной, угольной, серной, фосфорной кислот. При диссоциации таких солей в растворах появляются катионы (К+, Na+, Са2+, Mg2+ и др.) и анионы (СI-, НСО3-, HS04- и др.).

Концентрация ионов на внешней поверхности клетки отличается от их концентрации на внутренней поверхности. Разное число ионов калия и натрия на внутренней и внешней поверхности клетки создает разность зарядов на мембране.

На внешней поверхности клеточной мембраны очень высокая концентрация ионов натрия, а на внутренней поверхности очень высокая концентрация ионов калия и низкая - натрия. Вследствие этого образуется разность потенциалов между внутренней и внешней поверхностью клеточной мембраны, что обусловливает передачу возбуждения по нерву или мышце.

Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов, и при недостатке их нарушаются жизненно важные процессы в клетках. Ряд важных функций выполняют в живых организмах неорганические кислоты и их соли. Соляная кислота создает кислую среду в желудке животных и человека и в специальных органах насекомоядных растений, ускоряя переваривание белков пищи.

Остатки фосфорной кислоты (Н3Р04), присоединяясь к ряду ферментных и иных белков клетки, изменяют их физиологическую активность.

Остатки серной кислоты, присоединяясь к нерастворимым в воде чужеродным веществам, придают им растворимость и способствуют таким образом выведению их из клеток и организмов. Натриевые и калиевые соли азотистой и фосфорной кислот, кальциевая соль серной кислоты служат важными составными частями минерального питания растений, их вносят в почву как удобрения для подкормки растений. Более подробно значение для клетки химических элементов приведено ниже.

Биологически важные химические элементы клетки

  1. Какова биологическая роль воды в клетке?
  2. Какие ионы содержатся в клетке? Какова их биологическая роль?
  3. Какую роль играют содержащиеся в клетке катионы?

М.: Высшая школа, 1991. - 350 c.
ISBN 5-06-001728-1
Скачать (прямая ссылка): biologiyazadaniyaiupragneniya1991.djvu Предыдущая 1 .. 10 > .. >> Следующая
IV Прогрессивное усложнение гетеротрофных примитивных организмов, возникновение автотрофного питания и свободного кислорода (предъядерные организмы - бактерии, гетеротрофы и фототрофы и синезеленые)
Проте- розойская От 0,5 до 2,6 млрд. лет Ядерные организмы Появление ядерных автотрофних фотосинтезирующих растений (зеленые водоросли) и простейших; обогащение воды кислородом -- среда обитания животных
Многоклеточные организмы Прогрессивное усложнение животных и растений. Беспозвоночные животные: кишечнополостные, черви, моллюски; различные водоросли
Органные организмы Прогрессивное усложнение тела животных (хордовые бесчерепные)

2. Где возникли первые неорганические соединения (в недрах Земли, в первичном океане, в первичной атмосфере)?

3. Что явилось предпосылкой возникновения пер-

27
вичного океана (охлаждение атмосферы, опускание суши, появление подземных источников)?

4. Какие первые органические вещества возникли в водах океана (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

5. Какими свойствами обладали коацерваты (рост, обмен веществ, размножение)?

6. Какие свойства присущи пробионту (обмен веществ, рост, размножение)?

7. Какой способ питания был у первых живых организмов (автотрофный, гетеротрофный)?

8. Какой новый способ питания появляется у прокариот (автотрофный, гетеротрофный)?

9. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих растений (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

10. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира (бактерии, синезеленые, зеленые водоросли)?

Раздел IL УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

ТЕМА. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ. ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ

Клетка - элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица растительных и животных организмов, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.

Задание 5. Повторить учебный материал. Ответить на вопросы для самоконтроля. Выполнить контрольную работу № 4.

Вопросы для самоконтроля

Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка?

Дайте современное определение клетки.

В чем сущность клеточной теории и кто ее авторы?

С помощью каких приборов изучалась клетка в XIX, XX вв.? Какие формы жизни первыми появились на Земле?

Почему фаги и вирусы называют предклеточными организмами?

28
К каким формам жизни относят бактерии и синезеленые? Какие из одноклеточных организмов имеют обособленное ядро?

Какие многоклеточные организмы считаются первичными в растительном и животном мире?

Чем отличается колониальный организм от многоклеточного? Каковы последовательные этапы эволюции от пробионта до многоклеточных ядерных организмов?

Контрольная работа № 4

1. Какие из перечисленных положений составляют основу клеточной теории (все организмы состоят из клеток; все клетки образуются из клеток; все клетки возникают из неживой материи)?

2. Что представляет собой тело предклеточных организмов (ядро; цитоплазма; молекула ДНК или РНК, покрытая белковой оболочкой)?

4. Какие организмы относят к клеточным предъ-ядерным (бактерии, фаги, вирусы, синезеленые)?

5. Какие организмы относят к одноклеточным ядер-ным (бактерии, амеба малярийная, хламидомонада, инфузория туфелька)?

6. Какие организмы являются многоклеточными (кишечнополостные, бурые водоросли, бактерии)?

ТЕМА. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ

Задание 6. Повторить учебный материал. Ответить на вопросы для самоконтроля. Выполнить контрольную работу № 5-7. Проанализировать табл. 7-9.

29
Вопросы для самоконтроля (неорганические и органические вещества)

Какие химические элементы входят в состав клетки?

Какие неорганические вещества входят в состав клетки? Каково значение воды для жизнедеятельности клетки?

Какие соли входят в состав клетки?

Каково значение для клетки солей азота, фосфора, калия; натрия?

В чем разница между органическими и неорганическими ве-ществамгі?

Какие органические вещества входят в состав клетки?

Что такое мономеры и полимеры?

Почему белковую молекулу называют полимером?

Чем характеризуется первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка?

Что такое денатурация белка?

Какие функции белков вам известны?

Сколько видов аминокислот входит в состав белков?

Чем обусловлено многообразие белков?

Каковы функции жиров в клетке и в организме?

Где в клетке расщепляются жиры?

Каковы последовательные этапы расщепления жиров до конечных продуктов?

Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке?

У каких организмов и в каких органеллах синтезируются углеводы?

Какие запасные углеводы имеются в растительных и животных клетках?