Плотина Гувера в США — рукотворное чудо Аризоны.


Гордостью американских инженеров признано возведение плотины Гувера. Это несомненный эталон масштабного строительства, заявленный на весь мир как восьмое чудо света.

Плотина Гувера представляет собой гигантское бетонное сооружение, которое выполняет сразу четыре функции:

  1. Предотвращение участившихся наводнений вследствие выхода бурной реки Колорадо из берегов.
  2. Снабжение крупных близстоящих городов водой ( , Лас-Вегаса).
  3. Подвод воды для орошения полей на засушливых участках.
  4. Создание экологически чистого источника электроэнергии с помощью возведенных гидроресурсов.

В центре каньона на границе штатов Невада и Аризона расположилось инженерное чудо - плотина Гувера. Высота ее достигает 221 м, что соответствует высоте двух современных небоскребов. Примерный вес - 6,6 млн тонн. В ней заложено более 3,4 млн куб. м бетона, которого хватило бы на широкую дорогу, пересекающую всю Америку. Свое название архитектурное сооружение получило в честь 31 президента Америки Герберта Гувера, чей указ дал зеленый свет рассмотрению проекта плотины.

Постройка туннеля, отводящего основной поток реки

Строительство дамбы официально началось в 1931 году. Изначально правительство США выдвигало на рассмотрение два участка под проект: каньон Боулдер и Черный каньон. Однако трагедия прорыва плотины Сент-Френсис в 1928 году заставила инженеров тщательнее проанализировать обе местности во избежание повторного провала и жертв. После длительных проверок рельефа в каньоне Боулдер обнаружили глубокие трещины и разломы. Это могло привести к нестабильности скальных пород. И, несмотря на уже закрепленное название «проект Боулдер», строительство было утверждено за Черным каньоном.

Окончательное расположение плотины Гувера определило наличие пяти факторов:

  1. Геологическое строение каньона.
  2. Глубина основания скальной породы на дне реки.
  3. Достаточный расчетный объем искусственного водохранилища для обеспечения нужд населения.
  4. Близкое расположение густонаселенных районов.
  5. Удобное прохождение транспортных линий для поставок материалов.

Читайте также

Строительство дамбы опередило поставленные сроки на два года. 30 сентября 1935 года президент Рузвельт лично провел церемонию открытия плотины.

Процесс стройки дамбы

К сожалению, вопросы по экологии не рассматривались в 30-х годах. Ущерб от изменения экосистемы стал заметен, только спустя несколько лет. Под угрозой вымирания оказались некоторые виды рыб, а также растения и животные, обитающие на ранее затопленных участках.

Воплощение идей инженерии

Горький опыт прошлой неудачи больно отразился на американцах. Строение плотины Гувера обязано было воплотить всю мощь человеческой мысли в суперпрочной конструкции сроком службы на века. Для этого инженеры предложили создать сложную форму дамбы способную выдержать огромное давление воды.

Силу давления на основание дамбы возможно сравнить с 25-тонным весом, направленным на обычного человека.

На дне озера водолазы обнаружили бомбардировщик В-29, потерпевший крушение в 1948 году. То, что от него осталось, до сих пор лежит в мутных водах Мид.

Арочно-гравитационная конструкция плотины уникальна тем, что ее нижнее основание шириной в 200 м надежно сдерживает мощь реки. А верхняя часть сужается в виде арки до размера шоссейной дороги (приблизительно 15 м). На самой вершине открывается замечательный вид на озеро Мид. Это самое большое искусственное озеро в США с вместительностью воды в 35 млрд кубометров. Водохранилище занимает площадь в 640 км 2 . Получить такое количество воды возможно за два года обычного течения реки Колорадо.

Для местных жителей и туристов озеро Мид превратилось в дополнительное развлечение. Здесь можно не только купаться, но и кататься на аттракционах или ловить рыбу.

Экономическим шагом стало сооружение гидроэлектростанции на плотине Гувера. Здание ГЭС мало чем отличается от «гуверского» стиля. Разве что четыре башенки насосных станций аккуратно вырастают из дамбы. Вершины двух из них задекорированы часами. На одних отображается тихоокеанское время (со стороны штата Невада), а на других - горное (со стороны Аризоны).

Читайте также

Достопримечательности Лас-Вегаса

ГЭС работает с 17 генераторами мощностью в два млн кВт. Этого ресурса достаточно, чтобы обеспечить 1,7 млн домов бесперебойной электроэнергией. По настоящее время Бюро мелиорации и государство постоянно проводят модернизацию оборудования станции.

Вид на насосы дамбы Гувера

Производительность гидроэлектростанции плотины сравнима с выработкой энергии двумя атомными станциями.

Трудности возведения дамбы

Во времена Великой депрессии выделение государственных средств на строительство плотины Гувера позволило тысячам безработных получить . Чтобы обеспечить более пяти тысяч человек жильем, строительные компании приступили к постройке небольшого поселка в штате Невада.

Новоиспеченный Боулдер-Сити позднее стал единственным городком, где сохранился запрет на азартные игры со времен строительства.

Большой наплыв рабочих для постройки дамбы

Но времени, выделенного на возведение плотины, не хватало на своевременную сдачу поселка, и люди продолжали работать и жить в полевых условиях. По официальным источникам, последствия тяжелого труда привели к смерти 96 рабочих. Часть людей стала инвалидами, а некоторые получили тяжелые заболевания от избытка угарного газа при работе в тоннелях.

Лето 1931 года выдалось одним из самых жарких. Температура воздуха доходила до 49 С, тогда как внутри тоннелей раскалялась до смертельно опасных 60 С.

Рабочие должны были пробить четыре водовода в монолитной скале, по два на каждой стороне реки. По задумке они использовались для перенаправления вод Колорадо от места строительства. 9 февраля 1935 года тоннели были закрыты, и плотина Гувера заработала! Поныне водосброс осуществляется посредством этих тоннелей, что повышает безопасность строения дамбы.

Одной из самых больших сложностей при строительстве плотины являлся поиск источника цемента такого объема. Для этих целей на месте стройки были сооружены два завода по производству бетона. А для транспортировки оборудования к месту работ пришлось проложить 50 км железнодорожных путей.

Следующей задачей ведущих инженеров становилось воспроизведение бетонного монолита. Обычная заливка тела плотины была недопустима. Химические реакции внутри такого количества бетона могли привести к повышению температуры материала, из-за чего появлялись бы трещины и разломы. Избежать подобного явления помогла сеть соединяющихся форм 1,5 м высотой каждая. Сверху конструкция напоминала огромный пазл. Дополнительно каждый блок пронизывала сеть труб с постоянно циркулирующей холодной водой. Это позволяло ускорять процесс остывания бетона.

Если верить расчетам технологов, затвердевание бетона продолжается и по сей день, что делает плотину Гувера с каждым годом крепче.

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.



(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного — от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично — применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.


(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество — 5251 человек — в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок — Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).


(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания — последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы.

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций — это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы — израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана


Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.

(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.


(ca. 1933)^^ — Construction was a 24/7 operation. In this view we can see the base of the dam face on the far side of a pool of water, construction equipment and night lights.
(ca. 1933)* — Hoover Dam initial construction phase. Note the width and depth of the dam as it goes up.
(ca. 1933)* — View of the on-site cement plant at Hoover Dam.

(1934)^ — Hoover Dam takes shape from the concrete columns in which it was poured.

(ca. 1934)* — Upstream face and top of Boulder Dam.



Before and After

(1930)* (1934)^
(1934)^^ — Looking down at the construction of one of the Nevada intake towers. These towers permit and control flow of water into tunnels and then to power turbines.
(1934)#* — A raised view of the Hoover dam while it was under construction. Most of the concrete has already been poured, and work seems to be concentrated on the top and at the base of the dam.
(ca. 1934)* — The cement forms for the two power plants can clearly be seen.

(ca. 1934)* — A closer look at the cement forms for the two power plants. Construction workers can be seen throughout.
(ca. 1935)* — View of the giant turbine runner before its installation at Hoover Dam power plant. The fin-like pieces of metal between the two circular flanges are the vanes.
(ca. 1936)* — View of the upper generator room at Hoover Dam, on the Nevada side, where there are eight generators. (The Arizona side has nine.)
(1935)* — Hoover Dam close to completion. Water can already be seen at the base of the dam.
(1935)^ — The upstream face of Hoover Dam slowly disappears as Lake Mead fills.
(1935)**# — View of the graceful intake towers whose gates control the release of the reservoir water.
(ca. 1935)* — View of the intakes as the water level nears the top of Hoover Dam. Cars are parked along the roadway over the dam. The Arizona Spillway can be seen on the other side of the canyon.

(1935)^#* — View of Hoover Dam as seen from above the Arizona Spillway side looking toward the intake towers as the water continues to rise.
(n.d.)**# - Detailed drawing of the dam and power plant from U.S. Department of Interior.

(1934)* — View of the diversion tunnel, showing the entrance of one of the 16 tunnels which lead to the turbines. The water will then turn turbine generators to create the electricity.

(ca. 1934)* — The needle valves of the power plant under construction. The valves are 13 feet in diameter and will dicharge the water back into the Colorado River once the water does its work by turning the turbine generators.

(1936)* — Hoover Dam during the final stages of testing. Three of the 13 foot diameter penstocks are fully opened.
(1936)** — Another view of the final testing showing water flowing out of all six of the penstocks on one side of the dam.

А сейчас она выглядит вот так.

Технически плотина Гувера представляет собой железобетонную стену, выгнутую в сторону озера Мид. Благодаря такой изогнутой форме стена легко выдерживает напор 35 млрд куб. м воды. Сооружение этой стены было когда-то настоящим вызовом современным технологиям. Несусветная жара пустыни, когда летом столбик термометра поднимается до 50 °С, стала главной проблемой с самого начала. Из-за высокой температуры нельзя было просто залить весь бетон в опалубку. В этом случае высокая температура окружающей среды не позволила бы жидкой массе бетона затвердеть всего-навсего 125 лет! Было решено применить другую технику. Инженеры собрали плотину Гувера из отдельных бетонных блоков, которые скрепляли между собой прямо на месте.

В бетонных блоках заранее оставляли систему труб. В них наливали ледяную воду. Вода охлаждала массу бетона, и он застывал как положено. После чего бетон заливали в сами трубы. Это к тому же сделало сооружение более прочным. Трубы не только исполнили роль арматуры (металлических балок, составляющих каркас современных железобетонных конструкций), но и надежно скрепили между собой отдельные блоки. Все блоки имели равную высоту - 1,5 м. Остальные габариты зависели от того, в какой точке плотины предполагалось поместить каждый отдельный блок. Самые большие имели сечение 7,6 X 18 м, самые маленькие - 7,6 X 7,6 м. Всего для плотины понадобилось 2,6 млн куб. м бетона - такое количество бетона трудно даже представить! Его хватило бы для прокладки дорожного покрытия толщиной 20 см и шириной 5 м через все Штаты, от Сан-Франциско до Нью-Йорка!

Реке Колорадо следовало изменить свое русло на время строительства. С этой целью в стенах каньона были пробиты огромные туннели, по которым строители отводили воду. Всего получилось 4 туннеля, самый большой с просветом 17 м в диаметре, длиной 5 км. На стройке трудилось 3500 человек, из которых 96 погибли.

Изначально предполагалось, что плотина обойдется в 49 млрд долларов. Но в итоге эта цифра выросла более чем втрое: 165 млрд! Непомерно высокие расходы окупились за счет продажи электроэнергии и туризма только к 1985 г. С этого времени плотина Гувера была вычеркнута из списков должников и начала приносить чистую прибыль.

Факты

  • Время строительства: Плотина Гувера была построена между 1931 и 1 935 гг. Ее стоимость обошлась в 1 65 млрд долларов.
  • Производство электроэнергии: Электростанция запущена 1 2 сентября 1 936 г. Сейчас 1 7 современных турбин вырабатывают 2000 МВт электроэнергии в год. Это равно более 4 млрд кВт-ч электроэнергии, которой хватает, чтобы
  • удовлетворить нужды 1,3 млн американцев, живущих в юго-западных штатах.
  • Строительные материалы: Плотина Гувера построена из 2,6 млн куб. м бетона и весит 6,6 млн тонн.
  • Размеры водохранилища: Озеро Мид имеет длину 177 км, площадь 640 кв. км и береговую линию 885 км. Максимальная глубина 180 м, емкость - до 35 млрд куб. м воды.

Адрес: США, в 48 км от Лас-Вегаса, река Колорадо
Начало строительства: 1931 год
Окончание строительства: 1936 год
Высота: 221 м
Координаты: 36°00"58.0"N 114°44"15.5"W

Практически все туристы, путешествующие по Лас-Вегасу и Гранд-каньону , проезжают через плотину Гувера или Гувер-Дам.

Плотина Гувера с высоты птичьего полёта

Эта огромная бетонная дамба, равная по высоте 70-этажному дому, усмирила бурный нрав реки Колорадо. Плотина Гувера контролирует уровень паводок, снабжает водой и обеспечивает электроэнергией Аризону, Калифорнию, а также «игорную столицу США » — Лас-Вегас (штат Невада).

Историки полагают, что отнюдь не игорные дома, а именно стройка Гувер-Дам стала причиной развития Лас-Вегаса, превратившегося из деревушки в процветающий город.

Строительство плотины Гувера

Строительство дамбы Гувера, начатое в 1931 году, в разгар Великой депрессии, способствовало созданию новых рабочих мест для безработных американцев. Возведение плотины велось в тяжёлых условиях — температура воздуха летом поднималась до +50°C. С особой опасностью был сопряжен труд скалолазов, а рабочие, занятые бурением тоннелей, страдали от избытка угарного газа. Однако претендентов на вакантные места было хоть отбавляй. По официальным данным, за всё время стройки Гувер-Дам погибло 96 человек. В 2000 году около входа на плотину установили памятник скалолазам: рабочий с фонариком и в защитной каске висит на верёвочной страховке над обрывом.

Интересно, что плотина Гувера возводилась примерно в те же годы, что и ДнепроГЭС (1932 — 1939 гг.) . Более того, в строительстве этих гидротехнических сооружений принимал участие один и тот же инженер из компании «Дженерал Электрик» — американец Си Джи Томсон, отвечавший за монтаж турбин и генераторов. В 1935 году советские писатели Ильф и Петров посетили США и побывали на стройке.

Они с восхищением описывают это «чудо инженерии»: «Представьте себе бурную, горную реку Колорадо, протекающую по дну гигантского ущелья, стены которого образованы высокими чёрно-красными скалами. И вот между этих двух сотворённых природой стен человек создал третью стену из железобетона, преграждающую речные потоки».

Плотина Гувера — чудо инженерной мысли

Возведение плотины Гувера закончилось в 1936 году, на два года раньше, чем планировалось. Она была названа в честь экс-президента США — Герберта Гувера. В своё время, то есть в середине 30-х годов прошлого столетия, Гувер Дам являла собой чудо инженерной мысли. В ходе её сооружения было применено множество технических новшеств: для отвода речных потоков от стройплощадки в стенах Чёрного каньона вырубили четыре канала, а сама плотина строилась не в виде сплошного монолита, а как ряд взаимосвязанных трапециевидных блоков — благодаря меньшей площади поверхности бетонная смесь быстрее охлаждалась и затвердевала. Учёные подсчитали, что если бы дамба строилась цельной, то полное застывание бетона завершилось бы через 125 лет.

Электростанция на плотине Гувера

Плотина Гувера является самой высокой дамбой в Западном полушарии и одной из крупнейших электростанций США . Сегодня на станции установлено 17 турбин общей мощностью 2074 МВт. По мнению экспертов, система автоматизации управления оборудованием настолько хорошо отлажена, что электростанция сможет самостоятельно работать в течение двух лет без присмотра сотрудников, до тех пор, пока трубы не зарастут водорослями.

Объезд Дамбы Гувера

На вершине плотины Гувера проходила шоссейная дорога 93, соединяющая Аризону и мексиканскую границу. С наступлением XXI века частые автомобильные пробки привели к необходимости постройки моста через Чёрный каньон в обход дамбы. В октябре 2010 года в 500 метрах от плотины был открыт Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана, более известный как Объезд Дамбы Гувера. Мост носит имена Майка О’Каллагана — экс-губернатора штата Невада и Пэта Тиллмана — американского футболиста из Аризоны, который оставил успешную карьеру и вступил в армию США после террористических актов 11 сентября 2001 года, чтобы отмстить террористам. Мост представляет собой грандиозную арочную конструкцию длиной 579 м и высотой 270 м.

На строительство Объезда плотины Гувера потрачено $240 млн. Ежедневно мост принимает 17 тыс. автомобилей, что позволило разгрузить соседние магистрали. Развлечения на плотине Гувера Прошло 75 лет после открытия плотины Гувера, но это грандиозное сооружение по-прежнему привлекает путешественников. Плотина Гувера стоит на границе двух штатов, расположенных в разных часовых поясах. На водосбросных башнях установлены часы, одни из них показывают время правобережного штата Невада, другие — время левобережной Аризоны. По одну сторону дамбы спокойно струится побеждённая река, по другую — простирается крупнейшее в США рукотворное озеро — Мид, ставшее популярной зоной отдыха. Здесь можно покататься на лодке и водных лыжах, заняться рыбалкой или позагорать на пляже.

January 5th, 2015 , 10:58 am

Начинаю писать отчёт о путешествии в Супай. Собственно отчёт начнётся в следующем посте, а сейчас я расскажу о плотине Гувера.

Плотина Гувера (Hoover Dam) – это одна из наиболее известных и одна из наиболее крупных плотин в США. Она находится на реке Колорадо на границе штатов Невада и Аризона.


Река Колорадо всегда отличалась норовистым характером. В результате наводнений гибли люди и наносился большой хозяйственный ущерб. Нередко река меняла русло. В начале ХХ века возникла идея построить гидротехнические сооружения на реке Колорадо, чтобы уменьшить риск наводнений и использовать воды реки в сельском хозяйстве. С развитием электроэнергетики возникла также идея строительства гидроэлектростанции. Изыскания показали, что наиболее подходящим местом для строительства плотины является Чёрный каньон.

Однако для строительства необходимо было согласие семи штатов, через которые протекает река Колорадо и её притоки. Некоторые штаты опасались, что перераспределение водных ресурсов будет не в их пользу. В 1922 году была создана комиссия, в которую входили представители семи штатов. В работе комиссии принимал участие Герберт Гувер, в то время министр торговли. В результате работы комиссии было принято соглашение об использовании водных ресурсов реки Колорадо, что открыло дорогу строительству плотины.

Другой проблемой было финансирование строительства. Закон о строительстве плотины в каньоне Боулдер, предусматривающий финансирование, был принят в 1928 году. Разработкой проекта руководил Джон Сэвидж, позднее сконструировавший ещё несколько известных плотин. Было принято решение о строительстве арочно-гравитационной бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составлять около двухсот метров, а на вершине – четырнадцать метров. По плотине предусматривалось автомобильное движение.

Средства на сооружение плотины были выделены летом 1930 году президентом Гувером, а работы начались весной 1931 года. Строительством руководил Фрэнк Кроу, имевший большой опыт в сооружении плотин. Проектом предполагалось первоначально построить город для строителей – Боулдер-Сити. Однако во время Великой депрессии было важно обеспечить работой как можно болшее количество людей, поэтому строительство плотины начали на полгода раньше запланированного, разместив рабочих во временных лагерях. Лишь в конце 1931 года стали заселяться дома, построенные в Боулдер-Сити. Следует заметить, что всё это происходит в очень жарком климате Невады.

Скульптура верхолаза, сооружена в 1995г. Прототипом послужил Джо Кайн, ветеран строительства.
При сооружении плотины Гувера впервые стали применять защитные каски в строительстве.

Для того, чтобы отвести воду реки и освободить стройплощадку, были сооружены две временные плотины, а в скалах каньона прорубили четыре тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. В июне 1933 года начались бетонные работы. В Неваде, недалеко от строительной площадки, были построены два завода, изготовляющие бетон. При строительстве применялись разнообразные новаторские решения. Конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась вода для охлаждения бетона. После застывания колонн промежутки между ними были заполнены раствором. Такое решение позволяло избежать растрескивания бетона при застывании.

На момент постройки плотина Гувера являлась самым большим сооружением в мире, созданным человеком. Её высота составляет 221 метр, а масса - более 6.6 миллионов тонн. Номинальная мощность электростанции 2080 мегаватт, в среднем электростанция вырабатывает 4.2 млрд. квт-ч электроэнергии в год.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманом в стиле ар-деко. На двух башнях установлены часы, одни из них показывают время в Неваде, другие – в Аризоне.

Аризона и Невада относятся к разным часовым поясам. Но на большей части штата Аризона стрелки часов не переводят на летнее время, поэтому летом время совпадает. Зимой есть разница в один час.

Строительство плотины было завершено раньше, чем было предусмотрено планами. Торжественная церемония открытия состоялась 30 сентября 1935 года, к тому моменту президентом США стал Франлин Рузвельт.

По официальным данным на строительстве плотины в 1931-1935 годах погибло 96 человек. Некоторые источники указывыают цифру 112 человек, включая погибших во время изысканий и подготовительных работ. Считается, что ещё 42 человека погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей (официально – умерли от пневмонии).
В народе ходят леденящие душу легенды про рабочих, упавших в жидкий бетон, трупы которых так и не были найдены. Однако этого не могло произойти. Плотина была построена из взаимосвязанных блоков в полтора метра высотой, шириной в семь метров и длинной от семи до восемнадцати метров. Бетон доставлялся в блок в ковшах объёмом в шесть кубических метров. Пять-шесть рабочих разравнивали и утрамбовывали бетон, убеждаясь, что в нём не осталось воздушных полостей. Каждый раз после выгрузки ковша уровень бетона в блоке возрастал на пять - пятнадцать сантиметров, в зависимости от горизонтальных размеров блока. В таком тонком слое бетона утонуть невозможно, да и к тому же несчастный случай не остался бы незамеченным при наличии нескольких человек на объекте. Так что не надо придумывать всякие ужасы, тем более, что трудностей при строительстве было и так предостаточно. Работы велись в очень тяжёлых и опасных условиях, в очень жарком климате.

Плотина сооружалась во времена правления президента Герберта Гувера, однако это были годы Великой депрессии, и президент был крайне непопулярен. Поэтому лишь в 1947 году плотина была названа его именем, а до этого носила название «плотина Боулдер».

Постройка гигантской плотины, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечила орошение полей Южной Калифорнии и устранила угрозу разрушительных наводнений. Электроэнергия дала мощный импульс развитию Юго-Запада США, в том числе и Лас-Вегасу, который в начале 30х годов был совсем маленьким городком. В 80-90х годах была проведена реконструкция электростанции, и она продолжает оставаться одной из крупнейших в США. Около четверти производимой электроэнергии потребляет Невада, пятую часть - Аризона, остальное – Калифорния.

С 1937 года плотину посещают туристические группы. В наше время плотину посещают более миллиона человек в год.

По плотине Гувера проходило шоссе номер 93, соединяющее Неваду и Аризону. В 2003 году началось строительство объездного моста через реку Колорадо, а в 2010 году по нему открылось движение.

Сейчас на плотину посетители могут заехать со стороны Невады, пройдя контроль на въезде, по плотине можно перехать на другой берег и подняться, но далее дорога закрыта, то есть на главное шоссе в Аризоне выехать нельзя. На мост посетители также могут войти пешком, но нельзя пройти на другой берег. Это отличная обзорная площадка с видом на электростанцию, плотину и водохранилище.

фото yevgeniy_lysyy

Водозаборные башни

Водозаборные башни и озеро Мед - водохранилище, созданное плотиной.

Озеро Мед - самое больше по объёму водохранилище в США.

Водосброс

Часы на водозаборной башне.

"Республика" - монумент Оскара Хансена.

На полу сделано изображение, показывающее положение звёзд в день торжественного открытия 30 сентября 1935 года.

Наклонная опора линии электропередачи и центр для посетителей.

Вход в центр для посетителей платный. Там показывают фильм про историю строительства плотины. Можно взять экскурсию по плотине или по электростанции. Я взял вторую и спустился вниз на лифте.

Турбинный водовод.

Генераторы в машинном зале.

На электростанции установлено 17 турбогенераторов - девять на стороне Аризоны и восемь на стороне Невады. (почему-то здесь видно только семь). В1986-1993 годах была произведена модернизация электростанции и турбогенераторы были заменены.

Ротор генератора.

Пульты управления.

Затем лифт поднимает посетителей обратно наверх, можно выйти на обзорную площадку, откуда вид на плотину несколько иной.

Объездной мост через реку Колорадо. Мост возвышается на 260 метров над уровнем реки Колорадо, это второй по высоте мост в США и самый высокий бетонный арочный мост в мире. Длина моста составляет 579м, а центральный пролёт - 320м.

Река Колорадо, объездной мост и здание электростанции.

Здание электростанции.

Наклонные опоры линий электропередачи.

Cхема электростанции.

фото