Почему любовь превращается в боль. Последняя любовь гейне

Неисповедимы пути Господни! Вот, оказалось, что наш Федор Тютчев и ихний Генрих Гейне были однажды влюблены в одну и ту же женщину... Тютчев ей еще стихотворение посвятил известное:

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Так вот, дама эта - Клотильда Ботмер- первая любовь русского дипломата Тютчева. Позже, он женился на ее старшей сестре, Элеоноре. А потом подтянулся и Гейне и тоже влюбился. Тусовка..))
Вот эта девушка

С подачи Клотильды, кстати, Тютчев начал переводить стихотворения Гейне. Это были самые первые переводы Генриха Гейна на русский.

Когда я училась в институте, я была к Гейне крайне холодна. Сейчас начинаю отогреваться вот))
Кстати, личная жизнь его преочень интересна. Чего стоит только его первая любовь- дочка местного палача! Эта профессия считалась стремной, люди сторонились палача и его семейство. В трактирах им подавали специальную посуду, а если таковой не было - то хозяева разбивали стакан, из которого пил палач. Но Генриха, наверное, заводила такая любовь вопреки. Правда, вскоре родители услали его в другой город, работать на своего богатого дядю, банкира. И Гейне сразу влюбился там в его дочь, свою кузину Амалию. Несчастная палачиха была позабыта... Правда, эта новая любовь была безрадостна и не взаимна.
Но первая любовь не проходит напрасно, видимо. Гейне всё-таки тянуло к простым людям. Когда он эмигрировал в Париж, то сошелся там с неотесанной молодой провинциалкой Матильдой. Она не прочла ни одного стихотворения Гейне (кажется, она вообще не умела читать) и не особо понимала, что живет с великим немецким поэтом. Гейне считал, что это свидетельствует о её искренней любви именно к нему, а не к его славе. Ну, и конечно же, ему было забавно играть в Пигмалиона- он отправлял Матильду в пансион для благородных девиц, где ее обучали хорошим манерам и светскому этикету. Не знаю, как там ее образовали, но ходили слухи, что она даже поколачивала Гейне. Они прожили 6 лет в гражданском браке. За это время Гейне успел еще увлечься Жорж Санд. О, эта Санд, везде успела отметиться! Я недавно писала про нее и Шопена, теперь вот Генрих Гейне в списках! Но Гейне не вынес долго фри-лав-стайл от Жорж Санд и снова вернулся к простушке Матильде. Она его поколотила в очередной раз и приняла. А потом они даже поженились и жили вместе до самой смерти Гейне. Вот что он писал о своей жене в письме к брату: "Жена моя - чудесная очаровательная баба, и когда она верещит не слишком громко, то голос её - бальзам для моей больной души." В общем, вполне счастливо прожил с ней и посвятил немало стихов!
Последние 8 лет Генрих Гейне был прикован к постели и не выходил из дома. В этот период времени была создана треть его произведений. Матильда ухаживала за ним, но даже будучи парализованным он ухитрился завести роман с немецкой писательницей и переводчицей Элизой Криниц. Сам Гейне говорил, что очень уж истосковался по родной речи на чужбине. Матильда его по-немецки не разумела, а тут зашла как-то по делу к ним эта писательница, заговорила с Гейне, ну и всё... Стала она как бы его секретарем, они писали друг другу тайные письма и стихи. Матильда бесилась, ревновала, но ничего поделать не могла. Вот, к примеру, очень любопытное стихотворение, которое посвятил Гейне Элизе Криниц

Пытай меня, избей бичами,
На клочья тело растерзай,
Рви раскаленными клещами, -
Но только ждать не заставляй!

Пытай жестоко, ежечасно,
Дроби мне кости ног и рук,
Но не вели мне ждать напрасно, -
О, это горше лютых мук!

Весь день прождал я, изнывая,
Весь день, - с полудня до шести!
Ты не явилась, ведьма злая,
Пойми, я мог с ума сойти!

Меня душило нетерпенье
Кольцом удава, стыла кровь,
На стук я вскакивал в смятенье,
Но ты не шла,- я падал вновь...

Ты не пришла, - беснуюсь, вою,
А дьявол дразнит: «Ей-же-ей,
Твой нежный лотос над тобою
Смеется, старый дуралей!»

Эта любовь скрасила последние полгода жизни Генриха Гейне. Он умер в 1856 году в возрасте 58 лет.

Цель : продолжить знакомство с творчеством Генриха Гейне; развивать творческое мышление учеников, привычки выразительного чтения поэтических произведений; обогащать и совершенствовать речь; развивать читательские интересы учеников. Тип урока: анализ лирических произведений; комбинированный. ХОД УРОКА I. Актуализация опорных знаний 1. Экспресс-опрашивание На какие этапы можно разделить жизнь Гейне? Что вы о них можете рассказать? Какие факты из жизни поэта вам особенно запомнились?

Почему? Как отразились события жизни Гейне на его творчестве? Как вы считаете, почему к творчеству Гейне всегда было приковано внимание читателей и художников слова? II. Мотивация учебной деятельности Учитель. Настоящего поэта можно сравнить с натянутой струной на скрипке бытия. Прикосновенье - и запоет, заплачет душа поэта.

А людям остаются стихи... Особенно это касается тех, у кого большое и пылкое сердце, способное ощущать прекрасное, и чистая певческая душа. Генрих Гейне стоял возле истоков романтизма, был его основателем вместе с Байроном, Мицкевичем, Пушкиным, Шевченко. У каждого из этих поэтов была своя книга, которая принесла ему мировую славу. Для Гейне такой книгой был сборник поэзий «Книга песен», которую сегодня мы развернем для того, чтобы приблизиться к образу ее творца.

III. работа над темой урока 1. Вступительное слово учителя В сборник вошли стихи, созданные на протяжении 1816-1827 годов. Преобладающее их большинство написано наподобие народных песен, о чем и свидетельствует название. «Книга песен» состоит из четырех разделов. Первый раздел, «юношеские страдания», является наиболее романтическим.

Перед нами - переживания и мучения неразделенной любви. Лирический герой впадает в отчаяние.

Он воспринимает свою трагедию как наибольшую в мире. Жизнь и смерть борются в его сознании. Большая часть стихов посвящена любви. Семнадцатилетним юношей Гейне влюбляется в дочь своего богатого дяди Амалию. Но гордая девушка не обращает внимания на юного кузена. Юноша страдает, сердце его безумно бьется, и на свет появляется шедевр мировой лирики, который потом вошел в «лирический интермеццо». Вообще тема любви будто бы разделена на три части: «юношеские страдания» - любимая является к нему в воображении; «лирическое интермеццо» - любовь расцветает в сновидениях; «Снова на родине» - любовь оживает лишь в памяти поэта.

Дома вы работали над поэзиями Генриха Гейне, отдельные из них выучили наизусть. После прочтения поэзии скажите, что вас поразило в ней, как вы поняли ее содержание. 2. Чтение и краткий анализ поэзий Одинокий кедр на в северной стоит стороне, И льдом и снегом укрытый, Дремлет и мечтает во сне. И видит он сон о пальме, Которая где-то в южной земле Грустит в немом одиночестве На сожженной солнцем земле.

(Перевод Л. Первомайского) Ожидаемый ответ Именно этот стих можно считать образцом романтической поэзии. Через образы природы автор передает свои чувства.

Никогда не встретиться кедру и пальме, никогда не быть поэту со своей любимой. Казалось бы, мы читаем об обычных событиях из жизни человека.

Но обычное любовное разочарование перерастает в трагедию одиночества человека в бездуховном мещанском окружении. Перед нами возникают образы-символы одиночества.. Почему розы словно безжизненные, Любимая, скажи мне? Почему, скажи, в зеленой траве Фиалки такие молчаливые?

Почему так горько звенит и поет жаворонком голубизна? Почему в своем дыхании трава тления и смерть таит? Почему меня, будто безумца, в тьму Моя печаль гонит? Скажи, любимая моя, почему Покинула ты меня? (Перевод Л. Первомайского) Ожидаемый ответ Одной из особенностей сборника можно считать пейзажные зарисовки, где природа выступает как живое существо: подобно герою она грустит и радуется. Стих звучит как песня минорной тональности.

В поэзии находим образы фиалки, травы, жаворонка... Когда расходятся двое, За руки берутся они, И плачут, и тяжело вздыхают, Без счета вздыхают, грустные.

С тобой мы вдвоем не вздыхали. Никогда не плакали мы; Та печаль, те тяжелые вздохи Пришли к нам со временем сами. (Перевод М. Славинского) Ожидаемый ответ Центральная тема стиха - тема разлуки, прощание. Ощущение потери всегда приходит позднее, особенно, если речь идет о неразделенной любви. Поэт любит и страдает из-за того, что любимая девушка не отвечает ему взаимностью. Не знаю, что стало с мной, Грустит сердце мое,- Мне ни сна, ни покоя Сказка старая не дает.

Воздух свежий - смеркает, Вольготный Рейн затих; Вечерний луч играет на шпилях горных. Неведомая красавица на круче Сидит в уединении, Упали на одеяние блестящие косы ее золотые.

Из золота гребень имеет, и косу расчесывает им, и дикой песни поет, Не спетой никем. В лодке рыбака в эту пору Пронимает невыносимая боль, Он смотрит только вверх - Не видит ни скал, ни волн. Исчезают в потоке бушующем и лодка, и мальчик из глаз, И все это своим пением сделала лорелей.

(Перевод Л. Первомайского) Ожидаемый ответ Песня написана наподобие народных песен. Ключевым в произведении является образ, традиционный для немецкого фольклора,- образ лорелей, девушки-сирены с Рейна, которая очаровывала рыбаков своим пением. Это давняя народная легенда о погибшей несчастной красавице, которая вытекает на побережье и завораживает всех, кто проплывает по Рейну. Очарованные красотой русалки, лодочники теряют внимательность и гибнут.

Именно Гейне сделал этот сюжет очень популярным, и его стих стал народной песней. Любили они - и оба Смотрели, словно враги, И упрямо оба молчали, Хотя млели оба от жажды. Они разошлись - лишь изредка их сны соединяли их. Они давно уже умерли и не знали о том сами. (Перевод Л. Первомайского) Ожидаемый ответ Любовные страдания юности воспринимаются автором на расстоянии времени и переосмысливаются события той поры.

Юношеские страдания теперь дороги для поэта лишь как воспоминания. Чтение и короткий анализ поэзий, предложенных учениками IV. Рефлексия 1. Подведение итогов Учитель.

Нерадостной была любовь Гейне к Амалии. А через семь лет Генрих влюбляется в младшую сестру Амалии - Терезу. Но и эта девушка не ответила поэту взаимностью. И снова - несчастная любовь, душевные страдания и - новые стихи, которые позднее войдут в цикл «Снова на родине».

Вообще, тема несчастной любви - не новая для поэтов, но произведения Гейне отличаются тем, что в них не только душевная боль, но и социальный протест - никогда бы богатый дядя Соломон не согласился на брак своей дочери с бедным племянником. Поэт страдает из-за непризнания родственниками его личности. Он значительно лучше чувствует среди простых, искренних людей, чем среди «золотой молодежи».

Гейне, как и все поэты, страдает из-за одиночества, но его лирический герой не молчаливый и не покорный. Гейневский герой не хочет мириться с действительностью, его не привлекает встреча с любимой на небесах, он стремится к обычному человеческому счастью на земле. Стихам Гейне присуща глубокая задушевность, искренность, понятность и простота, но романтическая откровенность не всегда находит понимание, нередко она вызывает смех. 2. Стратегия «Одно слово» Методический комментарий Стратегия «Одно слово» используется для обобщения обработанного материала. Учитель говорит начало предложения, ученики поочередно прибавляют к нему по одном слову, которое, по их мнению, наиболее точно отвечает содержанию предложения.

Завершите предложение «лирический герой Гейне...». V. Домашняя задача Подготовить карточки для стратегии «Сохрани последнее слово за мной» к теме «Изображение природы в поэзиях Г. Гейне - способ видения мира и познания собственной души» и/или: найти высказывания Гейне и прокомментировать те из них, которые более всего понравились; подготовиться к выразительному чтению стихов Г. Гейне наизусть.

В этой статье можно узнать все ответы в игре «Кто хочет стать миллионером?» за 14 октября 2017 года (14.10.2017). Сначала можно посмотреть вопросы, заданные игрокам Дмитрием Дибровым, а затем и все правильные ответы в сегодняшней интеллектуальной телеигре «Кто хочет стать миллионером?» за 14.10.2017.

Вопросы первой паре игроков

Александр Розенбаум и Леонид Якубович (200 000 - 200 000 рублей)

1. Как называют водителя, совершающего поездки на большие расстояния?
2. Какой эффект, как говорят, производит покупка дорогой вещи?
3. Как зовут поросёнка, героя популярного мультфильма?
4. Как заканчивался лозунг эпохи социализма: «Нынешнее поколение советских людей будет жить…»?
5. На что, согласно законам физики, действует подъёмная сила?
6. Как называется склад имущества в воинской части?
7. Какую часть имбиря чаще всего используют в кулинарии?
8. Сколько миллиметров в километре?
9. Что «разгорелось» в куплетах из фильма «Весёлые ребята»?
10. Где покоится прах американского астронома Юджина Шумейкера?
11. С какой болью сравнил любовь поэт Герих Гейне?
12. Какую должность при дворе царицы Тамары занимал Шота Руставели?

Вопросы второй паре игроков

Вера Брежнева и Александр Ревва (200 000 - 0 рублей)

1. Куда во время чаепития обычно кладут варенье?
2. О чём говорят: «Ни свет ни заря»?
3. Какую карточную масть часто называют «сердечками»?
4. Какими бывают хранилища данных в Интернете?
5. Что стало жилищем героев известной песни «Битлз»?
6. Что в прошлом не использовалось для письма?
7. Чем паук-серебрянка наполняет своё подводное гнездо?
8. Во что жидкость обычно не наливают?
9. Что умел делать плащ доктора Стрэнджа - героя кино и комиксов?
10. Какая из этих стихотворных форм наименьшая по количеству строк?
11. Кто не изображён на гербе Исландии?

Ответы на вопросы первой пары игроков

  1. дальнобойщик
  2. бьет по карману
  3. Фунтик
  4. при коммунизме
  5. крыло самолета
  6. каптерка
  7. корень
  8. миллион
  9. на Луне
  10. с зубной
  11. казначей

Ответы на вопросы второй пары игроков

  1. в розетку
  2. о раннем утре
  3. червы
  4. облачными
  5. желтая подводная лодка
  6. бумазея
  7. пузырьками воздуха
  8. в тубус
  9. летать
  10. катрен
  11. белый медведь

Любовь приносит боль, потому что открывает путь к блаженству. Любовь приносит боль, потому что она трансформирует, любовь - это перемена. Любая трансформация болезненна: на смену старому приходит новое. Старое хорошо знакомо, надежно, безопасно, тогда как новое совершенно неведомо. Ты словно попадаешь в океан, не отмеченный на карте. Сталкиваясь с новым, твой ум теряется, это со старым он был в своей тарелке. Ум способен функционировать лишь в хорошо известном; с появлением нового он предельно бесполезен.

Отсюда и возникает страх, а следом за ним боль: приходится покидать старый, комфортный, безопасный мир, где все привычно и удобно. Эта боль сравнима с той, которую испытывает ребенок, покидая лоно матери. Эта боль сродни той, которую испытывает птенец, вылупляясь из яйца. Она похожа на боль испытываемую птенцом, впервые становящимся на крыло.

Страх неизвестного вместо надежности знакомого, опасность неизвестного, непредсказуемость неизвестного делают из тебя испуганного человека.

И оттого, что трансформация происходит от самости к несамости, агония велика. Но испытать экстаз, не пройдя через агонию, невозможно. Для того чтобы очиститься от примесей, золото должно пройти огонь.

Любовь - это огонь.

Именно из-за боязни боли миллионы людей проживают жизнь, лишенную любви. И хотя им все равно не удается избежать страданий, их страдания оказываются тщетными. Страдание в любви - это не напрасное страдание. Такое страдание продуктивно, оно возносит тебя к более высоким уровням сознания. Страдание без любви совершенно бесплодно, оно не приведет тебя никуда, не поможет выйти за пределы постылого порочного круга.

Человек, избегающий любви, становится нарциссом, он закрыт. Он знает лишь себя. Но насколько глубоким будет это его знание, если он не потрудился узнать другого, - ведь только другой служит для нас зеркалом? Тебе ни за что не познать себя, пока ты не познаешь другого. Любовь является еще одним прекрасным источником познания самого себя. Тот, кто не познал другого благодаря глубокому к нему чувству, благодаря всепоглощающей страсти, высшему экстазу, не сможет узнать ничего о себе, ибо у него не будет зеркала, в котором он узрел бы себя.

Отношения двоих и являются этим зеркалом, и чем чище их любовь, чем она возвышенней, тем лучше и отчетливей будет отражать зеркало. Однако возвышенная любовь требует от тебя открытости. Возвышенная любовь требует уязвимости. Тебе придется сложить все доспехи - это больно. Тебе придется перестать быть всегда начеку. Тебе придется отбросить расчетливый ум. Тут не обойтись без риска. Придется жить в опасности. Другой может причинить тебе боль; в этом и состоит страх уязвимости. Другой может отказать тебе; в этом и заключается боязнь любви.


Отражение себя в другом может оказаться уродливым - поэтому ты так тревожишься. Ты стараешься избежать встречи с зеркалом. Но, избегая зеркала, ты никогда не станешь прекрасным. Уходя от ситуации, чреватой опасностью, ты утратишь возможность роста. Прими брошенный вызов.

Не стоит избегать любви. Она - первый шаг навстречу Богу, и его никак не миновать. Тем, кто пытается пойти в обход, не встречаясь с любовью, никогда не прийти к Богу. Это совершенно необходимый шаг, ибо ты осознаешь свою тотальность лишь в присутствии другого, - когда твое собственное присутствие во сто крат усиливается им, когда тебя вытаскивают из твоего нарциссического, закупоренного мирка на яркое солнышко, под открытое небо.

Любовь - это открытое небо. Любить - значит парить в небесах. А бескрайнее небо, по вполне понятным причинам, вызывает страх.

Несомненно, отбросить эго не удастся без боли, ведь нас приучили его культивировать. Мы полагаем, будто эго - наше единственное сокровище. Мы его непрестанно холили и лелеяли, то и дело полировали до блеска, так что, когда любовь вдруг стучится в дверь и все, что от нас требуется, - это отбросить эго, нам, конечно же, становится больно. Ведь это было делом всей твоей жизни, это все, что ты создал, - свое уродливое эго, это дурацкое представление: «Я отделен от бытия».

Это представление уродливо, потому что оно неверно. Оно - сплошь иллюзия, однако все наше общество базируется на представлении, будто каждая личность - это личность, но никак не присутствие .

Но истина как раз и состоит в том, что в мире вообще нет никакой личности; есть только присутствие. Тебя нет - нет как эго, отделенного от целого. Ты являешься частью целого. Целое проникает в тебя, оно дышит в тебе, пульсирует в тебе, целое - твоя жизнь.

Любовь дарует тебе первое переживание - пребывать в едином звучании с чем-то, что не является твоим эго. Любовь дарует тебе первый урок - ты способен гармонировать с кем-то кто никогда не был частью твоего эго. Если ты способен пребывать в гармонии с женщиной, с другом, с мужчиной, со своим ребенком либо матерью, то почему бы тебе не быть также в гармонии со всеми человеческими существами? Если пребывание в гармонии с одним человеком приносит столько радости, то что будет, когда ты сольешься со всеми? А если удастся гармонировать со всеми людьми, то почему бы не попробовать то же с животными, птицами, деревьями? Один шаг порождает следующий.

Любовь - это лестница. Начинаясь с одного человека, она приводит к тотальности. Любовь - это первая ступенька, вершина - это Бог. Бояться любви, бояться мук любви - значит оставаться запертым в темнице.

Современный человек обитает в темнице - своем нарциссизме. Нарциссизм - величайшая одержимость сегодняшнего ума.

Вследствие этого возникают проблемы - проблемы сплошь бессмысленные. Бывают проблемы стимулирующие - они ведут тебя к высшим уровням осознанности. А бывают проблемы, ведущие в никуда, которые просто тебя ограничивают, не позволяя выбраться из старого хлама, держат в заточении.

Да, с любовью приходят и проблемы. Ты можешь их избежать, избегая любви. Но эти проблемы тебе необходимы! С ними нужно встретиться, столкнуться лицом к лицу, их нужно пережить, пройти через них и выйти за их пределы. За пределы можно выйти, лишь пройдя через них. Любовь-это единственное подлинное переживание, достойное того, чтобы через него пройти. Все прочее вторично. Если оно способствует любви, отлично. Все остальное - просто средства, любовь - вот конечная цель. Потому, какой бы сильной ни была боль, отдайся любви.

Если ты не отважишься - как не отважились многие, - то так и останешься жить в своем футляре. Тогда твоя жизнь не превратится в паломничество, не станет рекой, устремленной к океану; она так и останется мутным застойным прудом, и в ближайшем будущем не ожидай в нем ничего, кроме тины да ила. Чтобы оставаться чистым, нужно непрестанно течь. Река сохраняет чистоту благодаря тому, что течет. Течение - это процесс поддержания непорочной чистоты.

Любящий остается девственно чистым. Все любящие чисты и непорочны. Те, кто уходят от любви, не могут сохранить чистоту; они впадают в спячку, застаиваются; рано или поздно начинают источать дурной запах - и скорее рано, чем поздно, - ведь им некуда идти. Их жизнь остановилась.

Именно в таком положении оказывается современный ум, и вследствие этого вокруг буйствуют всяческие неврозы, какие угодно безумия. Расстройства ума принимают масштабы эпидемии. Умственными разладами страдают уже не отдельные индивидуумы - вся планета стала сплошным сумасшедшим домом. Все человечество поражено каким-то неврозом.

Истоки этого невроза следует искать в твоей застойной самовлюбленности. Все ухватились за свои иллюзии отделенности - вот и сходят с ума. Но это сумасшествие не имеет никакого смысла, оно непродуктивно, лишено творческого начала. Еще один выход - самоубийство. Только вот будет ли самоубийство творческим и продуктивным?

Вовсе не обязательно совершать самоубийство, приняв яду, бросившись вниз со скалы или пустив себе пулю в лоб; оно может быть медленным и постепенным - а как раз это и происходит. Редко кто лишает себя жизни, следуя внезапному порыву. Основная масса людей выбирает медленный вариант; не торопясь, день за днем они приближают свою смерть. И эта самоубийственная тенденция стала почти универсальной.

Это не настоящая жизнь, и причиной, основной причиной тому стало то, что мы позабыли язык любви. Нам больше недостает храбрости пуститься в приключение по имени любовь.

Потому люди и предпочли секс - с ним хлопот меньше. Это ненадолго, и ты не привязываешься. Любовь - это привязанность; она предполагает определенные обязательства. Любовь требует близости - только когда вы близки, вы становитесь отражением друг друга. При сексуальном контакте с женщиной или мужчиной никакого близкого знакомства не происходит; по правде говоря, душа другого человека остается незатронутой. Ты всего лишь пользуешься его телом и уходишь восвояси, твой партнер поступает так же. Вы так и не достигаете той степени близости, когда открываете друг другу свои истинные лица.

Любовь - это величайший дзэнский коан.

Она причиняет боль, однако не стоит пытаться ее избежать. Если ты не примешь этот вызов, то лишишься прекраснейшей возможности роста. Отдайся ей, прими выпавшие страдания, ибо через страдание приходит величайший экстаз. Да, приходится испытать мучения, но именно в мучениях рождается экстаз. Да, тебе придется умереть как эго, но если ты сможешь умереть как эго, ты возродишься как Бог, как Будда. И твоя любовь позволит тебе вкусить начала Дао, суфизма, дзэн. Любовь подарит тебе первое доказательство того, что Бог существует, что жизнь не лишена смысла.

Люди, утверждающие, будто в жизни нет никакого смысла, никогда не знали любви. Все их речи свидетельствуют лишь о том, что в своей жизни они упустили любовь.

Не бойся боли, не бойся страдания. Пройди сквозь непроглядную ночь - и впереди тебя ожидает великолепный восход. Только из сумрака ночи рождается солнце. Лишь преодолев ночную мглу, можно встретить утро.

Все мои усилия устремлены к любви. Я учу исключительно любви и ничему иному. Можешь забыть о Боге; это всего лишь пустое слово. Можешь забыть о молитвах - они суть ритуалы, навязанные тебе другими. Любовь - вот естественная молитва, не навязанная никем. Ты рожден с ней.

Любовь - вот истинный Бог, не Бог теологов, но Бог Будды, Иисуса, Магомета, Бог суфиев. Любовь - это тарика , метод, позволяющий уничтожить тебя как отдельного индивидуума и помочь тебе стать бесконечным.

Исчезни как роса и стань океаном, - но для этого тебе придется пройти сквозь двери любви.

Несомненно, когда ты начинаешь исчезать, как роса, прожив так долго, ты испытываешь боль, ведь ты думаешь: «Я такой, но я должен от этого отказаться. Мне настал конец». Тебе на самом деле не пришел конец, это не более чем иллюзия смерти. Ты отождествился с иллюзией, это правда, но она от этого не перестает быть иллюзией. Лишь только когда иллюзия рассеется, ты сможешь увидеть, кто ты есть. И это открытие приведет тебя к наивысшему пику радости, блаженства, праздника.

  1. Прочитав стихотворения Тютчева "Денисьевского цикла" я задумался, что значит "Любовь" для меня. Для Тютчева любовь это

    "Союз души с душой родной —
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И... поединок роковой..."

    Но я считаю, что любовь не должна приносить страдания или быть "роковым поединком". Читая эти стихотворения, в каждом из них я находил горе, страдания, печаль и муки... Я думал над тем, что, неужели любовь может быть именно такой?

    "О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
    Хоть вижу, нож в руке его дрожит…
    Я стражду, не живу… им, им одним живу я.
    Но эта жизнь!.. О, как горька она!"

    Для меня любовь это земное чувство, это впечатления, переживания, сладостные моменты сближения и соединения душ.

    Ответить Удалить
  2. Любовь, любовь - гласит преданье -
    Союз души с душой родной -
    Их соединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье.
    И... поединок роковой...

    И чем одно из них нежнее. В борьбе неравной двух сердец,
    Тем неизбежней и вернее,
    Любя, страдая, грустно млея,
    Оно изноет, наконец....

    В этом стихотворении Тютчев передает нам свое понимание любви. Но это он делает не просто так, он основывает это на своем личном опыте. Удивительно, но все женщины, с которыми Тютчев жил в браке или же, имел связь вне брака, любили его до потери пульса! Почему? Никто не может сказать точно. Просто такова любовь.
    Но этот стих посвящен именно последней любви Тютчева, а именно Елене Денисьевой. Мне кажется, что эту любовь поистине можно назвать “красивой”. И пускай Тютчев был старше своей избранницы на много лет, но в этом романе не было пошлости. Мне кажется, что эта любовь была прекрасной и очень нежной. Разве мог человек, который не любил написать такие великолепные стихи? Конечно, нет. В этих стихах отражается мучения, любовь, нежность, как самого Тютчева, так и его избранницы. Он пытается показать, что она чувствует. И мне кажется, что более точных слов найти просто невозможно.
    Если говорить об их романе в целом, и о любви в понимании Тютчева, то я могу сказать, что полностью согласна с его мнением. Этот роман был похож на сказку. Каждый их двух сердец как бы дополняли друг друга, независимо от возраста или интересов. Тютчев - учил свою избранницу любить, подарил ей это ни с чем несравненное чувство, Денисьева же со своей стороны стала для Тютчева лучиком света, а, наверное, даже и жизни!
    О, как убийственно мы любим,

    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Но Тютчев прекрасно понимал, что Елена любила его более живо, страстно, в первый раз! Он испытывал чувство вины перед этой девушкой, потому что понимал, что не может сделать для нее тоже самое. И, конечно, своей любовью он губил ее, потому что в ней уже не было той искры, той невероятной силы. Если бы они встретились намного раньше, то, возможно, все бы было по-другому! Любовь-чувство, которое сильнее нас, которое никогда не подчиниться человеку, и оно не может длиться вечно! У Тютчева уже была семейная жизнь, он уже испытывал, что это такое, а вот Елена нет. И, конечно, она отдавалась этому чувству без остатка, тем самым убивая себя. Тютчев это понимал, и от этого ему становилось еще хуже! Но разве он был виноват? Он тоже любил, пускай, нет так, но все равно он был слаб перед этим чувством и не мог его отпустить!
    Мне кажется, пускай этот роман и имел трагичный конец, но он был очень красивым, нежным. Возможно, подарком судьбы!

    Ответить Удалить
  3. Все стихотворения Тютчева наполнены любовью, но в то же время они пропитаны какой то болью, каким то трагизмом, особенно стихи Денисьевского цикла, и это невозможно не заметить. Во всех стихотворениях, Тютчев писал то, что чувствует, это реальные истории их отношений.
    Любовь для Тютчева- это поединок роковой двух сердец. Погибает тот,кто любит сильнее. Один погибает, второй убивает.
    Любовь-это стихийная страсть. В отношениях с Любимыми женщинами, они любят его сильнее и погибают. Но Тютчев то это прекрасно осознает!
    Стихотворения наполнены таким трагизмом, что мне сложно их читать. Мне кажется,что любовь не такая, хотя полно случаев того, что описано в стихах Федора Тютчева. И это очень печально.
    Потому, что любовь это что то светлое,согревающее душу, а не страдания.
    А стихотворение " Как убийственно мы любим":
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!

    Тютчев хочет предупредить читателей быть осторожными в любви.
    Зачем?
    Если человек любит, то какие могут быть опасности?
    Не у всех ведь судьба столь трагичная, как у Тютчева.
    Любовь слишком великое чувство, чтобы говорить об ее опасностях.

    Ответить Удалить
  4. Стихотворения Тютчева "Денисьевского цикла" навели меня на раздумья. Тютчев утверждал, что любовь и страдание неразделимы, но именно они делают душу живой("Чему бы жизнь нас не учила...")
    Я не могу с ним согласиться, так как считаю, что любовь-то чувство, когда люди не должны быть подвержены страданиям, они должны быть бесконечно счастливы, благодарны судьбе за такое великое счастье, но никак уж не страдать. Для меня чувство "любовь" не имеет ничего общего со "страданием", ведь это именно то время, когда людей должны преисполнять самые светлые и нежные чувства, более того, страдание не имеет ничего общего с этими чувствами.

    Ответить Удалить
  5. Прочитав стихотворения Тютчева «динисьевский цикл», я долго думала, и ни как не могла понять, неужели такое прекрасное, нежное и удивительное чувство, как любовь может принести человеку столько страданий, мучений, как можно из любви сделать «истоки смертного страдания».
    Мне кажется, стихи Тютчева носят философский характер, они заставляют задуматься о многом, от том, как может быть не справедлива судьба и от том, какая сильная бывает любовь.
    Тютчев описывает это чувство, как будто яд, который уничтожает тебя изнутри, если ты сильнее любишь. «Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет, наконец…».
    Я никогда не понимала таких стихов, в которых одно из главный чувств человека, описано так мрачно и убийственно («О как убийственно мы любим…»).

    Ответить Удалить
  6. Стихотворения "Денисьевского цикла" вызвали у меня множество эмоций.Я могу сказать,что их любовь была прекрасна,но при этом он страдали от неё.Я считаю,что когда один начинает осознавать,что любит человека не достаточно сильно,как другой,от этого становится мучительно больно,ведь ты не сможешь дать того,что сможет дать тебе она!
    Стихи Тютчева,написанные порой так мрачно о таком светлом чувстве как любовь,заставляют задуматься о многом,например,какова любовь для нас или же всегда кто-то становится жертвой в отношениях..

    Ответить Удалить
  7. Катя, ты не очень внимательно читала эти стихи! Разве можно назвать стихотворение "Последняя любовь" мрачным?! Грустное - да, но не мрачное:"Поледняя любовь - ты и блаженство, и безнадежность..."

    Ответить Удалить
  8. К теме любви, по моему, обращаться все поэты и для каждого она связана с личными переживаниями, именно поэтому тема любви всегда звучит по-разному.
    Для Тютчева любовь – чувство несущее «безнадежность», это мука и горести, разрушительная стихия.

    «Любовь, любовь — гласит преданье —
    Союз души с душой родной —
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их сиянье,
    И... поединок роковой...»

    Стихотворения заставили меня прочувствовать какие страдания, мучения и жалобы испытывал Тютчев, вспоминая о любви.

    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!

    Я не согласна с Тютчевым, я не считаю любовь безнадежной и разрушительной стихией. Любовь-это чувство, которое ни с чем нельзя сравнить, ведь только благодаря этому светлому прекрасному чувству жизнь имеет смысл. Я думаю, я никогда не пойму Тютчева, ведь для меня любовь ни как не связана со страданиями.

    Ответить Удалить
  9. Пожалуй, с Тютчевским опыт о любви можно было прийти в своих размышлениях только к тому, к чему пришёл он: один страдает больше и погибает, потому что любит больше. Но я бы так жить не смог. Трудно сказать ещё, кому хуже: тому, кто погибает, или тому, кто это видит и понимает, но ничего не может сделать. Порой, безвыходность положения ломает самых несокрушимых.

    Но если на минуточку себя представить на месте Тютчева или его женщин. Вы бы кем предпочли быть? Я даже думать боюсь, что со мной может такое произойти.

    Тютчев, конечно, великий поэт, но мне его тяжело читать. Честно говоря, не надо было бы писать отзыв по его стихам, сам бы и не стал их просто так читать.

    Ответить Удалить
  10. История любви Денисьевой и Тютчева вызывает у меня разные эмоции. С одной стороны - их любовь была прекрасна, но с другой - она принесла им (Тютчеву и Денисьевой) разочарование, не думаю что любовь прекрасна, если она приносит страдание людям. Почему тот кто любит больше погибает? Я никак не могу с этим согласиться, если бы это было так, то проще уж совсем никого не любить (ведь любовь в себе возможно подавить).

    Я не могу сказать, что стихи "Денисьевского цикла" я прочитал с особой легкостью, они слишком мрачные и грустные, в этом плане стихи Фета, например, читать гораздо приятнее.

    Ответить Удалить
  11. Вообще любовь в его понимании страшна, особенно для женщины. Читаю стихи, и все время кажется, что уже нет выхода ни для Елены, ни для его второй жены. Любовь - и будто отрезало, остается только одна дорога и лишь на ней остается собирать счастье, как лесники собирают ягоды только в определенное время года. А что делать, если теперь вечная зима, холодная, снежная, злая? Наверное, в его любви с Денисьевой еще оставалась весна, но кто не любит выходить на улицу, когда тепло? Все выходили, находили их вместе на одной дороге и тыкали пальцами. "Не проходите мимо любви", а они, люди вокруг, проходили, бежали вперед и громко кричали, оборачиваясь. Уж не знаю, что в этом случае лучше: зима его второй жены или весна Денисьевой.
    А Тютчев, по мне, не был так несчастен, как они. Ведь он мог любить всей душой поэта и быть любимым. Да, он страдал от осознания того, что его любовь делает его женщин несчастным. Но ему никто не лез в душу. Хотя бы просыпался он не с мысль о "безнадежности". А для тех, кто его любил, "безнадежность" только и оставалась. Действительность, любовь, счастье, а за ними безнадежность.

    Ответить Удалить
  12. Всем, кто увидел в стихах Тютчева о любви только безнадежность!!! Невнимательно читали! Это "и БЛАЖЕНСТВО, и безнадежность"! Именно в любви и страданиях, с ней сопряженных, видит он смысл жизни:"Душа не выстрадает счастья, но может выстрадать себя". Т.е. душа человека жива, только пока он любит и страдает - так по Тютчеву. И это не мрачно!

    Ответить Удалить
  13. Удивительный цикл стихов. Меня поразило в нем: насколько грустно и печально писал о любви Тютчев. Какие глубокие чувства он испытывал. Любовь, которая способна окрылять человека, делать его сильным,мучает автора.
    «Висят поломанные крылья
    Вся она, прижавшись к праху
    Дрожит от боли и бессилия»
    Или
    «Но для души еще страшней
    Следить, как вымират в ней
    Все лучшие воспоминанья…».

    Я думаю, что любовь, это самое сильное и прекрасное чувство, которое движет человеком. Именно любовь наполняет смыслом жизнь человека и дает ему силы.

    Ответить Удалить
  14. Странно, но особой грусти я в стихах данного цикла не почувствовала.Нежно и трепетно, - по моему именно так относится к любви Тютчев.Да, он пишет и о том, что "убийственно любим" и, что "губим" мы любя, но, в конце концов, это правда.Не более.Почему если человек пишет правду о любви, о том, что и вправду случается в любви, о том, что любовь может приносить боль, люди начинают не понимать его, говорить, что они к любви относятся иначе, и, что после этих стихов им грустно? Любовь не всегда праздник, это стоит понимать даже не в нашем возрасте.
    Поэтому я никак не могу сказать, что стихи данного цикла печальные. Например я получила огромное удовольствие читая его нежные стихи как: " Люблю глаза твои мой друг<...>".
    По моему в них так много любви и радости!
    Другие же стихи лишь констатация факта - любовь не всегда радость и удовольствие, она приносит боль.Я так считаю, и считаю, что стихи данного цикла - прекрасные,разные, но безумно нежные и искренние.

    Ответить Удалить
  15. Прочитав стихи Динисьевского цикла я почувствовал какую то опустошённость потому что для меня любовь это, какое то светлое чувство, а в стихах Тютчева я почувствовал то, что их пронизывает в тоже время и любовь, но своеобразная и горе, отчаяние. Но всё же я не в праве судить Тютчева за то как он любит, убийственно это или нет, но мне кажется вот такое восприятие любви по нраву было наверно только Тютчеву, а не его возлюбленной. Тютчев говорил, что любовь и страдание не разделимы, и я согласен с этим, потому что в жизни любого человека есть, и чёрные и белые полосы и иногда даже такое высокое чувство как любовь заставляет страдать.

    Ответить Удалить
  16. Стихотворения Тютчева очень сильные и красивые.Мне потребовалось прочитать каждый стих по несколько раз, чтобы вникнуть в смысл.Он невероятно описывает свои чувства,очень эмоционально!Разные чувства пробуждаются,когда читаешь его стихи,"от любви до ненависти"как это говорится.Я думаю,что любовь,это не то,что становится "роковым поединком".Его душа кричит,страдает,изнывает!И все это отражается в его стихах.Конечно,у каждого разное понимание любви.И для кого-то это:
    «Висят поломанные крылья
    Вся она, прижавшись к праху
    Дрожит от боли и бессилия»
    Я считаю,что конечто же,любовь не может быть только светлой,сладкой,прекрасной,нет.Тогда было бы скучно.Потому любовь такая лишь с одной стороны.А с другой очень для многих,в том числе и для Тютчева:
    "О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!" .
    Мне интересно было читать его стихи.И мне интересно его понимае любви.

    Ответить Удалить
  17. После прочтения этого цикла стихов, возникла такая мысль, что Тютчев любил Е.Д. больше, чем она его и от этого сильно страдал. Иначе неправильно было бы называть любовь "поединком роковым".
    У меня было такое чувство в жизни, и оно ужасное. В какой-то момент казалось, что я вообще всё делаю зря. Как-будто потерял смысл жизни. Я очень чётко вспомнил это чувство, после прочтения некоторых стихов цикла. У Тютчева есть хороший эпитет на эту тему - "обморок духовный".
    И ещё я обратил внимание на то, что даже после смерти Елены Денисьевой, поэт продолжил посвящать ей стихи и она была его последней любовью, значит настоящей. Жаль, что не все способны на подобную любовь.
    Я не могу определённо сказать - понравились мне стихи или нет. С одной стороны - красота самих стихов, а с другой - все чувства, которые испытывал поэт и испытывает читатель.

    Ответить Удалить
  18. Что касается самих стихов Денисьевского цикла, то, безусловно, я получила огромное удовольствие, читая их. В этих стихах можно прочувствовать все те чувства, которые довелось испытать Тютчеву, мне не показалось, что поэзия этого цикла мрачна, напротив, стихи пронизаны нежностью и настоящей любовью. Эти стихи наводят на много разных и интересных мыслей, над которыми можно думать несколько часов подряд и даже не заметить, сколько времени прошло.

    Ответить Удалить
  19. Стихи о любви у Тютчева всегда очень личные и почти всегда трагические. Стихи мне понравились - они написаны легко, очень мелодично, с хорошей рифмой. Что касается содержания, то, по-моему оно слишком грустное. Я считаю, что любовь - светлое, созидательное чувство. А у Тютчева выходит, что она мимолётна, проходит быстро, оставляя болезненные воспоминания, разрушая душу. Я не согласен с этим мнением. Скорее всего, Тютчев пишет о страсти, а не о любви. Любовь намного глубже, она конструктивна. Она заставляет людей жить и радоваться жизни, а не тосковать и грустить. Это моё мнение.

    Ответить Удалить
  20. Прочитав стихотворения этого цикла, мне стало понятно, что Тютчев просто не мог существовать без любви. Она была для него некой энергетической подпиткой, без которого можно только существовать, но не жить. Меня почти порадовало то, что Тютчев считает любовь "поединком роковым". Дело в том, что я начинаю считать так же.
    "Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!"
    Федор Иванович прекрасно осознает, что в этой неравной борьбе не выжить. Он будет губить своей любовью всё и вся, пока сам не будет погублен. Но, все-таки, любовь - это чувство светлое, и не каждому известное. Любовь не может приносить только боль и разочарование. После каждой войны должно быть примирение, или хотя-бы передышка. Нельзя постоянно воевать.
    Меня очень затонули его стихи. Пусть я и не совсем разделяю его мнение, мне на секунду показалось, что я где-то не здесь, не сижу на компьютером, борясь со сном. Наоборот. Мне показалось, что я где-то в полу светлой комнатке, в которой пахнет чернилами, и низкий мужской голос читает эти стихи в слух. Стихи, до последней точки, пронизаны чувствами Тютчева, не мимолетными увлечениями, а настоящими, крепко засевшими в самом сердце чувствами. Это больше всего мне понравилось в его стихах.

    Ответить Удалить
  21. простите ради бога, я думала, что уже отправляла! оказалось нет!
    в общем, если еще можно, то.. вот.

    Однажды мне сказали, что взаимной любви не сущетвуют. Просто есть люди, одни - которым важно любить самим, и другие - которым важно, чтобы их любили. Сначала я воспротивилась и бросилась утверждать, что глупее слов я в жизни не слышала, что любовь повсюду, любовь - везде, любовь - ключ ко всему. Но затем я подумала: может и так. Даже скорее всего. И в конце концов, способность принять чьи-то чувства - тоже любовь, только другая. А любить друг друга одинаково - невозможно. Кто-то будет любить сильнее, кто-то - слабее, кто-то - так, кто-то - этак.

    И когда человек понимает, что он не может обеспечить пполную отдачу своему возлюбленному (или возлюбленной), это может сделать человека несчастным. Причем, как мне кажется, если человек действительно переживает, сможет ли он дать столько же, сколько получает, то этот человек чистый душой, искренний и по-настоящему заботливый и отвественный.

    Многие станут утверждать, что Тютчев просто черств и бесчувственнен, и своим безразличием и слезливыми стихотворениями довел несчастлых женщин до могилы. Признаюсь, я тоже над этим задумывалась, но на самом-то деле поэт заслуживает не меньшего сострадания, чем его возлюленные. Мне его искренне жаль: он видел, что не может сделать свою вторую половинку счастливой, но сделать ничего не мог. На душе, из-за этого, понятное дело, скребли кошки. Его возлюбленные, покинув этот мир, освобождались от боли, а он - нет. Тютчеву приходилось жить с этой ношей - с чувством вины и отчаяния. Вины не только за себя, но и за общество - ведь из-за него "Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
    То, что в душе ее цвело".
    Толпа вины не почувствует. А поэт - да.

    Любовь вообще, на мой взгляд, очень своеобразнео чувство, которое каждый понимает по-своему. И объяснить своё понимание любви практически не возможно.. да и не нужно. Чувства все сделают сами.

    маша. (опять новая почта, я потеряла пароль)

    Ответить Удалить
  22. кстати говоря.
    стала читать наверху -
    наткнулась на фразу Любовь Александровны:
    "Именно в любви и страданиях, с ней сопряженных, видит он смысл жизни:"Душа не выстрадает счастья, но может выстрадать себя". Т.е. душа человека жива, только пока он любит и страдает - так по Тютчеву. И это не мрачно!"

    На самом деле да, есть одна песня, в которой есть строчки:
    " Боль, без любви.
    Боль, нравится, когда очень больно,
    Потому что лучше чувствовать боль, чем совсем ничего."
    (песня на англ, поэтому рифмы никакой)

    Так вот это на самом деле так!
    Люди, которые уже оступались в любви, почему они идут дальше? Повторяют попытки? Не только потому что надеются на светлое будущее, а еще потому что жизнь без чувств - бессмысленное существование, пустышка, а чувства могут быть не только счастливые. Чувствовать хоть что-то, уже приносит удовлетворение. Чувствуешь - значит живой.
    Даже есть тебя отвергают, вновь и вновь, ты понимаешь, что все что ты делаешь - бесполезно, если ты выбиваешься из сил, ничего не получаешь, лишь новую порцию боли, когда видишь, что сердце любимого человека принадлежит другой (другому), ты идешь дальше, потому что именно эта боль говорит о том, что ты все еще здесь!
    И когда счастье таки придет, оно будет в тысячу раз сильнее, ведь без терний звезды теряют смысл.

    не знаю, зачем я это пишу. просто пришло в голову.

    Ответить Удалить
  23. Машенька, как хорошо, что ты все-таки написала: лучше поздно, чем:) Мне было очень интересно читать, все, что просто пришло тебе в голову, ты глубоко прочувствовала то, о чем писала, хотя я не во всем с тобой согласна: не умею я наслаждаться болью, не умею даже терпеть ее, поэтому боюсь боли и инстинктивно избегаю. А про то, что любовь не бывает взаимной, я вам говорила, только другой смысл в эти слова вкладывала: бывают счастливые совпадения, когда люди любят друг друга, но ведь моя любовь - это только мое чувство, не связанное напрямую с тем, что чувствует (или не чувствует) человек, которого я люблю. Не за взаимность же любишь, на самом деле!

    Ответить Удалить
  24. Прочитав стихотворения Ф.И. Тютчева из "Денисьевского цикла", я поняла насколько Тютчев любил Елену Александровну Денисьеву. Он относится к ней с таким трепетом и любовью! Он пишет ей такие строчки: "Ты, ты мое земное провидение.."Мне очень нравятся его стихи, и я не вижу в них ничего грустного, они наполнены уважением, нежностью к любимой женщине. Больше всего меня поразили стихи Тютчева уже после смерти Е.А.Денисьвой: "И вся она прижавшись к праху, дрожит от боли и бессилия.." Я уважаю Тютчева, ведь даже после ее смерти, он остается верен ей,пишет такие стихи!
    Но мне иногда и жалко Тютчева, потому что он любит Е.А. Денисьеву всем сердцем, но он чувствует, что она его любит больше: "Но как я беден перед ней...". Он старается любить ее так сильно, насколько это возможно, но все равно она его любит больше!
    Итак, мне очень понравились стихотворения Тютчева, но особенно мне понравился стих "Предопределение", может быть, потому что я согласна с Тютчевым, что один всегда любит больше чем второй,и что оно приносит и страдание и блаженство одновременно.

    Ответить Удалить
  25. Прочитав стихотворения Ф. И. Тютчева из «Денисьевского цикла», я увидела, как сильно он любил Елену Александровну Денисьеву. Он называл ее «друг мой милый», «ангел мой», «мое земное провиденье», а после ее смерти посвятил ей такие строки:
    «Как тот, кто жгучею тоскою
    Томился по краю родном
    И вдруг узнал бы, что волною
    Он схоронен на дне морском».

    Она навсегда осталась в его сердце, как и страх, забыть ее (Но для души еще страшней следить, как вымирают в ней все лучшие воспоминанья»), как и чувство вины за то, что не мог любить ее так сильно, как она его, за то, что не мог отдавать ей столько, сколько она ему.
    «Не раз ты слышала признанье:
    ‘"Не стою я любви твоей""»,
    «Но я так беден перед ней»

    Мне искренне его жаль, ведь смерть избавила Денисьеву от терзаний и скорби, а его они преследовали еще долгие годы.
    Впрочем, для Тютчева любовь и есть страдания.
    «Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец»,
    «То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя».
    Но так же любовь для него и счастье, и блаженство!
    «О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство, и безнадежность»,
    «Душа, увы, не выстрадает счастья, но может выстрадать себя»
    Поэтому без любви жить нельзя!
    «Душа, душа, которая всецело
    Одной заветной отдалась любви
    И ей одной дышала и болела,
    Господь тебя благослови».
    Мне очень понравились стихотворения Федора Ивановича Тютчева, они очень душевные и искренние!

    Ответить Удалить
  26. Немного есть на свете поэтов, чья любовная лирика цепляет, задевая в нас что-то очень личное. Для меня Тютчев - один из таких немногих.
    Его стихотворения наполнены одновременно бушующей любовью (О, как убийственно мы любим) и ласковой нежностью, которая "в сердце не скудеет". А стихи из "денисьевского цикла" показывают нам особенность любви для Тютчева - она "и блаженство, и безнадежность". Когда я впервые услышала стихотворения из этого цикла, меня просто захлестнула волна чувств, испытываемых поэтом.
    Размышляя над любовной лирикой Тютчева, я поняла, что его понимание любви не очень мне близко. Я не согласна, что она "поединок роковой", где всегда один любит, а другой позволяет себя любить. Скорее всего, на это тютчевское определение любви повлияла его собственная, непростая личная жизнь.
    Очень жаль избранниц поэта, которые, полюбив его, осознавали, что у Тютчева к ним осталась всего лишь привязанность, своего рода привычка, а никак не любовь ("Он жизнь мою бесчеловечно губит, хоть, вижу, нож в руке его дрожит"). Больше всего меня впечатлило стихотворения не из "денисьевского цикла" - "Она сидела на полу и груду писем разбирала". Так ясно нарисована эта картинка, где грустная молодая женщина в одиночестве сидит на полу и перебирает доказательства былой любви.
    Мужество Елены Денисьевой вызывает,конечно, уважение и невольный вопрос:"А я бы так смогла?" Не знаю... Наверное, пока не окажешься в такой ситуации, и не узнаешь. Но любить, не взирая на "бессмертную людскую пошлость", на "суесловье" и вездесущую толпу, может только человек, готовый пожертвовать собой ради любимого.
    Я очень рада, что благодаря любовной лирике Тютчева заново открыла для себя этого удивительного поэта.

    Ответить Удалить
  27. Стихи Денисьевского цикла переполнены, прежде всего, чувством вины. В стихотворении « О, как убийственно мы любим» это вина за последствия, нанесённые бедной девушке его любовью. Несправедливый позор, который лёг на её ещё совсем молодую душу, с каждым днём приносил всё больше и больше мучений. Прекрасное чувство любви, которое « цвело « в её душе было растоптано общественным мнением. Её прекрасное юное личико «опалили» и «выжгли слёзы». Всё, что осталось от её любви это «боль без отрады и без слёз». Тютчев начинает понимать, что не может дать ей такое количество любви, которое сделало бы её счастливой. Этот жестокий факт побудил его к написанию стихотворения от лица самой девушки, где он выразил свои мысли по поводу её понимания всего происходящего, и изобразил её чувства, которыми, как ему казалось жила его возлюбленная (стихотворение « Не говори: меня он, как и прежде любит»). По его мнению, в любви всегда есть тот, кто обречен на большие чувства, а следовательно и на страдания. Такие мысли о неравной схватке двух сердец мы можем понять из стихотворения « Предопределение». В стихотворении « Весь день она лежала в забытьи» Тютчев корил себя за то, что погубил не в чём неповинную девушку, которая так любила жить, а теперь должна умереть от переживаний. Но стихи Денисьевского цикла не только переполнены чувством вины и страдания, они выражают восхищение и уважение перед способностью отдавать любовь без остатка. Елена Александровна стала для него музой, что мы можем понять из стихотворений « Не раз ты слышала признанье» и «весь день она лежала в забытьи». Стихи этого цикла очень драматичны, они переполнены живыми чувствами. Вообще, у Тютчева очень своеобразное понимание любви: это не лёгкое, беззаботное чувство, унисон двух сердец, это борьба, неравная схватка. Слова самоубийство и любовь стали для поэта синонимами (стихотворение « Близнецы»). Я не могу высказать определённое отношение к его пониманию этого чувства, ведь мне не пришлось пережить его страданий. Тем более, сейчас мы живём в совсем другое время, более либеральное по отношению к чужим чувствам. Теперь, если ты разлюбил своего жизненного спутника можно разойтись, и не мучить ни его, ни себя, выйдя замуж или женясь на другом человеке. И общественное мнение сейчас более терпимо, по крайней мере, уже формируется толерантность к выбору окружающих людей. Поэтому, я не могу осудить Тютчева или не согласиться с ним, ведь в его жизненной ситуации понимание этого чувства именно так просто неизбежно.

    Ответить Удалить
  28. Стихотворения Тютчева задевают за живое, потому что чувствуется, что он искренне, без каких-либо изменений описывает свои чувства к любимой женщине. Конечно, вызывает жалость как и его жизненная трагедия, так и ужасно печальная судьба его возлюбленной.
    Стихотворения заставили задуматься о том, как на самом деле по-разному можно воспринимать любовь, как по-разному можно к ней относиться. Я не разделяю взгляд Тютчева на любовь, я не верю в то, что всё предначертано, я не верю, что всегда сильнее любит кто-то один и по-другому быть не может. Но оттого было интереснее читать его стихи, проникать в его мысли и пытаться понять, как он пришёл к такому отношению.

    Ответить Удалить
  29. В Денисьевском цикле Тютчев показал любовь с двух ее сторон. С одной стороны любовь - это нежность, радость, а с другой- страдания и боль.
    Поэт винит себя в том, что его чувства не так сильны, как у Денисьевой. В стихотворении "Не раз ты слышала признанье" Тютчев пишет ей: "Не стою я любви твоей", поэт восхищается тем, что она смогла пожертвовать мнением общества, игравшего в то время очень большое значение,ради него.
    В стихотворениях, написанных после смерти Денисьевой, Тютчев показывает, насколько для него была нужна Елена Александровна и как он тяжело переживает ее смерть. "Нет дня, чтобы душа не ныла," - пишет он.
    Стихи Денисьевского цикла понравились мне за их откровенность, но я считаю,что в любви должно быть больше радости, чем страданий.

    Ответить Удалить
  30. Стихотворения Тютчева глубоко затронули меня, в них он преисполнен особой нежности и сочувствием к своим возлюбленным. Однако стихотворения из " Денисьевского цикла " по истине трагические. В цикле он рассказывает истории из своей личной жизни, взаимоотношениях с Денисьевой.
    Тютчев убежден, что женщина всегда любит сильнее, а значит ей предназначено страдать или погибнуть:
    " И чем одно из них нежнее
    В борьбе неравной двух сердец..." Тютчев же страдает от чувства вины. Однако для него любовь не может существовать бес страданий, она в них и заключается:"Последняя любовь - ты и блаженство, и безнадежность..."
    Я не разделяю ту точку зрения, что в любви все предопределено, в отличие от поэта:"Судьбы ужасным приговором
    Твоя любовь для ней была..." Стихотворения Тютчева заставили задуматься меня о том, что любовь это не всегда блаженство, но и страдания.

    Ответить Удалить
  31. Мы привыкли к тому, что любовь, особенно если она не безответная - это всегда радостные, светлые, возвышенные чувства. Но, читая любовную лирику Тютчева, возникает мысль о том, что любовь более многогранна и сложна. Она не всегда воспринимается как счастье. Любовь может быть и роковой страстью, несущей горе.
    В стихотворениях Тютчева чувствуется испытанная им душевная боль от потери любимого человека. Читаешь любовную лирику поэта и переживаешь, как будто вмести с ним, какую-то необъяснимую тоску, безнадежность и в то же время очень светлую, одухотворенную печаль. Эта двоякость чувств, сопровождающих любовь, наводит меня на мысль о том, что любить – это все-таки испытывать счастье, но путь к нему лежит через страдания.

    Ответить Удалить
  32. Денисьевский цикл рассказывает не просто историю любви. Это сборник стихов, в котором Тютчев показывает, что в его понимании, понятия "страдания" и "любовь", неразрывно связаны. Любовь Денисьевой и Тютчева была не просто глубоким и радостным чувством, она принесла обоим массу страданий.
    В стихотворении "Чему молилась ты с любовью.."Тютчев обращает внимание читателей на то, как жестоки могут быть люди к чужим чувствам. В стихотворении "О, как убийственно мы любим" поэт тоже говорит о этом: "Толпа, нахлынув, в грязь втоптала/То, что в душе ее цвело."В самом деле, любовь Денисьевой и Тютчева была воспринята обществом крайне негативно. Тютчев пишет, что его любовь легла на жизнь Денисьевой "незаслуженным позором". Всё же, не считаясь с мнением окружающих, Елена Александровна не отреклась от своих чувств к поэту. Тютчев считает любовь "неравной борьбой" (стихотворение "Предопределение"). Он уверен в том, что женщина всегда любит сильнее мужчины. В стихотворении "Не раз ты слышала признанье..." поэт ясно даёт это понять. Тютчев признаётся, что он беден перед любовью Денисьевой и пишет "Стою, молчу, благоговею/ И поклоняюся тебе...". После смерти Елены Александровны жизнь Тютчва превратилась в пытку. Он считал себя виновным в смерти Денисьевой, его терзали жестокие угрызения совести, каждый день был преисполнен душевных гонений и страданий. ("Нет дня, чтобы душа не ныла", "Есть и в моём страдальческом застое/Часы и дни ужаснее других").
    Поначалу, только услышав историю последней любви Тютчева, я была возмущена, ведь разница в возрасте между Тютчевым и Денисьевой правда большая. Прочитав стихотворения Денисьевского цикла я поняла, что не могу судить Тютчева, ведь его любовь к Денисьевой была настоящей и искренней и, что самое главное, взаимной.

    Ответить Удалить
  33. Стихотворения Тютчева сложны и многогранны. У него любовь занимает огромное значение в жизни. Его стихи пропитаны чувством печали,страхом остаться одному:
    "Не говори: меня он, как прежде, любит,..."
    Мне очень понравились эти стихи,что-то знакомое,особенно в стихе "О,как убийственно мы любим,". И я понимаю,как Тютчев любил Денисьеву. Я читал стихи с пониманием,но не с легкостью. Стихотворения очень глубоки,чтобы понять их,нужно размышлять.
    Мне жалко Тютчева,он пережил всех своих возлюбленных. Я бы не выдержал этого.

    Ответить Удалить
  34. Тютчев пишет очень искренно, чувствуется, что он сам все это пережил, и очень обидно, что блаженство сменяется у него на опустошённость и безнадежность.
    Тютчев считал, что одинаково любить нельзя. Тот, кто любит сильнее (девушка) погибает в конце. Стихотворения Тютчева пропитаны болью. Стихотворение «О, как убийственно мы любим» лично мне было тяжело читать. В нем очень много боли и трагизма. Его стихотворения заставляют задуматься… Я согласна с мнением писателя, что кто-то любит сильнее, любить одинаково нельзя, но я не согласна, что любовь проходит, оставляя за собой разочарование. Хочется верить, что любовь не проходит никогда, она должна сопровождает человека на протяжении всей жизни и дает силы преодолевать все трудности.

    Ответить Удалить
  35. К сожалению, стихи Тютчева вызывают у меня чувство жалости к нему и к девушкам, которых он любил. Боль, которую он испытывал, мы можем увидеть в любой строчке его стихотворений: "О, сердце, полное тревоги", " Жизнь отреченья,жизнь страданья!". Также Тютчев понимает, какую боль чувствуют те, кто его любит: " И что ж от долгого мученья, как пепл, сберечь ей удалось?Боль, злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!" Я не согласна с мнением Тютчева, что любовь-это "предопределение", что кто-то любит сильнее. Это было с ним, но я считаю, что любовь у всех разная и хотят люди от этой любви разного. Возможно, Тютчеву хотелось очень многого, бесконечного и невозможного, поэтому жизнь решила наказать его этой душевной болью.