Понятие потребностей. Базовые потребности человека

Начиная с рождения, у человека появляются потребности, которые с возрастом только увеличиваются и могут меняться. Ни у каких других живых существ нет такого количества потребностей, как у людей. Для реализации своих нужд человек переходит к активным действиям, благодаря чему он лучше познает мир и развивается в разных направлениях. Когда удается удовлетворить потребность, человек испытывает положительные эмоции, а когда нет, то отрицательные.

Какие потребности есть у человека?

Первичные потребности есть у каждого, независимо от положения, национальности, пола и других характеристик. Сюда входит нужда в еде, воде, воздухе, сексе и т.д. Некоторые появляются сразу при рождении, а другие развиваются на протяжении жизни. Вторичные потребности человека еще называют психологическими, к примеру, это может быть нужда в уважении, и т.д. Некоторые желания являются как бы промежуточными, находясь на рубеже первичных и вторичных потребностей.

Наиболее популярную теорию, которая позволяет разобраться в этой теме, предложил Маслоу. Он представил их в виде пирамиды, разделенной на пять секций. Смысл предложенной теории заключается в том, что человек может реализовывать свои потребности, начиная от самих простых, которые находятся у основания пирамиды, и двигаясь к более сложным. Следовательно, невозможно перейти на следующий этап, если предыдущий не был реализован.

Какие бывают потребности человека:

  1. Физиологические . В эту группу входит нужда в еде, воде, сексуальном удовлетворении, одежде и т.д. Это определенная база, которая может обеспечить комфортную и стабильную жизнь. Такие потребности есть у каждого человека.
  2. Нужда в безопасном и стабильном существовании . На основе этой группы потребностей человека, была выделенная отдельная отрасль, которая называется психологической безопасностью. В эту категории входит как физическая, так и финансовая безопасность. Начинается все с инстинкта самосохранения и заканчивается желанием уберечь от неприятностей близких людей. Чтобы перейти на другую ступень потребностей, человек должен ощущать уверенность в завтрашнем дне.
  3. Социальные . В эту категорию входит нужда человека иметь друзей и любимого человека, а также другие варианты привязанностей. Как ни крути, но люди нуждаются в общении и контакте с окружающими, в противном случае они не могут перейти на следующую ступень развития. Эти потребности и способности человека являются неким переходным этапом от примитивных к высшим уровням.
  4. Личные . В эту категорию входят нужды, которые способны выделить человека из общей массы и отражают его достижения. Во-первых, это касается уважения со стороны близких людей и самого себя. Во-вторых, сюда можно внести доверие, социальный статус, престиж, карьерный рост и т.д.
  5. Потребности в самореализации . Сюда входят высшие потребности человека, которые имеют нравственный и духовный характер. В эту категорию можно отнести желание людей применять свои знания и , выражать себя при помощи творчества, достигать поставленных целей и т.д.

В общем, потребности современно человека можно описать таким образом: люди удовлетворяют голод, зарабатывают на жилье, получают образование, создают семью и устраиваются на работу. Они стараются достичь определенных высот, заслужить признание и уважение у окружающих. Удовлетворяя свои нужды, человек формирует характер, силу воли, становится более умным и сильным. Можно подвести итог и сказать о том, что потребности являются основой для нормальной и счастливой жизни.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра государственного муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

На тему: «Потребности человека,их виды и средства удовлетворения»

Выполнила студентка:

Павлова А.А.

Преподаватель:

Сибилева Е.В.

Якутск 2015

Мощным двигателем экономики являются потребности общества.

Потребности - недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?

Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.

Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, - телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.

Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое - взрослый человек, овладевший определенной специальностью.

Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят». Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:

физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

потребность в безопасности (защите от внешних врагов и потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те интересы; в дружбе и любви);

потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Что такое потребность?

Потрембность -- вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение -- в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей -- одна из центральных задач формирования личности. Ярким примером может служить жажда -- острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ.

Физиологический же механизм этого чувства -- воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью. По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности -- отрицательными, а затем -- в случае её удовлетворения -- положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Виды потребностей

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности и было удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека:

в одежде;

в безопасности;

в лечении при заболеваниях.

Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-шить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор ус- ловий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека: потребность витальный удовлетворение надобность

в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;

по направленности различают материальные потребности и духовные;

в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности);

по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека);

по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

«Пирамида Маслоу»

Изначально, еще находясь в утробе матери, мы целиком и полностью зависим от нее. Мы растем, формируемся, используя питательные вещества, что дает нам мать. Рождаясь, мы попадаем в большой и неуютный мир и попадаем в зависимость от еды, воздуха, других значимых людей, тепла и комфорта. Чем больше мы вырастаем, тем большее количество зависимостей окружает нас в повседневной жизни. Следовательно, мы зависимы изначально! От момента нашего зачатия и до последнего вздоха, так как трудно представить себе человека, который бы смог выжить без удовлетворения элементарных потребностей в воде, пищи, воздухе, сексе. О том же самом нам говорит и так называемая «Пирамида Маслоу».

Маслоу -- известный психолог, новаторство исследования которого состояло в том, что он стал изучать не патологические, нездоровые личности, в отличие от большинства своих коллег, а личности, которые полностью реализовались в жизни. Успешные и процветающие. Внесшие огромный вклад в развитие человечества. Именно изучение здоровых личностей позволило ему описать иерархию потребностей, на которую опирались эти личности в процессе своего развития. Постепенно удовлетворяя свои потребности, эти люди достигали невероятных достижений в своей жизни. Получая от нее полнейшее удовлетворение, и практически не нуждались в искусственном стимулировании извне.

1. К первичным потребностям Маслоу отнес так называемые витальные потребности -- потребность в пище, воздухе, воде. Без удовлетворения этих потребностей каждый из нас попросту бы погиб как физиологический организм.

2. К вторичным потребностям Маслоу отнес потребность в безопасности. Потребность в защите, жилье, тепле, одежде, возможности защищать свою территорию и отстаивать свои границы. Для каждого из нас важно иметь одежду, очаг, защищенное помещение, в котором он является хозяином и может не опасаться вторжения на свою территорию.

3. К следующему, третьему уровню в этой иерархии Маслоу отнес социальные потребности.

Возможность состояться как уважаемый человек, как профессионал в своем деле, получить признание семьи, родителей, общества, занимать важное положение и влиять на развитие своего социума. Будь то совет дома или Государственная дума. Стать значимым в глазах других имеет огромное значение для каждого из нас. От этого напрямую зависят и самоуважение и самооценка человека.

4. К четвертому уровню в иерархии Маслоу отнес самореализацию личности. Когда все предыдущие потребности полностью удовлетворены, у человека появляется возможность реализовывать себя в творчестве. И оно может быть разнообразным. Культурные потребности,хобби, развитие своего творческого потенциала. Нет ни одного человека, в котором не было бы изначально заложено потенциала. Развитие талантов, развитие чувства прекрасного и гармонии присуще каждому.

5. И к верховным, стоящим во главе пирамиды потребностей, относятся потребности в духовной жизни. Быть частью чего-то намного большего, чем сам человек. Некой глобальной идеи, превышающей все допустимые рамки. Исповедовать и разделять с другими некие моральные и нравственные ценности. Верить в нечто чудесное и необъяснимое. В сказочное, любящее и заботливое. И соответственно жить, применяя эти принципы в своей жизни.

Если вписать в эту пирамиду потребностей человека, то можно легко представить, как он постепенно распрямляется, постепенно удовлетворяя свои потребности снизу вверх. Для человека в принципе достаточно, чтобы были удовлетворены витальные и духовные потребности. Это позволяет стоять человеку. Вера в нечто большее и все, что необходимо для выживания, достаточно, чтобы личность могла жить, постепенно восполняя пробелы в других сферах.

Средства удовлетворения потребностей

Человек,как и любое другое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего существование у человека эти условия и средства отсутствуют, то тогда возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции человека на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения. Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. Мотивация поведения и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают интерес, который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Заключение

Существенность системы потребностей в том,что человек или общество в целом обладает набором потребностей,каждая из которых требует своего удовлетворения.Этот казалось простой тезис приобретает серьезную окраску если проанализировать современное время и историю.То чего достигли мы в любой области,пусть ценой мировых войн,мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или нехватки,или сдвигами внутреннего химизма.Параллельно лежит закон возрастающих потребностей.В основе данного закона лежат потребности конкретного человека,а они характеризуют потребности всего общества.И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста,в силу того,что человеку требуется всегда больше чем о достиг.

Диалектическое взаимосвязь деятельности и потребностей общества-коренной источник как их обоюдного развтития так и всего общественного прогресса,она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества.То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона.Человеческое общество наряду с другими законами,в своем функционировании и развитии регулируется таким важным законом,как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества,требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых,объективно назревших,действительных потребностей общества,возникших в ходе деятельностного бытия общества.Поэтому абсолютная цель общества-это удовлетворение его потребностей.

Итак,потребности человека,есть отпечатки в его собственном сознании ощущаемой необходимости обеспечения соответствия комфортных и текущих условий его существования.

Использованная литература

1. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие. Кемерово: КузГТУ, 2003.

2. Человек и его потребности Составитель Г. В. Чекмарева, 2003.

3. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 2002.

4. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974.

5. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006.

6. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001.

7. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высшая школа, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Характеристика биологических, этолого-поведенческих (психологических), этнических, социальных, трудовых и экономические потребности человека. Сущность и виды материальных и духовных потребностей, приемы и методы деятельности в сфере их удовлетворения.

    реферат , добавлен 16.12.2012

    Определение потребности: роль в мире человека, способы и механизмы реализации. Понятие потребности с точки зрения разных наук. Классификация потребностей, уровни их удовлетворения. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности.

    реферат , добавлен 23.10.2009

    Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Виды потребностей: потребности труда, познания, общения, отдыха. Характеристика мотивационной сферы. Значение потребности в достижении.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Сущность и определение природы потребности, механизм ее возникновения и требования согласно классификации Маслоу. Разновидности потребностей и их отличительные черты. Характеристика базовых потребностей и их место в разных периодах жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2009

    Производственное и непроизводственное потребление средств производства и рабочей силы в его процессе. Классификация потребностей по способу удовлетворения: индивидуальное или коллективное. Пирамида потребностей по А. Маслоу, показатели благосостояния.

    реферат , добавлен 22.08.2009

    Основные виды потребностей человека. Духовные, престижные, социальные, физиологические, экзистенциальные потребности. Необходимое условие существования человека. Биологические, социальные и духовные, первичные и вторичные потребности человека.

    презентация , добавлен 03.12.2014

    Определение понятия "потребности" и их классификация. Пирамида потребностей человека по Маслоу. Развитие личности в процессе ее становления. Формирование потребности в процессе становления личности. Потребности человека: морально-этический аспект.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Человек - биологическое и социальное существо, его физиологические и духовные потребности. Ценностные ориентации, определяющие индивидуальность человека и неповторимый набор его потребностей. Общество как система удовлетворения потребностей людей.

Говоря о потребностях человека, подразумевают различные виды нужд , которые бывают как осознаваемые, так и неосознаваемые.

Именно они являются источником порождений чувств, эмоций, желаний, стремлений и катализатором активности с целью их удовлетворения.

Что это такое?

Что означает понятие «потребность»? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.

Если в определённый момент они отсутствуют — это вызывает состояние нужды.

В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.

Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.

Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.

Удовлетворение потребности сопровождается положительными эмоциями, в противном случае — отрицательными.

Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении , другие по ходу дальнейшей жизни.

С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.

Классификация

Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.

Основные виды потребностей:


По Симонову

В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:

  • для других;
  • для себя.

Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.

Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму .

При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.

Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:

  • профилактика и лечение психических расстройств;
  • предотвращение асоциального и неадекватного поведения;
  • правильное воспитание.

Понятие иерархии

Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу . Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде , которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.

Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.

Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.

Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:

Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.

Находятся на пятом уровне. Здесь находятся:

  • самоидентификация;
  • самовыражение;
  • самореализация;
  • самоутверждение;
  • саморазвитие.

Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены .

В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.

Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.

Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей , в соответствии с которой они живут.

Различия между низшими и высшими

Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела .

Необходимость в базовых условиях для выживания — еде, воздухе, воде — определена самой природой.

В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки , необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.

Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации — это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.

Объекты и средства удовлетворения

Для физического выживания и комфортного существования человек нуждается в удовлетворении потребностей. Для достижения этой цели люди осваивают различные средства и обучаются разным способам достигать желаемого.

Объектами и средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага. Это вещи или средства, которые предназначены для удовлетворения определённых человеческих потребностей.

В этом качестве выступают:


  • духовные;
  • интеллектуальные,
  • образовательные и информационные.

Варианты выявления

Какими способами можно выявить потребности людей? Природные потребности наиболее полно описаны Маслоу.

Они характерны для подавляющего числа людей . Эффективный способ выявления потребностей является тщательный анализ характеристик и действий конкретного человека:

  • мотив;
  • доминанта;
  • обычаи;
  • навыки;
  • вкусы.

Природные потребности являются неотъемлемой частью существования человека. Не имеет значения, на каком уровне он находится в данный момент и в чём испытывает нужду.

При возникновении трудностей с удовлетворением базовых потребностей, индивидуум спуститься на ступень ниже . И будет там находиться, пока не удовлетворит эту потребность в полной мере.

Фундаментальные потребности человека и их удовлетворение:

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Тема: Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

Кадырова Р.К.

Вопросы:

    Понятие о потребностях.

    Различные теории и классификации потребностей.

    Иерархия потребностей по А. Маслоу.

    Характеристика основных потребностей человека.

    Основные потребности в повседневной деятельности человека.

    Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.

    Возможные причины потребности в уходе (болезнь, травма, возраст).

    Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей

    Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

Понятие потребностей

Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.

Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.

Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

Основные теории и классификации потребностей

Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.

Эмоция - это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей. Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:

    Группа – витальные (Потребность жить и обеспечивать свою жизнь).

    группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе)

    группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (см. схему)

    Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

    Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д.

    Социальные потребности – удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

    Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

V. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека

Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.

В настоящее время в странах с высоким уровнем социально – экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться, с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.

Потребность в кислороде - нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.

При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи богатой насыщенными животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.

Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения потребности человека в пище.

Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

Необходимо помнить, что неудовлетворенная потребность в пище, приводит к нарушению здоровья.

Потребность в жидкости – это выпивание жидкости, 1,5-2 литра ежедневно - вода, кофе, чай, молоко, суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушений функции многих органов и систем. От умения медицинской сестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде мочи, кала. Режимы выделения у каждого человека индивидуальны. Удовлетворение других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают процесс выделения продуктов жизнедеятельности интимным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении нарушенной потребности медицинская сестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность,

Потребность в сне и отдыхе – при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память. Исследования, проведенные американскими специалистами свидетельствуют, что у человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Вольному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние. В результате исследований выделено несколько стадий сна.

Стадия 1 – медленный сон. Легкий сон и длиться всего несколько минут. При этой стадии происходит спад физиологической активности организмам постепенное снижение деятельности жизненно важных органов, обмена веществ. Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.

Стадия 2 медленный сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20 минут. Жизненные функции продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.

Стадия 3 медленный сон. Стадия самого глубокого сна, продолжающая 15-30 минут, разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций,

Стадия 4 медленный сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30 минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и 2-я стадии, после чего спящий переходит в 5-ю стадию сна.

Стадия 5 - быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения через 50-90 минут после первой стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колебания артериального давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этой фазе восстанавливаются психические функции человека, разбудить спящего очень трудно. Продолжительность этой стадии около 20 минут.

После 5-й стадии сна на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий цикл сна.

На сон человека могут оказывать влияние несколько факторов; физическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна. Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.

Отдых - состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и вовремя длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помещать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.

Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.

Потребность в движении. Ограниченно подвижности или не подвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов. Болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.

Неподвижность – один из факторов риска развития пролежней, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения, диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациент должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.

И главная проблема пациента, он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере, изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.

Сестринская помощь направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста.

На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять его болезнь, дефекты развития. Но тем не менее многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем.

Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.

Необходимо при беседе с пациентом:

    выработать твердую научную основу для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространённых её нарушений и дисфункции;

    понимать, как влияет на сексуальность сексуальная ориентация, культура, религиозные убеждения человека;

    научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь соответствующего специалиста.

Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло-каталка, каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Человек одевается соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Избегать стрессовых ситуаций.

Социальные потребности – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.

Люди хотят чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

При тяжелой болезни, нетрудоспособности иди в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты нарушаются. К сожалению, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых, и одиноких людей. Следует всегда помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом.

Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих.

У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Но для этого необходимо, чтобы труд ему привносил удовлетворение, а отдых был насыщенным и интересным, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют эточувство, Так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.

Потребность в самовыражении – это наивысший уровень потребности человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше чем другие. Для одного самовыражение – это написание книги, для другого – это вырастить сад, для третьего воспитание детей и т.д.

Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей, медицинская сестра составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.