Притча про психолога. Притча о пастухе, который не побоялся попробовать

Психология в притчах

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей («трогая ухо слона»), родители делают выводы, исходя из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на часто ложные умозаключения. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение объективно, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности продолжают быть «тайной за семью печатями», а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть себя и свое дитя в подлинном свете.

Для того, чтобы мы или наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и понимать, что многие вещи, события, люди могут не соответствовать нашим представлениям о них. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще и те социальные ценности, которые существуют сейчас изменятся с течением времени, так же как изменились ценности прошлого. Взять хотя бы банальный пример с обменом валюты, еще не так много времени прошло с тех пор, когда за это наказывали. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ученик с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов, «потрогавших только ногу слона», о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте учителей или тренеров и наказывали ребенка за то, что он вел себя так, как мог.

Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются, и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, которые не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Каждый человек должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Вот один из многих примеров. Некий мужчина сорока лет пришел к нам, на консультацию, из-за постоянных неудач на работе и в личной жизни. Его все время использовали, недоплачивали зарплату, а уж о карьерном росте не было и речи. Дома жена постоянно упрекала его в несамостоятельности и неспособности зарабатывать деньги. Все это довело несчастного до микроинфаркта, и после лечения, он решился, наконец, обратиться к психологу. На первой консультации мы, естественно, затронули его отношения с родителями, и после осознания своих чувств он сказал: «Я не знал другого способа показать свою любовь матери, кроме как стать ее жертвой». Мать воспитывала его одна и очень боялась, что с ним что-нибудь случиться: в итоге ему запрещалось все, любая инициатива наказывалась. Взрослый мужчина видел себя таким, каким видела его мать — беспомощным, слабым, глупым. Пройдя диагностику, он познакомился сам с собой и на консультации он получил индивидуальные рекомендации, о том, как строить свою карьеру и использовать свои врожденные данные. Хорошо, что это произошло в 40 лет, а не позже.

Вряд ли кто-то пожелает своему ребенку такую судьбу, однако многие родители делают это неосознано. Задумайтесь прежде, чем наказать или запретить что-то делать своим детям. Вполне возможно, что ваш ребенок, ученик проявляет свои врожденные особенности, а не специально доводит вас до «белого каления». Постарайтесь охватить умом целое. Человек и наше представление о нем далеко не одно и тоже, он всегда представляет собой нечто большее, чем мы можем себе представить.

Хромой и слепой

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.

Ахмад Фаруки (1624 г.)

Как часто в парных видах спорта мы наблюдаем такую ситуацию — одна пара слажено работает и быстро двигается к цели, к призовым местам, к славе, ну прямо как «хромой и слепой» из притчи, достигшие своей цели. А другая — никак не может добиться желаемых результатов. И начинаются поиски новых партнеров, новых тренеров. Но это не всегда приносит перемены к лучшему. Хорошо, если кто-то из родителей попробует стать тем «третьим человеком», который постарается понять особенности каждого ребенка, и не только своего. Еще лучше, если у тренера большой опыт, и он порекомендует родителям обратиться к профессиональному психологу*, чтобы определить совместимость пары, выявить проблемные зоны, подсказать пути решения. Помните, что не бывает универсальных рецептов, годных на все случаи жизни. Тогда многие люди смогут избежать излишних разочарований, дети избавятся от комплекса неполноценности, родители перестанут напрасно переживать за своих детей («почему у других дети успешны, а мои чем хуже?»)

Очень часто именно профессиональный психолог становится тем «третьим человеком», который помогает людям преодолеть трудности, разъясняя им их индивидуальные способности. И как часто «доброхоты», «придя на пир», пытаются помочь своим друзьям, детям, забывая о том, что другие люди имеют отличные от их особенности и другие трудности, несмотря на то, что тоже хотят «попасть на пир». Безусловно, любой из вас может постараться стать тем «третьим человеком», который может помочь своим детям, например. Просто прежде чем рассказать кому-то каким способом вы достигли чего бы то ни было постарайтесь понять, не разговариваете ли вы с «глухим»? И не пытаетесь ли вы прежде подсунуть готовое решение вместо объяснения особенностей того человека?

Такие ситуации нередки — клиент с долговременной зрительной памятью получил прекрасный результат, работая с рисунками (арт-терапия, мандала-терапия**), и рекомендует своим друзьям эту методику, как единственно успешную, восторженно заставляя своего ребенка рисовать. А у того комбинированный тип памяти (как вы помните из предыдущих публикаций комбинированный — это когда один тип активизирует другой, несущий основную информацию). У него, например, слуховая память активизирует эмоциональную память, и она (эмоциональная) является несущей. Для ребенка с такими особенностями арт-терапия не будет столь эффективна. Можно привести еще много примеров, но я думаю и так все понятно.

Любители почитать книги из серии «Сам себе психолог» задумайтесь, уместно ли применять к себе или своим детям рекомендации, которые сработали в случае с «хромым и слепым», ведь вы можете оказаться «глухим» или «немым». К сожалению, у многих сложилось мнение, что психология безопасна, и можно поиграть в психолога. Все не так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что применение разных методик без разбора («авось поможет, а если нет, так попробую другую») не проходит бесследно. Некоторые методы приносят огромный вред психике, например, пытаться помочь человеку с долговременной тактильной памятью с помощью бесед практически невозможно. А если это ребенок, который активно двигается на уроке, а педагог отправляет его к школьному психологу на коррекцию поведения, то результаты могут быть весьма печальны. В итоге психолог, с помощью разных методик разъясняя ребенку, как тот неправ, травмирует его психику, что приводит к падению использования памяти, и, следовательно, к еще большим проблемам с обучением, возникновению комплекса неполноценности и пошло поехало.

Возникает вопрос: «Что делать?» Хочется помочь своим детям, друзьям, родственникам. Стоит, прежде всего, познакомиться со своими особенностями и вытекающими из них трудностями. Познайте себя. В этом вам поможет диагностическое исследование, тогда найдутся ответы на многие вопросы и «дорога на пир» станет легче и короче. Узнайте себя, узнайте своеих детей такими, какие они есть, и счастливого вам пути!

Февраль 2004 г.

Материал подготовлен для журнала «Танцевальный вестник»,
официального издания федерации танцевального спорта СПб.

* профессиональный психолог — психолог, владеющий разным инструментарием, т.е. разными методиками и применяющий их по необходимости, учитывая индивидуальные особенности клиента. Естественно, человек прошедший 2-х месячные курсы, не может считаться профессионалом.

** мандала-терапия — рисунок в круге. Феномен мандалы (с санскрита — магический круг) давно известен в религиозных практиках Востока как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию понятие индивидуальной мандалы было введено К.Г. Юнгом. Этот символ целостности он понимал как проекцию сознательных и бессознательных проявлений психической жизни.

Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Её герои- это простые люди, иногда не очень образованные. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки.

Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

Эти небольшие рассказы помогут понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.

Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно вырастут и дадут свои плоды.

Советуем читать детям притчи, это те же сказки, только с глубоким смыслом. С 5-6 лет детям уже доступны для понимания некоторые притчи, особенно если вы параллельно будете объяснять им кое-что и приводить примеры.

Когда любая гавань хороша?

Однажды один богатый купец захотел показать сыну мир, познакомить со своим компаньоном из другой страны и поэтому взял его в путешествие. Во время путешествия отец с сыном останавливались в очень дорогих гостиницах, отец всегда учил, чтоб сын требовал отношения к себе как к господину, тогда ему будут давать лучшую комнату в гостинице, лошади - отличное стойло в конюшне, а кораблю - хорошее место в гавани.

Они путешествовали в собственной кибитке, которая была запряжена двумя лошадьми. В один ненастный день их повозка застряла в грязи, место было безлюдным. Вскоре стемнело и полил дождь. Отец с сыном распрягли лошадей и верхом вынуждены были добираться до ближайшей деревни. Гостиницы там не было и они стали стучаться в дома. Люди, услышав незнакомый язык, не открывали двери, но что-то кричали в ответ. Так уставшие странники прошли всю деревню и только дверь самой последнего дома открылась. Старая старушка вся в лохмотьях пригласила их войти. Сын купца, увидев почерневшие стены и потолок, попятился к двери.

Отец, давай не будем ночевать в такой грязной лачуге,- сказал юноша.

В бурю любая гавань хороша, - ответил ему отец и дал старушке медную монету. Хозяйка прижала монету к сердцу и засмеялась.

Она так искренне радуется медной монете, будто она золотая, - усмехнулся молодой человек.

Как в бурю любая гавань хороша, так и в бедности любая монета золотая.- отметил отец.

Отчего мышонок не женился?

Дорогая мышка, вы выйдите за меня замуж?- спросил храбрый серый мышонок у мышки.

Хорошо, - опустила глазки мышка,- но принесите мне что-нибудь сладкое в подарок.

Завтра я пойду на кухню и обязательно принесу вам кусочек сахара. Он же такой сладкий.- сказал жених, подкрутив усы.

На следующий день храбрый жених пролез на кухню сквозь дырку в полу и, оказавшись под шкафом, вылезть из-под него не посмел.

Тем же вечером мышонок пришёл к мышке и сказал:

Милая мышка, я подумал и решил принести вам кусочек конфеты, а не сахар. Сахар просто сладкий, а конфетка душистая и сладкая.

Никогда ещё я не пробовала конфет,- вздохнула мышка.

На следующее утро мышонок опять отправился на кухню и снова побоялся вылезать из-под шкафа.

Он опять явился в гости к мышке без подарка, но при этом заявил:

Я передумал угощать вас сахаром или конфетой. Завтра же я принесу вам халвы. Это самое вкусное угощение в мире: сытное, сладкое и маслянистое.

Знаете, мышонок, я не выйду за вас замуж,- сухо сказала мышка.

Почему?- очень удивился мышонок.

Сколько не повторяй слово «халва» - во рту слаще не станет.

Притча о гвоздях

Жыл-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.

Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:

Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё-равно останется у человека.

В магазине у Бога

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительноты?- воскликнула женщина с радостью.

Да, это я,- ответил Бог.

А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, - ответил Бог.- А разве ты не знала что в моём магазине продаются только семена?

Притча о правде и лжи

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

Притча «Хрупкие подарки»

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!

Послушался еж совета и пошел в город.

Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.

Зачем? – не понял еж.

А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

Притча «Спор ветра с солнцем»

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Притча о стакане с водой

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:

— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.

— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего!

— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

— Ваша рука начнёт болеть.

— Нет! – растерянно ответили студенты. – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.

Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

Притча о кофе и обстоятельствах

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

А кофе? – спросила дочь.

О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.


Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

Есть особое состояние, именуемое «Зовом дороги»

Со стародавних времен путешественники древности знали одну примечательную дорожку: не широкую и не узкую, не ровную и не ухабистую, не прямую и не петляющую. Дорога не простая, являлась она странствующим путникам, в момент, когда покидала уверенность на пути. Не всем путникам доводилось встречаться с этой до...

Что было, когда ничего не было? Добрая сказка от Эльдара Ахадова.

А что было, когда ничего ещё не было?
- Как это «ничего», малыш?
- А, так вот. Когда я ещё не родился , ты ещё не родилась, и никто ещё не родился?
- Совсем никто?
- Ага!
- Понятно, тогда земля была пустая, горы на ней, моря-океаны, реки большие и малые, трава, леса и луга, звери и птицы, ой прости… Их ещё нет, но они скоро уже будут.
- Нет, нет, нет! Так не считается! Если нет никого, значит, никого нет: ни зверей, ни птиц, ни травы, ни леса!
- Ладно. Остаются горы, вулканы, реки, моря, пустыни…
- А они что: всегда были? А вот когда их не было, то что было, а?
- Ой, какой ты дотошный! Ладно. Когда-то ничего этого не было. И земли тоже. Только бескрайнее темное небо и звёздочки на нём, и солнце в огромном газовом облаке пыли…

Буровцева Галина Петровна

Притча "Диалог с Мирозданием". Какова плата за счастье?..

Внутреннее равновесие зависит от любовного внимания к своему духовному сердцу.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.

Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

«Дом, Милый Дом»
Для осмысления основных жизненных ценностей и построения созидательной жизненной программы.- Ю.Е.Человская

В одном прекрасном Государстве жила Королевская семья. В их замке царил покой и радость. Но однажды приключилась беда. Когда Король гулял по саду, собирая цветы для своих милых дочерей, небо потемнело, стали слышны раскаты грома и молнии. Вдруг он увидел пролетающего Зеленного Змей Горыныча, тот подхватил Короля и унес в свое тёмное царство.

В их Королевстве наступил Хаос, город начал пустеть, тогда пришло время тянуть жребий, кто отважится спасать Короля и не дать погибнуть целому Государству. На этот отважный поступок решилась младшая дочь Короля. В то время как старшую дочь ставят на пост руководителя временного правительства.
Младшая, недолго думая, собирает вещи, вскакивает на своего Верного Вороного Коня и отправляется на поиски своего отца.
Долго - придолго скакала она по полям, лесам, оврагам, пока не увидела чужеземное Государство. Въехав в город, она увидела драгоценности, вещи, напитки из разных стран, манящие её так сильно, что Принцесса забыла, как она тут очутилась и для чего. И тогда она остаётся в этом чудесном, полном блеска месте.
Жила там, на протяжении долгого времени. Однажды, когда она прогуливалась у прекрасного берега моря, ей встретился Принц….
Он спросил у неё:
- Свет моих очей, любишь ли ты музыку?
- Да - ответила Принцесса.
- Тогда я с удовольствием на Арфе исполню для тебя свою лучшую композицию.
Играя на ней очень мелодично и красиво, он околдовал Принцессу и хотел заточить в свой плен…но тут струна Арфы оборвалась и Принцесса освободилась от чар и поняла, что это Лже Принц.
Запрыгнув на своего Верного Коня, поскакала на зов сердца, боясь, что Лже Принц починит свою Арфу и настигнет её… стала искать убежище, чтобы хотя бы на время скрыться. Проскакав пол ночи она устремила взгляд на открытые ворота.. из которых веяло теплом. Спрыгнув с коня, она зашла туда. Там её от кликнула женщина:
- Здравствуй Принцесса! Я и мой народ давно ждали тебя! Что помешало тебе прийти раньше?
- Здравствуйте! Для чего? Я не помню! В этих чужеземных странах меня пленили и околдовали: блеск драгоценностей и музыкальная Арфа Лже Принца. Я никогда ни чувствовала такой внутренней пустоты, как сейчас! Очень надеюсь, что Вы подскажите мне, что делать дальше?
- Дело в том, что наш злейший враг, Зеленый Змей Горыныч, на протяжении долгого времени крадет жителей города. И как то раз, моему мужу Мудрецу был знак, что когда в наш дом зайдет Принцесса в сопутствии Верного Вороного Коня, горести будет положен конец, ибо она победит основоположника всех бед и страданий.. А здесь ты, потом что твоего отца похитил Зеленый Змей Горыныч, и ты одна отважилась пойти на его поиски.
- Кто же Вы?
- Я добрая Волшебница, а мой муж - Мудрец. Я хочу помочь тебе и дать волшебный клубок, который будет указывать тебе путь.
- Спасибо за Вашу помощь и направление меня к цели. До Свидания.
- До Свидания! Погоди! Запомни: на пути к логову на каждом шагу тебя может подстерегать опасность. Будь внимательной и не забывай - мы верим в тебя!
И Принцесса, оставив своего коня у Доброй Волшебницы и Мудреца пошла за волшебным клубочком, который единственный знал дорогу к логову Змея. По дорожке ей встречается Жар - Птица, томившая во льдах, которая умоляет её помочь ей освободится от этого векового проклятья.. Чтобы это сделать надо разгадать загадки. Принцесса решается. Тогда Жар - Птица задает ей вопросы:
- Что быстрее?
- Что на свете всех милее?
- Что роднее всего?
- Что жирнее?
Принцесса не долго думая, отвечает:
- Быстрее всего на свете - Мысль. Мысль - это семя, а любовь - это вода, которая питает его. Главное осознать ценность своих мыслей.
- Всех милее - это Сон, во сне всякое горе забывается!
- Роднее всего - Семья, потому что один за всех и все за одного. Друг за друга горой стоят.
- Жирнее всего - Земля, что не растет, что не живет - Земля питает.
Умная Принцесса растопила Вековой Лед, отгадав загадки, и в качестве благодарности Жар - Птица вырвала горящее перо, которое в дальнейшем будет освещать путь в темное подземелье Зеленого Змея Горыныча. Так она отправилась дальше в путь. Она подошла к роднику и вдруг услышала стоны.. оглянувшись вокруг, она увидела Яблоню, которая засыхала. Дерево попросило полить его. Принцесса, набрав в ладони воды, выполнила просьбу Яблоньки, и та взамен за её помощь и сострадание, открыла тайну воды этого родника, с помощью которой можно победить любые тёмные силы. Так же она подарила кувшин. Принцесса поблагодарила Яблоньку, набрала в кувшин Волшебной воды из родника и пошла дальше. Долго ли, коротко ли, но наконец-то клубочек закончился. Принцесса подняла его глаза и увидела Хрустальный Замок, зайдя туда подумала: «Разве может.. в таком прекрасном месте.. жить самое страшное существо?» Но, вспомнив напутствие Доброй Волшебницы, она решается достать перо, подаренное Жар- Птицей. Перо настолько сияло, что свет открывает ей глаза, а не ослепляет её. Увидев убогую картину.. этого полного гари.. пустоты.. грязи и бедных заточенных людей подземелье, Принцесса испытывает страх, но внутренней стержень и обретенная уверенность дают силы идти дальше.. Проходя мимо однообразных комнат, она попадает в главную Залу, где господствует Зеленый Змей Горыныч. Принцесса видит накрытый стол, а рядом стоит трон, на котором восседает Змей.
- Здравствуй! Присаживайся! Ты наверно проголодалась? Отведай мои яства и напитки!
- Спасибо, великодушный Зеленый Змей Горыныч! Я пришла преподнести тебе дар, чтобы ты смилостивился!
- Подойди ко мне, дай взгляну!
Принцесса подходит и протягивает ему кувшин с водой. Но Змей почувствовал подвох и отдал её дар назад. Вскликнув:
- Забирай! Обманщица!
Принцесса не раздумывая выплескивает Волшебную Воду на Змея и он исчезает.. от него осталось только связка ключей… Принцесса поднимает их и бежит освобождать заключенных. Среди них она находит своего отца. И он говорит:
- Как долго я ждал тебя!
Дочь сквозь слезы радости отвечает: «Я так счастлива, что ты снова со мной!»
Народ ликует и все возвращаются домой. Все хорошо кончается.. А сказка продолжается.. Могу я только обещать, что жить будут - да поживать, и хоть мне верилось с трудом, что будет радостью наполнен дом, но все таки Добро одерживает вверх, и каждого героя ждет Успех!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Основная тема
1. О чем эта сказка?
2. Чему она нас учит?
3. В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?
4. Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Линия героев сказки (мотивация поступков)
1. Почему герой совершает тот или иной поступок?
2. Зачем это ему это надо?
3. Чего он хотел на самом деле?
4. Зачем один герой был нужен другому?

Линия героев сказки (способ преодоления трудностей)
1. Как герой решает проблему?
2. Какой способ решения и поведения он выбирает?(активный или пассивный)
3. Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?
4. В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Линия героев сказки (отношение к окружающему миру и самому себ е)

1. Что приносят поступки героя окружающим радость, горе, прозрение?
2. В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель?
3. Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?
4. Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Актуализированные чувства
1. Какие чувства вызывает эта сказка?
2. Какие эпизоды вызывали радостные чувства?
3. Какие грустные?
4. Какие ситуации вызывали страх?
5. Какие ситуации вызывали раздражение?
6. Почему герой реагирует именно так?

Образы и символы в сказки
1. Кто такой Зеленый Змей Горыныч?
2. Кто такой Лже Принц?
3. Что такое струна?
4. Кто такая Жар -Птица?
5. Что такое горящее перо?
6. Что такое Яблонька?
7. Что такое Волшебная Вода?

Оригинальность сюжета
1. Встречались ли подобные сюжетные ходы в наиболее известных народных и авторских сказках?

ВОЛК ВНУТРИ НАС

Один старый индеец чероки рассказал своему внуку о борьбе, которая происходит в душе человека. Он сказал: - Малыш, в нас борются два волка, один представляет собой Несчастье - страх , тревогу, гнев, зависть, тоску, жалость к себе, обиду и неполноценность.

Другой волк Счастье - радость, любовь, надежда, безмятежность, доброту, великодушие, истину и сострадание.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый чероки ответил просто: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

КАРАНДАШ


Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшем карандашом, которым только можешь быть.

Первое - ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому - то держать тебя в своей руке.

Второе - ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшем карандашом.

Третье - ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое - твоя наиболее важная часть будет всегда, находится внутри тебя.

И пятое - на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда обязан оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты обязан продолжать писать.

ПРИТЧА О ЛОШАДИ


Убежала у крестьянина лошадь. Как сеять, как пахать? Заплакал крестьянин. Кое-как вспахали поле, кое-как посеяли. Прошло время. Пришла лошадь и привела жеребенка. Ой, какое счастье, убежала лошадь, привела жеребенка. Вырос жеребенок, превратился в могучего коня. Поскакал на нем сын крестьянина, упал и сломал ногу. «Какое горе, - заплакал крестьянин,- сын сломал ногу». Утром стучат в дверь: мобилизация. Всех молодых парней забирают на войну с соседним королевством. А сына крестьянина не взяли. Обрадовался он: какое счастье- сын сломал ногу.

  • Если мы не можем изменить ситуацию, то мы можем выбирать, как на нее реагировать: со знаком «плюс» или со знаком «минус».
  • Все, что ни делается,- к лучшему, во всяком событии есть смысл, который сразу не уловить. Лишь последующие события докажут благо произошедшего.
  • Любая проблема является испытанием, любое испытание является вызовом. В каждой вызове находится зародыш будущей удачи. Проходит время, разворачивается цепочка событий, приводящая человека к успеху.

КРАСАВИЦА [противодействие манипуляции, честность]


По дороге шла девушка, прекрасная, как фея. Вдруг она заметила, что следом за ней идет мужчина. Она обернулась и спросила: "Скажи, зачем ты идешь за мной?"

Мужчина ответил: "О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы, что повелевают мне следовать за тобой. Про меня говорят, что я прекрасно играю на лютне, что посвящен в тайны искусства поэзии и что умею в сердцах женщин пробуждать муки любви. А тебе я хочу объясниться в любви, потому что ты пленила мое сердце!"

Красавица молча смотрела некоторое время на него, потом сказала: "Как ты мог влюбиться в меня? Моя младшая сестра гораздо красивее и привлекательнее меня. Она идет за мной, посмотри на нее."

Мужчина остановился, потом обернулся, но увидев только безобразную старуху в заплатанной накидке. Тогда он ускорил шаги, чтобы догнать девушку. Опустив глаза, он спросил голосом, выражающую покорность: "Скажи мне, как ложь могла сорваться у тебя с языка?"

Она улыбнулась и ответила: "Ты, мой друг, тоже не сказал мне правды, когда клялся в любви. Ты знаешь в совершенстве все правила любви и делаешь вид, что твое сердце пылает от любви ко мне. Как же ты мог обернуться, чтобы посмотреть на другую женщину?"

О КОФЕ


Приходит к отцу молодая девушка и говорит: "Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать?"

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

Что изменилось? - спросил он свою дочь.

Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.

Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупко и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...

А кофе? - спросила дочь.

О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

САД [самооценка, принятие себя]



Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает от того, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно как роза.

И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:

Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я - если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, - я буду стараться быть этим как можно лучше.

Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, каков вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

СОБРАТЬ ПУХ



Один человек дурно отзывался о рабби. Но однажды, ощутив угрызение совести, решил попросить прощения , сказав, что согласен на любое наказание. Рабби велел ему взять несколько пуховых подушек, распороть их и пустить пух по ветру. Когда человек сделал это, рабби велел ему: " А теперь иди и собери пух."

Но это невозможно! - воскликнул человек.

Конечно. И хотя ты можешь искренне сожалеть о причиненном тобою зле, так же невозможно исправить зло, причиненное словами, как и собрать весь пух.

УЧИТЕЛЬ



Однажды к мудрому Учителю пришла соседская женщина с мальчиком и сказала: " Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает."

Учитель посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: " Приходите через три недели."

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно... Люди приходили из разных стран, и Учитель помогал им решать большие проблемы сразу... Но она послушно пришла через три недели. Учитель вновь посмотрел на ребенка и сказал: "Приходите еще через три недели."

Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чем дело. Но Учитель лишь повторил сказанное. Когда они пришли в третий раз, Учитель сказал мальчику: "Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья."

Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, - ответил мальчик.

После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила: "Учитель, почему вы не сделали этого в первый же раз, ведь это так просто?"

Учитель признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать совет, ему пришлось самому избавиться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...

Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошел сам.

ЦЕННОСТИ в ЖИЗНИ



Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он молча берет большую пустую банку из под майонеза и заполняет ее большими камнями.

Затем спрашивает: "Банка была полна?"

Да! - соглашаются студенты.

Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку, и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов: "Банка полная?"

Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок, заполняет все остальное пространство.

Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи: ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потерянно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна.

Галька - другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней.

То же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для вас. Обратите внимание на вещи, которые более всего важны для вашего счастья. Заботьтесь сначала о камнях, это действительно имеет значение.

Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.


Муж и жена прожили тридцать лет. В день 30-летия совместной жизни жена, как обычно, испекла булку - она пекла ее каждое утро, это было традицией. За завтраком она разделила ее поперек, намазала маслом обе части, и как обычно, подает мужу верхнюю часть, но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: "В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30-лет. В конце концов, я тридцать лет была примерной женой, я вырастила ему прекрасных сыновей, была верной и хорошей любовницей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью".

Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит - нарушение 30-летней традиции! А муж, взяв булочку, сказал ей: "Какой неоценимый подарок ты мне сделала сегодня, любимая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, потому что считал, что она по праву принадлежит тебе".

В ПОИСКАХ СУДЬБЫ


Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племен было две дочери. Старшая - красавица, а младшая... Ну, как бы сказать, чтобы никого не обидеть.. Не очень. Один из моряков сказал своему другу: "Все, я нашел свое счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя."

Да, ты прав, старшая дождь вождя - красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что с ума сошел? Она же... не очень.

Это мое решение, и я это сделаю.

Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошел свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп....коровами. Хорошая невеста стояла десять коров. Пригнал он десять коров и подошел к вождю:

Вождь, я хочу взять твою дочь и даю за нее десять коров!

Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десять коров. Я согласен.

Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

Ты что, мил человек, шутишь? Не видишь, она же такая...не очень.

Я хочу жениться именно на ней.

Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за нее три коровы, не больше.

Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились. Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своем корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идет по берегу, а навстречу женщина неземной красоты. Он ее спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит, видит - сидит его друг, вокруг детишки бегают..

Как живешь?

Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

Вот, познакомься. Это моя жена.

Как? Ты что женился еще раз?

Нет, это все та же женщина.

Но как это произошло, что она так изменилась?

А ты спроси у нее сам?

Подошел друг к женщине и говорит: "Извини, за бестактность, но я помню, какая ты была..не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?"

Просто однажды я поняла, что стою десять коров....

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ОБЛАКО И ОЗЕРО

Предупреждение пассивной жизненной позиции, "самобичевание", отказ от конструктивной активности - В.Буяновская


Вы, наверно, все знаете большое непроходимое болото к северу от города. Ничего не растет на нем, и кажется, только изредка черные тучи пролетают над ним. Ни солнышко, ни луна, ни тем более облачко никогда не там ни появляется над ним. Не слышно там ни пения птиц, ни человеческой речи. Даже дети и звери обходят это гиблое место.

А когда-то очень-очень давно все было совсем не так. Тогда очень давно, на месте этого ужасного болота, было прекрасное Озеро. На всю Округу озеро славилось своей чистейшей водой, по берегам стояли грациозные ивы, купая свои распущенные ветви в водах озера. А какой только рыбы там не водилось. С самого раннего утра мальчишки приходили ловить рыбу и побрызгаться в чистых водах, днем приходили взрослые, после трудового дня искупаться, отдохнуть, глотнуть хрустальной воды. Ночью приходили влюбленные. Сколько смеха, сколько признаний в любви слышало Озеро. И весь день пели птицы. Утром Солнышко здоровалось с Озером, купая свои лучики в его водах, ночью луна прокладывала серебренную дорожку, по которой скользили маленькие серебренные человечки.

Чаще других над Озером проплывало одно Облачко. Оно было такое маленькое, такое легкое, такое быстрое. Облако очень любило Озеро и каждый раз старалось как можно больше побыть с ним. Облачко очень любило Озеро, но Озеро было очень гордое, неприступное и не поощряло такие заигрывания. Оно обижало Облачко, и Облачко плакало, оно уплывало вдаль, но потом все забывало и возвращалось.

Но Озеро любило только себя. Его стало раздражать пение птиц, танцы рыб, смех детей. Оно было такое гордое, что не любило даже маленькие ручейки, которые впадали в него. Его все раздражало. Озеро считало, что оно очень красивое и его никто не достоин, никто не может сравниться с ним. А Облачко плакало все чаще и чаще. Другие облака и взрослые тучи не могли спокойно наблюдать, как тает Облачко. Они полусилой, полууговорами заставили улететь на юг, в далекую Африку. Вначале Облачко очень переживало, но когда увидело, как радуются ему люди и растения, потихоньку свыклось с жизнью без Озера.

А Озеро с тех пор, как улетело Облачко, стало совсем невыносимо. Только веселый и легкий нрав Облачка сглаживал все ухудшающийся и ухудшающийся характер Озера. Со временем птицы стали облетать Озеро стороной и рыбки старались перебраться в другие водоемы. Постепенно Озеро перестало общаться с ручейками, которые столько времени пополняли его свежей водой. Озеро уже не было такое кристально чистое. Не слышно стало на берегах его клятв любви, детского смеха, никто уже не хотел искупаться после тяжелого дня. Даже красавицы ивы убрали свои распущенные ветви, им некуда было больше смотреться. Озеро постепенно становилось все более мутное и заболоченное.

Последние его покинули лягушки. Они не могли снести, что их никто не слышит, а так для кого стараться. А Озеро не переживало. Ему было очень хорошо одному, никто не отвлекал его от умных мыслей, никто не мешал любоваться собой. Правда, иногда оно поглядывало на небо, не проплывает ли Облачко. Но облачко не проплывало. Только иногда приостанавливалась черная туча, смотрела укоризненно, осыпала потоками ругани и проплывала дальше. А Озеро жило своей, никому не понятной жизнью. Оно даже не заметило, когда успело превратиться в болото. А самое страшное, ему это было совершенно все равно.

РАССТАВАНИЕ

Сказка для детей, родители которых расстаются - А. Смирнова


В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. Все, что он сказал, - это: "Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже". Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не может играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: "Вставай, соня, день уже начался".

"Какие страшные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо".

Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

Филин задумался.

Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

Даже тебе?

Даже мне.

Я слышал сегодня, как мама плачет, и совсем растерялся. Вдруг пап ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить, и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

Я думаю, твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

Но если ему плохо, почему он не вернется?

Потому что в жизни взрослых часто происходят то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет, прежде чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.

Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают, и мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

Это как у лисенка? От них ушла мама.

И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступится, как тоже достается.

Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались.

Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увидать, постоянно спорят и ссорятся. Когда же их пересадить на разные клумбы, они снова расцветают.

Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит и жить вместе становится трудно.

Я понимаю, но от этого не легче.

Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое иногда и случается. Главное, суметь это пережить.

Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка.

Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

СИЛА ЛЮБВИ

Сказка о ценности любви, взаимоотношениях мужчины и женщины. - Андрея Гнездилова

В старые рыцарские времена люди, кроме собственных имен, давали друг другу прозвища. Особенно это распространялось на королей. Кто не слышал о Генрихе Красивом, Людовике Великолепном, Карле Смелом. Но вот в одной стране жил король, которому никак не могли подобрать прозвище. Стоило ему дать прозвище, как он менялся, проявляя совершенно противоположные качества. Начать хотя бы с того, что при восшествии на престол его прозвали Слабым. Случилось это так. В стране существовал обычай, согласно которому трон наследовали королевы, а затем сами выбирали себе мужей. По рыцарским традициям созывался турнир и самого сильного королева делала своим избранником. Но в то время на престоле оказалась королева Палла. Ее называли прекрасной, но, кроме того, она еще обладала своевольным характером и никто не мог угадать, как она поступит. И вот на турнире, где сильнейшие Рыцари сражались за честь занять трон, королева выбрала не победителя, а самого слабого рыцаря. Звали его Рич, и, с кем бы он не пытался сражаться, его тут же вышибали из седла. Какой же скандал случился, когда Палла, сойдя с трона, надела золотой венец на его голову!

Однако с королевой спорить не приходилось. Зато король Рич сразу получил кличку Слабого. И конечно же, оскорбленные васаллы отказались ему повиноваться. Они объединили силы и решили свергнуть Рича, а королеве дать супруга, которого бы они уважали. Войска их окружили столицу и потребовали низложить короля. Тогда король и королева выехали за ворота, и Палла сказала, что если найдется хоть один из воинов, способный победить короля, то она согласится уступить требованиям своих подданных. И вот случилось чудо. Самые сильные рыцари сшибались со слабым королем, и ни один из них не усидел в седле. Пристыженные рыцари вынуждены были покориться. Никто не понимал, как произошло, что Рич вышел победителем из всех схваток. - Может быть, здесь замешано колдовство?

Да, колдовство, - ответила королева Палла, когда до нее дошли слухи о подозрениях подданных. - И имя ему - моя любовь. Она способна превратить слабого в сильного. И короля Рича с той поры стали звать Сильным.

Однажды страну постиг неурожай и голод. Люди были готовы отдать за кусок хлеба самые дорогие вещи. И вот откуда-то в королевство хлынули торговцы. Они везли хлеб, но за него брали непомерные цены, так что, когда бедствие с хлебом закончилось, жители ощутили еще худшее несчастье - зависимость и рабство. Почти половина страны оказалась в долгах. Власть короля Рича пошатнулась. Его подданные служили теперь не ему, а хитрым и жадным ростовщикам. Тогда король объявил, что намерен выплатить все долги жителей своей страны, но стем условием, чтобы торговцы покинули ее. Нехотя собрались в столицу чужеземцы. Они вовсе не хотели уходить из королевства, где им жилось столь богато и привольно. И вот они придумали хитрость. Громадные весы изготовили им кузнецы, и на одну из чашек их рабы положили каменные валуны, сверху покрытые тонким слоем золота. Довольно потирали руки торговцы, заранее зная, что у короля не хватит сокровищ, которые смогли бы перевесить другую чашу. И правда, когда все золото королевской казны легко на весы, они даже не дрогнули.

Ваше величество! Даже если вы сами со всей своей доблестью войдете на весы, они вряд ли сумеют перевесить долги! - ехидно заявили торговцы. И тут король снял корону, сошел с трона и встал на чашу весов. Они не двинулись. Рич взглянул на королеву, и она улыбнулась ему. В то же мгновение чаша весов с королем опустилась и коснулась земли. Изумленные ростовщики не верили своим глазам, а король стал сбрасывать золото с чаши. Наконец, он один остался на весах, а чаша с позолоченными камнями все еще висела в воздухе.

Я не собираюсь торговаться, - сказал Рич.

Потому предлагаю себя за долги своих подданных. Вы видите, что весы не лгут. Злобно зашипели торгаши: - На что нам нужен этот король без его сокровищ и страны. На нем даже нет короны. Он никто.

Тогда убирайтесь вон! - гневно воскликнул король. - И если хоть один останется на моей земле до завтрашнего утра, его казнят!

Но мы не успеем собрать свое добро! - закричали торговцы. Вот ваше добро, которое вы положили на весы! Забирайте его с собой! - отвечал Рич.

И толпа ростовщиков, боясь, что раскроется их обман и они поплатятся головами, потащили свои камни прочь от столицы.

Сколько же вы весите, Ваше Величество? - Смеясь, спросила Рича королева.

Столько же, сколько ваше колдовство, - ответил король, которого тут же прозвали Тяжелым.


Прошло немного времени, и новые события обрушились на жизнь Рича и Паллы. С самой дальней окраины страны, где высились неприступные горы, ко двору прибыла леди Кора Глон. Прекрасна была королева, но невольно пришлось ей отвести глаза, когда жгучий взор новой красавицы медленно скользнул по восхищенной толпе вельмож, а затем дерзко остановился на королеве. Воистину это была опасная соперница. Ее смелые наряды, попиравшие стыдливость, разжигали сердца мужчин. Она танцевала с такой страстью, словно испытывала глубочайшие чувства к каждому, кто был с ней в паре. Она могла, не зная усталости, скакать на коне с утра и до поздней ночи. Она стреляла из лука без промаха. Но самое главное, что ее окружала тайна. Никто не знал прежде о существовании замка Глон, никто не мог понять полностью очарования Коры, которая ослепляла своим богатством и свободой обращения.

Никому не были ведомы дурманящие ароматы, которые она использовала в своих духах. Как видно, они кружили голову, рождая самые бесстыдные грезы. И наконец, кто ей был нужен? Она, казалось, разом хотела всего и всех. И вот, словно безумие вошло вместе с леди Глон. Пылкие юноши и суровые мужчины, забыв о своих привязанностях, тянулись к одной лишь Коре. Жестокие споры, дикая ревность, смертельные поединки - вот что увлекало придворных.

Слезы и отчаянье, страсть и гнев бесконечным шлейфом тянулись за леди Глон, а она словно не замечала ничего.
Смехом, пением, танцами она звала к себе, обещая себя каждому, кто покорится ей одной. Без скипетра и короны она стала царствовать при дворе, и бедная Палла должна была делить с ней власть. Бал за баллом, праздник за праздником следовали безостановочно, а леди Глон была неистощима, как и ее богатства, которые она щедро бросала на пиры и удовольствия. Время от времени она приближала к себе того иль иного поклонника. Но недолгим было его счастье, и вскоре он куда-то исчезал. Обвинить Кору никто не решался, ибо новая жертва сама рвалась на смену сопернику.

Король Рич принимал участие во всех развлечениях, но никто из придворных не мог обвинить его в измене. Многие думали, что Кора метит на него, постепенно вовлекая короля в свою западню, и предупреждали Паллу. Но она не могла преодолеть своей гордости и требовать объяснений от своей подданной или просить короля остановить разгул.

Но вот однажды король не вернулся с охоты. Напрасно ждала его королева, напрасно егеря обшаривали весь лес. Ни следа не осталось от короля Рича. И злые языки тотчас переименовали его из Тяжелого в Легкого. Но недолгой была грусть по исчезнувшему королю. Леди Глон, нарушив траур, вновь приготовила пышный бал. Королева пыталась призвать своих подданных к порядку, но ей отказались подчиняться.


- Дайте нам нового короля, Ваше Величество, и мы повинуемся! - отвечали вельможи, подученные Корой. Но Палла наотрез отказалась. Покинув дворец, королева, чтобы не слышать шумы веселья, отправилась в лес. Ночь подходила к концу, когда Палла услышала топот копыт. Кавалькада разряженных всадников с факелами в руках неслась по лесу.

Это были опьяневшие гости, решившие охотой закончить пир. Но добычей ей служили не звери. Они мчались вслед Коре Глон. Вот рассыпалась по лесу веселая ватага, и лишь отдаленные голоса и смех будили тишину. Королева хотела продолжать путь, но вдруг остановилась у края поляны. Посреди нее она увидела знакомого рыцаря. Как вкопанный он замер, глядя впереди себя и опустив догорающий факел. Вот кусты раздвинулись, и навстречу ему появилась верхом на коне леди Глон. Она была обнажена, и лишь буйные волосы опускались по ее белым плечам, путаясь с конской гривой. Свора молчащих собак выбежали на поляну и окружили рыцаря. Кора повелительно подняла руку, и он, тронув поводья, приблизился к ней. Как змея обвила леди рыцаря и впилась в его губы, а собаки вцепились в его лошадь.

Со сдавленным печальным криком изчез всадник, а на его месте, поджав хвост, оказался новый пес. Леди пришпорила своего коня, и свора собак последовала за ней. С ужасом вернулась Палла во дворец, поняв, что Кора Глон - колдунья и борьба с ней бессмысленна. Она не могла опереться ни на одного из своих подданных. А вокруг нее уже зрел заговор. И вот на исходе года вновь придворные собрались во дворце и требовали королеву выбрать нового короля.

Нет, - ответила Палла. - Я выбираю только раз, и мой выбор вы знаете - это король Рич.

Но он изменил вам и королевству! - раздались злобные голоса.

Может, и так, но он не изменил моей любви! - ответила Палла.

Пора сделать новый выбор, королева! - проговорила леди Глон, приближаясь к трону. Торжествующая усмешка кривила ее губы. С десяток заговорщиков окружили королеву и сорвали с нее корону.

Я дарю тебе жизнь, Палла! - воскликнула, смеясь, Кора Глон. - Но только затем, чтобы ты разделила ее с моим шутом. Он остался верен тебе и потому лишился короны. Я надену ее на более достойного. Толпа раздвинулась. Закованный в цепи, в шутовском наряде перед Паллой появился король Рич.

Теперь вы будете вдвоем потешать меня, - заявила колдунья. Твердыми шагами она поднялась по ступенькам трона и водрузила на свою голову корону Паллы. В то же мгновенье ее голова превратилась в страшную собачью морду. Тело съежилось и покрылось шерстью. Вместо слов из пасти ее вырвался хриплый лай. Рыцари схватились за оружие. С диким воем колдунья выпрыгнула в окно и разбилась о камни.

Кто же мог победить колдунью, ваше величество? - спросил Рич Паллу.

Не я! - ответила она. - Но моя любовь и ваша верность!

С тех пор короля Рича прозвали Верным.

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.


В городе N открылся Магазин мужей, где женщины могли выбрать и купить себе мужа. На входе висели правила посещения магазина:


«Одна девушка встречалась с молодым человеком. Девушка очень любила этого парня, но он не разделял с ней ее любовь. Но они были вместе, он не покидал ее… из-за жалости.


Среди звездных просторов Вселенной путешествовали три планеты Женственность, Надменность и Грубость.

Метеориты кружили вокруг них, таинственными вспышками пытались притянуть к себе внимание. Осмелившись, шутливо преградили им путь и, приветливо улыбаясь, спросили:

,

В прекрасном Эдемском саду даже воздух замер от восторга, наблюдая за работой ангелов, которые на волне торжественного вдохновения из самой качественной и податливой глины творили женщину.


Она не любила Новый Год. Просто не любила. Впрочем,
как и остальные праздники. Но всё-таки, Новый Год
был особенным праздником: в эту ночь можно было
загадать желания, которые обязательно сбудутся.


Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала на верхней полке своего шкафа.


Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!