Психологический тест на эмоции. Тест: Насколько вы эмоциональны и вспыльчивы

Эмоциональность - это общая склонность человека к самым разнообразным переживаниям, как положительным, так и отрицательным.

Диагностика эмоциональности проведена по методике, в основу которой положен опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Ответы на вопросы заносятся в бланк для ответов, затем следует подсчитать сумму баллов в каждом из столбцов (средними считаются от 26 до 34 баллов): Шкала 1 (сумма баллов в первом столбике): «коммуникативная эмоциональность » связана с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. Шкала 2 (сумма баллов во втором столбике): «интеллектуальная эмоциональность » касается размышлений. Эмоции связаны с познанием, открытием чего-то нового, усвоением и осмыслением информации. Шкала 3 (сумма баллов в третьем столбике): «психомоторная эмоциональность » - показывает, в какой мере источником переживаний выступает все, что связано с движениями тела. Итоговая сумма - показатель эмоциональности, связанной с различными жизненными сферами (норма - от 78 до 102).

Результаты теста

Коммуникативная эмоциональность

Интеллектуальная эмоциональность

Психомоторная эмоциональность

Коммуникативная эмоциональность - 30 баллов : нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности, типичное стремление к новым социальным контактам. Обычная скорость речевой активности и вербализации. Обычная эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к межличностным отношениям; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. Интеллектуальная эмоциональность - 28 баллов : нормальный уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности. Нормальная скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Психомоторная эмоциональность - 28 баллов : нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, нормальная чувствительность к неудачам, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

1. Тип эмоциональных переживаний:

а) воображение;

б) эмоциональный стресс ;

в) неуравновешенность.

2. Положительные эмоции в детском возрасте развиваются через:

а) внимание;

б) общение;

в) игру .

3. Что относится к фазе стресса:

а) фаза возбуждения;

б) фаза истерики;

в) фаза истощения .

4. Длительные, устойчивые, предметные отношения к какому-либо объекту, это:

а) внимание;

б) чувства ;

в) симпатия.

5. Наиболее мощный вид эмоциональных реакций, это:

а) аффект ;

б) чувство;

в) настроение.

6. Реакция не только на текущие события, но и воспоминаемые, это:

а) темперамент;

б) характер;

в) эмоции .

7. Эмоциональное состояние, сопереживание к другому объекту, это:

а) амбивалентность;

б) симпатия ;

в) настроение.

8. Отрицательные эмоции обусловлены:

а) неустойчивостью ;

б) закономерностью;

в) характером.

9. Какое из этих понятий относится к виду чувств:

а) моральные ;

б) сострадательные;

в) депрессивные.

10. Выделите, какая теория относится к психологическим эмоциям:

а) характерная;

б) эволюционная ;

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.

Назначение теста

Диагностика различных форм агрессивного поведения.

Инструкция к тесту

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).

Тест

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Шкалы Вопросы
Ф 1 8 15 22 29
К 2 9 16 23 30
Р 3 10 17 24 31
Н 4 11 18 25 32
О 5 12 19 26 33
П 6 13 20 27 34
С 7 14 21 28 35

За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом ситается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице.

Интерпретация результатов теста

Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:

. Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
. Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
. Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. «физическая и косвенная агрессия».
. Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
. Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
. Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
. Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны ли вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло - спорт, творчество.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением - то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

Источники

Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006.

Инструкция. На каждый вопрос ответь «да» или «нет».

    Стыдно ли тебе плакать при чужих людях?

    Думаешь ли ты, что слезы – признак слабости?

    Должны ли, по твоему мнению, мужчины и мальчики скрывать свои слезы?

    Смущаешься ли ты, если плачешь во время демонстрации фильма или чтения книги?

    Станешь ли ты сдерживать слезы на похоронах?

    Считаешь ли ты, что слезы – это ненужное выражение эмоций?

    Ты позволяешь себя утешать?

    Смущаешься ли ты, если видишь взрослого мужчину плачущим?

    Всегда ли ты стараешься скрыть свой гнев?

    Стараешься ли ты скрывать свое разочарование?

    Случается ли, что ты не в состоянии овладеть собой?

    Возникали ли у тебя когда-нибудь проблемы из-за своего нрава?

    Веришь ли ты, что мог бы стать лучше, если бы тебе удалось избавиться от своей гневливости?

    Склонен ли ты размышлять о том, что тебя на сей раз рассердило?

    Легко ли ты раздражаешься?

    Стараешься ли ты прикоснуться к тому, кого любишь, хотя бы один раз в день?

    Тебе нравится выражать свои чувства?

    Нравится ли тебе массаж?

    Было ли у тебя домашнее животное, которое ты очень любил?

    Нравится ли тебе когда тебя целуют и обнимают?

    Смеешься ли ты громко, когда смотришь комедии?

    Когда слушаешь музыку, случалось ли тебе жестикулировать и притопывать в такт?

    Тебе свойственно аплодировать во время концерта или спортивного соревнования?

    Можешь ли ты вспомнить, когда в последний раз смеялся?

Обработка и интерпретация результатов.

В вопросах 1-6, 8-10, 14 один балл тебе дает отрицательный ответ, а в вопросах 7, 11-13, 15-24 – положительный.

От 13 до 24 баллов: у тебя здоровое отношение к эмоциям. Тебе не стыдно иногда показывать свои чувства.

От 4 до 12 баллов: ты знаешь, как показать свои эмоции. Но в силу каких-то причин стараешься скрывать их. Проявление чувств поможет укрепить твое здоровье.

3 балла или менее: ты слишком сдержанный человек. Не будет ничего плохого, если люди узнают, что ты чувствуешь. Чем больше ты будешь бороться, сдерживая свои естественные порывы, тем вероятнее, что эти порывы ухудшат твое здоровье.

Тест «Диагностика структуры способностей»

Тест позволяет выявить степень развития сигнальных систем, в частности способности к созданию метафор, к образной фантазии и воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.

Инструкция. Ответьте на вопросы двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете на вопрос отрицательно.

Протокол

Вопросы

1.Чтобы понять что-либо, часто ли вы обращаетесь к образным представлениям?

2. У вас есть тяга к рисованию?

3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?

4. Доставляет ли вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?

5. Стараетесь ли вы скорее обобщить имеющуюся информацию, перейти от конкретных фактов к обобщению?

6. У вас обычно много времени занимает обдумывание того, что вы видели, слышали, что происходит вокруг?

7. Вам проще понять устройство вещи, повертев ее в своих руках, разобрав и вновь собрав?

8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?

9. Является ли декоративно-прикладное искусство вашим любимым занятием?

10. При объяснении чего-либо вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?

11. Вы обладаете литературными способностями?

12. Вам нравится абстрактная живопись?

13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?

14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?

15. Вы согласны, что речь без метафор, эпитетов и образных выражений суха и неинтересна?

16. Читая книгу, вы живо представляете себе происходящее, как будто являетесь непосредственным участником событий?

17. У вас хорошая память на знаки, символы, цифры?

18. Вас считают хорошим рассказчиком?

19. Вы легко придумываете для себя какое-нибудь новое словечко, чтобы заменить им большое словесное выражение?

20. Случается ли, что вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?

21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?

22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание или притча в речи говорящего?

23. Хочется ли вам собрать себе коллекцию репродукций живописи, библиотеку книг по искусству?

24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?

25. Вы пишите стихи?

26. Ваши знакомые говорят вам, что вы слишком часто прибегаете к абстракциям?

27. Случается ли, что вы смотрите один и тот же фильм несколько раз, переосмысливая его по-иному?

28. Вас называют мастером золотые руки?

29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?

30. Язык наглядных образов вам более понятен, чем язык знаков и формул?

31. Используете ли вы при письме аббревиатуры, сокращение слов до начальных букв?

32. Вам нравится выступать перед аудиторией?

33. Ваша деятельность связана со знаковыми системами?

34. Ложась спать, вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремясь привести в порядок впечатления?

35. Работа с техникой доставляет вам удовольствие?

36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поисках нужных вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?

37. Вы обладаете богатым воображением, бурной фантазией?

38. Могли бы вы стать программистом, создавать новые компьютерные программы?

39. Вы владеете иностранными языками?

40. Вас иногда подмывает сказать в разговоре непонятную и позаковырестей фразу?

41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?

42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?

43. Вам нравится придумывать образные метафоры?

44. Вас часто можно застать за рисованием?

45. Часто ли вы используете графики, формулы, чтобы упростить объяснение?

46. Вы много времени уделяете стихосложению?

47. Для запоминания чего-либо вы используете абстрактные знаки, символы, понятные только вам?

48. Ваши друзья считают вас глубокомысленным человеком?

49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения, аккуратности?

50. Вы хорошо владеете литературным языком?

51. Вам часто снятся яркие, интересные сны?

52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков?

53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо?

54. Вы часто используете в речи абстрактное понятие?

55. Вам удается найти в событиях свой неординарный смысл?

56. Вам легче делать что-то руками, чем решать теоретические задачи?

Обработка результатов.

Подсчитайте количество ответов «да» в горизонтальных строках протокола.

    Сумма ответов «да» первого ряда: 1,8,15,22,29,36,43,50 – «метафоризация», способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях. Использование метафоры в речи, умение самому придумывать метафорические выражения – признак творческой одаренности. Максимальная выраженность – 8 баллов, низкие значения – 2-3 балла.

    Сумма ответов «да» второго ряда:2,9,16,23,30,37,44,51 – «образность представлений» , способность к яркому, образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.

    Сумма ответов «да» третьего ряда: 3,10,17,24,31,38,45,52 – «символизация», способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками. Соответствует наличию способностей к точным наукам.

    Сумма ответов «да» четвертого ряда: 4,11,18,25,32,39,46,53 – «вербализация», легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.

    Сумма ответов «да» пятого ряда: 5,12,19,26,33,40,47,54 – «абстрагирование», способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на образы в процессе мышления.

    Сумма ответов «да» шестого ряда: 6,13,20,27,34,41,48,55 –«рефлексивность» , способность долго удерживать в памяти одну и ту же информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.

    Сумма ответов «да» седьмого ряда: 7,14,21,28,35,42,49,56 – «ручные навыки» , способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.

Данная методика диагностики эмоциональности была предложена В.В. Суворовым в 1976 г. и определяет общую эмоциональность человека.

Эмоциональность - один из основных компонентов темперамента, который как известно не меняется на протяжении всей жизни, в отличии от характера. Эмоциональность включает в себя впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д.

2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.);

3) когнитивный, в т.ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации , что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов эмоций);

4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т.д.);

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной , мировоззрением,