«Пушкинская эпоха» русской культуры. Пушкинская эпоха Пушкинская эпоха в русской литературе

В центре старой Москвы, в городской усадьбе XVII-XDC вв. находится музей А.С. Пушкина. И хотя не сохранилось сведений о том, что здесь бывал поэт, этот уголок первопрестольной он знал хорошо. Здесь жили его друзья и знакомые, которых он навещал, а к иным обращался в своих стихах. Сохранились и здания той поры... У музея уже более чем 40-летняя история, и она могла бы быть темой отдельной публикации. Но мы решили познакомить читателя с его сегодняшним днем, тем более что после реконструкции и реставрации здания музей переживает как бы второе рождение.

Вновь открылись двери особняка на Пречистенке, 12. В преддверии 200-летнего юбилея великого поэта мы создали новую экспозицию "Пушкин и его эпоха".

Накануне капитального ремонта, реставрации и реконструкции усадебного комплекса зданий предстояло заново осознать сущность и назначение музейного учреждения, его задачи, перспективы развития. В конечном счете очередное "освоение" пространства этого дома было призвано максимально выявить богатейшие возможности музея -обладателя национальных культурных ценностей, своеобразного научно-исследовательского и культурно- просветительского учреждения. Заметим, что полифункциональность нашего музея имеет свое индивидуальное выражение благодаря собранным уникальным коллекциям, сложившимся и постоянно развивающимся разнообразным формам его деятельности. Тема "А.С. Пушкин" изначально виделась в широких исторических, литературных, культурных связях с допушкинским и пушкинским временем, с современностью. И так же как творчеству поэта присуще движение, открытые структуры, диалогические связи, "всемирная отзывчивость", музею А.С. Пушкина свойствен поиск, стремление расширить сферы своей деятельности, вступить в диалог с миром.

Первая экспозиция - "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" - была открыта в 1961 г. Затем созданы экспозиции "Мировая слава А.С. Пушкина", "А.С. Пушкин и наше время". Они сыграли значительную роль в основанном на научном осмыслении музейными средствами биографии и творческого наследия писателя, в осознании его связи с современностью. Материалы экспозиции широко использовались в научно-просветительской работе, в популяризации пушкинских произведений, много лет были базой для стажировки музейных работников страны и стали частью "Дома Пушкина" - научного и культурного центра Москвы. И все же, отдавая должное их несомненным достоинствам, нельзя не признать: к настоящему времени они требовали замены. Необходимость этого обусловлена многими причинами. Нуждались в капитальном ремонте и реставрации здание музея, его залы. За прошедшее время значительно расширились фонды, составляющие теперь около 200 тыс. единиц хранения. Это позволяло отказаться от большинства копий-ных материалов. Появилась возможность продемонстрировать неизвестные ранее посетителю замечательные произведения изобразительного.и декоративно-прикладного искусства, редкие книги, рукописи, документы XVIII - первой трети XIX в., живописные полотна и акварели В. Тропинина, П. Соколова, В. Гау, А. Молинари, С. Тончи, других мастеров.Разумеется, были учтены результаты работы последних десятилетий по изучению Пушкина, многочисленные публикации, существенно дополнившие и углубившие наше представление о поэте и его времени. Велись поиски новых форм музейного дизайна. И еще одна причина, поставившая перед коллективом музея задачу создания новой экспозиции:

за прошедшие годы изменилось само понимание музея, который мыслится теперь не как культурно-просветительское учреждение, а как институт, занимающий особое место в системе современной культуры: являясь хранилищем национальных культурных ценностей, выполняя научно- исследовательские и просветительские функции, он сегодня с помощью основанного на научном знании искусства экспозиции, представляющей самостоятельную ценность, закрепляет культурную память общества, осуществляет преемственность культурных традиций.

Основная экспозиция "Пушкин и его эпоха" размешена в 15 залах. Она призвана, демонстрируя богатство нашей коллекции, дать образное осмысление тех культурных ценностей, которые унаследовал от пушкинского времени XX в. и которые будет наследовать XXI в., раскрыть мир поэта, мир его творчества.

На площадке парадной лестницы посетителя встречает античная скульптура - муза лирической поэзии Эвтерпа. "В младенчестве моем она меня любила", - писал Пушкин о начале своего пути в поэзию. "Веленью божию, о муза, будь послушна", - этими словами он завершил свой путь. В залах музея - другие музы, воспетые поэтом: Клио, Терпсихора, Полигимния... Так заявлена одна из ведущих тем экспозиции - воплощенный в пушкинских произведениях диалог русской и мировой культур.

Одно из самых перспективных направлений современной науки о Пушкине - изучение его творчества в контексте истории, литературы, культуры и быта его времени. И у нас биографические и творческие темы даны в широком историческом контексте. Первый зал - "Пролог" - посвящен XVIII столетию, в конце которого родился поэт, второй -пушкинской эпохе в ее историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном. Батальные сцены и модные картинки, правительственные манифесты и письма частных лиц, "Свод законов Российской империи" и книги для детей. Здесь же - впервые включенные в экспозицию хроники на каждый год жизни Пушкина: в год его рождения родились Оноре де Бальзак и Адам Мицкевич, Карл Брюллов и Авдотья Истомина. В 1799 г. было запрещено танцевать вальс и носить бакенбарды. В 1799 г. А.В. Суворов одержал победы в Итальянском и Швейцарском походах. В хрониках дают о себе знать "странные сближения", которые всегда интересовали поэта: не случайно он обратил внимание на то, что шутливую поэму "Граф Нулин" писал в Михайловском 14 декабря 1825 г., не зная, что в этот день в Петербурге было восстание декабристов. Так в музее начинается путешествие в пушкинскую эпоху, рассказ о жизни и творчестве Пушкина.

Интерьеры комнат на антресолях представляют образы кабинета, детской, гостиной - они могли быть в московском, не сохранившемся до наших дней доме Пушкиных, где прошло детство великого поэта (исследования последних лет, в частности работы В.Д. Берестова, позволяют отказаться от мифа о его безрадостном детстве нелюбимого родителями ребенка). В музее предпринята попытка воссоздать атмосферу гостеприимного дома Пушкиных, рассказать о взаимоотношениях в семье, о литературных интересах Сергея Львовича и Василия Львовича Пушкиных, об их дружеских и литературных связях с Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, И.И. Дмитриевым, о мире простых людей, с которым мальчик знакомился, слушая сказки бабушки и няни, совершая прогулки по Москве с крепостным дядькой Никитой Козловым.

На столе карельской березы рядом с сочинениями Гомера и Плутарха, подсвечником с оплывшей свечой - миниатюра работы неизвестного художника (по гипотезе научного сотрудника музея кандидата искусствоведения Е.В. Павловой - возможно, Ксавье де Местра): голубоглазый мальчик двух-трех лет. У этого портрета, как и у многих музейных вещей, своя интересная судьба. Подарил его народный артист B.C. Якут, исполнявший роль Пушкина на сцене Московского театра им. М.Н. Ермоловой, атрибутировала заместитель директора музея по научной работе Н.В. Баранская. Есть в музее и другие портреты Пушкина, созданные при его жизни, - это особая гордость нашего собрания. Книги, детские журналы, прописи, разрезные азбуки, игрушки -им почти два века - позволяют заглянуть в мир детства поэта.

Экспозиция "Пушкин и его эпоха" построена на сочетании хронологического и тематического принципов. Отдельные залы посвящены роману "Евгений Онегин", поэме "Медный всадник", повести "Пиковая дама", роману "Капитанская дочка".

"Евгению Онегину", любимому творению Пушкина, которому суждено было стать одним из главных произведений русской культуры, отдана большая гостиная - центральный зал парадной анфилады. Авторы экспозиции попытались увидеть "сквозь магический кристалл" его поэзии реалии той эпохи. В зале дается своеобразный музейный комментарий к роману в стихах. И дело не только в том, что здесь представлены виды Петербурга, Москвы, провинции; портреты неизвестных молодых людей и барышень; разные предметы давно ушедшего быта - и упомянутый в романе двойной лорнет, и печатка для писем, и "янтарь на трубке Цареграда", и "уездной барышни альбом". Важнее другое - в экспозиции "Евгений Онегин" осмысляется не только как энциклопедия русской жизни, но и как универсальный роман культуры, что соответствует уровню современных исследований произведения. Так, звучащий в пушкинском тексте диалог русской и мировой культур передан портретами и книгами тех поэтов, чьи имена упомянуты в романе, чьи стихи цитатами или реминисценциями включены в текст, - это Гомер, Овидий, Тассо, Петрарка, Байрон, Парни, Дельвиг, Языков, Баратынский, Мицкевич.

Экспозиционные комплексы: туалетный столик щеголя, на котором "фарфор и бронза"; модная картинка и книга с поэмой Овидия "Наука любви" (ибо в "науке страсти нежной" преуспел Онегин); бюро поэта Ленского, где лежат книги Шиллера и Гете; камин, на котором собрание книг Онегина, описанное Пушкиным, и "лорда Байрона портрет", и "столбик с куклою чугунной" (маленькое скульптурное изображение Наполеона) раскрывают мир пушкинских героев, духовные искания современников поэта, корреспондируя при этом с текстом романа. Существенно, что в экспозиции предпринята попытка интерпретировать поэтику "свободного романа", где лирические отступления являются композиционным принципом. В вертикальных витринах - по-главное первое издание "Евгения Онегина"; центр каждой витрины - воспроизведение автографа Пушкина с тем или иным отступлением. Здесь звучит голос автора, размышляющего о жизни и ее ценностях, о поэзии, о бессмертии поэта. Представленное таким образом слово соединяется с вещью, предметом, рассказывающим в свою очередь о воплощенной в пушкинском слове действительности.

Оформление зала, посвященного "Капитанской дочке", также основывается на современном прочтении пушкинской прозы. Пафос этого последнего завершенного романа Пушкина видится не в утверждении народного восстания и его предводителя Пугачева, но в доброте и благородстве, которые спасли Машу Миронову и Гринева в страшном буране кровавого мятежа и, по мысли писателя, могут спасти Россию от братоубийственной войны.

Парадная анфилада завершается торжественным залом, посвященным последним годам жизни Пушкина. Собранные тут портреты, книги, рукописи, документы рассказывают о его мужественном противостоянии обстоятельствам, о торжестве его могучего духа, о вечности созданного им искусства.

Экспозиция "Пушкин и его эпоха" - по существу, новая коллективная монография на заявленную тему. Она вводит в оборот много неизвестных материалов, изученных сотрудниками музея - портретов, книг, документов, рукописей. Среди них - прижизненные портреты Пушкина и его современников, автограф великого поэта, автографы других литераторов, редкие книги и документы. Причем исследование собранной музеем коллекции позволяет не только осмыслить жизнь и творчество поэта в широком контексте его эпохи, но и проследить пушкинскую традицию в истории культуры XIX- XX вв. Экспозицию продолжат залы, рассказывающие о Пушкине в движении эпох, кабинеты, где будут представлены отдельные коллекции - уникальная библиотека русской поэзии И.Н. Розанова; коллекция по истории русских дворянских родов Ю.Б. Шмарова; собрание портретов в гравюрах и литографиях Я.Г. Зака; редчайшие материалы П.В. Губара - книги XVIII-XIX вв., иконография Петербурга допушкинского и пушкинского времени.

У музея большие планы, в которых экспозиционной работе отводится одно из приоритетных направлений деятельности. "Там чудеса..." - так будет называться выставка, посвященная сказкам Пушкина, адресованная детям. История московского музея Пушкина, его вклад в отечественную культуру также получат экспозиционное решение. Еще -частичная реэкспонация в мемориальной квартире Пушкина на Арбате... В планах создание на Басманной мемориального дома Василия Львовича Пушкина - дяди великого поэта, известного в начале прошлого века стихотворца, старосты литературного кружка "Арзамас", театрала и библиофила, москвича, ставшего своеобразной достопримечательностью первопрестольной...

30 ноября 1998 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) открылась выставка "Евгений Онегин", "...Даль свободного романа" (созданная нашим музеем совместно с ГМИИ при участии еще 14 музеев Москвы, Петербурга, Клина). Задуманы и другие проекты: "Пушкин в московских архивах", "Пушкин и мировая культура"... На пороге XXI в. музей продолжает творческий поиск.

Доктор филологических наук, действительный член Российской академии образования Н.И. МИХАЙЛОВА, заместитель директора по научной работе Государственного музея А.С. Пушкина

Как уже говорилось выше, в первое десятилетие века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов - Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера - звучит пафос высокой гражданственности, поднимаются темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов (1825) в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Следует напомнить, что Пушкин являлся создателем русского литературного языка. Правомерно утверждать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию, равным достижениям европейского творчества. Поэт завещал потомкам: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…».

Еще при жизни А.С. Пушкина широкую известность стал приобретать Н.В. Гоголь . Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, и тогда же в Петербурге двумя частями вышли «Вечера на хуторе близ Диканьки», восхитившие Пушкина. Первая печатная форма «Ревизора» появилась в 1836 году. В произведениях писателя воссоздание правды и колорита жизни сопровождалось остроумной сатирой и разоблачением самодержавных порядков. Творческую литературную эстафету воспринял от гения Пушкина Михаил Юрьевич Лермонтов . Гибель Пушкина на дуэли с Дантесом явила Лермонтова русской публике во всей силе его поэтического таланта. Стихотворение «Смерть поэта», ходившее в рукописях, и другие поэтические произведения поэта возбудили к их автору со стороны «толпы, стоявшей у трона» ненависть, отчасти предопределившую его раннюю гибель на дуэли с Николаем Мартыновым – великий поэт не дожил десяти лет до пушкинского возраста.
Следует вспомнить, что творчество М.Ю. Лермонтова протекало в годы правления императора Николая I (1825-1855), которые считаются «апогеем самодержавия» . Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление личной власти самодержца. Однако, как видим по примеру М.Ю. Лермонтова, а также целой плеяды литераторов-патриотов – Тютчева, Жуковского, Батюшкова, и проявившихся лишь в начале своей писательской деятельности Тургенева, Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина – этот век стал и апогеем русской классической литературы. Исторические факты свидетельствуют о том, что уже в середине ХIХ века все более явным становилось растущее мировое значение русской культуры.



«Серебряный век» русской культуры

(конец ХIХ-начало ХХ века)

На смену «золотому веку» русской культуры пришел
«серебряный век» . «Серебряным веком» принято называть в истории русской культуры конец XIX - начало XX столетия. «Серебряный век» сформировался на рубеже столетий. Этот период продолжался не долго, всего около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства, стал временем формирования
русского авангарда . Ощущение невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает характерный для них драматизм, дисгармонию с миром, которую они носят в себе и выражают в интонациях одиночества и трагичности всего происходящего.

В принятой хронологии начало русского авангарда ученые относят к 1900-1910 годам. Основной тенденцией, характерной для рубежа ХIХ-ХХ веков, был синтез всех искусств . В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму . Дмитрий Мережковский провозгласил три главных элемента нового искусства : мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.
«В жизни символиста все – символ. Не символов – нет»,- писала Марина Цветаева. В 1900 г. младшие символисты – А.А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов и другие стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно -0 религиозных, нравственно – эстетических и общечеловеческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Именно в их творчестве художественный метод символистов получает объективно-идеалистическую интерпретацию. Материальный мир - только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение
Владимира Соловьева «о душе мира». Русские поэты с мучительной напряженностью переживали проблему личности и истории в их «таинственной связи» с вечностью, с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир личности для них - показатель общего трагического состояния мира, в том числе «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель, резонатор природных исторических стихий, вместилище пророческих предощущений близкого обновления.

Русскую художественную литературу первого десятилетия характеризует не только символизм . В годы первой русской революции возникает городская поэзия . Это массовая поэзия, близкая городским «низам»: авторы, зачастую, свои, рабочие. Стихи понятны и конкретны, Это своеобразный отклик на реальные события. Пролетарская поэзия пронизана революционными призывами, и это тоже соответствует духу русского пролетариата. Стихи печатались во многих журналах, в частности, в журнале легального марксизма «Жизнь», который стал массовым и достиг тринадцатитысячного тиража. Содружество «Среда» и литературный отдел «Жизни» подготовили создание широкого объединения писателей вокруг издательства товарищества «Знание» во главе с МаксимомГорьким . С 1904 года стали выходить огромными по тому времени тиражами до 80 тыс. экземпляров сборники товарищества. У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого периода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования.

Годы послереволюционной реакции характеризовались в русском художественном сознании настроениями пессимизма так называемого «отреченчества». Наиболее сложен был творческий путь Леонида Андреева , ставшего одним из признанных вождей декаданса , но сохранившего дух протеста против обезличивающих человека капиталистических отношений.

Русская литература находила выход в появлении «неореалистического» стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии. Новый творческий подъем был характерен для И. Бунина , подлинным шедевром стал «Гранатовый браслет»
А. Куприна . Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в двух новых символических течениях: акмеизме и футуризме .

Акмеизм (греч. - высшая ступень чего-либо, цветущая сила ), получил определенное теоретическое обоснование в статьях Н. Гумилева «Наследие символизма - акмеизм», С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштама «Утро акмеизма», А. Ахматовой,
М. Зенькевича, Г. Иванова Е. Кузьминой-Караваевой.
Объединившись в группу «Цех поэтов» они примкнули к журналу «Аполлон», противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его основного, изначального смысла. Уже в первое десятилетие ХХ века в России было так много поэтов, что ХIХ в. по сравнению с ХХ столетием может показаться «безлюдным».
К началу второго десятилетия ХХ века в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики:
В.В. Маяковский, Борис Пастернак, А.А. Ахматова, М.В. Цветаева,
А. Толстой
и другие. На смену символизму в этот период приходят другие литературные течения. Черты символизма проявились в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как упомянутые выше футуризм, акмеизм, а также новокрестьянская поэзия , лучшим представителем которой стал изумительный поэт Сергей Александрович Есенин . Особый тип миропонимания ренессансного человека ХХ века проявился не только в литературе, но и в изобразительном искусстве . Особенно тесно связанными с символизмом оказались художники кружка «Мир искусства». В декоративно-прикладной области искания «Мир искусства» проявил две тенденции: одна из них шла из Абрамцева, имения Саввы Мамонтова , где в 80-годы многие художники работали над возрождением русской иконы, русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М. Тенишевой , в Смоленской губернии. Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля – стиля модерн . В рамках этого стиля зарождался конструктивизм.

В 1906 году кружок «Мир искусства» сплачивается во имя главной цели – прославить русское искусство на Западе. Знаменитый деятель культуры той эпохи Сергей Дягилев находит применение своему таланту организатора – он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры» . В этой выставке, наряду с художниками ХVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца ХIХ – начала ХХ века. Так начиналось покорение Парижа – сердца культурной жизни Европы – русским искусством. В 1907 году парижан знакомят с русской музыкой. Успеху программы из пяти концертов современной русской музыки в немалой степени способствует участие самих композиторов: Сергея Рахманинова , Николая Римского – Корсакова и других.
Можно утверждать, что «Дягилевкие сезоны» 1909-1911 годов становятся выдающимися событиями в мировой художественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование новой художественной культуры. Во втором десятилетии ХХ века появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно – художественного кружка на Большой Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет» , в которой приняли участие

П. Кончаловский , М. Ларионов , Н. Гончарова , А. Лентулов, Р. Фальк – «левые» представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и кубисты. М.Ф. Ларионовым были организованы специальные выставки – «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 году он издает газету «Лучизм» - манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин. Ими созданы направления, получившие широкое распространение в истории зарубежного искусства 20-30-х годов ХХ века: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).
В конце ХIХ-начале ХХ века появляются и новые архитектурные стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между «строительным материалом, конструкцией и формой». Здесь также сказывается тенденция
к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи,
скульптуры. Проявляют свои выдающиеся новаторские способности
В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, С.В. Милютин, А.С. Голубкина и другие художники.

Несмотря на то, что русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «Я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат К. Малевича) и метафизические поиски нового религиозного сознания. Задачи авангарда – выражать «духовные абсолюты» в формах, соответствующих глубинам психики меняющегося человека – индивида, находящегося на краю привычного, в чем-то устаревшего мира. Отсюда, возможно, стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию. Этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.
Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысль о распаде культуры, ее конце.
Ощущение потребности в принципиально новом научном и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, начало философии ненасилия, и создание культуры нового типа .

Период «переходных» культур всегда драматичен, и всегда сложен и противоречив. Характерной чертой этой эпохи выступает космологизм . Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего тревожного настроения.
В философии этого периода космологизм оформляется теоретически: он присущ В. Соловьеву, Н. Федорову, В. Розанову, Н. Лосскому . Космическая направленность положила в основу поисков русской поэзии (В. Брюсов,
А. Белый, А. Блок)
, новых направлений русской живописи (М. Врубель ) и русской музыки (А. Скрябин ). Новый тип культуры формируется на основе критицизма : духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и далеких, и совсем близких лет.

На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии - религиозность , включая одновременно по словам
А.П. Красавина и «воинствующий атеизм». Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум . Поэтому в России ищут не просто новые ценности, новые идеалы – ищут ценности вечности, «абсолютное добро» , «вечную и нетленную красоту» , внеисторическую мудрость .
Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений философии нового Ренессанса не был достойно оценен ни соотечественниками, ни широкой западной общественностью того периода, хотя дал новое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие.

Скажем и о том, что многие русские писатели начала века обратились к драматургии . Это закономерно: театр привлекает огромную зрительскую аудиторию, он находится в расцвете сил и возможностей.
На сцене молодого Художественного театра ставятся пьесы Л. Толстого , А. Чехова, М. Горького . Пользуются успехом «Дети Ванюшина»
С. Найденова , драмы Л. Андреева , С. Юшкевича . Начало революционного подъема было отмечено стремлением организационно зафиксировать единство писателей-реалистов. Созданное в 1899 году в Москве Н. Телешовым литературное содружество «Среда» сделалось одним из центров такого сплочения. Членами содружества стали Бунин, Серафимович, Вересаев, Горький, Андреев. Собрания «Среды» посещали Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк, Шаляпин, Левитан, Васнецов .

Русский модернизм - явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, принципиально сконцентрированные на трех проблемах: отношение к традициям русской литературы , определение новизны содержания и формы, определение общеэстетического мировоззрения. Формировалась необходимость, говоря словами Валерия Брюсова , «найти путеводную звезду в тумане».

Представители творческой интеллигенции, подвергая критическому осмыслению существовавшие ранее художественные принципы, искали иных способов освоения мира. Одни верили, что могут обрести непосредственный, ничем не осложненный взгляд на натуру. Пренебрегая анализом общественных отношений, они открывали «тихую поэзию повседневности» . Другие концентрировали в художественном образе накал чувств и страстей людей нового века. Предчувствие у многих воплощалось в символах, порождавших сложные ассоциации. Все это были разные способы постичь мир, раскрыть в нем художественную правду, за явлением распознать сущность, за малым увидеть всеобщее.

«Серебряный век» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство осмысливалось единым целым. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетического произведения с разных сторон и под разным углом зрения. Идеалом времени становится художник универсального типа, а идеалом слияния искусства - театр. Именно в театре можно было достичь, по мысли различных деятелей культуры, давно желаемого единства, синтеза искусства. Театрализация пронизывает все творчество художников этого времени. Игра, фантастика – все это становиться таким близким для творчества многих художников этого периода. Увлечение театральной «арлекинадой», маской – типичное явление в музыке, литературе, театре, живописи. Образы - маски, куклы, марионетки - сквозные персонажи в творчестве И. Стравинского, А. Блока, К. Сомова .

Подведем краткий итог: художественная культура «серебряного века» противоречива и многогранна. На характер и многоаспектность поэтических исканий и художественной культуры в целом значительно повлияла историческая действительность между двумя революциями (1905-1917). Во всех видах и жанрах культуры проявилось неприятие окружающей действительности, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков современного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени . Чувство времени в различных вариантах пронизывает всю художественную культуру этого периода.
Можно без преувеличения утверждать, что достижения русского искусства «серебряного века» имеют мировое значение . Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры новой эпохи.

Уже в предшествующее царствование благодаря распространению просвещения значительно развилась литература, в царствование же Николая Первого явились у нас писатели, которые по своему значению и таланту стали наравне с лучшими европейскими писателями. Русская литература становится известной в Западной Европе и занимает почетное место. В главе писателей этой эпохи стоит гениальный художник слова, известный всей России Пушкин. Он по отцу происходил из старинной дворянской семьи; предки его не раз были жалуемы за службу еще Московскими государями; матерью же поэта была внучка арапа Петра великого Ганнибала.

Родился Пушкин в Москве 26 мая 1799 года; детство его прошло частью в столице, частью же в подмосковных имениях Пушкиных. Воспитывался он, как и многие дворянские дети того времени, под руководством иностранных учителей.

Большое влияние на развитие в нем любви ко всему русскому и понимание народной жизни оказала няня его, простая русская крестьянка Арина Родионовна, души не чаявшая в своем воспитаннике. Она рассказывала ему народные сказки и передавала народные песни и предания.

Так еще в раннем детстве поэт мог познакомиться с народным творчеством, что, между прочим, и помогло ему стать первым истинно народным русским поэтом. Помимо няни большое влияние на Пушкина имела его бабушка; по вечерам он часто заслушивался рассказами о прошлом: о Петре Великом и императрице Екатерине. Рассказы бабушки пробудили в чутком мальчике любовь к прошлому, к родной истории.

Когда Пушкину минуло 12 лет, родители отвезли его в Царское Село в только что тогда открытый лицей. В этом учебном заведении поэт провел семь лет. Уже тогда начинал проявляться его гений: в 15 лет он читает на экзамене свои стихи перед знаменитым поэтом екатерининского времени престарелым Державиным, и старик слушает его со слезами на глазах и прозревает в нем будущую славу России.

По окончании курса в лицее Пушкин живет несколько лет в Петербурге и ведет здесь рассеянный образ жизни. Острый ум поэта легко подмечал недостатки и слабости окружающей его среды, и Пушкин зачастую не стеснялся насмешливым словом клеймить их, невзирая на высокое положение лиц, которых оно затрагивало; такие отзывы, и при том в извращенном иногда виде, доходили до этих лиц. Пушкину грозили большие неприятности. Но поэт Жуковский и Карамзин вступились за него, и он был только переведен на службу на юг в распоряжение Новороссийского генерал-губернатора, который принял его чрезвычайно ласково и, как отец, заботился о поэте. С разрешения его Пушкин посетил Кавказ и Крым. Величавая природа Кавказа и чудные картины Крыма произвели на поэта неизгладимое впечатление и послужили поводом к созданию им нескольких художественных произведений.

Живя потом в Кишиневе, Пушкин не поладил со своим новым начальством, и ему было приказано отправиться на житье в свое поместье Михайловское (Псковской губернии, Опочецкого уезда). Двухлетнее пребывание в сельском уединении имело для поэта благотворные последствия: здесь он усердно занимался, много читал и написал ряд замечательных сочинений.

Весной 1826 года во время коронации поэт был вызван императором Николаем в Москву, и здесь между ними произошел замечательный разговор. На вопрос императора, был ли бы он на Сенатской площади 14 декабря, если бы был тогда в Петербурге, Пушкин ответил утвердительно, но прибавил, что теперь он вполне понимает безрассудство такого поступка. Император остался доволен беседой с поэтом и вечером в тот же день говорил приближенным, что сегодня он имел удовольствие говорить с самым умным человеком в России.

Пушкину было разрешено жить где угодно и предоставлена полная свобода печатать свои произведения.

Пушкин чувствовал сердечную благодарность к государю, что и выразил в известных стихах:

Нет, я не льстец, когда Царю Хвалу свободную слагаю, Языком сердца говорю...

Гений Пушкина к этому времени вполне созрел. Он пишет лучшие свои произведения, в которых отразил с поразительной талантливостью все крупные течения русской жизни; в ярких, живых образах дал изображение русских людей. Особенное достоинство стихотворений Пушкина заключается в том, что они проникнуты глубоким пониманием родной жизни, любовью ко всему русскому. Пушкин нашел твердую дорогу, великий исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход - народность, преклонение перед правдой нашего народа. Поистине правильна оценка Пушкина, что он составляет явление великое и чрезвычайное. В великих, несравненных произведениях его вылилось все сердце русское, объявилось все мировоззрение народа, сохраняющееся и досель в его песнях, былинах, преданиях, высказалось все, что любит и чтит народ, выразились его идеалы героев, царей, народных защитников и печальников, образы мужества, смирения, любви и самоотвержения.

Являясь выразителем в своих произведениях русских начал, наш великий поэт живо отзывался и на различные общественные и государственные вопросы: он всегда был противником крепостного права и еще в молодых годах написал стихотворение, где говорил:

Увижу ль я народ неугнетенный И рабство, падшее по манию Царя...

Пушкин вместе с тем был великим поэтом-патриотом. Честь и слава Родины были для него дороже всего. Когда началось польское восстание и западноевропейские недоброжелатели России стали говорить о вмешательстве в дела ее, Пушкин бросил пламенную отповедь «Клеветникам России». В этом стихотворении поэт говорит, что борьба между русскими и поляками - это домашний спор, который уже решен судьбой в пользу России. Если же западные европейцы желают явиться в пределы России, то есть место им в полях России среди нечуждых им гробов.

К величайшему горю Родины, творческая деятельность Пушкина прервалась весьма рано - на 38-м году его жизни, когда гений великого писателя находился в полном расцвете. Пушкин погиб. Враги его устроили так, что поэт, раздраженный клеветническими слухами, касавшимися его жены, вызвал на поединок некоего иностранца Дантеса. На этом поединке великий поэт был смертельно ранен и, промучившись два дня, 29 января 1837 года скончался. Последние часы умирающего были облечены трогательной заботливостью государя о нем. Император просил Пушкина не беспокоиться о вдове и детях: «Они мои», - писал он ему.

Деятельность великого поэта дала толчок пышному расцвету русской литературы. Младшим современником Пушкина был поэт Лермонтов. Он жил всего 27 лет, и, конечно, его талант не мог вполне проявиться, но и он оставил нам ряд замечательных по силе и глубине чувства произведений. Гоголь, друг Пушкина, написал ряд бессмертных произведений: комедию «Ревизор», поэму «Мертвые души» и повесть «Тарас Бульба». Замечательная была судьба «Ревизора». В ней Гоголь изобразил недостатки тогдашнего провинциального чиновничества. Театральное начальство не разрешало поставить эту комедию на сцене. Дело дошло до самого императора. Государь, внимательно прочтя это замечательное произведение, не только разрешил поставить его на сцене, но даже сам был на первом представлении «Ревизора». Гоголь был по происхождению малоросс (из Полтавской губернии). Он в своих произведениях дал много прекрасных картин природы Малороссии и малороссийского быта. Но, любя свою родину Малороссию, Гоголь хотел быть и был писателем общерусским. Он писал для всех русских, которым одинаково дороги русская природа, русская история, русская жизнь всех мест и времен.

В царствование же императора Николая начали свою литературную деятельность и многие другие писатели, которые прославились уже в царствование его сына. Таковы Тургенев, Достоевский, Толстой, Гончаров и многие другие. Тургенев, сам богатый помещик, решил путем литературы бороться с крепостным правом. В своих «Записках охотника» он дал ряд рассказов, где изобразил привлекательными чертами людей из крестьянской среды и старался возбудить в обществе сочувствие к крестьянской доле.

Кроме литературы в век Николая Первого достигли расцвета и другие искусства: сам император был большим ценителем и знатоком живописи, а также любителем величественных построек. В его царствование жили и работали знаменитые русские художники Брюллов и Иванов. Император сам собирал редкие картины и статуи как русских, так и иностранных художников, и рядом с воздвигнутым им Зимнем дворцом им же было сооружено прекрасное здание императорского Эрмитажа. В этом здании помещены замечательнейшие произведения русского и европейского искусства; оно открыто для обозрения всем желающим. Из других сооружений императора надо указать на всем известный своими громадными размерами, красотой и богатством Исаакиевский собор в Петербурге, сооруженный на месте старого храма, построенного Петром Великим.

Кроме знаменитых картин и великолепных сооружений время Николая Первого отмечено также появлением замечательных произведений в области пения и музыки. Композитор Львов написал вдохновенную музыку для народного гимна «Боже, царя храни». Слова этого гимна были написаны поэтом Жуковским. Другой знаменитый композитор Глинка, который был для русской музыки тем же, чем был для русской поэзии Пушкин, написал оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Последняя опера особенно любима русскими людьми: помимо чудной музыки, она замечательна и своим содержанием. «Жизнь за царя» изображает спасение крестьянином Сусаниным ценою собственной жизни царя Михаила Федоровича от поляков.

Все сказанное о царствовании императора Николая Павловича свидетельствует о том, что справедливый монарх с твердым характером и железной волей, с отзывчивым ко всему прекрасному сердцем, не производя каких-либо крупных преобразований, много сделал для улучшения жизни своих подданных; коренные же преобразования условий русской жизни суждено было выполнить его сыну императору Александру Второму.

]

Существуют мелочи быта, без которых многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого. Это история культуры - а в ней нет мелочей. Почему Татьяна Ларина, написавшая Онегину письмо, рискует своей честью? Почему Онегин, не желая на дуэли убивать Ленского, выстрелил первым?…

Если высшее проявление культуры - искусство, то «культура быта» - её фундамент. Человек начинает обучаться искусству поведения в обществе с детства, как родному языку, и обычно не отдаёт себе отчёта в том, каким огромным количеством навыков - «слов» этого культурного языка - он овладевает. Это естественный путь развития. Но есть случаи, когда человек должен вести себя особенным образом: например, в церкви, на дипломатическом приёме или во дворце. Это ритуальное поведение, и правилам такого поведения человек учится как иностранному языку - нарушать «грамматику» этого поведения нельзя, даже опасно.

В истории бывают времена, когда резко меняется весь строй жизни общества, и тогда даже бытовому поведению приходится учиться как ритуальному. В России такой крутой поворот связан с именем ПетраI. В своём стремлении повернуть страну лицом к Европе царь-преобразователь железной рукой вводил чужеземные обычаи. Потом Павел I запретил носить круглые шляпы - эти моды шли из Франции, казнившей своего короля, и в России воспринимались как революционные. А Николай I преследовал эспаньолки как недопустимое проявление вольнодумства.

В XVIII веке все понимали язык тафтяных мушек на лице. С их помощью великосветские кокетки могли объясниться в любви или проявить свою суровость. А «язык цветов» переписывали в альбомы ещё в конце XIX века… Все эти особенности быта, отделённого от нас двумя столетиями, - чужой язык, он требует расшифровки.

О любви [ ред. ]

Письма - замечательный памятник эпохи. Чтобы понять человека - читайте его письма. К разным людям один и тот же человек пишет по-разному. Мы строим образ не только того, кто пишет письмо, но и того, кому оно адресовано.

Лермонтов пишет одно из своих самых значительных стихотворений, «Валерик», и начинает его словами из письма Татьяны. Это не мелочь, а одно из важнейших явлений культуры. Мы наблюдаем один из самых сложных универсальных механизмов культуры - создание контекста эпохи, видим, как отдельное произведение встраивается в мозаику текстов.

Татьяна писала своё письмо по-французски: Пушкин пояснял, что «она по-русски знала плохо». В XIX веке французский язык был языком сердечных признаний. Образцы писем-признаний Татьяна искала у своих любимых писателей, во французских романах. Дневники, альбомы, письма позволяют с большой достоверностью представить себе людей пушкинского времени. Так, письма женщинам Пушкин всегда писал по-французски.

Шло время. Восторженный романтизм начала XIX века сменило увлечение Байроном с его скептическими героями. Онегин уже посмеивался над мечтательным Ленским. Молодые люди 1820-х годов были не похожи на своих старших современников.

Итак, я женюсь… [ ред. ]

Большая часть людей видели в женитьбе шали, взятые в долг, новую карету и розовый шлафорк. Другие - приданное и степенную жизнь. Третьи женились, потому что все женятся, а им уже 30 лет.

Женитьба - важный шаг в жизни молодого человека. Венчание - это таинство, и развод был тогда практически невозможен. Девушка считалась невестой уже в четырнадцать-пятнадцать лет. В этом возрасте она уже по-взрослому плясала на детских балах, куда приезжали молодые люди высматривать себе невест. Так было принято среди дворян; а купцы и чиновники жили по старинке, невесту поручали подыскать свахе, да непременно узнать, сколько за ней приданного.

Особый рассказ - свадьбы королей и императоров. Когда наступало время женить или выдавать замуж великих князей и княжон, просматривали все влиятельные фамилии иностранных государств, где могли оказаться подходящие женихи или невесты, и, сообразуясь с необходимостью государственного союза, укрепления отношений, посылали кого-то поразведать о настроении этого двора. Здесь брак - дело государственное.

Романтики считали чувства самым главным условием счастливого брака. Нормой «романтического» поведения в начале XIX века стало «умыкание» невесты ко взаимному удовольствию. Если всё шло, как надо, после того как «ударили по рукам», следовал сговор, обед с родственниками и близкими друзьями, на котором объявлялась помолвка. В оставшееся время между сговором и венчанием, накануне церковного обряда, жених прощался с холостой жизнью, устраивая «мальчишник», а у невесты был «девишник».

После свадьбы начиналась семейная жизнь. К сожалению, не всегда удачная. Развестись в старину было очень трудно, и поэтому чаще всего супруги, обнаружив полное несходство характеров, просто, как тогда говорили, жили в разъезде.

При вступлении в брак служащий дворянин обязан был испросить высочайшего позволения. Крепостные крестьяне должны были получить разрешение на женитьбу у своей барыни.

Дуэли [ ред. ]

Россия до конца XVII века ничего подобного не знала. Дуэли вошли в российскую действительность в петровские времена. В «Артикуле воинском» Петра I появилась глава «Патент о поединках и начинании ссор». Русский император запретил дуэли: распоряжаться жизнью подданных и судить их мог только царь.

Петровские указы не были отменены ни во времена Александра I ни при Николае I, но никогда не исполнялись. Дуэлянта приговаривали к смерти, а потом казнь заменяли разжалованием в солдаты и ссылкой - чаще всего на Кавказ, «под пули горцев». Впрочем, в глазах общества человек с такой историей выглядел героем, и барышни влюблялись в молодых страдальцев, у которых, по словам лермонтовского Печорина, «под толстой шинелью бьётся сердце страстное и благородное».

Дуэль - это не драка и не убийство. Поединок чести был основан на соблюдении строгих правил дуэльного кодекса. Поведение человека во время дуэли, как и на поле сражения, создавало ему репутацию храбреца или труса.

В разное время отношение к дуэли менялось. Поединок - это протест против задавленного положения человеческой личности, доказательство, что есть ценности, которые дороже самой жизни и неподвластны государству, - честь, человеческое достоинство.

Парад [ ред. ]

Вахт-парад - ежедневная смена караула. В екатерининское время это было капральским делом, но Павел I сам ежедневно присутствовал на церемонии и наблюдал за тщательностью выправки, стройностью рядов и чёткостью выполнения команд. Офицеры, ежедневно отправляясь на утренний развод, прощались с близкими и клали за пазуху кошелёк с деньгами, чтобы в случае неожиданной ссылки не остаться без копейки.

Вся жизнь государства оказалась под неусыпным контролем императора. Даже дома, в частной жизни, граждане чувствовали себя под стеклянным колпаком. С окончанием эпохи Павла I вахт-парады прекратились не сразу.

Парад воспитывал в человеке дух повиновения, уничтожал личность. Войско, воспитанное для парада, не годилось для войны. История со всей жестокостью доказала, что жизнь отличается от парада, и всё же на протяжении по крайней мере трёх царствований - Павла, Александра и Николая - государи стремились построить Россию «во фрунт», чтобы было проще управлять огромной империей. Даже выдуманы были военные поселения, когда целые деревни отдавали в солдаты, а крестьяне должны были сами и содержать армию, и работать в поле вместе со всей семьёй…

И бал блестит во всей красе [ ред. ]

Бал - это особое событие в жизни человека XIX века. Для юной девушки, которую только начали вывозить в свет, это повод для волнений: там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она лёгкая, грациозная… Вспоминается первый бал Наташи Ростовой.

Бал - это волшебное время. Несмотря на строгий порядок, бал допускал массу вариантов, неожиданных поворотов, и чем дольше он длился, тем больше свободы, тем веселее танцы.

Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а поместные дворяне, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими взрослыми дочерьми на «ярмарку невест».

Бал всегда открывали великий князь с великою княгиней менуэтом, после них танцевали придворные, гвардии офицеры не ниже полковника. Вторым танцем на балу часто была кадриль, которая иногда занимала место первого торжественного полонеза. После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Главным танцем бала была мазурка. Завершал бал котильон - род кадрили, которую танцевали на мотив вальса, танец-игра, самый непринуждённый и шаловливый.

Маскарад [ ред. ]

В 1830 году впервые в России открылись публичные балы и маскарады. Попасть на них было нетрудно, нужно было только купить билет и иметь маскарадный костюм.

Маскарад - это раскрепощение, игра, в которой всё невозможное становилось возможным. Это слом всех перегородок, сословных и имущественных, это отдых от бесконечно нормированного быта. Маска уравнивала всех. Здесь светская дама могла танцевать с мелким чиновником, которого никогда не приняли бы в её доме, а именитый щёголь - флиртовать с дамой полусвета. Из-за неразборчивости считалось, что порядочной женщине на маскараде не место, но соблазн был слишком велик. Женщин привлекали рискованные приключения.

Как всякая игра, маскарад имел свои правила и своё так называемое игровое пространство и время. Маскарады проходили от Святок до Великого поста (во время поста прекращались все публичные увеселения, разрешались только филармонические концерты серьёзной музыки); их пространством были бальные залы, украшенные по такому случаю особенным образом. Правила допускали к участию в празднике только тех, кто явился в масках и костюмах.

Обычай встречать Новый год в публичном маскараде утвердился в России в XVIII веке, особенно во время царствования Екатерины II. Как и балы, маскарады начинались в шесть часов, а оканчивались за полночь. На время праздника маска становилась заменой личности. Человек освобождался, играл роль, которая ему нравилась. Поэтому особенно был важен выбор маски. Но, как всякая игра, маскарад кончался, усталые участники снимали маски и возвращались к своим обычным делам.

В театральных креслах [ ред. ]

В России театр в том смысле, как мы его понимаем, появился довольно поздно. Большой любительницей спектаклей была дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна. Она не только пригласила итальянскую труппу, но и требовала, чтобы все придворные посещали театр, а должностные лица обязывались подпиской быть на всех представлениях. В екатерининское время русская публика уже охотно посещала спектакли.

Во времена Пушкина театр любили страстно. Он стал своеобразным клубом, спектакли посещали ежедневно. Молодых людей манили волшебный мир кулис, прелесть балета, величественная красота трагедии. Вокруг молоденьких актрис и театральной школы разворачивалась особая праздничная жизнь, насыщенная эротикой и отважным авантюризмом.

Артистам не подносили ни букетов, ни венков, ни подарков, лишь на другой день бенефиса от государя присылали подарок на дом: первым артистам - бриллиантовый перстень, артисткам - серьги или фермуар (ожерелье из драгоценных камней или застёжка на такое ожерелье). Моду подносить букеты и подарки ввели иностранные танцовщицы, появившиеся на петербургской сцене.

Балет в пушкинское время переживал расцвет. Шарль (Карл) Людовик Дидло, «верховный жрец хореографии», был приглашён на русскую сцену ещё в конце XVIII века и концу 1819-х годов господствовал в театре.

Театр формировал зрителя. Трагическая актриса Екатерина Семёнова создавала величественные образы героинь, а Истомина своим упоительным танцем заставляла учащённо биться юные сердца. Ю. И. Лотман писал, что только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той эпохи.

В старом доме [ ред. ]

Человек живёт в доме. Моды его времени, стиль его жизни, его социальная принадлежность - всё отражается в том, как он одевается, как выглядит его дом. Для середины XIX века штофные обои - признаки тарого времени, а в 1800-х годах они самые модные. Во времена Екатерины китайские моды из Европы проникли в Россию, и во дворцах стали появляться «китайские» комнаты и павильоны.

Обычные городские или деревенские дома были единообразны. Невысокая лестница обыкновенно сделана была в пристройке, целая половина которой делилась ещё надвое для двух отхожих мест - господского и лакейского. В передней в углу стоял стол, на нём раскладывались камзол или исподнее платье, которое кроилось, шилось или починялось; в другом углу подшивали подмётки под сапоги.

Затем следовала анфилада из трёх комнат: залы (она же столовая) в четыре окошка, гостиной в три и диванной в два окна. Спальная, уборная и девичья смотрели во двор, а детская помещалась в антресоли. Кабинет находился рядом с буфетом.

Внутреннее убранство было также везде почти одинаковое. В сохранении мебели видна была бережливость - обивка, ситцевая или из полинялого сафьяна, оберегалась чехлами из толстого полотна.

В Петербурге дома были совсем другие. Это были даже не дома, а дворцы, имели их самые богатые люди. Мелкие чиновники селились на окраинах Петербурга, снимая комнаты в маленьких одноэтажных домиках где-нибудь на Охте, в Коломне или на Песках.

Дворянские гнёзда [ ред. ]

Большинство русских писателей родилось и провело детство в поместьях. Навсегда для нас имя Лермонтова связано с Тарханами, Льва Толстого - с Ясной Поляной, а Тургенева - со Спасским-Лутовиновым. Корни этого явления надо искать в русской истории.

Пётр I заставил дворян служить, издав об этом специальный указ. Родовитые и те, кто хотел сделать карьеру, стремились в Петербург, ко двору. Поместья оказывались заброшенными, там оставались только пожилые люди. Пётр III разрешил дворянам самим решать, служить или оставаться в поместьях. При Екатерине не служащий дворянин вызывал подозрение - это была оппозиция, открытый вызов. Поэтому молодых людей записывали в полк - надо было прослужить хотя бы несколько лет.

Одним из тех, кто охотно вышел в отставку, был Андрей Тимофеевич Болотов, впоследствии известный мастер по разведению садов, автор замечательных мемуаров.

Архитектура усадебных построек долго оставалась самою простою. Окна залы и гостиной выходили в сад. Сад и парк были обязательными составляющими поместья. Если их не было, если в усадьбе не варили варенье и не угощали своими яблоками, это воспринималось как отклонение от нормы. Богатые семьи проводили лето в деревне, а на зиму уезжали в город - или в губернию, или в столицы.

Патриархальная жизнь неизбежно уходила в прошлое. А. П. Чехов жалел вишнёвые сады, которые рубили в старых усадьбах…

В салоне [ ред. ]

Салон начинался, когда в объявленный день без специального приглашения собиралась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья, ни танцев такие собрания не предусматривали. Традиционно салон формировался вокруг женщины - она вносила ту атмосферу интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона.

В Москве дом княгини Волконской был изящным сборным местом всех замечательных личностей современного общества. Тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодёжь и возраст зрелый, люди умственного труда - профессора, писатели, журналисты, поэты, художники.

Музыкантша, поэтесса, художница, Зинаида Волконская была всесторонне одарена и прекрасно образована. Она владела трудным искусством хозяйки салона - умела организовать непринуждённую беседу, построить вечер так, что всем казалось, будто это - сплошная импровизация. Здесь серьёзная музыка соседствовала с разыгрываемыми шарадами, стихи - с эпиграммами и шутками.

Каждый салон отличался своим подбором посетителей, своим «характером». Если к княгине Волконской приходили наслаждаться музыкой и поэзией, а у Дельвига собиралось общество друзей-литераторов, то в петербургских домах Елизаветы Михайловны Хитрово и её дочери, графини Фикельмон, жены дипломата, собирался салон великосветско-политический.

В салоне Н. М. Карамзина с самого начала французский язык был запрещён. Со смертью Николая Михайловича в 1826 году карамзинский салон не прекратился. Хозяйкой салона вместе с Екатериной Андреевной, вдовой писателя, стала его дочь Софья Николаевна. Анна Фёдоровна Тютчева, дочь поэта и фрейлина императрицы, вспоминала, что в течение двадцати и более лет салон Е. А. Карамзиной был одним из самых привлекательных мест петербургской общественной жизни, истинным оазисом литературных и умственных интересов среди блестящего и пышного, но мало одухотворённого петербургского света.

В 1839-1849-е годы салоны всё больше превращались в литературные кружки. Они стали знаком нового времени, времени толстых журналов и демократических кружков.

Трещат крещенские морозы… [ ред. ]

Замечательный русский художник Добужинскй вспоминал рождественскую ёлку в родном доме. Многие ёлочные украшения они с отцом заранее делали сами: золотили и серебрили грецкие орехи, вырезали из цветной бумаги корзиночки для конфет и клеили разноцветные бумажные цепи. Некоторые бонбоньерки и украшения сохранялись на следующий год. Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники подвешивали на нитках. Сама ёлка всегда была до потолка и надолго наполняли квартиру хвойным запахом.

Обычай украшать ёлку пришёл к нам из древности. Под ёлку клали подарки для каждого члена семьи, а во время рождественского ужина должна была гореть свеча. И ужин, и подарки - всё это должно было обеспечить семье благополучный год и сытую жизнь.

С наступлением Рождества кончался пост и начиналось весёлое время Святок - переодевания, маскарады, святочные гадания. Время от Рождества до Крещения было насыщено значительными событиями. Через неделю после Рождества наступал Новый год - по старому стилю. Пётр I издал указ, в котором велено было следующий день после 31 декабря 7208 года от сотворения мира считать 1 января 1700 года. Всем москвичам предписывалось отметить это событие особенно торжественно. Россия вступила в новое столетие вместе с Европой - начинался XVIII век.

Вечер накануне Крещения Господня - Сочельник. В этот вечер девушки гадали о своей судьбе. Праздник Богоявления или Крещения отмечали в России очень торжественно. Крещением оканчивался цикл рождественских праздников. Их завершала Масленица. Весёлым обрядом проводов зимы было сжигание чучела Масленицы. Наступала весна - сорок дней Великого поста. Последние дни Страстной недели отличались пасхами и куличами.

В масонской ложе [ ред. ]

Братство вольных каменщиков, куда предлагали вступить Пьеру Безухову, одному из главных героев эпопеи Льва Толстого «Война и мир», - это масонский орден. Масоны были всемирным тайным братством, поставившим себе целью вести человечество к достижению рая на земле, царства Астреи. Эту цель нельзя было достигнуть путём революций, существовал только один путь -добровольное самоусовершенствование каждого человека. Обряд приёма в члены масонской ложи подробно и точно описан у Толстого.

Не доверяя свои идеи бумаге, масоны широко пользовались символами - тайными знаками, перстнями, коврами. Масонство XVIII-XIX веков - явление очень сложное. О нём написано немало книг, но даже самые большие знатоки масонства признавались, что его познать невозможно.

Для человека пушкинского времени масонство не просто игра. Вольные каменщики утверждали, что масонство - это воспитание взрослых людей. Недаром Пушкин вступил в кишинёвскую масонскую ложу. Почти все декабристы были масонами. Таким образом, масонство - это значительный факт культуры пушкинского времени.

Книжные лавки [ ред. ]

В начале XIX века большинство книжных лавок были открытыми, их пристраивали к Апраксину рынку в Петербурге, у стен Василия Блаженного в Москве. Екатерина II разрешила завести частные, так называемые вольные типографии - было разрушено единомыслие, расширился книжный рынок в России.

Приехавший в Москву Николай Иванович Новиков взял в аренду типографию Московского университета. В два года из захудалого заведения с устаревшими станками он сделал её лучшей в России. Человек образованный и с хорошим вкусом, Новиков издавал учебную литературу, переводные романы, словари, исторические сочинения. В Типографской компании Новикова начинал (в качестве переводчика) свою писательскую деятельность Николай Михайлович Карамзин.

В России публичных библиотек в пушкинское время не было. Новиков, кажется, первым учредил в Москве библиотеку для чтения.

Пушкин хорошо знал петербургского книгопродавца и издателя Илью Ивановича Глазунова. В его лавке в Гостином дворе поэт бывал почти каждый день. Глазунов открыл свою библиотеку для чтения в 1824 году.

В пушкинское время книгопродавцы перестали быть просто купцами и торговцами - они стали посредниками между писателем и публикой, распространителями просвещения. В 1830-х годах в Петербурге взошла звезда книгопродавца и издателя Александра Филипповича Смирдина. Лавка Смирдина на Невском проспекте стала настоящим писательским клубом.

В мировой литературе есть очень небольшое количество произведений, про которые можно сказать: описывая современную себе эпоху, они одновременно влияют на нее, создавая историю заново. Пушкинский «Евгений Онегин» по праву входит в число этих немногих «золотых» сочинений человеческой мысли, ставших не только подробнейшей «энциклопедией русской жизни», но и своеобразным манифестом первых представителей пробудившегося общественного самосознания.

Работать над «Евгением Онегиным» Пушкин начал еще в 1823 году в Кишиневе, а закончил свой труд в 1831 году, затратив на создание романа в общей сложности 7 лет 4 месяца и 17 дней своей жизни. Столь длительная и кропотливая работа над этим произведением оправдала себя. «Евгений Онегин» стал центральным и едва ли не самым выдающимся пушкинским творением.

Сам Пушкин, задумывая это произведение, мечтал создать повествование о судьбе героя, способное стать отражением социальной жизни русского общества. Автору удалось воплотить свой замысел в жизнь, и «Евгений Онегин» стал настоящей панорамой российской действительности девятнадцатого века.

От внимания автора не ускользает ни одна, даже самая незаметная сторона жизни русского общества, он обращает свой взор буквально на все, от высшего петербургского света до крепостных крестьян. Поэтому из девяти глав романа мы легко можем узнать и об общественной жизни того времени (театры, балы, литературные общества), и о народных традициях, таких, например, как святочные гадания, и даже о том, какие балерины были самыми известными в те годы. Автор подробно описывает природу тех мест, где разворачивается действие романа, обращая внимание на смену времен года и окружающие ландшафты.

Такой энциклопедический охват действительности оказался возможен благодаря особому, новому в литературе приему Пушкина — присутствию в романе образа автора. Автор-повествователь выступает здесь в разных лицах: он и добрый приятель Онегина, и покровитель, и защитник Татьяны, и поэт, и свидетель событий, происходящих в романе. Его образ помогает расширить рамки произведения от сюжетных до общеисторических, сделать роман более насыщенным. Кроме того, сознание героя не может вместить в себя всю многогранность жизни, поэтому именно авторские комментарии в лирических отступлениях выполняют особую функцию в создании знаменитой «энциклопедии русской жизни». Именно автор размышляет о русских писателях, о романтизме, сентиментализме и классицизме, вспоминает свое прошлое, какие-то биографические подробности своих современников и т. д.

Лирические отступления, подробные описания жизни людей делают «Евгения Онегина» настоящим историческим романом. Только вместо знаменитых личностей той эпохи там действуют обычные средние люди, которые, тем не менее, достойны стать лицом своего времени. Таким образом, через лирические отступления и образы главных героев мы можем и сейчас во всех подробностях представить себе пушкинскую эпоху и людей, живших тогда.

Наиболее ярок в этом отношении образ Евгения Онегина. Ведь именно на его примере Пушкин показал «отличительные черты молодежи девятнадцатого века»: «мечтам невольная преданность, неподражательная странность, и резкий охлажденный ум». В этом образе также отразилась трагическая судьба лучших людей той эпохи — дворянской интеллигенции, чья общественная роль стала сходить на нет после восстания декабристов. Важнейшей приметой духа времени предстает в произведении и настроение героя — его разочарованность, отсутствие дела и цели в жизни.

Такое состояние души человека не было редкостью в пушкинские времена. Во многом подобные люди определяли дух этой эпохи, становясь основной ее характеристикой. Таким образом, можно сделать следующий вывод: изображая Онегина, Пушкин обращает внимание на закономерность, характерную для множества его современников, и показывает в одном-единствен- ном образе всю свою эпоху.

Пушкинская эпоха была интересным и противоречивым временем, однако писатель смог отобразить ее в своем романе во всей сложности и многогранности. Поэтому не зря говорят, что по «Евгению Онегину» можно изучать девятнадцатый век, как по учебнику истории.