Реформы Петра I в области просвещения и науки. Разрешение на продажу табака

Источниковедческая база исторического исследования - это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах и последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Историческая реальность, таким образом, должна изучаться школьником на основании комплекса вещественных, письменных и устных источников. Современные учебники по истории XVIII века имеют достаточно полный изобразительный ряд вещественных источников и в меньшей степени используют источники письменные.

Цель, поставленная в данной главе - представить обзор исторических источников, на которых основаны большинство исторических исследований реформ Петра I в области просвещения, а также проанализировать, насколько сведения об этих источниках учитываются в школьных учебниках и учебно-методической литературе, а также в материалах Единого Государственного Экзамена. петровский реформа просвещение образование

Исторические источники, позволяющие дать школьникам необходимые знания о значении реформ Петра I в области образования, можно разделить на несколько групп:

  • 1. Законодательные акты:
    • · Указы Петра I
    • · Сенатские указы
    • · Доклады Петра I
    • · Духовный регламент
    • · Об училищах (по Духовному регламенту)
    • · Проект учреждения академии
  • 2. Эпистолярные источники, в числе которых исследователи выделяют особенно:
    • · Письма Петра I
    • · Письмо князя М. Голицына из-за границы в 1711 году
    • · Замечания на проект Андрея Нартова, об учреждении академии художеств
  • 3. Источники личного происхождения, в числе которых:
    • · Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 годах
    • · Записки Я.К. Номена "О пребывании Петра Великого в Нидерландах"
    • · Записки И.И. Неплюева
    • · Описание поездки графа А.А. Матвеева в Париж в 1705 году
    • · Петр I во Франции (обстоятельный журнал о вояже или о путешествии его царского величества)
    • · Путешествия стольника Петра Андреевича Толстого
    • · Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века
  • 4. Периодическая печать:
    • · Ведомости Петра I
  • 5. Учебные пособия:
    • · Юности честное зерцало или наказание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов
    • · Букварь Феофана Прокоповича "Начальное учение отроком"
  • 6. Образовательные проекты частных лиц:
    • · "Пропозиции" Ф.С. Салтыкова
    • · Проект барона де Сент-Илера для сочинения Морской академии
    • · Проект Генриха Фика: "Реляция, каким образом молодые графы, бароны, и шляхтичи в Швеции к государственным службам воспитаны и потом употреблены бывают".

Основными документальными источниками, позволяющими нам с позиции современности оценить преобразовательную деятельность первого русского императора, являются законы, изданные государством в форме императорских указов, регламентов, уставов, манифестов. Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства.

Как отмечает М.Ф. Румянцева, законодательство XVIII века отличается рядом особенностей. В это время возникают и проходят длительный и противоречивый путь становления те его особенности, которые можно определить как особенности законодательства нового времени, с одной стороны; а с другой стороны, российское законодательство приобретает ряд характеристик, свойственных законодательству империи. В XVIII в. распространяется "философское направление" в законотворчестве, которому свойственна "мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых законов", что способствует значительной активизации законотворчества и расширению сферы законодательного регулирования, а также тематики законодательства. Вот как характеризует роль законов в начале XVIII века историк М.М. Богословский: "Закон регулировал не только те отношения частной жизни, в которых соприкасаются и сталкиваются различные частные интересы и в которых он является неизбежным и естественным разделителем и умиротворителем; его бдительное попечение не прекращалось с этим кругом взаимных отношений людей к государству и друг другу, не останавливаясь перед более скрытым и неподдающимся воздействию кругом личной жизни с ее индивидуальными потребностями, склонностями, вкусами, взглядами, верованиями, мыслями и чувствами; касались таких действий личности, которые никого и ничего не затрагивали, бесцеремонно переступая пределы, установленные психологией, регулируя не только поступки, но, не стесняясь предписывать чувства и настроения. Все в этой личной сфере определялось указом, все должно было быть "указным", как тогда выражались". Это высказывание историка подтверждается десятками указов, непрерывным потоком низвергавшихся на подданных Петра Великого. Таким образом, исследование данного типа исторических источников поможет ученикам составить многомерную картину эпохи, понять задачи, масштаб и результаты деятельности Петра Великого в области просвещения. Между тем, эти источники представлены в школьных учебниках в недостаточном количестве, и восполнить этот пробел мы попробуем, продемонстрировав в третьей главе методические материалы по теме "Реформы Петра Великого в области просвещения".

Эпистолярные исторические источники позволяют лучше понять процесс становления системы российского образования в годы Петра I, этапы формирования просветительских проектов петровского окружения, исторических событий глазами их организаторов и исполнителей. Петр I в своих обширных планах по переустройству всего государства уделял большое внимание военным и морским наукам. С целью подготовки соответствующих кадров, так необходимых русскому государству, в конце XVII - начале XVIII века он посылал молодых дворян за границу для обучения "навигацким наукам". Письма русских учеников из-за границы позволяют оценить неоднозначность заграничного обучения, так как сами волонтеры по-разному воспринимали открывшиеся перед ними возможности. В современной школьной литературе эти источники представлены лишь в учебниках профильного уровня. Это небольшие цитаты в тексте параграфов или в разделе "Документы", где выдержка из исторического источника может быть более значительная. В теме "Преобразования Петра I в области культуры и просвещения" расширение источниковедческой базы возможно за счет изучения таких источников как:

  • · Письмо князя М. Голицына из-за границы в 1711 году. Анализ этого письма доказывает, что обучение за границей дворянам давалось нелегко, приходилось испытывать нужду и нищету. Кроме того, большую трудность представляло незнание латинского языка, на котором велись занятия. Вот как пишет об учении за границей князь М. Голицын своему шурину в 1711 году: "О житии моем возвещаю, житие пришло мне самое бедственное и трудное... Наука определена самая премудрая: хотя мне все дни живота своего на той науке себя трудить, а не принять будет, для того, незнамо учитца языка, не знамо науки... в пунктах или статьях написано господину камисару князю Лвову о всей канпании, которые определены навигацкую науку, то есть мореходства, чтобы были на сухом пути обучалися чертежам зимние четыре месяца, а 8 месяцев всегда бы были непрестанно на карабле; а ежели кто сего дела не обучит и за то будет безо всякие пощады превеликое бедство". Подобные письма с жалобами на тяжкую ситуацию были написаны и другими волонтерами (например, письмо Григория Турчинова царю, написанное в 1714 году, письмо Алексея Зверева, написанное в 1715 году и другие).
  • · Замечания на проект Андрея Нартова, об учреждении академии художеств (с рукописными пометками, сделанными рукой царя). Этот источник, во-первых, демонстрирует, вклад индивидуальных лиц в образовательные реформы, а, во-вторых, внимательное отношение царя к этим проектам.
  • · Письмо Петра I "Реакция о печати книги со всеми потребностями"; инструкция волонтерам, отправляемым в чужие края; отрывок из учебных записок по кораблестроению. Эти документы помогают увидеть заинтересованность царя в преобразованиях, желание проникнуть в самую суть происходящего, показывают личностное отношение Петра Великого к вопросу развития образования в стране. Интересно также и то, что при составлении инструкций и в письмах к подчиненным царь постоянно подчеркивал, что у подчиненного была возможность проявить инициативу в случае необходимости ("дается на ваше рассуждение (рассмотрение)").

Несомненно, большое значение для самостоятельной работы учащихся будет иметь анализ журналов и путевых записок тех, кто находился рядом с Петром I во время Великого посольства в Европу, помогал проводить реформы, сам обучался за границей. В этих источниках лучше всего предстает картина "чужого" (европейского) мира, так как они запрограммированы на фиксацию всего "чужого". Путевые записки отличаются откровенностью, яркостью, широтой изложения. В них содержатся интересные географические, этнографические сведения, данные о поведении и эмоциональных реакциях участников событий. Учитывая, что первоначально журналы не предназначались для публикации, можно отметить, что авторы высказывали в них свои взгляды и давали оценки событиям и людям, с которыми встречались, без оглядки на общественное мнение и цензуру. "… послы, купцы, разведчики, дворяне, путешествовавшие сами или сопровождавшие своих детей в образовательном вояже, оставили уникальные записи, порой скупо, а порой излишне велеречиво рассказывающие о культурных и религиозных переживаниях, о знаменательных или опасных встречах, об испытаниях, чужих народах, о странных обычаях и природных явлениях. Без понимания того, как авторы записок постигали "чужое", как соотносили чужое со своим, какую роль в освоении пространства играли их вера, готовность к видению и слушанию окружающего - мы едва ли сможем понять прошлое и человека в истории". Записки, журналы и прочие путевые заметки отражают индивидуальный ментальный стиль и особенности мировосприятия. А проблема изучения ментальности оказывается весьма актуальной, так как помогает приблизиться к пониманию духовной жизни людей изучаемого периода. Благодаря этим источникам история "оживает", становится ближе и понятнее для учеников.

В этом круге источников отметим:

1. Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 годах неизвестного автора. И.Ф. Горбунов в 1879 г. предполагал, что этим путешественником мог быть Борис Иванович Куракин. По мнению Ф. Оттена, автором записок был Андрей Матвеевич Апраксин. Неизвестная "великая особа", судя по новейшему исследованию Д. и И. Гузевичей - это Алексей Петрович Измайлов, комнатный стольник царя Петра I (умер ок. 1705-1707 гг., не оставив потомства). Автор "Путешествия" довольно обстоятельно описывает все диковинки, увиденные во время заграничного путешествия. Он явно был склонен собирать всё, что касалось природных аномалий или же устройства живых существ. Он как бы "коллекционирует" уродства или необыкновенные способности людей и животных. Например, "Младенца видел женскаго пола, полутора году, мохната всего сплошь и толста гораздо, лице поперег полторы четверти; привезена была на ярмонку. Видел тут же слона великаго, которой играл миноветы, трубил по-турецки, по-черкаски, стрелял из мушкатанта и многия делал забавы; делал симпатию с собакою преудивительно. На ярмонке видел метальника, которой, через трех человек перескоча, на лету обернется головою вниз и станет на ногах Видел у доктора анатомию: кости, жилы, мозг человеческой, телеса младенческия, и как зачинается во чреве и родится. Видел сердце человеческое, легкое, почки, и как в почках родится камень; и вся внутренная рознета разно, и жила та, на которой печень живет…". "3 горло и кишки. Жила та, на которой легкое живет, подобно как тряпица старая; жилы те, которые в мозгу живут, как нитки. Видел 50 телес младенческих в спиртах, от многих лет нетленны. Видел мужеское и женское четырех лет возраста нетленны и кровь знать, глаза целы и телеса мягки, а лежат без спиртов; женскаго пола внутри сердце, печень, кишки, желудок - все нетленно; змей с ногами, голова долга, змей о двух головах. Видел зверка, которой родит чрез естество, собою с большую мышь, без шерсти, а родит от себя сквозь спину много маленьких, половина вышла, больших 20. Видел мужика безрукаго, которой в карты играл, из пищали стрелял и набивал, сам у себя бороду брил. Поставит на столе на самый край стул, а под стул поставит рюмку; станет на стул ногами и, нагняся, достанет зубами рюмку.

С шпагами танцовал, в стену бросал шпагою зело прытко, ногою писал".

  • 2. Еще одним важным источником для реконструкции событий тех лет является "Путешествие стольника Петра Андреевича Толстого". В 1697 году Петр отправил за границу 37 человек лучших фамилий для изучения науки воинских дел, а именно мореходного дела. В числе их был стольник Петр Толстой, которому в то время было 52 года, и готовность его начать в эти годы изучать специальные науки показывает удивительную силу воли. Большую часть времени П.А. Толстой посвятил знакомству с местностями: он объехал всю Италию, внимательно изучил ее и даже неплохо овладел итальянским языком, на котором впоследствии говорил и писал. Объектом специального и преимущественного интереса православного русского стольника в Италии были католические храмы и своеобразие обрядности другой христианской конфессии. "Поразительно то, как именно этот глубоко религиозный человек, при всей имманентной православию конфессиональной замкнутости и склонности неприятию и отторжению инакомыслия и иных обычаев, воспринимал то, что он видел в католических храмах Италии: без всякого преувеличения можно сказать, что он смотрел на их архитектуру, декор, иконопись и богослужебную утварь не столько глазами православного христианина, сколько восторженным взором просвещенного знатока и ценителя искусства и восхищался увиденным не как предметом культа, а как произведением искусства".
  • 3. Интересное свидетельство изучаемых событий содержат Записки Я.К. Номена "О пребывании Петра Великого в Нидерландах". Этот источник написан простым голландским купцом, современником описываемых событий. Он создает образ Петра - высоченного экзотического царя, учившегося своими собственными руками строить корабли на амстердамских верфях, образ "царя-плотника", который до сих пор волнует воображение. "Трудно представить, чтобы товарищ и соратник Петра I по монаршему ремеслу Людовик IV трудился на верфях, а вечером кутил с судовыми плотниками и матросами в портовых кабаках".
  • 4. Описание поездки графа А.А. Матвеева в Париж в 1705 году - это была первая "книга о Франции", составленная русским. Для России начала XVIII в. произведение такого жанра было новым. Автор дает подробное описание Парижа, его площадей, улиц, зданий, памятников. Крупный государственный деятель, разделявший взгляды царя на необходимость "прорубить окно в Европу", А.А. Матвеев наблюдал жизнь Франции с пристальным вниманием. Характерно, что его глубоко интересовало все новое, и он не уставал его отмечать. А.А. Матвеев проявил большой интерес к академиям. Они тем более заслуживали внимания, что были организованы правительством, притом сравнительно недавно - в середине и во второй половине XVII века. Французская академия, Академия наук, Академия надписей, Академия архитектуры, Академия изящных искусств - все они субсидировались и контролировались правительством. Матвеев воочию видел результаты их деятельности: французское искусство, французская архитектура, французская наука, французский язык достигли большого совершенства и завоевали мировую репутацию не без усилий, приложенных этими академиями. У такого высокообразованного человека и любителя искусства, каким был русский посол, "семейство" различных академий Франции вызвало заметное восхищение. Восхитился он и королевским кабинетом редкостей в Лувре. Это же впечатление, но в более слабой степени, сквозит в его записях, касающихся Парижского университета. А.А. Матвеев посетил Сорбонну, описал деятельность богословского, юридического и медицинского факультетов. Был он и в Коллеже четырех наций на театральном представлении. Несомненно, что постановка высшего образования его сильно интересовала. Он отнесся к старейшему во Франции университету и к его порядкам с должным вниманием.
  • 5. Чему учили за границей волонтеров из России, и каковы были условия их жизни и учебы, ярко описал в своих "Записках" бывший волонтер И.И. Неплюев. Петр чаще всего сам отбирал будущих капитанов. Так произошло и с группой Неплюева. В 1715 году был записан на учёбу в Новгородской математической школе, несмотря на то, что он был уже женат и имел двух детей. В июне был переведён в Нарвскую навигационную школу, а через три месяца в открывшуюся в Петербурге морскую академию, которую окончил уже в 1716 году. В сентябре того же года в числе 27 человек послан для изучения морского дела и управления галерами в Венецию. Русские юноши были определены в Королевскую Морскую академию, где занятия их состояли в изучении математики, артиллерии, фехтования, солдатских артикулов и танцев. Эта учеба не могла принести существенной пользы из-за незнания гардемаринами испанского языка: "К математике приходили, только без дела сидели, понеже учиться невозможно, для того, что мы их языка не знали". Кроме того, русские ученики находились в крайне тяжелом материальном положении. В мае 1720 года Неплюев и его товарищи после пяти лет заграничных мытарств вернулись в Петербург. 1 июля того же года молодые моряки с разным успехом выдержали в присутствии Петра I тяжелые экзамены, по результатам которых Иван Неплюев был произведен в лейтенанты галерного флота.
  • 6. "Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века" - еще один интересный источник по нашему периоду. В тексте автор не указывает своего имени, но часто записывает: "пошли с братцем", "братец мне подарил" и т.п. Известный исследователь П.П. Пекарский предполагал, что автором этого дневника был И.Л. Нарышкин (1700-1734 гг.). Записи в Дневнике начинаются с ноября 1714 года. Вместе с Нарышкиными путешествовали и другие лица, учившиеся ними. В Дневнике автор называет Леонтьева, князя Ивана Алексеевича, князя Ивана Борисовича. По Дневнику можно проследить маршрут путешествия. Следует отметить, что в отличие от упомянутых дневников (например, П.А. Толстого, и др.), дневник И.Л. Нарышкина не претендует на литературные достоинства. Надо помнить, что его автором был очень молодой человек, воспитанный в старомосковских обычаях и впервые столкнувшийся с европейской культурой. Несмотря на то, что дневник предлагает нам не вполне типичную московскую точку зрения, тем не менее, он является замечательно документированным свидетельством образовательного процесса, тщательно продуманного как завершение изучения навигацкого дела, чему русские юноши посвятили первую половину своего пребывания за границей. Педагогические усилия Петра, окружавшего неусыпной заботой своих юных кузенов во все время их долгого пребывания за границей, преследовали те же цели, которые почти в то же время побудили его к изданию "Юности честного зерцала". К сожалению, мы мало знаем о жизни Ивана Нарышкина после его возвращения на родину, чтобы установить, оправдали ли результаты его обучения надежды Петра.

Богатый материал для основного и дополнительного изучения на уроках истории содержит периодическая печать. Периодическая печать - вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления. Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ.

В первой четверти XVIII века в России выходила лишь одна газета. 15 декабря 1702 года царь подписал указ о создании первой печатной газеты "Ведомости", а 17 декабря 1702 года появился первый номер этой газеты. Именно его исследователи журналистики и называют пионером российской периодической печати. На страницах "Ведомостей" печатались главным образом материалы военного и экономического характера. Например, газета сообщала об осаде Нотебурга, Нарвской, Полтавской битвах и других событиях. Содержание "Ведомостей" полностью соответствовало тем задачам, которые ставились перед этой газетой русским государством. Вместе с тем, в "Ведомостях" не было того субъективизма, который стал признаком журналистики в последующие периоды.

Через год после начала издания тираж "Ведомостей" достиг нескольких тысяч экземпляров. Наибольшими тиражами отмечались крупные успехи России в войне. Например, сообщение о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2,5 тыс. экземпляров. Однако были сообщения и о школах, и об учениках, в них обучающихся: "Повелением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют...". Особенностью петровских "Ведомостей" было то, что они не грешили искусственным "газетным" языком. В них звучала сочная, повседневная речь военного люда, простонародья, торговых рядов, ремесленных слобод, духовенства. Неизбежные термины чужих языков сопровождались переводами. В первые годы своего существования газета уделяла основное внимание пропагандистским задачам. Первые номера "Ведомостей" редактировал директор печатного двора Федор Поликарпов - литературно образованный человек, поэт. Поначалу "Ведомости" набирались церковнославянским шрифтом. Однако с введением 1 февраля 1710 года более удобного для печатного дела гражданского алфавита газета перешла на новый шрифт.

При планировании на уроках работы с материалами периодической печати важно правильно методически определить цель, продумать информационные потребности и соответствующие им возрастные познавательные возможности учащихся, а так же заранее рассмотреть разновидность используемого материала. Материалы периодической печати являются важным "дополнением" к тексту учебников по истории. Они нередко содержат схемы, карты, выдержки из официальных документов, которые могут удачно вписаться в общую канву урока, обогатить его содержание. В то же время необходимо помнить, что первое условие использования материалов прессы на уроке - грамотное преподнесение ученикам разнородной информации.

Говоря об источниках, используемых для изучения реформ Петра Великого в области образования, нельзя не остановиться на книге "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Этот памятник русского просвещения начала XVIII века представляет собой руководство как для школ, так и для домашнего воспитания светского юношества. В создании данного учебного пособия принимал активное участие и курировал его издание сподвижник Петра, Яков Брюс. Первое издание вышло в Петербурге в феврале 1717, имело большой успех, и в том же году было переиздано дважды, а затем в течение XVIII столетия переиздавалось многократно. "Зерцало" было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления. В 1-й части книги были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные наставления. Вторую часть книги составляли правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Следует отметить, что в большинстве современных учебников даются выдержки из "Зерцала" и вопросы к ним. Однако данный источник можно более широко использовать для учащихся среднего звена.

Другим важным пособием на всю первую половину XVIII века определившим начальное образование, стал букварь Феофана Прокоповича "Начальное учение отроком". По этому букварю учились дети во всех светских и духовных школах первой половины 18 века. В букваре Прокопович высказывает прогрессивные взгляды на обучение и воспитание детей, при этом текст книги отличает простой и понятный стиль изложения, а содержание букваря располагает к осмысленному и углубленному чтению. На протяжении всей жизни Феофан Прокопович совершенствовал свои знания (в языках, философии, науках) и призывал других к постоянному учению, так как считал, что "прямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своем, но не перестает никогда учиться".

Изучение различных образовательных проектов позволяет увидеть вклад частных лиц в развитие просвещения в первой четверти XVIII века. Интерес представляет "Пропозиция" Ф.С. Салтыкова, в которой изложен план распространения в России женского образования, а также создание в каждой губернии библиотеки. И.Т. Посошков в "Книге о скудости и богатстве" и сочинении "Завещание отеческое к сыну" изложил прогрессивные идеи о необходимости обучать народ грамоте, создавать школы, печатать книги на русском языке, упростить церковнославянский алфавит. По его мнению, надо издать закон, обязывающий помещиков учить крестьян, потому что грамотные крестьяне принесут больше пользы и помещику и государству. "...Паки немалая пакость крестьянам чинится и от того, что грамотных людей у них нет. Аще в коей деревне дворов двадцать или тридцать, а грамотного человека ни единого у них нет, и какой человек к ним не приедет с каким указом или и без указу да скажет, что указ у него есть, то тому и верят и оттого приемлют себе излишние убытки, потому что все они яко слепые ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указу приехав, пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, айв поборах много с них излишних денег емлют, и оттого даровой приемлют себе убыток.

И ради охранения от таковых напрасных убытков, видится не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои десяти лет и ниже, отдавали дьячкам в научные грамоты и, науча грамоте, научили бы их и писать. И чаю, не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне без грамотного человека. <…> А егда грамоте и писать научатся, то они удобнее будут не токмо помещикам своим дела править, но и к государственным делам угодны будут. Наипаче же в сотские и в пятидесятские вельми будут пригодны и никто уже их не изобидит и ничего с них напрасно не возьмет".

Подводя итоги второй части работы, необходимо подчеркнуть значение работы с письменными историческими источниками

Развитие культуры и просвещения в России в эпоху Петра I

Введение

Данная работа посвящена развитию культуры и просвещения в России в эпоху правления Петра I (1672 – 1725), годы царствования – 1682 – 1725. эпоха правления Петра – это переломная эпоха в истории России. В это время Россия проходила всеобъемлющий процесс модернизации и вестернизации, приобщения к европейским культурным ценностям и образцам, процесс вхождения в ряды ведущих европейских держав.

Процесс модернизации, процесс реформирования никогда не бывает простым и лёгким. Он связан с переустройством не только внешних форм жизни, быта, человеческого общежития, что и само по себе нелегко даётся людям, особенно в традиционном обществе, каким, несомненно, было общество Московской Руси в XVII веке, но и затрагивает сознание, мировоззрение людей, их как сейчас принято говорить, ментальные установки, их духовные, нравственные ценности, их представления о сущем и должном. И эти представления и мировоззренческие установки отливаются в определённые формы культуры, меняющиеся, как правило, очень медленно от эпохи к эпохе и представляющие собой некоторый специфический культурный код нации. Формы образования, познания мира – это всё формы очень устойчивые.

Петровские реформы перевернули весь строй, весь уклад русской жизни. Вызванные к жизни первоначально военными потребностями войны со Швецией, реформы, разворачиваясь вширь и вглубь, затронули почти все стороны русской жизни, переделав и «перемолов» Россию, сотворив из Московской Руси Российскую империю, перековав русского человека в длиннополом платье в лощёного европейца в европейском костюме - хотя бы только дворянина и только по виду. Но ведь культура начинается с верхов общества и постепенно распространяется ниже, тем более в глубоко сословном обществе, каковым и была тогдашняя Россия. Другой высокая культура, кроме как обращённой к верхам общества, быть тогда и не могла – и не только в России, но и в самой Европе. Но – через сто лет после Петра, и благодаря Петру, русская культура породила Пушкина – гениальный, непревзойдённый синтез элитарной и народной культуры. «Мельница истории мелет медленно, но верно». Мельница русской истории, заведённая Петром, смолола золотое зерно Золотого века русской культуры. Именно в этом – величайшая заслуга царя-реформатора.

В этой работе мы останавливаемся только на некоторых сторонах петровских культурных и образовательных реформ – на положении школы в эпоху Петра, состоянии печати и книжного дела и учреждении Академии наук. Образование, наука, книжное дело – вот три кита, на которых и держится, на наш взгляд, и поныне, культурная традиция не только России, но и любой страны, желающей быть просвещённой, современной, сильной и благоприятной для жизни граждан.

1. Развитие школы в эпоху Петра I

Задача европеизации и модернизации России, поставленная Петром Великим, потребовала усиленного внимания к делу развития образования и просвещения в России. До эпохи Петра Россия, по сути, не имела системы школьного образования. Военные и политические задачи, решаемые Россией в Петровское время требовали большого количества грамотных образованных людей, особенно в сфере технических, прикладных и военных знаний. Пётр I решал задачу образования в России двояким способом. Во-первых, посылкой молодых людей на учёбу за границу, в страны Западной Европы, особенно в Голландию и Англию, более всего – для обучения военно-морскому делу и кораблестроению. Во-вторых, организацией в Москве, а потом и в Петербурге специальных школ для обучения молодых людей «разного рода наукам», особенно – военным и военно-морским наукам.

1701 году в Москве, в палатах Сухаревой башни, была учреждена «Школа математических и навигационных наук», где приезжие англичане стали обучать «добровольно хотящих, или же с принуждением набираемых» молодых людей «математическим и навигацким, то есть мореходным, хитростным искусствам» (1). В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию плоскую и сферическую, навигацию, морскую астрономию, и преподавали краткие сведения из области географии. Для подготовки учеников к слушанию этих курсов при школе были устроены два начальных класса, из которых тот, где учили читать и писать по-русски, назывался русской школой, а тот, е проходили начальный счёт, именовался «цыфирной школой». Кроме перечисленный дисциплин, в школе преподавалась для желающих «рапирная наука», то есть фехтовальное искусство.

Ученики навигацкой школы проходили все науки, назначенные им, последовательно. Определённого времени для экзаменов, переводов с курса на курс, выпусков не было, и учеников переводили из одного отделения в другое, или, как тогда говорили, «из одной науки в другую», по мере выучки; выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию различных ведомств. На освободившиеся места немедленно принимали или набирали новых учеников. Учение приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги – чем дальше продвигался по службе ученик, тем больше он получал.

При поступлении в школу ученикам давались под расписку книги и учебные пособия, которые они по окончании курса обязывались вернуть в целости и сохранности. Из математических книг выдавали «Арифметику» Л. Магницкого, логарифмы и книги «морских хартин», то есть атласы, а из учебных пособий – аспидные доски, «каменные перья», то есть грифели, карандаши, но бумагу ученики должны были покупать свою. Из математических инструментов навигаторы получали различные линейки – шкалы, радиусы, инструменты для определения времени по звёздам, для определения широты и долготы, различные циркули. Часть инструментов выписывалась из-за границы, а часть изготовлялась дома, при школе, в особой мастерской старшими навигаторами.

Ученики жили частью в школе, частью в наёмных квартирах неподалёку от школы. Надзирателем над учащимися был первый русский математик, автор первого руководства в арифметике, Леонтий Магницкий, на котором, собственно говоря, и лежало всё преподавание. В 1711 году, когда число учеников выросло до четырёхсот с лишним, в помощь Магницкому для наблюдения за школярами было велено выбрать из учеников «десятских добрых людей, и всякому из них смотреть в своём десятке или отделении, чтобы школьники не пьянствовали и от школы самовольно не отлучались, драк ни с кем и обид никому ни в чём не чинили» (2).

Ученики навигационной школы служили не только во флоте; в указе Петра 1710 года было особенно подчёркнуто, что «школа оная не только потребна к единому мореплаванию и инженерству, но и артиллерии и гражданству». (3). Окончившие школу отправлялись для продолжения науки «за море», то есть за границу, или же назначались сразу на службу во флот, «к бомбардирскому делу», «к инженерству», куда в 1711 году было определено 170 человек, к архитектурным и геодезическим делам, «в артиллерию». Когда стали учреждаться школы в городах при архиерейских домах и монастырях, учителями туда стали назначать тех же навигаторов. Кроме преподавания науки, учителя школы требовались к делу каждый по своей специальности: им поручалось рассматривать со стороны пригодности для перевода математические и навигацкие книги; в 1709 году они должны были изготовить и прислать в Воронеж трубы для наблюдения затмения Солнца, вычислить самоё время затмения и сделать рисунок затмения; всеё школе, ученикам и учителям, было поручено проложить линию дороги от Москвы до Петербурга.

В 1712 году по типу навигацкой школы в Москве были основаны ещё две школы: инженерная и артиллерийская.

Кроме этих школ, возникших в Москве, большое значение приобрела медицинская школа, основанная в 1706 году в Москве при госпитале за Яузой. Главным доктором и преподавателем в этой школе был Николай Бидлоо, очень опытный и знающий хирург, собравший около себя 50 человек учеников из русских. Курс учения в медицинской школе длился около пяти лет, а Бидлоо в одном из донесений царю очень хвалил успехи своих учеников в медицинских науках. В 1719 году было велено набрать из школы Бидлоо человек тридцать и отдать их в науку лекарского искусства царскому лейб-медику Блюментросту в Петербург. Первым доктором из русских был П.В. Постников, ещё в 1692 году отправленный в Италию, в Падуанскую академию, для изучения медицины.

Кроме казённых школ высшего типа, ставящих своими целями приготовление из своих учеников знающих техников-специалистов, в Москве в 1700-ых годах зарождается частная, общеобразовательная школа. В июле 1701 года ректор школы при немецкой церкви в Ново-немецкой слободе Николай Швимер был назначен в Посольский приказ переводчиком шведского, латинского, немецкого и голландского языков, причём он должен был учить тем же языкам и «русских всяких чинов людей и детей, кто к тому учению ему будут даны, и учить с непрестанным прилежанием» (4). В ноябре 1701 года Швимеру дали русских учеников и он начал их учить латинскому и немецкому языкам. Через год Швимер дал хороший отзыв об успехах своих учеников, которых у него было шесть человек. Всё это были, по его отзыву, «ребята добрые, изрядные, радетельные и учителю послушные» (5).

В 1703 году школа Швимера была закрыта, и его ученики были отданы новому учителю, пастору Эрнсту Глюку. Это был знаменитый мариенбургский пастор Глюк, взятый в плен войсками фельдмаршала Б.П. Шереметева, и присланный Шереметевым в Москву. Именно в доме Глюка была в услужении Марта Скавронская, ставшая позднее женой Петра I и русской императрицей Екатериной I. Глюк был человек очень деятельный и образованный, прирождённый проповедник и борец за просвещение. Для школы Глюка были отведены в Москве, на Покровке, палаты умершего боярина В.Ф. Нарышкина. 25 февраля 1705 года был объявлен царский указ: «Для общей всенародной пользы учинить на Москве школу на дворе В.Ф. Нарышкина, на Покровке, а в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилого и купеческого чина детей их, которые своею охотой приходить и в ту школу записываться станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных разных языков и философской мудрости» (6).

От себя Глюк написал особое «приглашение к российским юношам, аки мягкой и к всяческому изображению угодной глине». Он, в частности, писал: «Врата умудрения ныне отпираются, сиречь врата к торговле добрых наук» (7).

Эрнст Глюк скончался в мае 1705 года, но его школа продолжала существование. Ученики собирались в школе уже около 6 часов утра, но собственно обучение начиналось около 8 часов. Начинали с того, что читали отрывки из Нового Завета. С 9 до 10 часов в разных классах изучали “Orbis pictus” Яна-Амоса Коменского, с 10 до 11 часов изучалась грамматика, Корнелий Непот, изучение постройки фраз и вокабулы; с 11 до 12 часов изучались немецкий и французский языки; в 12 часов наступало время завтрака. С 1 до 2 часов дня время посвящалось правописанию и приготовлению уроков; с 2 до 3 часов – письменные упражнения по немецкому и латинскому языкам и каллиграфия; с 3 до 4 часов читался Вергилий и Корнелий Непот, преподавалась арифметика; с 4 до 5 часов младшим преподавали французский язык; с 5 до 6 часов был урок истории и приготовление домашних заданий. Ученики, которых было самое большое около 50 человек, жили частично при школе, частично на частных квартирах.

Частные школы общеобразовательного характера возникали и в других городах. Так, в Казани в 1709 году держал школу арифметический учитель Лука Юргенс, а иностранка Гаоме имела школу для девочек.

Таким образом, в 1700-ых годах в Москве были уже школы трёх типов: 1) высшая богословская – Славяно-греко-латинская академия, основанная ещё в 1687 году; 2) высшая техническая – навигацкая; 3) общеобразовательная гуманитарная – гимназия Глюка.

В 1715 году в судьбе этих школ наступают перемены. В 1715-1716 году ученики гимназии Глюка частично переведены в Петербург, а частично посланы за границу. Навигацкая школа была переведена также в Петербург, поближе к морю, правда не вся, а только старшие классы, из этих классов в Петербурге 1 октября 1715 года была образована Морская академия, по отношению к которой московская навигацкая школа становилась подготовительным учебным заведением. В Морской академии предполагалось держать 300 учеников, а в Навигацкой школе – 500 учеников. Но скоро и при академии были открыты подготовительные классы – «русская школа» и «цыфирная школа». В академии проходились в основном математические науки: арифметика, начала алгебры, геометрия и тригонометрия, и морские: морская астрономия, навигация и морская съёмка. Арифметику проходили по учебнику Магницкому, очень тяжёлому в изложении. При этом все определения заучивались наизусть. Тогдашние учебники были составлены по образцу катехизисов – в вопросах и ответах, и от учеников требовалось, чтобы они заучивали наизусть и вопросы и ответы.

Обе академии, Морская в Петербурге и Славяно-греко-латинская в Москве, послужили двумя исходными пунктами для целой сети низших школ по городам Российского государства. В том же году, когда из старших классов Навигацкой школы была сформирована Морская академия в Петербурге, было издано царское повеление разослать в губернии по два ученика школы, выучивших геометрию и географию, «для науки молодых робяток из всяких чинов людей» (8). В 1716 году открыты были школы в 12 городах, а к 1722 году школы существовали уже в 42 городах; так как в этих школах обучали по преимуществу арифметике и геометрии, то их стали называть «цыфирными школами». Цыфирные школы предназначались для обучения «робяток» из всяких чинов людей, туда стали приказывать идти учиться всем, но, конечно, это приказание не исполнилось. В 1720 году посадские люди (то есть горожане) были освобождены от обязательного учения, а так как дворянских детей брать в цыфирные школы было запрещено ещё в 1716 году, то в этих школах стали учиться дети солдат и дети приказных людей (то есть мелких чиновников). Высшая наука всё больше определялась как достояние дворянства: раз от дворян требовалась непрестанная служба, то стало естественным, что для этого нужна и большая подготовка. Если в первое время, когда ещё мало дворян с охотой поступали в школу и на службу, правительство охотно принимало в науку людей всех сословий, то потом, к 1715 году, когда более-менее установился весь распорядок «шляхетной» (дворянской) жизни, и дворянин, обязанный всю жизнь служить, должен был начинать свою службу со школьной выучки, высшая петровская школа стала сословной, по преимуществу дворянской школой.

Кроме цыфирных школ, в некоторых городах возникли школы, известные под названием «адмиралтейских русских». Такие школы были в Петербурге при Адмиралтействе, а также в Кронштадте, Ревеле, Казани, Астрахани, Сестрорецке и на адмиралтейских заводах. Они были основаны, чтобы «плотничьих и прочих мастеровых людей детей обучать грамоте и цифири и планс-геометрии, дабы потом могли добрыми мастеровыми быть» (9). Учили в этих школах сначала азбуке и молитвам по букварю, потом читать часослов и псалтирь, затем следовало обучение письму, а в некоторых проходили ещё арифметику и геометрию, так что программы этих школ сливались с программой цифирных школ.

В 1721 году, когда был издан Духовный регламент (законодательство относительно духовенства и православной церкви), архиереи прочли в нём обязательное для них правило, обязывавшее их открыть школы при своих домах «для детей священнических или прочих, в надежду священства определённых» (10). Всё устройство преподавания в архиерейских школах направлено было к тому, чтобы воспитывать будущих духовных служителей, и, таким образом, эти школы также сразу начали приобретать сословный характер. За первые пять лет после издания Духовного регламента было открыто около 50 школ, так что к последнему году царствования Петра Великого почти в каждом значительном городе образовались по две школы: одна духовная при епископском доме, другая – светская, цифирная.

Так в России возникла школа, как нужное государству учреждение, государством же покровительствуемое и идущее к цели, поставленной государством. Особенностью школы петровских времён является то, что эта школа, в общем и целом, не ставила себе задачей цели воспитания и общего образования. Она возникла и создавалась прежде всего как школа техническая, преследующая цель определённой выучки в области тех знаний, которые были нужны государству. А государству были нужны прежде всего мастера и техники всякого рода – корабельные инженеры, артиллеристы, просто инженеры, мореходы, опытные офицеры; к этой службе школа и готовила юношество. А так как на службы разных видов брались и должны были служить люди определённых общественных слоёв, то петровская школа явно становилась сословной, предназначенная для высших, привилегированных, сословий – дворянства и духовенства.

Общеобразовательное значение петровская школа приобретала лишь постольку, поскольку тогдашняя техническая выучка основывалась на общих принципах науки и знания. В архиерейских школах общеобразовательный элемент был шире, в цифирных школах – у же; практически же Пётр требовал от школы знающих известные отрасли профессионалов, говоря по-современному - «узких специалистов». Правда, царь имел в виду не только удовлетворение узкопрактических нужд для пользы армии и государственного аппарата, но и строил более широкие планы о «насаждении наук» в России.

  1. Учреждение газеты, печать и книжное дело при

Петре Великом

Желанием царя, чтобы люди «смотрели и учились», было вызвано к жизни и такое могучее орудие и средство влияния на умы людей (в хорошем и дурном смысле), как пресса – газеты и журналы. Для Петра пресса была мощным инструментом просвещения народа. Ещё при царе Михаиле Фёдоровиче в Посольском приказе стали составлять для государя и его приближённых выписки из иностранных газет. Это были рукописные «Куранты» для избранного круга. Петр приказал печатать куранты для распространения в народе по образцу западноевропейских газет. В декабре 1702 года был издан царский указ о том, что «по ведомостям о воинских и о всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты» (11).

«Ведомости», или, как их продолжали называть, «Куранты», стали выходить в январе 1703 года. Первый номер первой русской газеты был выпущен в количестве всего 1000 экземпляров, состоял из четырёх страничек по 27 строк в каждой и был отпечатан славянскими (церковнославянскими) буквами. На четырёх небольших страничках были помещены: местные московские известия о состоянии школ «штюрманской» и других, о количестве родившихся в Москве «мужеска и женска» пола человек, о положении дел погибшей под Нарвой артиллерии, затем шли краткие известия из Казани, Сибири, Олонца, Нарвы. Из Львова сообщали о польско-казацких делах, а из Амстердама – тамошние сведения о русских войсках и кораблях в Архангельске. «Ведомости» были помечены 2 января 1703 года, а, например, известия из Нарвы относились к 13 ноября 1702 года, а из Амстердама – к 10 ноября 1702 года. Всего в 1703 году вышло 39 номеров газеты.

Пётр сам выбрал известия для опубликования и сам держал корректуру первого номера первой русской газеты. Он и впоследствии заботливо следил за первыми шагами своего детища: сам отмечал в иностранных газетах известия, пригодные для перевода, сам просматривал приготовленный для печати материал, делал выборки из него и правил корректуру набора.

На своё газетное предприятие Пётр Великий сознательно возложил большую культурную работу. «Ведомости», по мысли царя, должны были не только проводить и распространять новые знания в народе, но и, постоянно знакомя русских людей с иностранной жизнью, тем самым способствовать их сближению с образованным Западом, убедить русских людей не чураться «немца». Печатая в «Ведомостях» свои указы, Петр думал тем самым ближе и лучше знакомить подданных со своими планами и намерениями.

«Ведомости» Петра Великого, действительно, стали живым отражением своего времени, надежд и стремлений преобразователя. На первом плане в первых русских «Ведомостях» стояли, конечно, военные известия и внешнеполитические известия. Это и понятно: ведь «Ведомости» стали издаваться в самые тяжёлые годы Северной войны 1700 – 1721 годов.

В «Ведомостях» печатались также списки книг, вышедших за границей и в России, и известия о любопытных явлениях природы, сопровождавшиеся такими, например, замечаниями (относительно солнечного затмения в 1706 году): «Сие затмение, когда солнце на большую часть помрачится, у нас (если небо светло) с великим удовольствием и страхом больше двух часов видимо будет» (12).

Очень любопытными в «Ведомостях» были известия об общественной жизни того времени. Например, описание торжеств в Москве в ноябре 1703 года, по случаю взятия Шлотбурга, Ямбурга и Копорья, или описание увеселений в Петербурге в 1719 году, когда была «гульба в вертограде царском, где же все чувства насладилися» (13).

Таким образом, первая русская газета точно соответствовала соему заглавию, действительно была «Ведомостями о военных и иных делах, достойных памяти и знания, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Но, кроме того, газета была для Петра способом разговора с народом. «Ведомости» сообщали русским читателям множество интересных для них сведений, давали новые понятия, представления, знания, знакомили с ходом текущих дел, внутренних и внешних.

Очень вырос и обновился при Петре Великом книжный рынок. Вероятно, не осталось в Петровское время ни одной из известных тогда отраслей наук без одной, двух или более переведённых книжек, почти всегда удачно и хорошо выбранных. Переводились книги не только нужные для разных прикладных знаний, но и касавшиеся самых общих тем. Русский историк и библиограф XIX века П.П. Пекарский составил каталог из 591 книги, изданных в России в правление Петра I, но и этот список, вероятно, не самый полный.

Пётр не ограничивался тем, что только выбирал с чужого голоса книгу и приказывал её переводить и печатать, но он находил время следить за самой работой перевода и издания полюбившейся ему книги. В 1709 году Иван Зотов, переводивший книгу «о фортификации манеры Блонделевой», получил от царя такое наставление: «В книжке, которую переводите, остерегайтесь в том, дабы внятнее перевесть особливо те места, которые учат как делать» (14). Одной из любимых книг Петра была книга С. Пуффендорфа «Введение в историю европейских народов», которую царь хотел видеть непременно переведённой на русский язык и велел переводить её около 1716 года, когда начинал свои реформы управления и гражданские реформы. Рассказывали, что когда переводчик принёс Петру свою работу, царь жадно схватил рукопись и стал перелистывать её, разыскивая какое-то место. Он искал ту страницу, где Пуффендорф довольно резко выражается о московских людях и порядках. Но переводчик частично опустил, а частично смягчил резкие выражения оригинала. Петр, не найдя того, что ему было нужно, отбросил рукопись и, нахмурившись, сказал переводчику: «Дурак! Что я тебе велел сделать? Перевести книгу! А ты разве перевёл? Поди и сделай, что тебе было приказано!» (15). (Позднее, при императрице Анне Ивановне, этот точный перевод отбирали, и книга Пуффендорфа стала запрещённой).

С 1708 года книги стали печатать новым, так называемым гражданским шрифтом, сменившем прежний церковнославянский шрифт. Это изменение возникло самим ходом вещей, из практики печатного дела. Кроме России, Пётр печатал русские книги за границей, в Амстердаме, и там натолкнулся на трудность, которую составлял набор церковнославянскими литерами (буквами) для наборщиков-иностранцев. Русский церковнославянский шрифт был настолько неудобен для голландцев, что они невольно начали его латинизировать. Некоторые славянские буквы в своих общих очертаниях были приближены голландскими словолитнями к латинским, резкие углы были несколько сглажены, исчезли утолщения, и литеры приобрели округлость и лёгкость, совершенно ранее несвойственную московской церковной печати.

Во время своих заграничных поездок Пётр часто держал в руках книги иностранной печати и, как прирождённый техник и человек дела, не мог не оценить достоинств и технических удобств латинского шрифта в сравнении с трудным и тяжеловесным славянским шрифтом. Приблизить своеобразный прямоугольный шрифт русских книг к общепринятому круглому подвижному шрифту латинского Запада стало естественным желание Петра. Среди самого разгара Северной войны Пётр начал составлять образцы нового шрифта. К 1708 году были уже готовы сделанные в Голландии и в России новые шрифты.

1 января 1708 года Пётр I издал указ о начале печатания книг новым шрифтом. В одном документе, относящемся к московской типографии, записано: «По оному указу в той типографии печатанием начались января с 14 числа того 1708 года на русском языке предписанными новоизобретёнными амстердамскими литеры разного звания гражданские книги, а том числе геометрия да азбука» (16). Первой книгой, отпечатанной гражданским шрифтом, была «Геометриа славенски землемерие». Книга печаталась в течение двух месяцев, вышла в свет в марте 1708 года и представляла собой большой том в 283 страницы с гравюрами и 135 чертежами на отдельных листах.

Новый шрифт установился постепенно, и Пётр не раз впоследствии производил изменения в составе и количестве букв русского алфавита. Только к 1710 году установилось некоторое единообразие шрифта – после того, как царь ещё раз тщательно просмотрел оттиски букв, окончательно исправил то, что было неудачно, и решительно откинул то, что казалось ненужным. На собственноручно исправленном оттиске алфавита Пётр написал: «Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги» (17).

Новые книги, напечатанные новым шрифтом, несли в жизнь русских людей петровских времён новую науку, новые знания, более того – новое миросозерцание, которые отодвигали в глубь прошлого – и устаревшего – всё то, что считала знанием и образованностью Московская Русь. «Так и типографский шрифт, - писал В.О. Ключевский, - подобно покрою платья, становился показателем известного порядка идей и знаний, символом миросозерцания» (18).

Разумеется, не сразу, но ясно и определённо новая школа и новая книга изменяли умственный – во многом и моральный – облик русских людей, прошедших петровскую школу и научившихся читать и ценить новые европейские книги, применять новые знания на пользу обществу и государству. Потребности общества в образовании, в просвещении были ясно поняты Петром. Приобщения к европейской культуре требовала сама жизнь государства, которое устраивалось на общеевропейский манер и которое принимало всё большее участие в европейских делах. Чтобы стоять на высоте европейских дел, надо было оставаться европейцами. Европейский «дрейф» России, начавшийся ещё до Петра, при царе-преобразователе стал определённым и решительно проложенным курсом.

  1. Библиотеки, музеи и учреждение Академии наук

С развитием школ и книжного дела неразрывно связаны такие «столпы» просвещения, как библиотеки и музеи. Библиотеки и музеи – это хранители знания, сокровищницы наук, и Пётр это прекрасно понимал. Но ещё одной задумкой царя было учреждение в России Академии наук по образцу уже существующих в Европе академий и научных обществ – таких, как Лондонское королевское общество и Парижская академия наук. Могло показаться, что ещё слишком рано думать о «насаждении наук» в России, но царь думал на перспективу и, конечно, понимал, что великой европейской державе, каковой становилась Россия, не обойтись в будущем без полноценных научных учреждений и развитой науки.

В 1718 году Пётр кладёт основание библиотеке, которая к 1719 году уже так разрастается, что не помещается в Летнем дворце царя в Петербурге, и для книгохранилища было отведено особое обширное помещение. Надзирателем за книгами был поставлен некий Шумахер, которого Пётр в 1721 году отправил в Европу с поручениями по книжной и научной части. Шумахеру поручалось пригласить в Россию разных учёных, особенно знаменитого немецкого философа и естествоиспытателя Христиана Вольфа, и поговорить с ним об учреждении в Петербурге академии наук, по примеру существовавших в Париже, Лондоне и Берлине.

Ещё во время своего первого заграничного путешествия с Великим посольством в 1697 – 1698 году молодой царь впервые увидел настоящие музейные коллекции редкостей. В Европе их начали собирать с XVI века: в эпоху Возрождения возрос интерес к античности, а после Великих географических открытий – к народам других стран и континентов, и стало модным собирать коллекции древних и редких вещей. За границей любознательный Пётр покупал научные приборы, инструменты, книги, монеты, медали, античные памятники, экзотические диковинки – «раритеты и куриозные диковины», а также анатомические и зоологические коллекции. Вернувшись в Россию, царь разместил свои приобретения в Аптекарском приказе в Москве. Это первое собрание – «государев Кабинет» - и легло в основу петровской Кунсткамеры.

В 1714 году Пётр велел перевезти все экспонаты и книги своего собрания в новую столицу Санкт-Петербург. Их разместили в «Кикиных палатах» около Смольного двора. Музей назвали Кунсткамерой, то есть «Кабинетом редкостей», который был открыт для всех желающих. В это же время коллекции пополнились редкими анатомическими препаратами известного голландского анатома Ф. Рюйша, зоологическими экспонатами А. Себы, минералогическим кабинетом Готвальда и другими ценными собраниями, приобретёнными Петром во время второго путешествия по Европе в 1716 – 1717 годах. Кроме того, в 1718 году Пётр издал указ о доставке в Кунсткамеру всего, что может быть найдено или появиться в России из области «раритетов, монстров и куриозите» (19).

Немецкий философ Г. Лейбниц, состоявший в переписке с русским царём, помогал Петру вырабатывать теоретические, концептуальные основания для первого русского музея: он должен был не только удовлетворять любопытство, но и служить целям просвещения и стать «домом наук». В 1718 году началось строительство специально здания для музея на Васильевском острове. Здание, в котором Кунстакмера находится и сейчас (ныне – Музей антропологии и этнографии), было окончено уже после смерти царя, и музей был открыт в 1728 году в составе Кунсткамеры и Библиотеки, вошедших в состав только что созданной Академии наук. Это был первый в России научный и учебно-просветительский комплекс, отражавший состояние наук того времени.

Петр часто навещал свою Кунсткамеру и даже давал в ней аудиенцию иностранным послам. Он очень хотел, чтобы музей посещался возможно большим количеством людей, и отклонял предложения сделать вход в Кунсткамеру платным: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились. Надлежит охотников приучать, потчевать и угощать, а не деньги с них брать!» (20). Пётр распорядился, чтобы посетителям Кунсткамеры предлагали прохладительные напитки, чай и кофе, на что определил особую сумму денег.

Одним из важнейших деяний Петра Великого в деле просвещения и развития культуры в России было учреждение Академии наук. По сию пору Российская Академия наук – старейшее из ныне действующих научных учреждений России – остаётся центром и средоточием фундаментальной науки в России, одним из крупнейших научных учреждений мира.

Указ об учреждении Академии наук, подписанный Петром 28 января 1724 года, то есть ровно за год до его смерти, отчётливо объяснял, для чего создаётся академия, почему она устроена с университетскими курсами и гимназией, и какова её задача в государственной жизни. Указ гласил: «Учинить академию, в которой учились бы языкам, так же прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги…Понеже ныне в России здание к возвращению художеств и наук учинено быть имеет…надлежит, смотря по состоянию здешнего государства…такое здание учинить, через которое не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и чрез обучение и размножение оных польза в народе впредь была. При заведении простой академии наук обои намерения не исполнятся, ибо хотя чрез оную художества и науки в своём состоянии производятся и распространяются, однако ж оные не скоро в народе расплодятся, а при заведении университета меньше того, ибо когда рассудить, что ещё прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы молодые люди началам обучиться и потом выше градусы науки восприять и угодными учинить себе могли, то невозможно, дабы при таком состоянии университет некоторую пользу учинить мог. И тако потребнее всего, чтобы здесь такое собрание заведено было, ежели б из самолучших учёных людей состояло, которые способны суть: 1) науки производить и совершить, однако ж тако, чтоб они тем наукам 2) молодых людей публично обучали, и чтоб они 3) некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первый фундамент всех наук паки обучать могли. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великой пользой чинило, что в других государствах три разных собрания (академия, университет, гимназия) чинят» (21).

Академия наук была открыта уже после смерти Петра Великого, в 1725 году. Первым президентом академии был назначен лейб-медик царя Л. Блюментрост. Академики в основном были выписаны из Германии и Швейцарии, и среди них были и такие выдающиеся учёные, как Даниил Бернулли и Леонард Эйлер. Конечно, не всё задуманное царём-преобразователем воплотилось в жизнь. Академические университет и гимназия скоро захирели – не было учеников, и даже студентов стали выписывать из германских княжеств. Потребности в образовании осознавались в русском народе – и даже в высших его сословиях – туго и медленно, и должно было пройти не одно поколение, прежде чем образование и просвещение стали настоятельной необходимостью для русских людей. От Петра I через Ломоносова и Сперанского к Лобачевскому и Менделееву – такой тернистый, но и блистательный путь должна была пройти русская наука, начало которой положил деятельный государь.

Заключение

Мы осветили несколько направлений культурных и просветительских реформ Петра Великого – реформу школьного дела, учреждение Академии наук, преобразования в области печати, книжного дела и в учреждении музеев.

Очевидно, что во всех реформах Петра несомненен большой элемент импровизации, экспромта, даже случайности. Это и неудивительно – царю приходилось действовать в очень тяжёлых, жёстких условиях длительной изнурительной войны, постоянно отвлекаясь на другие многочисленные нужды и дела. Культурные реформы Петра были, некоторым образом, реформы «с колёс», реформы «мимоходом». Тем удивительнее их эвентуальная длительность.

Школьная система, основы которой были заложены в петровское время, была расширена и реорганизована в правление Екатерины II и просуществовала до начала XX века, а в некоторых чертах – и до нашего времени (классно-урочная система Коменского). Гражданским шрифтом, введённым Петром, мы пользуемся до сих пор. Любой грамотный человек без особого труда прочтёт любую русскую книгу, изданную этим шрифтом с начала XVIII века (тогда как для чтения книг, напечатанной церковнославянским шрифтом, требуется специальная подготовка). Академия наук существует и доныне, являясь крупнейшим научным учреждением России и, пожалуй, старейшим из существующих институтов российского общества (кроме православной церкви).

Реформы «с колёс» принесли, может быть, не скорые и не сразу очевидные, но многовековые и пока неиссякающие плоды. Сохранится ли эта плодоносность насаждений великого и неутомимого царя и впредь – зависит от нас, от ныне живущих и будущих поколений граждан России.

Примечания

  1. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990. С. 477 (Репринтное воспроизведение издания 1914 года).
  2. Там же. С. 479.
  3. Там же. С. 480.
  4. Там же.
  5. Там же. С. 481.
  6. Там же. С. 482.
  7. Там же.
  8. Там же. С. 486.
  9. Там же. С. 488.
  10. Там же.
  11. Там же. С. 494.
  12. Там же. С. 497.
  13. Там же. С. 497 – 498.
  14. Там же. С. 502 – 503.
  15. Там же. С. 503.
  16. Там же. С. 504.
  17. Там же. С. 506.
  18. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2009. С. 908 (Лекция LXIX).
  19. Князьков С. Указ. соч. С. 492.
  20. Там же. С. 493.
  21. Там же. С. 501.

Список источников и литературы

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
  2. Анисимов Е.В. Пётр I: рождение империи / Вопросы истории. 1989. № 7.
  3. Брикнер А.Г. История Петра Великого. М., 2007.
  4. Водарский Я.В. Пётр I. / Вопросы истории. 1993. № 6.
  5. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993.
  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2009.
  7. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990 (Репринтное воспроизведение издания 1914 года).
  8. Краткая Российская энциклопедия. М., 2003. Том 2.

Введение…………………………………………………………стр. 1

  1. Развитие школы в эпоху Петра I………………………...стр. 2
  2. Учреждение газеты, печать и книжное дело

при Петре Великом………………………………………стр. 7

  1. Библиотеки, музеи и учреждение

Академии наук……………………………………………стр. 10

Заключение……………………………………………………...стр. 13

Примечания……………………………………………………..стр. 14

Список источников и литературы……………………………..стр. 15


Была направлена к тому, чтобы открыть для его государства возможность просвещения. Стремление к морям, сближение с иноземцами, переделка внутренних порядков на европейский лад – все это имело целью усвоить Руси блага общечеловеческой культуры. Вся работа Петра точно соответствовала тому девизу, который был вырезан на одной из частных печатей Петра Великого: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». Именно потому, что вся жизнь, личная и общественная, для Петра была сплошным учением и усвоением полезных знаний и навыков, самая наука представлялась Петру прежде всего с практической ее стороны. Выучиться чему-нибудь необходимо было для жизни, для дела, для того, чтобы тотчас приложить знание на практике. Дворянин должен был знать грамоту и счет – для пользы службы, к которой он готовился смолоду. Для пользы службы надо было дать служащим техническую выучку. Так возник при Петре ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностранным языкам, по математике, морскому делу, инженерному делу, счетоводству и т.д. Узкопрактический характер этого элементарного обучения создал общее мнение, что просвещение при Петре было исключительно утилитарным, руководилось только соображениями практической пользы.

Но Петру очень свойственна была мысль о необходимости просвещения и науки вообще. Он принимал меры и к тому, чтобы, независимо от надобностей данной минуты, вообще поднять культурный уровень общества. Для этого, например, Петр заботился о переводе с иностранных языков разного рода полезных книг и об издании их в свет. Переводить он приказывал общедоступным разговорным языком, а не высоким славянским книжным слогом. Печатать же книги Петр приказывал новым упрощенным шрифтом («гражданской азбукой»), причем сам придумал форму этого нового шрифта. Для распространения в обществе политических сведений и новостей, а также разного рода правительственных извещений Петр начал издавать в Москве «Ведомости о военных и иных делах» (1703). Эти «Московские Ведомости» были первою русскою газетою. В конце своего царствования Петр задумал и совершенно подготовил учреждение в Петербурге академии наук для научных исследований и обучения наукам. В эту академию были вызваны ученые из Германии в надежде, что они со временем подготовят и русских ученых.

Петр думал не только об образовании, но и о воспитании русских людей, о создании новых форм общественности и сближении русских нравов и обычаев с европейскими. Перемена костюмов и причесок была первым шагом в этом направлении. Чтобы научить, как держать себя в обществе по-европейски, учтиво и прилично, Петр приказал перевести и напечатать особое руководство хорошего тона: «Юности честное зерцало или показание житейского хождения». Петр охотно устраивал разного рода публичные церемонии и праздники, показывая народу образчики общественных торжеств на европейский лад. В особенности любил он уличные маскарады, состоявшие из мифологических и этнографических шествий и картин, и сам лично принимал участие в этих шуточных торжествах. (Надобно, впрочем, заметить, что по грубости нравов той эпохи подобные торжества иногда переходили в мало назидательный разгул.) Самым же оригинальным средством перевоспитать общественные нравы при Петре явились «ассамблеи ». Это были публичные собрания, которые, по приказанию царя, устраивались по известной очереди в домах знатных и богатых людей. На ассамблеи все дворяне и знатные горожане могли являться без зова со своими семьями. Петр желал, чтобы от ассамблей не уклонялись, и потому на ассамблею многие ездили и возили своих жен и дочерей иногда и против воли. Самая ассамблея состояла в том, что гости беседовали, танцевали, играли в разные игры, пили и ели. Церемоний при этом не было, и хозяева даже не встречали гостей.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.

Страница из "Арифметики"

Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.



Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,

Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий

и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.

Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Реформа культуры Петра I — комплекс законов и преобразований касающихся развития культурной сферы русского общества, проведенный за время правления Петра I в Русском царстве и Российской империи в 1762-1725 годах.

Полный список реформ Петра I в области культуры можно изучить в таблице ниже.

Реформы культуры Петра I Великого

Таблица
«Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»

Год/Событие Причины и цели Суть и содержание
Начало 1690-х

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Высмеивание церконых традиций и обычаев, разврат, пьянство. Учрежден царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ, а также пародирования обрядов католической и православной церквей
1697 11 февраля

Разрешение на продажу табака

Разрушение русских традиций, прививание европейских обычаев Именным указом Пётр I отменил запрет 1634 года на курение и продажу табака
1698 5 сентября

Указ брить и рубить бороды

Вернувшись из Великого Посольства Пётр I решил пресечь сложившиеся традиции русского общества. У самого Петра I борода не росла. Всем, кроме жителей деревень и духовенства было приказано сбрить бороды. Тех кто отказывался — брили насильно. Сам Пётр I отрубил бороды нескольким боярам пришедшим к нему
1700

Новое летоисчисление и календарь

15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января.
1700 январь

Указ «О ношении платья на манер венгерского»

Пресечение сложившихся традиций русского общества. При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте
1702

Комедиальная храмина на Красной площади

Пропаганда и агитация западного образа жизни, высмеивание русских традиций Основанный Петром государственный театр просуществовал всего несколько лет и распался в 1707 году, после того, как двор переехал в Петербург. Потом Петр опять принимал меры для создания нового театра, но безуспешно.
1714 31 января

Создание кунсткамеры

Коллекционирование уникальных предметов Петр I распорядился перевести свои коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой – кабинетом редкостей.
1718 25 ноября Организация общественных развлечений на европейский манер. Проводились во все времена года, летом - на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён. Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак.

Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I

  • Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей.
  • Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой.
  • С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими.

Кратко о сути и содержании петровских преобразований в сфере культуры

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30 лет, и послужил, среди прочих деяний, для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.

Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.

Обряд «Славления» проводящийся в рамках Всепьянейшего Собора Петра I

Разрешение на курение и продажу табака

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация. Примечательно, что еще в 1634 году царь Михаил Федорович запретил курение табака, а пойманным не единожны на данном нарушении предписывалось пороть и вырывать ноздри.

Пётр I курит во время ассамблеи

Новые правила в одежде и внешности

Указ брить и рубить бороды

Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь насильно бороду — значит оскорбить честь и достоинство человека. Однако сам Пётр I от природы не имел бороды, а всё связанное со сложившимися русскими традициями вызывало у него если не ярость, то насмешку, особенно после Великого посольства в Европу 1697-1698 годов.

Пётр I насильно стрижет бороды бояр

5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды , а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам, за разъяснениями по поводу таких вопиющих нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при заходе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой.

Указ о форме и длине верхней одежды

Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду - в январе 1700 года Петр I велел всем носить платье по типу венгерского , немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Специальные вооруженные отряды – блюстители западной моды хватали прохожих, ставили на колени и отрезали полы одежды на уровне земли.

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены.

Укорачивание русских кафтанов на заставе. С голландской гравюры И.Филипса начала XVIII века

Согласно новой моде женщины должны были носить широко и глубоко декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).

«Эко чучела!», рисунок С. С. Соломко.

Новое летоисчисление и календарь

По старому стилю 15 декабря 7207 года от сотворения мира в Звездном храме, был издан указ царя Петра «с сего числа перестать дурить людям головы». Согласно указу, после 31 декабря 7207 года наступит 1 января 1700 года, и именно 1 января, а не 1 сентября, как прежде, следует считать началом Нового года. Произошло очередное «урезание» более чем десяти тысячелетней истории русского народа.

Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.

Создание общественного театра

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Создание кунсткамеры

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год Главными новшествами данных мероприятий были:

  • Разрешение на свободное посещение для женщин.
  • Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
  • Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного

Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.


Вчерашние бояре всячески пытались избежать посещения ассамблей, считая подобную затею неприличной. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «прогульщиков».

Итоги и результаты культурной реформы Петра I

  • Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились.
  • Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака.
  • «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление
  • Создан масштабный музей редкостей — Кунсткамера