Регулирование движения на военных дорогах. Сигналы и жесты регулировщика в картинках с пояснениями

На автомобильных дорогах, городских улицах и перекрестках дорожное движение могут регулировать инспектора ГАИ - регулировщики. Движение воинских колонн в городах регулируют военные регулировщики. Помощь инспекторам ГАИ в регулировании движения могут оказывать члены добровольных народных дружин, общественные автоинспектора, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожных переездах, паромных переправах и другие лица, получившие соответствующее удостоверение.

Для улучшения видимости самого регулировщика и подаваемых им сигналов (главным образом ночью) предусмотрено снаряжение - поясной и плечевой ремни, а также перчатки с крагами белого цвета. Кроме того, регулировщик может иметь жезл. Однако указания (жесты) регулировщика, если у него и нет жезла, полностью сохраняют свое значение. Члены добровольных народных дружин и общественные автоинспектора должны иметь жезл или красный флажок и нарукавную повязку.

Чтобы лучше видеть сигналы, жезл окрашивают в белый я черный (или белый и красный) цвета. Жезлы, предназначенные для инспекторов дорожно-патрульной службы, оборудуют с одной стороны светоотражательной вставкой (катафотом) красного цвета; в ночное время красная вставка, отражающая свет фар приближающегося автомобиля, служит сигналом остановки, действующим только в одном направлении по дороге, куда обращена красная вставка. Иногда жезл, изготовленный из полупрозрачного материала, оборудуют электрической лампой. Жезл может иметь круглый диск на стержне.

На пересечениях регулировщик, управляя движением транспортных средств, меняет жесты и положение корпуса, причем, в зависимости от жеста, характер основного указания, определяемого положением корпуса, может изменяться.

Когда регулировщик обращен к водителям и пешеходам правым или левым боком, руки его вытянуты в стороны (рис. 18) или опущены, безрельсовым транспортным средствам разрешается движение прямо и поворот направо, а трамваю -1 только прямо. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Поднятая вверх рука регулировщика (рис. 19) соответствует желтому сигналу светофора. Всем транспортным средствам запрещается въезжать на перекресток или другой регулируемый участок дороги. Водители, которые находились в момент подачи этого сигнала на близком расстоянии от перекрестка и не могли остановить транспортные средства без угрозы наезда на них сзади или заноса от резкого торможения, могут продолжить движение и освободить перекресток. Однако, двигаясь по перекрестку, водитель должен учитывать, что регулировщик мог поднять руку вверх, чтобы обеспечить проезд специальной машины ("скорой помощи", пожарного автомобиля и др.). Поэтому водитель, сообразуясь с обстановкой, должен либо остановиться, либо ускорить движение с тем, чтобы не. помешать проезду специального транспортного средства.

При этом сигнале пешеходам запрещается выходить на проезжую часть для перехода, а те из них, которые в момент подачи сигнала находились на пешеходном переходе, должны быстро закончить переход или остановиться на "Островке безопасности", а при его отсутствии - на середине проезжей части.

Безрельсовым транспортным средствам, трамваю, а также пешеходам движение запрещается, если регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны (рис. 20) или опущены.

Если регулировщик с вытянутой вперед рукой стоит к водителям и пешеходам грудью (рис. 21), то безрельсовым транспортным средствам и трамваю разрешается поворачивать направо. Пешеходам при таком жесте регулировщика запрещается переходить проезжую часть дороги.

Когда регулировщик обращен к водителям левым боком и вытянул вперед правую руку (рис. 22), то безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, а трамваю только поворот налево. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть по переходу, расположенному за спиной регулировщика.

Безрельсовым транспортным средствам и трамваю движение запрещается, если регулировщик обращен к водителям спиной или правым боком и вытянул вперед правую руку (рис. 23)- Пешеходам можно переходить проезжую часть со стороны правого бока за спиной регулировщика.

Когда регулировщик покачивает круглым диском с красным огнем или красным отражателем света, водители всех транспортных средств, в сторону которых направлен этот сигнал, обязаны остановиться перед регулировщиком или в месте, указанном им. Если этот сигнал подан из автомобиля, то водители транспортных средств, движущиеся сзади или навстречу, в зависимости от того, кому подан сигнал, обязаны незамедлительно съехать насколько возможно ближе к правому краю проезжей части, снизить скорость и остановиться. Трогаться с места можно только после того, как за этим автомобилем пройдет колонна сопровождаемых автомобилей.

Приложения.

Приложение 1.

1. Для подачи сигналов применяются: днём флаги двух цветов: красный (оранжевый) и белый (жёлтый); ночью - электрические фонари или переносные лампы с рефлекторами двух цветов: красным (оранжевым) и зелёным (голубым).

2. Флаги размером 30х20 см изготовляются из шерстяной материи. Древко длиной 50 см может быть деревянным или металлическим. Флаги должны содержаться в чистоте, своевременно стираться; для этого полотнище флага должно легко сниматься с древка. Флаги носятся в кожаных или брезентовых чехлах, имеющих петлю или крючок для пристёгивания к поясу.

3. Весь личный состав бронетанковых частей должен знать все установленные сигналы и уметь правильно их подавать и принимать.

4. Команды могут подаваться как одним сигналом, так и комбинацией их, например:

  • для подачи команды "УГЛОМ НАЗАД" следует подать сигналы: "Углом" и "Назад";
  • для подачи команды. "УСТУПОМ СПРАВА" следует подать сигналы: "Уступ" и "Направо";
  • для построения роты в разомкнутый строй "Линия взводных колонн" следует подать сигналы: "Развернись" и "Линия колонн"; сигнал "Линия колонн" повторяется несколько раз.

Для поворота направо или для остановки следует подать соответственно сигналы: "Направо" и "Стой"; в том случае, если необходимо выполнить одновременный поворот или одновременную остановку, то перед сигналом поворота или остановки подаётся сигнал "Все";
Для передачи команды, которая относится только к одному из подразделений, предварительно подаётся сигнал, указывающий номер подразделения: "1-е подразделение", "2-е подразделение", "3-е подразделение".

5. Изменять значение установленных настоящим Уставом сигналов и порядка их подачи воспрещается. Разрешается при необходимости временно устанавливать дополнительные сигналы для подачи их флагами, рукой, фуражкой, веткой и другими предметами.

6. Исполнение сигнала начинать с момента его подачи. Несвоевременное принятие поданного сигнала может произойти только по вине тех лиц, к которым этот сигнал относится.

Нажмите на изображение для увеличения

Приложение 2

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОЙ ПОДАВАЕМЫХ СНАРУЖИ РУКАМИ

Примечания.

1. Сигналы управления машиной снаружи подаются подаются на стоянках для постановки машины в укрытие, при погрузке и т. д.

2. Командир машины при управления движением машины снаружи становится так, чтобы водитель все время мог его видеть, но не ближе чем в 5 м от машины.

3. Каждый сигнал повторяется до тех пор, пока он не будет принят.

В наше время увидеть на дороге регулировщика с полосатым жезлом - большая редкость. А когда-то они были неотъемлемой частью городского пейзажа. Наверное, потому-что поставить человека было дешевле, чем железный столб светофора.

Вспомним, как это было.

Как утверждают исторические источники, первые регулировщики в нашей стране появились ещё царское время. В 1908 году, сначала в столице империи – Санкт-Петербурге, а затем и в Москве полицейским «на более бойких по движению улицах присвоены белые трости для регулирования движения и безопасности пешеходов».
К сожалению, снимков с дореволюционными регулировщиками я пока не нашёл. Равно как и их коллег первых лет советской власти.

Самые ранние известные мне фотографии относятся ко второй половине 1920-х гг., когда регулировщиков стало больше в связи с интенсификацией автотранспортного движения.

1926 год. Регулировщик в Москве:

1929 год. Регулировщик на Арбатской площади в Москве:

Светящаяся подставка-пенёк — это круто! На более поздних снимках такие уже не встречаются.
Заодно и ноги грела, наверное.

Зато жезлы в конце 1920-х почему-то упразднили (их вернут только перед войной).

1930е. Постовой на Зубовской в Москве:

1931 год. Ялта:

Иногда жезлы всё же встречались (очевидно, вопрос решался на местном уровне).

1932 г. Киев. Милиционер-регулировщик:

1932 г. Харьков. Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарём:

1936 г. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади в Москве:

1937 г. Киев. Милиционер регулирует движение судов на Днепре:

1941 г. Москва:

В Великую Отечественную войну регулировщиков сменили регулировщицы.

1943 г. Регулировщица И. Пажинская в Ленинграде:

На военных снимках уже все с жезлами (их вернули перед войной).

1945 г. Регулировщица на улице Москвы:

1946 г. Ростов-на-Дону. Регулировщица:

1947 г. Киев:

Она же:

Но потом опять эту тяжелую работу стали делать почти исключительно мужчины.

1955 г. Москва, Кутузовский пр-т:

Обратите внимание, в кадре одновременно регулировщик и работающий светофор!

1956 г. Одесса:

1956 г. Регулировщик на Красной площади:

1956-57 гг. Манежная площадь в Москве:

1958 г., поворот на Мацесту.

Сегодня мы поговорим об очень важной теме, а именно у кого есть право регулировать дорожное движение и контролировать его, но как ы понимаете между контролем и регулированием есть разница и именно на этом я хочу заострить ваше внимание. Нередко мне приходилось сталкиваться с неправомерными действиями каких то дорожных служб, которые ни с того ни с сего укатывая асфальт возле частного дома вдруг перекрывали всю дорогу совершенно безосновательно и начинали регулировать дорожное движение и на мое удивление все водители поддавались и руководствовались указаниями каких то совершенно левых людей не имеющих никакого отношения к дорожным службам и тем более не имели право и разрешения перекрывать дорогу в указанном месте, а по правилам о таких действиях люди должны быть оповещены.

И так, разберемся в чем разница между понятиями.

Регулировать дорожное движение могут по закону:

  • Штатные и внештатные сотрудники полиции;
  • Дружинники;
  • Дежурные на железнодорожном переезде;
  • Работники дорожно-эксплуатационной службы;
  • Сотрудники военной автоинспекции (отличить их можно по специальной экипировке);

У данных лиц в руках в случае регулирования должен находиться один и перечисленных атрибутов:

  • Жезл;
  • Диск с сигналом красного цвета или со встроенным световозвращателем;
  • Фонарь красного цвета;
  • Флажок;

Указания данных лиц обязательны к выполнению всеми без исключения водителями, все должны выполнять данные указания.

Помните, что регулировать движение значит проводить мероприятия которые обеспечивают организацию движения. К примеру разобрать и понять данное понятие нам поможет понятие регулировщик.

Регулировщиком является лицо наделенное в установленном порядке соответствующими полномочиями, которые дают ему право регулировать дорожное движение при помощи подачи специальных сигналов, установленных Правилами. Регулировщик обязательно должен быть одет в форменную одежду и иметь отличительный знак или соответствующую экипировку. К регулировщикам можно отнести сотрудников полиции и сотрудников военной автомобильной инспекции, также к данной категории относятся работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные находящиеся только на железнодорожных переездах или паромных переправах и только в случае выполнения своих служебных обязанностей.

У кого есть право контролировать правила дорожного движения?

К лицам имеющим право осуществлять контроль за дорожным движением относятся исключительно сотрудники ГИБДД, а также участковые инспектора полиции. Но сотрудники других служб полиции также могут осуществлять контроль за дорожным движением, но только в случае введения в действие специальных планов. Также данные подразделения полиции имеют право выполнять вместе с сотрудниками ГИБДД поставленные задачи, которые напрямую связаны с осуществлением общественного порядка и безопасности окружающих (но такие действия совершаются только по разрешению руководителя внутренних дел).

Если все расставить на свои места и объяснить простыми словами, то сотрудник полиции не являясь служащим в ГИБДД, имеет право перенаправить ваше движение и также остановить вас. Но у него совсем нет прав на то, что бы проверить у вас наличие каких либо обязательных для автомобилиста вещей, к примеру огнетушителя, а также данный сотрудник не являясь должностным лицом ГИБДД не имеет право составить протокол об административном правонарушении, по русски говоря оштрафовать вас (но как всегда есть исключение, оно появляется в случае выполнения специальных планов). Только исключительно в случае действия специальных планов простой сотрудник полиции получает полномочия намного расширяющие его возможности и он уже может не просто регулировать дорожное движение, но и контролировать его.

Также в случае если у сотрудника полиции появились полномочия по контролю за дорожным движением, то он как и рядовой сотрудник ГИБДД обязан при остановке машины и обращению к водителю представиться, ведь у водителя есть полное право знать, кто его остановил и также есть ли у данного сотрудника полиции полномочия по контролю за дорожным движением. Ведь нередко бывают случаи, когда рядовой сотрудник ППС или просто человек в форме или какой ни будь сотрудник вневедомственной охраны, брал жезл и отправлялся контролировать соблюдение ПДД.

Проблема нынешних водителей в том, что многие думают, что если человек одет в форму, то у него есть полное право остановить вас и проверить документы или совершать какие то действия на которые он не уполномочен. Всегда если вы чувствуете подвох, попросите сотрудника предъявить его служебное удостоверение, ведь по первому требованию они обязаны его предъявить и поинтересуйтесь есть ли у него полномочия сотрудника ГИБДД и что самое важное, в случае отказа предъявить удостоверение, он становится для вас просто оборотнем в погонах и вы с легкостью можете звонить в «02» и сообщать, что на таком то участке дороги вас остановил человек в форме полицейского и не предъявляет служебное удостоверение.

Я надеюсь, что достаточно полно раскрыл вам суть вопроса, ведь знать свои права в наше время прост обязательно, чтобы не стать жертвой злоупотреблений полномочиями. Желаю вам удачи на дорогах!

Жесты регулировщика считаются начинающими автолюбителями одним из самых сложных пунктов нормативов дорожного движения. При подготовке и сдаче экзаменов им не уделяется много внимания – будущие водители думают, что это им не понадобится. Нередко и сами сотрудники ГИБДД вместо специальных жестов используют более понятные окружающим взмахи руками и указания жезлом. Но на дороге нужно быть готовым к любой ситуации, в том числе и к тому, что вместо светофора движением на перекрестке будет управлять человек из Дорожно-патрульной службы. Какие сигналы подает регулировщик?

Всего существует три сигнала регулировщика, регламентированных пунктом 6.10 ПДД:

  • Рука с жезлом поднята вверх;
  • Обе руки вытянуты влево и вправо или опущены;
  • Правая рука вытянута вперед.

Многие задают вопрос «Какое значение имеет сигнал свистком подаваемый регулировщиком? «. Ответ — Сигнал свистком подается регулировщиком для привлечения внимания участников движения .

Рассмотрим по отдельности что обозначает сигнал регулировщика для пешеходов и водителей с пояснениями.

Сигнал регулировщик — поднял руку вверх

В этом случае запрещено движение всех – и транспорта, и людей, вне зависимости от направления. Для предупреждения водителей сотрудник ГИБДД должен подать сигнал свистком. Не останавливаться при поднятой руке можно только в двух случаях – если ваш автомобиль уже находится на перекрестке и если для остановки придется экстренно тормозить, создавая аварийную ситуацию. По своему значению сигнал приравнивается к желтому сигналу светофора для всех участников движения.


Жест регулировщика — опустил руки или вытянул их в стороны

Правила гласят, что в таком случае спереди и сзади от сотрудника ГИБДД «красный свет» — движение автомобилей, мотоциклов, рельсового транспорта и пешеходов запрещено. С левой и правой стороны транспорту разрешено двигаться, не пересекая условную «линию» рук – то есть только вперед и вправо. Пешеходы пересекают направление, движение по которому в данный момент запрещено.


Сигнал регулировщика — вытянул правую руку вперед

При таком жесте регулировщика весь колесный транспорт по левую сторону от него получает возможность двигаться вперед, влево и вправо. Трамваи же – только налево. Со стороны груди все виды транспорта могут ехать только направо. Машины и трамваи со спины и правого бока сотрудника ГИБДД должны стоять – для них работает «красный свет». Пешеходы могут пересекать дорогу по «зебре» только за его спиной.


Прочие сигналы и жесты регулировщика

Согласно пункту 6.10 ПДД сотрудник ДПС может подавать иные знаки с помощью рук, жезла, свистка и громкоговорителя, но при условии, что они понятны для водителей.

На практике регулировщик зачастую работает именно так, а не прибегает к стандартным жестам. Это обусловлено тем, что большинство водителей либо не помнят их, либо плохо понимают и путаются. А это чревато возникновением опасных ситуаций, потому сотрудник ГИБДД и прибегает к удобному и понятному и для себя, и для окружающих способу регулировать движение на перекрестке.

Приоритет регулировщика в ПДД и ответственность за нарушения

Пункт 6.15 гласит, что для водителей приоритетными являются сигналы регулировщика, даже в том случае, если они противоречат предписания дорожной разметки, знакам и даже сигналам светофора. Указания сотрудника ГИБДД обязательны к исполнению для всей участников дорожного движения, даже для автомобилей со специальными сигналами (сиреной и проблесковым маячком).

Невыполнение его предписаний и проезд, несмотря на запрещающий сигнал, является нарушением закона. Наказание определяется в соответствии со статьей 12.12 Кодекса об административных правонарушениях.

Сумма штрафа может составлять от 800-1000 рублей за первое правонарушение и до 5 тысяч рублей и 6 месяцев без водительских прав при повторных случаях .

Видео урок: как легко и просто запомнить значение сигналов регулировщика.