Роман филиппов летчик семья и дети. Родные погибшего в сирии романа филипова рассказали о его героизме

Найти и похоронить героя со всеми воинскими почестями для Минобороны было делом чести. Сразу после гибели майора Романа Филипова оборонное ведомство обратилось к турецким коллегам. В 2015 году, когда в небе над Сирией был сбит Су-24 Олега Пешкова , именно Анкара выступала посредником в переговорах с боевиками о возвращении тела нашего летчика. Тело летчика удалось вернуть также благодаря усилиям военной разведки России .

Провинция Идлиб, где погиб Роман Филипов, зона ответственности Турции , у которой действует обширная агентурная сеть среди различных группировок боевиков. Очевидно, благодаря этим каналам и был найден выход на тех, кто удерживал тело российского летчика.

Церемония погребения майора Романа Филипова с отданием воинских почестей по желанию семьи и родителей российского летчика состоится 8 февраля в городе Воронеж .

Штурмовик Су-25, который пилотировал майор Филипов, был сбит ракетой переносного зенитно-ракетного комплекса 3 февраля в провинции Идлиб. Летчику удалось катапультироваться, однако призелился он на вражеской территории. Оказавшись в окружении он принял бой, отстреливаясь из пистолета Стечкина . А когда боевики подошли вплотную, подорвал себя гранатой.

x HTML-код

Последние слова сбитого российского пилота: «Это вам за пацанов». Русские не сдаются - эта аксиома введена у нас на генном уровне. Чтобы не попасть в плен к сирийским террористам, наш пилот подорвал себя гранатой

Минобороны России отправило запрос турецкой стороне об оказании содействия в получении всех обломков российского штурмовика. Особый интерес для экспертов оборонного ведомства представляют остатки двигателей Су-25 со следами огневого воздействия ракеты. По ним в Москве надеются точно идентифицировать ПЗРК террористов. В том числе - мест его производства, после чего можно будет попытаться выявить каналы поставки этого оружия в Сирию.

Президент Владимир Путин подписал указ о присвоении офицеру звания Героя России посмертно.

МЕЖДУ ТЕМ

Он пошел по стопам отца: приморский летчик Роман Филипов, сбитый боевиками в Сирии, считался настоящим асом

Майор Роман Филипов, несмотря на молодость - в августе ему должно было исполниться 34 года, среди коллег заслуженно считался одним из лучших. Говорят, об авиации он мечтал с детства - по примеру отца, боевого лечика, принимавшего участие в Чеченской войне.

Ромка из скромной семьи военных, - рассказывает «Комсомолке» его одноклассник по воронежской школе. - Мама, папа, младшая сестра. Спортивный был пацан, учился на «4» и «5», ни в каких потасовках замечен не был. За батю своего в разгар боевых действий сильно переживал, но всегда говорил: «Вырасту, тоже буду летать»

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Именем погибшего летчика Романа Филипова могут назвать воронежскую школу

Руководство воронежской школы № 85, в которой учился летчик Роман Филипов, намерено обратиться в городскую администрацию с просьбой о присвоении имени пилота учебному заведению. Кроме того, здесь планируют разместить мемориальную доску в его честь. Корреспондент "КП " побывала в школе, где учился герой. Учителя шокированы новостью о его смерти. Женщине, которая преподавала математику в классе Романа, стало плохо - ее сегодня отпустили домой (

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Какие действия Россия предпримет после гибели пилота Су-25 в Сирии

Александр Гришин

Гибель героя-пилота, сбитого на его Су-25 во время патрульного полета, вызывает много вопросов. Однако практически ни у кого нет сомнений в том, как на это ответит Россия. ()

ВОПРОС ДНЯ

Почему русские не сдаются?

Юнус-Бек ЕВКУРОВ, глава Ингушетии, Герой России:

Предугадать, кто и как себя поведет в такой ситуации, сложно. Когда человек в последние секунды не думает о том, чтобы сдаться, а идет на смерть, положив жизнь ради мирной жизни остальных людей, это подвиг. Наш российский летчик майор Филипов такой подвиг совершил. И Роман доказал - люди, готовые пожертвовать собой ради страны, ради мира, в России были и есть. И это то поколение, которое воспитывалось в том числе на примерах наших ветеранов Великой Отечественной.

Сергей ПАЛАГИН, летчик, Герой России:

Каждый боец, даже окруженный врагом, стремится оттянуть как можно больше сил на себя и нанести максимальный урон противнику. Сдаваться в плен у нас не принято - летчиков в живых не оставляют. Мы для себя, как правило, всегда держим две гранаты.

Андрей БАБИЦКИЙ, политолог, журналист:

Это очень русское, очень верное поведение. Оно демонстрирует, что человек, оказавшись в безнадежных обстоятельствах, способен в одиночку дать отпор врагу и пожертвовать жизнью. Решение не дать ублюдкам права на издевательство, на унижение, имело отношение не только к самому летчику - в его лице боевики получали возможность глумиться над русским народом. Так что он погиб, защищая честь своей Родины и каждого из нас. Это один из самых пронзительных примеров того, как следует умирать русскому мужчине.

Антон БЕЛИКОВ, преподаватель философии:

Я и близко не бывал в такой ситуации, знаю только, что пилот - герой, больше чем солдат - воин! Пока такие люди есть, Россия стоит. И такие, как я, могут заниматься наукой, искусством. Неплохо бы интеллигенции и креативному классу помнить, что все мы, гражданские, обязаны своей беззаботной жизнью таким парням, как этот летчик. Думаю, в конце времен этот воин в золотой кольчуге встанет в один строй с архангелом Михаилом, с Санькой Матросовым , с писателем Гайдаром , с иноком Пересветом.

Юлия ЧИЧЕРИНА, певица:

Надо стараться выходить из окружений, если это возможно. Роман своим подвигом показал - ничего не поменялось со времен Великой Отечественной. И весь мир вспомнил, что русские никогда не сдаются. Они окажутся победителями всегда.

x HTML-код

Подготовка к похоронам сбитого в Сирии лётчика. Похороны пилота Романа Филипова, погибшего в Сирии, пройдут в Воронеже 8 февраля

В Приморском крае России соседи семьи погибшего в Сирии майора Романа Филипова, управлявшего штурмовиком Су-25, рассказали корреспонденту "Российской газеты" о летчике.

Из гарнизона близ села Черниговка в Приморье майор вместе с коллегами был командирован на базу в Крым, пишет "РГ" . Самолет, 3 февраля сбитый боевиками при выполнении боевого задания в небе сирийской провинции Идлиб, входил в состав 37-го смешанного авиационного полка, базировавшегося на полуострове.

У погибшего летчика в Приморье остались молодая жена и четырехлетняя дочь. В гарнизоне он служил последние семь-восемь лет.

Сослуживцы называют Романа настоящим асом военной авиации, его фамилия в войсках была постоянно на слуху и при жизни. Соседка затрудняется назвать точный возраст майора, говорит, что "было немного за тридцать". По ее словам, сейчас в гарнизоне обсуждают только гибель летчика.

Известно, что майор Филипов родом из Приморья. Известно, что в июне 2013 года он командовал звеном штурмовой авиации на заключительном этапе соревнований "Авиадартс" в Воронеже.

"Для жителей нашего края эта трагическая весть отозвалась особенной болью. Роман Филипов — боевой офицер, чья военная служба и судьба накрепко связаны с Владивостоком и Приморьем. Это был один из асов отечественной штурмовой авиации, достойный, мужественный человек. Он честно исполнял свой воинский долг — и в России, и за ее пределами. Горько сознавать, что мы навсегда потеряли блестящего офицера, патриота России, защитника Родины. На таких людях во все времена держится наша страна. Это огромная утрата не только для родных Романа Филипова, но и для всех нас. Мы будем помнить нашего земляка", — выразил соболезнование родным погибшего героя врио губернатора края Андрей Тарасенко.

Учителя погибшего в Сирии летчика рассказали о его характере

Школьные учителя погибшего в Сирии российского летчика Романа Филипова рассказали, что их воспитанник был ясным, светлым и аккуратным человеком, сообщила РИА Новости директор школы №85 Воронежа Галина Клепикова.

"Он 1984 года рождения. В 1991 году поступил учиться, в 2001 году он окончил 11 классов… Он учился на "пятерки" и "четверки", в основном пятерки у него были. Учителя, которые здесь еще остались, которые работают, они вспоминают его только хорошими словами", — сказала Клепикова.

По ее словам, Филиппов родился в Воронеже, летчиком мечтал стать еще в школьные годы.

"Мы в шоке. Сегодня все в шоке. Те учителя, которые у него преподавали — математик, классный руководитель… Хороший мальчик — светленький, ясный такой, подтянутый, аккуратный. Всегда занимался спортом… У него "четверки" — обществознание, геометрия, алгебра. Остальные — "пятерки" у него", — добавила Клепикова.

Эта катастрофа произошла 3 мая над Средиземным морем, куда упал самолёт после взлёта с аэродрома Хмеймим. Проблемы появились вскоре после взлёта. Когда борт поднялся на высоту 200 метров, вместо дальнейшего набора высоты он стал заваливаться на носовую часть. Пилоты пытались выровнять самолёт, и у них это уже почти получилось, но затем машина рухнула в море.

Альберт Давидян

На борту находился 37-летний Альберт Давидян из посёлка Разумное Белгородского района, который был командиром истребителя. Имя второго пилота пока не сообщается. По докладу Минобороны, самолёт никто не обстреливал, оба лётчика Су-30СМ погибли.

Майор Альберт Давидян был опытным лётчиком. На его счету множество поощрений и наград. Известно, что он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им. Чкалова (Воронежская область). Служил Давидян в Забайкалье, в 120-м полку, который одним из первых в российских воздушно-космических силах начал осваивать истребители Су-30СМ.

Альберт Давидян — потомственный лётчик. Его отец, 63-летний Геннадий Давидян окончил в 1974 году Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков им. Вершинина, был командиром бомбардировочного полка, летал на Су-24. Его младший брат, дядя Альберта, — тоже военный лётчик, воевал в Афганистане.

Альберт был в семье старшим, и отец им гордился. На своей странице в соцсети под одной из фотографий с сыном он написал: «Мой старший сын Алик также в боевой авиации».

В администрации посёлка Разумное корреспонденту «МОЁ! Белгород» рассказали, что у лётчика осталась большая семья: жена и двое маленьких сыновей — старшему 6 лет, младшему около года, родители, брат с женой и племянники. Родители и брат с семьёй живут в Разумном, жена с детьми находятся в Москве.

Пообщаться с родными Альберта Давидяна не удалось — на момент подготовки материала они оказались недоступны для комментариев. Но понятно, что утрата для них очень тяжела и невосполнима.

«Моя жизнь, мои крылья. Оторвали от меня кусочек. Забрало небо папу моих мальчишек…» — написала Ирина Давидян, жена лётчика, в соцсети.

Погибший в Сирии лётчик Альберт Давидян с сыном

Родным погибшего пилота соболезнуют как знакомые, так и незнакомые люди — их страницы в соцсетях полны слов утешения и поддержки. «Держитесь, очень тяжело, замечательный был человек», «Вся наша семья скорбит вместе с вами», — пишут люди. Слова соболезнования выразили и сослуживцы Геннадия Давидяна на сайте Барнаульского высшего военного авиационного училища.

Альберта Давидяна похоронили 13 мая в Разумном. Власти пообещали помочь его семье — в пресс-службе губернатора и правительства Белгородской области сообщили, что родным лётчика выплатят 1 миллион рублей.

Многих сейчас волнует вопрос: по какой причине погиб самолёт? Тем более что с начала 2018 года это уже четвёртый случай гибели российских экипажей в Сирии, а через три дня после этого произошла новая трагедия с участием лётчиков из России.

По версии Минобороны, крушение Су-30МС могло произойти из-за попадания птицы в двигатель машины. Но это лишь предположение. Определить точную причину гибели экипажа можно будет только после того, как обломки самолёта поднимут со дна Средиземного моря.

Однако многие, в том числе и лётчики, отметают эту версию и считают, что крушение борта из-за птицы невозможно, так как у Су-30СМ два двигателя, при попадании птицы в один из них, истребитель можно было вытянуть на втором двигателе. Многих смущает и тот факт, что имя второго пилота, летевшего с майором Давидяном, не назвали и что лётчики не катапультировались, хотя такая возможность теоретически у них была.

Лётчик-космонавт Максим Сураев в интервью радиостанции «Говорит Москва» назвал возможные причины, почему катапультироваться не получилось.

— Возможно, была блокировка. Последовательность катапультирования такая: сначала выходит задний, потом передний лётчик. Ручки сначала зажимаются, потом тянутся вверх. Если эту гашетку просто зажать, то передний, что бы он ни делал, не сможет катапультироваться. Может быть, задний пилот зажал гашетки и не стал тянуть на себя, — предположил Максим Сураев. — Возможно, сзади посадили неопытного пилота и он ожидал, что передний справится, на всякий случай зажав гашетки. Как вариант, там был непрофессионал или профессионал в прошлом, при больших погонах, который давно не тренировался.

Ещё одна версия — лётчики намеренно отвели падающий самолёт в море, чтоб тот не рухнул на населённый пункт — они набирали высоту вблизи города Джебла, и, когда произошла внештатная ситуация, могли погибнуть мирные жители.

Мы выражаем искренние соболезнования родным и близким Альберта Давидяна.



В четверг вечером недалеко от деревни Хотыничи Ганцевичского района потерпел крушение МИГ-29, на котором пилоты Сергей Коваленко и Александр Жигайло отрабатывали фигуры высшего пилотажа на малых высотах.

Причины падения выясняются, но уже сейчас понятно, что классные летчики - командир авиационной эскадрильи подполковник Сергей Коваленко и заместитель командира авиационного звена майор Александр Жигайло - до последнего уводили свою машину от населенных пунктов. Самолет упал в болотистом лесу, недалеко от райцентра.

У Сергея Коваленко остались жена и трое детей. Возможно, сослуживцы погибшего летчика смогут найти слова и объяснить его семье, за что погиб их муж и отец. У нас же, когда Светлана Коваленко открыла дверь, перехватило дыхание, и мы смогли лишь высказать скупые слова сочувствия. Их еще не раз скажут этой семье, но уже никто не вернет им родного человека и ту прошлую счастливую жизнь, которая обрушилась в одночасье.

Мы заходим в уютную 2-комнатную квартиру. Видно, что здесь еще вчера царила любовь и счастье, а сегодня живет только горе.

Кажется, что дочки и жена выплакали уже все слезы. Но Светлана держится из последних сил.

- Я стараюсь не раскисать, чтобы дети пережили все это. Илье будет 17 лет, Лизе сейчас 13, а самой младшей Варе 10 лет - она так похожа на Сергея... Сегодня под утро я услышала его голос: «Свет, Свет, детей береги!» - плачет Светлана . - Мне нужно собраться. Нужно детей в свет вывести…» В тот день мне и детям было плохо. Днем мне Илья говорит: «Мама, мне кажется, что самолет упал». Сказал он это, как потом оказалось, уже когда самолет упал.

А вчера Илья, сынок, сказал мне: «Мама, для папы это была самая лучшая минута. Господь знает, когда забрать человека, значит, он был готов».

Беду Светлана предчувствовала.

- Предчувствия плохие были , - говорит вдова. - Накануне во сне я увидела дом, который мы сейчас строим в Березе. Только вместо крыши были почему-то церковные купола, а внутри дома две иконы - Николая Чудотворца и Божией Матери.

Сергей Коваленко был одним из лучших летчиков страны, что и подтвердил минувшей весной.

- В этом апреле он сел на автодорогу Брест-Москва, сделав высший пилотаж. За это его наградило руководство - министр подарил микроволновку , - вспоминает Светлана .

Кажется, что Светлана Коваленко мыслями переносится в тот лес, где упал МИГ-29, и пытается представить, как же он погиб.

- Как же ему было больно... Может, не об землю? - сквозь слезы смотрит на нас Светлана . - Мне сказали, что от мужа ничего не осталось, никаких вещей. С ним в самолете были иконки. Он был очень уравновешенный и аккуратный в пилотировании. Но после перевода в Барановичи говорил мне, что очень уставал, они ведь там в какой-то казарме по трое человек живут. Мы с детьми остались в Березе жить.

Сергею было 43 года, два года до пенсии оставалось. Я ему говорила: «Может, ты не поедешь в Барановичи?» А он: «Ну, а что? Надо же отслужить. Деньги зарабатывать».

- Случались с Сергеем внештатные ситуации?

- Однажды у него не выходило шасси. Я проснулась ночью от тяжелого гула самолета. Про себя просила: «Господи, спаси, спаси». А потом он как-то во сне вскочил и, обхватив голову, сказал:

- Сегодня я мог не прийти домой. Шасси не выходило, а бензин заканчивался. Я молился...

Накануне трагедии Сергей Коваленко звонил домой.

- Сказал, что купил дочкам дневник для музыкальной школы, тетради: «Светик, что еще купить? Приеду в пятницу или субботу. Второй день полетов». Я вам скажу, что все летчики боятся летать. Только дураки не боятся.

Второму погибшему пилоту Александру Жигайло было 29 лет.

Похороны летчиков пройдут в воскресенье в Березе и Могилеве.

КОГДА ВЕСТАЛСЯ НОМЕР

Родной брат погибшего летчика Александра Жигайло Антон сообщил «КП », что пилоты должны были лететь на другом истребителе: «Но в самый последний момент он оказался неисправен, и самолет заменили. Брат однажды признался, что боится летать на старых самолетах, которые есть в парке».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Ребята, которые погибли за штурвалом, - настоящие герои!»

Прокомментировать очередное падение МИГ-29 согласился бывший военный летчик, подполковник Военно-воздушных сил Советского Союза в отставке. По его просьбе мы не называем фамилию и имя (запись разговора есть в редакции).

- Я сейчас не летаю, но летал на самолетах, когда был расцвет авиации. О чем тут говорить, если самолет МИГ-29 был выпущен в 1977 году. Если ваш сосед ездит на машине 1977 года, что вы про такой автомобиль можете сказать? А здесь речь идет о самолете. Конечно, его там где-то подделали, подмазали, но если проводить аналогию с «Жигулями», то «копейка» - она и в Африке «копейка». Да, самолет этот когда-то был хорош, но это уже каменный век. Еще одна причина, по которой происходят подобные авиакатастрофы, - недостаточный налет пилотов. Сейчас летчики летают столько, что им нужно давать ордена только за, что они садятся в кабину самолета.

- На авиационных сайтах высказывают мнение, что подобные трагедии проходят из-за того, что у пилотов просто мало опыта. Когда они заканчивали учебу, был развал Союза, естественно, что авиация переживала не самые лучшие времена.

- Я тоже с этим соглашусь. Например, когда я был рядовым летчиком и только закончил училище, у меня в месяц было 50 часов налета. А самый большой налет у молодого командира экипажа - 90 часов в месяц. Выходит, что человек по три часа в день сидел за штурвалом. А сегодня, по моим данным, у летчиков налета 50 часов в год! И это в лучшем случае.

- Вчера Министерство обороны заявило, что пилоты ценой собственной жизни увели самолет от населенных пунктов.

- Они умерли, как герои, сидя за штурвалом! Печально, что в последнее время такие случаи участились.

- Для чего пилоты делают такие сложные фигуры, выполнение которых так опасно? В этом есть необходимость?

- То, что пилоты учатся летать в экстремальных условиях, так это нормально, это закономерно. Пилот должен летать в любую погоду, в любых условиях. Для этого его держат, кормят, чтобы он в любой момент мог встать грудью и закрыть брешь.

КОМПЕТЕНТНО

«МИГ-29 одна из самых надежных машин в мире»

- Без продления ресурс у истребителя 20 лет. Это достаточно надежная машина. Сложно комментировать ситуацию в Беларуси: я не знаю, в каком состоянии была эта машина, как ее эксплуатировали. К примеру, если она стояла под забором и гнила, а потом на нее посадили летчиков без налета, то это сочетание двух факторов. Хотя МИГ-29 одна из самых живучих машин , - прокомментировала трагедию «КП » начальник управления российской Объединенной авиастроительной корпорации Елена Федорова . - Практически в сорока странах мира есть МИГ-29. Он надежный, простой в эксплуатации.

СПРАВКА «КП»

Это третья трагедия за последнее время

МИГ, разбившийся в четверг, - это уже третий военный самолет, который терпит крушение с прошлого августа.

30 августа 2009 года на авиасалоне города Радом (Польша) во время выполнения фигур высшего пилотажа разбился белорусский самолет СУ-27УБ. Летчики-снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич погибли. Оба пилота жили в Барановичах. У 46-летнего Александра Журавлевича остались дочь и жена. А у 53-летнего Александра Марфицкого - жена и две дочери.

21 апреля 2010 года в небе столкнулись два истребителя МИГ-29, принадлежащие 927-й истребительной авиационной базе, которая находится в Березе. Один самолет разбился, летчики успели катапультировался, второй истребитель успешно приземлился на базовом аэродроме.

КСТАТИ

Все полеты МИГ-29 приостановлены

После крушения военного истребителя МИГ-29 в Ганцевичском районе в Беларуси был введен запрет на полеты этих истребителей.

- Эта мировая практика. Запрет продлится до первичного выяснения причин , - прокомментировал «КП » начальник пресс-службы Министерства обороны Вячеслав Ременчик .

- Сколько дней это может продлиться?

- В этом случае срок не устанавливается.

ДОСЬЕ «КП»

В Беларуси находятся последние модификации самолета МИГ-29 - конца 80-х - начала 90-х годов. Сегодня такие истребители есть только на авиационной базе Барановичей. По неофициальной информации, в стране около 40 МИГов.

3 февраля погиб российский летчик, 33-летний Роман Филипов. Он воевал в Сирии – после того, как его самолет подбили, пилот сумел катапультироваться. На земле он отстреливался от противников, однако бой был неравный, военнослужащий пошел на отчаянные меры – взорвал себя гранатой. Его фраза «Это вам за пацанов», с которой Роман уничтожал террористов в последние минуты своей жизни, стала крылатой. У военного осталась жена Ольга и дочь Валерия.

Знаменитый телеведущий Андрей Малахов отправился на российскую военную базу в Сирии, чтобы рассказать в программе «Прямой эфир» о том, каким был быт Филипова вдали от родины. Также Малахов зашел в православный храм на территории базы.

«Он не просил, чтобы его называли Романом Николаевичем, как положено, просто - Ромой, по-дружески. Он мне был как старший брат», - рассказал летчик, который перенимал опыт Филипова.

В студию программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» пришли родственники и друзья Романа, которые вспомнили о тех днях, когда узнали о трагическом событии. «Это все произошло в субботу, узнала в понедельник. Мама сказала, что у Филиповых горе, Роман погиб», - сообщила родственница Ирина Шалимова. Она призналась, что долгое время не могла поверить в случившееся. Ирина начала искать информацию в Интернете и наткнулась на короткое видео, снятое Филиповым во время боя.

«Это была не первая командировка. Я проводил его на вокзал», - вспомнил его брат Николай Корольков.

Гости в студии не могли скрыть своего восхищения поступком Филипова. Они признали, что на подобном примере можно воспитывать нынешнее молодое поколение.

«Сегодня можно нашими ребятами гордиться, – поделился мнением генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, который принимал участие в грузино-осетинском конфликте. – Те ребята, которые выполняли служебный долг в других горячих точках, и сегодня - гордость нашей страны».

Подполковник Игорь Рыков, у которого учился Роман, рассказал о том, каким он его запомнил.

«Роман пришел ко мне в звено в 2006 году – обычный простой парень, окончивший летное училище. Но при становлении на крыло мы, командиры видели, что у него есть стремление, мотивация, он отличался честностью и смелостью. Огромнейшая была мотивация», - рассказал военный.

Школа в Воронеже, в которой учился будущий летчик, теперь носит имя Романа Филипова. По словам преподавателей, новость о его гибели глубоко ранила их сердца. По их словам, он всегда боролся за справедливость. Учителя удивлены тем, что в последнюю минуту он думал вовсе не о себе.