Шапошников игорь борисович день рождения. Маршальская молитва

Борис Михайлович Шапошников, биография которого описана в данной статье, известный государственный и военный советский деятель. Талантливый военачальник и теоретик. Он внес огромный вклад в создание ВС СССР.

Детство

Маршал Шапошников, биография которого берет начало в городе Златоуст, родился в нем 2.10.1882 г., в семье простых служащих. Отец, Михаил Петрович, работал на винокуренном заводе. Мать Бориса, Пелагея Кузьминична, трудилась школьной учительницей.

Семья являлась многодетной. Кроме Бориса, у Михаила и Пелагеи было еще шестеро детей. После рождения Бориса родители со всеми детьми переехали в Белебей. Поэтому юношеские годы у подростка были связаны с Уралом. В конце 19 в. семья снова переехала, в этот раз в Пермь.

Образование

Маршал Шапошников после школы продолжал свое образование в нескольких учебных заведениях. Причиной стали частые переезды родителей в другие города. Выбор профессии отличался практичностью. Военное обучение было бесплатным, поэтому именно это направление и выбрал Борис, чтобы не обременять родителей. Сначала он учился в Красноуфимском промышленном училище.

В 1900 г. Борис хотел поступить в Алексеевский (ранее был Московский пехотный) техникум. Но из-за болезни Шапошников не смог сдать экзамены. Тем не менее, он упрямо повторил попытку в следующем году. В этот раз Борис был зачислен в Московское пехотное училище. Окончил его в 1903 г, получив первый разряд.

Уже на старшем курсе Борис был произведен в унтер-офицеры благодаря его удачным маневрам в 1902 г. под Курском. Одновременно Шапошникову было поручено командовать взводом из младшеклассников. Приходилось тяжело. Кроме этой дополнительной нагрузки необходимо было находить время и не запускать собственное образование. Через некоторое время поступил в питерскую Императорскую Николаевскую академию. Окончил ее в 1910 г.

Увлечение театральным искусством

Несмотря на полную загруженность и недостаток свободного времени, Борис смог найти просвет и на собственное духовное воспитание. Шапошникова очень привлекало театральное искусство. Немаловажную роль сыграла и возрастающая популярность Шаляпина, который в то время покорял сердца сотнями. Активно развивался театр Станиславского, услаждая искусством сердца людей. Не остался равнодушным ко всему этому и Борис Михайлович.

Служба в Ташкенте

В академию будущий маршал Шапошников попал не сразу. После окончания Московского вуза он оказался в числе лучших выпускников и получил право выбрать себе место службы. Так он оказался в Ташкенте, в должности подпоручика. Благодаря тому, что уже в военном училище научился руководить взводом из младшеклассников, работа оказалась для Бориса знакомой. Он никогда не давал послабления бойцам, но так же строго относился и к себе.

Приходил в часть ровно в 8:30, работал с солдатами до обеда, а потом продолжал занятия до самого вечера. Благодаря требовательности Шапошникова новобранцы быстро усваивали военные премудрости. В результате воинская часть Бориса была признана лучшей в Ташкентском гарнизоне.

Повышение

В первый же год офицерской службы Шапошникова заприметило начальство. В результате Борис был отправлен на пару месяцев в окружной штаб. Там он занимался подготовкой мобилизационного расписания. Потом Борис был отправлен в окружную школу Самарканда. Там подготавливались инструктора по фехтованию.

В этом же учебном заведении Шапошников научился держаться в седле и стал хорошим наездником. После окончания обучения Борису было предложено постоянно работать на прежнем месте, но он отказался, так как мечтал попасть в Академию Генштаба. А для поступления в нее требовалось как минимум три года службы.

В 1906 г. Шапошников был возведен в поручики, а в следующем году начал готовиться к поступлению в Академию. Успешно окончил ее и снова уехал в Ташкент. После Академии для поднятия по карьерной лестнице требовалось отслужить еще два года.

Карьерная лестница

После выполнения всех условий Борис Михайлович выбрал перевод в Западный округ, в дивизию. Единственная свободная должность оказалась - адъютант 14-й кавалерийской дивизии. Она относилась к Варшавскому округу. Дослужившись до капитана, Шапошников прибыл в Ченстохов в 1912 г.

Первая мировая

В начале Первой мировой войны дивизия Шапошникова, которую он так старательно укреплял и обучал, проявила отличную стойкость в военных действиях. Бойцы сдерживали вражеский напор и прикрывали фланг Юго-Западного фронта. Дивизия участвовала в Галицийской битве. Борис Михайлович разделял со своими солдатами все невзгоды и трудности.

В октябре 1914 г. Шапошников был контужен в голову в сражении под Сохачевом, но свой боевой пост командир дивизии так и не оставил. На фронтах Первой мировой Борис Михайлович провел больше трех лет. Часто наступление маршала Шапошникова было решающим в победах. Благодаря умелому командованию, его дивизия считалась одной из самых лучших на Юго-Западе.

Февральская и Октябрьская революции

Во время Февральской революции 1917 г. Борис Михайлович был уже в звании полковника и руководил казачьим штабом. Осенью стал командиром Мингрельского полка. Встретили солдаты нового руководителя настороженно, но со временем отношения наладились. На вопрос полкового комитета об отношении к социалистической революции, Борис Михайлович ответил, что признает ее, готов служить дальше под новыми знаменами. В декабре, на съезде Кавказской дивизии начдивом был выбран Шапошников.

После болезни

Он успел сделать на этом посту многое, пока его не сломала болезнь. В госпитале Борису Михайловичу пришлось пробыть два месяца. Потом он был назначен судебным чиновником. В обязанностях был пунктуален и аккуратен, и начальство им было очень довольно. Но самого Шапошникова эта должность и образ жизни не устраивали.

В рядах Красной Армии

Поэтому он решил вступить в ряды Красной Армии. Так он оказался в числе добровольцев. Пополнил ряды Красной Армии Шапошников в мае 1918 г. Это возвращение к привычной жизни стало новым витком в судьбе будущего маршала. Борис Михайлович получил назначение в Оперативный главк Высшего военсовета в качестве помощника руководителя управления.

В сентябре 1918 г. организация прекратила свое существование. Был создан Реввоенсовет, ставший высшим военным органом. Шапошников возглавил в Полевом штабе отдел разведки. Несколько месяцев его непосредственным начальником был Н. И. Подвойский. Шапошников стал его помощником, одновременно учась оценивать не только военную, но и политическую обстановку.

В августе 1919 г. он вернулся в Полевой штаб, а потом был назначен руководить Оперативным управлением РВС. В то время он познакомился с М. В. Фрунзе. В результате, за свою службу Борис Михайлович получил в 1921 г. орден Красного Знамени.

На Лозаннской конференции был членом делегации в качестве военного эксперта. Обсуждал режим Черноморских проливов. За свои заслуги и огромный военный опыт будущий маршал Шапошников Борис Михайлович был назначен в 1925 г. командующим войсками Ленинградского округа, через пару лет - Московского. В период с 1931 по 1939 гг. занимал должности:

  • главы Приволжского военного округа;
  • комиссара Военной академии им. Фрунзе;
  • был членом ЦИК Всесоюзного съезда СССР седьмого созыва.

С 1937 по 1939 гг. был депутатом ВС страны. Потом возглавил Генеральный штаб Красной Армии. После чего занял должность Народного комиссара обороны и вошел в руководящий состав рабоче-крестьянской армии. В мае 1940 г. он уже маршал. Шапошников, к сожалению, не смог долго проработать в Генштабе из-за своей болезни.

Сталинские времена

С лета 1941 г. Борис Михайлович стал постоянным советником Сталина и вновь начальником Генштаба. Шапошников отвечал за планы эвакуации, разрабатывал контрнаступления. После поражения под Керчью лишился должности начальника Генштаба и был направлен заместителем руководителя в Народный комиссариат. В 1943 г. стал начальником Высшей военной академии имени Ворошилова.

Борис Михайлович был одним из немногих, кто не только избежал репрессий Сталина, но и стал его приближенным лицом. Вождь очень уважал Шапошникова. Он был единственным, кого Сталин всегда называл по имени-отчеству. В своем кабинете он разрешал курить только Борису Михайловичу. При разговоре с ним вождь ни разу не повысил голоса, а предложения Шапошникова чаще всего одобрялись.

Личная жизнь

Маршал Шапошников женился на Марии Александровне. В 1918 г. у них родился сын Игорь. Впоследствии он стал генерал-лейтенантом инженерных войск, доктором военных наук, преподавателем. Получил профессорское звание, возглавлял кафедру в Военной академии Генштаба.

Смерть маршала

Шапошников уже долгое время, как оказалось, болел туберкулезом. Когда из-за болезни он уже не смог работать, то в мае 1942 г. попросил об отставке с должности. Сталин удовлетворил это ходатайство, но впоследствии часто обращался к Борису Михайловичу за советом. Шапошников умер 26.03.1945 г. Похоронен в Москве, у Кремлевской стены на Красной Площади.

В период между войнами Шапошников написал монографию «Мозг армии». Книга была выпущена в 1927 г. и посвящалась событиям Первой мировой. Борис Михайлович был беспартийным до 1930 г.

Однофамилец и корабль

Иногда его путают с другим военным деятелем-однофамильцем. Второй маршал (авиации) - Шапошников Евгений Иванович родился в 1942 году. Он стал военным деятелем не только СССР, но и России.

По сведениям НКВД, на Шапошникова было заведено отдельное дело, в котором были сведения, что маршал - религиозный человек и возит с собой казацкую иконку, которая передавалась всегда в роду по мужской линии. А также носил нательный крест, сделанный Фаберже.

В честь Бориса Михайловича было названо большое противолодочное плавающее судно. «Маршал Шапошников» - корабль, который входит в состав российского Тихоокеанского флота. В списках ВМФ с 1982 г., спущен на воду и введен в эксплуатацию в 1985 г.

В 2010 г. сомалийские пираты захватили танкер «Московский университет». Судно было освобождено кораблем «Маршал Шапошников». Пираты в количестве десяти человек в качестве наказания были высажены в открытом море на надувную лодку.

В преддверии Дня Победы о малоизвестных фактах биографии выдающегося военачальника вспоминает его невестка Слава Андреевна Шапошникова

Из старшего поколения семьи Шапошниковых сегодня в живых осталась лишь невестка знаменитого полководца -- Слава Андреевна Шапошникова. Человек она глубоко верующий. После нашего разговора Слава Андреевна любезно попросила: «Зайдите в любую церковь Киева и поставьте свечку за упокой моего дорогого тестя Бориса Михайловича. Пусть помянут его славное имя, ведь человек он был удивительный -- несмотря на ужасное время, когда людей расстреливали за их веру, он никогда не скрывал того, что верит в Бога. Верит истинно».

«Каждое утро Борис Михайлович молился за благополучие Родины и русского народа»

О том, что в семье Шапошниковых все были глубоко верующими людьми, -- рассказывает Слава Андреевна, -- я узнала случайно от своего мужа Игоря Борисовича Шапошникова. Я ведь вошла в семью уже после смерти Бориса Михайловича. И поэтому о его удивительной судьбе наслышана от своей свекрови Марии Александровны и своего супруга.

Каждое утро мой муж минут на десять-пятнадцать уходил в свой кабинет. Я же принималась готовить завтрак. Чем занимается супруг в кабинете, я не интересовалась, мало ли какие дела могут быть у военного человека, к тому же занимающего высокую должность преподавателя Академии Генерального штаба. Но однажды дверь осталась приоткрытой, и я увидела, что Игорь Борисович молится. Но не это поразило меня -- мы с мужем оба были люди верующие, не скрывали друг от друга своих взглядов, и для меня не было удивительным, что полковник Советской Армии совершает молитву. Меня поразили слова, которые он произносил: «Господи, спаси мою Родину и русский народ». Обычно человек молится во здравие себя, своих близких, знакомых. Просить о спасении Родины и своего народа -- на такое способен не каждый верующий. Когда я спросила: «Игорь, почему ты это делаешь?», он ответил: «Так молился мой отец. Так он завещал делать и мне».

Наверняка Сталин и его окружение знали о том, что Борис Михайлович, тогда уже маршал, возглавлявший Генеральный штаб, верующий человек. Как же чаша гнева минула Шапошникова, ведь то, что он был генералом в царской армии ему хоть и простили, но припоминали долго?

Как вспоминала супруга Бориса Михайловича Мария Васильевна, Сталин действительно знал, что начальник Генерального штаба -- человек глубоко верующий. Знал Иосиф Виссарионович также и о том, что Борис Михайлович никогда не снимал старинной нательной ладанки с очень древней казацкой иконкой, которой было почти 200 лет. Она передавалась в семье Шапошниковых, которые вели свой род от донских казаков, из поколения в поколение -- от отца к сыну. Борису Михайловичу ее вручила мать. И будучи уже генералом, при советской власти, он всегда носил ее на груди. Даже при Сталине. Именно за то, что Шапошников никогда не скрывал своей веры, Иосиф Виссарионович его уважал -- никогда не сказал он слова против веры Бориса Михайловича. Кроме ладанки с образом, он носил еще старый фамильный крест работы Фаберже. Я его передала своей дочери. Ладанку же храню как самое дорогое воспоминание о Борисе Михайловиче…

Из старой деревянной шкатулки Слава Андреевна достала несколько уникальных вещей, оставшихся от Бориса Михайловича: Георгиевский крест, маленький медальон с изображением Николая Чудотворца и знаменитую ладанку с иконой. От времени и пота ткань на ней выцвела, обветшала. Слава Андреевна открыла карманчик ладанки, достала иконку, поцеловала ее. На деревянной основе иконы нанесено изображение святого. Поверх -- чеканка из медной фольги. Рисунок и медь потемнели от времени.

«Весь молебен в честь освобождения Киева Георгий Жуков стоял на коленях «

Очень много моментов в судьбе Бориса Михайловича в той или иной мере было связано с религией и церковью, -- продолжает Слава Андреевна. -- Муж вспоминал удивительный случай, произошедший с его отцом накануне Первой мировой войны. Тогда Борис Михайлович был с русскими войсками в Польше. Стояли, кажется, возле Кракова. И вот как-то к русскому командованию обратилось за помощью руководство одного из местных соборов, где хранилась знаменитая Чинтаховская икона -- национальная святыня, предположительно первая христианская икона Польского государства. Икону выкрали, и священнослужители попросили помочь в поисках. Наши войска отреагировали очень быстро и выслали на поиски злоумышленников три отряда. Один из них возглавлял Борис Михайлович. Именно ему и удалось настичь бандитов и вернуть икону в собор. А спустя много лет, когда мой муж уже преподавал в Военной академии Генштаба, к нему подошел Войцех Ярузельский -- будущий глава социалистической Польши, который в то время учился в нашей академии, крепко обнял его и произнес: «Я благодарен вашему отцу за то, что он спас святыню Польши. Спасибо!» Мы были крайне удивлены: Ярузельский -- партийный деятель, а тут такое трепетное отношение к религиозной святыне.

Даже таким людям ничто человеческое было не чуждо!

Конечно, просто из-за сложившихся в обществе стереотипов эту сторону жизни государственных деятелей никто никогда не освещал. Но понятно, что они тоже были живыми людьми, а многие из них верили в Бога. Пусть по-своему, но верили. Я вам расскажу об одном случае, произошедшем с маршалом Жуковым, о котором наверняка не знают даже его дочери. Где-то в начале шестидесятых я была в Киеве и зашла в небольшую церковь на Подоле. Постояла у икон, помолилась, послушала пение церковного хора. И когда пожилой священник запел во здравие, я услышала слова: «… во здравие военачальника Георгия… » Меня сразу заинтересовало это. Когда молебен закончился, я подошла к священнику, представилась и поинтересовалась, кого он имел в виду под именем военачальника Георгия. Неужели Георгия Константиновича Жукова? Мои предположения подтвердились, а священник рассказал поразительную историю, связанную с именем известного маршала, который очень уважительно относился к религии и священнослужителям.

Когда осенью 1943 года Киев был освобожден, Жуков побывал в городе как представитель Ставки Верховного Главнокомандования. После всех совещаний и встреч он попросил найти священников, оставшихся в городе. Их пригласили в одну из церквей в Софиевском соборе. По просьбе Георгия Константиновича отслужили молебен во здравие наших солдат и командиров, в честь очередной победы над врагом под Киевом. По словам священника, который тоже участвовал в той необычной службе, Жуков весь молебен простоял ка коленях, крестился и иногда повторял слова молитвы. В трудные времена каждый человек обращается к вере, независимо от его положения. И думаю, что даже Сталин мог обратиться к Богу, когда страшная угроза нависла над страной. Вспомните его обращение к стране 22 июня 1941 года. Он не сказал «граждане» или «товарищи», а обратился со словами «братья и сестры». Так же обращаются священники к своим прихожанам.

Могу привести еще один подобный пример, связанный теперь уже с маршалом Александром Михайловичем Василевским. Он долго работал вместе с Борисом Михайловичем, и многое из жизни тестя я узнала именно от него. Василевский был сыном священника. Несмотря на то, что Александр Михайлович служил в армии, занимал высокие посты, а в 1943 году сменил Шапошникова на посту начальника Генерального штаба, его отец по указанию Сталина был репрессирован как раз за религиозные убеждения. Уже пожилого священника выслали на поселение куда-то в Сибирь. И там он не отрекся от веры. В ссылке ему разрешили устроиться в одну из тамошних церквей, где он правил службу в течение многих лет. И только когда ему исполнилось 80 лет, Сталин разрешил Василевскому забрать отца из ссылки, хотя сам Александр Михайлович считал его погибшим.

Василевский тоже, думаю, был верующим, но никогда не показывал этого. Однажды он помог нашей семье, и я решила его отблагодарить -- сказала ему, что могу помочь тайно совершить обряд причастия. Он долго думал, а потом сказал: «Сейчас я не могу принять этот подарок». А после смерти Александра Михайловича его сын Игорь с супругой Розой обратились ко мне с просьбой отпеть умершего отца, как полагается, по православному обряду. Естественно, что открыто делать это было небезопасно. Поэтому я договорилась со знакомым священником в маленькой церквушке у Рижского вокзала. Там мы втроем -- сын Василевского Игорь, его супруга и я -- тайно заочно совершили отпевание Александра Михайловича.

«Супруга Бориса Михайловича Мария Александровна встретила меня подносом, где лежали серебряные серьги»

Наверняка люди, окружавшие Бориса Михайловича, вспоминали о его пристрастиях. К чему он был неравнодушен?

Борис Михайлович очень любил музыку. Он часами мог слушать классику. К тому же его супруга Мария Александровна обладала изумительным голосом и какое-то время пела в Большом театре. Василевский рассказывал мне, как однажды он пришел к Борису Михайловичу на доклад. Надо сказать, Шапошников был очень собранным и ответственным человеком и вслушивался в каждое слово докладчика. И вдруг посреди доклада Борис Михайлович неожиданно прерывает Василевского: «Простите, Александр Михайлович. Давайте на пару минут прервемся. Сейчас по радио начнется трансляция концерта из Большого театра. Будет петь Мария Александровна. Давайте послушаем». Он включил радио и благоговейно слушал голос супруги.

И раз уж мы заговорили об Александре Василевском, то хочу немного отвлечься и вспомнить его слова о Борисе Михайловиче. Василевский часто говорил, что многим в жизни обязан Шапошникову, и считал его своим учителем. Александр Михайлович рассказывал, что, когда в 1943 году он сменил Шапошникова на посту начальника Генерального штаба, Сталин при обсуждении каких-то важных стратегических вопросов на военных совещаниях часто обращался к нему со словами: «Ну, послушаем, что по этому поводу скажет нам шапошниковская школа». А на совещаниях государственного уровня еще при жизни Бориса Михайловича, когда Василевский делал доклад, Сталин, выслушав его, задавал один и тот же вопрос: «С Шапошниковым посоветовались?» Кстати, Борис Михайлович, по воспоминаниям Александра Михайловича, был единственным военачальником высшего ранга, которого Иосиф Виссарионович называл по имени-отчеству.

Но вернемся к музыке. Мария Александровна меня тоже «испытала» своим голосом. Когда вместе с моим будущим мужем Игорем Борисовичем мы решили связать наши жизни, он пригласил меня к себе в дом, чтобы познакомить с матерью. К моему изумлению, Мария Александровна встретила меня с подносом, на котором лежали ее серебряные серьги. Это был знак признания и подарок мне. Воистину дворянскиq (Мария Александровна была из разжалованных польских дворян Ледомских, которых после бунта царь Николай II лишил всех титулов и званий)! После чаепития Мария Александровна пригласила меня к себе в комнату, завела проигрыватель и поставила пластинку. Я услышала прекрасное пение. Но только когда музыка закончилась и я высказала свой восторг по поводу услышанного, она призналась, что это ее голос. У нас с Марией Александровной сложились очень хорошие отношения. Несмотря на это, соблюдая аристократические традиции, она до конца дней обращалась ко мне на вы, а я к ней по имени-отчеству.

Надо сказать, что благодаря Марии Александровне я сумела добиться реабилитации моего отца -- участника гражданской войны, красного командира, репрессированного в 1937-м. Дело в том, что из-за того, что я была дочерью врага народа, у меня возникали разные трудности. К примеру, очень много молодых людей, даже если у меня с ними складывались прекрасные отношения, узнав, что мой отец репрессирован, переставали со мной встречаться. Со временем у меня даже появился какой-то подсознательный страх. И когда я познакомилась с Игорем Борисовичем, призналась ему, что дочь врага народа, намекая на то, что моя репутация может ему навредить. Но он не отвернулся от меня. Более того, о сложившейся ситуации он рассказал Марии Александровне. Она тут же дозвонилась Клименту Ворошилову и попросила его принять меня по вопросу реабилитации отца. Дело было уже в 1955 году, и понемногу справедливость в отношении невинно осужденных стала восстанавливаться.

Адъютант Ворошилова встретил меня еще у Спасской башни. Когда я зашла в кабинет знаменитого маршала, меня встретил пожилой мужчина, седой, невысокого роста. Я удивилась, так как представляла этого человека-легенду статным, высоким, вечно молодым. Ворошилов долго смотрел на меня (дело отца у него уже лежало на столе), а потом сказал: «А я помню вашего отца еще по гражданской войне, по Западному фронту». Я поначалу не поверила. Думала, он таким образом хочет расположить меня к себе. Но когда он сказал, что я очень похожа на отца (а я действительно была с ним одно лицо), не выдержала и зарыдала. Ворошилов слово сдержал: отца реабилитировали.

«Кабинет Шапошникова был увешан картинами с обнаженными женщинами»

Я слышал, что в киноэпопее Озерова «Освобождение» вы сыграли роль Марии Александровны. Как это произошло?

Да, был такой эпизод в моей жизни. Роль, правда, небольшая. Одно время я играла в театре. Среди моих знакомых было много известных людей. Большим другом супруга был режиссер Юрий Озеров, с которым они вместе учились в школе. И вот когда начались съемки «Освобождения», он предложил мне сыграть эту роль. Я не отказалась, потому что для меня это было большой честью. Если вы помните, есть в фильме момент: Борис Михайлович Шапошников болен, находится на постельном режиме, и ему звонит Сталин. К телефону подходит жена Шапошникова, сообщает о болезни маршала. Это и была я. Помню, перед съемками Озеров решил показать мне подготовленный для съемок кабинет Бориса Михайловича. Захожу, смотрю, а там все так чопорно -- портрет Ленина и Сталина на стене. Я говорю: «Да вы что! Это же неправда. У Бориса Михайловича кабинет был увешан картинами с изображением обнаженных женщин (кисти известных художников) и уставлен большими бронзовыми скульптурами лошадей». Озеров схватился за голову: «Как же я не додумался! Что же может любить настоящий кавалерист? Женщин и лошадей». Правда, настоящую обстановку кабинета так и не воссоздали. Цензура не дала. Кстати, когда возник вопрос, кто же в фильме будет играть Константина Рокоссовского, поступали предложения даже моему мужу. Он очень подходил на эту роль -- высокий, красивый, с хорошо поставленным голосом, фотогеничным лицом. Но Озеров отдал эту роль актеру Давыдову.

А что, Борис Михайлович действительно увлекался лошадьми?

Не так, правда, как Семен Михайлович Буденный, но однажды даже рисковал жизнью, чтобы уберечь своего боевого коня. Это было как раз после революции. Тогда Бориса Михайловича сами солдаты избрали своим командиром. Но из-за хаоса в армии его дивизия разбежалась, и он отправился домой вместе со своим адъютантом. Шли они от самой западной границы. Борис Михайлович всю дорогу вел своего коня под уздцы, что могло стоить ему жизни. Тогда, на волне всеобщего революционного подъема, офицеров бывшей царской армии преследовали. А Борис Михайлович всем своим видом выказывал, что он офицер высокого ранга -- ведет коня под уздцы, рядом -- адъютант. Попадись ему на пути какой-нибудь красноармеец, даже сочувствие большевикам не помогло бы избежать смерти.

Он таки дошел домой и привел с собой своего коня. К сожалению, из-за сложного материального положения его пришлось продать местному священнику. Но конь долго не мог забыть прежнего хозяина: очень часто, когда коня начинали запрягать, он вырывался и бежал к дому, где жил Борис Михайлович. Мария Александровна вспоминала: прибежит, остановится у изгороди и начинает ржать. Только Борис Михайлович мог успокоить животное. Он выходил из дому, гладил коня по морде, просил прощения и отводил к священнику.

«Сталин запретил делать Шапошникову операцию по удалению раковой опухоли»

Возможно, вам что-то известно об обстоятельствах смерти Бориса Михайловича, ведь в разных источниках указываются разные причины?

Было очень сложное время. С одной стороны, Сталин уважал Бориса Михайловича, прислушивался к его советам, доверял ему разработку самых ответственных операций. С другой, по словам Марии Александровны, на Шапошникова следователи НКВД собрали увесистое дело (но по какой-то причине ход ему так и не дали). В этой связи и обстоятельства смерти Бориса Михайловича можно рассматривать по-разному. В большинстве официальных источников указано, что Шапошников умер от большой перегрузки на работе и от прогрессирующего туберкулеза. Однако, как вспоминала Мария Александровна, Борис Михайлович умер от рака желудка. Фактически он умирал мученической голодной смертью. Когда болезнь обострилась, не мог принимать пищу. Врачи предложили сделать операцию, которая, по их мнению, должна была замедлить течение болезни. О страшном диагнозе, поставленном Шапошникову, и о предложении медиков узнал Сталин. Он категорически запретил делать операцию.

Сейчас трудно дать оценку поступку Иосифа Виссарионовича -- был ли это злой умысел или, наоборот, забота. Но как бы там ни было, Борис Михайлович умер довольно рано -- в 57 лет. Кстати, это стало еще одной темой для споров между мной и режиссером Юрием Озеровым при съемках «Освобождения». В фильме роль Шапошникова играл Бруно Фрейндлих, отец Алисы Фрейндлих. Ему тогда было уже хорошо за 70 и выглядел он старым человеком -- в отличие от Бориса Михайловича, который хотя и неимоверно страдал перед смертью, но держался бодро и выглядел на свои годы. Об этом несоответствии я и заявила Озерову. Он вроде бы согласился со мной, а потом, как бы извинясь, произнес: «Извини, Слава, но другого такого же интеллигентного актера у нас нет».

Что вы можете сказать о другой версии -- из-за перегрузок на работе?

Как вспоминал маршал Василевский, Борис Михайлович работал всегда. Редко его можно было застать в кабинете отдыхающим за чашкой чая. Его работоспособность поражала и Сталина. В 1933 году была проведена чистка в партаппарате и наркоматах. В заключении комиссии по Шапошникову значилось: «Беспредельно предан делу рабочих и партии… Много умеющий и много знающий». А устно ему сделали замечание: «Вы мало себя бережете. Вам надо работать так, чтобы не надорваться». Спустя пять лет, в 1938 году, по воспоминаниям Василевского, Борис Михайлович получил документ за подписью Климента Ворошилова, где нарком обороны писал: «Шапошникову Б. М. приказываю прервать работу на 6 суток для отдыха, согласно заключению врачей». Но Борис Михайлович игнорировал эти указания, просьбы, приказы.

Попытки хоть как-то повлиять на неугомонного Бориса Михайловича продолжались вплоть до 1942 года, когда на посту начальника Генштаба его сменил Василевский. После ухода с должности за Борисом Михайловичем, согласно постановлению Государственного комитета оборонны (ГКО), сохранялись пост заместителя министра обороны, звания, полагаемые по статусу льготы. Но была еще особая приписка к этому постановлению: «Запретить маршалу работать более пяти часов в сутки».

По воспоминаниям Марии Александровны, одним из последних желаний Бориса Михайловича было дожить до конца войны. Он чувствовал, что еще немного -- и мы одолеем врага, поэтому каждое утро с трепетом слушал сводки с фронта. Иногда, когда Борису Михайловичу было совсем плохо, Мария Александровна сама зачитывала супругу сообщения о событиях на фронте. Он держался, потому что болел за армию, которой посвятил всю свою жизнь (основами воинских уставов для большинства родов войск, разработанными еще Шапошниковым, в Советской Армии пользовались почти 50 лет. -- Авт.). И все-таки болезнь одолела его раньше, чем советские войска завершили разгром немецких войск. Борис Михайлович не дожил до конца войны лишь 42 дня. В день его смерти 26 марта 1945 года по радио передали сообщение, что войска Второго Украинского фронта, перейдя в наступление, прорвали мощную оборону немцев в горах в районе Будапешта. Это было последнее известие о войне, которое услышал Борис Михайлович. Вечером его не стало.

Святые отцы говорят нам: прежде смерти ни в ком не отчаивайся. А в России как мы можем отчаиваться? Вся история ее говорит нам: по-человечески не было выхода, конец наступал, - а она после этого поднималась и становилась еще сильнее. И при этом всегда шла молитва - на земле и на небе.

Так было и тогда, когда святые князья страстотерпцы Борис и Глеб решили помочь святому благоверному князю Александру Невскому, тогда еще ратоборствовавшему на земле. А потом и Александр Невский с Небес вместе с ними помогал святому благоверному князю Димитрию Донскому на Куликовом поле - вместе с преподобным Сергием… А уж столько русских святых на небе, сколько сегодня, и не было никогда еще в русской истории! Да разве молитву любого из них не примет Господь за его и наше земное Отечество? И если наши робкие молитвы усилят молитвы всех святых, в земле Российской просиявших, - разве это так мало? Разве это не может преложить на милость суд Божий об Отечестве нашем - как это и было ровно 400 лет назад? Как все эти века, до сего дня…

Нет, нет у нас причин колебаться, сомневаться: примут ли наши тихие молитвы, не примут ли Господь, Матерь Божия, все святые… Что я могу…

И, тем более, нет нам дороги унывать. Нет на это нынче времени! Нет времени на сомнения, на колебания. Есть еще, слава Богу, время на молитву! Лучшим ничем нам это время не наполнить.

А еще есть пост!

Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21), - открыл нам наш Спаситель.

Непобедимое оружие - молитва и пост, - говорит нам Святая Церковь.

Более двадцати лет назад наше единое великое государство распалось. Сбылась мечта всех его врагов.

Вскоре, 17 января 1992 года, в Москве проходило памятное Всесоюзное офицерское собрание, которое весь день транслировалось по телевидению. Армия тогда, можно сказать, криком кричала о том, что после развала Советского Союза ее режут по живому. От Церкви на этом собрании выступал митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Его низкий голос прекрасно звучал в той аудитории. Он, что называется, по полочкам всё разложил для военных людей. Один из них потом сказал:

- Нам бы такого замполита!

Через день после этого, на Богоявление Господне, мы собрались в Троице-Сергиевой Лавре, в келье отца Моисея (Боголюбова). Он сказал:

- Надо помогать армии!

И написали статью о необходимости восстановить традиционное единство Церкви и Армии. Через несколько дней она была напечатана в «Русском Вестнике». Название ей дал отец Моисей: «На острие меча». Главная его мысль была: «Если Церковь соединится с Армией, Россия будет непобедима».

Таков был суворовский военный опыт, суворовский завет: «Молись Богу - от Него победа!»

В тот же год, 9 сентября, в Военной Академии Генерального штаба состоялась первая встреча духовенства с офицерами и генералами Академии, на которой было принято совместное обращение ее участников к Патриарху Алексию II и министру обороны с призывом восстановить вековое традиционное единение Церкви и Армии…

Господь сподобил меня служить в Советской Армии солдатом в 1975-76 годах - время было совершенно мирное, служба шла в Армении, в тогдашнем Ленинакане (до этого - Александрополе, ныне - Гюмри), в старинной «Большой крепости», заложенной Императором Николаем I вместе с церковью, посвященной святой мученице Александре, небесной покровительнице Императрицы (потому и город был тогда так назван). И только теперь узнал: в 1918 году турки-оккупанты сожгли в этой церкви батюшку отца Матфея с православным народом. Недавно церковь была вновь освящена - там и ныне служат наши ребята.

Тогда мы и не знали, проходя посреди крепости много раз в день мимо этой церкви, полуразрушенной, слегка прикрытой плакатами с орденами комсомола, стоя перед ней на плацу, сколько у нас, советских солдат, было небесных покровителей, которые вели нас к Богу, к молитве - и привели.

Помню вывод, который сделал из той службы: то, что мы, служившие в мирное время, даже и представить себе не можем, что такое значит - служить на войне.

Невестка знаменитого Маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова, супруга его сына генерал-лейтенанта Игоря Борисовича, Слава (в крещении Фотиния) Александровна рассказала мне, что году в 1972-м, когда она ездила в Киев, в одном из храмов после литургии старенький священник сказал:

- А теперь помолимся о здравии военачальника Георгия.

- Какого военачальника Георгия? - спросила она.

- Жукова, - ответил он.

- Почему?

И батюшка рассказал ей, как в 1943 году, когда был освобожден Киев, Жуков велел открыть Софийский собор, призвать всех священников, которые были в городе, и отслужить благодарственный молебен. И весь этот молебен простоял на коленях.

Георгий Константинович, видимо, как никто другой знал, что чисто военными силами мы бы не победили.

Однажды С.А. Шапошникова спросила маршала А.М. Василевского, ученика и преемника Бориса Михайловича на посту начальника Генерального штаба нашей армии: «А почему Сталин его одного называл по имени-отчеству?» - «Потому что он его уважал, - ответил Александр Михайлович. - Потому что тот не скрывал свою веру. Все знали, что он носит ладанку. И Сталин знал».

- Откуда знал? - спрашиваю ее.

- Ему доложили.

- А они как узнали?

- Я у маршала Василевского спрашивала, как они узнали. Он говорит: «Да у него были плохие легкие, ему было жарко, он снимал китель, менял рубашки, и адъютанты, наверно, заметили, донесли…»

В этой ладанке, которую он носил всю жизнь, были: казацкий нательный крест, серебряный, черный, довольно большой, благословение дедушки; три старинных иконки: Божией Матери в рост, может быть «Всех скорбящих радость», из красного камня, и две святителя Николая: финифтевая и деревянная; и 90-й псалом Живый в помощи вышняго…

- В каком же году Сталин узнал?

- Как мы с Александром Михайловичем думали, он узнал об этом еще до войны. Борис Михайлович еще раньше был начальником Генштаба, потом был перерыв, во время финской войны… Перед этим он сказал Сталину: «Война будет серьезная. Это надолго. Я с Маннергеймом служил, это гений обороны». А другие командующие говорили, что это будет быстро, чуть ли не неделя.

Сталин сказал:

- Серьезная? Борис Михайлович, если вы так считаете, вам нужно отдохнуть. Поезжайте в Кисловодск.

И без него шла война. Он, конечно, не просто отдыхал там, он переживал все это…

Отец Бориса Михайловича был из донских казаков. А его мать, урожденная графиня Ледомская, - из высланных за Урал после восстания поляков.

Он сидел лишь однажды под домашним арестом. И вышел чудом. Его ум спас его, Господь вразумил. Его вызвали на Политбюро, и Сталин сказал ему, показывая на некую личность: «Вот этому человеку вы в своем кабинете вынули из сейфа и передали секретные документы». - Борис Михайлович, обратясь к личности, сказал: «Голубчик, опишите мой кабинет, скажите, где стоит мой сейф». А тот молчит. Сталин говорит этой личности: «Вон!» Так кончился домашний арест Бориса Михайловича, который, как говорила Мария Александровна, на него очень подействовал. Тогда же он сжег свои воспоминания, которые относились к советскому времени.

Нательный крест, - говорит Слава Александровна, - всегда носил и маршал Семен Михайлович Буденный. Проезжая мимо храма, останавливал машину, крестился с поклоном.

С.А.Шапошникова сидит на диване, перед ней - маленький круглый столик.

Вот на этом столике, - говорит она, - лежала Библия Бориса Михайловича. Борис Михайлович рассказывал, что они всегда молились: в юнкерском училище, в Академии Генерального штаба… Игорь Борисович был очень верующим. Он читал эту Библию каждый день.

Сам Борис Михайлович Шапошников во время Великой Отечественной войны каждый день молился с земным поклоном:
- Спаси, Господи, мою Родину и русский народ!

Она об этом узнала случайно от мужа. Обычно по утрам он уходил в свой кабинет, а она готовила завтрак. Однажды пошла позвать его, подходит, видит - он стоит лицом к иконам и молится этими словами. Перекрестился, поклонился.

Я увидела, что он был весь в молитве… - вспоминает Слава Александровна. - Мне не дано так молиться за Россию…

Она удивилась: обычно молятся о родных, о близких… Спросила:

Игорь, откуда у тебя такие слова?

Он повернулся к ней и спокойно ответил:

Так молился мой отец.

О том, что Борис Михайлович молился с земным поклоном, я слышал от отца Валериана Кречетова, который исповедовал и причащал Игоря Борисовича.

Недавно мы опять вспоминали Игоря Борисовича, и батюшка сказал:

Он был умница!

В свое время Игорь Борисович предложил нашему руководству идею системы противоракетной обороны с элементами космического базирования, которая потом у американцев стала называться СОИ - стратегическая оборонная инициатива.

Для работы над ПРО он ушел из Генерального штаба с высокой должности, - рассказывает Слава Александровна, - подал рапорт маршалу М.В. Захарову. Тот его не отпускал. Но Игорь Борисович сказал: «Матвей Васильевич, у меня есть идея, я хочу высказаться». И стал заниматься этими исследованиями.

Он работал днем и ночью один в кабинете, треть которого занимала японская вычислительная машина. Ему не давали полностью материалы, считали, что это работа бесперспективная, что это неосуществимо, потому что слишком дорого. Пока, наконец, в 1983 году американцы не объявили про СОИ.

Однажды во время той работы Игорь Борисович заметил стоявший неподалеку какой-то «Фольксваген» с темными окнами, доложил об этом особистам. Те сказали ему, что американцы у него всё считывают. Приняли меры: приехали две наши машины, окружили ту с двух сторон и всю информацию в ней сожгли.

Он не считал, что американцы обязательно выкрали его идею. Он говорил: «Разум развивается параллельно».

Действительно, мы знаем из истории открытий немало таких примеров. Может, Господь, одаривая своими идеями ученых и изобретателей, делает это так, чтобы они не зазнавались?

Его вызвали тогда в ЦК партии и сказали: «Игорь Борисович, придумайте что-нибудь еще». Он ответил: «Такая идея приходит раз в жизни. Придумать я ничего не могу. Я могу усовершенствовать то, что есть».

Тогда ему дали институт.

Слава Александровна говорила мужу:

Я живу с тобой, как американский шпион: ничего не знаю, чем ты занимаешься… Узнаю только на банкетах, когда тебя награждают.

Она вспоминала, как с другими военными они и в советское время собирались на Пасху… Однажды на такой встрече дважды Герой Советского Союза летчик-бомбардировщик генерал-лейтенант Павел Андреевич Таран (386 боевых вылетов) сказал:

Я ни разу не сел в самолет, не перекрестившись.

В уставе русских летчиков Царской Армии было: «Бой в воздухе - это бой насмерть», - говорит Слава Александровна. - Маршал Тимошенко был верующим. Они поэтому ничего не боялись. У многих из них были жены поповны. У Чуйкова была жена поповна, он тоже был верующим. У Неделина жена была диаконица… Авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов был сыном священника. Звал священников, они приезжали, освящали ему все самолеты. Однажды был неудачный полет - Николая Николаевича перед этим не предупредили, - и он очень жалел, что не успел освятить тот самолет: «Ну что же я не освятил!»

Тайна русской истории не разгадана.

В ней всё неоднозначно, не очевидно, даже парадоксально - по-русски… В этом наша сила, непредсказуемость для врагов. Так Богу угодно…

В 1917 году, прямо в день вынужденного отречения от престола святого Царя-мученика Николая, в Коломенском неожиданно явилась Державная икона Пречистой с Богомладенцем, где Матерь Божия изображена как Царица на троне, со скипетром и державой. Начались гонения на Церковь, закрывались храмы, Державная икона исчезла. Но теперь мы знаем, что с 1929 по 1988 годы она находилась на Красной площади - в Историческом музее. Чего только ни носили мимо него в это время, чем только его ни «украшали», но главной оставалась невидимая для внешнего взора Небесная Царица Русской земли.

Император Александр I, помазанный на Царство в 1801 году, впервые прочитал Евангелие в 1812 году. А генеральный секретарь ЦК ВКП(б) учился в духовном училище, потом в семинарии, не только прекрасно знал Евангелие, но даже и в советское время цитировал Библию, часто говорил, по воспоминаниям современников, в том числе Главного маршала авиации А.Е. Голованова: «Ну, с Богом», «дай Бог», «помоги, Господь!»

Верховный, надо думать, лучше всех знал, Кто помогал нам побеждать.

Русская история учит нас, что революция - это ложь и горе. Это узаконенное беззаконие, это право на бесправие.

Революция - это грех. Это ропот на Бога, это богоборчество, это служение нечистой силе - недаром все революции на деле оборачиваются кровью.

Революция страшна тем, что дает полную внешнюю свободу человеку, отменяет все правила, законы, обычаи: «именем революции». Человек ведь хочет не только хорошего, он использует свободу не только для добра - хотя именно это громогласно возвещает революция. Нет, человек - грешный, и эту свободу он использует и для греха, для зла, и даже в первую очередь - отвергая Божественный закон. Вот почему от революции в результате всегда больше зла, чем добра, и она наконец захлебывается во зле, и люди гибнут, тонут в море насилия и лжи, в том числе пытающейся оправдать революцию.

Эта ложь, эта кровавая суть революции проявилась отнюдь не в 1937 году. Нет, сразу, с 1917 года, который был отнюдь не справедливее и гуманнее 1937-го. А 1937 год, казни большевиков - это было не «извращение революции», не коварный отход от ее «высоких идеалов», от ее сути -это было, прежде всего, неотвратимое возмездие за «красный террор», начатый двадцать лет назад, ибо, по слову Спасителя, «все взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Для того, чтобы не погибнуть в истории в нынешнее катастрофическое время, русскому народу нужно решительно пересмотреть свое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо» в русской истории ХХ века, и прежде всего отвергнуть «прелести» революции и демократии - и обратиться не к разрушению, а к созиданию. К высокому христианскому идеалу, который только и улучшает жизнь по-настоящему - улучшает людей, к нему стремящихся. К неприемлемости греха во всех его видах. А потому и к настоящим, созидательным, спасительным ценностям самодержавия, праведной государственной власти, основывающейся на служении этим идеалам, с неизбежным ограничением «свобод», ведущих к пороку и разложению общества, с цензурой на грех во всех его проявлениях. К традиционным понятиям нашего народа, который веками воспитывался в монархической православной патриархальной традиции.

Какой будет будущая история России ХХ века, которая будет еще, Бог даст, написана? Хочется надеяться - объективной. Без ретуши и клеветы. Историк не должен быть ни обвинителем, ни адвокатом. Нужно во всем разобраться спокойно, отдать должное всем ее деятелям, не закрывая глаза и на самое черное, но и не умаляя героических усилий каждого. Видеть не столько идеологию, сколько дух, в котором совершались те или иные деяния.

Мы не должны быть ни «сталинистами», ни «антисталинистами» - мы должны быть «правдистами». Нам нужна достоверная картина этого сложнейшего периода русской истории такой, какой она была на самом деле. И не столько личность Сталина нас интересует, сколько суть происходившего как часть Промысла Божия.

Нам нужно, по слову Н.В.Гоголя, не препираться об истине, а углубляться в истину. Он же писал друзьям: «Экзальтации у меня нет. Складываю цифры и сами собой выходят суммы».

Вот и нам нужно «складывать цифры». Не спешить «подбивать итог». Тем более не «подгонять под ответ» факты истории, отбирая те из них, которые нам нравятся, которые подходят под сформировавшиеся у нас, навязанные нам представления, отставляя другие в стороне. Собирать - из самой жизни.

Эта история будет, конечно же, написана с любовью к России. «Нет убедительности в поношениях и там нет истины, где нет любви», - писал А.С. Пушкин в рецензии на «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Русофобия есть тяжкий грех, потому что русский народ - это народ, избранный Богом для хранения и возвещения мiру истинной веры, как показали в ХХ веке лютые гонения на Церковь, на народ Божий, воздвигнутые диаволом на Родине, как показала наша эмиграция, воздвигавшая в это время на всех континентах Земли православные храмы.

Россия - Дом Пресвятой Богородицы. Суть русофобии - богоборчество. Безумная, дьявольская затея, орудие которой - ложь, отец которой, по слову Спасителя нашего, - враг рода человеческого.

На днях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в Польше с официальным четырехдневным визитом, в рамках которого совершил ряд богослужений, встретился с православным духовенством и представителями высших властей страны, а также подписал совместное католико-православное воззвание о примирении народов России и Польши.

И как тут не вспомнить о катастрофе самолета Ту-154 с президентом Польши и другими руководителями этой страны, произошедшей 10 апреля 2010 года, в субботу Светлой седмицы, - это было испытание веры польского народа.

В Светлую субботу пасхальной седмицы, когда мы поем: И ненавидящим нас простим вся Воскресением… - этот самолет направлялся из Польши на русскую землю для того, чтобы русских братьев-славян стыдить и унижать за те «преступления», которые нам приписаны символом лжи в истории человечества - Геббельсом.

Так называемые «документы», якобы изобличающие в этом нашу страну, как теперь установлено, - поддельные. К тому же взаимные упреки за прошлые горькие события в истории их стран народы могут предъявлять друг другу до безконечности, в том числе и к Польше Россия. А могут строить свои отношения на основе заповедей Спасителя о любви даже ко врагам, о неосуждении и прощении.

Будет ли, наконец, это трагическое событие воспринято нашими братьями как знак Свыше - который для верующих людей убедительнее любых «документов»? Как призыв к смирению, к покаянию? Как сигнал для поляков о том, как нужно относиться к Катыньскому расстрелу, к России, к Победе, к своей роли в истории? Или оно будет воспринято без всякой веры в то, что в нашей жизни нет ничего вне Промысла Божия, как учат святые отцы? И даже такое суровое событие не принесет ныне духовной пользы польскому народу?

Да, это решают в конечном итоге не наши человеческие представления, не наше мудрование, не крикливые телеобозреватели - всё это, как Господь сказал, отстоит как небо от земли от мыслей Божиих. Всё это решает только Господь. Он, как известно, правду видит, да не скоро скажет. Бог долго терпит, да больно бьет. На всё воля Божия. Это наизусть знает наш православный народ.

В тот же год, 7 сентября, такой же самолет, Ту-154, который летел из Полярного в Москву и который по-человечески как раз не мог не разбиться, поскольку через три с половиной часа полета на высоте более десяти тысяч метров в самолете отказали системы электроснабжения и навигации, сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Но воля Божия была ему приземлиться, и он благополучно приземлился на чудом оказавшейся на его пути взлетно-посадочной полосе. На борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Пилоты рейса Евгений Новосёлов и Андрей Ламанов провели экстренное снижение, пробили облака и визуально стали искать подходящую площадку для посадки. Они смогли совершить ее в недействующем аэропорту села Ижма. Посадку пришлось производить без приборов и на повышенной скорости, поскольку не удалось выпустить закрылки. Сделать это удалось лишь с третьей попытки. Не работало оборудование, позволяющее маневрировать и снижать скорость, отсутствовала связь с землей. Кроме того, полоса была слишком короткой (1,4 километра), и потому лайнер на скорости 100 километров в час выкатился на землю и проехал еще 180 метров по лесополосе. Но все его пассажиры, включая женщину, ждавшую ребенка, остались целыми и невредимыми.

Специалисты утверждали, что такое в истории авиации еще не удавалось никому.

Супруга штурмана рассказывала:

Я всегда перекрещиваю Сережу перед полетом. В тот раз тоже перекрестила. А еще летом Сергей вез как-то Патриарха нашего Кирилла. И тот в благодарность за полет благословил Сережу и подарил ему иконку.

Сергей был счастлив. Ведь иной раз не осмелишься попросить об этом прямо. А тут Патриарх сам вдруг так захотел. Может быть, это благословение и спасло Сережу?

Так Сам Господь сопоставил в один год два этих события.

В истории двух наших народов есть еще одна важная страница. Об этом рассказала мне С.А. Шапошникова.

Однажды отец Валериан приехал и причастил ее мужа, Игоря Борисовича. Это было большое семейное событие, тот до этого долго не причащался. А после этого причащался регулярно.

Батюшка спросил в тот день:

У вас есть церковный календарь?

Раскрыл, сказал:

Сегодня - Ченстоховская икона Божией Матери.

Слава Александровна говорит:

Так ее же спас Борис Михайлович!

После учебы в Академии Генерального штаба, в 1912 году, Б.М. Шапошников служил в Ченстохове. Неожиданно к ним обратился городской глава:

Панове офицеры, помогите! У нас несчастье: похищена Ченстоховская икона.

Как потом оказалось, ее хотели увезти в Америку и наняли похитителей.

Б.М. Шапошников разделил наших воинов на три отряда, и они бросились в разные стороны в погоню. Борису Михайловичу с его воинами удалось нагнать похитителей, и он возвратил главную польскую святыню на ее место.

Батюшка Валериан сказал о Ченстоховской иконе:

Она - покровительница вашей семьи.

Когда генерал Войцех Ярузельский учился в нашей Академии Генерального штаба, он представился однажды Игорю Борисовичу Шапошникову, который был тогда одним из руководителей кафедры стратегии, поклонился и сказал:

Наш народ не забудет того, что сделал ваш отец для Польши.

Неизвестный маршал

2 октября – 130 лет со дня рождения (1882 – 1945) маршала Б.М.Шапошникова.

Среди духовных чад известного пастыря иерея Николая Булгакова была невестка знаменитого военачальника Слава (в крещении Фотиния) Александровна. Именно она и поведала отцу Николаю о сокровенных сторонах жизни маршала и других известных людей. Об этом священник рассказал в книге своих воспоминаний, фрагменты которых мы сегодня публикуем.

Невестка знаменитого Маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова, супруга его сына генерал-лейтенанта Игоря Борисовича, Слава Александровна рассказала мне, что году в 1972-м, когда она ездила в Киев, в одном из храмов после литургии старенький священник сказал:

– А теперь помолимся о здравии военачальника Георгия.

– Какого военачальника Георгия? – спросила она.

– Жукова, - ответил он.

– Почему?

И батюшка рассказал ей, как в 1943 году, когда был освобожден Киев, Жуков велел открыть Софийский собор, призвать всех священников, которые были в городе, и отслужить благодарственный молебен. И весь этот молебен простоял на коленях.

Георгий Константинович, видимо, как никто другой, знал, что чисто военными силами мы бы не победили.

Однажды Слава Александровна спросила маршала A.M. Василевского, ученика и преемника маршала Шапошникова на посту начальника Генерального штаба нашей армии:

– А почему Сталин его одного называл по имени-отчеству, а не как всех, например, «товарищ Молотов?»

Потому что он его уважал, - ответил Александр Михайлович. - Потому что тот не скрывал свою веру. Все знали, что он носит ладанку. И Сталин знал.

– Откуда знал? – спрашиваю ее.

– Ему доложили.

– А они как узнали?

– Я у маршала Василевского спрашивала, как они узнали. Он говорит: «Да у него (Шапошникова - Примеч. ред.) были плохие легкие, ему было жарко, он снимал китель, менял рубашки.… И адъютанты, наверно, заметили, донесли.

В этой ладанке, которую он носил всю жизнь, были: казацкий нательный крест, серебряный, черный, довольно большой, благословение дедушки; три старинных иконки: Божией Матери в рост (может быть, «Всех скорбящих радость»), из красного камня, и две святителя Николая – финифтевая и деревянная, и 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго ». Нательный крест всегда носил и маршал Семен Михайлович Буденный. Проезжая мимо храма, останавливал машину, крестился с поклоном.

С.А. Шапошникова сидит на диване, перед ней - маленький круглый столик.

– Вот на этом столике, – говорит она, – лежала Библия Бориса Михайловича. Борис Михайлович рассказывал, что они всегда молились: в юнкерском училище, в Академии Генерального штаба...

Сам Борис Михайлович Шапошников во время Великой Отечественной войны каждый день молился с земным поклоном:

– Спаси, Господи, мою Родину и русский народ!

О том, что Борис Михайлович молился с земным поклоном, я слышал от отца Валериана Кречетова, который исповедовал и причащал его сына Игоря Борисовича.

Она вспоминала, как с другими военными они и в советское время собирались на Пасху. Однажды на такой встрече дважды Герой Советского Союза летчик-бомбардировщик генерал-лейтенант Павел Андреевич Таран (386 боевых вылетов) сказал:

– Я ни разу не сел в самолет не перекрестившись.

В уставе русских летчиков царской армии было: «Бой в воздухе – это бой насмерть» – говорит Слава Александровна. – Маршал Тимошенко был верующим. Они поэтому ничего не боялись. У многих из них были жены поповны. У Чуйкова была жена поповна, он тоже был верующим. У Неделина жена была диакониса... Авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов был сыном священника. Звал священников, они приезжали, освящали ему все самолеты. Однажды был неудачный полет – Николая Николаевича перед этим не предупредили, и он очень жалел, что не успел освятить тот самолет: «Ну что же я не освятил!»

В истории двух наших народов есть еще одна важная страница. Об этом также рассказала мне С.А. Шапошникова.

Однажды отец Валериан приехал и причастил ее мужа, Игоря Борисовича. Это было большое семейное событие, тот до это­го долго не причащался. А после этого причащался регулярно.

Батюшка спросил в тот день:

– У вас есть церковный календарь?

Раскрыл, сказал:

– Сегодня – Ченстоховская икона Божией Матери.

Слава Александровна говорит:

– Так ее же спас Борис Михайлович!

После учебы в Академии Генерального штаба, в 1912 году, Б.М. Шапошников служил в Ченстохове . Неожиданно к ним обратился городской глава:

– Панове офицеры, помогите! У нас несчастье: похищена Ченстоховская икона.

Как потом оказалось, ее хотели увезти в Америку и наняли похитителей.

Б.М. Шапошников разделил наших воинов на три отряда, и они бросились в разные стороны в погоню. Борису Михайловичу с его воинами удалось нагнать похитителей, и он возвратил главную польскую святыню на ее место.

Батюшка Валериан сказал о Ченстоховской иконе:

– Она – покровительница вашей семьи.

Когда генерал Войцех Ярузельский учился в нашей Академии Генерального штаба, он представился однажды Игорю Борисовичу Шапошникову, который был тогда одним из руководителей кафедры стратегии, поклонился и сказал:

– Наш народ не забудет того, что сделал ваш отец для Польши.

Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Б №39(658)2012

В преддверии 9 Мая мы вспоминаем единственного из маршалов Великой Отечественной, которому не суждено было дожить до Победы. Борис Шапошников скончался от тяжелой болезни 26 марта 1945 года, за 44 дня до окончания войны. О его вере и молитвах «Православной Москве» рассказывает невестка маршала Слава Шапошникова.

Генеральская Пасха

– Даже в советские годы в нашей семье всегда отмечали Пасху. Я приглашала в дом товарищей мужа по Генштабу, и мы всегда восклицали «Христос Воскресе!». Однажды после такого возгласа из-за стола встал дважды герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Павел Таран. Этот знаменитый лётчик-бомбардировщик Дальней авиации совершил 386 боевых вылетов. В тот светлый праздник он признался, что во время Великой Отечественной войны ни разу не сел в самолет, не перекрестившись. Так что сколько ни страшили нас НКВД, мы все равно не стали шарахаться от церквей, не перестали осенять себя крестным знамением, продолжали отмечать Пасху и приветствовали друг друга «Христос Воскресе!» И, слава Богу, дожили до того времени, когда можно в храм открыто ходить! – немного волнуясь, говорит Слава Александровна.

Будущая невестка маршала с младенчества воспитывалась в вере. В страшные годы репрессий ее семье пришлось несладко. Отец Славы Александровны был арестован и погиб в камере после допроса. Затем в НКВД вызывали ее мать.

– Я могла остаться сиротой и воспитываться в детском доме, – рассказывает собеседница. – Советскую власть за то, что погубили моего замечательного папу, возненавидела. Поэтому, когда в 23-летнем возрасте познакомилась с сыном Бориса Михайловича Игорем, в сердцах произнесла: «Вы тут маршалами делались, а мой отец погиб в камере после допроса».

Как молился маршал

Девушка, которую сватали за сына маршала, была решительно настроена против брака. Ответ своего будущего мужа Слава Александровна запомнила на всю жизнь. Игорь Шапошников ответил: «Я и мой отец служили не им, а Родине».

– Конечно, – соглашается сейчас Слава Александровна, – это не Родина отняла у меня отца, а советская власть. Но различать эту тонкую грань способны только люди с прочными историческими корнями. Борис Михайлович Шапошников был именно таким человеком. А еще он был глубоко верующим.

Борис Шапошников на встрече со Сталиным. Фото из семейного архива

Однажды уже много лет после смерти маршала Шапошникова я совершенно случайно стала свидетельницей удивительного явления. Я ждала своего супруга к завтраку, а он задерживался у себя в кабинете. Я пошла посмотреть, что он там делает. Вхожу в комнату и вижу, что муж обращен к иконам и произносит молитву: «Спаси, Господи, мою Родину и русский народ!». Эти слова меня очень удивили. Я обычно говорю: «Спаси Господи меня, моего мужа, мою маму». Оказалось, эти слова Игорь Борисович узнал от своего отца. Так Борис Михайлович Шапошников молился каждый день. С земным поклоном.

Как Жуков Софию Киевскую открыл

На войне он носил ладанку. В кожаном мешочке у свекра всегда был почерневший от времени нательный казацкий серебряный крест. Там же хранились несколько образков – Божией Матери и еще два – святителя Николая. Также была от руки написанная материнская молитва «Живый в помощи Вышняго…». У Бориса Михайловича сильно болели легкие. Он все время снимал китель и часто менял рубашки, перекалывая от одной к другой свою ладанку. Адъютанты, среди которых было много доносчиков, известили об этом руководство. Было приказано тайно выяснить, что хранится в кожаном мешочке Шапошникова. После обыска ничего не подозревающего маршала вызвал к себе Сталин и сказал: «Ну что, Борис Михайлович, будем молиться о Родине?» При этом Шапошников был один из немногих руководителей страны и армии, к которому Сталин обращался не «товарищ Шапошников», как к остальным, а по имени отчеству. Думаю, он был уважаем за то, что свою веру в Бога не скрывал.

Среди маршалов было множество верующих людей. Когда в 1943 году наши войска освободили Киев, четырежды Герой Советского Союза маршал Георгий Жуков открыл тщательно охранявшийся немцами и не пострадавший Софийский собор. После того как врага вытеснили из города, Жуков призвал всех киевских священников собраться и отслужить благодарственный молебен. Все богослужение Георгий Константинович простоял на коленях. Видимо, он как никто другой понимал, что только военными силами мы бы не справились. Об этой истории я узнала совершенно случайно в 1972 году. Я по личным делам поехала в Киев и ходила там по храмам. Во время богослужения священник сказал: «А теперь помолимся о здравии военачальника Георгия». В конце службы я подошла к батюшке поцеловать крест и спросила, о каком военачальнике Георгии мы молились. Он-то мне и поведал эту историю о службе в Софии Киевской в 1943 году. Многие маршалы не боялись и не скрывали свою веру. У некоторых из них в женах были дочери священников. Например, у дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова, а также у главного маршала артиллерии, героя Советского Союза Митрофана Неделина.